в каком году придумали наушники для телефона
История портативного звука: эволюция наушников
Сегодня их можно встретить повсеместно: в вагоне метро, у случайного прохожего, в профессиональной студии, на радио и телевидении. Они заполонили нашу жизнь и окрасили ее музыкой самых различных стилей и направлений, сумели сделать звук индивидуальным и неповторимым. Все это заслуга привычных устройств, которые всегда находят место на голове человека, напрямую не связанного с музыкой. Наушники. Тысячи моделей, сотни брендов, десятки типов. Эта статья посвящена истории наушников. От тяжелых и неповоротливых моделей с жутким звучанием, до ультрасовременных беспроводных наушников.
История
Знакомство с любым устройством следует начинать с его истории. Только так можно понять к чему привело развитие технологий и как оно сказалось на качестве конечного продукта, за который вы готовы отдать свои кровные.
В конце XIX века звукозапись начала делать свои первые шаги. О возможности взять с собой десяток-другой песен, нажать клавишу Play и, прибавив на портативном плеере громкости отправиться по делам, тогда никто не задумывался. Мир мыслил иначе, но также жадно и с воодушевлением поглощал новые музыкальные тенденции и делал робкие шаги по развитию технической составляющей музыки.
Тяжелая работа телефонисток в середине XIX века предусматривала постоянное взаимодействие с двумя устройствам: передатчиком и приемником звука. В 1881 году ассистентка телефонной компании Белла Эзра Джиллилэнд предлагает закрепить части телефона к металлическому пруту, зафиксировав 3-килограммовую конструкцию, состоящую из микрофона и динамика, на голове. Это решение, несмотря на свою несуразность и сложность в использовании, положило начало эволюции наушников, а изобретение Джиллилэнд стало первой телефонной гарнитурой.
1891 год, французский инженер Эрнест Меркадье патентует набор вставных наушников – прадедушек современных вкладышей. Именно Меркадье можно назвать миниатюристом-Левшой в мире звука. Конструкция наушников, описанных в патентной заявке № 454,138, стала революционной для того времени – миниатюрные наушники-пуговки с резиновым колпачком, уберегающим ушную раковину от раздражения и, вместе с тем, использующимся в качестве шумоподавления.
Увы, данная конструкция будет забыта на многие годы, а ближайшие 50 лет индустрией будут править громоздкие головные телефоны.
Еще одна попытка создания прототипа внутриканальных наушников принадлежит известному изобретателю Томасу Эдисону. В 1895 году он патентует устройство, получившее имя «кинетофона». Запатентованный аппарат умел воспроизводить звук и кино одновременно. Его принцип работы основывался на передаче звука от фонографа по полым трубкам прямо в ушной канал. В основе лежал медицинский стетоскоп и никакой электроники.
Понимая запросы потребителя, в 1896 году британская компания Electrophone System предложила жителям заманчивый сервис. За 5 фунтов в год подписчик получал возможность удаленного прослушивания прямых трансляций с более, чем 30 церквей и театров, разбросанных по всем уголкам страны.
Необходимое для этого оборудование выглядело в виде небольшого деревянного столика и двух пар наушников с громоздкой ручкой.
За дополнительный фунт слушатель мог получить еще один комплект «ушей». Сравнить Electrophone System можно с современным сервисами потоковой музыки, вроде Spotify или Deezer, вот только возможности самостоятельного выбора композиций у подписчиков не было. Эту задачу на себя брали телефонистки.
Уже к 1908 году количество подписчиков компании достигло 600 человек. Но вернемся к нашему главному герою – наушникам.
За всю историю развития технологий первая отрасль, куда попадали новейшие изобретения и «технические прорывы» всегда становилась военная промышленность. В 1910 году Натаниель Болдуин предлагает ВВС США несколько чертежей с описанием конструкции головных телефонов. Первая модель наушников, предусматривающая размещение дуги над головой, а не в области шеи. Через несколько лет именно предложенная Болдуином модель, будет главным средством связи для всех операторов военно-морского флота.
Тяжеловесная конструкция наушников претерпела еще несколько изменений, оголовье получило обтяжку из кожи и регулировку размера. Усовершенствование конструкции наушников принесло Болдуину звание отца всех современных наушников.
В 1921 году на рынок США выходит серийная модель радиоприемника Western Electric. В комплекте с устройством покупатель получал высокоомные наушники CW-834.
Тридцатые годы XX века. Наушники повсеместно используются для связи, они заполоняют дома жителей крупных городов. Популярные развлекательные передачи по радио предпочитают слушать именно в наушниках. Вместе с этим, их конструкция и технические характеристики были далеки от совершенства. Прослушивание музыки в наушниках было похоже скорее на самоистязание – они прекрасно справлялись с речью, но с музыкой дела обстояли совсем плачевно. Кардинально изменить ситуацию решил 18-летний Ойген Байер, выходец из Швеции, взявший на себя роль революционера аудиотехники.
В 1926 году Байер основывает фирму с громоздким названием Elektotechnische Fabrik Eugen Beyer. Приоритетным продуктом компании долго оставались микрофоны, но в 1937 году Байер все же решается на выпуск наушников.
Первая модель динамических наушников компании Beyerdynamic DT-48. Сегодня именно наушники такого типа являются самыми доступными и распространенными. Легендарная модель наушников Beyerdynamic DT-49 выйдет спустя 16 лет – в 1953 году. Они были рассчитаны на массового покупателя в первую очередь благодаря своей дешевизне.
Но компания, которая действительно смогла встряхнуть мир и выпустить наушники «для всех и каждого», изначально занималась прокатом телевизоров. В 1958 году Джон Косс представляет на выставке потребительской электроники портативный виниловый плеер. По сути, устройство представляло собой традиционную вертушку, установленную в чемодан. В комплекте с плеером поставлялись и наушники, для изготовления которых Джон Косс и Мартин Ланге воспользовались моделью стандартных авиационных головных телефонов. Вооружившись деталями от старого телевизора, изобретатели сумели преобразить качество звука.
Сам проигрыватель особо никого не заинтересовал, а вот звучание наушников сумело поразить всех, присутствовавших на выставке посетителей. Сообразив, что за наушниками большое будущее, Джон Косс выпускает первую серийную модель Koss SP-3.
За 13 лет продажи SP-3 значительно упали, а конкуренты в лице Beyerdynamic и Sennheiser свою долю рыночного пирога уступать не думали. Именно модель наушников Koss Porta Pro сумела вновь вывести компанию из затянувшейся финансовой депрессии. Доступная цена, выделяющийся из толпы дизайн и главное – хорошее качество звучания сделали очередную революцию в мире портативного звука, а поклонники компании Koss спустя 35 лет отдают предпочтение олдскульным Porta Pro.
Категорию наушников электростатического типа впервые представила японская компания Stax в 1959 году. Наушники Stax невозможно купить в обычном магазине бытовой техники, ими никогда не комплектуются портативные плееры. Эти наушники изначально были созданы для узкой аудитории профессионалов.
Использование сверхтонкой мембраны, размещенной между двумя электродами и усилитель высокого напряжения вызывают звуковые колебания при минимальном уровне гармонических искажений и завидной чувствительности. Из-за высокой цены массовый рынок не готов к такой модели и сегодня, хотя звучание электростатических наушников близко к эталоному.
Свой ответ компании Stax позднее даст и компания Koss, выпустив модель эдектростатических наушников Koss ESP-6.
Вес в 900 грамм и немалая цена не позволили модели прижиться на рынке и в скором времени ее сняли с производства.
В 1964 компания Beyerdynamic выпускает вставной наушник DT 507, вес которого составляет всего 11 грамм. Он поставлялся в комплекте с фирменным радиоприемником. Год спустя в СССР появится «самый маленький радиоприемник», двухдиапазонный «Микро», размер которого не превышал спичечный коробок.
«Микро» комплектовался миниатюрным моно-наушником TM-2M с несколькими резиновыми насадками и гибкой заушиной.
Вплоть до 1968 года весь ассортимент наушников был представлен исключительно моделями закрытого типа. Слышать музыку мог только один человек, а весь звук оставался в «раковине» наушника. Закрытый с обратной стороны уха драйвер не только полностью изолировал музыку, но и делал наушники тяжелыми и громоздкими. Существенно облегчить конструкцию и открыть драйвер решилась немецкая компания Sennheiser, судьба которой пересекается с Beyerdynamic: вплоть до 1960 года Sennheiser занималась исключительно производством микрофонов.
Первыми наушниками с открытой конструкцией стала модель Sennheiser HD 414.
Sennhеizer HD 414 взорвали рынок. Количество проданных наушников превысило 10 миллионов, а слава производителя молниеносно облетела весь мир. Получив патент на наушники открытого типа в далеких 60-х, компания Sennheiser продолжает получать пожизненные отчисление с каждого бренда, выпускающего такой тип наушников.
Поддержать истерию вокруг массового использования наушников сумела и компания Sony. В 1979 году на рынок выходит первый портативный плеер Walkman. Его главным партнером становятся наушники Sony MDL-3L2: легкие, удобные и недорогие.
Дальнейшая история наушников имеет целый ряд ответвлений, появлением новых категорий устройств, основанных на старых принципах. Использование в авиации системы шумоподавление не могло не повлиять и на сферу наушников для рядового потребителям. Начиная с 1986 года, компания Bose стала одним из крупнейших поставщиков наушников с системой активного шумоподавления для пилотов. На массовый же рынок запатентованная компанией система QuietComfort, используемая в наушниках, добралась лишь в 2000 году.
Появление первых беспроводных наушников можно отнести еще к началу девяностых, когда компания Koss анонсировала модель, позволяющую при помощи инфракрасного луча подключаться к усилителю или источнику звука при помощи идущей в комплекте приставки.
Идею беспроводных наушников тут же подхватила и компания Recoton, представив модель наушников, работающих на частоте в 900 МГЦ и имеющих радиус действия вплоть до 45 метров.
В 1997 году Recoton получило отказ от правительства Великобритании на производство беспроводных наушников, работающих на частоте в 900 МГЦ, в связи с тем, что данная длина волны уже используется. В поисках комфорта и альтернативной технологии отказа от проводов в 1998 году перед производителями открываются новые возможности трансляции «звука без проводов» – Bluetooth.
Шесть лет развития технологий и в 2004 году на рынок выходят первые беспроводные наушники Bluetake i-PHONO BT420EX с собственным передатчиком (в 2004 году рынок не заполнен достаточным количеством мобильных Bluetooth-устройств. Спустя год на рынке начнут появляться первые наушники, использующие для передачи звука беспроводную сеть Wi-Fi.
Сегодня производители продолжат творить историю, создавая новые неординарные решения к осознанию того, как именно должны выглядеть наушники. Такая гонка брендов нередко приводит к тому, что конечный покупатель обращает внимание в первую очередь не на качество звучания конкретной модели, а на их дизайн. Но ведь вся долгая эволюция развития портативной музыки и наушников начиналась с желания инженеров улучшить звук и сделать возможным прослушивание не только речи, но и музыки. Такое желание привело к появлению сложной иерархии видов и категорий наушников, с которыми познакомимся во второй части статьи.
История наушников
Привет, Хабравчане! Рад снова вас всех видеть.
Сегодня хочу поговорить о наушниках. Но не о технической составляющей, и не о том, кто именно и когда их сделал похожими на современные, а о том, как и почему вообще каждый из нас сейчас использует минимум одни наушники. Я выбрал несколько вех в истории, связанных с определенными брендами, которые, на мой взгляд, особым образом повлияли на использование нами этих устройств.
Electrophone System
В конце позапрошлого века в Британии существовала такая услуга — прослушивание концертов и церковных песнопений по подписке дома. Компания устанавливала клиенту специальное устройство с четырьмя наушниками, которые необходимо было держать за ручку. Услуга стоила 5 фунтов в год, но за лишний фунт можно было добавить еще наушник. Эта система больше похожа на телефон.
Просуществовал сервис с 1895 до 1926 года. К 1908 обслуживались 600 подписчиков, а трансляции велись из 30 театров и церквей.
Так выглядела подставка.
Люди наслаждаются прослушиванием музыки.
Сотрудники компании, тем временем, работают за таким пультом, переключая пользователей к нужным каналам.
Микрофоны устанавливались в концертных залах. В церквях они маскировались под библии.
Болдуин и Type C
В 1910 году Натаниэль Болдуин предложил ВВС США свои наушники. Ему пришлось долго ждать ответа и даже напоминать о себе, чтобы на него обратили внимание — то есть снова писать в вооруженные силы. Почему-то им идея этих наушников не понравилась, пока они их не послушали… После этого Болдуин получил заказ от ВВС и стал собирать уши на кухне.
Популярность радио и наушники
Всякие телефоны в форме гамбургеров и плееры в форме банки кока-колы появились, кажется, не так и давно. Ан нет, еще в двадцатых годах прошлого века было вот такое радио с наушниками, которое дарили самым большим любителям овсяной кашки. Вкусняшка.
Вообще, радиолюбители в начале XX века имели дома детекторные приемники и наушники. Собирали они приемники самостоятельно.
Так что с начала прошлого века «уши» уже не были чем-то сверхъестественным даже для простых обывателей.
Динамические наушники от Beyerdynamic
В 1937 году компания Beyerdynamic выпустила на рынок динамические наушники DT-48. Сегодня этот тип наушников — наиболее популярен благодаря своей доступности. Большая часть наушников на рынке сегодня принадлежит именно к этому типу.
Сама компания существует с 1924 года и поныне занимается производством микрофонов и наушников.
Стоит сказать, что во время турне по Германии в 1966 году Beatles использовали исключительно микрофоны Beyerdynamic E 1000.
В 1949 год компания AKG выпускает свои первые наушники K120. Эта компания — еще один из заметнейших игроков на рынке профессионального музыкального оборудования. Начала она с пяти рабочих, которые вручную собирали микрофоны для радиостанций и джазовых клубов.
Koss и «одомашнивание» наушников
Тем не менее, долгое время наушники в основном использовались телефонистами, операторами аэропортов, летчиками и танкистами. Ну, и детишками и радиолюбителями, как уже выше сказал. Более массовым это устройство сделала компания Koss. Да и то случайно.
Подаренные 200 долларов на свадьбу супруги решили вложить в бизнес, и в 1953 году начали сдавать в прокат пациентам больницы телевизоры. Компания называлась J.C. Koss Hospital Television Rental Company. Чуть позже компания представила портативный проигрыватель виниловых пластинок. В комплекте шли наушники, которые использовали лётчики во время Второй Мировой.
В 1958 на выставке всех заинтересовали именно наушники. И Джон Косс стал налаживать производство этого устройства.
Первая модель, выпущенная под брендом KOSS — SP-3.
В 1960-х годах прошлого века Koss стала безусловным лидером на рынке головных телефонов. Кроме того, компания стала одним из ведущих поставщиков наушников для вооруженных сил США — круг замкнулся.
Beatlephones стали мечтой фанатов Beatles.
Наушники Porta Pro появились в магазинах в 1983 году. Удивительно, но они до сих пор продаются и пользуется популярностью.
Также в восьмидесятых были выпущены беспроводные наушники, работающие в инфракрасном спектре.
Сейчас «венцом» разработок компании является модель KOSS ESP-950. Их диапазон от 8 до 35000 Гц. Это электростатические наушники, а этот тип даёт наименьшие искажения из всех типов звукоизлучателей.
Stax и первые электростатические наушники
Прежде чем Koss, Sennheiser и другие гиганты музыкальной индустрии начали производить электростатические наушники, этим занялась компания Stax. Электростатический громкоговоритель обладает неоспоримыми преимуществами перед другими излучателями: это простота конструкции и качество звука. Этот тип даёт наименьшие искажения, как я выше упомянул.
Электростатические наушники Stax SR-1, представленные на выставке в Токио в 1959 году. В компании их называют earspeakers, то есть «громкоговорители для ушей».
Как работает электростатический излучатель.
Устройство этого типа излучателей.
Тёплые ламповые электростатические ушные громкоговорители от Sennheiser.
Audio-Technica и Олимпийские игры
Компания Audio-Technica была основана 42-летним японцем в 1962 году. Началась история компании с производства звукоснимателей для фонографов. Первые две модели AT-1 и AT-3 начали продавать производителям звукового оборудования в Японии. Год спустя компания переезжает в боле просторное помещение и увеличивает производство, начиная продажи AT-5, а в 1969 выходит со своими звукоснимателями на мировой рынок.
А в 1974 компания выпустила первую серию динамических головных телефонов AT-700. Спустя четыре года выходят конденсаторные наушники ATH-8 and ATH-7.
Летние Олимпийские игры 1996 года проходили в Атланте, штат Джорджия, США. Россия заняла второе место в общем зачете с 26 золотыми, 21 серебряной и 16 бронзовыми медалями. Из спортсменов лучше себя показал Алексей Немов, взявший сразу шесть медалей, из которых две были золотыми, одна серебряной и три бронзовыми.
Минутка ностальгии завершена. А теперь к чему я об этом: все микрофоны и наушники для проведения данного мероприятия были произведены компанией Audio-Technica. Поскольку вся техника сработала отлично, её выбрали и для проведения Олимпиады в Сиднее в 2000 году. И в 2002 году — в Солт-Лейк Сити. Более того, на следующей Олимпиаде Athens Olympic Broadcasting S.A. использовала микрофоны той же компании.
В 2007 году Audio-Technica начинает выпуск линейки QuietPoint® Noise-Cancelling Headphones — наушников с активным шумоподавлением, а модель ATH-ANC7b QuietPoint, вышедшая в 2009, сразу берет награду Innovations 2010 Design and Engineering.
Но не стоит забывать и о том, что основная часть производства компании — это профессиональное оборудование. Включая, само собой, внутриканальные мониторы. На этом изображении — беспроводные внутриканальные мониторы M3, выпущенные в 2008 году.
Audio-Technica ATH-ANC9 — это одна из новейших моделей компании. Их частотный диапазон — 10 Гц — 25 кГц, а уровень шумоподавления — до 30 дБ в зависимости от режима.
Bose и активное шумоподавление
В 1978 году у Амара Боуза, основателя компании-производителя Hi-end аудиотехники, родилась идея активного шумоподавления. Наушники в самолете не позволяли насладиться музыкой, так как не заглушали плач детей и шум двигателя.
Суть активного шумоподавления в том, что волну можно погасить, если навстречу послать аналогичную в противофазе. Боуз реализовал эту идею на практике сначала для гарнитур лётчиков, после чего эта система попала в жизнь меломанов.
Удивительно, но Боуз не был первым: еще в 1959 году, за двадцать лет до появления идеи ANC у Амара Боуза, Виллард Миккер разработал наушники с защитой от внешних звуков.
Сейчас система активного шумоподавления используется еще и в машинах.
Лётчики постоянно летают в наушниках Bose. Как и в Westone, например.
В 2000 году Bose начинает выпуск линейки QuietComfort.
Sony Walkman и музыка на улице
К 1979 году наушники уже стали частью домашней обстановки многих людей. Однако Sony со своим Walkman’ом вытащил наушники на улицу, позволяя людям слушать любимую музыку всегда и везде, не мешая при этом окружающим. Потом, правда, компании пришлось вести долгие переговоры с Павлом Андреасом, который изобрел свой Stereobelt в 1972 году. Сейчас Андреас, по слухам, получает отчисления от продаж Walkman, а также около 13 лет назад выудил из Sony более 10 миллионов долларов.
Стоит отметить, что идею Андреаса производить наушники отвергли ITT, Grundig, Yamaha и Philips. Такой вот косяк они совершили, будучи уверенными, что никто не захочет слушать музыку на публике.
Sony Walkman TPS-L2 — первая модель из линейки. За пределами Японии плеер имел и другие названия.
Первая реклама Walkman.
В комплекте с плеером шли наушники MDR-3L2.
А в 1985 году к производству наушников Sony подключилась компания Westone, сделавшая действительно удобными их ношение с помощью специальной вкладки.
Такие наушники в 1980-х выпускали Sony.
Новый форм-фактор от Sony — 1997 год.
Westone и мониторы для профессионалов и аудиофилов
Компания Westone появилась в 1959 году и начала с производства товаров для людей с проблемами со слухом и для врачей, которые этими проблемами занимаются. Сейчас в списке товаров этой категории у Westone великое множество — то есть весь необходимый ассортимент от слуховых аппаратов до моделей ушной раковины для поликлиник.
Но нам интересно другое: как эта компания начала производить наушники? Началось все, наверное, в 1985 году, с помощи Sony в создании удобных наушников с качественным звучанием. Через пару лет после этого Etymotic совместно с Westone разработали мониторы для музыкантов: главное — не повредить слух, такой важный для музыканта орган. Опыт Westone в медицине помог справиться с этой задачей.
В 1990 году Westone начали использовать арматуру в наушниках для музыкнтов, а в 1996 вместе с Shure выпустили универсальные внутриканальные мониторы с уравновешенным якорем (то есть арматурные).
В 1995 звукач группы Ван Хален собрал двухдрайверные наушники, способные блокировать шум и давать достаточно качественный звук. Поняв, что его мониторы нравятся многим, он основал Ultimate Ears. А компания Westone помогла доработать эти наушники и занялась их производством. В 1998 году среди клиентов UE уже были The Rolling Stones, Enrique Iglesias и Red Hot Chili Peppers.
И лишь в 2002 году компания выпускает наушники для простых смертных под собственным брендом. Это UM1, наушники с уравновешенным якорем и одним излучателем.
Сейчас все наушники стали доступны рядовому пользователю. Одни из последних — W60 с шестью излучателями, представленные на CES 2014. Цена их соответствует уровню: арматурных дешевых не бывает.
iPod и earpods
В 2001 году Apple выпускает первое поколение iPod. Сейчас эта линейка состоит из серий iPod classic, iPod touch, iPod nano и Pod shuffle. К 2007 году было продано около 110 миллионов этих плееров, а к 2012 году — уже 350 миллионов. А вместе с ними — Apple Earpods.
Monster Beats
Из песни слов не выкинешь, и как бы, на мой взгляд, пошло не смотрелись эти наушники и как бы не было популярно подделывать их направо и налево, здесь мне придется написать что-то об основании Dr. Dre и Jimmy Iovine компании по производству наушников.
Какие еще события и бренды, на ваш взгляд, сформировали рынок наушников?