в каком году проходила конференция оон на которой была основана глобальная система мониторинга
Конференция ООН по проблемам окружающей среды 1972 года
На конференции 1972 года было признано права человека на «свободу, равенство и адекватные условия жизни в окружающей среде». Также был принят план действий из 109 пунктов, реализацией которого занялась предложенная на конференции организация ООН — Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП, создана в декабре 1972 года). Также был создан Фонд окружающей среды. В честь конференции был установлен Всемирный день окружающей среды — 5 июня.
Конференция привлекла значительное внимание к проблеме защиты окружающей среды. Например, в период 1971-1975 годов в странах ОЭСР были приняты 31 закон в области охраны среды. За десять лет после конференции было создано около ста министерств охраны окружающей среды.
Развитием Стокгольмской декларации стала декларация Рио, принятая в 1992 году на «Саммите Земли». Через 20 лет после принятия декларации Рио была проведена крупная конференция ООН по устойчивому развитию «Рио+20» (июнь 2012 года).
Связанные понятия
Бурное развитие экологического образования и просвещения во второй половине XX, начале XXI вв. стало реакцией мировой общественности и специалистов на ухудшение экологической обстановки в мире, быстрое истощение природных ресурсов. Экологический кризис побудил человечество к поиску решения проблем загрязнения окружающей среды. По словам выдающегося учёного В. И. Вернадского важнейшая задача каждого жителя Земли состоит в том, чтобы научиться «управлять собой в отношениях с природой».Экологическое.
Аналити́ческие це́нтры («мозговые центры», «фабрика мысли», «мозговой трест»; англ. think tanks, англ. brains trust) — научно-исследовательские организации, которые, как правило, сосредоточивают свои усилия в области гуманитарных наук — политики, экономики, социологии, права и тому подобное.
Экология — это область науки, которая стала бурно развиваться во второй половине XX века. В качестве отдельной дисциплины экология выделилась на рубеже XX века, и что она получила общественную известность в 1960-е годы, в связи с широко распространённым беспокойством за состоянием окружающей среды. Тем не менее, идеи экологии в какой-то степени известны уже давно, и принципы экологии разрабатывались постепенно, тесно переплетаясь с развитием других биологических дисциплин. Таким образом, возможно.
Стокгольмская конференция или Конференция Организации Объединенных Наций по окружающей человека среде проходила с 5 по 16 июня 1972 года в Стокгольме, Швеция.
Это было первое мероприятие, организованное Организацией Объединенных Наций (ООН) для глобального обсуждения экологических проблем.
абстрактный
Стокгольмская конференция была направлена на обсуждение последствий деградации окружающей среды.
На встрече также обсуждалась политика человеческого развития и поиск общего видения сохранения природных ресурсов.
Таким образом, можно резюмировать, что основными задачами конференции были:
Участники и обсуждения
В Стокгольмской конференции приняли участие представители 113 стран, включая Бразилию, а также 400 правительственных и неправительственных организаций.
Некоторые развитые страны сопротивлялись целям и задачам, предложенным на конференции.
В то же время другие были привержены соблюдению достигнутых договоренностей. Например, Соединенные Штаты стремятся уменьшить загрязнение на своей территории.
Развивающиеся страны не согласны с целями сокращения промышленной деятельности, поскольку такие действия могут нанести ущерб экономике.
Бразилия сыграла решающую роль во многих дискуссиях.
Дебаты на конференции были вызваны необходимостью принятия новой модели экономического развития.
Эта модель не может привести к истощению природных запасов, таких как нефть, и не приведет к снижению экономического роста.
Узнать больше, читайте также:
Принципы
После дебатов был подготовлен документ под названием «Декларация по окружающей человека среде».
Понимание заключается в том, что любой тип природных ресурсов присутствует и доступен для будущих поколений.
В документе указывается, что производственные мощности планеты для возобновляемых ресурсов необходимо поддерживать и, если возможно, улучшать и восстанавливать.
Среди принципов Декларации об окружающей человека среде:
Важность
Стокгольмская конференция открыла всемирную повестку дня для экологических дискуссий.
После его завершения ООН создала Программу ООН по окружающей среде.
Следующим шагом должно стать проведение Саммита Земли, получившего название Эко-92, в Рио-де-Жанейро в 1992 году.
Стокгольмская конференция: история вопроса, страны, точки зрения
Содержание:
В Стокгольмская конференция (1972 г.), Официально названный Конференцией Организации Объединенных Наций по окружающей человека среде, это был первый крупный международный конгресс, созванный для решения проблем окружающей среды. Эта конференция проходила в шведской столице, которая дала ей название, в июне 1972 года.
Осознание важности заботы о планете привело к тому, что Генеральная Ассамблея ООН по просьбе Швеции приняла решение о созыве конференции. В нем приняли участие представители 113 стран, а также сотни межправительственных организаций.
После 11 дней заседаний Конференция одобрила документ, состоящий из 26 принципов, в дополнение к серии рекомендаций, которые сформировали международный план действий по борьбе с деградацией окружающей среды.
Задний план
С другой стороны, с 1960-х годов набирали силу различные экологические организации. Помимо ядерных отходов, озабоченность вызывают и другие проблемы, такие как использование синтетических пестицидов или утрата биоразнообразия.
Практически впервые голоса, требовавшие заботы об экосистеме, стали слышны по всей планете. Согласно их постулатам, это было проявление уважения к окружающей среде как из-за последствий, которые ее ухудшение могло оказать на качество жизни людей, так и для выживания самой планеты.
Римский клуб
За четыре года до Стокгольмской конференции менеджер компании FIAT Аурелио Печчеи и шотландский ученый Александр Кинг основали Римский клуб с целью изучения и поиска решений экологических проблем.
Первый отчет этой организации увидел свет в 1972 году. Его автором была Донелла Мидоуз и озаглавленная Пределы роста. Хотя некоторые аспекты этой работы вызвали серьезную критику, ее публикация стала для мировых лидеров большим стимулом к более серьезному отношению к этому вопросу.
Шведская инициатива
Именно в этом контексте Организация Объединенных Наций решила созвать Конференцию по окружающей человека среде.
Инициатива исходила от Швеции, страны, которая отличалась своей государственной политикой борьбы с загрязнением. Это были причины, по которым местом встречи была выбрана ее столица, Стокгольм.
Генеральным секретарем конференции был назначен Морис Стронг, нефтяной магнат, который, однако, стал заметной фигурой среди защитников окружающей среды.
Страны-участницы
Инаугурацию конференции возглавили генеральный секретарь ООН Курт Вальдхайм и президент Швеции Улоф Пальме.
В течение 11 дней, что длились заседания, Стокгольм принимал представителей из 113 стран. Кроме того, в обсуждениях приняли участие более 400 организаций, как межправительственных, так и неправительственных.
Страны отсутствуют
Наиболее заметным было отсутствие Советского Союза. Точно так же не присутствовало подавляющее большинство стран коммунистического блока.
Согласованные пункты и цели
Конечным результатом Стокгольмской конференции стала декларация, состоящая из 26 принципов и 109 рекомендаций, чтобы начать действовать в защиту окружающей среды.
Второй из принципов представляет собой хорошее резюме целей конференции:
Хотя на практике это были не более чем рекомендации, многие эксперты считают это заявление первой попыткой создания международного экологического законодательства.
Основные обсуждаемые темы
Участники конференции были разделены на три разных комитета, каждый из которых занимался изучением определенной проблемы.
Первый из этих комитетов должен отвечать за рассмотрение вопросов защиты окружающей среды с точки зрения каждого общества и культуры.
С другой стороны, второй комитет сосредоточил свою работу на природных ресурсах. Наконец, третья сторона обсудила, какие средства следует использовать в международном масштабе для улучшения защиты окружающей среды.
Одним из аспектов, которому было уделено наибольшее внимание, было состояние морей и океанов. Загрязнение мировых вод уже в то время вызывало беспокойство, затрагивая все население.
Величайшее достижение
Для большинства аналитиков, помимо фактических результатов конференции, ее главным достижением было осознание важности экологии. Один из принципов собранного таким образом документа:
«Мы достигли точки в истории, когда мы должны направлять наши действия по всему миру, уделяя больше внимания последствиям, которые они могут иметь для окружающей среды. По незнанию или безразличию мы можем нанести огромный и непоправимый ущерб земной среде, от которой зависят наша жизнь и благополучие «.
Кроме того, он установил в качестве фундаментальной цели гарантировать будущее планеты, что «природные ресурсы Земли, включая воздух, воду, землю, флору и фауну и особенно репрезентативные образцы природных экосистем, должны быть сохранены на благо настоящего и будущих поколений посредством тщательного планирования или управления, в зависимости от обстоятельств «
рекомендации
Декларация Стокгольмской конференции содержала следующие рекомендации правительствам планеты:
— Создавать генные банки, позволяющие сохранять биоразнообразие.
— Принять меры по защите тех видов животных и растений, которым грозит исчезновение.
— Рационально планировать все строительные работы в городах.
— Планируйте меры по снижению загрязнения.
— Создание нового органа, спонсируемого ООН, для защиты окружающей среды.
Программа ООН по окружающей среде
Последний пункт, упомянутый выше, стал реальностью в конце 1972 года. В декабре того же года была создана Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП).
Задача этого органа заключалась в координации работы, проводимой в ООН в области защиты окружающей среды.
Всемирный банк
Не только Организация Объединенных Наций приступила к включению рекомендаций Стокгольмской конференции. Другие организации также приняли меры по защите окружающей среды. Всемирный банк, например, начал учитывать влияние на характер своих программ по финансированию развития.
европейское сообщество
Тогдашнее Европейское экономическое сообщество, сегодня Европейский Союз, в 1973 г. Директива об охране окружающей среды и потребителей, а также Программу действий по охране окружающей среды.
Ссылки
15 советов по уходу за ногтями
Волочение проволоки: процесс, типы и применение
Декларации
Декларация Конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды
Принята Конференцией Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды, Стокгольм, 1972 год
Конференция Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды,
проведя заседания в Стокгольме с 5 по 16 июня 1972 года,
рассмотрев необходимость в общем подходе и общих принципах, которые вдохновят народы мира и послужат им руководством в деле сохранения и улучшения окружающей человека среды,
I
Принципы
Выражает общую убежденность в том, что:
Принцип 1
Человек имеет основное право на свободу, равенство и благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь, и несет главную ответственность за охрану и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений. В связи с этим политика поощрения или увековечения апартеида, расовой сегрегации, дискриминации, колониального и других форм угнетения и иностранного господства осуждается и должна быть прекращена.
Принцип 2
Природные ресурсы земли, включая воздух, воду, землю, флору и фауну, и особенно репрезентативные образцы естественных экосистем, должны быть сохранены на благо нынешнего и будущих поколений путем тщательного планирования и управления по мере необходимости.
Принцип 3
Способность земли производить жизненно важные восполняемые ресурсы должна поддерживаться, а там, где это практически желательно и осуществимо, восстанавливаться или улучшаться.
Принцип 4
Человек несет особую ответственность за сохранение и разумное управление продуктами живой природы и ее среды, которые в настоящее время находятся под серьезной угрозой в связи с рядом неблагоприятных факторов. Поэтому в планировании экономического развития важное место должно уделяться сохранению природы, включая живую природу.
Принцип 5
Невосполняемые ресурсы земли должны разрабатываться таким образом, чтобы обеспечивалась защита от истощения этих ресурсов в будущем и чтобы выгоды от их разработки получало все человечество.
Принцип 6
Введение в окружающую среду токсических веществ или других веществ и выброс тепла в таких количествах или концентрациях, которые превышают способность окружающей среды обезвреживать их, должны быть прекращены, с тем чтобы это не наносило серьезного или непоправимого ущерба экосистемам. Необходимо поддерживать справедливую борьбу народов всех стран против загрязнения.
Принцип 7
Государства принимают все возможные меры для предотвращения загрязнения морей веществами, которые могут поставить под угрозу здоровье человека, нанести вред живым ресурсам и морским видам, нанести ущерб удобствам или создать препятствия для других законных видов использования морей.
Принцип 8
Экономическое и социальное развитие имеет решающее значение для обеспечения благоприятных окружающих условий жизни и работы человека, а также для создания условий на земле, которые необходимы, для улучшения качества жизни.
Принцип 9
Ухудшение окружающей среды в результате недостаточного развития и стихийных бедствий создает серьезные проблемы, которые могут быть наилучшим образом устранены путем ускорения развития за счет предоставления существенной финансовой и технической помощи в дополнение к усилиям самих развивающихся стран, а также такой своевременной помощи, какая может потребоваться.
Принцип 10
Что касается развивающихся стран, то стабильность цен и соответствующие доходы от сырьевых товаров и материалов имеют существенное значение для управления окружающей средой, поскольку необходимо принимать во внимание как экономические факторы, так и экологические процессы.
Принцип 11
Политика всех государств в области окружающей среды должна повышать существующий или будущий потенциал развития развивающихся стран, а не оказывать на него отрицательное воздействие или препятствовать достижению всеми лучших условий жизни, и государства, а также международные организации должны предпринять соответствующие шаги с целью достижения соглашения по преодолению возможных национальных и международных экономических последствий, возникающих в результате применения мер, связанных с окружающей средой.
Принцип 12
Следует выделять ресурсы для охраны и улучшения окружающей среды с учетом обстоятельств и конкретных потребностей развивающихся стран и любых расходов, которые могут быть связаны с включением мер по охране окружающей среды в их планы развития, а также необходимости предоставлять им по их просьбе дополнительную международную техническую и финансовую помощь в этих целях.
Принцип 13
В целях обеспечения более рационального управления ресурсами и улучшения таким образом окружающей среды государства должны выработать единый и скоординированный подход к планированию своего развития для обеспечения того, чтобы это развитие соответствовало потребностям охраны и улучшения окружающей среды на благо населения этих государств.
Принцип 14
Рациональное планирование является важным средством урегулирования любого несоответствия между потребностями развития и потребностями охраны и улучшения окружающей среды.
Принцип 15
Необходимо осуществлять планирование населенных пунктов и урбанизации, с тем чтобы избежать отрицательных последствий для окружающей среды и получить максимальную пользу от социального и экономического развития. В связи с этим необходимо отказаться от проектов, предназначенных для обеспечения колониалистского расистского господства.
Принцип 16
В тех районах, где быстрые темпы роста или слишком большая плотность населения могут отрицательно сказаться на окружающей человека среде или темпах развития, а также в тех районах, где низкая плотность населения может создавать препятствия в деле улучшения окружающей человека среды или в деле развития, необходимо проводить демографическую политику, не ущемляющую основных прав человека, политику, которую заинтересованные правительства сочтут целесообразной.
Принцип 17
На соответствующие национальные учреждения следует возложить задачи планирования, управления и контроля в отношении ресурсов окружающей среды государств с целью повышения качества окружающей среды.
Принцип 18
Наука и техника, внося свой вклад в социально-экономическое развитие, должны быть использованы с целью определения и предотвращения случаев нанесения ущерба окружающей среде и борьбы с ним, а также для решения проблем окружающей среды на благо всего человечества.
Принцип 19
Ознакомление подрастающего поколения, а также взрослых, с должным учетом низших слоев населения, с проблемами окружающей среды является крайне важным для расширения основы, необходимой для сознательного и правильного поведения отдельных лиц, предприятий и общин в деле охраны и улучшения окружающей среды во всех ее аспектах, связанных с человеком. Важно также, чтобы средства общественной информации не способствовали ухудшению окружающей среды, а, напротив, распространяли знания, касающиеся необходимости охраны и улучшения окружающей среды, с целью обеспечения возможностей всестороннего развития человека.
Принцип 20
Национальные и многонациональные научноисследовательские и опытно-конструкторские работы, связанные с проблемами окружающей среды, должны получить поддержку во всех странах, особенно в развивающихся странах. В этих целях необходимо поддерживать и содействовать свободному потоку современной научной информации и передаче опыта, с тем чтобы облегчить разрешение проблем окружающей среды; технические знания в области окружающей среды должны предоставляться развивающимся странам на условиях, которые будут способствовать их широкому распространению и не будут налагать экономическое бремя на развивающиеся страны.
Принцип 21
В соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и принципами международного права государства имеют суверенное право разрабатывать свои собственные ресурсы согласно своей политике в области окружающей среды и несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или контроля не наносила ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции.
Принцип 22
Государства сотрудничают в целях дальнейшего развития международного права, касающегося ответственности и компенсации жертвам за загрязнение и за другие виды ущерба, причиненные в результате деятельности в пределах их юрисдикции, или контроля за окружающей средой в районах, находящихся за пределами действия их юрисдикции.
Принцип 23
Уважая критерии, которые могут быть согласованы международным сообществом, или нормы, которые должны быть установлены на национальном уровне, крайне важно во всех случаях принимать во внимание системы ценностей, установленные в каждой стране, и степень применения норм, которые пригодны для большинства развитых стран, но которые могут не подходить и вызывать неоправданные социальные расходы в развивающихся странах.
Принцип 24
Международные проблемы, связанные с охраной и улучшением окружающей среды, следует решать в духе сотрудничества всех стран, больших и малых, на основе равноправия. Сотрудничество, основанное на многосторонних и двусторонних соглашениях или на другой соответствующей основе, крайне важно для организации эффективного контроля, предотвращения, уменьшения и устранения отрицательного воздействия на окружающую среду, связанного с деятельностью, проводимой во всех сферах, и это сотрудничество следует организовать таким образом, чтобы в должной мере учитывались суверенные интересы всех государств.
Принцип 25
Государства должны содействовать тому, чтобы международные организации играли согласованную, эффективную и динамичную роль в деле охраны и улучшения окружающей человека среды.
Принцип 26
блог для студентов колледжа 3 курса РИПК
Лекция 4. Глобальная система мониторинга окружающей среды
Сегодня сеть наблюдений за источниками воздействия и за состоянием биосферы охватывает уже весь земной шар. На Стокгольмской конференции ООН в 1972 г. была выработана Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), включающая рекомендации по организации Глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС), целью которой определено предоставление информации, необходимой для обеспечения настоящей и будущей защиты здоровья, благополучия, безопасности и свободы людей и управления окружающей средой и её ресурсами. В 1974 г. совместными усилиями мирового сообщества была создана как часть Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Глобальная система мониторинга окружающей среды (ГСМОС).
Задачи Глобальной системы мониторинга окружающей среды ГСМОС:
– организация расширенной системы предупреждения об угрозе здоровью людей;
– оценка глобального загрязнения атмосферы и его влияния на климат;
– оценка качества и распределения загрязнения в биологических системах;
– оценка реакции наземных экосистем на воздействие окружающей среды;
– оценка экологических проблем, возникающих в результате сельскохозяйственной деятельности и землепользования;
– оценка загрязнения Мирового океана и его влияния на экосистемы;
– усовершенствование системы предупреждений о стихийных бедствиях в международном масштабе.
Система мониторинга реализуется на нескольких уровнях, которым соответствуют специально разработанные программы:
– импактный (изучение значимых воздействий в локальном масштабе);
– региональный (проявление проблем миграции и трансформации загрязняющих веществ, совместного воздействия различных факторов, характерных для экономики региона и трансграничного переноса);
– фоновом (на базе биосферных заповедников, где исключена всякая хозяйственная деятельность).
Программа импактного мониторинга может быть направлена, например, на изучение особенностей поступления в окружающую среду и рассеяния в ней потоков загрязняющих веществ, содержащихся в отходящих газах или сточных водах конкретного предприятия. Предметом регионального мониторинга, как следует из самого его названия, является состояние окружающей среды в пределах того или иного региона. Фоновый мониторинг, осуществляемый в рамках международной программы «Человек и биосфера», имеет целью зафиксировать фоновое состояние окружающей среды, что необходимо для дальнейших оценок уровней антропогенного воздействия. Программы наблюдений формируются по принципу выбора приоритетных (подлежащих первоочередному определению) загрязняющих веществ и интегральных (отражающих группу явлений, процессов или веществ) характеристик. Классы приоритетности загрязняющих веществ, установленные экспертным путем и принятые в системе ГСМОС, приведены в табл. 3.
Определение приоритетов при организации систем мониторинга зависит от цели и задач конкретных программ: так, в региональном мониторинге приоритет отдан городам, водным объектам – источникам питьевого водоснабжения и местам нерестилищ рыб, поэтому в отношении сред наблюдений, в первую очередь, исследуют атмосферный воздух и воду пресных водоемов. Приоритетность ингредиентов определяется с учетом критериев, отражающих токсические, радиоактивные или болезнетворные свойства загрязняющих веществ, объемы их поступления в окружающую среду, особенности трансформации, вероятность и величину воздействия на человека и биоту и другие факторы.
На территории СССР в 70-е гг. на базе станций гидрометeослужбы была организована Общегосударственная служба наблюдений и контроля состояния окружающей среды (ОГСНК), построенная по иерархическому принципу (рис. 4).
В обработанном и систематизированном виде полученная информация представлена в кадастровых изданиях, таких как «Ежегодные данные о составе и качестве поверхностных вод суши» (по гидрохимическим и гидробиологическим показателям), «Ежегодник состояния атмосферы в городах и промышленных центрах» и др. К настоящему времени массивные сборники типа «Ежегодных данных. » в библиотеки практически не поступают. Некоторые материалы можно получить (приобрести) в региональных подразделениях Росгидромета.
Помимо ОГСНК, входящей в систему Росгидромета (Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды), экологический мониторинг осуществляется целым рядом служб, министерств и ведомств.
Решение о создании Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ) было принято в 1993 г. и утверждено Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 1993 г. № 1229. Основной концепцией создания системы явилось объединение возможностей и усилий многочисленных государственных служб для решения задач комплексного наблюдения, оценки и прогноза состояния окружающей среды в Российской Федерации. Общее руководство деятельностью ЕГСЭМ было возложено на Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов.
В настоящее время работы по созданию ЕГСЭМ находятся на стадии пилотных проектов регионального масштаба. Предполагается, что ЕГСЭМ как центр единой научно-технической политики в области экологического мониторинга будет обеспечивать реализацию следующих положений:
– осуществление координации разработки и выполнения программ наблюдений за состоянием окружающей среды;
– проведение регламентации и контроля сбора и обработки достоверных и сопоставимых данных;
– обеспечение хранения информации, ведения специальных банков данных и их гармонизации (согласование, телекоммуникационную связь) с международными эколого-информационными системами;
– осуществление деятельности по оценке и прогнозу состояния объектов окружающей природной среды, природных ресурсов, откликов экосистем и здоровья населения на антропогенное воздействие;
– создание условий для доступности интегрированной экологической информации широкому кругу потребителей.
Значительный интерес представляет распределение функций в рамках ЕГСЭМ. Это распределение разработано на основе сложившейся практики, целей и задач министерств и ведомств. Поэтому, независимо от функционирования ЕГСЭМ, оно дает общее представление о той информации, которую собирают и накапливают различные органы. Распределение приводится ниже по Постановлению Правительства РФ «Распределение функций в ЕГСЭМ между центральными органами федеральной исполнительной власти» № 1229 от 24 ноября 1993 г.
Регламентация государственных наблюдений в системе ЕГСЭМ
Система государственного экологического мониторинга строится на наблюдениях, регламентированных самым строгим образом. Список параметров состояния окружающей среды, определяемых государственными службами, четко установлен, так же, как требования к используемым средствам и методам измерений, частоте отбора проб и др.
В системе Росгидромета за качеством атмосферного воздуха населенных пунктов ведутся наблюдения со стационарных, маршрутных и передвижных (подфакельных) постов.
На стационарных постах устанавливаются павильоны типа «Пост-1», «Пост-2», «Воздух», оснащенные аппаратурой для отбора проб и приборами для определения метеорологических параметров.
Для постов наблюдений ГОСТ 17.2.3.07-86 «Правила контроля воздуха населенных пунктов» установлено четыре программы наблюдений:
– полная (ежедневные наблюдения в 1, 7, 13 и 19 часов с получением информации о среднесуточных и разовых концентрациях вредных веществ);
– неполная (ежедневные наблюдения в 7, 13 и 19 часов с получением информации о разовых концентрациях вредных веществ);
– сокращенная (наблюдения в 7 и 13 часов при температуре воздуха ниже – 45ºС в местах, где содержание примесей низкое);
– суточная (непрерывный отбор проб для определения среднесуточных концентраций вредных веществ).
Методы пробоотбора и анализа детально описаны и регламентированы соответствующим руководством. Выбор исследуемых примесей осуществляется в зависимости от количества выбросов этих веществ, их класса опасности, характерного размера города, рассеивающей способности атмосферы конкретного района. Считается, что при незначительных объемах выбросов, когда приземные концентрации близки к фоновым, наблюдения нецелесообразны. Порядок организации и проведения наблюдений за состоянием поверхностных вод определен ГОСТ17.1.3.07–82 «Охрана природы. Гидросфера». Разработанная система предусматривает согласованную программу работ по гидрологии, гидрохимии и гидробиологии. Пункты наблюдений устанавливают в зависимости от хозяйственного значения водных объектов, их размеров и экологического состояния. Периодичность наблюдений определяется категорией пункта. Пункты наблюдений первой и второй категорий устанавливают в крупных городах, в районах повторяющихся аварийных сбросов и высокой загрязненности – от 10 до 100 ПДК и более (в соответствии с типом водного объекта).
Пункты третьей категории устанавливаются в районах расположения городов с населением менее 0,5 млн человек (большая часть населения России проживает в малых городах), в замыкающих створах больших и средних рек и водоемов, в районах организованного сброса сточных вод, где систематическая загрязненность воды по одному или нескольким загрязняющим веществам достигает 10 ПДКв (в соответствии с типом водного объекта). Наблюдения за уровнем загрязнения почв носят, как правило, экспедиционный характер и выполняются в соответствии с требованиями ГОСТа 17.4.4.02–84 «Охрана природы. Почвы». Методы отбора и подготовки проб для химического, бактериологического, гельминтологического анализа на определенных площадях по регулярной сети опробования, на ключевых участках, характеризующих типичные сочетания природных условий и антропогенного воздействия, на отдельных почвенно-геохимических профилях.
Унифицированная и строго регламентированная система определяет сопоставимость всех получаемых в сети мониторинга сведений. Однако, в ряде случаев это приводит к тому, что автоматически выполняются анализы, не имеющие особой практической ценности, в то время как реальные проблемы могут остаться вне поля зрения службы мониторинга.