в каком году появился егрн
Что такое выписка из ЕГРН? Куда делось свидетельство о праве собственности?
В этой статье расскажем про такой документ как «Выписка из ЕГРН».
С 1 января 2017 года в России вступил в силу 281 Федеральный закон, который объединил ЕГРП (Единый государственный реестр прав) и ГКН (Государственный кадастр недвижимости). И тут началось самое интересное.
Когда перестали выдавать свидетельство о праве собственности
До этого момента у людей были на руках такие документы как:
И раньше люди в руках ощущали важную государственную бумажку. Она красивая, с синей печатью, на специальном номерном бланке с защитой.
Всё самое интересное начало происходить в 2016 г.
Тогда с июня-июля 2016 г. начали выдавать вместо свидетельства о праве собственности на цветном бланке — выписку из ЕГРН на обыкновенном стандартом листе формата А4. Она выглядит как обычная распечатка на принтере с синей печатью.
И люди уже тогда стали задавать вопрос: «А почему на простом стандартном листе, на каком-то там фирменном цветном бланке с печатью?»
Но тут подходит 1 января 2018 года всё становится ещё более интересно.
Если заказывать через МФЦ — то выдают этот документ с синей печатью. Если заказывать в электронном виде — то получаете файл в формате xml. Люди старшего поколения, естественно, стали задавать вопросы: «Что это за документ? А где печати? Где фирменные бланки?»
Юридическая сила выписки из ЕГРН в электронном или бумажном виде
Выписка из ЕГРН — в любом виде (хоть в электронном, хоть в печатном) имеет такую же силу как и обыкновенное свидетельство о регистрации права собственности.
Более того, с 1 января 2017 г. на любой объект недвижимости на объект недвижимости можно заказать только лишь выписку из ЕГРН.
Эта выписка включает в себя такие данные как:
Таким образом, не нужно бояться того что выписка имеет такой простой формат, то что она в электронном виде приходит в формате xml или pdf. Потому что xml-документ подписывается электронной подписью Росреестра. А эта электронно-цифровая подпись точно такая же подпись как и обыкновенная подпись и печать.
Более того такой документ можно представлять в разные организации в электронном виде.
Сейчас вы можете затратив несколько минут заказать выписку из ЕГРН в электронном виде. И она придет к вам на электронную почту буквально через несколько часов. Это существенно ускоряет процедуру получения и оформления документов. А в некоторых случаях и удешевляет.
Потому что если раньше мы должны были ездить в МФЦ или в Кадастровую палату или в Регпалату, то сейчас в связи с выходом 218 ФЗ многие объекты недвижимости можем оформлять путем получения и передачи документов через портал Росреестра. Итоговым документом как раз-таки и является выписка из ЕГРН, которая приходит на электронную почту и мы получаем в xml формате электронной подписью Росреестра.
Обратите внимание, что выписка из ЕГРН считается актуальной на день ее получения.
• Чтобы заказать отчёт о недвижимости – заполните эту форму
От «Писцовых книг» до Единого государственного реестра недвижимости
За время существования учреждения система учета недвижимости прошла серьезный путь от фрагментарного регулирования к созданию ЕГРН.
История Кадастровой палаты по Москве началась еще в 2000 году, когда приказом Государственного комитета по земельным ресурсам от 16 мая 2000 года № 104-12 было создано Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Москве. Уже на протяжении 20 лет учреждение оказывает москвичам государственные услуги, связанные с учетом объектов недвижимости, предоставлением сведений из кадастра недвижимости, приемом и выдачей документов о кадастровом учете и (или) регистрации прав, ведением реестра недвижимости в части внесения сведений о границах зон с особыми условиями использования территории, объектов культурного наследия и многих других функций. В преддверии юбилейной даты рассказываем об истории и развитии системы учета недвижимости в России.
IX – XVI века: История возникновения земельного кадастра на Руси
Необходимость учета и ведения реестра недвижимости в стране стала очевидной ещё несколько столетий назад. Началом развития кадастра принято считать момент образования государства Русь, когда в 882 году объединились два крупнейших княжества древних славян – Киевское и Новгородское. В то время появились первые землеописания на Руси, которые содержали в основном описания монастырских и церковных земель, и служили основанием для наделения землей духовенства. Необходимость сбора данных о земле возникла также в связи с взиманием сборов и податей русскими князьями с покоренных ими племён. Проводившийся в то время качественный учет земель имел упрощенный характер, при котором описание земель проводилось только по видам угодий.
Позднее в XVI веке при Иване Грозном начали вести «Писцовые книги», куда записывали сведения о владельце имущества, о количестве и качестве его земель и о том, как он получил землю в собственность. Эти книги признавались государством в качестве важнейшего доказательства прав на землю, а сама запись в них получила характер земельной регистрации. «Писцовые книги» во многом стали прообразом современного Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Тогда же в Русском государстве было создано первое особое учреждение – Поместный приказ (так в то время так называлось министерство), которое занималось учетом земель, налогами и регистрацией собственности. С тех пор кадастровая служба стала краеугольным камнем внутреннего устройства
и внешней политики страны.
1917 – 2000 года: Развитие кадастра в советском периоде
Основные изменения в земельных отношениях в Советской России произошли после Октябрьской революции 1917 года – вся земля была национализирована и объявлена всенародным достоянием и единой государственной собственностью. Одновременно с этим она фактически перестала являться объектом налогообложения.
Положения об использовании земли были развиты и уточнены в первом Земельном Кодексе РСФСР, принятом в 1922 году, который закрепил понятия: о трудовом землепользовании, о городских землях и государственных земельных имуществах, о землеустройстве и переселении. Земельный кодекс РСФСР предусмотрел исключительное право собственности государства на землю, недра, воды и леса. Земля изымалась из гражданского оборота, сделки с землей преследовались по закону и признавались недействительными.
В послевоенное время земельные отношения претерпевали значительные изменения. За годы советской власти были созданы три основные вида кадастров: сельскохозяйственных территорий, водный и лесной. Все основные учетные и отчетные кадастровые документы создавались в виде государственных актов на право пользования землей, списков землепользователей, земельно-кадастровых книг предприятий и организаций и др., а также в виде планово-картографических документов.
На этапе «перестройки» (с 1985 по 1991 года) земля вновь становится объектом гражданского оборота и объектом налогообложения. Оборот земельных участков зачастую осуществлялся без издания нормативных актов органов власти. Это привело к тому, что органы местной и государственной власти не располагали информацией фискального характера о земле и не могли правильно исчислять и собирать плату
за землю.
В целях урегулирования сложившейся ситуации в 1991 году установлен нормативный документ, удостоверяющий право собственности граждан на земельные участки, а также порядок его учета. Вместе с тем, 27 декабря 1991 года принят Земельный кодекс РСФСР, который закрепил право частной собственности на землю и определил механизм передачи в собственность земельных участков. Принятие документа способствовало резкому увеличению оборота земельных участков, переданных в собственность гражданам для ведения садоводства и индивидуального жилищного строительства. Несмотря на относительное упорядочение процедур предоставления земельных участков, этот процесс по-прежнему происходил без установления границ.
Активное оформление прав на ранее предоставленные на том или ином основании земельные участки продолжалось все 90-е годы, росло количество застроенных участков. Стали возникать земельные споры, которые невозможно было разрешить цивилизованным путем из-за отсутствия в нормативных документах сведений о местоположении и описании границ участков на местности. Это создало предпосылки для возникновения необходимости закрепления границ земельных участков в Земельном кадастре. Эти положения нашли свое закрепление в Федеральном законе от 2 января 2000 года № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (Закон о Кадастре).
2000 год: Введение понятия кадастрового учета земельных участков
Закон о Кадастре ввел понятие государственного земельного кадастра, а также закрепил основы единого кадастрового учета земельных участков.
Согласно документу государственный земельный кадастр – это систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов.
Закон о Кадастре сформулировал принципы ведения государственного земельного кадастра, определил состав сведений государственного земельного кадастра, формы земельно-кадастровой документации, порядок ведения земельного кадастра в России, закрепил компетенцию органов государственной власти РФ в области осуществления деятельности по ведению земельного кадастра и ряд других вопросов в данной области.
Так, приказом Государственного комитета по земельным ресурсам от 16 мая 2000 года №104-12 создается Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Москве (ныне Кадастровая палата по Москве), которой впоследствии передаются полномочия по кадастровому учету земельных участков на территории столицы.
2001 год: Принятие Земельного кодекса
Федеральным законом от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ принимается Земельный кодекс, который до сих пор действует на территории Российской Федерации. Согласно этому документу земельный участок как объект земельных отношений – часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.
Земельный кодекс закрепил принцип единства судьбы земельного участка и расположенной на нём недвижимости, что послужило толчком к будущему объединению систем учета земельных участков и объектов капитального строительства. Одним из проявлений этого принципа явился запрет на отчуждение земельного участка без находящегося на нем здания, строения, сооружения, если все они принадлежат одному лицу.
В период с 2001 по 2007 год в России ведутся две системы учета объектов недвижимости: по земельным участкам – государственный земельный кадастр, находящийся в ведении Роснедвижимости и подведомственных Кадастровых палатах; по объектам капитального строительства – система государственного учета зданий, помещений и сооружений, находящаяся в ведении Ростехинвентаризации (территориальных БТИ).
В связи с необходимостью систематизации учета всех объектов недвижимости (земельных участков, зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства) в 2007 году был осуществлен переход к государственному кадастру недвижимости – общей системы для всех объектов недвижимости.
2007 год: Введение понятия государственного кадастра недвижимости
Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (ныне закон «О кадастровой деятельности») ввёл понятие государственного кадастра недвижимости, определив его как систематизированный свод сведений об учтенном недвижимом имуществе. Документ закрепил объединение систем учета зданий и земельных участков в одну систему и ввел принцип единства судьбы земельного участка и расположенной на нём недвижимости.
Так, в период с 2008 по 2013 года происходит постепенное объединение систем учета недвижимости, формируется единый государственный кадастр недвижимости.
Согласно закону функции по осуществлению кадастрового учета перешли из БТИ к Кадастровой палате и, как следствие, произведена передача сведений из архивов БТИ в государственный кадастр недвижимости (ГКН). К 1 января 2013 года в ГКН были внесены сведения об объектах капитального строительства и помещениях и создана объединенная система кадастрового учета объектов недвижимости.
Кроме того, существенно изменились технологии, применяемые при ведении кадастра недвижимости: кадастр стал электронным, на бумажных носителях хранятся только документы, представленные для осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости.
Вместе с тем, в то время в России сведения о правовом статусе и существовании объектов недвижимости содержались в двух информационных системах: в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и в ГКН (согласно Федеральным законам № 122-ФЗ и № 221-ФЗ соответственно). Они регулировали различные правоотношения относительно одних и тех же объектов недвижимости, но функционировали независимо друг от друга.
В целях повышения качества проведения сделок с недвижимостью, в 2013 году внесены существенные изменения в Гражданский кодекс РФ, заложившие базовые принципы дальнейшего развития системы государственной регистрации недвижимости, в дальнейшем послужившие объединению систем кадастра
и регистрации недвижимости в России.
2015-2017 года: Объединение кадастра недвижимости и реестра прав на недвижимость
Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», закрепил объединение двух систем: ГКН и ЕГРП, и предусмотрел создание Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) а также ведение его с 1 января 2017 года.
Благодаря объединению систем регистрации прав и кадастрового учета создана единая процедура государственной регистрации права и государственного кадастрового учета, по которой заявитель может одновременно поставить на кадастровый учет и зарегистрировать права собственности на объект недвижимости.
Создание ЕГРН позволило сократить сроки оказания государственных услуг в учетно-регистрационной сфере, а также повысить качество их предоставления.
2017 год: Оформление недвижимости по экстерриториальному принципу
и определение правового статуса машино-мест
С 1 января 2017 года введен принцип экстерриториальной подачи документов, который существенно сокращает временные и материальные затраты заявителей на проведение учетно-регистрационных действий с недвижимостью. Теперь граждане могут воспользоваться услугами по постановке на кадастровый учет и регистрации прав объектов недвижимости безотносительно их места расположения.
Также в 2017 году определен правовой статус машино-мест, поставлена точка в дискуссии о природе машино-места, а также о способе его описания. Машино-место теперь занимает полноценное место в гражданском обороте как самостоятельный объект недвижимости. Его границы определяются в проектной документации и закрепляются на месте, в том числе путем нанесения на поверхность пола разметки.
2020 год: Наше время
За время деятельности Кадастровой палаты по Москве в электронный вид полностью переведены процедуры ведения реестра недвижимости, а также постановки на кадастровый учет и (или) регистрации прав собственности. Созданы электронные сервисы, благодаря которым любой гражданин, не выходя из дома, может совершить любую операцию с недвижимостью.
Значительное развитие получила система приема-выдачи документов. Ранее граждане могли получить услуги Росреестра только в офисах Кадастровой палаты и Росреестра, теперь же заявители могут получить весь спектр государственных услуг в офисах многофункциональных центров предоставления государственных услуг «Мои документы» (МФЦ), расположенных в каждом районе столицы.
Развит механизм межведомственного взаимодействия, который подразумевает обмен документами, находящимися в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления. Иными словами, заявитель, обращаясь для получения государственных услуг, теперь имеет возможность не представлять полный перечень документов, необходимых для осуществления кадастрового учета и (или) регистрации прав на недвижимое имущество. Орган регистрации прав самостоятельно запрашивает необходимые документы и сведения в соответствующих органах.
Сокращены сроки проведения государственного кадастрового учета, а также сроки выдачи сведений из реестра недвижимости: для проведения ГКУ – с 1 месяца в 2000 году до 5 рабочих дней в 2020 году и для выдачи сведений – с 15 дней в 2007 году до 3 рабочих дней в 2020 году.
Значительно снизилась доля приостановлений и отказов в кадастровом учете: до 7% и 3% соответственно, таким образом, за последние 5 лет их количество уменьшилось более чем в 5 раз. Стоит отметить, что снижение доли решений о приостановлениях и отказах позволяет повысить качество предоставления государственных услуг, способствует созданию благоприятных условий для ведения бизнеса и улучшению качества жизни граждан.
Стоит отметить, что в 2012 году были изменены границы между Москвой и Московской областью, к столице присоединены 148 тысяч гектаров новых территорий. За счет присоединения «Новой Москвы» площадь города увеличилась примерно в 2,4 раза, что привело к значительному увеличению количества объектов недвижимости и, как следствие, повышению нагрузки на работников Кадастровой палаты по Москве. Несмотря на это сотрудники учреждения из года в год успешно справляются с возложенными на них задачами по повышению качества и доступности предоставления государственных услуг гражданам.
«За 20 лет учётная система прошла серьезный путь от разрозненного и фрагментарного регулирования к созданию Единого государственного реестра недвижимости, эффективно обеспечивающего гарантии прав граждан
и юридических лиц. Процесс получения государственных услуг в сфере учета недвижимости стал качественнее и доступнее, все оказываемые нами услуги стали доступны в электронном виде. За время деятельности Кадастровой палаты
по Москве сроки оказания государственных услуг сократились более чем в пять раз, – отметила директор Кадастровой палаты по Москве Елена Спиридонова. – Поздравляю всех сотрудников с юбилеем со дня создания учреждения. Примите слова искренней благодарности за ваш труд, за добросовестность и высокий профессионализм. Именно вы вносите существенный вклад в экономическое развитие столицы, способствуете повышению инвестиционной привлекательности города. Желаю всем вам крепкого здоровья, новых профессиональных достижений и успехов в делах, а учреждению – процветания и эффективной работы на благо города Москвы».
От «Писцовых книг» до Единого государственного реестра недвижимости
Единому государственному реестру недвижимости (ЕГРН) исполнилось 20 лет. За два десятилетия учетная система прошла серьезный путь от разрозненного и фрагментарного регулирования к созданию единого учреждения.
Кадастровая палата по Москве была создана 16 мая 2000 года приказом Государственного комитета по земельным ресурсам. Интересно, что идея возникновения земельного кадастра зародилась еще во времена Древней Руси.
История земельного кадастра
Началом развития кадастра принято считать 882 год, когда объединились два крупнейших княжества древних славян – Киевское и Новгородское – в государство Русь. В то время появились первые землеописания, а необходимость сбора данных возникла в связи с взиманием податей русскими князьями.
В XVI веке при Иване Грозном начали вести «Писцовые книги», куда записывали сведения о владельце имущества, о количестве и качестве его земель и о том, как он получил землю в собственность. Эти книги признавались государством в качестве важнейшего доказательства прав на землю, а сама запись в них получила характер земельной регистрации. «Писцовые книги» во многом стали прообразом современного ЕГРН.
Развитие кадастра во времена Советов
Основные изменения в земельных отношениях в Советской России произошли после Октябрьской революции 1917 года – вся земля была национализирована и объявлена всенародным достоянием и единой государственной собственностью. Одновременно с этим она фактически перестала являться объектом налогообложения.
За годы советской власти созданы три основные вида кадастров: сельскохозяйственных территорий, водный и лесной. На этапе «перестройки» (с 1985 по 1991 года) земля вновь становится объектом гражданского оборота и объектом налогообложения.
В 90-ые стали возникать земельные споры, которые невозможно было разрешить цивилизованным путем из-за отсутствия в нормативных документах сведений о местоположении и описании границ земельных участков. Это создало предпосылки для необходимости закрепления границ участков.
Понятие Земельного кодекса
Федеральным законом от 25 октября 2001 года № 136 принимается Земельный кодекс, который до сих пор действует на территории страны. Он закрпеляет понятие «з емельного участка » – объекта земельных отношений, части поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены.
В связи с необходимостью систематизации учета всех объектов недвижимости (земельных участков, зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства) в 2007 году Россия перешла к государственному кадастру недвижимости – общей системе для всех объектов недвижимости.
Постепенно произошло объединение систем учета недвижимости и сформировался единый государственный кадастр, который потом стал электронным. На бумажных носителях в то время хранили только документы для осуществления государственного кадастрового учета недвижимости.
Теперь регистрация возникновения и перехода права собственности подтверждаются одним документом – выпиской из ЕГРН, а регистрация договора или иной сделки – специальной регистрационной надписью на документе о сделке.
ЕГРН – это свод достоверных сведений о недвижимом имуществе, о зарегистрированных вещных правах на недвижимость, о подлежащих государственной регистрации сделках и о правообладателях.
Создание ЕГРН позволило сократить сроки оказания государственных услуг в учетно-регистрационной сфере, а также повысить качество их предоставления.
Наше время
По словам директора Кадастровой палаты по Москве Елены Спиридоновой, процесс получения услуг в сфере учета недвижимости стал качественнее и доступнее. К примеру, сроки оказания госуслуг сократились более чем в пять раз.
Кроме того, в электронный вид полностью переведены процедуры ведения реестра недвижимости, а также постановки на кадастровый учет и (или) регистрации прав собственности. Созданы электронные сервисы, благодаря которым, не выходя из дома, можно совершить любую операцию с недвижимостью.
Цифровой реестр Как создавалась единая информационная система учета недвижимости
На создание единой информационной системы учета недвижимости ФГИС ЕГРН потребовалось около четырех лет. С октября этого года единая система заработала по всей стране, что значительно сократит сроки проведения регистрации прав и кадастрового учета, а сама процедура оказания государственных услуг в сфере оборота недвижимости серьезно упростится. Какую роль в решении этой задачи сыграла бывший глава Росреестра, а ныне вице-премьер правительства Виктория Абрамченко, в материале «Ленты.ру».
До 2017 года существовали две разрозненные системы учета недвижимости в каждом из субъектов: государственный кадастр недвижимости и государственный реестр прав, а также еще сотни сопутствующих информационных сервисов, направленных на оказание услуг гражданам или бизнесу. Вся система недвижимости в России была децентрализована.
Человек для получения документов, подтверждающих государственную регистрацию права, например, на свой жилой дом, должен был пройти процедуру подготовки комплекта документов, подачи заявления, 10 дней ожидания по каждой из процедур и получения документов дважды. В упрощенном виде это составляло 8 шагов и 20 рабочих дней ожидания. Каждое заявление (на кадастровый учет и на государственную регистрацию) рассматривалось разными организациями, и в каждой из них приходилось выполнять похожие действия — ввод сведений, проверка представленных документов, направление межведомственных запросов, принятие решения, внесение сведений и формирование документов. А если было необходимо зарегистрировать право на объект недвижимости в другом регионе — то приходилось физически ехать по месту его нахождения для подачи заявлений на бумаге.
Время перемен
Все начало меняться 1 января 2017 года, когда вступил в силу закон №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Одно из его новшеств — одновременная постановка объекта недвижимости на кадастровый учет и оформление на него права собственности. По новым правилам скорость оказания услуг должны был сократиться в два раза.
Для нормальной работы нового закона была необходима новая информационная система — ФГИС ЕГРН. Она должна была объединить Единый государственный реестр прав (ЕГРП) и Государственный кадастр недвижимости (ГКН). Но самой системы не существовало.
За пару месяцев до этого Росреестр возглавила статс-секретарь, заместитель министра сельского хозяйства Российской Федерации Виктория Абрамченко. Перед ней стояла задача — с нуля сформировать единую информационную систему. Кроме того, было необходимо решить задачу по созданию центра IT-компетенций внутри ведомства, а не отдавать поддержку и внедрение систем внешним операторам и поставщикам.
По словам управляющего директора «Домклик» Сбербанка Алексея Лейпи, при Виктории Абрамченко Росреестр фактически перешел с бумажного оформления прав на цифровой формат. «Именно после прихода Абрамченко и ее команды на оказание услуг посмотрели по-новому. Росреестр начал создавать цифровые сервисы вместе с бизнесом для решения одной прикладной задачи — удобства потребителей. Например, развивалась электронная регистрация, когда купить квартиру и оформить на нее права собственности стало возможным в ипотечных центрах банков сразу на месте — без походов в МФЦ или сам Росреестр. Все внутренние процессы для обеспечения сделок проходили в электронной форме, а гражданин получал результат без хождения по инстанциям», — рассказывает Алексей Лейпи.
Объединить системы
Представляя нового руководителя ведомства, занимавший тогда должность первого вице-премьера правительства Игорь Шувалов отметил, что одной из первоочередных задач Росреестра должен стать запуск системы ведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). По его словам, новому руководству предстоит нелегкая работа по разработке электронной услуги, которая должна быть современной, прозрачной и способной помочь людям. «Вам нужно будет наладить работу ведомства, создать инфраструктуру, содействующую бизнесу, защищая собственника и одновременно делая налогообложение собственности понятным и прозрачным», — заявил первый вице-премьер. Он также отметил, что примером для Росреестра в сфере использования новейших технологий в области предоставления услуг гражданам может служить ФНС. «Технология работы в этом ведомстве построена так, что субъективное суждение или вмешательство чиновника там минимально. Поэтому и в Росреестре между услугой, которую необходимо оказать потребителю, и получателем этой услуги никого не должно быть. Это одна из основных задач, стоящих перед вашим ведомством», — подчеркнул Игорь Шувалов.
Еще одно масштабное изменение на рынке недвижимости в момент прихода Виктории Абрамченко — новый закон о проведении кадастровой оценки. С 2017 года кадастровую оценку недвижимости для последующих расчетов налогов на квартиры, дома, дачи и гаражи физлиц начали проводить не рыночные оценщики, а государственные. Для этого в каждом регионе страны создавались специальные госучреждения (ГБУ). И для проведения оценки по новым правилам также требовались новые информационные системы, которые смогли бы предоставлять исходные данные об объектах недвижимости и их параметрах, чтобы избежать ошибок, и оценка для граждан была корректна.
Справиться с этими задачами и так было непросто, но перед Викторией Абрамченко стояла еще одна задача — сокращение текучки персонала Росреестра и Кадастровой палаты. Перед вступлением в силу новых законов ведомство потеряло по всей стране около 30 процентов отраслевых специалистов, которые ушли работать в МФЦ, муниципалитеты и в бизнес.
«После федерализации cистемы регистрации прав, к сожалению, понизились доходы специалистов и начался отток квалифицированных кадров. Это был серьезнейший вызов не только для ведомства, но и для членов общественного совета Росреестра, на заседаниях которого открыто обсуждались проблемы, шли экспертные дискуссии и велся поиск решений. При этом необходимо было не просто удержать сотрудников, но и повысить компетенцию отраслевых специалистов Росреестра для качественных изменений учетно-регистрационных процедур. И Абрамченко это удалось: были внедрены новые стандарты оказания услуг, федеральный центр оказал необходимую поддержку, а профессия регистратора состоялась и стала важнейшей частью, обеспечивающей инфраструктуру рынка недвижимости» — говорит вице-президент Российской гильдии риелторов Константин Апрелев.
Как рассказывала сама Виктория Абрамченко в интервью телеканалу «Россия 24» в ноябре 2020 года — в Росреестр она приходила на проект. «Этот проект был очень тяжелый и с точки зрения технологических решений, и с точки зрения организации», — отметила Абрамченко. «Передо мной и моей небольшой командой стояла задача запустить новую систему параллельно, не останавливая рынок недвижимости. Нужно было в боевом режиме, не останавливая ни на минуту регистрацию прав и кадастровый учет, запустить эти процедуры на новой системе. Это как если вы представите себе — перевести экипаж из одного движущегося автомобиля в другой, на высокой скорости, при том что второго автомобиля еще нет. Нам предстояло его создать из сотен разрозненных элементов, из разных узлов и систем. И мы с этим справились», — подчеркнула она.
Работа сделана
В новом правительстве Михаила Мишустина Виктория Абрамченко получила должность вице-премьера 21 января 2020 года. Она стала отвечать еще за сельское хозяйство и рыбохозяйственный комплекс, природопользование, охрану окружающей среды, лесной комплекс, но и продолжила курировать Росреестр, чтобы завершить внедрение новой системы. «Сейчас необходимо будет завершить внедрение ФГИС ЕГРН в 34 субъектах РФ. Я бы предложила начинать с больших территорий: Москвы, Московской области, с крупных субъектов Российской Федерации», — сказала Виктория Абрамченко, представляя коллективу Росреестра нового руководителя Олега Скуфинского.
Важнейший для страны цифровой проект в сфере недвижимости завершился в конце октября. Все 85 субъектов страны перешли на работу в Федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости (ФГИС ЕГРН), объединившей данные государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав. «Работа по завершению перехода на единую централизованную систему была выполнена в максимально короткие сроки. Во взаимодействии с регионами с апреля текущего года к ФГИС ЕГРН были подключены крупнейшие по количеству сделок и объему данных субъекты РФ», — заявил руководитель Росреестра Олег Скуфинский.
«Мы завершили трехлетнюю работу по созданию уникальной отечественной цифровой системы. Это сложный инженерный процесс, который связан с миграцией данных из старой системы в новую, с настройкой работы с МФЦ, обучением людей использованию новых интерфейсов. Переход всей страны на такую глобальную базу, как ФГИС ЕГРН, — это, безусловно, новая веха в истории оборота недвижимости в России», — заявила вице-премьер. Она подчеркнула, что российская практика эксплуатации подобных систем в масштабах всей страны отсутствует и в мире не существует ее аналогов. ФГИС ЕГРН — это более 10 петабайтов данных о недвижимости. Для сравнения: размер результатов экспериментов, проводимых в течение года на Большом адронном коллайдере, достигает 4 петабайтов.
Новые возможности
Благодаря внедрению новых информационных технологий в сферу недвижимости повысится качество данных и достоверность сведений в ЕГРН, упростятся процедуры получения услуг. «Регистрация права собственности, договоров ипотеки, постановка на кадастровый учет и еще десятки процедур в этой сфере будут проводиться проще и быстрее. Система уже обрабатывает около 7 запросов в секунду в режиме 24/7, работая без выходных и праздников. Сегодня во ФГИС ЕГРН ежедневно поступает около 100 тысяч обращений на государственную регистрацию прав и кадастровый учет, а также более 500 тысяч запросов на предоставление сведений из ЕГРН. Это беспрецедентные объемы обработки данных», — отметила Виктория Абрамченко.
На практике сроки оказания государственных услуг благодаря системе нормативно сокращены в два раза, а в некоторых случаях — до трех рабочих дней, и даже меньше. «Крымский мост, например, мы зарегистрировали за сутки», — сообщила Виктория Абрамченко. В числе прочих изменений: получение госуслуг в сфере недвижимости не будет зависеть от реального местоположения объекта недвижимости.
Как говорят эксперты рынка недвижимости, внедрение ФГИС ЕГРН — важный шаг по цифровизации рынка, который упростит сделки с жильем и в условиях пандемии. «Интегрированная база объектов недвижимости упростит межрегиональные сделки. Во-первых, покупатели и продавцы теперь могут находиться в разных городах. Во-вторых, сотрудникам Росреестра доступна информация не только о своем регионе, но и обо всех остальных», — прокомментировала ТАСС управляющий партнер риелторской компании «Метриум» Мария Литинецкая.
По ее словам, система позволяет удаленно получить информацию обо всех объектах недвижимости любого российского региона, у пользователей нет необходимости выходить из дома для получения выписки, оформить права на квартиру можно и из другого региона. «Во время пандемии коронавируса это становится особенно важно», — подчеркнула эксперт.
Кроме того, внедрение ФГИС ЕГРН позволяет создавать новые цифровые сервисы, в том числе, для отраслевых специалистов и бизнеса. Например, направление в электронном виде на государственную регистрацию договоров участия в долевом строительстве (ДДУ).
Как уточняют застройщики, с помощью сервиса электронного взаимодействия с Росреестром на все процедурные вопросы при оформлении сделки тратится не более 20-25 минут. Для заключения договора с застройщиком клиенту нужно просто оформить цифровую подпись, получить СМС с кодом доступа, ввести код в специальную форму на сайте Росреестра, и все документы уйдут на регистрацию.
Благодаря объединенной системе появляется возможность запускать массовые онлайн-сервисы — например, по выдаче выписок из ЕГРН, который заработал на сайте Кадастровой палаты. Сегодня в соответствии с законодательством получение выписки о правах занимает три дня, а при переходе на новую систему оно занимает от 30 секунд до нескольких минут. Пользователи могут оперативно получить информацию о характеристиках объектов недвижимости, проверить собственников или уточнить наличие обременений перед сделкой с недвижимостью.
Сервис в пилотном режиме заработал в конце прошлого года в работающих на ФГИС ЕГРН регионах. «Я так понимаю, что были серьезные технические трудности, потому что в разных субъектах были разные программные обеспечения. Поэтому и в Москве сервис еще не запущен. Безусловно, теперь не надо ждать, там, три или раньше было и пять-десять дней. Можно получить это оперативно. Потому что вы получаете информацию не на какую-то прошедшую дату, а на текущий момент. И я думаю, что когда все регионы перейдут на единое программное обеспечение, то это повысит качество оказания государственных услуг и уровень защиты имущественных прав граждан», — комментировал запуск вице-президент Российской гильдии риелторов Григорий Полторак.
Чтобы воспользоваться сервисом, пользователю нужно будет авторизоваться через Единую систему идентификации и аутентификации. Искать объекты можно по адресу или кадастровому номеру.
Другие задачи
До 2020 года Росреестр входил в структуру Минэкономиразвития, а Виктория Абрамченко совмещала должность руководителя службы и заместителя министра экономического развития. Ответственной за создание отраслевого законодательства в сфере земельных отношений и оборота недвижимости выступала объединенная команда министерства и Росреестра. В портфеле команды под руководством Абрамченко было свыше 30 законопроектов
«Практически каждое изменение законодательства требовало оперативных организационных изменений ведомства и технических доработок информационных систем для взаимодействия с отраслью. Например, когда вступил упрощенный порядок сделок с недвижимостью для владельцев с долевым участием. Россиянам уже не нужно тратить деньги и время на нотариуса, если в сделке участвуют все совладельцы. Это серьезно упростило процесс оформления договоров. При любых изменениях Росреестр быстро синхронизировался с сервисами бизнеса, проводил и так уже облегченные процедуры в цифровом виде», — подчеркивает Алексей Лейпи.
В январе 2020 года президент подчинил Росреестр напрямую правительству, с полномочиями по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию земельных отношений.
«Необходимо устранить ведомственную разобщенность в вопросах определения границ земель и установления их правового режима. Поэтому мы систематизируем базы данных, чтобы учет и сведения обо всех землях были включены в единый государственный информационный ресурс», — приводила тогда пресс-служба вице-премьера слова Абрамченко.
Теперь перед Росреестром стоят новые задачи, курировать которые предстоит другому вице-премьеру. На днях кураторство над тематикой Росреестра было передано от Виктории Абрамченко Алексею Оверчуку. Он пришел в правительство из ФНС. Тематика, связанная с земельными отношениями и гражданским оборотом недвижимости, впервые выделена в отдельную сферу полномочий одного из вице-премьеров. По словам пресс-секретаря премьера Бориса Белякова, сейчас перед Росреестром поставлены новые задачи, связанные с созданием и развитием клиентских сервисов на базе цифровых технологий и международных практик. «В том числе Росреестру предстоит большая работа по интеграции геоданных с Федеральным адресным реестром ФНС», — отметил он.
Виктория Абрамченко продолжит курировать сельское хозяйство и рыбохозяйственный комплекс, природопользование, охрану окружающей среды. Кроме того, аналогичным «проектом» и по объему, и по значимости для Абрамченко в этом году стала работа по декриминализации и развитию лесного комплекса по итогам совещания, прошедшего 30 сентября у Президента России Владимира Путина.
«Изменение подходов к развитию отрасли мы рассматриваем через призму сразу нескольких направлений. Это и работа над нормативно-правовым регулированием, цифровизацией и усилением контроля. Именно эти блоки и соответствующие мероприятия вошли в план по декриминализации и развитию лесного комплекса», — сообщала позже Абрамченко.