в каком году произошла приватизация в россии
История приватизации в России
Приватизация (от лат. privatus — частный) — процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, жилье, землю, природные ресурсы. Осуществляется посредством продажи или безвозмездной передачи объектов государственной и муниципальной собственности в руки коллективов и частных лиц с образованием на этой основе корпоративной, акционерной, частной собственности.
В современном мире процесс приватизации считается составной частью институциональных изменений, сопровождающих демократические реформы. В Российской Федерации в процессе перехода к рынку приватизации отводилась основная роль. Ее результатом должно было стать превращение частного сектора в преобладающий сектор экономики.
Первым нормативным актом в этой области стал закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», принятый 3 июля 1991 года. Закон определял перечень и компетенцию государственных органов, уполномоченных проводить приватизацию, регламентировал порядок и способы проведения приватизации государственных и муниципальных предприятий.
Указ президента РФ Бориса Ельцина «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 29 января 1992 года ввел в действие ряд нормативных актов, раскрывавших механизм перехода государственной собственности в частную.
Первый этап приватизации (1992-1994), получивший название ваучерного, или чекового, начался 5 июня 1992 года, когда был принят в новой редакции Закон о приватизации. 11 июня была утверждена Государственная программа приватизации.
14 августа 1992 года президент РФ подписал указ «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации».
Каждый житель страны получал ваучер номинальной стоимостью 10 тысяч рублей, а вместе с ним и право свободно распорядиться чеком по своему выбору: обменять его на акции своего предприятия в ходе закрытой подписки, участвовать в чековом аукционе, купить акции посреднических организаций — чековых инвестиционных фондов (ЧИФов), или просто продать ваучер.
Согласно статистике, около 25 миллионов россиян вложили свои ваучеры в чековые инвестиционные фонды, а примерно 40 миллионов вложили их в акции различных предприятий, треть владельцев ваучеров их продали.
Законодательство 1990-х годов не позволило многим ЧИФам, используя ваучеры граждан, приобретать контрольные пакеты акций перспективных предприятий. Приватизационные чеки попали на экономически малоэффективные предприятия, многие ЧИФы обанкротились, были ликвидированы.
Всего в 1991-1992 годах было приватизировано 46,8 тысяч государственных предприятий, в 1993 году количество приватизированных предприятий возросло до 88,6 тысяч, в 1994 году — до 112,6 тысячи.
За два года в частные руки была передана большая часть объектов так называемой малой приватизации (свыше 85 тысяч магазинов, ресторанов, кафе, предприятий службы быта). К концу 1994 года в абсолютном числе регионов России процесс малой приватизации по существу завершился.
Переход ко второму этапу приватизации (денежному) был утвержден указом президента РФ от 22 июля 1994 года «Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года».
На этом этапе планировалось добиться усиления инвестиционной активности владельцев крупных пакетов акций приватизированных предприятий в целях осуществления их структурной перестройки и значительно увеличить доходную часть государственного бюджета за счет поступлений от приватизации. В орбиту акционирования вовлекались крупные предприятия базовых отраслей экономики, определявшие производственный потенциал страны.
Обеспечить недостающую часть поступлений в бюджет было решено с помощью залоговых аукционов. 31 августа 1995 года президент подписал указ «О порядке передачи в 1995 году в залог акций, находящихся в федеральной собственности». В ноябре-декабре того же года состоялись аукционные торги.
Вырученные средства от продажи акций 12 крупнейших предприятий составили 5,1 триллиона рублей.
В целом на втором этапе приватизационные процессы резко замедлились. По состоянию на 1 января 1997 года общее число приватизированных предприятий достигло 126 793.
Третий этап приватизации получил наименование точечного. В аналитических материалах Государственного НИИ системного анализа Счетной палаты РФ он называется также этапом совершенствования правовых основ распоряжения государственной собственностью.
Некоторые эксперты предлагают считать началом этого этапа закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ» от 21 июля 1997 года (вступил в силу 2 августа 1997 года, действовал до 2002 года). Другие исследователи продлевают денежный этап приватизации вплоть до августовского дефолта 1998 года.
На третьем этапе основным нормативным актом, регулирующим приватизацию, является Федеральный закон от 21 декабря 2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Приватизация осуществляется на плановой основе. По действующему закону, ее планирование отнесено к компетенции правительства РФ, которое ежегодно должно утверждать прогнозный план (программу) приватизации и ежегодно представлять отчет о его выполнении в Госдуму. Президент РФ формирует и утверждает перечень стратегически важных для национальной безопасности предприятий и определяет возможность их приватизации.
За десять лет приватизации (1993-2003) российская казна получила от продажи 145 тысяч госпредприятий 9,7 миллиарда долларов. На тот момент в России оставалось порядка 705 неприватизированных объектов.
На современном этапе приватизация федерального имущества является одним из инструментов достижения целей перехода к инновационному социально ориентированному развитию экономики.
Российская Федерация, по состоянию на 1 января 2010 года, являлась собственником имущества 3517 ФГУПов, акционером 2950 акционерных обществ.
27 ноября 2010 года правительство России утвердило «Прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества и основных направлениях приватизации федерального имущества на 2011-2013 годы».
В июне 2012 года правительство РФ приняло окончательный план приватизации крупных активов на 2012-2013 годы и на период до 2016 года.
1 июля 2013 года российское правительство утвердило прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2014-2016 годы.
В авангарде приватизации-2016 было размещение на Московской бирже 10,9% акций «Алросы» в начале июля 2016 года, эта продажа принесла бюджету 52 миллиарда рублей.
В декабре 2016 года была совершена крупнейшая приватизационная сделка по реализации 19,5% акций нефтегазовой компании «Роснефть», которая принесла в бюджет России (с учетом приватизации «Башнефти» компанией, 10,5 миллиарда евро или более одного триллиона рублей.
В феврале 2017 года правительством РФ был утвержден прогнозный план приватизации федерального имущества и основные направлений приватизации федерального имущества на 2017-2019 годы.
Планом предусматривается приватизация находящихся в федеральной собственности акций 477 акционерных обществ, 298 федеральных государственных унитарных предприятий, доли участия Российской Федерации в 10 обществах с ограниченной ответственностью, более одной тысячи объектов другого имущества государственной казны.
В федеральный бюджет РФ на 2017-2019 годы были заложены доходы от приватизации в 2017 году в сумме 138,2 миллиарда рублей, в 2018 году — 13,6 миллиарда рублей, в 2019 году — 13,9 миллиарда рублей. При этом в ожидаемых поступлениях на 2017 год учтены только два крупных актива: 95,5 миллиарда рублей от продажи 10,9% минус одна акция ВТБ и 24 миллиарда рублей от продажи 25% минус одна акция «Совкомфлота».
Позже власти решили отказаться от приватизации пакета ВТБ, поскольку банк находится под санкциями ЕС и США, что может негативно сказаться на его стоимости.
В мае 2017 года Минфин РФ снизил прогноз доходов федерального бюджета от приватизации на текущий год на 96 миллиардов рублей.
Приватизация 25% минус 1 акция крупнейшей судоходной компании России «Совкомфлот» планировалась на первое полугодие 2017 года, но пока не состоялась.
В одобренном правительством РФ проекте бюджета на 2018-2020 годы Министерством финансов РФ не предусмотрено приватизации крупных пакетов госкомпаний. Однако правительство продолжает работу по конкретным сделкам, многое в этом вопросе будет зависеть от рыночных условий.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
История приватизации в России. Справка
В современном мире процесс приватизации считается составной частью институциональных изменений, сопровождающих демократические реформы. В Российской Федерации в процессе перехода к рынку приватизации отводилась основная роль. Ее результатом должно было стать превращение частного сектора в преобладающий сектор экономики.
Первым нормативным актом в этой области стал закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», принятый 3 июля 1991 года. Закон определял перечень и компетенцию государственных органов, уполномоченных проводить приватизацию, регламентировал порядок и способы проведения приватизации государственных и муниципальных предприятий.
Указ президента РФ Бориса Ельцина «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 29 января 1992 года ввел в действие ряд нормативных актов, раскрывавших механизм перехода государственной собственности в частную.
Первый этап приватизации (1992-1994), получивший название ваучерного, или чекового, начался 5 июня 1992 года, когда был принят в новой редакции Закон о приватизации. 11 июня была утверждена Государственная программа приватизации. Программа разрабатывалась и осуществлялась Государственным комитетом по управлению имуществом (Госкомимущество). 14 августа 1992 года президент Российской Федерации подписал Указ «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации».
Согласно статистике, около 25 млн россиян вложили свои ваучеры в чековые инвестиционные фонды, а примерно 40 млн вложили их в акции различных предприятий, треть владельцев ваучеров их продали.
Законодательство 1990-х годов не позволило многим ЧИФам, используя ваучеры граждан, приобретать контрольные пакеты акций перспективных предприятий. Приватизационные чеки попали на экономически малоэффективные предприятия, многие ЧИФы обанкротились, были ликвидированы.
За два года в частные руки была передана большая часть объектов так называемой малой приватизации (свыше 85 тыс магазинов, ресторанов, кафе, предприятий служб быта). К концу 1994 года в абсолютном числе регионов России процесс малой приватизации по существу завершился.
Переход ко второму этапу приватизации (денежному) был утвержден Указом президента от 22 июля 1994 года «Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года».
На этом этапе планировалось добиться усиления инвестиционной активности владельцев крупных пакетов акций приватизированных предприятий в целях осуществления их структурной перестройки и значительно увеличить доходную часть государственного бюджета за счет поступлений от приватизации. В орбиту акционирования вовлекались крупные предприятия базовых отраслей экономики, определявшие производственный потенциал страны.
Обеспечить недостающую часть поступлений в бюджет было решено с помощью залоговых аукционов. 31 августа 1995 года президент подписал указ «О порядке передачи в 1995 году в залог акций, находящихся в федеральной собственности». В декабре того же года состоялись аукционные торги. Вырученные средства от продажи акций 12 крупнейших предприятий составили 5,1 трлн рублей.
В целом на втором этапе приватизационные процессы резко замедлились. По состоянию на 1 января 1997 года общее число приватизированных предприятий достигло 126 793.
Третий этап приватизации получил наименование точечного. В аналитических материалах Государственного НИИ системного анализа Счетной палаты РФ он называется также этапом совершенствования правовых основ распоряжения государственной собственностью.
Некоторые эксперты предлагают считать началом этого этапа закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ» от 21 июля 1997 года (вступил в силу 2 августа 1997 года, действовал до 2002 года). Другие исследователи считают нужным «продлить» денежный этап приватизации вплоть до августовского дефолта 1998 года.
На третьем этапе основным нормативным актом, регулирующим приватизацию, является Федеральный закон от 21 декабря 2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества». Приватизация осуществляется на плановой основе. По действующему закону, ее планирование отнесено к компетенции Правительства РФ, которое ежегодно должно утверждать прогнозный план (программу) приватизации и ежегодно представлять отчет о его выполнении в Госдуму. Президент РФ формирует и утверждает перечень стратегически важных для национальной безопасности предприятий и определяет возможность их приватизации.
За десять лет приватизации (1993-2003) российская казна получила от продажи 145 тыс госпредприятий 9,7 млрд долларов. На тот момент в России оставалось порядка 705 неприватизированных объектов.
Вместе с тем, социальное недовольство в обществе переделом собственности в результате приватизации, наличие нарушений как в механизме приватизации (прежде всего это касается предприятий, перешедших под контроль крупных финансово промышленных групп в результате залоговых аукционов), так и недостаточная эффективность работы приватизируемых предприятий, дали основания для дискуссий среди экономистов и политиков о пересмотре результатов приватизации.
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников
Приватизация в России 90-х.
В конце 80-х — начале 90-х годов в Советском Союзе развернулась острая дискуссия о темпах, формах и методах реформы имущественных отношений. Наиболее радикальный вариант реформы собственности отстаивала группа экономистов во главе с Е.Гайдаром. Их идеи легли в основу «Программы экономических реформ» (1991). Другая группа экономистов, выступившая в поддержку реформ, была представлена Г.Явлинским, Н.Петраковым, А.Мельниковым. В программе «500 дней», разработанной командой Шаталина-Явлинского, в первые 100 дней предполагалось провести двухэтапное разгосударствление экономики: крупные предприятия преобразовать в акционерные общества (с последующей распродажей акций среди трудовых коллективов и населения), а небольшие предприятия торговли, общественного питания и сферы услуг приватизировать.
Либералам противостояли сторонники мягкого, поэтапного реформирования государственной собственности. Предложенные ими проекты разгосударствления (в советское время чаще всего использовался этот термин) предусматривали постепенное ограничение роли государства в экономике. Сторонники мягкого реформирования советской экономики отстаивали идею «особого российского пути» в экономической модернизации. Ему соответствовала модель «смешанной экономики», в рамках которой частная собственность ограничивалась сферой услуг, высокотехнологичными отраслями и отраслями промышленности, производящими товары народного потребления.
В ноябре 1991 г. Б.Ельцин сформировал правительство, в состав которого вошли сторонники радикальных рыночных реформ во главе с Е.Гайдаром. Этому правительству и предстояло начать реформу отношений собственности. Государственная программа приватизации на 1992 г. была утверждена 11 июня. В программе был сформулирован конкретный механизм приватизации.
Государственная программа приватизации предусматривала проведение приватизации государственной собственности в два этапа. Первый, чековый этап, должен был начаться в июне 1992 г. и завершиться к 1 июля 1994 г. В 1992 г. предусматривалось провести так называемую «малую» приватизацию предприятий торговли, питания и бытового обслуживания; мелких (с численностью до 200 работников) предприятий пищевой и легкой промышленности. Мелкие предприятия с числом занятых до 200 человек и балансовой стоимостью основных фондов менее 1 млн. руб. подлежали продаже на аукционах (конкурсах). Предприятия с числом занятых более 1000 человек и балансовой стоимостью основных фондов более 50 млн. руб. приватизировались путем преобразования в открытые акционерные общества. С июля 1994 г. планировалось перейти ко второму — денежному — этапу приватизации, в ходе которого безвозмездная передача государственного имущества прекращалась.
Основная цель первого этапа приватизации в том виде, в котором ее сформулировали реформаторы, состояла в создании новой экономической и социальной структуры общества. Однако среди заявленных целей не фигурировала самая главная — политическая. По мысли авторов программы, приватизация была призвана придать реформам необратимый характер. Вот как значительно позже писал об этом А.Чубайс: «Основная проблема состояла в том, чтобы реализовать все, что способствовало бы отрыву страны от коммунизма; все, что помогало уничтожить основы коммунистической идеологии и коммунистического режима в стране. Принятый вариант приватизации быстро решал задачу отделения предприятий от государства.»
Немаловажную роль играли и внешнеполитические обстоятельства. Российские реформы проводились под пристальным вниманием Запада. Реформаторы, как отмечает французский экономист, главный редактор «Courrier des pays de I’Est» М.А.Кронье, стремились доказать международным организациям и прежде всего МВФ свою приверженность реформам и готовность идти по этому пути до конца.
На первом этапе приватизации был достигнут широкий внутриэлитный компромисс, а сопротивление влиятельных групп интересов и трудовых коллективов в целом было преодолено. Но, тем не менее, правительственная команда опасалась роста социальной напряженности в стране. Чтобы «нейтрализовать» возможный всплеск социального недовольства, был предложен механизм, уже задействованный ранее в Чехословакии и Болгарии. Было решено выдать всем гражданам России приватизационные чеки (ваучеры).
Система чеков была введена Указом Президента в августе 1992 г. Чеки выдавались с октября 1992 по февраль 1993 г., за этот период 144 млн. российских граждан получили ваучеры. Каждый владелец ваучера имел право использовать свой чек при закрытой подписке на акции своего предприятия; участвовать в чековом аукционе; купить акции чекового инвестиционного фонда либо продать свой чек. Одновременно в стране возникли чековые инвестиционные фонды (ЧИФ), за короткий период в РФ было создано 400 ЧИФов. На практике ваучерная приватизация обернулась чисто популистской мерой, а ЧИФы превратились в разновидность финансовых пирамид, выкачивающих средства у населения.
В период с 1992 по 1994 г. в России было приватизировано 111,6 тыс. предприятий, на которых работало свыше 2/3 промышленных рабочих. «Пик» приватизации пришелся на 1992 г., в течение которого было приватизировано 46,8 тыс. предприятий. Большинство из них составляли объекты «малой» приватизации. К середине 1994 г. свыше 85 тыс. магазинов, ресторанов, кафе, предприятий службы быта были переданы в частные руки. В отраслях материальной сферы реформы собственности развивались медленнее — в первую очередь приватизировались мелкие и средние предприятия потребительского сектора (производство строительных материалов, легкая и пищевая промышленность).
К созданию массового слоя собственников она не привела: в 1992-1994 гг. собственность в основном сосредоточилась в руках акционеров — инсайдеров, представленных менеджерами и работниками предприятий. В конце 1994 г. 60% приватизированной собственности принадлежало этой группе собственников. Не были достигнуты и другие цели приватизации — собственность не перешла в руки настоящих собственников, не были обеспечены реструктуризация производства, повышение его эффективности и привлечение в производство иностранных инвестиций. Решение этих задач было перенесено на следующий — денежный — этап приватизации.
В июле 1994 г. срок ваучерной приватизации истек. Основным юридическим документом, регулирующим переход к следующему — денежному — этапу, стал Указ Президента РФ от 22 июля 1994 г. На этом этапе менялся вектор приватизации — от бесплатной и быстрой раздачи собственности предстояло перейти к ее реальной продаже в ходе относительно «медленной» приватизации. В интересах привлечения стратегических инвесторов предполагалось выставлять на денежные аукционы и инвестиционные конкурсы крупные пакеты акций — не менее 15-25% уставного капитала предприятия. Денежный этап приватизации должен был обеспечить выполнение трех стратегических задач: сформировать инвестора, владеющего значительными пакетами акций; обеспечить приватизируемые предприятия средствами, необходимыми для проведения структурной перестройки, и способствовать наполнению доходной части бюджета.
На денежном этапе приватизации замедлились темпы проведения реформы собственности. В 1995 г. было приватизировано 10152 предприятия, по сравнению с 1994 г. количественные показатели приватизации сократились вдвое. Но одновременно с этим, как отмечают аналитики, изменился и профиль предприятий, прошедших акционирование, — это были в основном средние и крупные предприятия базовых отраслей, составляющих производственный потенциал страны.
На этом этапе обострились противоречия между новыми собственниками и менеджментом предприятий. По данным ВЦИОМ, 74% новых инвесторов отказывались инвестировать средства в собственность, пока у руководства предприятием оставался старый менеджмент. Серьезной проблемой в ходе проведения денежной приватизации стало отсутствие денежных средств, которые могли быть направлены на покупку предприятий. Свою роль сыграл и фактор политической нестабильности. В 1995-1996 гг. должны были состояться выборы в государственную думу и выборы Президента РФ, и пока их результаты не были определены, потенциальные инвесторы не были готовы вкладывать средства в производство.
К концу 1995 г. процесс приватизации в стране приостановился. Приближались выборы, — вспоминал один из руководителей Госкомимущества, — и инвесторы «были смертельно запуганы возможностью коммунистического реванша» — рассчитывать на них не приходилось. Вместе с тем бюджетное задание приватизации на 1995 г. было зафиксировано на уровне 8 трлн. руб., и его надо было выполнять. Когда составлялся бюджет на 1995 г., Госкомимущества предполагал, что удастся выставить на продажу пакеты акций нефтяных компаний. Но когда бюджет уже был принят, Государственная дума запретила продавать предприятия ТЭК.
Идею залоговых аукционов предложил глава ОНЭКСИМ-банка В.Потанин. Схема была следующая: государство передавало банкам на конкурсной основе во временное управление контрольные пакеты акций нефтяных компаний. В обмен на акции правительство получало кредит от банков, средства которого шли на погашение бюджетных расходов. По окончании срока правительство либо возвращало кредит, либо акции переходили в собственность банков. Поскольку в бюджете 1996 г. средства на погашение задолженности предусмотрены не были, всем участникам сделки с самого начала было ясно, что через год-два залогодержатели превратятся в собственников.
В конце августа 1995 г. президент подписал указ о залоговых аукционах. В декабре 1995 г. были проведены аукционы по продаже акций 12 предприятий. Фактическая сумма дохода федерального бюджета при продаже акций составила 5,1 трлн. руб.
В экономической литературе доминирует негативное отношение к залоговым аукционам. Позиции авторов сводятся к следующим мнениям. Во-первых, залоговые сделки носили внеэкономический характер, и дать им реальную экономическую оценку невозможно. В ходе них государственная собственность продавалась по крайне заниженной цене, без предпродажной подготовки предприятий. Во-вторых, сохранялось неопределенным «инвестиционное будущее» передаваемых в залог предприятий. В-третьих, эффективность залоговых сделок с точки зрения реальных инвестиций в производство была минимальной. В-четвертых, конкурсы проводились при отсутствии подлинной конкуренции и наличии заведомо определенных победителей. В-пятых, «рядовые» инвесторы от участия в залоговых аукционах были отстранены.
В результате залоговых аукционов пакеты акций ведущих российских предприятий (РАО «Норильский никель», Сиданко, ЮКОС) достались двум банкам — Менатепу и ОНЭКСИМ-банку. Судьба этих приватизационных сделок решалась не на экономическом, а на политическом уровне. Залоговые аукционы состоялись в декабре 1995 г. В истории российской приватизации это была последняя массовая продажа крупных производственных объектов.
Реформа собственности в России осуществлялась рекордно высокими темпами и в сжатые сроки. Такой скорости преобразований государственного сектора не знала ни одна страна с переходной экономикой. В ходе реформы собственности приоритетными были политические задачи, а не цели экономической эффективности. При этом либеральные экономисты подчеркивают, что основной задачей правительства реформаторов был «разрыв» с командно-административной системой и формирование основ новой рыночной экономики.
Реформа собственности в России проводилась при отсутствии широкой социальной базы. Бесплатную раздачу государственной собственности реформаторы мотивировали отсутствием у населения финансовых средств, необходимых для приобретения объектов собственности. Основная масса населения, в самом начале реформ потерявшая свои сбережения, принять участие в приватизации не смогла.
Формы и методы, которыми проводилась приватизация, способствовали криминализации российской экономики и росту в стране коррупции. Преступные группировки приняли активное участие в приватизации. На первых этапах разгосударствления около 35% капитала и 80% «голосующих» акций перешли в руки криминального мира. За годы реформ доля экономических преступлений в общем составе совершенных в РФ преступлений неизменно возрастала.
Из сборника «Приватизация в России и других странах СНГ», под ред. академика В.А. Виноградова.
Фокус в том, что мошенничество с ваучерами было не только со стороны ОПГ. Ваучеры нашей семьи отжал Сбербанк. Мама думала, что банки уж точно останутся, а вот вариант, когда банк забрал ваучеры и «не приватизировался».
А теперь смотрим на Китай который прекрасно совмещает коммунистическую идеологию с капиталистической экономикой и понимаем, что основная цель перестройки была захапать в частные руки наследие ссср за копейки.
Когда ж уже у нас за коррупцию будут расстреливать.
Россия 30 лет назад
Визит Виктора Черномырдина в США. Эфир 5 сентября 1993, Россия
Добро пожаловать в капитализм!
Вот если бы посадили. В Сети возмутились проводами Чубайса из «Роснано»
3 декабря компания опубликовала видеролик, посвященный уходу в отставку Анатолия Чубайса. Видеоряд, в который вошли отрывки встреч, презентаций и выступлений Чубайса, сопровождается под песню Александра Зацепина «Есть только миг».
Российские пользователи остались недовольны видеороликом и его пафосом по отношению к уходящему главе «Роснано».
Наибольшую поддержку вызвал комментарий Игоря Ч, который высказал уверенность, что Чубайса надо было не на почетную и обеспеченную пенсию отправлять, а в суд за совершенные экономические преступления.
«Вот если бы посадили, да еще и с конфискацией и у него и у его родственников, на которых он на оформлял кучу всего, тогда может и есть она, справедливость то. Но не верю я, что посадят. Он еще полгода жаловался Путину, чтобы уйти на пенсию. Вот и отправляют на заслуженную пенсию с повышенным комфортом. А пенсия у него за эти годы ой какая выходит. Вспомнить только ваучеры за 25 руб. с человека, с детей. У меня мать получала тогда 90 руб. в мес. А отдала за себя и за 2х детей 75 руб. за эти бумажки. И что? Отдал этот рыжий кот что-то. А теперь на пенсию захотел, устал бедный», — с сарказмом отметил пользователь.
Тем не менее Дмитрий Кошников выразил надежду, что «все это маленький шажок к заведению на него дела».
Вячеслав К. напомнил, что сам Чубайс говорил о том, что целью его деятельности была декоммунизация производства, при помощи которой предприятия перешли от пролетариата к новым капиталистам. По мнению пользователя, дальше будет хуже.
Артур Балицкий намекнул, что Чубайса надо было провожать под аккомпанемент песни «Мурка».
Номинальный клад
Пару месяцев назад был довольно приятный случай: на перерыве я решил пройтись по зданию ВУЗа и пошёл исследовать стеллаж буккросинга. Увидел довольно старую книгу, ей оказался сборник статьей В. Белинского 1954 года. Давно хотел прочитать статьи этого именитого критика и был рад, что обнаружил эту книгу.
Но каково было моё удивление, когда открыв книгу я нашёл там кусочек прошлого.
Это были два ваучера по 10 000 рублей каждый с памяткой владельцу, видимо бывший владелец книги отложил их до лучших времен и забыл. Так они и остались памятником истории. 🙂
Как раз после перерыва у меня была пара экономики и преподаватель полчаса рассказывала нам о своих воспоминаниях об этих временах и ваучерах, как она с друзьями открывала своё дело и т.д.
Желаю всем тоже найти свой клад, хотя бы и номинальный. 🙂
P. S.: Напишите пожалуйста в комментариях контакты книжных докторов из Екатеринбурга, которые смогли бы привести эту книгу в порядок. Заранее больше спасибо.
Книга теперь моя, приватизационные чеки тоже, значит и тег «моё» 🙂
Чубайс обещал две Волги, где они?
Воспоминание о Чубайсе. Неизвестные факты, известной приватизации.
Намедни обнаружил высказывание непотопляемого Анатолия Чубайса о том, что в лихие девяностые «против приватизации были только директора, работники и пенсионеры, а больше никто» и, оказывается, перед приватизационной командой Чубайса «стояла срочная задача ввести уже идущую незаконную и неуправляемую приватизацию в цивилизованные рамки». И эти «цивилизованные рамки» в устах Анатолия Борисовича, как темнейшего автора темнейших схем (почему именно так, читай ЗДЕСЬ https://oleglurie-new.livejournal.com/315135.html и ЗДЕСЬ https://oleglurie-new.livejournal.com/316776.html), особенно задели меня и посему появилось большое желание напомнить о том, как происходили события «большой приватизации» под чутким руководством Чубайса. И напоминаю я, разумеется, не Анатолию Борисовичу, который всё это наверняка хорошо помнит, а тем, кто до сих пор прикрывает «талантливого менеджера» Чубайса и тем, кто в 90-х еще не родился или был совсем малолетним. Чтобы знали.
Часть данного материала была написана в 1998 году при содействии выдающего журналиста и главреда «Совершенно секретно» Артема Боровика, погибшего в 2000-м году, что-то добавлено позже, что-то совсем недавнее, но и тогда и потом никто из «героев» (Чубайс, Кох и прочие) не опроверг ни одного слова. Предпочли отмолчаться.
И вот-то я и решился внести маленькую поправочку в давнее высказывание Президента. Об участии спецслужб США в «команде» Чубайса в период дикой приватизации 93-95-х годов, а также о распродаже оборонной промышленности стало известно не сегодня, а немножко раньше. Двадцать лет назад. В 1998 году. И я лично опубликовал подробную информацию об этом, с перечнем структур, в том числе и американских, количества денег и российских оборонных предприятий, перешедших в руки представителей США и некоторых европейских стран. Несмотря на то, что прошло уже столько лет, факты и цифры по-прежнему актуальны.
Так, что исправляю ситуацию и полностью публикую ту самую статью из «Совершенно секретно» об Анатолии Чубайсе («Совершенно секретно», декабрь, 1998 г.), в которой подробно рассказывается о том, о чем президент вкратце сказал на «прямой линии» в 2013 году. И о многом другом.
И еще интересный момент. Когда некоторые мои материалы о Чубайсе, приватизации и оборонной промышленности, приведенные также и в этой статье, были опубликованы (1998 год, 2003 год), их перепечатали многие издания, а позже и интернет-ресурсы. Однако, в течение нескольких лет текст странным образом исчез, практически, отовсюду. Колдовство, наверное.
РАСПРОДАЖА РОССИЙСКОЙ ОБОРОНКИ ЗА… 450 МИЛЛИОНОВ ДОЛЛАРОВ.
Безвозвратно ушли в прошлое времена всеобщей приватизации и накопления первоначального капитала. Все уже основательно подзабыли, как легко продавались заводы и фабрики по цене комнаты в коммунальной квартире. А зря! Именно сейчас имело бы смысл вспомнить, кто и что продал из государственного имущества, и поинтересоваться: «Где деньги, Зин?» В период 1991-1996 годов под твердым руководством Анатолия Чубайса и компании были распроданы самые лакомые куски российской госсобственности. И теперь, когда чиновники-приватизаторы с сытыми улыбочками рассказывают публике о выживании в период кризиса, вспоминается историческая байка: императрице Екатерине сообщили, что в губерниях у народа нет даже хлеба, на что царственная персона ответила: «Если нет хлеба, пусть едят пирожные». Но Бог с ней, с этой Екатериной и ее пирожными.
Ты помнишь, как все начиналось?
Как известно, приватизация в России началась в 1988 году, после принятия Закона СССР «О государственном предприятии (объединении)», и в течение трех лет представляла из себя стихийный и дикий рынок, где всевозможные мелкие предприниматели отрывали в собственность небольшие кусочки госимущества. Серьезную деятельность приватизаторы развили только с ноября 1991 года, когда еще малоизвестный Анатолий Борисович Чубайс занял министерский пост председателя Госкомитета по управлению государственным имуществом. Но настоящим днем рождения «всенародной комиссионки» можно считать 2 июня 1992 года. В этот солнечный день Анатолий Чубайс получил должность «Заместителя Председателя Правительства РФ», давшую ему полный карт-бланш на осуществление глобального перераспределения российской госсобственности.
Примечательно то, что Анатолий Борисович применил испытанную большевистскую формулу работы: взять суровой рукой у одних и раздать другим щедрой рукой. Тем более Анатолия Чубайса усиленно консультировали (почти курировали) пятнадцать западных советников (удивительно? но факт!), а также зарубежные организации: «Европейский банк реконструкции и развития», «Морган Гринфелд», «Клиффорд Чанс», «Бейкер энд Маккензи», «Кредит Комерсиаль де Франс», «Куперс энд Лайбрен», «Делойт энд Туш», «Вайт энд Кейс» и другие.
Постепенно набираясь опыта, Чубайс и Кo официально объявили основные и весьма благие цели крупнокалиберной приватизации Всея Руси, подкрепив их указом президента N 66 от 29 января 1992 года. Далее мы будем неоднократно цитировать сей приснопамятный указ, сравнивая его возвышенные и почти поэтические лозунги с реальными событиями и фактами, информация о которых оказалась в нашем распоряжении.
И, заканчивая вводный курс в историю аферы под названием «российская приватизация», хотелось бы привести несколько интересных статистических результатов деятельности Анатолия Борисовича и его приближенных. Эти «закрытые» для широкой общественности цифры и сейчас особо не афишируются, видимо для того, чтобы не тревожить покой сильных мира сего.
Итак, в указе президента N 66 говорится, что целью приватизации является «повышение эффективности деятельности предприятий путем их приватизации». В действительности же уровень производства в 1992-1996 годах упал на 51 процент. Объем производства в легкой промышленности снизился в ШЕСТЬ раз, в пищевой и машиностроительной промышленности в ДВА С ПОЛОВИНОЙ раза.
Далее. Возвращаемся вновь к указу президента N 66, который нам обещал «социальную защиту населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации». На самом же деле в 1993-1995 годах поступления финансов от приватизации не стали серьезным источником дохода бюджета и совершенно не сыграли никакой роли в улучшении нашей жизни. Так, общий удельный вес всех доходов от приватизации составил всего 0,13-0,16 процента (. ) от общего дохода бюджета. Как видим, приватизация не принесла пользы никому, за редким исключением. Но об исключениях поговорим чуть позже.
Любознательный читатель наверняка поинтересуется: а откуда у вас сведения, ведь если афера с приватизацией достигла такого масштаба, то ее участники должны были надежно спрятать концы в воду? В том-то и дело, что они просто-напросто не успели «закрыть» все отчеты и документы. Очень спешили и допустили небрежность, оставив «в живых» всевозможные акты ревизий и проверок. Так, некоторые бумаги, в том числе и из Счетной палаты, попали ко мне. А о нехватке времени говорят закрытые данные Госкомстата: в 1992 году приватизировано всего 46 тысяч предприятий, в 1993 году — 88 тысяч, в 1994-м — 112 тысяч, и в 1995-м приватизировали более 120 тысяч предприятий, что составило уже 57 процентов от всех имеющихся в России юридических лиц. Вот это скорость! А вы говорите, что правительство медленно работает! Когда дело доходит до серьезных денег, то темпы растут пропорционально суммам.
Как только иностранные специалисты начали обучать чубайсовскую команду азам приватизации, американские военные корпорации проявили живой интерес к возможности поучаствовать в перераспределении российского военного имущества.
Благодаря тому, что в Госкомимуществе и Федеральном фонде имущества отсутствовал контроль за монопольной скупкой акций стратегических и оборонных предприятий иностранным капиталом, целый ряд крупных западных компаний ринулись на российский приватизационный рынок, где приступили к активным боевым действиям.
Так, американская фирма «Ник энд Си Корпорейшн» через подставных лиц приобрела пакеты акций следующих оборонных предприятий — АО «Курский прибор» (16 процентов), «Авионика» (34 процента), «Тушинский машиностроительный завод» (16,3 процента), МПО им. Румянцева (8 процентов), АО «Рубин» (6,89 процента) и многих других. Всего в распоряжении «Ник энд Си Корпорейшн» оказались крупные пакеты акций девятнадцати стратегически важных оборонных предприятий.
Никто из власть имущих не обращал внимания на растущее количество подобных «покупок». А может, просто не хотел обращать? Руководство же Госкомимущества делало весьма странные вещи с «оборонкой». Так, команда Чубайса активно снижала в стратегических предприятиях государственную долю собственности, старательно «сгружая» их западным компаниям. Например, доля государственной собственности в АО «НИИ «Дельта» была снижена с 22,5 процента до 17 процентов, а в Иркутском авиационном ПО — с 25 процентов до 14,5 процента. И еще пример заинтересованности Госкомимущества в продаже российской «оборонки» западным корпорациям. При проведении закрытого чекового аукциона по продаже акций стратегического АО «Энергия» большинство российских граждан к участию в аукционе не были даже допущены. Основную покупку разделили иностранные инвесторы.
Также приватизаторы организовывают конкурсы по наиболее крупным предприятиям. За 1993 — 1995 годы было проведено 125 таких конкурсов, в том числе 121 инвестиционный. Предложенные инвестиции составили 1426 миллиардов рублей и 1499 миллионов долларов США. Иностранные фирмы и СП с иностранным капиталом стали победителями 21 конкурса (17 процентов от общего числа). Их инвестиции составили 18 процентов и шесть процентов от общих объемов в рублях и долларах соответственно.
Впрочем, Запад старался помогать юным приватизаторам не только консультациями, но порой решал и финансовые вопросы, в виде безвозвратных кредитов. Так, в 1993 году, идя навстречу А.Б. Чубайсу, крупные иностранные банки выдали России кредит в размере 2,3 миллиарда долларов США под семь процентов годовых для «реализации первого этапа программы поддержки приватизации». Но самое интересное в том, что эти миллиарды совершенно непонятным образом просто исчезли, натурально растворились. Даже комиссия Счетной палаты РФ при всем своем желании не смогла найти «концов» этого гигантского кредита. Искали и в Госкомприватизации, и в Минфине. Денег нет, но приватизация прошла весьма успешно… для западных фирм и корпораций.
По первоначальной благой идее «великих» приватизаторов, Государственный комитет по госимуществу и Российский фонд федерального имущества должны были направить «огромные» средства от приватизации в госбюджет, чем поправить бедственное положение российской экономики. Но, как стало известно, государству доставались лишь жалкие крохи с праздничного стола реформаторов. (В бюджете за 1994 год доля средств Госкомимущества составила всего 9,9 процента.) А куда же делись остальные миллиарды, вырученные от продажи госсобственности?
Приватизационные денежки исчезали… в ведомстве Анатолия Чубайса со сверхзвуковой скоростью (никому не напоминает контору под названием «Роснано»?). «Внутреннее» потребление этих денег до сих пор покрыто завесой особой секретности, однако мы попытаемся разобраться с некоторыми расходами «веселых ребят» из ГКИ и РФФИ за 1993-1996 годы.
Среднемесячная заработная плата сотрудников Госкомимущества составляла в 1994-1995 годах 800 тысяч рублей, при средней зарплате по стране 300 тысяч рублей. Также «приватизаторы» получили в 1994 году дополнительно по двенадцать окладов каждый, а в 1995 году они наградили себя, любимых, еще девятнадцатью окладами.
На приобретение загадочных «расходных материалов» ГКИ потратило 5 миллиардов рублей (более миллиона долларов), а на оплату транспортных услуг 1,7 миллиарда рублей (соответственно — 300 тысяч долларов). Кроме машин и расходных материалов приватизаторы не отказались и от хорошей мебели. Так, за три квартала 1995 года ГКИ приобрело для руководства мебель на 521 миллион рублей, что по курсу изрядно зашкаливает за 100 тысяч долларов. Но самое интересное впереди. Госкомимущество в 1994-1995 годах сделало совершенно неожиданные «вложения» приватизационных денег. Итак, обратимся к документам.
— На проведение различных мероприятий, включающих проживание в высокоразрядных гостиницах, трехразовое питание и прочее. За 1995 год затрачено 488,6 млн. рублей.
— Выплачено физическому лицу за изготовление оборудования для разгрузки — 200 млн. рублей.
— Оплачены цветы для поздравления юбиляров в сумме 685 тыс. рублей.
— Приобретены обувные шнурки на 130 тыс. рублей (. Авт.).
По поводу шнурков один из сотрудников ГКИ мрачно пошутил: «Мы обули всю страну, а теперь пора и зашнуровать».
Но, оказывается, Госкомимуществу еще и хронически не хватало финансов, получаемых от приватизации госсобственности, и руководством было решено «попользоваться» западным кредитом, который в ГКИ величают «деньгами Гайдара-Чубайса». А дело было так. В 1992 году по инициативе Егора Гайдара Всемирным банком реконструкции и развития Госкомимуществу был выдан кредит в размере 1 миллиона 37 тысяч долларов на «развитие приватизации в России». Все кредитные соглашения подписал тогдашний председатель ГКИ Анатолий Чубайс.
Полученные по миллионному кредиту деньги потратили следующим образом: на 625 тысяч долларов куплена оргтехника, 400 тысяч «зеленых» пущены на командировки и совершенно непонятные «консалтинговые и другие услуги». Получается, что на «развитие приватизации в России» было потрачено аж… 12 тысяч долларов за три года из всей суммы.
Но чудеса, происходящие с финансами Госкомимущества, можно назвать мелочами жизни по сравнению с тем, что творил с деньгами Российский фонд федерального имущества — главный продавец и сотоварищ ГКИ в приватизации Всея Руси.
Фондом за 1993-1996 годы заключены и оплачены следующие договоры:
— Написание картины (!) — 1,5 млн. руб.
— Производство художественного фильма «Я — русский солдат» — 150 млн. руб.
— Показ художественного фильма «Утомленные солнцем» — 1,7 млн. руб.
— Перевозка строительных материалов — 1,9 млн. руб.
— Изготовление и реставрация Герба России — 7,7 млн. руб.
— Покупка конфет для работников Свердловской области — 1,2 млн. руб.
— Проведение оздоровительных мероприятий в сауне (!) — 37,8 млн. руб.
— «Предполагаемые» совещания и семинары в доме отдыха «Снегири» Управления делами президента РФ — 179,1 млн. руб.
Это лишь небольшая часть гигантского перечня сумм, потраченных фондом на развлечения сотрудников и вышестоящего начальства. Кроме этого, Российский фонд федерального имущества охотно покупал для своих работников шикарные квартиры в центре Москвы. Так, в 1995 году была куплена за 166,4 миллиона рублей трехкомнатная квартира площадью 79,4 квадратных метра по адресу: Москва, Фрунзенская набережная, 16, корп. 1 кв. 22. Эти апартаменты не были оприходованы как основные средства и тут же проданы заместителю председателя фонда А.В. Яковлеву за… 33,4 миллиона рублей. Убыток Фонда федерального имущества составил 134,3 миллиона рублей, а уважаемый товарищ Яковлев моментально исчез из РФФИ, унося в клювике неплохую квартирку. Всего фонд приобрел для работников квартиры на сумму 8,8 миллиарда рублей (около двух миллионов долларов США). Но самое интересное в том, что по состоянию на 29 января 1996 года эти квартиры уже не числились на балансе РФФИ. Как говорится, все шито-крыто. Ревизору — мороженое, «труженикам» — дармовые квартиры. Правда же, Анатолий Борисович?
И напоследок еще один веселый момент из жизни «великих приватизаторов». Российский фонд федерального имущества в период 1992-1995 годов выступил учредителем различных коммерческих организаций, перечислив в уставные фонды взносы на общую сумму два миллиарда рублей (более полумиллиона долларов). В ряде случаев деньги зачислялись не с расчетного, а прямо со специального счета, на который поступали средства от приватизации крупных объектов. Может быть, фонд рассчитывал принести хоть какую-то прибыль государству за счет вложений в выгодные проекты? Факты говорят об обратном. По данным бухгалтерии РФФИ, дивиденды на вложенные средства в фонд не поступали. А куда же они тогда поступали. По законам физики ничто не исчезает бесследно. Для сомневающихся называем основные коммерческие организации, куда утекали денежки из РФФИ. Это ТОО «Приват-Инфо», КБ «Экспо-банк», АОЗТ «Фондовый магазин», АОЗТ «Госинкор — Малый бизнес», АОЗТ «Национальный тендерный центр».
Сразу после «прямой линии» президента в 2013 году, Анатолий Чубайс заявил http://www.forbes.ru/news/238370-chubais-uznal-o-sovetnikah-iz-tsru-tolko-iz-pryamoi-linii-s-putinym РИА «Новости» о том, что «Я много раз слышал эту информацию и, честно говоря, относился к ней как к слухам. Но если это говорит президент России, значит это серьезно». По его словам, за все время, ни во время работы в правительстве, ни потом, ему не было предоставлено ни одного официального документа, «который бы хоть в какой-то степени подтверждал эту информацию». «Похоже, что те, кто за это отвечал, тут явно недоработали», — сообщил Чубайс.
Ну, тогда понятно. Не знал, не ведал. Враги подставили. Да, и срок давности уже прошел, согласно Уголовному Кодексу РФ, чтить который у Чубайса теперь есть все основания. А насчет странного исчезновения из сети основной информации по приватизации оборонки в 90-х, в том числе и моих статей, так это все нанотехнологии. Не иначе.