в каком году правил лжедмитрий 1
Лжедмитрий I
Царевич Дмитрий погиб при невыясненных обстоятельствах от ножевой раны в горло. Официальная правительственная комиссия подтвердила версию о несчастном случае. Несмотря на это, в народе ходили упорные слухи о причастности к смерти Бориса Годунова и его посланцев, а также о том, что царевич чудесным образом спасся, что и послужило одной из основных причин появления Лжедмитриев.
Происхождение Лжедмитрия I
Историки до настоящего времени спорят, кем был на самом деле Лжедмитрий I. По официальной версии, считается, что он был сыном Богдана Отрепьева, дворянина из Галича. Григорий Отрепьев принял постриг и стал монахом Чудова монастыря, откуда сбежал, предположительно, в 1601 году. Выдав себя за чудесным образом спасшегося царевича, он был активно поддержан польскими аристократами, а также католической церковью.
Последующие годы (1603–1604) прошли в подготовке к его возвращению на российский престол. В это время Лжедмитрий I тайно принимает католическую веру и обещает в случае своего успеха ввести католичество на Руси. В своих обещаниях он готов оказать помощь Сигизмунду III в борьбе со Швецией, ну а Польше передать Смоленскую и Северскую земли.
Поход Лжедмитрия на Россию
После подготовки он осенью 1604 года вместе со сводным польско-литовским отрядом вступает на русские земли в районе Чернигова. Действия самозванца были успешными, чему способствовало крестьянское восстание в южных землях. Лжедмитрий смог укрепиться в Путивле.
23 апреля 1605 года умирает Борис Годунов, власть переходит к его сыну Федору, который был свергнут 1 июня 1605 года в ходе восстания. Большая часть армии переходит на сторону самозванца. В Москву его войска вступают 20 июня. 30 июля он был венчан на царство. Венчание проходило в Успенском соборе Кремля.
Правление Лжедмитрия
Захватив власть, Лжедмитрий I начал проводить самостоятельную политику. В первую очередь он попытался заручиться поддержкой знати. Он учредил денежные и земельные оклады. Денег надо было много, и он решил эту проблему за счет пересмотра земельных прав монастырей.
Заметных успехов это не принесло, и пришлось поднимать налоги, так как надо было возвращать долги Польше. Все это обострило положение в стране. В это время заметно испортились отношения с Сигизмундом III. Лжедмитрий не спешил в полном объеме выполнять данные ранее обещания.
Сложная обстановка была и внутри страны. В результате сложился заговор, во главе которого встал Василий Шуйский. Общему раздражению горожан способствовало и присутствие множества поляков, съехавшихся на свадьбу самозванца с Марией Мнишек.
17 мая 1607 года в результате заговора бояр Шуйских Лжедмитрий I был убит. Тело лжецаря было сожжено, а прах смешан с порохом. Останки бывшего правителя были заправлены в пушку и полетели в сторону Польши – туда, откуда явился самозванец.
ЛЖЕДМИ́ТРИЙ I
Том 17. Москва, 2010, стр. 361-363
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛЖЕДМИ́ТРИЙ I [ок. 1577–80 – 17(27).5.1606, Москва], самозванец, занимавший в 1605–06 рус. престол под именем погибшего царевича Дмитрия Ивановича. Согласно выводам правительств. комиссии царя Бориса Фёдоровича Годунова (1603), поддерживаемым большинством исследователей, Л. I в реальности являлся Георгием (Юрием) Богдановичем Отрепьевым – сыном стрелецкого сотника Б. Отрепьева. Отец рано погиб, мальчика воспитывала мать. В 1590-х гг. Г. Б. Отрепьев неск. лет служил холопом (по всей видимости, добровольным) у М. Н. Романова, а затем у близкого к Романовым кн. Б. К. Черкасского. Опасаясь репрессий в связи с арестом Романовых, в нояб. 1600 принял постриг под именем Григорий и бежал из Москвы. Некоторое время скитался по монастырям, в 1601 вернулся в Москву и был принят келейником к своему деду – иноку Чудова мон. (в миру Евфимий Замятня). Благодаря острому уму и способностям в книжном деле замечен чудовским архим. Пафнутием, рукоположен патриархом Иовом в диаконы. Позднее вошёл в близкое окружение патриарха, по заказу Иова переписывал рукописи, составлял каноны святым, в составе его свиты присутствовал на заседаниях Освященного собора, Боярской думы и др. Из-за угрозы ареста (по одной из версий, в связи с возможным обвинением в ереси) в февр. 1602 вновь бежал из Москвы в сопровождении старцев Мисаила и Варлаама. Скорее всего, уже в это время у него возникла идея провозгласить себя чудесно спасшимся сыном царя Ивана IV Васильевича Грозного. Вскоре оказался на территории Речи Посполитой, в Вел. кн-ве Литовском (ВКЛ). После пребывания в нескольких православных монастырях (в т. ч. в Киево-Печерском) расстригся и отправился в Гощу – центр радикального протестантского течения ариан-тринитариев (посещал их школу). Весной (после Гощи) или осенью 1603 Г. Б. Отрепьев, скорее всего, побывал в Запорожской Сечи.
Лжедмитрий I
русский царь (1605-1606), самозванец
Лжедмитрий I
Лжедмитрий I – согласно устоявшемуся в истории мнению – самозванец, авантюрист, выдававший себя за чудесно спасшегося сына Ивана IV Грозного – царевича Дмитрия. Он стал первым из самозванцев, кто именовал себя этим именем и притязал на российский престол.
Точных данных о происхождение, как и о дате рождения Лжедмитрия I не известно, существует множество версий. Наиболее общепринятая – что Лжедмитрий I – это Юрий (в монашестве Григорий) Отрепьев, сын галичского дворянина Богдана Отрепьева, который принадлежал к знатному, но обедневшему роду Нелидовых, выходцев из Литвы. Считается, что Юрий был на год или два старше царевича Дмитрия, за которого потом себя выдавал.
Подростком Юрия послали в Москву, где он поступил на службу в дом Романовых и за несколько лет занял достаточно высокое положение. Но это едва не погубило его, когда Романовы попали в царскую опалу в 1600 году. Спасаясь, Юрий постригся в монахи под именем Григория и бежал в провинцию, побывал в нескольких монастырях, но вскоре вернулся в столицу и поступил в аристократический Чудов монастырь. Там грамотного монаха быстро заметили, и он стал «крестовым дьяком»: переписывал книги и присутствовал в качестве писца в «государевой Думе».
Именно в монастыре, если верить официальной версии, Григорий начинает подготовку к своей роли, изучая подробности убийства царевича. В 1601 году он бежал в Польшу, устроился слугой к князю Вишневецкому, которому и представился чудесно спасшимся царевичем.
Через князя он получил помощь польского правительства и обрел покровителя в лице Ежи (Юрия) Мнишека. Король Сигизмунд III за помощь в войне со Швецией и участие в антитурецком союзе пообещал Лжедмитрию поддержку. Не осталась в стороне и Римская курия, рассчитывавшая на введение в России католичества. Лжедмитрий же помимо всего прочего пообещал после воцарения отдать Польше Северскую и Смоленскую земли, жениться на Марине Мнишек, в виде «вена» отдать ей Новгород и Псков и уплатить Ежи Мнишеку 1 млн. злотых. Тогда же он тайно перешел в католичество.
В июне 1605 года в Москве вспыхнуло восстание, в результате которого правительство Годуновых было свергнуто. Переманив на свою сторону некоторых людей Годунова и воспользовавшись расколом среди московского дворянства, Лжедмитрий послал людей захватить город. Провозглашенный царем Федор Годунов был убит в июне 1605 года. Лишь тогда, убедившись в поддержке дворян и народа, Лжедмитрий двинулся к столице и торжественно вступил в Москву.
Для доказательства «царского» происхождения он инсценировал свое «признание» матерью настоящего царевича Дмитрия, Марией Нагой. Патриарх Иов был низложен и на его место был возведен архиепископ рязанский, грек Игнатий, который 31 июля и венчал Лжедмитрия на царство.
Заняв царский престол, Лжедмитрий активно стал проводить внутреннюю и внешнюю политику. Первыми действиями царя стали многочисленные милости – из ссылки возвратили бояр и князей, бывших в опале при Годуновых, «верным» были выданы подарки и вознаграждения, служилым людям удвоено содержание, помещикам – земельные наделы, ряд уступок был сделан крестьянам и холопам. Например, на юге страны на 10 лет было отменено взимание налогов, и в них была прекращена обработка «десятинной пашни». Все это проводилось за счет земельных и денежных конфискаций у монастырей.
Также новый царь предпринял попытку реорганизации армии, изменил состав Думы, введя в него в качестве постоянных членов представителей высшего духовенства, и отныне повелел Думе зваться «сенатом». «Тайная канцелярия» состояла исключительно из поляков, в ее ведомство входили вопросы личных трат царя и его прихотей, а также религиозные вопросы. А поскольку Лжедмитрию требовались немалые деньги, в частности на свадебные выплаты и вознаграждение, то во многих районах страны суммы налогов значительно выросли, что привело к началу волнений.
Недовольство же москвичей он вызвал тем, что приказал в Кремле построить большой деревянный дворец с потайными ходами, отменил всеобщий послеобеденный сон, заложил костелы, способствовал расширению иноземных забав и военных потех, учредил при своей особе иностранную гвардию, которая должна была обеспечивать его личную безопасность, отстранив при этом русскую царскую охрану. Почти сразу же сложилась двойственная ситуация: с одной стороны, народ его любил, а с другой – подозревал в самозванстве.
Чем и решили воспользоваться заговорщики. Подняв бунт якобы против поляков, стремившихся «убить царя и бояр», они направили народ на иноземцев, а сами прорвались в Кремль. Захваченный врасплох, Лжедмитрий I пытался бежать, но был убит (17) 27 мая 1606 года. Народу объявили, что царь был самозванец. Тело его сожгли и, зарядив прахом пушку, выстрелили на запад – в ту сторону, откуда он пришел.
Правление Лжедмитрия 1
Испекли Самозванца в польской печке, а вот заквасили его в России.
История Лжедмитрия берет свое начало в 1601 году в Польше. 1 ноября 1601 года к польскому королю Сигизмунду 3 пришел папский нунций и уведомил его о том, что в имении Адама Вишневецкого появился россиянин, который называет себя царевичем Дмитрием, выжившим после Углича, и который сейчас намеревается вернуть себе российский престол с помощью татар и казаков. Король приказал привести претендента в Краков для удостоверения его личности. Состоялась встреча, во время которой молодой человек, называвший себя царевичем Дмитрием, выказывал готовность перейти в католичество и начать подготовку к походу в Россию.
Лжедмитрий 1 это Григорй Отрепьев?
Кем был самозванец Лжедмитрий 1? Версия что это был Григорий Отрепьев мягко говоря сомнительная. Отрепьев никак не тянул на роль самозванца, потому что Григорию было уже за 30, а самозванцу было чуть более 20 лет. Следовательно разница 10-12 лет. Да и прямых доказателсьтво того, что это одно и тоже лицо,нет. Поэтому следует различать Лжедмитрия 1 и Отрепьева, поскольку достоверных сведений о том, что это одно и тоже лицо, в истории России нет.
История Григория Отрепьева такова. Его отец был сотник, которого по пьянке зарезали в драке. Гришка с молодых лет был очень способным человеком. У него был хороший почерк, он переписывал книги, отличался большим артистизмом, поступил на службу к Романову старшему, принимал участие в сражении на подворье Романовых в 1600 году, и спасаясь от виселецы. В 20 лет был пострижен в монахи. Из Суздаля непонятным образом попал в Чудов монастырь. В 1602 году оказался в Литве, где, как принято считать, объявил себя царевичем Дмитрием.
Связь Лжедмитрия с семьей Мнишек
Оказавшись в Польше Лжедмитрий влюбился в дочь местного воеводы Марину Мнишек. Ее отец, Юрий Мнишек, был человек вороватый (его не раз на этом ловили). Поэтому Лжедмитрий обещал тому:
Это были условия сделки между Лжедмитрием и семьей Мнишек. После этого состоялась помолвка. Поляки начали готовиться к походу. Очень интересно что Сигизмунд 3 от похода Лжедмитрия 1 в Россию дистанцировался, сразу же и написав письмо Борису Годунову о том, что здесь есть самозванец, который собирает людей, но это все волонтеры, а Сигизмунд 3 к этому отношения не имеет.
Начало похода на Россию
Карта движения Лжедмитрия
Тем временем армия Лжедмитрия легко занимала территорию за территорией. Народ, особенно казаки, которые ненавидели Годунова радостно встречали его и говорили: «Встает наше красно солнышко, возвращается к нам Дмитрий Иванович!». И всего за 2 недели под властью Лжедмитрия оказались огромные территории под бассейном Десны и Северского Донца до верховьев Оки. Из крупных городов были взяты Моравск и Чернигов. То есть почти вся южная Русь поднялась против Годунова. Это был не столько успех Лжедмитрия, сколько поражений Годунова. Тут уже стало понятно, что ачало правления Лжедмитрия 1 в россии это просто вопрос времени.
Бояре встают на сторону Лжедмитрия и Польши
В то время, как наставниками сына Годунова стали Пётр Басманов и Богдан Бельский (тот самый, которому выщипали по одному волосу из бороды), клан годуновых очень быстро утратил контроль над армией. А Басманов устроиз заговор против Годуновых. Царские войска бежали из под Кром, а самозванец, который уже спешил бежать из России, вернулся и начал двигаться на Москву. 1 июня посланец Лжедмитрия Гаврила Пушкин (предок поэта) прибыл в село Крсное под Москвой и подняли давно назревшее антигодуновское восстание. Богдан Бельский, который был главным следователем по делу о смерти Дмитрий в Угличе, и который клялся до этого, что Дмитрий умер, здесь всенародно сказал, что он лгал, потому, что он спас царевича, которого хотел извести мерзавец Годунов. Но Бельский спас мальчика.
Въезд самозванца в Москву
20 июня 1605 года москвичи с восторгом встречали торжественно въезжавшего в город Лжедмитрия (естественно, мы сейчас говорим, что это Лжедмитрий, а тогда народ встречал Дмитрия Ивановича). Новый царь сразу вернул ко двору Романовых и других бояр, которые пострадали при Годунове. Федор Романов, отец будущего царя Михаила, был также возвращен и назначен патриархом Ростовским. Фактически именно с 20 июня началось правление Лжедмитрия 1 в Москве.
8 мая 1606 года Лжедмитрий повенчался с Мариной Мнишек. Это произошло в пятницу и на Николин день, что было против устава православной церкви. В тоже самое время самозванец не спеши выполнять свои обещания перед поляками. Он не превратился в польского ставленника, и вообще (что удивительно) вел себя как природный царь, как будто он всю жизнь был царем: он прекрасно знал этикет, говорил на иностранных языках, называл себя императором задолго до Петра 1, выступал за расширение контактов с Западом, установил бесплатные суды. Боярам Лжедмитрий не нравился в виду своей большой активности, а также в виду того, что он максимально стал отдалять бояр от управления страной.
Конец правления Лжедмитрия 1
Лжедмитрий 1 не выполнил свои обещания полякам и не стал своим для московских бояр. Поэтому к лету 1606 года он оказался в вакууме. У Лжедмитрия больше не было поддержки за рубежом. Этим и решили воспользоваться бояре, устроив заговор. Его организовали Шуйские. Но заговор был раскрыт, а Шуйские были арестованы. Судьи приговорил Василия Шуйского к казни.
Лжедмитрий Первый: недолгий триумф и мучительная смерть
Лжедмитрий I, Федор и Ксения Годуновы, патриарх Игнатий, Марина Мнишек – эти имена первыми приходят на ум, когда мы вспоминаем о тяжелейшем для Российского государства периоде Смуты, когда трон буквально шатался под натиском самозванцев, народ бедствовал, а главы соседних государств присматривались к российским территориям, размышляя, нет ли возможности несколько увеличить количество своих земель за счет не имеющей возможности сопротивляться, раздираемой внутренними противоречиями Руси.
Кто такой Лжедмитрий Первый
Однажды в польских землях появился слух, будто нашелся царевич Димитрий, которому удалось уйти от кровавой расправы, запланированной над ним Борисом Годуновым в Угличе. Некий молодой человек, ныне известный нам под именем Лжедмитрий I, а тогда просто один из служащих сандомирского воеводы Юрия Мнишека, утверждал: он имеет кровное родство с Рюриковичами, являясь родным сыном Марии Нагой – супруги Ивана Грозного.
Насколько это могло быть правдой – никто не знал. Кто придумал такую оригинальную легенду – история умалчивает. Ясно, что московским боярам, недовольным правлением Бориса Годунова, эта история оказалась на руку. Они стали всячески поддерживать идею о чудесном спасении царского отпрыска и бегстве его в польские земли.
Полякам также понравилась мысль о возможности похода на Москву и утверждении господства над огромной Русью.
Так беглый монах-расстрига Григорий Отрепьев (он же – Лжедмитрий Первый) заручился мощной поддержкой сильных мира сего и, возможно, не осознавая, что является лишь марионеткой в чужих руках, отправился на Русь, чтобы занять московский престол.
Есть разные версии о происхождении Лжедмитрия. Некоторые отождествляют его с честолюбивым итальянским священнослужителем или сыном Стефана Батория (который, кстати, публично признал, что детей у него не было), иные склонны считать, что Лжедмитрий в самом для спасенный царевич. Но самой правдоподобной остается все-таки версия о монахе Чудова монастыря. Самозванец знал русскую грамоту, но писал с ошибками, польский же язык не знал вовсе. Был более-менее знаком с историческими событиями, хорошо разбирался в тонкостях православия.
Для наибольшей убедительности Лжедмитрий после вторжения в Россию призвал к себе мать Дмитрия Марию Нагую, которая сразу же признала в нем сына. Что заставило женщину пойти на такой шаг? Вероятно, угрозы или обещания.
На Москву
Будучи в Польше, самозваный царь щедро раздавал посулы своим сторонникам. Его целью было привлечение к себе большого количества единомышленников. Полякам он обещал земли – Новгород и Псков, которые должны были отойти во владение Марине Мнишек, дочери Юрия Мнишека, а также уверял, будто Русь станет католической. В Марину Мнишек, эту гордую красавицу, единственной страстью которой, по словам Пушкина, было честолюбие, Лжедмитрий Первый влюбился очень быстро. После воцарения беглого монаха она должна была стать его законной супругой.
Итак, раздав обещания польскому королю и его приближенным, Лжедмитрий вышел в поход на Москву. В то время еще жив оставался Борис Годунов, очень желавший получить самозванца в свои руки.
Лжедмитрий проходит Путивль, Крпомы, Рыльск. Калуга сдалась ему без боя, калужане поддержали лжецаря, надеясь, что с его приходом Смутное время закончится – в России установится мир, власть сосредоточится в одних руках.
Отследить продвижение войска Лжедмитрия можно по карте. В конце концов он, потеряв немало своих воинов в крупном сражении под селом Добрыничи, вошел в столицу. В это время Борис Годунов скончался, а чуть позже были убиты его супруга и сын Федор. Так что победа осталась за Дмитрием.
Правление Лжедмитрия
Воцарение Лжедмитрия состоялось в 1605 году, в июне. Тогда же на архиерейском соборе произошло избрание патриархом всея Руси Игнатия – таким образом Лжедмитрий пытался получить поддержку церкви. Игнатий повенчал самозванца на царство.
Правление Лжедмитрия, как и жизнь, оказались недолгими. Выражение «годы правления» здесь не подойдет: всего 11 месяцев удавалось самозванцу удерживаться на престоле. После того как бывший монах стал русским царем, он попытался по мере сил решить ряд проблем, наиболее остро стоявших в этот сложный период.
Внешняя политика
Внешнюю политику никак нельзя считать удачной. Правда, он пытался начать компанию по отвоеванию Азова, однако неуспешно. Он попробовал искать помощи у польского короля и у папы Римского, но из-за того, что не смог выполнить обещания по раздаче земель и обращении Руси в католичество, поддержки не получил. Никто не поддержал поход.
Единственное его достижение на поприще внешней политики – Лжедмитрий сделал Россию открытой для въезда, что было по тем временам настоящим новаторством. Такой свободы не знало ни одно государство.
Внутренняя политика
Чуть лучше обстояли дела по отношению к внутреннему правлению страной. Внутренняя политика в царствование Лжедмитрия претерпела изменения: были возвращены из ссылки бояре и князья, отправленные туда Борисом; служилым людям удвоили жалованье; помещикам раздавали большие наделы.
Лжедмитрий пытался создать положительное впечатление и у крестьян: он разрешал им уходить к другому помещику, если тот, у кого они числились, плохо их кормил. Царь боролся со мздоимством. Лично принимал подданных с челобитными по всем вопросам, установив для этого специальные приемные дни.
Дмитрий любил прохаживаться по городу и вступать в разговоры с простым народом, чтобы таким образом узнавать «из первых уст» о бедах и чаяниях подданных.
При новом царе активно чеканили монету – это была копейка Лжедмитрия. Чеканка шла на трех дворах. Деньги постоянно требовались царю для раздачи милостей и выплаты долгов прежнего правителя.
Конец царствования. Смерть
Расплата оказалась ужасной. Лжедмитрия убили, причем казнь свершилась не по закону – случился отчаянный самосуд толпы. В среде высших бояр созрел заговор против самозванца.
В мае 1606 года на него совершили нападение в покоях дворца. Дмитрий попытался бежать, выпрыгнув из окна. В результате падения он сломал ногу, разбил грудь и оказался лишенным возможности сопротивляться. Бояре пытались сдержать народ, однако ничего не вышло: разъяренная толпа, уверенная в том, что все беды пришли на Русь с этим самозванцем и его полячкой-женой, буквально растерзала Лжедмитрия.
После этого тело еще долго таскали по улицам, глумились, надевали на него маски. Захоронили царя на кладбище в могиле для нищих. Однако вскоре пошли слухи, будто по ночам мертвец выходит из могилы и устраивает разные беды: пожары, убийства, распространяет эпидемии. Народ вытащил тело, сжег его, а прахом выстрелил из Царь-пушки в сторону Польши.
Так был убит царь Дмитрий, настоящее имя которого – Григорий. Его век оказался коротким. Жене Лжедмитрия удалось спастись, чтобы через некоторое время вновь попытать счастья в качестве русской царицы, только теперь уже супруги Лжедмитрия Второго, Тушинского вора (такое презрительное прозвище дал следующему самозванцу народ).
Свержение и гибель Лжедмитрия были закономерны. Какими бы побуждениями он ни руководствовался, этот лжецарь привел на Русь полчища иноземцев, грабивших и разорявших села и города, творивших произвол и убийства.
Безусловно, личность бывшего монаха очень интересна для исследователей – необходимо обладать такими личными качествами, как отвага, бесстрашие и явная склонность к авантюризму, чтобы суметь в несколько месяцев проделать путь от монастыря до престола.
Но вряд ли Лжедмитрий заслуживает от потомков положительной характеристики: этот царь принес на Русь много бед, к тому же он открыл целую череду Лжедмитриев, которые 20 лет подряд сотрясали и ранили Русь, способствуя упадку, хаосу и разгулу беззакония.