в каком году придумали вертолет
Кто изобрел вертолет? История изобретения винтокрылой машины.
Доброго времени суток. В предыдущих публикациях в рубрике «Интересные факты» я рассказывал об истории развития авиации и про изобретение самолета. На этот раз, давайте поговорим о том, кто изобрел вертолет.
Однозначного ответа на вопрос, кто изобрел вертолет, дать невозможно. Потому, что многие изобретатели и инженеры-конструкторы в разное время внесли свой вклад в изобретение винтокрылой машины.
Кто изобрел первый вертолет. Начало.
Итак, в глубине веков, в эпоху возрождения в Италии, жил великий мыслитель, художник, естествоиспытатель Леонардо да Винчи (1452 – 1519гг). Фантазии неутомимого Леонардо заводили его так далеко, что многие его изобретения на века опередили время. Только представьте, в IV веке придумать велосипед, танк, махолет, подводную лодку, самоходную тележку, шарикоподшипник и многое другое. Среди рисунков да Винчи есть и диковинная конструкция с большим винтом на крыше – гелиокоптер. Справедливости ради стоит сказать, что это прародитель современного вертолета. Но к великому сожалению, большинство чертежей мыслителя так и остались на бумаге.
Аэродинамическая машинка Ломоносова.
Спустя почти три столетия, в России, в 1754г. светило Российской науки Михайло Васильевич Ломоносов изобрел и представил на обозрение собранию Российской академии наук модель Аэродинамической машинки, способной взлетать вертикально и приводимой в действие часовой пружиной. Но дальше модели дело не пошло и про вертолет надолго забыли.
Аэронеф Понтона д’Амекура. Может он изобрел вертолет?
Через сто с небольшим лет, в 1860г. во Франции инженер Понтон д Амекур изобрел аппарат вертикального взлета, который он назвал «Аэронеф». Летательный аппарат имел два винта, расположенных на одной оси, приводимых в движение паровым двигателем. Но испытания его не были успешными по причине несовершенства конструкции и небольшой мощности двигателя.
Но изобретатели-энтузиасты не прекращали попыток постройки и испытаний вертолетов. В 1969г. ученый-электротехник из России Александр Николаевич Лодыгин проектирует ЛА вертикального взлета под названием электролет. В 1900-х годах девятнадцатого столетия работы над созданием вертолета начинает Русский ученый, отец русской авиации Николай Егорович Жуковский.
После появления двигателей внутреннего сгорания, более легких и мощных, по сравнению с паровыми, ситуация в области вертолетостроения в корне меняется. И в сентябре 1907г. беспилотный Gyroplane француза Луи и Жака Бреге совершает первейший в истории мирового вертолетостроения вертикальный полет длительностью немногим меньше минуты.
Первейший в истории авиации полет вертолета с человеком на борту.
Француз Поль Корню стал человеком, который изобрел вертолет, поднявший в воздух пилота в 1907г. Правда, полет продлился всего две секунды, при этом он поднялся всего на пол метра. Поль изо всех сил старался управлять строптивым вертолетом, но у него ничего не получилось.
Коренной перелом в конструировании вертолетов произошел в 1911г., когда инженер-конструктор из России Б. Н. Юрьев запатентовал свой гелиокоптер, с рулевым винтом и управляемым автоматом перекоса (позже такая схема построения станет классической).
Вас может заинтересовать – «Изобретения российских ученых».
Как результат, в этом же году, Игорь Сикорскийпредставляет новую модель вертолета, поднявшуюся в воздух. С этого момента мировое вертолетострение начинает развиваться семимильными шагами.
Новые рекорды.
В последующем за короткий срок устанавливается несколько рекордов по продолжительности, дальности и высоте полета вертолетов. Самые впечатляющие из них:
Так кто же все-таки изобрел первый вертолет?
Во всем мире принято считать, что вертолет изобрел русский инженер, эмигрировавший в США Игорь Иванович Сикорский. За долго до своих успехов в сфере вертолетостроения, И. И. Сикорский проектирует и строит в России первый в мире четырех моторный самолет «Илья Муромец».
Однако, умолять заслуги предшественников и первопроходцев нельзя ни в коем случае. Таким образом, сказать, что вертолет изобрел один человек, было бы по меньшей мере несправедливо к ученым и конструкторам, вложивших душу и сердце в создание винтокрылых машин. Имена которых золотыми буквами вписаны в историю становления и развития вертолетного воздушного флота.
Наследие империи: история первого в мире вертолета
Авторское право на систему визуализации содержимого портала iz.ru, а также на исходные данные, включая тексты, фотографии, аудио- и видеоматериалы, графические изображения, иные произведения и товарные знаки принадлежит ООО «МИЦ «Известия». Указанная информация охраняется в соответствии с законодательством РФ и международными соглашениями.
Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на iz.ru.
АО «АБ «РОССИЯ» — партнер рубрики «Экономика»
Сайт функционирует поддержке Федерального агентства коммуникациям.
Ответственность за содержание любых рекламных материалов, размещенных на портале, несет рекламодатель.
Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Все права защищены © ООО «МИЦ «Известия», 2021
Кто создал вертолет?
Многие приписывают изобретение вертолета Леонардо да Винчи, но это ошибка.
Наверное, это прозвучит странно, но о создании аппарата, который мог бы взлетать вертикально, человечество задумалось еще в древние времена. В Китае, приблизительно в V-м веке до нашей эры появилась игрушка, в виде палки с прикрепленными к ней перьями. Перья крепились к концу палки с четырех сторон, образуя винт. Раскрутив такую игрушку в ладонях, человек выпускал ее, и палка взлетала вверх точь-в-точь как современные вертолеты.
Чертежи подобных аппаратов создавались и позже, например, в Эпоху Возрождения и Новое Время. Любопытно, что многие приписывают изобретение вертолета Леонардо да Винчи, но это ошибка.
Леонардо действительно выполнил чертеж некоего летательного аппарата. Аппарат этот никогда не был построен, а исследователи наследия да Винчи до сих пор спорят о том, каким образом нарисованный великим мыслителем аппарат мог бы оторваться от земли. Тем не менее, сейчас бытует мнение, что машину Леонардо никак нельзя считать вертолетом. К слову, рисунки да Винчи были обнаружены сильно после его смерти. Михаил Ломоносов, также пытавшийся создать летательный аппарата, не знал о трудах Леонардо и, разрабатывая свой проект, опирался исключительно на собственные знания и опыт. Идея Ломоносова заключалась в том, чтобы построить машину, которая взлетала бы вертикально и приводилась бы в движение двумя винтами. Проект так и не был доведен до ума. К слову, Ломоносов работал вовсе не над летательным аппаратом. Его машина не предполагала пилотируемого полета, ее задачей были метеорологические измерения. Точнее, они были бы ее задачей, если бы Ломоносов закончил проект и создал такой аппарат.
Еще дальше продвинулся французский инженер Понтон д’Амеркур. Он работал над проектом машины, которая должна была управляться человеком изнутри. По проекту, такой агрегат должны были приводить в действие два винта. Амеркур, работавший в середине XIX-го века, подошел очень близко к цели и именно его труды легли в основу будущих успешных исследований.
Первый в истории успешный вертикальный полет совершили братья Луи и Жак Бреге, а также работавший с ними Шарль Рише. К слову, полет этот не был пилотируемым, а сам аппарат поднялся в воздух на привязи. Тем не менее, именно 24 августа 1907-го можно считать днем рождения вертолета.
Машина братьев Бреге весила более 500 килограмм и была оснащена двумя двигателями и четырьмя широкими винтами. Аппарат оторвался от земли на полметра и пробыл в воздухе около минуты.
Через месяц братья повторили опыт и их аппарат поднялся на высоту в полтора метра. Бреге и Рише не были единственными конструкторами. Одновременно с ними над проектом вертолета работал их соотечественник Поль Корню. Ему суждено было стать первым пилотом вертикально взлетающего аппарата.
Свой полет Корню совершил 13 ноября 1907-го. Он пробыл в воздухе 20 секунды, а высота полета составила 52 сантиметра. Идея пилотируемого полета прижилась, и именно в этом направлении стали работать последователи французских первопроходцев.
Еще один прорыв произошел в 1911-м, причем прорыв этот осуществил наш соотечественник Борис Юрьев. Он создал чертеж автомата перекоса — механизма для управления винтом вертолета. Чертеж одновинтового самолета с рулевым винтом был опубликован. К слову, механизм, разработанный Юрьевым до сих пор используется на большинстве современных вертолетов. Борис Юрьев не был первым нашим соотечественником, задумавшимся над созданием вертолета. Первым, по всей вероятности, был Михаил Ломоносов. Еще в XVIII-м веке он создал модель летательного аппарата с несущим винтом. Машина, предложенная Ломонсовым, вообще была очень похожа на современные вертолеты, но время этих аппаратов еще не пришло.
А настало оно в 1932-м году. Именно тогда в воздух поднялся первый русский вертолет, созданный по проекту инженера Алексея Черемухина. Эта машина поднималась на высоты более 600 метров — для того времени это был абсолютный рекорд.
В начале ХХ-го века планета переживала авиабум. С популярность самолета вертолету тягаться было сложно. Тем более, что первые уже вовсю бороздили небесные просторы, а вторые существовали только на бумаге. Многие проекты создания вертолета просто не получали необходимой им финансовой поддержки. В 1922-м, однако, очень повезло механику Георгию Ботезату, русскому эмигранту, проживавшему в США. Армия соединенных штатов сделала ему заказ на производство устойчивой, управляемой машины вертикального взлета. И Ботезат такую машину создал. Она смогла поднять на высоту в пять метров и пробыла в воздухе несколько минут. С точки зрения науки это, безусловно, был прорыв, однако, для армии этого было маловато.
24 апреля аргентинец Рауль Пескара доказал, что идея вертолетов вовсе не бесперспективна и что подобные аппараты могут долго находиться в воздухе. Инженер-механик пролетел на своей машине 736 метров. Успех аргентинца широко освещался в прессе и стал известен далеко за пределами Южной Америке и дал толчок к развитию вертолетостроения.
Уже через пару месяцев француз Эмиль Эмишен пробыл в воздухе семь с лишним минут, пролетев за это время по кругу 1100 метров. В 1930-м группа итальянских изобретателей сконструировала вертолет, который пролетел то же расстояние, но уже по прямой. В нашей стране первый полет был совершен в 1932-м году Алексеем Черемуховым. На вертолете 1-ЭА он поднялся в воздух на 600 метров. Прошло еще три года и Луи Берге, тот самый, которого можно считать одним из отцов вертолета, создаст сверхбыстрый (по тем временам) аппарат. Этот аппарат первым в истории преодолеет скоростной рубеж в 100 километров в час и раз и навсегда посрамит скептиков. После этого в том, что у вертолетов действительно есть будущее, никто уже не сомневался. Военные к слову, перестали сомневаться раньше других. Уже к началу 30-х годов многие инженеры и механики получили от них серьезные заказы на разработку подобных машин.
Сложно представить себе современный мир без вертолетов. Их используют не только в военных целях, но также при спасательных операциях, для медицинских перевозок и, разумеется, для развлечения туристов.
Кто изобрел первый вертолет в мире? Статья рассказывает о первом в мире вертолете-амфибии и его конструкторе Игоре Сикорском
Первый в мире вертолет-амфибия и его авиаконструктор И. Сикорский
И. Сикорский (1889-1972) стал разработчиком первого в мире самолета с четырьмя моторами «Русский витязь», первейших гидросамолетов и вертолетов. Именно он создал в 1931 году привычного вида вертолет, который состоял из двух винтов: первого наверху машины и второго на ее хвосте. Новую модель он испытал самолично, как и 15 новых типов самолетов.
Двухвинтовому вертолету самолетостроитель присвоил название «VS-300». Машина представляла собой горизонтальную металлическую трубу и имела раскрытую кабину для вертолетчика. Устройство было оснащено движком фирмы «Lycoming» с мощностью в 65 л.с. Главный винт приводился в действие с помощью ременной передачи. Вертолет взлетел под управлением И. Сикорского и показал отличные летные характеристики. На его основе автор начал разрабатывать другие модели машин.
Весной 1941 года уже прославившийся на весь мир конструктор предоставил изумленным американцам первый в мире спецвертолет, который мог садиться на воду, имея для этого на шасси особые поплавки. Аппарат был задуман и изготовлен на основе «VS-300». Новый вертолет смог не только взлететь с суши и сесть на воду, но и подняться с ее поверхности и приземлиться снова на землю. Длительность полета составила около 1 часа 30 минут при скорости до 100 км/час. Геликоптер на поплавках сразу же заинтересовал военных специалистов, которых ошеломили способности необычной машины.
На вертолетах этого конструктора были в первый раз организованы авиа-перелеты поверх Атлантического и Тихого океанов. Последней машиной И. Сикорского стал вертолет модели «S-58», который признан лучшим в своем ряду. После этого авиаконструктор ушел на заслуженный отдых, передав все свои наработки фирме «Sikorsky Aircraft Corporation», которая продолжает его трудное, но нужное для людей дело.
Геликоптер, автожир, вертолет
Сегодня – день рождения русского слова «вертолет». Воспользуемся этим поводом, чтобы вспомнить еще несколько интересных фактов из истории вертолетостроения.
1) 8 февраля считается днем появления в русском языке слова «вертолет». Именно так в 1929 году авиаконструктор Николай Камов назвал свое изобретение. Произошло это на заседании Технической комиссии Центрального совета ОСОАВИАХИМа. Конечно, устно термин «вертолет» употреблялся и ранее, но письменно его впервые зафиксировали в протоколе как раз того самого заседания – применительно к летательному аппарату Каскр-1 (от фамилий авторов – Камов-Скржинский) «Красный инженер».
Вертолет Каскр-1
Предполагается, что слово «вертолет» – калька с французского gyroplane (где gyro – вертеть, а planer – парить, висеть в воздухе). Точно так же было образовано и русское «самолет» (по-французски – aéroplane).
Но вернемся к технической стороне вопроса. Интересно, что летательный аппарат, названный Камовым «вертолетом», на самом деле таковым не являлся. По своим техническим характеристикам он был типичным автожиром (или автогиром, от греч. αύτός – сам и γύρος – круг). Подобно вертолету, он обладал несущим винтом для создания подъемной силы. Но, подобно самолету, оснащался еще и тянущим/толкающим винтом (пропеллером), который обеспечивал аппарату горизонтальную скорость.
А вот классический вертолет (в современном его понимании) тогда назывался «геликоптером» (от французского hélicoptère, заимствованного в конце XIX века) и носил это имя всю первую половину прошлого века.
2) Первые приспособления, способные подниматься в воздух вертикально, были изобретены еще в V веке до нашей эры в Китае. Правда, тогда это были игрушки. К небольшой палке на одном из ее концов крепились птичьи перья в виде винта. Человек раскручивал такую игрушку в ладонях и отпускал – палка взлетала в точности как современные вертолеты.
Модель геликоптера, созданная по чертежу Леонардо да Винчи
Попытки создания уже вполне серьезных аппаратов с вертикальным взлетом предпринимались и в эпоху Возрождения. Общеизвестно, к примеру, что среди рисунков Леонардо да Винчи были найдены чертежи якобы настоящего геликоптера. Однако современные исследователи пришли к выводу, что это заблуждение: нарисованный великим мыслителем аппарат не смог бы оторваться от земли, так что его автора никак нельзя считать изобретателем вертолетов.
Аппарат вертикального взлета Михаила Ломоносова
3) В XVIII веке в России похожие идеи пытался реализовать гениальный Михаил Ломоносов, который, к слову, ничего не знал о трудах Леонардо. Согласно задумке Ломоносова, если оснастить машину двумя винтами определенной конструкции, она сможет взлетать вертикально. С ее помощью предполагалось проводить метеорологические исследования. Беспилотная модель Ломоносова была очень похожа на современные вертолеты, но проекту так и не суждено было осуществиться – время этих аппаратов еще не пришло.
Совсем близко к реализации многовековой мечты человечества подошел французский инженер Понтон д’Амеркур, работавший в середине XIX века. Его двухвинтовой аппарат уже мог управляться человеком изнутри. От земли он так и не оторвался, но его идеи питают умы конструкторов до сих пор.
Первый же в истории вертикальный взлет совершила машина, построенная братьями Луи и Жаком Бреге в сотрудничестве с Шарлем Рише. Их аппарат поднялся в воздух 24 августа 1907 года. Весил он более 500 килограмм, взлетел всего на полметра и оставался в воздухе лишь около минуты. Тем не менее именно эту дату принято считать днем рождения вертолета.
Следующий прорыв в вертолетостроении совершил русский изобретатель Борис Юрьев. В 1911 году он придумал механизм для управления винтом вертолета – автомат перекоса. Надо добавить, что приспособление, разработанное Юрьевым, до сих пор используется на большинстве современных вертолетов.
Вертолет Алексея Черемухина
4) Первый советский вертолет поднялся в воздух в 1932 году. Он был создан по проекту инженера Алексея Черемухина и мог достигать рекордной для того времени высоты – более 600 метров.
Разработчиком первых серийных вертолетов был легендарный русско-американский авиаконструктор, ученый, изобретатель, философ Игорь Сикорский. Родился он в Киеве, но после революции, в 1919 году, был вынужден эмигрировать в США, где в 1942 году и создал серийный вертолет одновинтовой схемы.
Сегодня уже совершенно невозможно представить себе мир без вертолетов. Они используются при строительстве, во время спасательных операций, для медицинских перевозок, научных исследований и, конечно, в военных целях.
5) Вертолеты российского производства занимают одно из ведущих мест на мировом рынке. А самый известный среди них – Ми-8. Этой машине уже больше 50 лет, но спрос на нее не снижается.
Вертолет Ми-8
Производством наших летательных аппаратов занимается холдинг «Вертолеты России», который объединил все вертолетостроительные предприятия страны. На заводах холдинга построено около 35% мирового парка боевых вертолетов, около 17% мирового парка сверхтяжелых машин (взлетной массой более 20 тонн) и 56% мирового парка среднетяжелых вертолетов (от 8 до 15 тонн).
Модельный ряд выпускаемой «Вертолетами России» продукции преимущественно включает в себя машины среднего и тяжелого класса гражданского и военного назначения. Сегодня в серийном производстве находятся модели Ка-226, Ка-27, Ка-29, Ка-31, Ка-32А11ВС, Ка-52 «Аллигатор», «Ансат»/«Ансат-У», различные модификации Ми-8/17, Ми-26(Т), Ми-35М.
В ближайшей перспективе холдинг планирует увеличить объемы выпуска моделей легкого класса (таких как «Ансат», Ка-226Т), что должно способствовать расширению присутствия на международном рынке. Новинками среднего класса вскоре станут Ка-62, Ми-171А2, Ми-38.
События, связанные с этим
Вертолет Ми-171Е в VIP-модификации поставлен в Уганду