в каком году появился кока кола в россии
Как в СССР появилась Кока-Кола
Более 130 лет назад в Атланте полковник Джон Пембертон, фармацевт по образованию, пытался найти средство от головной боли и придумал рецепт легендарного напитка Coca-Cola. В мае 1886 года Пембертон впервые выпустил его в продажу, обозначив как лекарство «от любых нервных расстройств». Сегодня это один из самых популярных безалкогольных напитков, который продается более чем в 200 странах. Но вот на бескрайних просторах СССР кока-кола не продавалась львиную долю существования Союза.
Жуков пил бесцветную кока-колу
Когда маршал Жуков встречался с Дуайтом Эйзенхауэром, командовавшим американскими войсками в Европе во время Второй мировой войны, тот угостил его кока-колой. Напиток Жукову понравился, и он попросил Эйзенхауэра организовать его поставку в свой штаб, но только в обесцвеченном варианте, чтобы тот походил на водку. Через президента Трумана просьба была передана на завод Coca-Cola, химики которого сумели убрать цвет красителя. Газировку разлили в простые бутылки с белой крышкой, на которой была напечатана красная звезда, и как минимум 50 ящиков было отправлено Жукову.
Извечная борьба между двумя гигантами — Coca-Cola и Pepsico — происходила и на территории СССР. При этом «Кока-Кола» проигрывала эту битву, ведь «Пепси» невольно прорекламировал сам Хрущев. В 1959 году в Москве проходила Американская национальная выставка, где Хрущеву предложили попробовать пепси-колу. Он согласился и, сам того не понимая, стал невольным рекламным лицом компании, так как на следующий день в газетах всего мира была опубликована фотография, на которой советский лидер пьет пепси.
Производство пепси-колы в СССР началось во время разрядки конфликтных отношений между Западом и СССР, начало было положено встречей в 1971 году президента PepsiCo Дональда Кендалла с председателем Совета министров СССР Алексеем Косыгиным. При этом, поскольку в СССР боролись со всеми проявлениями иностранного, «Пепси» на бутылках было написано по-русски. «Кока-Кола» же прорвалась за железный занавес значительно позже.
«В тот самый момент, когда Coca-Cola начинает поставки в какую-либо страну, можно с уверенностью говорить, что в ней ожидаются серьезные перемены. Coca-Cola — это квинтэссенция капитализма, заключенная в бутылку» (Том Стэндидж, «История мира в шести стаканах»).
«Кока-Кола» прорвалась на территорию Советского Союза в конце 70-х
Считается, что напитки компании «Кока-Кола» впервые начали продавать в СССР во время Олимпиады-1980 в Москве. Однако американский писатель и исследователь Марк Пендерграст в книге «За бога, страну и Coca-Cola» пишет, что компания «Кока-Кола» подписала соглашение о сотрудничестве с Государственным комитетом Совета министров СССР по науке и технике за 6 лет до Игр, в июне 1974 года. Тогда была достигнута договоренность о выпуске в СССР фанты. Первая линия по ее розливу открылась на Московском пивобезалкогольном комбинате в августе 1979 года, и уже тогда ограниченные партии продукта появлялись на прилавках столичных магазинов, продажей занимались «Союзплодоимпорт» и «Технопромимпорт». Кроме Москвы фанту можно было купить в Таллине и Киеве.
Когда администрация президента Рейгана решила бойкотировать Олимпийские игры в Москве, руководство компании «Кока-Кола» этот бойкот не поддержало, заявив, что, поскольку является межконтинентальной корпорацией, стоит выше политических игр. Поэтому в 1980-м напитки кока-кола и фанта стали официальными напитками московской Олимпиады.
Аккуратные бумажные и полистироловые стаканчики приятно удивили советского потребителя, в то время местные торговые автоматы наливали газировку в один-единственный граненый стакан, из которого пили все желающие. Специальные палатки, в которых продавали напиток во время Олимпиады-80, привезли из Германии — в СССР на тот момент таких просто не было. После окончания Игр палатки передали в дар советскому правительству.
В 80-е наконец-то появилась кока-кола с заветной надписью «Изготовлено в СССР»
В декабре 1986 года было подписано соглашение о производстве «советской» кока-колы для широкой продажи. Согласно договору, концентрат кока-колы из Атланты поставлялся в Москву, где превращался в напиток и разливался. Тогда же в газете «Известия» появилась статья, сообщающая, что продажа бутилированной кока-колы с надписью «Изготовлено в СССР» начнется в мае 1987 года. И хотя концентрат в то время ввозился в Союз в мизерных количествах, важен был не объем, а сам факт попадания на советский рынок.
Компания «Кока-Кола» даже согласилась получать взамен концентрата советский автомобиль «Лада» для дальнейшей перепродажи в Англии. Невил Исделл в своей книге «Внутри Coca-Cola» вспоминает: «Машины были так собраны, что в Британии приходилось по три дня работать над их переделкой, прежде чем пускать в продажу. Мы теряли деньги в Советском Союзе, но оставались там, чтобы застолбить себе место на будущее».
Так или иначе, в конце концов «Кока-Кола» вышла на советский рынок. В 1988 году производство напитка было налажено на Москворецком пивоваренном заводе. В том же году в холле гостиницы «Международная» в Москве был установлен первый в Советском Союзе автомат по продаже напитков Coca-Cola.
Невиданный знак нового времени
В 1989 году символом нового времени стал огромный неоновый знак Coca-Cola на Пушкинской площади в Москве. По большому счету вывеска Coca-Cola стала первой полноценной наружной рекламой в СССР: до этого улицы советских городов украшали безальтернативные предложения вроде «Летайте самолетами «Аэрофлота»!» или «Храните деньги в сберегательной кассе!».
Во время своей поездки в СССР в 1957 году писатель Габриэль Гарсия Маркес описал Страну Советов как 22 400 000 квадратных километров без единой рекламы кока-колы. Но новые времена приносят новые тенденции.
Как Coca-Cola завоевала Советский Союз: кто изобрел напиток, как появилась кола в СССР
Легендарная «Coca-Cola» изобретённая, в штате Джорджия, США в 18 веке, до советской страны дошла в следующим столетии. Маршалу Жукову первому довелось отведать приятный напиток, а Никита Хрущев случайно разрекламировал его. После того, как кола появилась во время олимпийских соревнований в 1980 году ее начали производить в Союзе.
Кто изобрел напиток
Джон Пембертон, бывший офицер придумал напиток, и был убежден, что он сможет способствовать лечению от различных нервных расстройств. Американский фармацевт работал над производством лекарства от головной боли, а вышел вкуснейший напиток для питья, не содержащий алкоголя.
В продажу он поступил в 1886 году, им заинтересовалось не одно государство. И лишь Страну Советов он не смог покорить. Полководец Жуков впервые испробовал газированный напиток в период Второй мировой, когда встречался с Эйзенхауэром, 34-м президентом США.
Он обратился с просьбой, чтобы колу ему привезли, в обесцвеченном виде. Прошение маршала передали на предприятие. Для Жукова произвели отдельную партию газировки. Напиток разлили в простую тару. Разнились бутылочка с крышкой, на ней была изображена пятиконечная звезда.
Знаменитая «Пепси-кола»
На пространстве Советов протаптывала себе дорогу и компания по изготовлению «Пепси-колы». Газировке посчастливилось—Никита Хрущев непреднамеренно расхвалил ее.
На экспозиции в 1959 году Хрущев впервые отведал газировку. Ее налили в стакан с наклейкой фирмы. Назавтра всему миру стало известно, что «Пепси-колу» пьют в Союзе. Производство «Пепси» в Союзе запустили в 70-х годах.
Взаимоотношения с западом стали не такие напряженные, что дало возможность производить «Пепси». Но ярлыке была надпись на русском языке.
Как появилась кола в СССР
«Кока-колу» реализовывать начали в конце 70-х годах. Договоренность на выпуск напитка подписали еще в 1974 году, а в торговле ее увидели спустя пять лет. Первый выпуск газировки был небольшой, потому только в торговых заведениях больших городов посчастливилось повстречать «Кока-колу».
И только на Олимпиаде-80 предоставилась возможность купить «Кока-колу». И даже игнорирование Америкой олимпиады на компанию-производителя отрицательно это не подействовало. Внезапной неожиданностью для советских людей стали стаканчики из бумаги, в них разливали газировку.
До сих пор в торговли и автоматах использовались стеклянные стаканы. Сделку о совместной деятельности подписали в 1986 году. Вскорости в Союз стали поставлять пищеконцентрат, который потом разводился до структуры напитка, и реализовывался в продаже.
Производитель «Кока-колы» предлагал товарообмен продукта на автомобили «Лада». Их перестраивали, и продали в Англию. Руководство компании согласно было оставаться в накладе лишь бы приобрести выгодное пространство для торговой деятельности в СССР.
В столице 1989 году впервые загорелись неоновые огни с надписью Coca-Cola.
На любой вкус Эта компания была маленьким семейным бизнесом. Сейчас она владеет сотнями брендов
Coca-Cola — любимый во всем мире напиток. Кроме того это огромная корпорация, существующая с конца XIX века, капитализация которой в прошлом году достигла 200 миллиардов долларов. В портфеле компании находится не один десяток брендов. В связи с тем, что на российский рынок вышел энергетический напиток Coca-Cola Energy, «Лента.ру» рассказывает, какую роль в развитии компании играет многообразие напитков в ее портфеле.
История Coca-Cola в России
Продающиеся на территории России Bon Aqua, Fanta, квас «Кружка и бочка» и сок «Моя семья» — что между ними общего? Ответ прост: это безалкогольные напитки компании Coca-Cola в России.
The Coca-Cola Company — крупнейший в мире производитель безалкогольных напитков буквально на все случаи жизни. Ее портфель включает более 500 брендов, которые доступны жителям более чем двухсот стран мира. Интересный факт: на бренды, принадлежащие компании, приходится четверть расходов населения Земли на безалкогольные напитки.
На российский рынок Coca-Cola пришла давно — в преддверии московской Олимпиады 1980-го года. Для компании было важно предоставить людям возможность пользоваться качественным продуктом, поэтому она не присоединилась к бойкоту Олимпиады, который инициировало правительство США. Первое время Coca-Cola в СССР пили не из фирменной фигурной бутылки, а из стеклянной тары объемом 0,33 литра.
Первый автомат по продаже напитков компании Coca-Cola в Советском Союзе был установлен в холле гостиницы «Международная» в 1988 году. А в 1989-м символом нового времени стал огромный неоновый знак Coca-Cola на Пушкинской площади в Москве. Это была первая в СССР наружная реклама.
В последующие годы Coca-Cola открыла в Москве собственное представительство (1991 год). В 1992 компания начинает покупать старые заводы, реконструировать их и оборудовать современным оборудованием, и начинает производить напитки уже на территории России, а не привозить их из-за рубежа.
В 2008 году Coca-Cola покупает российскую компанию «Мултон», которая производила соки. В портфель брендов переходят торговые марки «Добрый» и Rich. При этом кадровые изменения в приобретенных компаниях минимальны.
Также в 2008 году Coca-Cola вывела на российский рынок квас «Кружка и бочка». Компания не впервые производит аутентичные напитки. Еще в 1999 году она выпустила серию лимонадов «Лимонад», «Тархун» и «Дюшес».
Разнообразие — важная часть политики компании. Например, за последний квартал The Coca-Cola Company приобрела кофейный бренд Costa Coffe, работающий по всему миру, а также два австралийских бренда, производящие комбучу и молочные коктейли. В 2018 году среди крупных приобретений — акции компании, производящей спортивный напиток BodyArmor (продается на территории Северной Америки), а также бренды Honest и ZICO в США и Innocent в Великобритании (напитки последнего продаются и в России).
Все это подтверждает, что Coca-Cola — это далеко не только газированные напитки. Вамси Мохан, президент компании Coca-Cola Australia, считает, что эти соглашения — пример того, как Coca-Cola трансформируется в универсального производителя напитков (Total Beverage Company).
Напитки Coca-Cola в России
Чтобы продемонстрировать разнообразие напитков в России, приведем два примера.
Энергетический напиток Coca-Cola Energy. Уже сейчас на территории России продается энергетического напитка от Coca-Cola. В начале следующего года будет доступна его версия без сахара.
В отличие от большинства энергетиков, этот напиток не содержит таурин – в состав новинки вошел кофеин из натуральных источников, экстракт гуараны и витамины группы В. Таким образом, Coca-Cola Energy включает ингредиенты, которые понравятся потребителям самых разных категорий напитков.
«По данным Nielsen, «энергетики» являются одной из наиболее динамично растущих категорий, продемонстрировав впечатляющие +28,4 процентов в натуральном выражении за последний год, – рассказывает Владимир Косьер, директор по продажам Coca-Cola HBC Россия. – И это прекрасно, ведь конкуренция полезна как для покупателей, так и для бизнеса».
В начале 2020 года в продажу поступит Coca-Cola Energy без сахара – альтернативный вариант новинки без сахара и без калорий. Делается это для того, чтобы у покупателей был сбалансированный выбор: на протяжении последних лет компания сокращает содержание сахара в напитках, благодаря чему треть продукции Coca-Cola в России на сегодняшний день выпускается со сниженным содержанием калорий или вовсе без них.
Сейчас напиток доступен в 25 странах, включая Россию.
Соевый напиток AdeZ. До середины прошлого века напитки на основе сои в основном употребляли в Азии, за ее пределами такие напитки были малоизвестны. Однако соя — полезный продукт, на который стоит обратить внимание. В 1988 году аргентинец Хуан Мартин Альенде напомнил об этом миру, сделав соевое молоко не только полезным, но и вкусным, начав добавлять в него фруктовые соки. Альенде основал компанию AdeS, которая производила такой напиток. В Европе и России компания представлена брендом AdeZ.
AdeZ быстро стал популярным: напиток не содержал холестерина, в нем было мало насыщенных жирных кислот, он обладал высокой пищевой ценностью и служил отличным источником белка. А еще он подходил для вегетарианцев и людей с непереносимостью лактозы.
Сейчас вкусов больше 20. При этом, AdeZ в Европе и России не содержит добавленного сахара. Сладость напитку придают, во-первых, натуральные сахара, содержащийся во фруктах, орехах и злаках, а во-вторых, экстракт стевии.
Успех бренда во многом связан с универсальностью продукта. Его можно пить, можно употреблять с хлопьями, а можно добавлять в кофе и даже использовать при приготовлении разных блюд и кондитерских изделий. Путь напитка в Россию начался в 2017 году, когда бренд приобрела компания Coca-Cola, которая пересмотрела его концепцию и рецептуру. К традиционной сое добавились напитки на основе риса, овса, миндаля и кокоса. Во всех этих напитках по-прежнему отсутствует добавленный сахар.
Кока-Кола
Coca-Cola | |
Тип: | Безалкогольный напиток |
Производитель: | The Coca-Cola Company |
Происхождение: | США |
Год: | 1886 |
Сайт | |
coca-cola.ru |
Содержание
История
Напиток «Кока-Кола» был придуман в Атланте (штат Джорджия, США) 8 мая 1886 года. Его автор — фармацевт Джон Стит Пембертон, бывший офицер американской Армии конфедерации (есть легенда, что его придумал фермер, который продал свой рецепт Джону Ститу за 250$, о чём Джон Стит якобы сказал в одном из своих интервью). Название для нового напитка придумал бухгалтер Пембертона — Фрэнк Робинсон, который также, владея каллиграфией, написал слова «Coca-Cola» красивыми фигурными буквами, до сих пор являющимися логотипом напитка.
Сначала напиток ежедневно покупали в среднем лишь 9 человек. Выручка с продаж в течение первого года составила всего 50 долларов. Интересно, что на производство «Кока-Колы» было затрачено 70 долларов, то есть в первый год напиток был убыточным. Но постепенно популярность «Кока-Колы» возрастала, и прибыли от её продажи тоже. В 1888 году Пембертон продал права на выпуск напитка. А в 1892 году бизнесмен Аса Григгс Кэндлер, обладавший правами на «Кока-Колу», основал компанию The Coca-Cola Company, которая занимается производством «Кока-Колы» и поныне.
Роман английского писателя-фантаста Герберта Уэлсса «Тоно-Бэнге» представляет собой сатиру на создание, рекламу и распространение «Кока-Колы» (названной в романе «Тоно-Бэнге»).
С тех пор популярность напитка возрастала в геометрической прогрессии. И уже через пятьдесят лет после изобретения «Кока-Кола» стала для американцев чем-то вроде национального символа. С 1894 года «Кока-Кола» продавалась в бутылках, а с 1955 года — в банках.
В 1915 году дизайнер Эрл Р. Дин (англ. Earl R. Dean ) из Терре-Хот, штат Индиана, придумал новую бутылку в 6,5 унций. Форма бутылки была вдохновлена плодом какао (по одной версии, Дин спутал слова «coca» и «cocoa», по другой — не смог найти в библиотеке ничего ни про коку, ни про колу). Чтобы бутылка лучше стояла на ленточном конвейере, внизу сделано расширение. За все последующие годы было произведено более 6 млрд таких бутылок.
В 1916 году было возбуждено 153 судебных исков против марок-имитаторов, таких как Fig Cola, Candy Cola, Cold Cola, Cay-Ola и Koca Nola.
В 1955 году «Кока-Кола» начала продаваться в бутылках объёмом 10, 12 и 26 унций.
В 1982 году начался выпуск диетической Diet Coke.
В 1988 году «Кока-Кола» вышла на рынок СССР.
Позднее, под давлением конкурентов, выпускавших напитки без кофеина и сахара, компания The Coca-Cola Company начала выпускать напитки: Classic Coke, New Coke, Cherry Coke, Tab, Caffeine-Free New Coke, Caffeine-Free Diet Coke и Caffeine-Free Tab.
В январе 2011 года в Калифорнии 4-метилимидазол, содержащийся в карамельном красителе, был внесён в список возможных канцерогенных веществ «The Safe Drinking Water and Toxic Enforcement Act of 1986», с указанием, что прием 16 мкг вещества в день не имеет значительной опасности. Указанное количество вещества намного меньше, чем среднее потребление вещества лицами, употребляющими «Кока-Колу» и «Пепси». Пищевая индустрия выступила против данного решения, указывая на необходимость появления дополнительных предупреждений на многих продуктах, а также поставила под сомнение обоснованность данных, полученных NTP<Что>.
Кока-Кола в СССР и России
Напитки компании The Coca-Cola Company впервые появились в СССР в 1979 году в ходе подготовки Олимпийских игр в Москве. Окончательно на рынок страны компания вошла в ходе перестройки в 1988 году и с тех пор стала активным инвестором в российскую экономику (общий объём инвестиций — 850 млн долларов США, что составило свыше 21 млрд рублей).
Помимо напитков семейства «Кока-Кола» предприятия компании выпускают в России следующие продукты (некоторые из товарных знаков принадлежат не самой The Coca-Cola Company, а дочерним компаниям, другие лицензированы у соответствующих правообладателей): Fanta, Sprite, Schweppes, Фруктайм, Powerade, Burn, BonAqua, Nestea, квас «Кружка и Бочка», соки и напитки Nico Biotime, Rich, Rich Fruit Mix, «Добрый», «Ясли-Сад».
Кроме того, по договорам дистрибуции в России распространяются:
Состав
Необходимо учитывать, что в каждом варианте напитка состав разный. Особенно это касается углеводов, которых в диетическом варианте минимум. Тут приведён вариант «классического» варианта — просто «Кока-Кола».
Компонентами напитка являются [6] :
Технология изготовления продукта строго засекречена производителем.
В России
В разное время в СССР, а потом в Российской Федерации продавались различные варианты напитка. Некоторые (по крайней мере, их название) — прямая калька с английского, от названия напитка в США, другие — исключительно российские марки. При этом в различных странах существует множество вариантов напитка «Кока-Кола» одинакового состава, но с различными названиями, обусловленными тонкостями политики продаж в локальном регионе.
Логотип | Оригинальное название (по стране происхождения США) | Страна продажи | Название в стране продажи | Дата начала поставок | Дата окончания поставок | Примечание |
---|---|---|---|---|---|---|
X | Coca-Cola | СССР/Россия | «Кока-Кола» | 1979 | по настоящее время | классическая XX В (после установления промышленной рецептуры) |
X | Coca-Cola Diet | Россия | «Кока-Кола Диет» | 1991 | 1993 | диетическая, низкокалорийная, без сахара |
X | Coca-Cola Light | Россия | «Кока-Кола Лайт» | 1993 | по настоящее время | диетическая, низкокалорийная, без сахара |
X | Coca-Cola Vanilla | Россия | «Кока-Кола Ванилла» | 2003 | 2009 | Со вкусом ванили |
X | Coca-Cola Cherry | Россия | «Кока-Кола Черри» | 2002 | 2004 | Со вкусом вишни |
В других государствах
Логотип | Оригинальное название | Страна продажи | Название в стране продажи | Дата начала поставок | Дата окончания поставок | Примечание |
---|---|---|---|---|---|---|
X | Coca-Cola | США | Coke | 1904 | по настоящее время | классический теперь вариант, исключивший из состава компоненты растения кока (лат. Erythroxylum coca ) |
Секрет фирмы
Поддержка мирового спортивного движения
Компания The Coca-Cola Company — старейший спонсор олимпийского движения. Впервые в этом качестве она выступила в 1928 году. В настоящий момент (2012) «Кока-Кола» сотрудничает более чем с 190 национальными Олимпийскими комитетами, в том числе с Олимпийским комитетом России. Некоторые факты участия компании в организации олимпийских мероприятий:
Организация и спонсирование эстафеты олимпийского огня
С 1992 года компания The Coca-Cola Company выступает в числе организаторов и спонсоров эстафеты олимпийского огня. С 1996 — эксклюзивный представитель этой эстафеты, взявший на себя основные заботы по её организации на олимпийских играх в Атланте (1996), Нагано (1998), Солт-Лейк Сити (2002; одна из крупнейших эстафет за всю историю: общее расстояние 21726 км, прошла через 46 американских штатов), Афинах (2004), Турине (2006) и Пекине (2008). Для зимней Олимпиады в Ванкувере (2010) компания The Coca-Cola Company (совместно с Королевским банком Канады) выступила организатором и спонсором эстафеты олимпийского огня по территории Канады. Прошедшая в период с 30 октября 2009 г. по 12 февраля 2010 г., эстафета охватила дистанцию около 45 000 километров, пройдя через более чем 1000 населённых пунктов; общее количестве факелоносцев (отобранных через общественные программы «Кока-Колы») превысило 12000 человек.
Поддержка чемпионата мира по футболу
С 1974 года компания The Coca-Cola Company — официальный партнёр ФИФА, а с 1978 года — официальный спонсор чемпионата мира по футболу. В 2006 году по инициативе компании оригинальный Кубок мира ФИФА отправился в первое кругосветное путешествие (англ. Trophy Tour). Проделав путь длиной в 102570 километров, кубок объездил 31 город в 29 странах. Ещё более масштабным стал следующий тур, который стартовал 21 сентября 2009 года в Цюрихе. Маршрут общей протяжённостью 138902 км был проложен через 83 страны мира, в том числе уникальный спортивный трофей был представлен в России.
За каждый гол, забитый на чемпионате мира FIFA 2010 и отмеченный танцем, компания The Coca-Cola Company предоставляет денежное пожертвование в рамках международной программы «Вода для школ», целью которой является обеспечение доступа общеобразовательных школ на африканском континенте к чистой питьевой воде.
Специальная программа компании предоставляет любому человеку шанс выступить в качестве официального знаменосца и вывести команды на церемонию открытия перед началом матчей чемпионата мира по футболу в 2010 году.
На том же чемпионате компания The Coca-Cola Company организует в Претории специальный футбольный лагерь, где соберутся 250 подростков со всего мира.
Влияние на здоровье
Существуют мнения исследователей об увеличении заболеваемости сахарным диабетом второго типа среди лиц, регулярно употребляющих кока-колу. [13]
Кроме того, избыточное поступление в организм содержащейся в «Кока-Коле» ортофосфорной кислоты может вызвать дефицит кальция и мочекаменную болезнь.
Альтернативное использование
«Кока-Кола» как чистящее средство
«Кока-Кола» и «Ментос»
Если в бутылку с кока-колой (лучше всего подходит низкокалорийная кола) опустить драже «Ментос», то из горлышка бутылки будет бить фонтан напитка. Происходит это потому, что «Ментос» (особенно неокрашенный и неглазированный) создаёт неоднородности, которые служат центрами высвобождения растворённого углекислого газа. Другие ингредиенты, которые играют роль в цепной реакции, — аспартам (заменитель сахара), бензоат натрия (консервант) и кофеин в кока-коле и гуммиарабик и желатин в «Ментосе». Эти ингредиенты хорошо сочетаются, и, если их смешать и добавить достаточное количество центров высвобождения газа, начинается бурная реакция, которая высвобождает сразу весь углекислый газ, что и приводит к фонтану из колы. Причины этого явления были проанализированы и описаны в передаче «Разрушители мифов» на канале «Дискавери» в четвёртом сезоне, выпуске № 57. Там же был опровергнут миф о вероятности повреждения нормального желудка смесью Кока-Колы и Ментоса.