в каком году появились т34 на фронте
История создания Т-34
Михаил Кошкин родился в крестьянской семье и рано осиротел. Путь к дальнему родственнику в Ленинград, голод на грани смерти, доброта случайного прохожего и работа на кондитерской фабрике. Армия, фронт, демобилизация по ранению и снова Красная Армия. Гражданская война. Первая «встреча» с танком «Рикардо» в госпитале и увлечение тяжелой военной техникой на всю жизнь.
Даже став директором Вятской кондитерской фабрики, Кошкин не оставлял мечту стать конструктором. С просьбой о содействии он обратился к Сергею Кирову, вятскому земляку. Киров помог сменить профессию: рекомендовал Кошкина в Ленинградский университет, а затем в опытно-конструкторский отдел одного из военных заводов.
Дипломная работа – новая коробка передач для среднего танка Т-29 – получает реализацию в производстве, а Кошкин получает направление на танкостроительный завод в Харьков, где в скором времени к 40 годам возглавляет конструкторское бюро танкового отдела Харьковского паровозостроительного завода и собирает команду энтузиастов для работы над новым танком.
Работать над проектом приходится в свободное время: основной работой было повышение защищенности танков БТ (за нее Кошкин получил орден Красного Знамени). Работая над рискованным проектом, Кошкин буквально рискует жизнью: в это же время происходят аресты и расстрелы известных конструкторов.
Уже летом 1938 года Кошкин предложил новый проект на рассмотрение Главному военному совету. Танк был раскритикован, но все-таки допущен к дальнейшей разработке. К 1940 году создание Т-34 завершилось, но отсутствовал пробег, необходимый для допуска к испытаниям и показу высшему руководству страны. Кошкин решил эту проблему, возглавив пробег на Т-34 своим ходом из Харькова в Москву, а затем обратно. Долгий путь холодной зимой на незавершенном танке подорвал здоровье конструктора, но дал его детищу билет в жизнь. Кошкин успел запустить Т-34 в серийное производство до начала войны его. К 22 июня 1941 года было создано 1225 танков этого образца.
Из инструкции немецкого военного командования по борьбе с Т-34: «Т-34 быстрее, более маневренный, имеет лучшую проходимость вне дорог, чем наши основные танки. Его броня сильнее. Пробивная способность его 7,62 сантиметрового орудия превосходит наши пятисантиметровые танковые пушки…». Уже посмертно Кошкин был объявлен личным врагом Гитлера.
Вдохновляющую биографию создателя Т-34 рассказывает ролик компании Wargaming.
Броня Победы: история танка Т-34
31 марта на вооружение встал известный во всем мире танк, ставший самой массовой машиной в истории танкостроения и без преувеличения лучшим средним танком Второй мировой войны – Т-34
Пожалуй, и формата книги будет мало для того, чтобы описать сложную предвоенную и не менее сложную военную судьбу этого танка. В некоторых странах, к примеру, в Йемене, он стоит на вооружении и успешно ведет боевые действия и в наши дни.
Но для нас судьба Т-34 неразрывно связана с достижением победы в Великой Отечественной войне. Своим огнем и маневром танк вел за собой в атаку наших пехотинцев, броней сдерживал удары растерявшихся асов из панцерваффе, на полной скорости ходил в лихие атаки на полях под Курском против тяжелых «Тигров» и «Пантер». А в конце войны, наматывая на гусеницы сотни километров восточноевропейских дорог и расстреливая по пути из нового мощного орудия уже «королевских» «Тигров», довез наших танкистов до площадей и улиц Берлина.
Сегодня, в день годовщины появления главного символа нашей победы, труженика боевых будней войны мы вспомним основные этапы развития и эволюции танка Т-34 – Танка с большой буквы «Т».
На пороге войны
К концу 30-х годов грядущий мировой конфликт обретал все более четкие очертания, страны Европы усиленно вооружались. Со времен неповоротливых «стальных монстров» Первой мировой сменилось уже целое поколение бронемашин и танков, в прошлое постепенно уходили и разработки начала тридцатых.
Две «тридцатьчетверки» (справа) в комапнии БТ-7М и А-20
Схема бронирования Т-34
Работы над новой машиной начались в Харьковском КБ завода №183 под руководством легендарного «отца» танка Т-34 Михаила Ильича Кошкина, его биографию вы можете прочитать на нашем портале. Уже опытный в ту пору конструктор, доведший, как у нас принято говорить, до ума легкий БТ-7, с энтузиазмом возглавил работы по новому танку. В короткие сроки харьковчане предложили целых два варианта будущей машины с индексами А-20 и А-32. «Двадцатый» оказался легче, чем нужно, и не имел потенциала к модернизации, а вот «тридцать второй» военным понравился.
«Первая ласточка»
Такими словами у стен Кремля встретил И.В.Сталин новенькие, производившие хорошее впечатление, приземистые и крепко сбитые машины во время их показа высшему руководству СССР 17 марта 1940 года. А уже 31 числа танк встал на производственные линии, стране требовалось как можно больше первоклассных машин.
Еще в январе 1940 года А-32 превратились в Т-34, броня была увеличена до 45 мм и имела рациональный угол наклона, что повышало ее стойкость, а 45- миллиметровое орудие сменила мощная 76-миллиметровая пушка Л-11, которую чуть позже заменили на Ф-34 (с лучшими характеристиками). Имелась у экипажа и пара пулеметов ДТ.
Новые танки нужно было показать военным в Москве. История перегона первых двух «ласточек» своим ходом из Харькова в Москву вне дорог общего пользования даже легла в основу художественного фильма, который, впрочем, больше похож на вымысел.
Т-34 первых серий с пушкой Л-11
Основные ТТХ танка Т-34: «Боевой вес 26,6 т; дизель В-2 мощностью 500 л. с.; максимальная скорость — 54 км/ч; броневая защита — толщиной 45 мм (35 — 15-10). Удельная мощность 19,5 л. с. на тонну веса».
В грозные годы войны
К 22 июня 1941 года в танковых частях и соединениях РККА имелось чуть больше тысячи новых машин. В первых же приграничных боях новая машина отличилась: она не только показала себя с лучшей стороны в бою, но и вызвала уважение со стороны противника.
Производство танков было начато лишь на двух заводах – №183 в Харькове (город вскоре попал в руки противника) и на СТЗ (завод был изрядно поврежден в ходе боев за Сталинград). Понятно, что ход войны, быстро смещающаяся линия фронта и эвакуация промышленности стали теми факторами, которые мешали быстро нарастить производство Т-34.
Руководство страны, понимая ценность новой машины, разворачивает производство нового танка на заводах «Красное Сормово» (Горький, ныне Нижний Новгород), Челябинском тракторном заводе, «Уралмаше» (Свердловск, ныне Екатеринбург), заводе №174 в Омске и «Уралвагонзаводе» (Нижний Тагил). До 1943 года развитие шло в рамках существующей модели. Упрощалась технология производства, наращивалось производство в условиях эвакуации предприятий (12520 танков – за 1942 год, 15696 машин – за 1943 год.).И это уже превысило немецкое производство средних танков. За годы войны было выпущено свыше 53 тысяч экземпляров Т-34 всех серий и модификаций. А выпуск свыше 6 тысяч лицензионных послевоенных танков в совокупности сделало «тридцатьчетверку» самым массовым танком, и это первенство сохраняется вплоть до наших дней.
Уже в первые месяцы войны немало наших танкистов отличились в боях именно на Т-34. К примеру, Герои Советского Союза Дмитрий Федорович Лавриненко (1-я гвардейская танковая бригада, 52 победы за 28 боев, звание присвоено посмертно); Владимир Александрович Бочковский (1-я гвардейская танковая бригада, 36 побед); Николай Родионович Андреев (6-я гвардейская танковая бригада, 27 побед, один танк уничтожен тараном).
В ходе войны конструкция Т-34 постоянно модернизировалась и дополнялась новыми элементами. Основной задачей было удешевить стоимость и трудоемкость его производства. Вместе с тем старались увеличить его боеспособность. На танке появляется командирская башенка, сама конструкция башен претерпевала изменения – от литой и сварной ранних типов до «гайки»; были попытки установки мощнейшего на тот момент 57-миллиметрового противотанкового орудия, упрощались катки и многое другое. Выпускались и самоходки на удачном шасси Т-34 (Су-122, Су-85, Су-100), была огнеметная версия ОТ-34 и ремонтно-эвакуационная машина.
От Курска до Победы
С появлением у противника тяжелых танков, превосходящих «тридцатьчетверку» прежде всего в дальности вступления в бой, а значит – в калибре орудия и толщине брони, назрела необходимость коренной модернизации танка. Требовался «боец», чтобы он мог бороться на равных с «Пантерами» и «Тиграми». Например, под Курском нашим танкистам часто приходилось долго сближаться с танками противника, чтобы иметь возможность поразить их тонкие борта.
Но уже весной 1944 года на фронтах появляется новый Т-34, получивший индекс «85» по калибру новой пушки.
Эволюция башен Т-34
Т-34-85 стал танком Победы, вынес на себе основную тяжесть боев и длинных маршей завершающего периода войны. Легендарной в то время стала надежность и ремонтопригодность машины (часто чинили «на коленке»).
Т-34-85 в конце войны
Интенсивную службу Т-34-85 нес аж до конца 60-х годов во всех мыслимых земных пределах и точках света. Его характерный силуэт сложно спутать с другой машиной.
Но самое важное в биографии Т-34 – он стал символом Великой Победы. Как тогда, в 1945 году, парадный отряд этих танков каждый год проезжает 9 Мая по Красной Площади. А по всему боевому пути Красной Армии, в местах самых тяжелых боев на постаментах всегда будет гордо рваться вперед наш Т-34.
История созданя танка Т-34
Большинство экспертов придерживаются мнения, что танк Т-34 был лучшим во Второй мировой войне, он дошел до победы, однако есть и другие мнения. Над созданием этого танка трудился целый штат разработчиков еще до начала Второй мировой войны.
Считается, что история танка т 34 началась с создания опытного танка А-20. С 1931 года на вооружении стали появляться колесно-гусеничные танки типа БТ, они считались быстроходными. После того как был накоплен опыт в боевых действиях, Харьковский паровозостроительный завод получил задание создать проект колесно-гусеничного танка, который будет способен в будущем заменить БТ. По историческим данным проектирование было начато в 1937 году техническим отделом под руководством Кошкина. Предполагалось, что новый танк будет иметь пушку 45 мм и броню толщиной 30 мм. В качестве двигателя предлагался дизельный вариант В-2. Двигатель должен был снизить уязвимость танка и пожароопасность техники. Было также предусмотрено по три ведущих колеса с каждой стороны в связи с заметно увеличенной массой техники. Вес машины стал более 18 тонн, вся конструкция была усложнена.
Прототипы танка Т-34
Производство танкового двигателя начиналось на основе авиационных нефтяных двигателей. Двигатель получил индексацию В-2 в военное время, а в его конструкции было заложено много прогрессивных идей. Был предусмотрен непосредственный впрыск топлива, предусмотрено 4 клапана в каждом цилиндре, литая алюминиевая головка. Двигатель проходил государственные испытания в течение ста часов. Дизельное массовое производство началось в 1939 году на специальном заводе, возглавляемом Кочетковым.
В процессе создания конструкция А-20 показалась слишком сложной, поэтому предполагалось создание чисто гусеничного танка, однако он должен был иметь противоснарядное бронирование. За счет этой идеи снижалась масса танка, что позволило увеличить бронирование. Однако изначально предполагалось создание двух одинаковых по весу машин, чтобы провести равноценное испытание и определить, какой танк лучше.
В мае 1938 года все таки был рассмотрен проект колесно-гусеничного танка, он имел довольно рациональную форму, был создан из катаных броневых листов, имел коническую башню. Однако после рассмотрения было решено создать точно такую модель, однако только на гусеничном ходу. Главное для танка было суметь создать отличную противоснарядную броню. Такие танки уже создавались в 1936 году. Они имели массу 22 тонны, но при этом броня составляла 60 мм. Опытный танк на гусеничном ходу получил название А-32.
Обе модели А-32 и А-20 были полностью подошли к завершению создания в 1938 году. Большинство военных начальников склонялось к версии А-20, считалось, что танк на колесно-гусеничном ходу более эффективен в бою. Однако в рассмотрение проектов вмешался Сталин и приказал начать инициативное строительство двух моделей для того, чтобы проверить их в сравнительных испытаниях.
К разработке обеих моделей было привлечено более ста сотрудников, так как оба танка должны были быть завершены в самые короткие сроки. Все опытные цехи были сведены в один и все сотрудники работали под лучшим разработчиком танков – Кошкиным. В мае были завершены оба проекта. Все танки были представлены на испытания в 1939 году.
Особенности танка А-32
Танк А – 32 имел следующие характеристики:
В 1939 А – 32 был снова модифицирован. Была усилена броня за счет добавления различных грузов на броню танка, от этого масса машины увеличилась до 24 тонн. Было установлено новое танковое Л-10 орудие, разработанное на кировском заводе. В декабре 1939 года комитетом обороны было принято решение построить несколько испытательных моделей с усиленной броней в 45 мм и с танковым орудием 76 мм.
Начало производства Т-34
Уже к лету их количество увеличили до пятисот. Производство постоянно тормозилось в связи с плохими рекомендациями и данными специалистов с испытательного полигона, который был добавлен в отчет по испытанием ГАБТУ. В итоге к осени было выпущено только три машины, но после проведенных доработок по замечаниям к новому году успели выпустить еще 113 машин.
Уже в декабре на новом месте были выпущены первые танки Т-34. В связи с военной обстановкой не хватало резины, цветных металлов, чтобы не останавливать производства танков, конструкторы переработали все детали конструкции и существенно смогли сократить количество деталей. В скором времени началась разработка новой машины Т-43.
Танк 34 был большим достижением танкостроения. Конструкция танка была очень надежна, имела очень мощное вооружение надежное бронирование корпуса и башни танка. Самое главное машина была очень динамична.
Видео история создания Т-34
Т-34: первый год Великой отечественной
Начальный этап долгого пути к признанию машины лучшим танком второй мировой войны
ПЛАНИРОВАЛИ 2800, ПОЛУЧИЛИ 1225
В октябре 1938 года завод представил чертежи и макеты двух разработанных согласно решению комиссии АБТУ вариантов: колесно-гусеничного А-20 и гусеничного А-20Г, которые были рассмотрены Главным военным советом РККА 9 и 10 декабря 1938 года. Рассмотрение их Комитетом обороны СССР в свою очередь состоялось 27 февраля 1939 года. Оба проекта были утверждены, а заводу предложили изготовить и испытать опытные образцы танков А-20 и А-32 (такой индекс к тому времени получил А-20Г).
Впрочем, в это время в опытном цехе завода № 183 уже велась сборка двух таких танков, получивших заводской индекс А-34. Одновременно в течение октября-ноября проходили испытания танка А-32, догруженного до 24 тонн металлическими болванками. 19 декабря 1939 года догруженный танк А-32 и был принят на вооружение Красной армии под индексом Т-34.
Слева направо: А-8 (БТ-7М), А-20, Т-34 обр. 1940 г. с пушкой Л-11, Т-34 обр.
НУЖНО ЛИ СБЕРЕГАТЬ МОТОРЕСУРС?
Весь последний предвоенный год тянулись бесконечные переформирования: одни соединения развертывались, другие ликвидировались, в состав танковых войск передавались части из других родов войск и т. д. Все это сопровождалось перемещением частей и соединений из одних мест дислокации в другие.
К 1 июня 1941 года в западных военных округах имелось уже 832 тридцатьчетверки, но из этого количества эксплуатировалось только 38 машин! В результате до начала войны для танков Т-34 удалось подготовить не более 150 экипажей.
ПРИЧИНА НЕ В КОЛИЧЕСТВЕ.
Неудачная дислокация танковых частей и соединений, недоукомплектованность их личным составом и материальной частью, недостаточная подготовка экипажей новых танков, нехватка запчастей и ремонтно-эвакуационных средств резко снизили боеспособность механизированных корпусов. В ходе продолжительных маршей выходили из строя не только старые машины, но и новенькие Т-34. По вине неопытных механиков-водителей, а также по причине так и не устраненных заводами-изготовителями конструктивных недостатков «горели» главные и бортовые фрикционы, ломались коробки передач и т. д. Устранить многие поломки на месте не представлялось возможным из-за практически полного отсутствия запасных частей. Войскам катастрофически не хватало эвакуационных средств. Тракторами мехкорпуса были обеспечены в среднем на 44%, включая машины, использовавшиеся в качестве артиллерийских тягачей. Но даже там, где тягачи имелись, они не всегда могли помочь.
Основным эвакуационным средством в танковых частях Красной армии были челябинские сельскохозяйственные тракторы «Сталинец» С-60 и С-65 с тягой на крюке немногим более 4 тонн. Они вполне справлялись с буксировкой поврежденных легких танков Т-26 и БТ, но при попытке сдвинуть с места 26-тонные Т-34 в буквальном смысле слова вставали на дыбы. Здесь уже требовалось «запрягать» два, а то и три трактора, что не всегда было возможно.
ШЕДЕВРАМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ
Ограниченный объем башни не позволил разместить в ней третьего члена экипажа, и наводчик орудия совмещал свои обязанности с обязанностями командира танка, а порой и командира подразделения. Приходилось выбирать: или вести огонь, или руководить боем. Теснота башни и боевого отделения в целом существенно уменьшали все достоинства мощной 76-мм пушки, обслуживать которую было просто неудобно. Крайне неудачно в вертикальных кассетах-чемоданах размещался боекомплект, что затрудняло доступ к снарядам и снижало скорострельность.
Еще в 1940 году был отмечен и такой существенный недостаток танка, как неудачное размещение приборов наблюдения и их низкое качество. Так, например, смотровой прибор кругового обзора устанавливался справа, сзади от командира танка, в крышке башенного люка. Ограниченный сектор обзора, полная невозможность наблюдения в остальном секторе, а также неудобное положение головы при наблюдении делали смотровой прибор совершенно непригодным к работе. Неудобно располагались и приборы наблюдения в бортах башни. В бою все это приводило к потере зрительной связи между машинами и несвоевременному обнаружению противника.
Самой большой проблемой Т-34 долгое время оставалась коробка передач с так называемыми надвижными шестернями. Осуществить переключение передач в движении с ее помощью было нелегким делом. Мешала этому процессу и не слишком удачная конструкция главного фрикциона, который почти никогда не выключался полностью. При невыключенном же главном фрикционе «воткнуть» нужную передачу удавалось только очень опытным механикам-водителям.
Суммируя вышесказанное, можно сделать вывод, что в 1941 году основными недостатками танка Т-34 были теснота боевого отделения, плохая оптика и неработоспособные или почти неработоспособные двигатель и трансмиссия. Судя по огромным потерям и большому количеству брошенных танков, недостатки Т-34 в 1941 году взяли верх над его достоинствами.
Тем более ценен нам каждый факт успешного применения тридцатьчетверок в то трудное время. Большинство таких боевых эпизодов относится к битве за Москву. Следует особо отметить, что в отличие от летних боев 1941 года с их прямолинейной тактикой массирования танков операции танковых соединений и частей Красной армии в этот период носили исключительно маневренный характер. Танковые бригады своими контратаками расстраивали боевые порядки противника, действовавшего в основном вдоль дорог, и вытесняли его на бездорожье. Здесь-то впервые начало сказываться преимущество Т-34 в проходимости над немецкими боевыми машинами.
Гусеницы наших танков, когда они вернулись из боя, были буквально забиты клочьями амуниции, останками физически истребленных фашистских выродков. »
О 27-летнем старшем лейтенанте Дмитрии Лавриненко следует сказать особо. Он участвовал в 28 боях. Три танка Т-34, на которых он воевал, сгорели. В день своей гибели, 17 декабря 1941 года, под Волоколамском Лавриненко подбил 52-й по счету танк противника и стал самым результативным советским танкистом периода Второй мировой войны. Но звание Героя Советского Союза ему тогда так и не присвоили. 22 декабря 1941 года он был награжден орденом Ленина посмертно.
В послевоенные годы эту вопиющую несправедливость пытались устранить маршал Михаил Катуков и генерал армии Дмитрий Лелюшенко, но только спустя 50 лет они смогли преодолеть чиновничью рутину. Указом президента СССР от 5 мая 1990 года за мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Лавриненко Дмитрию Федоровичу было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. Его родственникам вручили орден Ленина и медаль «Золотая Звезда» (№ 11615). Именем Героя названы школа № 28 в станице Бесстрашная, улицы в родной станице, в Волоколамске и Краснодаре.
Все имеющиеся в наличии описания боев с участием Лавриненко свидетельствуют, что прежде чем обрушиться на противника, он внимательно изучал местность. Это позволяло и правильно выбрать направление атаки, и определиться с последующими действиями. Используя преимущество Т-34 перед немецкими танками в проходимости в условиях осенней распутицы, Лавриненко активно и уверенно маневрировал на поле боя, скрываясь за складками местности. Сменив позицию, он вновь атаковал уже с нового направления, создавая у противника впечатление о наличии у русских нескольких групп танков.
При этом, по свидетельству сослуживцев, артиллерийский огонь из танка Лавриненко вел мастерски. Но даже будучи метким стрелком, он стремился на максимальной скорости сблизиться с противником на дистанцию 150-400 м и бить наверняка.
Рабочая лошадка Красной армии
На минувшей неделе исполнилось 100 лет отечественному танкостроению. 31 августа 1920 года состоялись первые испытания «Рено-русского» — первого танка отечественной разработки, который стал серийным. Менее чем через полтора десятилетия Красная армия располагала крупнейшим в мире парком бронетанковой техники. А в декабре 1939 года на вооружение РККА приняли Т-34 — самый массовый танк Второй мировой войны и главный советский танк с 1942-го по первую половину 50-х годов.
Без альтернативы
Прежде чем начать разговор непосредственно о Т-34, следует вспомнить о том, какой была система танкового вооружения Красной армии в довоенный период. В неё входили танки следующих типов:
Некоторое время назад появилась популярная в узких кругах теория о том, что вместо Т-34 надо было развивать Т-28. Собственно говоря, из приведённой системы танкового вооружения сразу видно, что подобные идеи ничего, кроме смеха, вызвать не могут — Т-28 относился вообще к другому типу танков. В 1938 году Т-28 и Т-35 относились к одной и той же категории — танк прорыва. По этой теме в 1938 году запустили разработку танков СМК-1 и Т-100, а позже появился КВ, который и стал сменщиком Т-28. Более того, сам Т-28 должен был уйти на покой значительно раньше, другой вопрос, что Т-29, его сменщик, потерпел неудачу. Что же касается А-20 и А-32, прародителей Т-34, то они являлись сменщиками БТ. При этом сохранились танки-разведчики (таковым стал Т-40), а «общевойсковой» танк стал «танком сопровождения» (после нескольких попыток удалось создать сменщика Т-26 — танк сопровождения Т-50)
Следует отметить, что, по сути, единственными конкурентами даже не Т-34, а его предшественников являлись плавающий колёсно-гусеничный танк ПТ-1А и колёсно-гусеничный танк БТ-СВ. Обе машины исчезли из переписки ещё до лета 1938 года, и даже не было попыток создания альтернативы будущему сменщику БТ — делать его оказалось попросту некому. После волны репрессий, прокатившейся по советскому танкопрому в 1937-1938 годах, реальная конкуренция шла только на ниве тяжёлых танков. Кроме того, апологеты теории «Т-28 надо было развивать дальше» слабо понимают, что Т-28 ко второй половине 30-х годов был уже конструкцией на излёте, которой было некуда развиваться. Что же касается А-20 и А-32, то они в изначальном виде далеко не равнозначны Т-28. Эти танки имели боевую массу 18-19 т, при этом испытания показали, что на гусеничном ходу А-32 даже чуть превосходит А-20. По итогам испытаний возникла идея усилить броневую защиту Т-32, что и привело к созданию Т-34.
По результатам всех изменений, произошедших в советском танкостроении с 1937 по 1940 год, изменилась и система автобронетанкового вооружения. В июне 1940 года было принято постановление, согласно которому в системе были тяжёлый танк КВ, средний танк Т-34, плавающий танк Т-40 и танк сопровождения Т-26. Последний предполагалось снимать с вооружения после появления нового типа танка сопровождения. Что же касается Т-28 и Т-35, то их типы не указывались. При этом в переписке именно средним танком Т-28 не назывался, да и никаких мыслей с точки зрения его развития не было ни в ГАБТУ КА, ни на Кировском заводе. То, что эти танки в итоге оказались примерно равны по массе и вооружению, — не более чем случайность.
Главный танк Красной армии
Вслед за сменой системы танкового вооружения Красной армии менялась и общая её концепция. Дело в том, что в предвоенные годы как такового среднего танка в РККА не было. Т-28, как уже говорилось, являлся «танком качественного усиления», то есть близким к танкам прорыва. Зато имелось сразу два типа лёгких танков — «общевойсковой» Т-26 и «оперативный» БТ. Последний сменил «манёвренный» танк Т-24, являясь чем-то вроде эрзац-среднего. В то время 12-тонные средние танки являлись вполне нормальным явлением, но, по большому счёту, по боевым качествам они мало отличались от лёгких.
За рубежом ситуация развивалась примерно тем же путём. Основной бронетанковых соединений были лёгкие танки, а средние танки находились в роли бедных родственников. Причины были разными: не соответствие средних танков своей роли (пример того — американский Convertible Medium Tank T4, который почти ни в чём не превосходил Light Tank M2), либо танк попросту не получался (как это было с англичанами, у которых первые после Medium Tank Mk.II крупносерийные средние танки начали строить с января 1939 года). Бывали и более сложные причины. Например, французы вместо вполне приличных средних танков Char D2 решили строить тяжёлые Char B1 bis.
Так или иначе, к началу Второй мировой войны все без исключения танкостроительные державы подошли с огромными «стадами» лёгких танков. Вместе с тем, ещё до войны в ряде стран уже размышляли над тем, что главным танком является машина среднего типа. Такие мысли имелись у англичан и немцев, другой вопрос, что промышленность не поспевала за военной мыслью, да и танки зачастую оказывались не совсем тем, что требовалось. Тем не менее, уже в 1940 году англичане и немцы почти полностью перешли на танки среднего типа, причем в обоих случаях данное решение было плановым.
В СССР этот процесс немного затянулся, поскольку серийный выпуск Т-34 начался только летом 1940 года. Тем не менее, ещё по планам конца 1940 года хорошо видно, что уже к тому моменту Т-34 становится основным танком. Предполагалось, что к 1 января 1942 года их будет 2850 штук, а всего полагалось иметь 4200 танков данного типа. При этом танков сопровождения Т-50 за 1941 год предполагалось выпустить всего 800 штук. Уже потом, в июне 1941 года, появились новые цифры, которые некоторые исследователи неверно интерпретировали. Согласно им, предполагалось выпустить 4000 Т-50 в 1942 году плюс ещё 10 000 в 1943 году. На основании этих цифр и появился миф, что Т-50 предполагался основным танком. На самом деле это не более чем стремление выдать желаемое за действительное. Согласно тем же планам, танков Т-34 предполагалось сдать 8000 за 1942 год плюс 15 000 за 1943 год, да и КВ планировалось получить не намного больше, чем Т-50 (в 1942 году — 4500 штук, в 1943 году — 7500). Так что время доминирования лёгких танков закончилось ещё до войны. Другой вопрос, что на 1 января 1941 года в Красной армии имелось 9987 Т-26 и 7752 танка семейства БТ, и воевать пришлось на том, что имелось.
Разумеется, начало Великой Отечественной войны сильно повлияло на планы по выпуску Т-34. Тем не менее, объёмы производства данных танков оказались примерно теми же (и даже чуть выше), что и в довоенных планах. Примерно та же ситуация сложилась с КВ. Этому способствовало несколько факторов. Во-первых, в отличие от того же Т-50, серийное производство Т-34 началось ещё летом 1940 года, что позволило более или менее наладить выпуск машин, включая корпусное производство. Во-вторых, к лету 1941 года танк производился уже на двух заводах (завод №183 и СТЗ), а с сентября 1941 года присоединился третий — завод №112. В-третьих, за почти год выпуска удалось отчасти решить первоочередные проблемы.
Естественно, у танка имелись и недостатки (о них поговорим позже), но следует отметить, что часть из них собирались решать в ходе большой модернизации, которая должна была получить обозначение Т-34М. Увы, с этим не сложилось, хотя некоторые элементы Т-34 «большой модернизации» позже попали на серийный танк. Это «шевронные» траки, люк механика-водителя с двумя смотровыми приборами, а также общая конструкция шестигранной башни плюс характерная установка вооружения. На объёмы выпуска повлияла эвакуация завода №183 из Харькова в Нижний Тагил, кроме того, пришлось эвакуировать завод №75, выпускавший моторы. К слову, двигатели некоторое время являлись узким местом. Ещё до войны предполагалось освоение В-2 на СТЗ (он там имел индекс СТЗ-12), но с этим как-то не сложилось. В конце 1941-начале 1942 года на часть Т-34 и КВ-1 ставили моторы М-17Т — впрочем, это продолжалось недолго. Завод №75 эвакуировали в Челябинск, кроме того, в декабре 1941 года был создан моторный завод №76 (Свердловск), примерно в это же время организовали завод №77 (Барнаул). Таким образом, к началу 1942 года возникли предпосылки для дальнейшего роста объёмов выпуска Т-34.
Огромные потери, которые понесли бронетанковые соединения Красной армии в 1941 году, заставили пересмотреть программу выпуска танков. При этом в ней стал фигурировать танк, которого в иной ситуации и не было бы. Речь идёт о Т-60 — малом танке, созданном на базе разведывательного танка-амфибии Т-40. Да, это большой шаг назад, но Т-60 можно было строить на заводах, не имевших мощного кранового оборудования, он использовал автомобильные агрегаты, а главное, мог выпускаться массово. Поэтому не стоит удивляться, что в планах на 1942 год значилось 27 500 танков данного типа. Что же касается Т-34, то их предполагалось выпустить 15 000. Вместе с тем, надо понимать, что между планами и реальностью существует большая разница. 6 марта 1942 года на вооружение Красной армии приняли лёгкий танк Т-70, который сменил Т-50, окончательно «умерший» ещё в начале января. Он же должен был сменить и Т-60, но в реальности из четырёх заводов, выпускавший малый танк, Т-70 освоило всего два, так что планы по выпуску 27 500 «тараканов» быстро сошли на нет. Зато круг заводов, выпускавших Т-34, расширялся. 7 марта 1942 года был подписано постановление ГКО №1410 «Об организации производства танков Т-34 на заводе №174 в г. Омске.». Первые «тридцатьчетвёрки» на площадке, где ранее планировалось выпускать Т-50, сдали в июне 1942 года, и это было только начало.
Несмотря на далеко не самый яркий дебют летом 1941 года, именно Т-34 стал тем танком, который немцы «заметили» осенью 1941 года. Особенно это стало очевидно зимой 1941-1942 годов. Т-34 оказался тем танком, который, по выражению Сталина, «как ласточка летал» по снегу. Естественно, самые большие потери несли именно «тридцатьчетвёрки», но это потому, что они чаще всего оказывались единственными танками, которые могли добраться до места сражения. Кроме того, именно Т-34 был танком, в полной мере отвечавшим требованиям, которые на него возлагались. Например, у того же КВ-1 наблюдались большие проблемы с подвижностью, а ближе к весне 1942 года массово пошли жалобы на технические дефекты (прежде всего, связанные с коробкой передач). Разумеется, на самом верху прекрасно видели, что происходит, поэтому Т-34 являлся приоритетным с точки зрения выпуска. Производство машины росло, но не теми темпами, что предполагалось. На этом фоне неудивительно, что в результате срыва выпуска Т-34 на СТЗ последовала жёсткая реакция со стороны Сталина. Нарком танковой промышленности В.А. Малышев был снят с должности (его понизили до заместителя наркома), а на его должность поставили И.М. Зальцмана, директора ЧКЗ.
Исааку Моисеевичу, который занял должность наркома танковой промышленности 1 июля 1942 года, был поставлен недвусмысленный приказ — поднять производство Т-34 любой ценой. Уже в начале июля 1942 года прекратили выпуск Т-60 на заводах №37 и №264 (последний полностью перешёл на выпуск корпусов для Т-34), а 5 числа решили организовать производство Т-34 на ЧКЗ. 28 июля было принято решение о передаче завода №37 в структуру УЗТМ, а также об организации на нём выпуска Т-34. Результатом стало то, что в сентябре 1942 года Т-34 выпускали на шести заводах. Правда, уже вскоре «отвалился» СТЗ, поскольку на его территории начались бои. Тем не менее, за октябрь 1942 года сдали 1499 Т-34, а за декабрь — рекордные 1568 штук.
Выбывший до конца войны СТЗ «сменил» ЧКЗ, где с осени 1942 по март 1944 года главным танком стал Т-34. Ради него «подвинули» выпуск тяжёлых танков, их число резко сократилось. Данный шаг был единственно верным: на тот момент выпуск Т-34 являлся более важным, чем КВ-1с, тем более что тяжёлый танк имел то же самое вооружение и не так сильно превосходил по броневой защите. Столь энергичные действия имели предсказуемый результат: за 1942 год было сдано чуть больше 12 500 танков данного типа. Ещё больший объём произвели в 1943 году: за это время было сдано больше 15 000 Т-34, на объёмы не сильно повлияло даже прекращение выпуска данных танков на УЗТМ летом 1943 года. Это оказалось связано с тем, что в Свердловске решили сосредоточиться на выпуске САУ с использованием базы Т-34. При этом на втором месте по выпуску оказался ЧКЗ — почти 3600 танков.
Ситуация изменилась только весной 1944 года. Она была связана с двумя событиями. Во-первых, началось производство модернизированной версии Т-34, получившей обозначение Т-34-85. Во-вторых, на ЧКЗ начался выпуск тяжёлого танка ИС-2. В связи с тем, что новый танк решили выпускать в куда больших объёмах, нежели его предшественников, ЧКЗ оказался перегружен, поэтому в марте 1944 года выпуск Т-34 на нём прекратили. Тем не менее, за 1944 год было выпущено более 14 000 Т-34, из них большинство (10 632) относилось к версии Т-34-85. Данная машина оставалась наиболее приоритетной, поэтому даже выпуск потенциального сменщика, Т-44, было решено организовать на новой площадке — возрождённом в Харькове заводе №75. При этом производство Т-34-85 продолжалось до 1946 года — при наличии Т-44 это может показаться странным, но лишь на первый взгляд. Во-первых, Т-44 осваивался довольно тяжело, во-вторых, его сменщик, Т-54, в этом отношении оказался ещё хуже. Поэтому заводам дали план выпускать танки до организации выпуска Т-54, а завод №174 и вовсе временно перевели на выпуск СУ-100. С этим же связано и то, почему в 50-е годы на территории Польши и Чехословакии сначала организовали выпуск Т-34-85. Более современный Т-54 ещё требовал доводки, а Т-34-85 был проще, и обкатать на нём производство оказалось легче.
Удачный, массовый, долгоиграющий
Безусловно, самый сложный вопрос — это то, почему же Т-34 является лучшим танком в истории. По этому поводу сломано немало копий, и очень часто приводятся доводы, вызывающие недоумение. Разумеется, обычно на вершину стараются поставить Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E — машину действительно достойную и очень сильно влиявшую на исход боёв в 1943-первой половине 1944 годов. Но многие «Тигр» сильно переоценивают. Во-первых, понятие «лучший танк» имеет целый ряд параметров, и по ряду из них немецкий тяжёлый танк вызывает немало вопросов. Это и массовость, и надёжность, да и к лету 1944 года уже не он был «вершиной пищевой цепочки». У тяжёлых танков ИС-2 по этому поводу было своё мнение, причём базируется оно, в том числе, и на статистике потерь. Во-вторых, «долгоиграющим» «Тигр» не был, и после войны почти никто не взял его на вооружение. В-третьих, боеспособность «Тигров» обеспечивалась немаленькой обслуживающей структурой — грубо говоря, за каждым из них ехал вагончик запчастей. Если смотреть на вещи объективно, то лучшим немецким танком был не «Тигр», не «Пантера», а скромный Pz.Kpfw.IV, настоящая машина-солдат, выпускавшаяся с начала войны и до её конца — именно на плечи «четвёрки» возлагалась основная нагрузка. После окончания войны её служба продолжалась ещё два с лишним десятка лет, вот только Pz.Kpfw.IV очень сложно назвать лучшим танком Второй мировой.
По поводу Т-34 существует множество мнений, зачастую диаметрально противоположных. Одни ищут в танке исключительно достоинства, другие же старательно выискивают недостатки. И то, и другое является занятием интересным, но во многом бесполезным. Наверное, для кого-то это будет неожиданностью, но любой танк является результатом компромисса и имеет свой набор достоинств, а также недостатков. При этом достоинства с недостатками очень часто пересекаются друг с другом. Идеальным не был и Т-34, тем не менее, на начало Великой Отечественной войны он являлся лучшим в мире средним танком. Он обладал наилучшей броневой защитой, самым мощным в классе орудием, а также наилучшей подвижностью. При этом в марте 1941 года орудие Л-11 заменили на более мощную и удачную систему Ф-34, имевшую и более надёжную защиту. Вместе с тем, имелись и недостатки. Ключевым являлась неважная обзорность, с которой, кстати, часто путают прицелы. Как раз с прицелами дело обстояло весьма неплохо, но танк был «слепой», особенно с точки зрения обзора по флангам.
Плохой идеей оказалось и использование единого башенного люка. Его старательно внедряли со времён А-20 — замысел состоял в использовании большой створки как своеобразного щитка, чтобы можно было отстреливаться от противника. Похожее решение можно увидеть и на башне БА-10. Вот только такой люк оказалось сложно открывать. Нередко в минус ставят и низкий ресурс моторов В-2, но на самом деле это из области «слышали звон, но не знают, где он». Ещё в январе 1941 года мотор В-2 успешно выдержал испытания в 150 моточасов, и завод №75 продолжал движение в данном направлении. Кроме того, улыбку вызывает мнение о том, что свечная подвеска плохая в принципе. Во-первых, на это с удивлением смотрит целый ряд машин, включая «Меркаву». Во-вторых, продольная раскачка, главная проблема БТ и Т-34, была «вылечена» на английских «крейсерах» ещё в 1939 году — случилось это благодаря внедрению телескопических амортизаторов. В-третьих, без этих самых амортизаторов раскачка будет и у торсионной подвески. По сути, единственным минусом свечной подвески является большой объём занимаемого места, но и это вполне решаемо, как показал опыт всё той же «Меркавы».
Следует лишний раз отметить, что во второй половине 1941 года Т-34 ждали существенные изменения. Ещё с конца 1940 года прорабатывался вопрос о переводе машины на торсионную подвеску и расширению погона башни до 1600 мм, а также увеличению экипажа до 5 человек. При этом поначалу также хотели убрать люк механика-водителя с лобового листа корпуса. Этот уязвимый элемент пытались убрать ещё на А-34, но «будка» получилась неудачной, поэтому на серийных танках стоял одностворчатый люк с тремя смотровыми приборами. По результатам метаморфоз в серию предполагался Т-34М, финальная версия которого была куда больше похожа на Т-34, чем исходный вариант. Толщина лобовой детали корпуса возрастала до 60 мм, механик-водитель получал люк с двумя смотровыми приборами, монтировалась торсионная подвеска и «шевронные» траки. Ставилась совершенно новая, шестигранная башня с командирской башенкой и чуть улучшенной ситуацией со смотровыми приборами, а также новой орудийной установкой.
Война, начавшаяся 22 июня 1941 года, не позволила внедрить этот танк, поэтому воевать пришлось на том, что имелось. Тем не менее, часть идей Т-34М внедрили на танках ещё в 1941 году. Особенно это касалось танков завода №183 в ходе развёртывания серийного производства в Нижнем Тагиле. Шестигранная башня с небольшими круглыми люками и характерной установкой вооружения — это прямой «привет» от Т-34М.
Сложившаяся ситуация заставила осенью 1941 года «заморозить» дальнейшее развитие Т-34, на первый план вышли другие параметры. Прежде всего, это касалось упрощения конструкции, а также роста объёмов выпуска. На этом поприще КБ завода №183 в конце 1941-начале 1942 годов провело огромную работу. В результате трудоёмкость танка резко снизилась. Если летом 1941 года стоимость Т-34 составляла 400 000 рублей, что было существенно выше Pz.Kpfw.III, то уже в 1942 году танк обходился в 240 000 рублей. Это удалось благодаря большому объёму упрощений. Была введена автоматическая сварка корпусов, разработанная академиком Е.О. Патоном. Кроме того, в рамках упрощений целый ряд деталей стал изготовляться методом литья.
Разумеется, имелась в этом и обратная сторона медали. Дело в том, что литая башня получалась тяжелее сварной, поскольку 45 мм катаной брони соответствовали 52 мм литой. Да и другие упрощения поднимали массу танка. Поэтому в 1941 году масса Т-34 составляла 27 500 кг, в 1942 году она преодолела отметку сначала 29 т, а к 1943 году достигла отметки 30 т. В результате начались проблемы с бандажами опорных катков. Надо сказать, что сначала возникли проблемы с резиной в целом, поэтому на ряде заводов в серию пошли опорные катки с внутренней амортизацией. Правда, от них старались избавиться, поскольку они получались хуже обычных катков с внешней ошиновкой. Тем не менее, на ряде заводов их продолжали выпускать до 1943 года включительно. Но уже к концу 1942 года пошли жалобы на разрушение бандажей опорных катков.
С разрушением бандажей на Т-34 боролись не один год, отчасти победив проблему в 1944 году. Вместе с тем, разрушение опорных катков было не главной проблемой. Для начала, на ряде заводов отмечались проблемы с качеством броневых листов (особенно это касалось продукции завода №112). Кроме того, требование летом 1942 года взвинтить темп выпуска танков тормозило внедрение новых элементов, которые повышали боевую эффективность танка. Например, к командирской башенке вернулись уже в 1942 году, но внедрить её удалось только летом 1943 года. При этом приборы наблюдения так и оставались далёкими от идеала вплоть до появления Т-34-85. Наконец, необходимость высоких объёмов выпуска привела к тому, что ни в 1942, ни в 1943 годах сменщика Т-34 так и не состоялось. Это аукнулось уже летом 1943 года, когда на Курской дуге дебютировали Pz.Kpfw.Panther. Да и в 1942 году немецкие танки были уже не те, что летом 1941 года. Pz.Kpfw.III получили длинноствольные 50-мм орудия, а Pz.Kpfw.IV — 75-мм длинноствольные орудия. Кроме того, у немецких танков усилилась броневая защита. Так что воевали они уже на равных с Т-34, хотя «синдром Т-34» у экипажей немецких средних танков остался.
О немецких танках в этой статье говорится не просто так. Дело в том, что ресурсы по модернизации Pz.Kpfw.III закончились ещё к началу 1942 года, а у Pz.Kpfw.IV — к концу 1942 года. При этом даже смена Pz.Kpfw.III в серии на «Пантеру» решала далеко не всё. Самым массовым немецким танком 1943-1945 годов был Pz.Kpfw.IV, и на фоне его упрощений проблемы Т-34 выглядят детской шалостью. Танк постепенно терял приборы наблюдения, по итогу к 1944 году осталась только командирская башенка. Так что теперь проблемы с обзорностью были уже у немецкого танка. На Pz.Kpfw.IV Ausf.J убрали мотор поворота башни, так что теперь имелась и проблема манёвренности огня. Всё это происходило на фоне того, что танк продолжали упрощать.
В это время с Т-34 происходили совсем иные метаморфозы. Постепенно танк стал на 100% радийным, внедрили командирскую башенку, а в январе 1944 года началось производство Т-34-85. Сначала это был танк с двухместной башней и орудием Д-5Т, а с марта 1944 года начался выпуск основного варианта — с трёхместной башней и 85-мм орудием С-53 (позже — ЗИС-С-53). Запаса прочности шасси хватило на то, чтобы поставить более крупную и защищённую трёхместную башню, в которой стояло орудие, существенно повысившее боевую эффективность танка. Одновременно резко улучшилась обзорность танка, по этому показателю Т-34-85 превосходил все немецкие танки того периода. Конечно, «Пантера» являлась для Т-34-85 сложной целью (с лобовой проекции советский танк поражал её только в лоб башни), тем не менее, его основным визави был Pz.Kpfw.IV. Самое же главное, шасси Т-34 позволило существенно улучшить танк. Причём летом 1944 года толщина лба башни выросла до 90 мм — совсем не лишнее улучшение. Позволить себе провести столь существенную модернизацию во время войны смогли только американцы на своём Medium Tank M4.
Модернизация проходила на фоне дальнейшего снижения стоимости танка. К концу производства Т-34 стоимость танка выпуска завода №183 составляла 144 230 рублей. Стоимость Т-34-85 составляла 164 000 рублей, в обоих случаях не учитывалась стоимость орудий. Экономика была важной слагаемой того, что есть лучший танк. Естественно, дешевизна имела обратную сторону — после войны Т-34-85 проходили модернизацию, целью которой было увеличение надёжности. Другой вопрос, что во время войны имелись иные критерии. Грубо говоря, танк должен был прожить минимум одну боевую операцию. И если внимательно изучить вопрос, выяснится, что в других странах подход, в конечном счёте, оказался примерно тем же, вот только СССР и США смогли поддержать подобный темп, а немцы нет. Даже в благополучные годы реальные объёмы выпуска немецких танков весьма сильно не совпадали с потребностями. Например, в августе 1943 года вместо 295 Pz.Kpfw.IV было поставлено 272, а вместо 232 «Пантер» — всего 153; в ноябре того же года, при плане 350 Pz.Kpfw.IV, удалось получить 269 танков, а из 300 «Пантер» — 222 штуки. Немцы и были бы рады выпускать такой же объём танков, как СССР и США, но английские и американские бомбардировщики с 1943 года стали вносить в их планы свои коррективы.
Автор благодарит Игоря Желтова (г. Москва) и Алексея Макарова (г. Москва) за помощь в подготовке данной статьи и предоставленные материалы