в каком году произошло мусульманство
Когда и где возник ислам — рождение мировой религии
Ислам является одной из трёх авраамических религий. Авраамическими эти религии называются, поскольку произошли из одного источника — для всех трёх религий библейское предание является символом веры, а Авраам почитается как один из первых Божьих избранников. По численности верующих ислам занимает второе место среди монотеистических религий.
Авраамические религии
Напомним также о том, что ислам входит в число трёх мировых религий. Иначе говоря, ислам наднационален, хотя в своё время возник в рамках арабского мира.
Мировые религии
Выделяются три основных направления:
Время возникновения мусульманской религии можно определить достаточно точно. Поскольку это самая молодая религия, сохранились вполне чётко датируемые сведения о её основателе и этапах распространения. Как законченное учение, мусульманская вера возникла в 650–660 гг. н. э.
Правда, есть основания полагать, что отдельные положения будущей мировой религии начали появляться в арабском обществе значительно раньше.
Эра неведения
«Эра неведения», или ал-джахилийа — так в арабском мире принято называть период до появления пророка Мухаммада и создания Корана. Исторически сложилось так, что в конце античности — раннем Средневековье, арабские племена оказались зажаты как в тисках между двумя великими цивилизациями и двумя великими религиями. С запада находилась христианская Византия, с востока — зороастрийская Персия.
Соприкасались арабы и с другими верованиями, распространёнными в регионе — иудаизмом, митраизмом, языческими культами. Несмотря на мощное культурное воздействие таких центров силы, как Восточная римская империя и Иран, арабы не стали адептами ни христианства, ни зороастризма, сохранив традиционные верования.
Однако ситуация менялась. Прежде бедные кочевники, основой жизни которых являлось простое выживание, оказались на пересечении торговых путей. В результате города, «оседлавшие» караванные тропы, в том числе Мекка, начали быстро богатеть. Рост благосостояния не сопровождался столь же быстрым ростом культуры, что создавало определённый вакуум, в том числе и веры. Старые верования также не соответствовали меняющемуся жизненному укладу.
Стоит отметить, что изменения, даже объективно положительные зачастую порождают в современниках этих изменений чувство тревоги, одиночества, неприкаянности. Духовной жажды, веры в чудо, наконец.
История Мухаммада
Но если бы другой, ни о чём не беспокоясь, прожил, сколько ему отпущено, богатым купцом, то Мухаммад, получив возможность не заботиться о ежедневном пропитании, смог подняться до уровня великолепного администратора, объединившего разрозненные племена арабов и, главное, создателя новой религии, которая вскоре станет мировой.
Потенциал новой веры был настолько колоссален, что всего через сто лет после первой проповеди пророка ислам распространился по огромной территории новой империи. И если справедливо то, что мусульманская религия была принесена в другие страны на остриях сабель арабских завоевателей, то само сплочение кочевников, превратившееся в таран, уничтоживший Персию и почти уничтоживший Византию — заслуга ислама.
Пророк
История рассказывает: в семнадцатую ночь месяца Рамадан 610 года, находясь на горе Хира, Мухаммад внезапно проснулся и понял, что его окружает божественное присутствие. Как описывал это сам пророк, перед ним явился ангел и повелел: «Читай!». Мухаммад попытался отказаться от ноши, которая казалась ему слишком тяжёлой. И в этом он, кстати, не был одинок.
Библейские предания рассказывают, что многие еврейские пророки пытались избавиться от этого божественного «дара» — они чувствовали его непосильную тяжесть. Впрочем, об этом же писал и наш Пушкин, гениальным пером воссоздавая всю мучительность преображения обычного человека в Божьего посланника.
«Я не пророк!», — сказал Мухаммад ангелу. В ответ тот просто стиснул его так, что бедняга едва не задохнулся. Но и после того как ангел отпустил его, Мухаммад повторил то же. И новые чудовищные объятия. И в третий раз избранник пытается отречься от сужденной ему участи. И вновь ангел обхватывает его. И на грани потери сознания, на грани гибели Мухаммад вдруг чувствует, как из него льются новые, неведомые ему слова. Это были первые слова книги, которая впоследствии получит название «Ал-Куран», или, в европейском произношении, Коран. Собственно, Ал-Куран и переводится: «чтение вслух».
Потрясение от первой встречи со сверхъестественным было столь велико, что Мухаммад на коленях приполз к Хадидже, умоляя: «Укрой меня, укрой. ». Таким образом, вера не сразу поселилась в сердце пророка. Когда волнение несколько отступило, пророк рассказал жене о том, что с ним произошло. Больше всего он боялся, что стал отверженным сумасшедшим прорицателем, которых много бродило по Аравии в те времена. Но умница Хадиджа успокоила мужа, уверив, что рассудок не изменил ему. Просто стали появляться свидетельства избранности Мухаммада Богом.
Более того, она предложила посоветоваться с её двоюродным братом Бараком ибн Науфалом, который был христианином. Мудрый Барак подтвердил: пророческий дар получен Мухамадом ровно также, как был получен Моисеем или Исайей, от того же Бога.
Создание Корана
Главная священная книга мусульман — труд одного человека. И это, конечно, колоссальный труд, учитывая, что Библию создавали многие люди в течение многих веков. Откровения, составившие Коран, Мухаммад получал свыше частями, и этот процесс занял 23 года. При этом каждая строка священной книги, проникавшая в ум пророка, как будто исторгала из него душу. Процесс познания Божественного был мучителен.
При этом священные слова были не всегда разборчивы. Лишь иногда пророк ясно видел посланника Аллаха Джибрила, который диктовал ему аяты и суры. Гораздо чаще видения были неясны, а слова неразборчивы, как колокольный звон. Много времени и сил затрачивал Мухаммад, пытаясь постичь смысл этих неясных откровений. Иногда в прохладные дни по его лбу градом катился пот: такой колоссальный труд необходимо было совершить, чтобы принести Божеское слово людям. Но вера, как известно, горами движет.
Вдобавок, как уже говорилось, Мухаммад не умел ни читать, ни писать. Поэтому расшифрованное слово Божие приходилось запоминать. Кстати, изначально Коран передавался из уст в уста. Впервые он был записан лишь через два десятилетия после смерти пророка.
Интересно, сам пророк вовсе не считал, что основывает новую религию. Он просто напоминал забывшим Бога соотечественникам, о том что Бог есть, и он един. Мекканцы, торговцы из богатейшего племени курейшитов тоже верили в существование божества. Но считали, что своим процветанием обязаны лишь себе. Мухаммад пытался пробудить в людях почитание Бога, чувство глубокой благодарности Ему за сам факт существования. Собственно слово «кафир» (неверный) в мусульманской интерпретации означает не безбожника или приверженца других религий. Изначально оно обозначало человека не почитающего Бога, упивающегося собственной значимостью.
Первые адепты
Когда распадаются старые связи, а новые ещё не созданы, люди теряют себя. Кто-то весело и бездумно прожигает жизнь, кто-то погружается в пучину отчаяния, чувствуя себя ненужным на этом сумасшедшем празднике.
В такое время, время разброда и шатаний, пришёл со своей проповедью Христос. В такое же время, шесть веков спустя, на улицы Мекки вышел Мухаммад. Неграмотному бывшему погонщику удалось сделать невероятное. Строки Корана оказывали потрясающее действие на тех, кто слышал их. Сказывались не только смысл, но и сама магия звучания арабского языка. Именно в священной книге он достиг по-настоящему волшебной выразительности. Чтение Корана вслух оказывает глубокое воздействие даже на тех, кто не знает арабского. Что же говорить о тех, для кого этот язык родной!
Уже в первые годы своей проповеди Мухаммад привлёк множество новообращённых. Это были молодые, ещё не ставшие циниками и прагматиками мужчины, женщины, рабы, малоимущие. Все эти группы находились на социальном дне тогдашнего общества и остро чувствовали всю его несправедливость. Но оказалось, что недовольных существующим положением гораздо больше, чем кажется: они встречались даже среди внешне благополучных людей. Лишь только верхушка — наиболее знатные и богатые люди Мекки были настроены резко против проповедей Пророка — ведь они ставили под сомнение то положение дел, которое устраивало «лучших людей». Однако, пока Мухаммад не переходил определённые границы, у них не было повода объявить на него гонения.
Превращение ислама в религию арабов
Мухаммад сам перешёл «красную черту», запретив мекканцам почитать языческих богов. В первые годы он не настаивал на том, что декларируемое им единобожие не сочетается с языческими обрядами значительной части мекканцев. Но по истечении трёх лет объявил древние культы, которым поклонялись его сородичи идолопоклонством. И тогда почти все курейшиты откачнулись от него и его учения.
Более того, вчерашние последователи начали яростно преследовать тех, кто остался верным Мухаммаду и его учению. Опасность угрожала и жизни самого Пророка. В этих условиях Мухаммад был вынужден принять предложение арабов-язычников из города Йасриб переселиться к ним. Арабы из Йасриба слышали о проповедях Пророка. Сами они погрязли в междоусобицах и не могли найти пути к примирению. Последней надеждой найти выход из этой «войны всех против всех» оставались Мухаммад и ислам.
Несмотря на то что переезд в места обитания иного рода для араба решение очень непростое, Мухаммад принял это решение и в 622 году переехал в Йасриб с семьёй и приверженцами. Впоследствии Йасриб получил другое название — Медина. А переезд туда Мухаммада назван хиджрой. Именно от этого события отсчитывается мусульманское летоисчисление, а не от первого откровения, услышанного пророком в 610 году. Какую же дату следует считать днём рождения религии мусульман?
Очевидно, более правы те, кто считает начало ислама от хиджры. Ведь откровение, снизошедшее на Пророка, было его личным откровением. Он мог бы пережить его и оставить эти переживания в себе. Так или иначе, но пережитое в 17 ночь Рамадана должно было пройти долгий путь преобразований, прежде чем стать религией великого народа, а затем и религией полумира.
Превращение проповеди в культ связано именно с переездом Пророка из Мекки в Медину. Если в родном городе он воспринимался как чудаковатый учитель, которого можно слушать, а можно и закидать навозом, то в Медине он превращается в религиозного главу. Учение превращается в культ, захватывающий, подчиняющий себе людей. Впереди борьба за объединение Аравии. Создание единого государства и народа-войска. Первые походы и сокрушение Ирана. Война с византийцами. Но всё это внешняя канва.
А канва внутренняя — стремительное распространение ислама. Конечно, этому способствовали завоевания. Но нельзя не признать и притягательности самого ислама. Рождённый внутри арабского общества, он оказался неожиданно космополитичен, так же как и христианство, для которого нет ни иудея, ни эллина. Мусульманином мог стать любой, готовый признавать и почитать единого Бога — Аллаха. При этом ранний ислам крайне терпимо относился к другим авраамическим религиям — ведь и мусульмане, и христиане, и иудеи, по существу, почитали одного и того же Бога — Бога Откровения.
Потом придут фанатизм и непримиримая вражда к инакомыслящим. И не только к христианам. Зачастую гораздо более злыми врагами были не мусульмане и последователи Иисуса, а шииты и сунниты — два течения в исламе. Но это будет потом. И это не заложено в словах Корана. Во всяком случае, те первоначальные истины, открывшиеся Мухаммаду, давали возможность человечеству стать лучше.
Даты жизни Мухаммада
Видео
Предлагаем вам посмотреть увлекательный и познавательный фильм об истории Ислама.
Исламская история в хронологическом порядке
История самой молодой религии в мире изобилует большим количеством событий, которые представляют интерес для современных мусульман. Они проливают свет на процессы, определившие нынешнее состояние уммы. Наша своеобразная «шпаргалка» кратко освещает ключевые даты в развитии ислама.
Как известно, мусульманский календарь отличается от христианского, который используется сейчас повсеместно, включая исламские страны. Последователи ислама начинают летоисчисление с момента переселения Заключительного посланника Всевышнего, Пророка Мухаммада (с.г.в.) и его сподвижников из Мекки в Йасриб (впоследствии – Медину). Поэтому в этом материале мы используем оба календаря, но в описании событий до Хиджры приводится дата только по Милади, т.е. григорианскому летоисчислению.
570 год по Милади либо 571 г. (20 или 22 апреля) – рождение Пророка Мухаммада (с.г.в.). Ключевое событие в развитии исламской религии. Оно произошло в Мекке, расположенной на территории современной Саудовской Аравии. Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) родился в семье Абдуллаха ибн ‘Абд аль-Муталлиба и Амины бинт Вахб, которая относилась к роду Хашим, примыкавшему, в свою очередь, к племени Курайш.
595 г. – женитьба Мухаммада (с.г.в.) на Хадидже (р.а.). Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) впервые сочетался браком в 25-летнем возрасте, тогда как его жене было на тот момент 40 лет. Она была единственной супругой Мухаммада (с.г.в.) вплоть до своей смерти, наступившей в 619 г. За это время у пары родились двое сыновей, умершие во младенческом возрасте, а также четыре дочери: Зайнаб, Рукайа, Фатима, Умм-Кульсум (р.а.). Фатима (р.а.) впоследствии стала женой Али (р.а.) – четвертого праведного халифа. Их потомство, продолженное сыновьями Хасаном и Хусейном, почитается в мусульманской умме больше всего. Умм-Кульсум и Рукайа вышли замуж за третьего праведного халифа Усмана (р.а.).
610 г. – начало пророческой миссии Мухаммада (с.г.в.). Милость миров (с.г.в.) любил проводить время в размышлениях о жизни и смысле бытия в этом мире в пещере Хира на горе Ан-Нур, расположенной неподалёку от Мекки. Во время одного из таких посещений этого места к Мухаммаду (с.г.в.) явился ангел Джабраил (а.с.), который объяснил ему важность миссии, возложенной на него Всевышним Творцом. Первыми людьми, кто принял проповедь Заключительного Божьего посланника (с.г.в.) и принял ислам, стали его жена Хадиджа (р.а.), близкий друг Абу Бакр (р.а.), 10-летний двоюродный брат Али (р.а.) и приёмный сын, которого Мухаммад (с.г.в.) освободил от рабства, Зайд ибн Харис (р.а.).
615 г. – первые мусульмане отправляются в Эфиопию. Начавшаяся миссия Пророка Мухаммада (с.г.в.) встретила озлобленность со стороны мекканцев. Но это не помешало формированию вокруг Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.) группы сподвижников (по-арабски – сахабов), которая медленно, но верно пополнялась. Тем не менее, данный факт не спасал первых мусульман от жестоких гонений со стороны мекканских язычников. В итоге было принято решение, что часть мусульманской общины совершит переселение в Эфиопию, так как местный правитель Негус конфликтовал с мекканцами. Около 80 верующих, среди которых были Усман ибн ‘Аффан (р.а.), дочь Пророка Рукайа (р.а.), прибыла на африканскую землю, где их встретили гостеприимно. Сам Заключительный посланник (с.г.в.) остался в Мекке, дабы продолжить донесение своей миссии до жителей города.
Смерть дяди Пророка (с.г.в.) Абу Талиба стало большой политической потерей, ведь несмотря на отказ от принятия ислама, он всегда занимал сторону Мухаммада (с.г.в.) и защищал его от агрессии, исходившей от особо яростных мекканцев. Абу Ляхаб, занявший место главы рода Хашим после смерти Абу Талиба, относился к Пророку Мухаммаду (с.г.в.) плохо.
Поездка Милости миров (с.г.в.) вместе со своим приёмным сыном Зайдом ибн Харисом (р.а.) в Таиф была сопряжена с ожиданиями найти новых последователей, которые внемлют его призыву. Однако всё сложилось диаметрально противоположным образом – толпа прогнала их. Лишь один человек поверил Мухаммаду (с.г.в.) – это был христианин из сирийской Ниневии.
В этом же году состоялось эпохальное событие ночное путешествие в Иерусалим и вознесение Пророка (с.г.в.) на небеса. В мечети аль-Акса он прочитал коллективный намаз, который проходил под его руководством. При этом джамаат составили пророки и посланники предыдущих эпох. Далее Мухаммад (с.г.в.) вознёсся на Небеса, где Всевышний поручил ему и его последователям читать намаз пять раз в день.
620 г. – женитьба на Айше (р.а.). Дочь Абу Бакра (р.а.) сыграла важную роль в передаче новым поколениям мусульман Пречистой сунны Заключительного посланника (с.г.в.).
622 г. по Милади (1-й год по Хиджре) – переселение мусульман из Мекки в Медину. Призыв Мухаммада (с.г.в.) стал находить сторонников и за пределами Мекки. Так, группа жителей города Ясриб, расположенного в 400 км от родины Посланника (с.г.в.), приняла ислам и, видя, с какими препятствиями сталкивается Милость миров (с.г.в.), предложили ему и мекканцам-мусульманам перебраться в их город.
Посланник Всевышнего (с.г.в.) совершил переезд (Хиджру) вместе со своим верным другом Абу Бакром (р.а.). Их поездка была полна опасностей, но Всевышний Аллах сделал так, чтобы Пророк (с.г.в.) и его верный сподвижник остались в сохранности. После того, как мусульманская община обосновалась в Ясрибе, его стали называть Мадинатун-Наби (город Пророка) либо просто Мадина (Медина – в русскоязычной традиции).
«Всевышний оказал помощь вам во время битвы у Бадра. Проявляйте по отношению к Аллаху богобоязненность…» (3:123)
628 г. (6 год по Хиджре) – пакт при Худайбии. Мусульмане, чувствуя нарастающие возможности, которые стали перед ними открываться, решили выдвинуться в Мекку для совершения паломничества. Группа верующих под руководством Заключительного Божьего посланника (с.г.в.) составляла порядка 1600 человек. Но последователям ислама не удалось совершить хадж. Они подписали пакт с курайшитами о том, что паломничество будет разрешено в следующем году. Несмотря на то, что изначальное намерение совершить поклонение Аллаху посредством хаджа не было реализовано, мусульмане и здесь одержали моральную победу. Не даром именно после подписания пакта при Худайбии Пророку Мухаммаду (с.г.в.) был ниспослан первый аят суры «Аль-Фатх / Победа»:
«Поистине, Мы подарили тебе очевидную победу» (48:1)
629 г. (7 год по Хиджре) – умра Пророка Мухаммада (с.г.в.). В этом году произошла реализация пункта из договора при Худайбии. Заключительный посланник (с.г.в.) и его сподвижники совершили умру. Тогда же дядя Пророка (с.г.в.) Аббас принял ислам. Его потомки впоследствии образовали династию Аббасидов.
630 г. (8 год по Хиджре) – взятие мусульманами Мекки. Пророк Мухаммад (с.г.в.), собрав 10-тысячное войска, взял родной город практически без боя, так как Мекка пришла в упадок. Он не стал наказывать своих противников, которые ранее издевались над ним и его сподвижниками. Пророк (с.г.в.) всех простил и этим продемонстрировал моральное превосходство ислама над многобожниками. Тогда же многие мекканцы приняли исламское вероисповедание.
«В этот день завершено для вас ниспослание религии Ислам…» (5:3)
В этот же год Абу Бакр (р.а.) становится первым праведным халифом. Ближайшему сподвижнику Пророка пришлось столкнуться с непростой ситуацией, когда бедуинские племена перестали признавать власть халифа и стали выдвигать из своих рядов лжепророков. Этот мятеж Абу Бакру (р.а.) удалось успешно подавить.
634 г. (12 год по Хиджре) – халифом становится Умар (р.а.), который занял этот пост согласно распоряжению, оставленному перед смертью Абу Бакром (р.а.). Период 10-летнего правления Умара (р.а.) считается «золотым веком» исламского халифата. Это касается не только территориальных завоеваний, которые происходили в это время, но и стиля правления халифа. Он вёл очень аскетичный образ жизни, ставя во главу угла принцип справедливости при разрешении межличностных и общественных конфликтных ситуаций. Территориально исламское государство во время правления второго халифа обогатилось Сирией, Ираком, Курсом (Иерусалимом), Палестиной, Египтом.
639-640 гг. (17-18 годы по Хиджре) – Умаром (р.а.) принято решение ввести мусульманский календарь, состоящий из 12 месяцев. Начальной отметкой летоисчисления назначена дата первого дня переселения Посланника Всевышнего (с.г.в.) в Медину.
644 г. (23 год по Хиджре) – убийство Умара (р.а.). Покушение на убийство произошло во время обхода им Мединской мечети для совершения утренней молитвы. На него напал Абу Лулу, выходец из Персии. Историки считают, что причиной нападения на второго праведного халифа стала его политика в отношении Персии, а именно – завоевание этой территории. Примечательно в данной связи то, как он отреагировал на смертном одре на сообщение о национальной принадлежности убийцы. Умар ибн Хаттаб (р.а.) произнёс примерно следующее: «Как же хорошо, что Всевышним мне уготована судьба умереть не от рук мусульманина». Перед смертью он также успел назначить шестерых человек, которые должны были решить, кто станет следующим правителем мусульман.
В состав выборного совета вошли Али ибн Абу Талиб, Зубайр ибн аль-‘Аууам, Тальха ибн ‘Убайдуллах, Усман ибн ‘Аффан, Са’д ибн Абу Ваккас и Абдур-Рахман ибн Ауф (да будет доволен Аллах всеми ими). Они путём голосования в качестве следующего халифа определили Усмана ибн Аффана (р.а.). Он был одним из первых мекканцев, которые откликнулись на призыв Пророка Мухаммада (с.г.в.) принять новое вероисповедание. Также он известен тем, что был женат на двух дочерях Заключительного посланника (с.г.в.) – Рукайе и Умм Кульсум (р.а.), вследствие чего получил прозвище «Зин-Нурайни» (обладатель двух лучей). Первые годы правления Усмана (р.а.) характеризовались как чрезвычайно успешные, так как мусульманские войска продолжали наступления и завоёвывали новые земли – продвижение дальше на север Африки, победа на византийскими войсками, завоевание Дербента (современный российский Дагестан), появление у мусульман собственного флота, овладение Кипром. Однако вскоре этот процесс приостановился, и начались проблемы. Дело в том, что период стремительного роста халифата стал временем, когда в мусульманском обществе стало быстро нарастать имущественное неравенство. Кто-то получал очень многое от завоевательных походов, в то время как другие были вынуждены довольствоваться малым достатком, считая, что ислам осуждает стремление к наживе. Закономерно эти две тенденции столкнулись, вызвав общественные брожения. Кроме того, многие критиковали Усмана (р.а.) за то, что он стал продвигать на ключевые позиции в государстве своих родственников и членов клана Умайя, из которого он происходил. Ещё в доисламские времена этот клан конкурировал с хашимитами, представителем которых был Мухаммад (с.г.в.).
650-652 гг. (29-31 годы по Хиджре) – составление письменного свода Священного Корана. Пожалуй, главный и лучший итог правления Усмана (р.а.) является сбор и сведение коранического текста, которым мусульмане пользуются по сей день и будут, с соизволения Всевышнего, делать это вплоть до Судного дня. Отметим, что во времена Пророка (с.г.в.) текст Книги Аллаха передавался из уст в уста. Работа по сведению его в один сборник, по сути, началась в период правления Абу Бакра (р.а.), но доведена до логического завершения только спустя почти 20 лет.
656 г. (34 год по Хиджре) – убийство Усмана (р.а.). За те 12 лет, что правил третий праведный халиф (р.а.), социально-политическое напряжение в разных частях государства неизменно нарастало. В итоге это вылилось в убийство правителя, которое совершили мятежники, приехавшие из Египта и Ирака.
656 г. (36 год по Хиджре) – халифом становится Али ибн Абу Талиб (р.а.). Убийство Усмана (р.а.) повергло всех в шок. Растущий кризис в исламском государстве необходимо было как-то разрешить. В этих условиях Али (р.а.) принял-таки предложение мединцев, египтян и иракцев возглавить халифат. Но это не позволило решить политические проблемы. Против Али (р.а.) выступили Зубайр ибн аль-‘Аууам, Тальха ибн ‘Убайдуллах (р.а.), которым Посланник Всевышнего (с.г.в.) ещё при жизни обещал попадание в Райскую обитель, и Аиша (р.а) – жена Пророка Мухаммада (с.г.в.). Квинтэссенцией противостояния стала так называемая «Верблюжья битва», в которой по разные стороны схлестнулись лучшие сахабы. В итоге победа была одержана сторонниками Али, а Зубайр и Тальха (да будет доволен ими Всевышний) погибли. В период правления Али (р.а.) исламское государство оказалось в тяжёлом кризисе, обусловленном особенностями политико-управленческого процесса в предыдущие этапы развития халифата. О завоевании новых территорий не было и речи.
699 г. (80 год по Хиджре) – рождение Абу Ханифы – выдающегося исламского богослова, основателя ханафитского мазхаба, распространившегося активно и на постсоветском пространстве. Умер факих в 767 г. по Милади (150 год по Хджре).
711 г. (92 год по Хиджре) – мусульмане продолжают территориальную экспансию. Войска последователей ислама добрались до Испании на западе и до Индии – на востоке. Если Иберийский полуостров практически полностью оказался во власти мусульман, то с Индией всё было не так просто, а потому походы на восток продолжались и в последующие века.
717 г. (99 год по Хиджре) – рождение Малика ибн Анаса. Основатель маликитского мазхаба практически всю свою жизнь прожил в Медине, что не помешало его трактовке шариата распространиться далеко за пределы Аравийского полуострова. Он умер в 803 г. по Милади (некоторые источники сообщают о 795 году), что по мусульманскому календарю приходится на 179 год.
718 г. (100 год по Хиджре) – Кордоба – новый центр мусульманской Испании вместо Севильи. Европейские походы мусульман становятся всё более масштабными, они добираются до Франции.
750 г. (133 год по Хиджре) – конец правления династии Омейядов, переход власти в руки аббасидских правителей. Омейядский халифат менее чем за сто лет расширил территорию мусульманского влияния настолько, что под контроль попали часть европейского континента, весь север Африки, Центральная Азия. На смену Омейядскому халифату пришёл Аббасидский, который продлился целых 5 веков (750-1258 гг. по Милади).
767 г. (150 год по Хиджре) – рождение Мухаммада ибн Идриса аш-Шафии. Созданная этим учёным богословско-правовая школа популярна в самых разных уголках земного шара, в том числе и на Северном Кавказе. Умер имам аш-Шафии в 820 г. (205 год по Хиджре).
780 г. (163 год по Хиджре) – рождение Ахмада ибн Ханбала. Богослов сформулировал своё видение исламского права, будучи в жёсткой оппозиции движению мутазилизма, которое делало акцент на рациональной трактовке источников ислама. В связи с этим мазхаб Ахмада ибн Ханбала отличает откровенный буквализм. Умер факих в 855 г по Милади (241 год по Хиджре).
827 г. (212 год по Хиджре) – мусульмане завоёвывают Сицилию (современная Италия).
830-833 гг. (215-218 годы по Хиджре) – основание в Багдаде Дома мудрости, главная задача которого заключалась в наращении интеллектуального багажа исламского государства и распространении знаний.
922 г. (310 год по Хиджре) – принятие ислама в качестве государственной религии в Волжской Булгарии. Мусульманское вероисповедание установилось на берегах Волги не путём завоеваний, а через проповедь исламских ценностей.
970 г. (359 год по Хиджре) – основание в Каире мечети Аль-Азхар, которая станет впоследствии главным религиозным университетом в исламском мире.
987 г. (377 год по Хиджре) – послы из мусульманской Волжской Булгарии на приёме у князя Владимира. Киевская Русь находилась в поисках государственной религии, которая позволила бы получить союзников. С этой целью киевский князь Владимир организовал приём послов из разных стран, исповедующих три разные авраамические религии – христианство (православное и католическое), иудаизм и ислам. С ценностями ислама киевского государя ознакомили люди из Волжской Булгарии, которая официально приняла эту религию в 922 г.
1299 г. (698 год по Хиджре) – основание Османского халифата. Государство турков-османов на последующие 6 веков станет главным действующим лицом на глобальной арене, с которым будет ассоциироваться ислам. Османская империя будет контролировать территории не только на Ближнем Востоке и Северной Африке, но и продвинется вглубь европейского континента через Балканский полуостров.
1922 г. (1341 год по Хиджре) – упразднение Османской империи. Это событие дало старт образованию множества национальных государств на карте мира, в которых большинство населения составляли мусульмане.
1932 г. по Милади (1351 год по Хиджре) – образование Королевства Саудовская Аравия. До этого династия Саудов дважды пыталась создать собственное государство, однако обе попытки обернулись неудачей. К 1932 году Абдул-Азиз ибн Абдур-Рахман Ас-Сауд подчинил себе практически всю территорию Аравийского полуострова. Спустя несколько лет в стране обнаружили огромные нефтяные залежи, ставшие основой благосостояния государства. Правитель КСА автоматически получил официальный статус «Хранителя двух мусульманских святынь».
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!