в каком году появился минздрав
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ
Образовано 14.07.1990 года, в 1991 году Министерство здравоохранения и социального обеспечения, в 1994-1996 годах Министерство здравоохранения и медицинской промышленности РФ. Упразднено 09.03.2004 года в связи с созданием Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Восстановлено 21.05.2012 года. Основное направления деятельности: организация медицинской профилактики, помощи и реабилитации; контроль за производством, качеством, эффективностью и безопасностью лекарственных средств; организация медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных физических и химических факторов; разработка и реализация современных медицинских технологий и новых методов диагностики; организация судебно-мединских и судебно-психиатрических экспертиз. Утверждает стандарты мединской помощи и другие федеральные стандарты в сфере здравоохранения; виды и объём медико-социальной помощи гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих; порядок применения новых методов диагностики и лечения; перечень объектов трансплантации и учреждений здравоохранения, осуществляющих забор, заготовку и трансплантацию органов и/или тканей человека, правила их деятельности; порядок создания специальных комиссий для осуществления контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в аптечных организациях и учреждениях здравоохранения, и др.
В ведении министерства находятся Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и Федеральное медико-биологического агентство, а также научные учреждения и центры (Всероссийский центр медицины катастроф «Защита», Федеральный научно-клинический центр детской гематологии, онкологии и иммунологии, Центральный НИИ травматологии и ортопедии имени Н.Н. Приорова, Всероссийский центр глазной и пластической хирургии, Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского и др.); 69 учреждений высшего, среднего и дополнительного образования в сфере медицины, 11 специализированных учреждений среднего образования для профессиональной подготовки инвалидов; 16 лечебно-медицинских центров и др.
Министерство осуществляет координацию деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Список министров смотрите в приложении «Государственные учреждения России, СССР, РФ» в томе «Россия»; М.Ю. Зурабов (09.03.2004-24.09.2007 годов); Т.А. Голикова (24.09.2007-21.05.2012 годов); В.И. Скворцова (с 21.05.2012 года).
Как создавалось Министерство Здравоохранения России
Этот скучнейший пост я вынужден писать в связи с тем, что статья Рошаля и комментарии к ней в очередной раз выявили плохое знание современниками реалий предреволюционной России. И хотя ограничение по количеству знаков более не действует, чтобы не растекаться мыслью по древу, возьму только самую больную тему — здравоохранение.
Начнем с того, что в Российской Империи НЕ БЫЛО единой государственной системы здравоохранения, и вопрос о ней не ставился вплоть до 1908 года. Однако, критикам самодержавия не стоит злорадствовать на этот счет. Это сейчас все умные, а в те годы министерства здравоохранения существовали только в двух странах: на Кубе и в Новой Зеландии. Все остальные государства не считали подобную практику правильной. Генеральным трендом считалось развитие региональных и местных, а не общегосударственных систем. В России господствовали аналогичные настроения.
Медицинские учреждения России начала 20 века были многообразны и разноведомственны: земские, городские, государственные, благотворительные, профсоюзные, церковные и частные практики. Единые правила и стандарты отсутствовали.
О ведущей роли органов местного самоуправления в структуре здравоохранения РИ можно судить по следующим данным: всего на цели здравоохранения в 1912 году было выделено 181.425.000 рублей, по линии земств 64.704.000 (35%), городов — 28.800.000 (16%), а остальные же 88 миллионов, (49%), истратили правительство, благотворительные общества, церковь и частные лица.
Согласно законодательству РИ главными органами, ответственными за народное здравие было, не правительство, а земства на селе и городские думы в городах. (51% средств, отпускаемых на эти цели). Этот сектор здравоохранения появился в 1864 году и к концу 19 века охватывал более 70% населения России. Земства проделали гигантскую работу по созданию сети бесплатных лечебных пунктов на территории сельской России. Именно земствам мы обязаны той подробной, хотя и неприятной статистикой заболеваемости и смертности, которая публиковалась в открытой печати и которую привел Рошаль. И здесь в пику большевикам сразу заметим, что после 1917 года эта статистика исчезла. (Исчезла статистика, но не заболевания). Говоря о земской медицине, ещё раз отметим — это была деятельность органов местного самоуправления неподконтрольная царскому правительству.
Роль государства в сфере здравоохранения была вторичной, хотя и быстро растущей. До 1908 года она сводилась к оказанию финансовой помощи земствам в периоды неурожая и эпидемий. Также государство финансировало военные госпитали, железнодорожные больницы, медпункты казённых предприятий, медицинские ВУЗ-ы и лицензирование врачей.
Однако, несмотря на самоотверженную работу земских врачей, ситуация к началу 20 века оставалась неудовлетворительной. Причина банальна — земствам не хватало средств. В этом нет ничего удивительного. Здравоохранение — дорогое удовольствие. В США, одной из самых богатых стран мира, сто лет спустя также не хватает средств для создания общедоступной системы здравоохранения 21 века.
В августе 1908 года министр внутренних дел П. А.Столыпин делал Всеподданнейший доклад на Высочайшее имя о мерах по борьбе с холерой 1907 года и состоянии здравоохранения в РИ в целом. Согласно докладу по основным показателям развития сети медицинских учреждений Россия отставала от стран лидеров в 2−3-4 раза. Особенно удручала низкая санитарно-бытовая культура населения. Как результат — эпидемии, повышенная заболеваемость и смертность. Состояние дел в этой области вызвало неудовольствие Николая Второго и он наложил на отчет категоричную резолюцию: «Обращаю самое серьезное внимание Министра Внутренних Дел на безотрадное состояние в России санитарного дела. Необходимо во что бы то ни стало добиться не только улучшения его, но и правильной постановки. Нужно быть в состоянии предупреждать эпидемии, а не только бороться с ними. Требую, чтобы безотлагательно было разработано и внесено на законодательное рассмотрение дело упорядочения в России санитарно-врачебной организации».
Эта резолюция от 11 Августа 1908 года явилась отправной точкой для радикальной реформы всей системы здравоохранения России.
Получив Высочайшую взбучку, столыпинцы забегали.
В рамках оперативного реагирования были значительно увеличены расходы на здравоохранение по линии МВД. С 1901 по 1913 гг. бюджетные расходы на медицинские мероприятия выросли в Российской империи с 43,9 млн руб. в год до 145,1 млн руб. в год, то есть в 3,3 раза. Значительная часть ассигнований осваивались в рамках существующей системы здравоохранения через субсидирование земских и городских лечебниц.
Расширилась подготовка дипломированных врачей. Если в 1889 г. в России было около 13 тыс. Врачей, в 1911 г. — 25,5 тыс., то к середине 1915 г. — 33,1 тыс. врачей, что обеспечило России мировое лидерство наряду с Японией (36,6 тыс. врачей) и Германией (34,1 тыс. врачей).
Увеличилось количество лечебных участков. В 1902 г. в стране было 2.892 участка, в 1905 — 3.158, в 1908 — 3.525, в 1911 — 3.925, в 1913 — 4.282. Наибольшую обеспеченность бесплатной медицинской помощью имели жители 34 земских губерний- где находилось около 70% от всего количества врачебных участков по стране.
С 1901 по 1913 гг. число больничных коек, включая психиатрические больницы и родильные приюты, увеличилось почти в 1,7 раза (с 136,5 тыс. до 227,9 тыс.,), а число воспользовавшихся помощью больных в этих больницах за тот же период выросло в 2,1 раза (1 млн. 697 чел. в 1901 и 3 млн. 506 тыс. В 1913 г.).
В результате бесплатное (хотя и примитивное) медицинское обслуживание постепенно становилось всё более доступным. Это наглядно показывает медицинская статистика. В 1901 г. в России медицинскую помощь получили 49 млн. чел., в 1904 — 57 млн., в 1907 — 69 млн., в 1910 — 86 млн. и в 1913 — 98 млн. При этом, примерно 90% больных обращались за помощью в бесплатные общественные лечебницы, и только 7% к частнопрактикующим врачам. Российское здравоохранение изначально создавалось как преимущественно бесплатное.
Существенно возросло число аптек. В 1903 г. в империи насчитывалось 3.765 аптек с годовой выручкой около 20 млн руб., а в 1913 уже почти 6 тыс. аптек (и свыше 12 тыс. фармацевтов) с годовой выручкой 33 млн руб.
Да, проблемы оставались, но разве эту динамику можно назвать «феодальным топтанием на месте»?
Результаты не замедлили сказаться. Если за 1891−1895 гг. от всех заразных болезней умирало (ежегодно) 587,4 тыс. чел. или 9,8 — 11,7 чел. на 1000 населения., то в период с 1911—1914 гг. — 374,4 тыс. чел. или 4,7 — 5,3 чел. на 1000 нас. Т. о. смертность от заразных болезней сократилась в 1,8 — 2,5 раза. Сократилась и общая смертность. Если в 1906—1911 гг. число смертей на тысячу жителей достигало 29,4, то в 1911 году оно составило 26, а в 1912 г. — 25. Т. е тенденция снижения смертности была очевидной. Естественный прирост населения за годы последнего царствования составил 60 миллионов человек.
Однако, самое главное в моём посте не это. Как я уже отмечал, значительная часть государственных ассигнований направлялась в земские и городские лечебницы, составляя 45% и 20% от соответствующих бюджетов. Это было не очень удобно, потому что земства выражали неудовольствие попытками государственных чиновников проверить расходование этих государственных средств.
Резолюция Николая от 11 августа 1908 года требовала не паллиативных мер, а радикальной реформы, — создания единой государственной системы здравоохранения. В рамках реализации Высочайшего Повеления была создана специальная «межведомственная комиссия для пересмотра врачебно-санитарного законодательства», в которую входило около ста человек, и которая включала пять подкомиссий: санитарную, врачебную, образовательную, судебно-медицинскую и организационную.
Лучшие специалисты врачебного дела и юристы, после изучения вопроса, подготовили законодательные предложения, которые были поданы на Высочайшее имя Председателем Медицинского Совета РИ, Председателем Межведомственной Комиссии академиком Г. Е. Рейном.
Смысл этих предложений сводился в основном к следующему:
1. В России должен быть создан государственный орган- министерство здравоохранения, «с включением в состав его, кроме центральных, также сети специальных местных органов, больниц, лабораторий — окружных, губернских и уездных органов и медицинских учреждений, которые являлись бы на местах ближайшими исполнителями и возложенных на центральное ведомство ответственных задач». Сейчас это называется «вертикаль власти».
2. Министерство здравоохранения должно иметь свой защищённый бюджет, который должен расходоваться только на государственные программы.
3. Министерство здравоохранения должно устанавливать обязательные для всех врачебно-санитарные правила и иметь право контроля за их выполнением в учреждениях любой подведомственности.
4. Общий объем государственного финансирования следует установить из расчета сокращения норматива обслуживаемой сельскими медпунктами территории с 30 верст диаметром (как сейчас) до 10 верст. Остальные целевые нормативы также были увеличены в 2−3 раза…
ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО одобрили программу реформ и весной 1914 года соизволили на проекте Собственноручно начертать: «Внести в Совет Министров. Продолжать вести дело ускоренным ходом».
Авторы законопроекта сначала возражали и настаивали на оформлении реформы здравоохранения Законом, через парламентские процедуры. В октябре 1915 года, получив очередной отказ в Кабинете, они снова обратились к Царю. Царь повторно ответил: «Внести в Совет министров». На языке госслужбы это означало, что Он принял сторону Кабинета. При этом, чтобы повысить престиж Управления Здравоохранения, его главе предоставлялась привилегия личного доклада Царю, что придавало Главноуправляющему статус министра.
Признав, что интересы дела дороже формальностей, предвосхищая вызванные войной эпидемии, «медики» согласились. 1 сентября 1916 года Главноуправляющим государственным здравоохранением (на правах министра) был назначен Председатель Медицинского Совета РИ, почетный лейб-хирург, академик Г. Е.Рейн, который исполнял эти обязанности до 27 февраля 1917 года. Таким образом, Георгий Ермолаевич стал первым и последним министром здравоохранения Российской Империи.
Как отнеслась либеральная и революционная общественность к правительственным шагам по созданию единой государственной системы здравоохранения? — Совсем не так, как предполагает Семен Рошаль. 28 февраля 1917 года академик Г. Е. Рейн был арестован и стал подследственным по уголовному делу, которое вела, созданная Временным правительством, «Чрезвычайная следственная комиссия для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и прочих высших должностных лиц…». Создание единой государственной системы здравоохранения, которым занимался министр Рейн, было квалифицировано как противозаконное вмешательство центрального правительства в прерогативы демократически избранных местных органов власти (земств и городских дум). Министру вменяли не то, что он мало сделал для охраны здоровья населения, а то что чиновник лез не в своё дело. По мнению следствия централизация управления здравоохранением, создание министерства в этой области, — есть очередное проявление деспотизма царского режима. Особенно возмущались социалисты-революционеры, согласно доктрине которых, Россия должна была стать федерацией самоуправляемых общин. Вопросы здравоохранения якобы должны решаться самими трудящимися на местах, а не бюрократами в столичных кабинетах. Все первые пять временных правительств 1917 года не имели должности министра здравоохранения. А мы потом удивляемся: почему тиф в 1918—1921 унес 3 миллиона жизней?
Идея создания единой государственной системы здравоохранения, высказанная Николаем Вторым 11 августа 1908 года, как и концепция ГОЭРЛО, как и некоторые другие проекты, нашла своих приверженцев среди … большевиков. Это произошло не сразу, осуществлялось неумело, но это произошло.
Министерство здравоохранения Российской Федерации
Министерство здравоохранения Российской Федерации ( Минздрав России ) | |
---|---|
Эмблема Минздрава | |
Общая информация | |
Страна | |
Дата создания | 21 мая 2012 |
Предшествующие ведомства | Народный комиссариат здравоохранения СССР (1936—1946) Министерство здравоохранения СССР и РСФСР (1946—1991) Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (2004—2012) |
Руководство деятельностью осуществляет | Правительство России |
Вышестоящее ведомство | Правительство России |
Штаб-квартира | Москва, Рахмановский переулок, д. 3/25 |
Число сотрудников | 549 |
Годовой бюджет | 322 548,5 тыс. руб. (на 2012) |
Ответственный министр | Скворцова Вероника Игоревна |
Подведомственные органы | — Росздравнадзор — Федеральное медико-биологическое агентство — Федеральный фонд обязательного медицинского страхования |
Ключевой документ | Положение «О Министерстве здравоохранения Российской Федерации» [1] |
Сайт | |
http://minzdrav.gov.ru/ | |
Карта | |
Россия, Москва |
Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) — федеральное министерство, осуществляющее функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств для медицинского применения, включая вопросы организации профилактики заболеваний, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи, медицинской реабилитации и медицинских экспертиз, фармацевтической деятельности, включая обеспечение качества, эффективности и безопасности лекарственных средств для медицинского применения, обращения медицинских изделий, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, курортного дела, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере здравоохранения. 21 мая 2012 года преобразовано из Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Содержание
История
в 1991 г., после распада СССР, большая часть государственных учреждений здравоохранения были переданы на содержание и развитие в муниципалитеты регионов и городов. Союзное Министерство было ликвидировано, республиканское — преобразовано в «Министерство здравоохранения Российской Федерации» (Минздрав России) и «Министерство труда и социального развития Российской Федерации» (действовали до их упразднения Указом Президента РФ № 314 от 9 марта 2004 г.).
Компетенция Минздрава
Минздрав имеет право осуществлять правовое регулирование в следующих областях:
Минздрав
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) — федеральное министерство, осуществляющее функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда, физической культуры, спорта, туризма и защиты прав потребителей.
Ранее данную функцию выполняло Министерство здравоохранения России (Минздрав России).
Содержание
Компетенция Минздравсоцразвития
Минздравсоцразвития имеет право осуществлять правовое регулирование в следующих областях:
Подведомственные органы исполнительной власти
Подведомственные государственные фонды
Руководство
Министр здравоохранения и социального развития РФ
Заместители министра здравоохранения и социального развития РФ
Министерство в культуре
См. также
Ссылки
Федеральные органы исполнительной власти России (c 1 марта 2009 г.)
Полезное
Смотреть что такое «Минздрав» в других словарях:
минздрав — сущ., кол во синонимов: 1 • министерство (27) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
МИНЗДРАВ — предупреждает. Жарг. мол. Шутл. О менструации. Максимов, 248 … Большой словарь русских поговорок
Минздрав РФ — Эмблема Минздравсоцразвития Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) федеральное министерство, осуществляющее функции по выработке государственной политики и нормативно правовому… … Википедия
минздрав — МЗ минздрав министерство здравоохранения гос. МЗ Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. Минздрав Минздрав России Министерство здравоохранения Российской Федерации по 9 марта 2004… … Словарь сокращений и аббревиатур
минздрав — а; м. Министерство здравоохранения. ◁ Минздравовский, ая, ое. М ая клиника. М. работник … Энциклопедический словарь
минздрав — а; м. см. тж. минздравовский Министерство здравоохранения … Словарь многих выражений
Минздрав России — Минздрав Минздрав России Министерство здравоохранения Российской Федерации по 9 марта 2004 после: Минздравсоцразвития России гос., РФ … Словарь сокращений и аббревиатур
Минздрав СССР — Министерство здравоохранения СССР гос., истор., СССР … Словарь сокращений и аббревиатур
Минздрав России — Эмблема Минздравсоцразвития Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) федеральное министерство, осуществляющее функции по выработке государственной политики и нормативно правовому… … Википедия
Минздрав предупреждает — Жарг. мол. Шутл. О менструации. Максимов, 248 … Большой словарь русских поговорок