в каком году произошел всемирный потоп
.
Существуют фотографии с ясно различимыми очертаниями судна,
сделанные из космоса. Но сообщения о найденном ковчеге обрываются
в 70-е годы. >> (
Борис Романов www.proza.ru/2012/03/21/73 )
Согласно традиционной еврейской библейской хронологии,
Всемирный потоп начался 17 числа второго месяца (то есть Хешвана)
в 1656 году от Сотворения мира (2104 год до н. э.),
а выйти из Ковчега на появившуюся сушу Бог повелел Ною 27 Хешвана
1657 года от Сотворения мира (2103 год до н. э.) [ТОРА Бытие].
А вот ЕЩЁ из Википедии:
>
Существует гипотеза Райана-Питмена (Уильям Райан и Уолтер Питмен
из Колумбийского университета) о том, что история о потопе является
своеобразным отражением глобального процесса подъёма уровня Мирового океана.
Согласно В.А.Сафронову, общепланетарную катастрофу, вызванную быстрым
таянием ледников, следует датировать 8122 годом до н. э.
В частности, Райан и Питмен связывают со Всемирным потопом подъём
уровня воды Чёрного моря на 140 метров около 5500 г. до н. э.
(см. Теория черноморского потопа). Ими установлено (по данным анализа
затопленных береговых линий и распространения слоёв осадочных пород),
что в это время уровень моря поднялся на десятки метров
от «»50 до 100 метров (в современной системе абсолютных координат),
одним из следствий чего было образование Босфорского пролива
и увеличение площади Чёрного моря почти в 1,5 раза. Эффект
от подобного затопления значительных прибрежных пространств мог,
по мнению исследователей, сыграть свою роль в появлении и глобальном
распространении истории о потопе.
Знаменитый исследователь морских глубин Роберт Боллард считает,
что нашёл подтверждение гипотезе Райана и Питмена.
С помощью подводных роботов он обследовал затонувшие поселения
у берегов северной Турции. Анализ данных показал, что затопление
было внезапным и датировка этого события близка к библейской.
Дополнительные аргументы приводят Л.Регельсон и И.Хварцкия
на основе анализа абхазской мифологии, в которой чётко отражена
память о потопе.
С большим к ВАМ уважением
И прошУ у ВАС прощЕния,
Если я ВАС по-глУпости обИдел или уязвИл-оскорбИл!
Крыленко Владимир 6 декабря 2012
Всемирный потоп
В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей (Быт 7, 11–12).
Грехопадение повредило человеческую природу. Состояние мира после изгнания прародителей из рая свидетельствует о нарастании человеческой немощи. Грех распространяется по лицу земли и все глубже вкореняется в природу человека. Истинное богопочитание продолжало сохраняться у потомков Сифа. Но через несколько поколений они (сыны Божии) стали смешиваться с потомками Каина (дочерями человеческими). Жизнь людей стала плотской, бездуховной: И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть (Быт 6, 3). Когда открылась вся мера всеобщего развращения на земле, Господь навел всемирный потоп. Это был суд Божий над человечеством, забывшим Бога и погрузившимся в пучину растления. Святитель Филарет Московский так объясняет, почему потоп был неизбежной мерой в отношении древнего человечества: «Бог видел человека в таком состоянии, в котором он совсем не соответствовал предначертанию Премудрости, явленному в его сотворении, и более не мог быть причастным любви и благости Творческой».
Лишь патриарх Ной был человек праведный и непорочный и ходил пред Богом (Быт 6, 9). Господь повелел Ною построить большой ковчег. Некоторые исследователи на основе слов Божественного правосудия: пусть будут дни их сто двадцать лет (Быт 6, 3) заключают, что Ной строил его сто двадцать лет. Это значит, что современники Ноя имели сто двадцать лет для покаяния.
Ковчег представлял собой огромный плавучий дом в три этажа со множеством отсеков. Вода изливалась сто пятьдесят дней и покрыла всю землю. В водах потопа погибло допотопное человечество. Затем вода стала убывать. Ковчег пристал к горе Арарат.
Благочестивый патриарх, выйдя из ковчега, устроил жертвенник Господу. Это первое упоминание жертвенника в Священном Писании. На нем Ной совершил всесожжение, взяв из всякого скота чистого и из всех птиц чистых. Жертва эта была угодна Богу. Она была принесена от всего мира и за весь мир и «была посему совершеннейшим прообразованием всеродной и всеобщей жертвы Христовой» (Святитель Филарет Московский. Записки, руководствующие к основательному разумению книги Бытия. М., 1867. Ч. 2. С. 6). Святые отцы называют Ноев ковчег прообразом Церкви, которая является кораблем спасения в житейском море.
Для нас, верующих, нет ни тени сомнения в подлинности описанного события. Сам Спаситель указывает на его историчность (см.: Лк 17, 26). Об этом же говорит и святой апостол Петр (см.: 2 Пет 2, 5).
Имеются внебиблейские свидетельства об остатках ковчега на горе Арарат. Самое древнее упоминание содержится у халдейского историка Беросса (ок. 350/340–280/270 до Р.Х.). «В наше время только маленькая часть корабля, остановившегося в Армении, остается лежать в Кордуйских горах в Армении и некоторые ходят туда, соскабливают асфальт» (Вавилонская история. Кн. 2). Иудейский историк I века Иосиф Флавий пишет: «Это место армяне называют местом высадки, и до сих пор еще туземцы показывают там остатки, сохранившиеся от ковчега. Об этом потопе и о ковчеге упоминают также все те, которые писали историю неевреев» (Иудейские древности. I. 3. 5).
В древнейших пластах культуры более ста народов (шумеров, греков и других) имеются сказания о потопе. При значительных различиях повествования объединяет то, что все они говорят о гигантском наводнении. Высоко в горах на разных континентах встречаются окаменелости рыб и ракушек.
Новое в блогах
Всемирный потоп
В западной цивилизации и культуре словосочетание «Всемирный потоп» не нуждается в подробном разъяснении и расшифровке. Здесь сложилась устойчивая ассоциация с описанными в Ветхом Завете событиями, повлекшими за собой затопление всей суши и гибель почти всего живого, за исключением спасшихся на ковчеге праведного Ноя и его семьи. Однако библейская история о потопе далеко не единственная – у неё есть как предшественники, так и аналогии по всему миру.
О потопе – раньше Ветхого Завета
То обстоятельство, что библейское повествование возникло не на пустом месте, а в русле определённой традиции, для специалистов уже очевидно. Чтобы убедиться в этом, достаточно ознакомиться с вариантами легенд о потопе, которые существовали раньше, чем были записаны еврейские священные тексты, в районе древнейших цивилизаций Ближнего Востока – Шумера, Аккада, Вавилона.
Шумерская версия сказания о потопе представлена в виде поэме о Зиусидре, благочестивом царе одного из шумерских городов, который к тому же был жрецом бога Энки. Именно в храме Зиусидра услышал от Энки, решившего спасти своего верного слугу, о том, что боги на своём совете решили устроить великий потоп и уничтожить всё человечество. Полный текст поэмы о Зиусидре не сохранился, так что подробностей того, как именно готовился к своему спасению герой, нет. Однако судя по тому, что в финале повествования Зиусидра, после продолжавшегося семь дней и ночей потопа, вышел из корабля и принёс богам жертвы, ему были даны инструкции о строительстве спасительного судна.
Библейский потоп: важны не следствия, важны причины
Собственно, каждый, кто ознакомился непосредственно с библейским повествованием о Всемирном потопе, признает, что вышеперечисленные шумерские, аккадские и вавилонские сказания очень похожи на данную часть Ветхого Завета. В Библии рассказывается о том, как праведнику Ною Бог повелел строить огромный ковчег, причём дал ему подробные технические и инженерные указания. Ной с семьёй строил ковчег на протяжении 120 лет (согласно Библии, в древности люди жили сотни, иногда даже свыше тысячи лет), в то время как все вокруг смеялись над ним. Но затем начался потоп, когда вода прибывала сорок дней и ночей – спаслись только Ной и его семья на ковчеге, а также все твари, которых пророку также было велено взять с собой. После долгих плаваний Ной несколько раз выпускал птиц, пока однажды, не дождавшись одной из них, понял, что можно искать сушу.
«Фактологические» совпадения библейской легенды с легендами соседей израильского народа несомненны, что вкупе с более ранними датами возникновения темы потопа в культуре Шумера, Аккада и Вавилона дало основание ряду учёных говорить о прямом заимствовании. Впрочем, есть немало сторонников и той версии, что нельзя говорить о простом переносе уже существовавших легенд о потопе в священные древнееврейские тексты. Отстаивается точка зрения, что сказания о потопе носит общечеловеческий универсальный характер. И для этого мнения есть основания: так как учёные насчитали по всему миру у различных этносов и религиозных групп около 250 версий сказаний о потопе.
К тому же даже скептики признают, что в библейском изложении история о потопе и спасении Ноя носит куда более глубокий, общечеловеческий характер, благодаря которому именно она и стала одной из фундаментальных для современной цивилизации. В предшествующих вариантах сказания потоп был следствием прихоти богов, которые либо вообще никак не мотивировали своё желание извести род человеческий на корню, либо «придирались» к таким поводам, как излишний шум от человеческой жизнедеятельности и тому подобными. Библия же поставила во главу угла нравственную проблему: в Книге Бытия потоп сам по себе мало значим, куда более важно, что к нему привело. А привели к нему многочисленные человеческие грехи и столь слепое равнодушие людей ко всем попыткам Творца наставить их на путь истинный, что Бог даже раскаялся в том, что сотворил человека. Таким образом, библейское повествование о потопе носит, прежде всего, не литературный и не катастрофический, а назидательный характер.
Время всемирного потопа: есть варианты…
Прошло то время, когда всё библейское повествование считалось сборником легенд, мифов и просто фантазий. В настоящий момент учёные обнаруживают в Библии отсылки и указания на многие действительно имевшие место быть исторические события, личности и явления. Одним из таких является Всемирный потоп – специалисты в большинстве своём сошлись на том, что природные катаклизмы, ставшие основой для сказаний о потопе, действительно случались. Вопрос лишь в том, когда…
А был же по-настоящему всемирный потоп
Если не касаться проблемы того, был ли описанный в Ветхом Завете потоп, который Ной с семейством и с парами всяких тварей пережил на ковчеге, действительно всемирным или локальным, то, примечательно, что в истории Земли были катаклизмы, имеющие все основания претендовать на звание всемирного потопа. Одним из таких учёные называют гигантское цунами, накрывшее практически всю сушу примерно 200 миллионов лет назад. Правда, в те далёкие времена, на границе триасового и юрского периодов, материки выглядели совершенно иначе, нежели сейчас, однако сути это не меняет – уже существовала суша, и она была затоплена.
Свидетельства потопа были найдены сравнительно недавно, ими стали обнаруженные на территории Германии известняковые горные породы, образующие слой толщиной примерно в 20 сантиметров. Этот слой, по мнению специалистов, образовался в результате приливной волны огромной силы, которая смыла со дна простейших морских животных того времени, окаменевшие останки которых во множественном количестве найдены в слое. По расчётам учёных, волны достигали в высоту сотен метров, то есть в десятки раз превышали максимальные и фиксируемых в наше время цунами (самые высокие из которых – 50-60 метров). Такой волны было достаточно, чтобы затопить большую часть суши по всей Земле, за исключением высоких горных хребтов. Причиной такого катастрофического цунами и потопа могла стать катастрофа глобального масштаба, например, падения большого метеорита или кометы.
Если же говорить о времени, когда должен был произойти тот потоп, который описан в Книге Бытия и потому стал наиболее знаменитым в истории и культуре, то, прежде всего, нужно прибегнуть к вычислениям на основе источников. В конце концов, этот потоп стал известен из документов, следовательно, и первоначальное определение его времени нужно построить на письменных источниках. И тут наблюдаются разные варианты. Если исходить из данных, приведённых относительно времени потопа в Септуагинте (древнейший перевод книг Ветхого Завета на древнегреческий язык, датируемый III-II веками до нашей эры), то при расчётах получается 3183 год до нашей эры.
Но большинство специалистов предпочитают ориентироваться на масоретские тексты, то есть на тексты Ветхого Завета, которые считаются каноническими в иудейской традиции. Здесь дата потопа будет другой, так как проследить эту хронологию придётся в обратном порядке. В Ветхом Завете особое внимание уделяется радостному для евреев событию, когда персидский царь Кир, победивший Вавилон, где евреи находились в пленении, разрешил этому народу вернуться на родину. Из исторических источников известно, что это был 537 год до нашей эры. Применяя библейскую хронологию, основанную на периодах, получается дата 1513 года до нашей эры. Затем по библейскому тексту отсчитывается дата Завета Бога с Авраамом (1943 год до нашей эры), а зная продолжительность жизни библейских персонажей вплоть до Арфаксада, родившегося, по тексту Библии, через два года после потопа, временем самой катастрофы становится 2370 год до нашей эры.
Научные изыскания по дате всемирного потопа
Впрочем, как только началось серьёзное научное изучение проблемы точной датировки описанного в Библии потопа, дата 2370 года до нашей эры была отвергнута одной из первых. Никакие данные, ни археологические, ни геологические, не подтверждали того факта, что хотя бы в ближневосточном регионе в этот период было крупномасштабное наводнение. Однако обнаружились данные, которые позволили сформулировать несколько теорий, когда же на самом деле произошли события, давшие реальные основания для возникновения повествования о Всемирном потопе.
Наиболее приемлемой для академической науки считается гипотеза, согласно которой сказания о Всемирном потопе у народов Ближнего Востока, нашедшие отражения затем в Ветхом Завете, являются воспоминаниями о катаклизме, датируемом примерно 5500 годом до нашей эры. Именно в тот период из-за грандиозного землетрясения Чёрное море перестало быть замкнутым морем (каковым в наши дни является, например, Каспийское море). Уровень воды поднялся на 140 метров, Средиземное море оказалось соединённым с Чёрным через проливы, а береговая линия увеличилась вдвое, затопив территории, которые на тот момент были одними из самых густонаселённых людьми районами. Память об этой природной катастрофе, уничтожившей огромное по тем временам число людей, согласно данной теории, и трансформировалась затем в сказания о Всемирном потопе.
Библия о Всемирном потопе: второе рождение человечества
В настоящее время учёные (историки, лингвисты, религиоведы, археологи и представители ряда других гуманитарных дисциплин) склонны считать, что распространённые по всему миры легенды и сказания о Всемирном потопе являются проявлениями коллективной памяти человечества о далёкой глобальной стихийной катастрофе. Но наиболее известно, конечно, библейское повествование о потопе, ставящее, прежде всего, нравственные проблемы.
Когда терпение Творца переполнено
Книга Бытия, неотъемлемая составная часть Ветхого Завета, довольно подробно рассказывает о Всемирном потопе, о «мотивах» Господа пойти на такой шаг, о самом потопе и о событиях, последовавших ему и напрямую с ним связанных. Согласно логике библейского повествования, Всемирный потоп был обусловлен не только жизнью современников Ноя, сколько всей историей человечества, начиная с грехопадения Адама и Евы, изгнания их из рая и дальнейшего разделения людей на потомков братоубийцы Каина и потомков Сифа, третьего сына Адамы и Евы. Человек от поколения к поколению всё дальше удалялся от Бога и привносил в мир, созданный Творцом идеальным, всё больше и больше зла.
В результате к определённому моменту сложилась такая ситуация, что, как гласит Книга Бытия Господь раскаялся в том, что вообще создал человека, так как тот не только впал во зло сам, но и способствовал изменению идеального порядка во всём мире, в том числе и в природе. К тому же до сих пор существует загадка относительно упоминаемых в Библии неких исполинов, родившихся от «сынов Божиих» и «жен человеческих». О том, кем же были эти исполины и какую роль они играли в мире, до сих пор идут споры, однако их причастность к божественному решению об устроении Всемирного потопа в Библии оговаривается однозначно. Человечеству был дан последний шанс, период в сто двадцать лет, когда оно могло исправить свою жизнь, но оно этим шансом не воспользовалось.
Единственным праведным семейством, то есть семейством, жившим в соответствии с нравственными понятиями, угодными Богу, было семейство Ноя. Именно ему и его родственникам Бог решил даровать спасение (многие христианские богословы указывают на то, что существование хотя бы нескольких праведников убедило Господа в том, что человечество небезнадёжно). Поэтому Он приказал Ною построить огромный ковчег, куда могли бы уместиться он и его семья, всякой живой твари по паре, чтобы после потопа заново заселить землю, и достаточно запасов для многих дней плавания.
При этом Ною были даны очень подробные практические указания, каких размеров и какого устройства строить ковчег – согласно библейским представлениям, до Ноя и времён Потопа человечество просто не знало кораблей. За семь дней до начала потопа Господь приказал Ною со всеми, кто должен был быть на борту, подняться на ковчег, а затем начался Всемирный потоп. Согласно Библии, потоп питался двумя источниками: небесными, то есть беспрерывным сильнейшим дождём, продолжавшимся сорок дней, и земными недрами, откуда стала в изобилии поступать вода на протяжении ста пятидесяти дней. В результате этой катастрофы погибло всё живое, что обитало на суше и в воздухе.
Главный вопрос – насколько «всемирным» был потоп?
Затем, как известно из Библии, наступил период ожидания, когда же спадёт вода, после которого поочерёдно с промежутками в несколько дней выпускались с ковчега птицы, ворон и голубь. Однажды голубь не вернулся на ковчег, что стало очевидным признаком того, что где-то вода уже окончательно сошла и земля начала высыхать. Ной и его семья сошли на землю и принесли благодарственные жертвы Господу, который, видя их искреннюю благодарность за спасение, решил больше никогда не прибегать к всеобщему уничтожению человечества.
Учитывая то, что сказания о потопе характерны не только для иудейско-христианской традиции (а за ними и для исламской), но и для мифов практически всех народов мира, главным вопросом для богословов в данной проблеме является не то, были ли у Всемирного потопа реальные исторические аналогии, в то, насколько «всемирным» был потоп. Современные данные геологической науки не дают пока оснований заявлять о том, что в истории человечества в обозримом прошлом имело место покрытие водой всей поверхности Земли. Поэтому для богословов существует проблема выбора: настаивать ли на том, чтобы воспринимать данные о потопе из Книги Бытия дословно и говорить о том, что вода покрыла всю землю, или выдвинуть альтернативную версию.
Эта альтернативная версия куда лучше соотносится с научными данными и гласит, что повествование о потопе отражает действительно катастрофические наводнении, имевшие место быть в древности в Ближневосточном регионе. А так как библейская традиция неразрывно связано с еврейским народом, то и произошедшее в районах его обитания и смежных с ними регионах наводнение действительно воспринималось бы современниками и потомками как всемирное. Здесь на первый план выходит особенность психологии человека древности: имея перед собой лишь те земли, которые он знал и о которых слышал от других людей, именно эти земли он и воспринимал как весь мир. Разумеется, ни древние евреи, ни жители соседнего Междуречья знать не знали ни о каких Австралиях, Америках или даже Япониях.
Всемирный потоп в исламе: поздняя версия библейского повествования
Исламская версия повествования о Всемирном потопе очень похожа на библейский рассказ об этой глобальной климатической и этической катастрофе. И это не удивительно: так как во многом та часть Корана, которая повествует о первых порах существования человечества и его общения со Всевышним, представляет собой пересказ Ветхого Завета. Впрочем, собственные особенности в исламской версии Всемирного потопа всё-таки имеются.
И здесь потоп вызван грехами человечества
Согласно Корану, в чём священная книга мусульман практически полностью повторяет Ветхий Завет, потоп стал наказанием человечеству за его грехи. Согласно изысканиям исламских богословов, после смерти пророка Идриса (в библейской традиции – пророк Енох) люди, имевшие от пророка и его последователей, других пророков, откровение о Всевышнем, постепенно стали впадать в многочисленные грехи и, самое страшное, в язычество. После смерти пророков им стали устанавливать памятники – первоначально в память о них, но через несколько поколений эти изваяния утратили свой первоначальный смысл и превратились в идолов самостоятельных божеств.
Кроме того, человечество стало нарушать заветы Всевышнего и предаваться грехам, среди которых особенно вопиющими была всеобщая безнравственность и порицание всех, кто верил во Всевышнего. Чаша божественного терпения переполнилась и он решил уничтожить грешников, так как практически все они перестали внимать увещеваниям. Одним из таких увещевателей был пророк Нух (Ной), живший в одном из племён на территории современного Ирака, и постоянно напоминавший соплеменникам об их грехах, о необходимости покаяться и вернуться к исполнению заветов Всевышнего. Однако Нуха не только не слушали, его нередко попросту избивали. Так что Нух был избран свыше для того, чтобы выжить после потопа и дать начало новому человечеству, которое имело бы шанс начать более благочестивую жизнь.
В описании непосредственно потопа и судьбы Нуха, его семейства и ковчега ислам также в основных чертах следует библейской традиции. Точно так же Всевышний повелел Нуха построить к определённому сроку деревянный ковчег, на котором он смог бы спастись во время потопа. Точно так же рассказывается о том, что во время строительства ковчега люди глумились над Нухом. Так же повествуется о том, как из недр земли и с неба хлынула повсеместно вода, и это длилось в течение нескольких месяцев, что привело к затоплению всей земли и гибели почти всего человечества. И точно так же говорится о том, как через сорок дней плавания ковчег Нуха пристал к горе (в Коране – к горе Джуди, в Библии – к горе Арарат), а Всевышний приказал воде уйти в землю.
Но есть в исламской версии непосредственных событий потопа и определённые отличия. Так, в Коране Нуху была предоставлена возможность взять в ковчег, помимо членов своей семьи и животных, также ещё и тех людей, которые вняли бы его увещеваниям и снова вернулись к вере в Бога. В Библии такого не было: из людей спаслись только Ной и его семья. В Коране гораздо большее внимание уделяется мотиву веры, которая могла спасти от потопа, и неверия, которое могло погубить. Так, один из сыновей Нуха, не поверивший отцу, в итоге утонул в водах потопа, а одна добродетельная старуха, которую пророк просто забыл взять на ковчег, не только пережила потоп, но и вовсе не заметила его.
Исламские параллели современности и времён Всемирного потопа
Любопытно, что как христианство, так и ислам примерно одинаково переносят этическую составляющую повествования о Всемирном потопе в современную жизнь – в обоих случаях акцентируется внимание не на климатической и природной составляющей, а на нравственности. Современные исламские богословы проводят прямую параллель между состоянием нравов человечества во времена Всемирного потопа и сегодняшним падением нравов по всей планете. Настоятельно напоминается, что потоп стал заключительной стадией многочисленных предзнаменований и «напоминаний» людям свыше, что нужно покаяться в своих греха и изменить свою жизнь – достаточно вспомнить о засухе продолжительностью в сорок лет, которая, согласно повествованию, предшествовала потопу.
В современных участившихся и принимающих всё более серьёзный оборот стихийных бедствиях, в общем изменении климатических условий и осложнении экологической обстановки усматривают те же самые предостережения, после которых может последовать ещё одна глобальная катастрофа сродни Всемирному потопу.
Всемирный потоп и историческая реальность: быль или небыль?
С приближением года с порядковым номером «2012» многократно возрос интерес к теме глобальных катастроф, которые способны положить конец жизни на Земле или как минимум погубить человеческую цивилизацию. Тут же стали искать аналогии в прошлом человечества, благо, что искать долго не пришлось: в самой читаемой книге на планете, в Библии, есть красочное описание подобной катастрофы – Всемирного потопа.
А был ли вообще потоп?
На вопрос о реальности потопа как исторического события довольно долгое время научные круги отвечали категорично «нет». Во-первых, из-за общей крайней степени скептицизма в отношении Библии как источника, повествующего о действительных исторических реалиях. Во-вторых, из-за отсутствия свидетельств катастрофического наводнения, которое было бы достаточно древним и достаточно разрушительным, чтобы породить хотя бы в одном регионе мира миф о затоплении всей суши. Но современная наука больше не задаётся вопросом, была ли реальная подоплёка у сказаний о потопе – этот вопрос решён однозначно положительно. Однако, как это зачастую бывает, вместо одного вопроса появились другие.
Одним из наиболее острых новых вопросов стала проблема, был ли потоп локальным событием, принявшим в ближневосточных (шумерских, аккадских, вавилонских, затем еврейских) сказаниях глобальный масштаб, или он всё-таки распространился на всю Землю. Вроде бы наиболее логичным является вариант с локальными наводнениями, однако у сторонников идеи о действительно Всемирном потопе есть очень сильный козырь. Это наличие в том или ином виде, но в основном весьма похожих между собой сказаний о гигантском наводнении, после которого спаслись лишь несколько людей, практически в каждой древней культуре и религиозной традиции, начиная от Ближнего Востока и заканчивая Южной Америкой и Полинезией.
Приняв за факт наличие у библейского повествования о всемирном потопе реальной базы, исследователи столкнулись с другой проблемой – как объяснить наличие такой огромной массы воды? Так как для того, чтобы затопить даже не всю сушу, а хотя бы регион современной Малой Азии, Палестины, Междуречья рек Тигр и Евфрат, просто дождя, пусть и продолжительностью сорок суток, явно недостаточно. А библейские указания на воды, извергающиеся в изобилии из недр земли и лишь подпитывающиеся дождём, долгое время считали в лучшем случае загадкой, в худшем – поэтической метафорой.
Но относительно недавно американские учёные выступили с сенсационным открытием, которое способно полностью объяснить таинственные библейские строки о водах из недр земли. С помощью обработки и анализа данных многочисленных сейсмографов по всей планете учёные обнаружили, что на глубине от 1200 до 1400 километров под поверхностью Земли, находятся огромные массы воды (вода была идентифицирована по характерному затуханию продольных сейсмических волн). Эти подземные резервуары по своему объёму в несколько раз превышают объём мирового океана. И, как считают специалисты, именно кратковременное просачивание в силу тех или иных факторов этой подземной воды на поверхность и могло спровоцировать потоп действительно огромных масштабов. Достаточно было поднять уровень океана относительно немного, чтобы огромные территории были затоплены. А затем, точь-в-точь по библейскому повествованию, в котором говорится, что земля впитала в себя воду потопа, вода могла снова уйти в те расселины, из которых вышла из-под поверхности. Гипотетически именно подобное развитие событий могло спровоцировать гигантское цунами, прошедшее по Земле примерно 200 миллионов лет назад, следы которого специалисты недавно выявили в геологических отложениях в Германии.
Впрочем, гипотетические рассуждения о том, что Всемирный потоп был возможен это всё-таки гипотетические рассуждения. На первом же плане в схватке между ярыми сторонниками истинности библейского повествования о потопе и не менее ярыми скептиками уже традиционно находится сам ковчег Ноя. На этом сооружении, которое трудно назвать кораблём, пророк Ной, его семья и, выражаясь современным языком, генетический материал для дальнейшего воспроизведения земной фауны в виде двух особей каждого вида, спаслись от неминуемой гибели в бурных водах. Учитывая то, что Ветхий Завет даёт подробнейшее описание размеров и основных деталей ковчега, всегда находилось немало желающих узнать, могло ли существовать подобное судно, и было ли оно достаточно жизнеспособным для долгого плавания.
Параметры ковчега даны в древней мере длины, в локтях, которая не имеет общепринятого эталонного значения. Однако даже с учётом различных вариантов длины локтя габариты ковчега не слишком разнятся в различных интерпретациях: по одним вычислениям, он имел 14 метров в высоту, 23 метра в ширину и 135 метров в длину, по другим, его высота была 15 метров, ширина – 25 метров, длина – 150 метров. Особенности устройства ковчега (он был трёхпалубным и сооружён из хорошо просмоленных вплотную пригнанных досок), по современным расчётам, действительно делали его реальным средством спасения от катастрофы. При таком строении ковчег имел достаточную вместимость внутренних помещений для припасов на несколько месяцев и для довольно многочисленных «пассажиров», а его сопротивляемость боковой качке могла дать фору аналогичному показателю многих современных судов.
Всемирный потоп: фото
Выражение всемирный потоп слышали все, многие знают и библейскую легенду, связанную с этим эпохальным событием в истории человечества, но даже те, кто плотно занимается изучением Библии с разных точек зрения, не знают ответов на многие вопросы, связанные с легендой о всемирном потопе и одним из его главных героев, Ное.