в каком году произошло сжатие денежной массы
Великая депрессия (1929-1933) – причины в таблице (9 класс)
Великая депрессия в США – это экономический кризис, длившийся 7 лет, с 1929 по 1933 годы. Кроме Америки, она также сильно затронула Германию, Францию и Канаду.
Причины Великой депрессии
До сих пор единой теории на этот счет не существует. Однако в качестве основной все же можно назвать кризис перепроизводства: правительство страны не контролировало развитие рынка, в результате чего случился кризис перепроизводства. Население не могло приобрести столько товаров и еды, сколько производилось, в результате чего рынок обвалился.
В качестве второй причины этого явления, изучаемого в 9 классе, называют финансовые спекуляции, результатом которых стал так называемый “черный четверг”, 24 октября 1029 года, когда цены на акции катастрофически обвалились.
Основные события этого исторического периода
Их наглядно проиллюстрирует таблица “Великая депрессия 1929-1933 годов”.
Событие
Принят тариф Смута-Хоули, который должен был защитить внутренний рынок благодаря 40%-й ставке пошлины на импорт. Результатом стала “передача” кризиса в Европу
Банковский кризис, вызванный тем, что вкладчики стали активно забирать из банков свои деньги. Результатом стало абсолютное сжатие денежной массы.
В Детройте охраной Генри Форда расстреляно шествие голодающих рабочих. Убито пять человек
Банки в период американского кризиса стали настолько непопулярными, что их грабителей воспринимали как национальных героев.
Комплекс антикризисных мер
Франклин Рузвельт стал президентом США в 1932 году, и именно он вывел страну из кризиса. В первые же сто дней его президенства было принято множество законов для борьбы с Великой депрессией, которые впоследствии были названы “новым курсом”.
Рис. 2. Франклин Рузвельт.
Начало было положено в 1933 году, всего же выделяется два этапа реформ.
На первом (1933-1934 годы) были объявлены банковские каникулы, во время которых государственные служащие проводили инспекцию этих учреждений. Если банк не выдерживал такую проверку, он закрывался. Если выдерживал – получал помощь федерального правительства.
Также принимались законы, касающиеся промышленности, – они основывались на кодексе честной конкуренции.
На 1935-1938 годы приходится второй период антикризисных реформ. Это были времена реализации расширенной программы общественных работ, когда реализовывались общественно значимые и инфраструктурные проекты. Она помогла спасти от голода миллионы людей.
Рис. 3. Американский рабочий периода Великой депрессии.
Не менее важным было принятие закона Вагнера (1935 год), когда у рабочих появилась возможность создавать профсоюзы.
Последствия Великой депрессии
Америка пережила тяжелые времена. И, конечно, это период имел определенные последствия.
Сильно пострадало промышленное производство, отброшенное на 30 лет назад. Резко снизился естественный прирост населения. Снизился общий доход, а многие трудоспособные граждане и их семьи оказались за чертой бедности.
В период Великой депрессии в десяти штатах, которые производили сельхозпродукцию, наступила засуха. Из-за этого над страной нависла угроза голода.
Что мы узнали?
Кратко рассмотрели причины Великой депрессии в США и основные события, которые происходили в это время. Узнали, что проблема затронула не только Америку – это был мировой экономический кризис. Узнали даты основных значимых событий этого периода, а также то, какую роль в восстановлении страны сыграл президент Рузвельт, “новый курс” которого был комплексом антикризисных мер. Они вывели экономику из депрессии и помогли восстановить благополучие американцев.
В каком году произошло сжатие денежной массы
Сжатие денежной массы
Одним из инструментов регулирования производства в масштабах страны является кредитно-денежная система. Собственно, деньги как средство обращения и платежа (и здесь тесная связь с кредитом) служат своеобразным топливом, заставляющим двигаться кредитно-денежные инструменты. С другой стороны, состояние денежного обращения зависит от состояния экономики. Государство, управляя кредитно-денежной системой, воздействует на производство. Сжатие денежной массы от- [c.82]
Осуществление реформ и экономической политики должны основываться на принципах последовательности и системности рекомендуемых мероприятий. Непоследовательность связана с тем, что за годы реформ провозглашались многие программы, которые не доводились до конца, и имелось множество противоречий. Так, нельзя одновременно формулировать приоритет оживления реального сектора и намечать урезание средств на финансирование инвестиций и инноваций, дальнейшее сжатие денежной массы, провоцируя еще большее ухудшение финансового положения предприятий. Или еще. Нельзя заявить об изменении экономической политики и сохранять технологию ее формирования и реализации на основе официально отвергнутых принципов. [c.15]
Проблема экономической стабилизации возникла в силу имевших место экономических диспропорций, ценового диспаритета, сжатия денежной массы и уменьшения платежеспособного спроса, инфляции, гипертрофированного развития спекулятивного сектора экономики в ущерб реальному, отрыва институциональной базы от потребностей эффективного хозяйствования. [c.30]
Теория дорогих денег и высокие процентные ставки не дали положительных результатов в борьбе с инфляцией за счет сжатия денежной массы (неплатежей) — цены после 17 августа 1998 г. стали расти, и темпы инфляции повысились, неплатежи сократились, но не исчезли. Налоговая реформа принесла лишь частичные результаты, так как начавшийся процесс роста производства в начале 1999 г. после падения правительства Е. М. Примакова прекратился, и вновь начался спад. [c.395]
Правительство не обещало на этот год начала подъема, оно осторожно прогнозировало все же не подъем, а спад, хотя и лишь на 3%. (И этот прогноз оправдался в полной мере.) Основные же усилия оно обратило на подавление инфляции, как говорят экономисты, ортодоксальным методом — то есть прежде всего и раньше всего (хотя и с использованием других, дополнительных средств) методом сжатия денежной массы. [c.161]
Общероссийская проблема «сжатия денежной массы», [c.60]
Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной массы требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них — стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов. [c.446]
Наличие долгосрочных инфляционных факторов немонетарного характера рождает фоновую инфляцию, которую нельзя устранить путем сжатия денежной массы. В определенные периоды фоновая инфляция принимает подавленную форму неплатежей и долгов государства перед предприятиями и населением. [c.649]
Сочетание монетарных факторов инфляции с немонетарными при высокой роли последних свидетельствуют о том, что политика финансовой стабилизации в переходный период не может ограничиваться сжатием денежной массы и требует проведения глубоких структурных и институциональных реформ. [c.649]
Сложность дефляционных (антиинфляционных) мероприятий заключается в том, что их осуществление предполагает сокращение государственных расходов, удорожание кредита, сжатие денежной массы. Все это, в свою очередь, способствует сдерживанию совокупного спроса, уменьшению капиталовложений, а значит, падению, деловой активности и увеличению безработицы. [c.325]
Темп роста количества денег (денежной массы), по мнению монетаристов, в значительной степени определяет уровень производства, цен, безработицы и другие характеристики экономической системы. Причем различаются долгосрочные и краткосрочные последствия изменений денежной массы напр., увеличение ее объема может на некоторое время внести оживление в производство, увеличить занятость, но по мере неизбежного при этом роста цен указанный эффект сходит на нет. В условиях инфляции такая мера, как сжатие денежной массы, несмотря на ряд отрицательных моментов ( рост безработицы, спад производства), способно стабилизировать ситуацию и потому рекомендуется как эффективная антиинфляционная мера. (Следует отметить, что история первых лет экономической реформы в постсоциалистических странах подтверждает этот тезис.) [c.205]
Дефляционный шок — радикальное средство борьбы с инфляцией, реализуется прежде всего путем резкого сжатия денежной массы в стране, а также либерализации цен, внешней и внутренней торговли и других мероприятий, в совокупности составляющих т.н. рыночные экономические реформы. [c.395]
Сжатие денежной массы 306, 324, 342 [c.487]
Учетные ставки, или ставки рефинансирования, играют прежде всего роль индикаторов денежно-кредитного рынка и демонстрируют основные направления процентной политики центральных банков. Понижение официальной процентной ставки приводит к удешевлению кредитных ресурсов и увеличению их предложения на рынке, напротив, ее повышение вызывает сжатие денежной массы, замедление темпов инфляции, но вместе с тем сокращение объемов инвестиций. [c.578]
В первой половине 1992 г. в результате проведения жесткой денежно-кредитной политики удалось резко сжать денежную массу, поставить под контроль дефицит бюджета, но продолжалась практика бесконтрольной выдачи кредитов бывшим республикам СССР. [c.147]
Сжатие денежной массы внутри России вызвало колоссальный кризис неплатежей. Масштабы кризиса неплатежей существенно сократились после проведения в середине 1992 г. зачета взаимной задолженности предприятий, которым сократили неплатежи на 1,7 трлн руб. Вследствие этого наблюдается временный подъем промышленного производства при одновременном росте денежной массы и темпов инфляции в 2 раза. [c.147]
Сокращая дефицит бюджета, государство увеличило свою задолженность перед предприятиями, а это обернулось неплатежами по технологическим цепочкам и общим кризисом неплатежей к концу года. Искусственное сжатие денежной массы и дефицита бюджета обусловило финансовый кризис в экономике. [c.148]
Другая часть экономистов (преимущественно сторонники монетаризма) настаивают на жесткой денежной политике, содержанием которой является сжатие денежной массы. Они считают, что чрезмерная денежная эмиссия подхлестывает инфляцию, поддерживает на плаву неэффективные предприятия и тем самым тормозит как структурную перестройку экономики, так и возобновление экономического роста. [c.260]
В целом снижение курса рубля является фактором сжатия денежной массы М2 и связанного с этим недостатка средств для поддержания платежного оборота в нормальном состоянии, т.е. своевременной выплаты заработной платы, оплаты сырья и материалов, перечисления налогов и т.д. [c.264]
На их основе делается принципиальный вывод о том, что сжатие денежной массы ведет к снижению темпов инфляции. [c.272]
Высшей целью ГРЭ является обеспечение устойчивой экономической и социальной стабильности, на основе реализации прогнозируемых темпов нового, социально ориентированного качества экономического роста при полной и высокоэффективной занятости ресурсов. Динамика целей и задач ГРЭ объективно обусловлена изменениями хозяйственной ситуации в стране. В условиях спада производства и стагфляции важнейшей целью ГРЭ является оживление инвестиционной активности при одновременном соблюдении требований денежно-кредитного регулирования. При чрезмерной занятости ресурсов, или «перегреве» экономики на первый план выдвигается задача обуздания инфляции, что требует постановки и достижения таких промежуточных целей, как сжатие денежной массы, сдерживание инвестиционной активности, сокращение государственных расходов и т. д. Достижение названных целей связано с использованием различных инструментов, или средств государственного регулирования экономики. [c.570]
Роль центрального банка в регулировании кредитно-денежной системы страны. Центральный банк любой страны является государственным, органом, контролирующим деятельность национальной банковской системы, регулирующим денежное обращение и обслуживающим нужды государства. Центральный банк не ведет операций с фирмами или гражданами и имеет дело только с банками внутри страны и за ее рубежом. Главной задачей любого центрального банка является борьба с инфляцией. Вести такую борьбу он может различными способами. Одним из них является изменение величины резервных требований к коммерческим банкам при ускорении инфляции эти требования увеличиваются, чтобы сжать денежную массу в стране. При снижении инфляции резервные требования снижаются, чтобы экономика могла получить больше кредитов для ускорения своего роста. [c.243]
Тем не менее известны случаи, когда векселя в значительной степени замещали деньги в хозяйственном обороте. Это может быть вызвано искусственным, экономически не оправданным сжатием денежной массы, несовершенным законодательством, излишним доверием хозяйствующих субъектов к эмитентам векселей. В России даже сложилась практика так называемого вексельного кредитования, при котором банки выдают свои векселя под проценты. При этом формально предприятие получает у банка кредит и на полученные деньги приобретает вексель того же банка. Две операции проводятся одновременно, и движения денежных средств не происходит. [c.26]
Еще один метод борьбы с инфляцией называют обычно «регулируемой политикой доходов». Он предполагает установление правительством совокупности норм и правил, удерживающих рост зарплаты, цен и инфляционных ожиданий. Довольно часто эта политика приносила нужные результаты, если одновременно осуществлялись контроль за ценами и зарплатой, торможение спроса (сжатие денежной массы), психологическое воздействие на население. [c.90]
В итоге реализации стабилизационных программ произошло резкое сжатие денежной массы, а реальный объем денежной массы в ННГ снизился в среднем в десять раз (см.табл.3.3 из [3.7]). Это как раз тот объем денег, который отвечает потребностям оборота при [c.103]
В связи с ограничением роста цен на первичные природные ресурсы устраняется основа инфляции издержек. В результате финансовая стабилизация становится реальностью, но не столько в силу сжатия денежной массы, сколько по причине нормализации структуры цен. [c.36]
Вывод Исходными в деформации платежной системы являются сжатие денежной массы в обороте и тенденция декредитования в сочетании с шоковым обесценением оборотных средств реального сектора. [c.79]
В чем тут дело Каждый экономист знает жесткая финансово-кредитная политика, ведущая к снижению инфляции, одновременно в результате сжатия денежной массы оказывает угнетающее воздействие на производство, что, разумеется, плохо. Приходится прокладывать маршрут между Сциллой и Харибдой, искать золотую середину, компромиссы — называйте это как угодно. По- видимому, в 1995 году это удалось, что само по себе немалое достижение команды реформаторов, взявших на себя бразды правления экономикой на этом ответственном этапе. [c.174]
Банкротство крупного банка при современной низкой норме резервирования приводит к сжатию денежной массы, провоцирующему снятие денег с текущих счетов других банков и их банкротство. Предвидя эту ситуацию, клиенты совершают набеги на свои банки, стремясь изъять деньги раньше, чем те лопнут. В такой ситуации эмитент государственной валюты, чтобы предотвратить коллапс банковской системы выступает как «кредитор последней руки» (lender of last resort), бросается на выручку и ссужает банки своими деньгами. [c.12]
СЖАТИЕ ДЕНЕЖНОЙ МАССЫ [monetary squeeze] — распространенный монетаристский прием подавления инфляции. Для С.д.м. центральный банк повышает процентные ставки и резервные требования, ограничивает выдачу кредитов, принимаются другие меры по сокращению предложения денег. Платой общества за снижение темпов инфляции при этом становится спад производства (в результате сокращения оборотных средств предприятий, роста взаимных неплатежей), а также увеличение безработицы. [c.321]
Эти инструменты тесно взаимосвязаны, а во многих случая действуют в противоположных направлениях. Напр., сжатие денежной массы приводит к снижению инфляции, но одновре- менно в краткосрочной перспективе — к свертыванию экономической активности и повышению безработицы ограничение правительственных расходов для сокращения бюджетного дефицита снизит темп роста цен, но сократит занятость в бюджетной сфере, а низкая экономическая активность или, [c.342]
Повышение ставки рефинансирования, норм обязательных резервов коммерческих банков и увеличение продажи государственных ценных бумаг имеет следствием сжатие денежной массы. При снижении ставки рефинансирования, норм обязательных резервов и при увеличении скупки государственных ценных бумаг происхбдит расширение денежной массы. [c.299]
В рассмотренных выше российских условиях несостоятельны утвер дения, будто рост цен, инфляция — это всегда результат денежной эм
Денег нет и не будет: как снизить инфляцию и не оказаться на кладбище
Старые песни о главном
Недавно Банк России опубликовал проект Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики (ОНЕГДКП) на 2016–2018 годы.
Как в части стратегии, так и по инструментарию финансового регулирования проект повторяет документы, выпускавшиеся российским Центробанком с 2013 года, с момента перехода к «таргетированию инфляции» и до обвала цен на нефть. С точки зрения бизнеса, как частного, так и государственного, в особенности реального сектора и большинства коммерческих банков, последствия будут разрушительными.
Во-первых, дальнейшее сокращение денежной массы (в реальном выражении) лишит бизнес оборотных средств и возможности осуществлять капиталовложения. Производство в большинстве отраслей будет сокращаться. Значит, будет падать и спрос, причем темпами, сопоставимыми со скоростью намеченного Банком России сокращения денежной массы. Банк России решил, что дальнейшее сжатие денежной базы в реальном выражении за 2014–2017 годы составит (по базовому сценарию) 30%. Согласно ОНЕГДКП, сжатие денежной массы в РФ в сопоставимых ценах составит в 2014–2016 годах 17,2%. А по опыту периодов сжатия денежной массы в 1992–1998 и 2007–2009 годах падение экономической и инвестиционной активности может оказаться глубже прогнозов Банка России.
Во-вторых, проводимая Банком России политика стабилизации курса рубля на основе понятия «таргетирование инфляции» не ведет ни к каким положительным результатам, ведь рубль по-прежнему нестабилен и почти полностью повторяет колебания цены нефти Brent. Единственное позитивное последствие снижения курса рубля состоит в краткосрочном повышении конкурентоспособности отечественных несырьевых товаров на внутреннем рынке. Однако импортозамещение происходит не благодаря, а вопреки политике Банка России. Снижение ВВП и инвестиций в 2016–2018 годах повлечет рост издержек и снижение эффективности производства отечественных товаров, то есть будет способствовать повышению инфляции.
В-третьих, «санация» банковского сектора, являющаяся основным практическим результатом работы Банка России за 2014–2015 годы, хотя и ведет к ликвидации части неплатежеспособных или «криминальных» банков, одновременно лишает тысячи предприятий возможностей кредитования и вообще банковского обслуживания. Проводя политику ликвидации малых и средних банков и ничего не предлагая взамен, Банк России объективно способствует сокращению негосударственного бизнеса в стране.
Двойной удар
При отрицательных темпах роста ВВП одновременное сокращение кредитования при фактическом повышении налоговой нагрузки на бизнес, предлагаемое Банком России, приведет к ускорению падения производства, стагфляции и массовой безработице. Важно понимать, что главная проблема кредитования в экономике — это уже не санкции, а снижение рефинансирования коммерческих банков со стороны Банка России. В текущем году оно составит лишь 3 трлн руб.
В условиях высокой закредитованности предприятий реального сектора (в промышленности доля заемных средств составляет до половины оборотных средств предприятий) столь резкое уменьшение кредитных ресурсов вызовет резкое сжатие оборотных средств. С учетом сокращения банковского сектора и роста стоимости кредитов финансирования для воспроизводства капитала у большинства предприятий уже нет. Собственных средств тоже не осталось: объем частных инвестиций уже давно сравнялся с объемом прибыли.
Сохранение режима свободного плавания курса рубля при отсутствии валютных ограничений также усиливает кризис. В условиях происходящей сегодня беспрецедентно массированной эмиссии мировых резервных валют без ограничений на трансграничное движение спекулятивного капитала в РФ, как и во всех странах с небольшим финансовым рынком, невозможно ни поддержание стабильного обменного курса национальной валюты, ни проведение самостоятельной монетарной политики. Даже малые колебания трансграничного движения спекулятивного капитала повергают такие страны в валютно-финансовый кризис.
Объем российского финансового рынка — менее 1% от мирового. Среднегодовой объем дополнительной эмиссии доллара, фунта, евро и иены впятеро превышает объем денежной базы РФ, при этом большая часть нашей экономики сформирована под иностранные кредиты и инвестиции. Поэтому было достаточно введения санкций, чтобы большинство иностранных инвестиционных фондов, обслуживающих их банков и других финансовых организаций отозвали краткосрочные финансовые вложения. При свободном перемещении капитала такие вынужденные решения иностранных инвесторов дестабилизируют финансовую систему РФ.
Как ограничить инфляцию
Банк России после произошедшего обвала котировок рубля и нескольких последовательных обвалов цен на активы должен оградить внутренний рынок от «свободного» ввоза-вывоза спекулятивного капитала для краткосрочных вложений. Иначе внутренний финансовый рынок РФ будет снова переживать «турбулентность» из-за спекуляций с рублем. От последних мы не застрахованы никак: в 2014 году Банк России не только не ввел на бирже общепринятых мер по стабилизации валютного рынка, но и невольно способствовал падению рубля рефинансированием спекулятивных операций.
Таким образом, Банк России, приняв ОНЕГДКП, не сможет обеспечивать устойчивость рубля. На российском валютно-финансовом и фондовом рынках продолжат доминировать нерезиденты, менее чувствительные к ключевой ставке, ведь они имеют конкурентное преимущество перед всеми финансовыми институтами РФ, так как пользуются дешевыми источниками кредита в США и ЕС.
В условиях когда большая часть операций на бирже совершается в спекулятивных целях, планы Банка России в 2016–2018 годах ограничиться «мониторингом показателей отклонения валютного курса от фундаментально обоснованного уровня» недостаточны. Отсутствие валютных ограничений и полная свобода трансграничного перемещения капитала не позволят стабилизировать валютно-финансовый рынок посредством изменения ключевой ставки.
Снизить инфляцию в перспективе двух-трех лет возможно, увеличивая производство, стимулируя спрос, развивая конкуренцию и инвестируя в основные фонды, если при этом расширить кредитование и ограничить вывоз капитала налоговыми стимулами, что и делалось в КНР, где соотношение денежной массы к ВВП втрое выше, чем в России, а инфляция «почему-то» ниже.
Ненужный бизнес
Проводимая Банком России демонетизация экономики уже вызвала рост неплатежей, банкротств. Рентабельность в обрабатывающей промышленности опустилась до 3–5%, что означает недоступность кредита, сворачивание инвестиций и производства. Все экономические результаты последнего десятилетия будут потеряны в течение одного только 2016 года. Ранее предлагаемые Банком России шаги могли рассматриваться как попытка консервации экономики в страны в состоянии «дрейфа» при относительно высоких ценах на углеводороды. Но сегодня это уже эквивалентно возврату к «шоковой терапии» начала 1990-х годов, то есть к жесткой денежно-кредитной политике и валютному регулированию в «экстремальных» условиях. Но необходимости в методах, применявшихся в первые годы после распада СССР, сегодня в РФ еще нет. При всех недостатках сегодняшнего российского частного бизнеса и госсектора их отличие от начала 1990-х огромны, и помогать экономике надо не методами ограничения деловой активности, а, напротив, методами стимулирования роста экономики.
В случае ожидаемого длительного периода низких цен на нефть предлагаемая политика означает переход к сценарию экономического развития, схожего с украинским. Опыт мировых кризисов (в том числе Великой депрессии 1930-х годов) демонстрирует последствия ошибок, заложенных в продвигаемый Банком России проект, отвечающий лишь его интересам. Бороться с падением ВВП путем сокращения кредита и повышением налогов нельзя. В развитых странах усвоили это в середине XX века. Но из всех моделей поведения у нас снова выбирают «шоковую терапию».