в каком году придумали стулья
кто когда и где? Изобрел первый стул??
В Древнем Египте во времена правления фараонов, когда не существовало еще полноценных стульев, принято было сидеть на скамьях и простейших табуретах. Существует некая легенда, которая гласит, что во время погребения одного из фараонов, один из его приближенных просто упал с такой неудобной скамейки. Это событие могло послужить дурным знаком.
Поэтому ученые предполагают, что именно после этого случая были придуманы первые подлокотники, а позднее и спинки. Но столь роскошные и богатые предметы мебели выполняли функцию скорее трона и были доступны лишь правителям государства. Трон оказался настолько удобным, что с тех пор ни один державный правитель от него не отказывался. Кроме того, позднее, наличие стула стало признаком принадлежности к богатейшему сословию. Примечательно, что в Древней Греции, в отличие от Египта, стулья были привилегией лишь женщин и детей. Мужчины же предпочитали возлежать во время неторопливых бесед и пиров.
Для древних римлян, как и для египтян, стул или кресло были показателем того, насколько человек преуспел. И поэтому было принято носить свой собственный стул с собой: так чиновники имели складные украшенные слоновой костью стулья, которые носили за ними их рабы. На низком, богато украшенном сидении сидеть позволялось лишь особо уважаемым гражданам. А глава богатого семейства имел право восседать на домашнем троне, изготовленном из мрамора, и устроенном по типу императорского.
В Европе члены королевской семьи восседали на стульях с подушками, знать располагалась на богато украшенных сиденьях, а придворные, имеющие более низкий ранг, сидели на складных стульях. Вся остальная прислуга обязана была стоять. Так долгое время стул оставался показателем богатства и престижа, играя важную роль в дворцовом ритуале.
На протяжении долгого времени задачей древних мастеров при изготовлении стула было не создание комфортного и удобного седалища, а сотворение величавого и богатого трона. Зачастую такие стулья обрекали человека на многочасовую муку, похожую на пытку. Так Людовик XIV приказал изготовить стулья для своего дворца из чистого серебра.
Лишь в середине XIX века в истории мебельного строения, наконец, произошел окончательный переломный момент. Изобретение венского столяра Михаила Тонета позволило простому человеку пользоваться обыкновенным стулом в своём доме благодаря практичности и, прежде всего, дешевизне. Тонет разработал идею производства мебели из гнутого дерева. К концу XIX века фирма «Тонет» произвела на своей фабрике уже 50 миллионов стульев. Стулья быстро покорили Америку, Европу и даже Россию. По примеру Тонета мебель во всём мире стали делать из гнутых конструкций: фанеры, труб, металла.
В современной истории стула можно наблюдать самые неожиданные тенденции дизайнерской мысли. Так появился стул, изготовленный из квадратной в сечении трубы; не так давно был придуман стул с сиденьем в виде чаши на высокой подставке. В Англии было изобретено кресло со встроенным механизмом, позволяющим удобно усаживаться в 4-х разных позициях. Итальянцы придумали кресло, которое за несколько секунд превращается в кушетку. Также был изобретен рабочий стул для конструктора, приспосабливающийся к любому росту сидящего.
История стула
Человека всю его жизнь окружают самые разнообразные вещи, но он редко задумывается об истории их происхождения. К примеру, такой привычный предмет мебели, как стул, прошел долгую эволюцию, прежде чем принять современный внешний вид.
Древние цивилизации
Первые предки хорошо известного всем стула появились еще до нашей эры на территории Древнего Египта. До египтян никто и не помышлял о том, чтобы у привычной лавки или табурета появилась спинка. Но древнеегипетские столяры смекнули, что правителям Египта нужен особый атрибут их власти с удобной спинкой – трон, который прочно вошел в египетскую культуру. Немного погодя все те же египтяне изобрели подлокотники, и величественный трон отныне стал знаковым отличием каждого фараона.
Удобное сиденье со спинкой быстро завоевало популярность и в других странах, правда, не во всех оно считалось непременным атрибутом правителя. В Древней Греции стулья предназначались для больных, детей и женщин, а мужчинам было гораздо удобнее лежать, чтобы вести неторопливую беседу или наблюдать за ходом бесконечных пиров и празднеств.
В Древнем Риме, как и в Египте, стул был показателем социального статуса обладателя. Трон императора был сделан из мрамора и украшен вставками из драгоценных металлов и камней. Особо уважаемые граждане сидели на деревянных, богато украшенных стульях, а чиновники имели в своем распоряжении рабов, которые носили за ними по пятам складные стулья, отделанные слоновой костью. Большой привилегией пользовались римские аристократы – у них был собственный мраморный трон, который был отдаленной копией императорского трона.
Древняя Русь
Население Древней Руси долгое время не помышляло о сиденьях со спинкой, и все, включая царя и князей, сидели на лавках. Лишь по особым случаям правитель усаживался на свой трон. У каждого он был особенным: Иван Грозный сидел на троне, изготовленном талантливыми итальянскими мастерами, Борис Годунов предпочитал восседать на троне, украшенном бирюзой и золотом, а отец Петра Великого – Алексей Михайлович – на золотом троне с алмазами и рубинами. И лишь реформы Петра I все расставили по своим местам, и стул со спинкой начал понемногу входить в обиход у разных слоев населения, заменяя неудобные лавки.
Подданные вначале с неодобрением отнеслись к новшествам, которые Петр практически насильно заставлял использовать в быту. Первым делом на стулья были усажены все дворяне, которые боялись возражать императору, зная о его крутом нраве. Вскоре мода, которую Петр старательно перенимал у европейцев, укоренилась в России и постепенно ушла в народ. Простые люди оценили преимущества спинки, которая позволяла расслабить тело, а дворяне начали украшать свои дома роскошными стульями из-за границы, усаживая на них гостей и одновременно стараясь угодить Петру.
Европа
В эпоху средневековья стулья были весьма популярны в Европе, но сидеть на них доводилось лишь аристократии. От того, насколько богато был украшен этот предмет мебели, напрямую зависело положение владельца в обществе, кроме того, стулья играли важную роль в дворцовых ритуалах.
Стулья во дворце были символом престижа. На стульях с мягкими подушками могли сидеть только королевские особы. Такие стулья обладали откинутой спинкой и объемным, мягким сиденьем. Знатные вельможи имели право сидеть на резных стульях, инкрустированных драгоценными камнями, а придворные с низшими титулами довольствовались складными стульями. Остальные должны были стоять, когда шел королевский прием, и лишь в особых случаях некоторым дамам с разрешения короля позволялось присесть.
В 17 веке Европу охватила мода на итальянский стиль барокко, который диктовал свои условия: главное – это величественный вид и только потом – удобство. Стулья в стиле барокко выглядели помпезно и вычурно, вынуждая королевских особ сидеть в неудобной позе на многочасовых дворцовых церемониях. Такому стулу была свойственна особая резьба, которая покрывалась смесью клея и специальных добавок, на которую наклеивали тончайшие листы золота и драгоценные камни.
Но время шло, наступил 18 век, а вместе с ним наступил расцвет нового стиля в культуре – рококо. Переменчивая мода затронула и мебель. Теперь тон всей Европе задает Франция, а не Италия. Появляются мягкие и глубокие стулья, в которых можно часами просиживать перед камином. Высший свет узнал, что такое кресло для кабинета. Постепенно видовой состав стульев исчисляется десятками: появился высокий парикмахерский стул с изогнутой спинкой, компактные дорожные стулья и изящные стулья-кресла для беседы.
Разумеется, все эти разновидности одного-единственного стула были доступны богатым людям с положением в обществе, но даже они порой становились заложниками моды на этот атрибут мебели. Когда мужчины начали носить фрак, им приходилось садиться лицом к спинке стула, дабы не помять важный предмет своего гардероба.
Начало 19 века ознаменовано правлением Наполеона, который вновь пытается сделать мебель вычурной и напыщенной, однако, стиль ампир быстро прижился, и стулья той эпохи славились изяществом и удобством. Не за горами вторая половина 19 века, когда на смену роскоши приходит удобство, и стулья все больше начинают входить в массы.
Новое время
Настоящую революцию в технологии производства мебели и, в частности, стульев совершил австриец Михаил Тонет в середине 19 века. Он решил, что на смену тяжеловесным конструкциям должны прийти практичные стулья из гнутого дерева и не ошибся – его новаторские идеи быстро нашли применение в мебельной промышленности, и удобные стулья из бука впервые стали доступны простым людям. Тонет организовал собственную фирму по производству мебели и в рекордные сроки новые стулья полюбились в России, Европе и даже Америке.
Врачи тоже не остались в стороне, а один из них даже сконструировал собственную модель стула. Бент Акерблом долго наблюдал за своими пациентами и поймал себя на мысли, что считает позу, в которой они сидят неправильной. Люди постоянно ищут наиболее удобное положение, когда сидят нас стуле, и им в этом можно помочь. Акерблом решил, что нужно наклонить сиденье стула немного внутрь, а спинку изогнуть в том месте, где изгибается позвоночник человека. Так был сделан еще один шаг для создания идеального стула.
В каком году придумали стулья
Сиденья у египетских стульев были тростниковые, плетеные или деревянные, вогнутые, чтобы было удобно сидеть. Но самый красивый стул изобрели древние греки. Назывался он клисмос.
Дело, наверное, в том, что стулья у греков предназначались в основном для женщин. Мужчины сидячей позе предпочитали лежачую. Отсюда изящество и красота формы древнего стула. Две тысячи лет спустя мебельщики возродили клисмос, но добиться изящной античной простоты так и не смогли. У древних римлян сиденье служило атрибутом социального положения. Высший чиновник — курул, сидя на складном табурете, чинил суд и расправу. И куда бы он ни отправлялся, раб носил за ним этот табурет, который так и назвали курульным (по-латыни sella curulis).
Его отличительный признак Х-образные ноги на шарнире. Как правило, курульные табуреты были отделаны слоновой костью и золотом.
Табуреты древнеримских курулов оказались очень живучи. По их типу полторы — две тысячи лет спустя сделаны были кресла Данте (XIII в.) и Савонаролы (XV в.).
Курульный табурет Патриарха всея Руси установлен в самом центре храма Христа Спасителя в Москве.
В Древнем Риме особо почитаемый гражданин обладал правом сидеть на биселлиуме (лат. bi-sellium, см.). Глава аристократического семейства во время приемов или праздников усаживался в домашний трон — солиум (solium), массивное мраморное седалище по типу императорского трона. Простому народу, плебсу, выбирать приходилось между колодой, камнем, табуретом и грубо сколоченной скамьей. Многими веками стул символизировал власть и престиж. Недаром в английском языке слово «chairmen» (председатель) переводится буквально как «человек стула». Лорды в британском парламенте снабжали свои стулья откидной доской с запором, чтобы никто не покусился на их место. В Древней Руси даже царь и бояре сидели на лавках. Стул и кресло были троном, на который князь или царь усаживались по особому поводу.
Известный немецкий путешественник по России XVII века Адам Олеарий видел, описал и даже зарисовал Большой выход царя Михаила Федоровича, шествовавшего под красным балдахином. За ним несли красный стул, как носили складной табурет за древнеримским курулом.
Индивидуальные сиденья для всех пришли в Россию только с реформами Петра I.
В Западной Европе XVI—XVII веков стулья и табуреты были на важных ролях в дворцовом ритуале. При дворе время приемов на стулья с подушками могли рассчитывать только члены королевской семьи, знать размещалась на табуретах; для менее родовитых придворных были расставлены складные сиденья. Все остальные на королевских приемах оставались стоять. Король по своему выбору даровал придворным дамам «право табурета», то есть право сидеть в своем присутствии. Громоздкие величественные стулья обильно украшались резьбой и позолотой. Но были очень неудобны, обрекая людей на мучительную позу во время многочасовой церемонии. Раскрепощение мебели пришло со стилем рококо, прихотливость формы сочеталась с большим комфортом: мягким удобным сиденьем, высоким, выгнутым по спине «прислоном». Изогнутые ножки, элегантные очертания, красивая обивка — все говорило о новом отношении к человеку, внимании к его удобствам.
Но к середине XVIII века волны рококо успокаиваются. Взоры обращаются к античному наследию, к классике, древним грекам и римлянам. Поэтому и мебель становится строже, выпрямляются ножки и спинки стульев и кресел, сдержаннее выглядит отделка.
Тон задавали король, его фаворитки — такие, как мадам Помпадур, Дюбарри (при Людовике XV), обставлявшие свои дворцы в «греческом духе».
При Наполеоне Бонапарте сиденья уподобляются египетским тронам в духе нового стиля ампир (имперский). Его сменяет родившийся в 1ермании приятный во всех отношениях и благородно скромный бидермайер.
С середины XIX века производство стульев становится на поток по технологии М. Тонета (см. «Стул венский»), В XX веке над сидячей мебелью не покладая рук работают знаменитые архитекторы — Марсель Брейе, Мис Ван дер Ройе, Эро Сааринен, Шарль Э. Корбюзье и другие. Они создавали мебель в духе возводившихся ими зданий.
А в начале 1960-х годов шведский врач Бент Акерблум потряс всех решительным заявлением: «Человечество тысячелетиями сидело неправильно!»
В ходе дотошных экспериментов он установил, что в течение дня человек, сидя на стуле, около 1000 раз (!) меняет позу, бессознательно стремясь устроиться поудобнее. И Акерблум не предложил, а потребовал: наклонить сиденье внутрь и немного опустить его, а спинку в том месте, где изгибается позвоночник, выгнуть.
Успехи в области производства полимерных материалов позволили создать надувные сиденья. Они удобны, легки и без хлопот освобождают место — достаточно открыть клапан и выпустить из них воздух.
Вопрос дня: кто и когда придумал стул?
Основные формы «сидений» появились практически одновременно. Уже жители Древнего Египта пользовались скамьями, табуретками и стульями. Один из первых известных нам стульев со спинкой – трон фараона. Иногда их делали из золота, чаще – из дерева и щедро украшали художественной резьбой, росписью, драгоценными камнями.
В Древней Греции этот предмет мебели начали выпускать в массовом порядке. Греческие мужчины предпочитали ложа-клинья, словно зовущие прилечь и расслабиться. Женщины и дети сидели на легких стульях с серповидными ножками – их называли «клизмосы». Также в античной Греции в большом ходу были стулья с плетеным сиденьем и табуреты на крестообразной раме, «заимствованные» у египтян. Подобные табуреты носили за свободными греками их рабы.
В Древнем Риме главенствовал высокий имперский стиль, поэтому стулья быстро превратились в мебель статусную, чиновную. Консулам и преторам полагались парадные (курульные) кресла с квадратным сиденьем и крестообразными ножками, высшим чиновникам и почетным гражданам – скамьи с двойным сиденьем. Поскольку стулья были олицетворением власти, их тоже постоянно носили за «властными лицами» рабы, поэтому в ходу были складные стулья, украшенные слоновой костью.
Иерархия наблюдалась и в частных апартаментах: главы семейств восседали в креслах, богато отделанных мрамором и бронзой. Бывало, что эти кресла не уступали по богатству императорскому трону. Женщинам, как и у греков, полагались простые стулья, хотя и с удобной полукруглой спинкой.
В Средневековье опасной ересью считался любой комфорт, будь то изогнутая спинка стула или удобные подлокотники. Тяжелые, монументальные, тянущиеся ввысь средневековые стулья напоминали готические соборы в миниатюре. В их стиле властвовала вертикаль – и никаких намеков на «греховные» округлости! На стульях-тронах сиживала знать – простолюдины довольствовались грубыми скамьями и сундуками, выполнявшими двойную функцию: сиденья и гардероба.
Но творческая мысль не стояла на месте и в «темные века»: умельцы додумались до складных стульев-треног и даже до туалетных стульев с вырезанным отверстием на сиденье. К такому «стульчаку», стоявшему обычно в спальнях, прилагался сосуд вполне функционального назначения.
В романскую эпоху появились столь любимые ныне вращающиеся стулья. Отношение к ним католической церкви отразилось в названии – «лютеранские». Воистину, ну как можно, вращаясь на этом еретическом изобретении, вознестись мыслями к небу?! Голова бы кругом не пошла…
Эпоха Возрождения потребовала от мебели удобства – и спинки стульев стали искривляться в соответствии с изгибами позвоночника, а на сиденья начали класть бархатные подушечки и коврики. Стул превратился в важную деталь интерьера, появилась «кокетка» – «стул для болтовни»: его широкое сиденье в форме трапеции позволяло оценить красоту складок дамского платья.
С наступлением эпохи барокко форма стульев достигла пика вычурности. Декоративные завитушки и ракушки, геральдика на спинках, гнутые ножки-кабриоли с токарной резьбой и подлокотники с подушечками, щедрая позолота и атласная обивка, подчеркнутая латунными гвоздиками, – все это вместе почти утопило в деталях благородные пропорции стула эпохи Возрождения.
XVII век обогатил мебельный арсенал и некоторыми весьма удобным стульями – например, шезлонгом (фр. chaise longue – «длинный стул»). О назначениях шезлонга говорят их названия: «лодка» (два кресла и табурет между ними) и «разбитая герцогиня» (кресло с приставленным к нему мягким табуретом).
До конца XVIII века в дизайне стульев отражалась общественная иерархия: монархи восседали на тронах, высшая знать – на богато украшенных сиденьях, придворным полагались низкие складные стулья. Право сидеть в присутствии короля считалось высочайшей привилегией, коей удостаивались единицы.
В допетровской России, как в Древнем Египте, в присутственных местах не было иных стульев, кроме тронов. Да и на них цари водружали свои чресла лишь в особых случаях, обычно «тронные стулья» торжественно несли вслед за монархами. На иноземцев это производило сильное впечатление. Самое яркое воспоминание немецкого путешественника XVII века Олеария о загадочной Московии – это торжественный вынос красного стула за царем Михаилом Федоровичем.
Иван Грозный восседал на привезенном из Византии шедевре итальянских мастеров, украшенном рельефами на античные и библейские сюжеты. Борис Годунов – на отделанном бирюзой золотом подарке персидского шаха. А Алексей Михайлович – на так называемом Алмазном троне, инкрустированном восемью сотнями бриллиантов и рубинов! Это был дар Армянской торговой компании и лично купца Захария Сарадарова. Трон изготовили в персидском городе Исфахане в 1659 году.
Стул-как появился. История происхождения.
Маршак Самуил Яковлевич «Кошкин дом»
Эти слова и саму сказку помнят все из своего счастливого детства. Это небольшой кусочек пьесы «Кошкин дом», первый вариант которой был написан в далёком 1922 году. Вопросом, что такое стул, как и когда он появился, наверняка, ни кто не задаётся. Настолько он стал привычным и обыденным предметом. Поэтому рассмотрим стул с точки зрения истории.
Что такое стул?
Стул – это предмет мебели, с сидением и спинкой, предназначен для сидения одного человека.
Стул является средним вариантом между табуреткой и креслом. Разница их в том, что табурет имеет только сиденье и у неё отсутствуют спинка и подлокотники. А кресло, в отличие от стула имеет, кроме спинки, ещё и подлокотники, ручки по бокам, на которые опираются локтями.
Стулья, сегодня, самый распространённый вид мебели для сидения. Видов и моделей стульев великое множество, но классифицировать стулья попытаемся немного позже.
Дополнительная классификация стульев:
Стул – мебель, которая больше всех остальных видов подвергалась влиянию моды и развитию прогресса.
Этимология слова «СТУЛ»
Точная этимология слова неизвестна, но считается, что слово является древнерусским заимствованием. Если сравнить написание, то увидим следующее:
По написанию и произношению практически одинаково, поэтому принято считать, что слово пришло именно из германских языков.
Специалиста – столяра, который изготавливал стулья, называли «стульщиком» или «стульником».
История стула
Вот мы и добрались до истории появления стульев.
В исторических анналах отсутствует точное указание на дату и место рождение стула. Но, судя по историческим упоминаниям, можно считать, что изобрели стулья древние египтяне. По рисункам и находкам при раскопках, найденные фрагменты и целые предметы мебели, включая стулья, относят к Третьей династии Древнего Египта, а это III-е тысячелетие до нашей эры. Находки тех времён выглядели массивно, как правило, кубической формы. Лишь позднее при начале «дружбы» египетских народов с народами Ближней Азии и под влиянием моды, культуры и вкусов тех мест и времени, стул начинает менять форму. Конструкция становится более утончённой, ножки изогнутыми или фигурными. На сиденьях и спинках появляются подушки для удобства. Ещё немного позже, люди изобрели складные стулья, в качестве сиденья, в которых используется кусок кожи, а в военных походах используются металлические табуреты.
На рисунках Второй династии Древнего Египта отображены уже простые стулья, ножки и спинки которых прямые, с подушкой на сиденье. В обиходе, массово, используются стулья с крестообразными ножками. А вот в Ассирии формы стульев становятся более замысловатыми. Силуэт самого стула округлый или выгнутый. Ножки часто имеют вид лап животных.
Стулья для знати и царственных особ, тронные стулья украшались резьбой, драгоценными металлами и камнями, сверху накрывались изысканными коврами.
Народ всё меньше трапезничает лёжа на коврах. В обиход входит привычка вкушать пищу за столами, сидя на стульях.
Стулья приходят от соседей и в Грецию. В Древней Греции нет особых требований к виду и материалам стульев, здесь используются одновременно все виды и формы стульев из Египта и Ассирии.
Древний Рим вносит некоторые изменения в строение стульев. В театрах отсутствие скамей компенсируют лёгкими складными стульями. А сами стулья начинают делать с ручками-подлокотниками или даже без спинки, но с подлокотниками. Применяются различные формы сидений стульев, квадратная, прямоугольная, круглая, овальная и треугольная. Начинают изготавливать мебель, в частности и стулья из ивовых прутьев, плетёные.
Европа не могла обойтись без удобной мебели и так же позаимствовала такой предмет, как стул. Форма массовой мебели была абсолютно идентична римской, а вот для королей и особ высокого сана не только стулья, но и остальная мебель копировала стиль Индии. Такая мебель была шикарно украшена камнями, металлами и искусной резьбой. Сиденья чаще были не круглой, а многоугольной формы, пяти или шестигранной. Спинка такого стула могла охватывать почти все грани. Пространство между ножками такого богатого стула прикрывалось вырезанной из дерева скульптурой или изразцом с изображением животного или герба рода.
В XV веке инженерная мысль изобретает стулья с крутящимся сиденьем и стулья с колёсиками на концах ножек, для перекатывания стульев. А в XVI веке, для простолюдинов, начинают делать дешёвую мебель, в стульях для мягкости сиденья и спинки используют камыш. Стул в Европе становится основной мебелью для сидения, вытеснив табуреты, скамьи и сундуки в виде невысоких ящиков для хранения вещей и сидения, одновременно.
В Европе средних веков, стулья для торжественных случаев, дополнялись балдахином, например, распространённый в Италии крестообразный стул с балдахином известен сегодня как стул Савонаролы.
В Голландии XVII века, вошли в моду и повсеместно изготавливались стулья с крестообразными ножками для повседневного использования. А в Англии, Германии и Франции такие стулья предназначались для церемоний. Чуть позднее, в Англии, аристократия начинает пользоваться стульями с обивкой, стиль «Фартингейл». Такой стул имел промежуток между сиденьем и спинкой, благодаря чему дамы носящие платья с фижмами из китового уса могли удобно на нём разместиться. Самый большой стул принадлежал главе семейства. На деревянных стульях продолжали сидеть только простолюдины.
Наступает XVIII век и в Англии входят в обиход стулья стиля «Виндзор». Виндзорские стулья – это деревенский стиль мебели, с простыми ножками и спинкой и тонких прутьев.
Михаил Тонет, мебельный мастер из Вены, примерно в середине XIX века изобретает промышленный, не ручной способ, технологии изгибания древесины под паром. До этого технология была ручной, что требовало определённого мастерства и времени. Удешевление и ускорение производства гнутого дерева привело к тому, что дорогой ранее в производстве «виндзорский стул» стал относительно дешёвым. «Виндзорский стул», кресло из гнутого дерева, считался деревенской мебелью в Англии XVIII века. И в результате масштабного производства, теперь уже «Венского стула», так называли изделия Тонета, заполонил Европу. Венский стул ещё называли стулом для бистро. К 1930 году в Европе было произведено и продано более 50 000 000 таких стульев.
Стул в России
На территории России, до конца всего XVII века используется традиционная мебель для сидения, это сундуки, лавки и табуреты. Стулья и кресла очень малочисленны и присутствуют в небольшом количестве, в очень богатых дворянских семьях и в царских приёмных палатах. Пётр I начинает вводить европейский образ жизни, и стул становится распространённой мебелью. Именно при Петре I стул становится обыденной деталью быта и интерьера, а не почётной мебелью, которую приобретали, чтобы подчеркнуть свой статус.
В России середины XVIII века ощущался недостаток мебели. В простых домах в массе продолжают использовать лавки и табуреты. В более зажиточных семьях появляются и стулья времён «петровского барокко». Это тяжёлые стулья из дуба с высокими спинками.
В начале XIX века в России меняется мода, начинается отход от классицизма и важным становится, как выглядит стул не только спереди, но и сбоку. Стасов Василий Петрович (24.07.1769-5.09.1848), русский архитектор, один из основоположников русского ампира, академик Императорской Академии художеств, изобретает новую конструкцию стульев и кресел с изогнутым профилем, боковой рамой, задняя ножка со стойкой спинки и передняя ножка образуют единую раму. А правая и левая боковые рамы скрепляются поперечными рейками. Спинка скреплялась поперечной плоскостью и облицовывалась шпоном. Возникало ощущение, что использован цельный кусок древесины. Сиденье в таких стульях и креслах было трапециевидным и вкладывалось в конструкцию. Стулья такой конструкции были удобными, очень прочными, имели изысканный силуэт и при этом просты в изготовлении. Стулья по конструкции Стасова стали излюбленной мебелью и единственной формой в купеческих и дворянских домах на целые тридцать лет.
В XIX веке численность городского населения России значительно увеличивается и продолжает расти. Вместе с этим поднимается спрос на мебель и в частности стулья. Распространяется и развивается фабричное производство мебели и открываются мебельные специализированные магазины, то есть, если раньше обращались к мастеру, договаривались о количестве и виде мебели, то теперь можно было зайти в магазин и купить готовый комплект мебели, недостающий предмет или нужную деталь. Впервые, для обивки стульев используют ситец.
Насытившись европейскими стилями, в России последней трети XIX века входит в моду мебель с элементами русского стиля. Это все те же формы и модели, например, для домашней столовой приобретали тяжёлые дубовые стулья прямоугольной формы, но с добавлением обивки из парчи или кожи и украшенных резьбой деревянных элементов русскими народными узорами, так появился популярный стиль мебели «à la russe».
На конец XIX века, в моде мебель более привычная нашему глазу, по историческим фильмам и музеям, это мебель Генриха Даниэля Гамбса (1765—1831). Мебельного мастера из городка Нойвид в Пруссии и работавшего в Санкт-Петербурге. Генрих Гамбс основатель большой семьи мебельных мастеров, продукция которых получила в России обобщённое название гамбсовой мебели. Стулья производства Гамбса были очень комфортабельными, имели мягкую стёганую обивку на сиденье и спинке.
На этом закончим историю стула и рассмотрим, какие бывают виды стульев и для чего изобретены.
Конструкция стула
Каждый стул состоит из сиденья, ножек и спинки. Спинку стула могут называть щит или прислон.
Вспомогательные детали стула это:
Обычно стул имеет четыре ножки, но встречаются конструкции с крестообразными ножками в виде буквы «Х» или щитовые, как пример, консольный стул, где передняя и задняя ножки не разделены, а являются единым полотном из дерева или фанеры.
Ножки стула, царги и проножки – это каркас стула.
Спинка стула может быть продолжением задних ножек или являться отдельным элементом конструкции. Спинка стула бывает сплошной, сквозной или наборной из реек.
Основными параметрами при выборе стула являются:
Высота стула по сиденью требуется для определения удобства в соотношении с высотой стола.
Так же, стулья различаются по жёсткости и делятся на жёсткие, полужёсткие, полумягкие и мягкие.
Спинка у стула может быть такой же по жёсткости, как сиденье, так и более жёсткой или более мягкой.
По фасону стулья определяются по размерам, ширине и глубине, высоте по спинке и сиденью, по формам спинки и сиденья, обивкой, её качеством и материалом или отсутствием обивки, и форме и виду ножек.
Так же, стулья различают по материалу, из которого они сделаны и способу изготовления:
Российский классификатор добавляет ещё несколько делений:
Материал, из которого сделаны стулья и их конструктивные особенности влияют на сферу применения стульев, например, плетёные стулья часто используют как дачную мебель. А стулья из пластмассы за счёт своей лёгкости и часто возможности, один стул ставить на другой, как бы нанизывать, позволяя экономить пространство, применяют для массовых мероприятий и летних уличных кафе.
Какие ещё бывают виды стульев и как делятся?
По назначению
По конструкции
По стилю
И ещё один из интересных стилей среди стульев – «Клисмос». Это стиль, подражающий Древней Греции. Стул имеет саблевидные ножки направленные наружу и сильно выгнутую спинку.
На этом обзор и исторический экскурс по стульям закончен.
Спасибо Вам за внимание!
Надеемся, вы получили новую информацию и ждём Вас на нашем сайте снова.
Шелкография является, наверное, самым древним и практичным методом печати.