в каком году появились плазменные телевизоры
История плазменных телевизоров
Вы удивитесь, но история плазменных телевизоров начинается ровно полвека назад. Изобретение нового телевизора – можно считать заслугой профессоров американского Университета г. Иллинойс Дональда Битцера и Гина Слоттоу, которыми был создан первый опытный образец плазменного телевизора.
Случилось это в июле 1964 года. Позднее к работе двух изобретателей присоединился Роберт Вильсон – аспирант того же университета. Но успешно развиваться плазменные телевизоры стали не сразу, а лишь после того, как в мире уже появились цифровые технологии.
Исследование плазменных свойств – вот над чем работали в то время изобретатели нового телевизора. Альтернативной заменой электронно-лучевого телевидения, принцип построения которого был основан на лучевой трубке, стало плазменное телевидение. Все время мигающее изображение хорошо передавало видеокадры, но намного хуже — компьютерную графику.
Именно Дональд Битцер стал основателем нового проекта, а помогали ему Роберт Вильсон и Гин Слоттоу. В результате проведенных работ им удалось создать первую в истории модель плазменного телевизора с единственной ячейкой. Аналоги этого изобретения в наше время имеют миллионы таких ячеек. Телекомпании после 1964 года решили использовать плазменные телевизоры как возможную замену телевизорам, имеющим электронно-лучевые трубки.
Изобретением 1999 года является плазменный телевизор, у которого был экран диагональю в 60 дюймов. Разработанный для Panasonic и Matsushita. Он объединил разрешение и размер, которые требуются для HDTV, сделав телевизоры тоньше. Свою популярность «плазмы» обрели не сразу, времени на их внедрение было затрачено достаточно много. Сегодня на долю плазменных телевизоров приходится не более 7% рынка. Появление жидкокристаллических мониторов дало новое направление для создания телевизоров, что для «плазмы» исключило какое-либо последующее коммерческое развитие.
Общество и жизнь
С каждым годом, по крайней мере, ЖК встречаются в домах у людей всё чаще. При этом появились телевизоры с плоскими мониторами сравнительно недавно.
Всё началось в 1999 году, когда произошло неожиданное сокращение компаний, выпускавших такого рода продукцию, и к 2000 году их стало ещё меньше. Разумеется, данный расклад не очень положительно повлиял на ситуацию на рынке в целом. В частности, это ударило по спросу телевизоров и оснащению ими магазинов. В то же время сильно поменялась и структура телевизоров — их корпуса начали делать из пластика, и управление ими стало возможным посредством использования управления дистанционного вида. Такой разворот осуществился за счёт совершенно новых технологий. Электронно-лучевые трубочки стали значительно короче. Вскоре в качестве наиболее существенного нововведения появились и плоские кинескопы. Сегодня их можно купить во многих интернет-магазинах, либо же арендовать на сайте https://7kvt.ru/plazma или других ресурсах, но в то время они ещё не были так популярны.
Новые тонкие телевизоры впервые принялись разрабатывать японские специалисты. Восточные мастера использовали в этом деле свежие плазменные технологии. В 1992 году те же изобретатели из Страны восходящего солнца, являющиеся сотрудниками корпорации Fujitsu, показали всем и дебютную панель плазменного формата в цвете, диагональ которой достигала 21 дюйм (в сантиметрах — 53). Однако серийный выпуск плазменной продукции стартовал только в 1995 году. В том же году японцы взялись за разработку LCD телевизоров. При этом изначально производство LCD сильно тормозилось, причиной чего стало далеко не самое высокое качество их панелей, имевшей долгий отклик. Вскоре стало ясно, что конкурировать с плазменными телевизорами им точно не под силу.
Пришлось на начало 21 века и производство первых ЖК телевизоров. Ближе к 2010 году выпуск телевизоров кинескопного (CRT) ожидаемо прекратили. На фоне этих событий начали делать только LCD и плазменные телевизоры. В 2010 году многие компании почти перестали производить старые добрые плазменные телевизоры. Знаменитая компания Panasonic, в свою очередь, отказалась от них в лишь 2014 году. Тогда же наиболее популярными стали телевизоры формата LCD.
У вас в доме завелась говорящая голова! Эволюция развития телевизоров
Действительно, телевизоры не всегда были теми устройствами, которые мы привыкли сегодня видеть. Еще каких-то 10-15 лет назад мы купили суперхороший телевизор — цветной, с телетекстом, с плоским экраном — и со здоровенным корпусом сзади. «Махина» занимала так много места, что под нее пришлось приобрести специальную тумбочку. А вот первые телевизоры вообще представляли собой те самые тумбочки или даже шкафы, где экранчик был вот таким малюсеньким, а комплектующих нужно было вот столько много.
Если современная молодежь не представляет своей жизни без гаджетов, компьютеров и Интернета, то поколение постарше отдает предпочтение «телеку». Сначала они были большой роскошью. Очень часто случалось, что на квартал, где проживают десятки семей, телевизор мог быть только один. Сегодня же в среднестатистической семье имеются сразу несколько таких устройств: в гостиной, детской, спальне и, конечно же, на кухне.
История развития телевизоров и телевидения насчитывает немногим больше 70 лет. Но вот первые телевизионные приемники начали разрабатывать намного раньше. После того, как были изобретены кинематограф, фотография, радио, открытое электричество, человек задумался над тем, как получить возможность передавать на расстояние не только звук, но и изображение.
Ты помнишь, как все начиналось?
Принцип телевещания — передача картинки сквозь пространство и время — был сформулирован еще в 1880 году. До этого практически одновременно «додумались» сразу два ученых: американец Сойер и француз Леблан. В основе открытия лежит метод построения изображения путем его последовательного сканирования: фрагмент за фрагментом, строка за строкой. Правда, получить такое изображение можно было лишь посредством механического устройства.
Если разобраться, то это были первые прототипы телевизионных приемников электромеханического типа. Данная технология применялась довольно длительный период и была основой многих проецирующих устройств, например, автоматических станций на Луне.
Несколькими годами ранее (в 1884 году) немец Пауль Готлиб Нипков патентует метод механического сканирования изображения. Каков его принцип? Между объективом и фоточувствительным элементом находится диск (авторское изобретение, именуемое впоследствии диском Нипкова) с небольшими отверстиями. Отверстия располагаются по спирали, от края диска к центру, и смещены относительно друг друга: по радиусу — на величину своего диаметра, а по углу — на 360°, поделенных на 30 отверстий.
Это давало развертку на 30 телевизионных строк. Вращение дисков Нипкова в телевизионной камере и в телевизоре было синхронизировано. Каждое отверстие сканировало одну строку. Освещенность фотоэлемента зависела от яркости передаваемой картинки в сканируемой точке. В телеустройстве, позади диска Нипкова, располагалась лампа, которая изменяла яркости свечения и формировала изображение.
Еще одним важным изобретением, которое в дальнейшем определило все телевизоростроение, стала трубка Брауна, более известная как катодно-лучевая трубка или кинескоп. Сегодня под этим прибором понимается вакуумная трубка с горизонтальными и вертикальными отклоняющими катушками.
Трубка Брауна — прототип кинескопа
Прототип устройства Браун конструировал в 1897 году. Однако он был не идеален. Во-первых, использовался холодный катод и умеренный вакуум. Во-вторых, чтобы увидеть световой след луча, отклоненного магнитным полем, требовалось напряжение в 100 кВ. В-третьих, магнитное отклонение проецировалось только в одном направлении, тогда как второе развертывалось при помощи помещенного перед светящимся слоем вращающегося зеркала. Тем не менее, изобретение оказалось революционным, и после некоторых модификаций и доработок (магнитное вертикальное отклонение, накаливаемый катод, высокий вакуум, цилиндр Венельта) кинескопами стали снабжать осциллографы. А с 30-х годов катодно-лучевая трубка стала основной деталью телеприемника.
В 1906 году трубке Брауна придали новое значение — элемент нашел применение в запатентованном Димканном и Глаге изобретении для передачи изображения. Уже через год разработчики провели первую демонстрацию телеприемника с экраном на 20 строк и частотой развертки 10 кадров в секунду.
В июле 1907 года российский профессор Б.Л. Розинг подал заявку на изобретение под названием «Способ электрической передачи изображения на расстояние», доказывая тем самым возможность применения КЛ-трубки для преобразования электрического сигнала в точки видимого изображения. Развертка луча в трубке производилась магнитными полями, а модуляция сигнала (изменение яркости) — с помощью конденсатора, который мог отклонять луч по вертикали, изменяя тем самым число электронов, проходящих на экран через диафрагму. Только через несколько лет (в 1911 году) ученому удалось продемонстрировать передачу телевизионных изображений статики простых геометрических фигур и прием их с воспроизведением на экране ЭЛТ.
Первые попытки телетрансляций были сделаны уже в начале 20-х. Но экраны у телеприемников были настолько малы (порой не больше дверного глазка), что делало устройство очень неудобным для просмотра передаваемого изображения. Увеличить размеры экрана не представлялось возможности, так как терялось качество сигнала, а картинка больше походила на мозаичный рисунок, нежели на целостное изображение. При этом сам телеприемник был достаточно громоздким, что совершенно не сочеталось с малюсеньким экранчиком.
Один из первых телевизоров
Дугой изобретатель, армянин Ованес Адамян, в 1908 году получил патент на двухцветный аппарат для передачи сигналов, подтвержденный аналогичными документами во Франции, России и Великобритании. Первую модель своего устройства Адамян продемонстрировал лишь в 1918 году. Аппарат передавал черно-белое статичное изображение. Через несколько лет Адамян запатентовал трехцветную электромеханическую систему телевидения, где посредством вращения диска с тремя сериями отверстий цвета сливались в единый спектр и давали цельную картинку.
Похожий принцип создания электронных телеприемников был использован в Узбекистане в 1928 году. Там опытный образец числился под названием «телефот» (изобретатели Б. Грабовский, И. Белянский).
Шотландский инженер Джон Логи Бэрд в 1922 году вел собственные разработки телевизионного оборудования. А через пару лет в Лондонском Королевском институте Бэрд впервые продемонстрировал удалённую передачу движущихся объектов (распознаваемые изображения человеческих лиц), используя диск Нипкова. Разработки Бэрда легли в основу создания телевизионных аппаратов для нужд немецкой почтовой службы в 1929 году. В этот же период итальянский радиотехник Маркони «корпел» над собственным аналогом телеустройства.
В конце 20-х годов на рынке закрепляются два производителя телеприемников: американская компания General Electric, использующая технологию, разработанную Э. Александерсоном, и компания Baird Corporation, производящая аппараты Бэрда.
Только электроника
Пионером в этой области приятно считать российского эмигранта, сотрудника Radio Corporation of America (RCA) В. Зворыкина, который подал заявку на телевидение, полностью отображающее электронный принцип передачи сигнала. В 1931 году он разрабатывает устройство, названное «иконоскопом», которое и запустило процесс перехода от электромеханики к электронному телевидению.
Ученый-изобретатель Владимир Зворыкин с иконоскопом
Дальнейшая задача Зворыкина заключалась в том, чтобы совместить в одном устройстве иконоскоп (передающую трубку) и кинескоп (принимающую), то есть нужно было синхронизировать работу комплектующих под общим корпусом: преобразования и передачу электронного сигнала, решить проблемы с получением необходимой фоточувствительной структуры и так далее.
На данном этапе была осуществлена попытка конвейерного производства телеприемников с электронной телевизионной системой. В прессе появились заметки о новых телеустройствах, именуемых газетчиками «радиоглядителями».
В тридцатых годах в области телевизоростроения стартует так называемая гонка за лидерство. Разные источники свидетельствуют о том, что приблизительно в одно и то же время на разных континентах (в Советском Союзе и в США) начинается телевизионный бум. После того, как практически одновременно в этих странах инженеры подают заявки на патент аналогичных приборов (передающую телевизионную трубку с накоплением электрического заряда на мозаичном фотокатоде), телевизионное вещание начинает занимать собственную нишу в развитии технологий.
В Союзе усилиями Инженера С. Катаева в 1931 году проводятся регулярные телетрансляции с четкостью 30 строк на волнах 379 и 720 м. А в США лаборатория RCA, за которой закреплен В. Зворыкин, собирает первый полностью электронный телеприемник.
Но не стоит думать, что только Америка и СССР были заняты телевизионными разработками. Буквально в считанные годы Британия начинает собственные регулярные телевизионные трансляции. Пионером в телевидении становится британский вещатель, ранее занимающий только радиопространство, — компания ВВС. Заметим, что сегодня этот концерн считается эталоном качества телевизионного производства: новостного, развлекательного, познавательного, коротко- и полнометражного.
На самом деле, попытки телевещания были в то время предприняты во всех передовых европейских странах, а также в США. Для этого были установлены специальные телевизионные вышки-трансляторы, где применялся принцип вещания по системе оптико-механической развертки изображения: США (1927 г.), Британия (1928 г.), Германия (1929 г.). Полностью электронный принцип вещания в ультракоротком волновом диапазоне (УКВ) был апробирован и начал действовать постоянно как раз в середине 30-х: в Германии (441 строка), в Британии (405 строк), в Италии (441 строка) и Франции (455 строк).
Телевизор Зворыкина успешно прошел тестирование, и в 1939 году появляется модель американского телевизионного приемника для широкой продажи. Устройство под названием RCA ТТ-5 производилось в четырех модификациях: три из них были консольные, одна — настольная. Все телевизоры имели экран с диагональю 5 дюймов. Комплектующие собраны под одним корпусом, представляющим деревянный шкаф из ореха ручной работы. Презентация нового устройства для широкого потребителя состоялась на Всемирной выставке научно-технических достижений в Нью-Йорке.
Мы пойдем своим путем
В Советском Союзе запуск телевизионного вещания был анонсирован на всю страну. В 1931 году во всесоюзной газете «Правда» была опубликована информация о том, что такого-то числа «в СССР впервые произойдет опытная передача дальновидения».
Похоже, что тестовый запуск прошел успешно, так как буквально через год в Союзе на заводе «Коминтерн» (г. Ленинград) началась полномасштабная сборка отечественных телеприемников «для индивидуального пользования», устройство которых было разработано А. Брейтбартом. Аппарат представлял собой некий ТВ-тюнер, который подключался к радиоприемнику. За три года было произведено несколько тысяч единиц техники с экранчиком размером с фотографию в паспорте (3х4 см), выпускаемых под серийным номером Б-2. Они работали по схеме оптико-механической разверстки.
Если вы хоть немного знакомы с телевизионным производством, то знаете, что без планирования и заданий на производство, составления программы передач, ротационных приемов, прямого вещания сегодня не работает ни один телевизионный канал. А вот в 1939 году советское телевидение вообще не имело четкого расписания выходов передач. Трансляции происходили посредством радиоволн и принимались пользователями на радиоприемник. Увидеть передачу могли лишь самые изобретательные, эдакие «народные умельцы», которые собирали телеприставки самостоятельно. Заметим, что качество приема-передачи было настолько высоким, что четкие сигналы поступали на большие расстояния: кроме отечественного телевидения эти устройства принимали телесигналы практически со всех существующих тогда в Европе станций.
К сожалению, разглядеть что-либо в малюсеньком экранчике было практически невозможно, зато это побудило инженеров к дальнейшим изысканиям и развитию технологий. Лишь в конце 40-х был представлен полностью электронный советский телевизор.
КВН-49 (и это не «клуб веселых и находчивых») все еще имел незначительные размеры экрана. Для того чтобы хоть как-то обеспечить себе комфортный просмотр, требовалось перед телевизором устанавливать специальную увеличительную линзу, заполненную дистиллированной водой.
Ясное дело, что все телевизионные приемники, которые в то время производились, были монохромными. Выпускать устройства с передачей в цвете в Союзе начали только с 1967 года, но об этом далее.
Когда «голубой экран» наконец-то стал голубым
Полномасштабное цветное телевизионное вещание в мире началось только в 50-х. Здесь венец первенства принадлежит американцам. Первым полноправным «цветным транслятором» считается крупная компания CBS, использовавшая систему передачи определенной последовательности каждого из трех основных цветов. Это происходило так: колесо, составленное из спектральных элементов синего, красного и зеленого оттенков, вращалось перед камерой, в это же время второе колесо с абсолютной синхронностью вращалось перед телеэкраном.
Сборка такой конструкции не была затратной, что стало весьма значимым моментом в развитии телевизионного приборостроения. Впоследствии цветное колесо можно было заменить на трехспекторный кинескоп (благо последний к тому времени значительно упал в цене).
Вот только практического применения цветная передача пока не имела, так как монохромные приемники не умели работать с RGB-сигналом. Тем не менее стало понятно, что будущее за новыми технологиями. Время механики прошло — настала эра электронных аппаратов.
Параллельно систему телевещания выдвинула компания RCA, «зеленый свет» которой через короткое время дала Федеральная комиссия связи США (FCC). Компания предложила хорошую перспективу — технологию, в которой по-прежнему использовались механические комплектующие. Понятное дело, что она была воспринята и одобрена правительством.
Несколько месяцев цветное телевещание проходило в тестовом режиме по системе CBS. Но все же последнее слово осталось за RCA. С середины 50-х началась крупная продажа цветных телевизоров с диагональю экрана 15 дюймов. Затем экран был увеличен до 19 дюймов, а там и до 21 дюйма.
Данные телевизионные устройства позволить могли себе далеко не все. Естественно, из-за высокой стоимости оных. Первый американский цветной телевизор Westinghouse в рознице стоил порядка 1300 долларов США. Более дешевый вариант («всего» за 1000 долларов) — модель телевизора CT-100 — предлагала компания RCA.
Лирическое отступление — один момент из истории телевидения. Правда, произошло это не в Америке, а в Объединенном Королевстве. 1953 год — год официальной коронации Елизаветы II. Послевоенная Британия только начала восстанавливать свои силы, но на коронацию все же были выделены немалые средства. Моросил дождь и было не по-летнему прохладно. На улицах Лондона вдоль всего маршрута следования процессии от Букингемского дворца до Вестминстерского аббатства собрались англичане со всех окраин королевства. По приблизительным подсчетам, улицы «заводнили» более трех миллионов «зевак». Коронационная служба длилась около трех часов и была выдержана по всем традициям и канонам. А затем вся процессия (почти 16 тысяч человек) снова вернулась тем же путем во дворец. Почему вспомнилось это событие 60-летней давности? А все очень просто — коронацию Елизаветы II сопровождали не только те три миллиона очевидцев, но и 27 миллионов англичан-зрителей и 11 миллионов радиослушателей. Представьте себе, какой восторг и какое изумление было на лицах миллионов британцев! Прямая трансляция! Примечательно, что на показе настояла сама молодая Елизавета, несмотря на то, что премьер-министр Уинстон Черчилль и королева-мать были категорически против. Сегодня никого не удивишь такими цифрами. Крупнейшие спортивные события собирают у экранов телевизоров сотни миллионов людей. Но в те времена такое число телезрителей считалось воистину колоссальным.
Эра электронных телеприемников
На самом деле, эволюционное развитие приемников телевизионного сигнала напрямую зависело от технологического развития телевещания. Так, на смену оптико-механическим телевизионным системам пришла электроника. Первые устройства с новой системой вещания внешне мало чем отличались от своих предшественников, да и параметры имели аналогичные (30 строк сканирования). Но эволюция не стояла на месте. Сначала диски Нипкова были заменены на сложные электронные схемы, а затем миниатюрного размера экранчики, которые приходилось дополнять увеличительными приборами, стали также увеличиваться в размерах. Претерпело изменения и разрешение экрана: 60 строк, 120 и, наконец, 625 строк для систем PAL и SECAM, а также 525 строк для системы NTSC.
Чем больше становился экран телевизора, тем значительнее был размер ЭЛ-трубки кинескопа. В это время появились телеприемники, где электронно-лучевая трубка была размещена в корпусе не горизонтально, но вертикально (так удалось выиграть немного в размере телевизора). Чтобы дать возможность увидеть картинку, на верхней (откидной) крышке телевизора размещалось зеркало, которое и отображало сигнал. Так называемые проекционные телевизоры были двух модификаций: прямой проекции и обратной проекции. Отголоски этой технологии сохранились и до наших дней.
Да, это был выход, но не единственный. Далее модифицировалась сама ЭЛТ. Удалось повысить эффективность системы отклонения электронного луча и установить трубку снова горизонтально, существенно сократив при этом ее длину.
Телевизор 1950-х годов
Размеры комплектующих уменьшались в геометрической прогрессии, при этом диагональ экрана постоянно возрастала. К концу 50-х телеприемники стали походить на те устройства, которые привычны нашему глазу. Они были более доступными по цене, имели две разновидности (цветные и черно-белые).
Кинескопные телевизоры были ламповыми, что все равно делало их громоздкими и тяжелыми. В 1960 году Sony разработала первую в мире модель полупроводникового (транзисторного) телевизора TV8-301, что в лучшую сторону сказалось на мобильности аппарата. Далее процесс уменьшения габаритов телевизора был завязан на поисках решений по уменьшению размера ЭЛТ.
Как за 25 лет изменились телевизоры
История «телевизоростроения» полна взлетов и падений. Когда телеприемник только появился, казалось, что это привет из фантастического будущего и торжество человеческого гения. В 2000-х, наоборот, на горизонте замаячил закат этого эпохального устройства. Тем не менее телевизоры смогли выжить и приспособиться к актуальным потребностям. Поэтому сегодня телик — не столько для просмотра телепрограмм, сколько центр домашних развлечений с фильмами, интернетом и играми. Самые стремительные метаморфозы произошли с телевизором в последние 25 лет. Вместе с сетью магазинов «5 элемент» вспомним, какие телеприемники были в конце 1990-х и во что они превратились сегодня.
Закат кинескопной эры
В середине 1990-х еще мало кто думал о том, что телевизор может выглядеть иначе. Все привыкли к огромным тяжеленным (или, наоборот, миниатюрным «кухонным», но все равно тяжеленным) ящикам. Лишь самые любопытные из нас, читавшие «продвинутые» журналы вроде «Техника — молодежи», могли познакомиться с удивительными статьями о зарубежных прототипах, которые обещали нечто совсем уж невиданное, невероятное и труднопредставляемое — экраны толщиной с палец.
Без иллюстраций сначала даже сложно было понять, что за прикол с толщиной телевизора в несколько миллиметров. Имеется в виду толщина деревянных/пластмассовых стенок? То есть в качестве объемного предмета телевизор все равно воспринимался как массивный ящик, а мозг отказывался верить, что десятилетиями не менявшаяся конструкция может вдруг стать совсем другой.
Те модели телевизоров по меркам электроники и правда берут свое начало из древности. Базировались они на электронно-лучевой трубке, прообраз которой создали еще в конце XIX века. Принцип работы ЭЛТ-телевизоров прост. Есть большая колба (кинескоп) с горизонтальными и вертикальными отклоняющими катушками. Позади катушек находится «электронная пушка», бомбардирующая электронами флуоресцентную поверхность экрана. Подавая разный ток на катушки, можно точно направлять пучок электронов на конкретную выбранную точку, подсвечивая ее.
Огромным достижением в 1990-е виделся факт перехода от черно-белых к цветным моделям. Ближе к началу XXI века было модно иметь крутой плоский ЭЛТ-телевизор. Задача у производителей, к слову, была нетривиальной. Дело в том, что сам принцип работы такого кинескопа предполагает наличие выпуклой поверхности с искажениями по краям. Чтобы компенсировать эти искажения и «выровнять» поверхность экрана, разные компании прибегали к различным хитростям. Дешевле всего было добавить внешний слой стекла с небольшой внутренней кривизной по краям, компенсирующей искажения картинки. Что ж, и правда — если сидеть прямо перед экраном, ни на градус не отклоняясь, изображение воспринималось более-менее плоским. Однако при желании кривизну всегда можно было словить, стоило только присмотреться как следует.
Пожалуй, одной из последних попыток привнести в давно устаревшее устройство что-то новое стало распространение так называемых видеодвоек. Вы наверняка помните такие «кубики», где над или под экраном еще находился отсек для видеокассет. Универсальная штука! И телевизор, и видеомагнитофон в одном корпусе. Купить такой в 1990-е было особенно престижно. Говорят, на рубеже веков даже встречались такие нелепые монстры, как помесь телевизора и DVD-плеера. Автор таких штуковин не припомнит, однако если они и были, то отличались редкостью и дороговизной.
К счастью, конец эры кинескопных телевизоров был предрешен. Громоздкие и тяжелые ящики надоели всем. Сегодня смешно подумать, но в то время доступный максимум диагонали экрана ТВ-приемника составлял 32—34 дюйма. Речь шла об огромных и крайне дорогих аппаратах, которые обязательно устанавливались на отдельную тумбу и служили в качестве прообраза нынешних домашних кинотеатров. Новое время требовало новых решений, и они не заставили себя ждать.
Плазма, ЖК и OLED
С начала 2000-х медленно, но верно в обиход стали входить по-настоящему плоские телевизоры. В то время наибольшую популярность получили плазменные панели. Разумеется, смотреть дома «плазму» еще долгое время было непозволительной для большинства роскошью.
Тяжелые, горячие, но плоские телевизоры с огромным для того времени экраном воспринимались как представители космических технологий! На самом же деле принцип работы плазменных телевизоров известен со времен, не намного отстоящих от появления первых кинескопных телевизоров. Однако с массовым внедрением «плазмы» пришлось подождать.
Первые модели таких панелей появились лишь в первой половине 1990-х, а пика своего развития технология достигла аккурат в начале 2000-х. В плазменном телевизоре матрица представляет собой «бутерброд» из двух слоев стекла, между которыми располагаются ячейки с плазмой, то есть ионизированным газом. Когда через него пропускали электричество, ячейки излучали свет.
Одновременно с плазменными панелями развивались и их ЖК-конкуренты. Принцип работы у них отличается. В жидкокристаллических экранах был (и есть) слой жидких кристаллов, за которым располагается флуоресцентная (ранее) или светодиодная (как сейчас) подсветка. В каждом кристалле-пикселе находятся три субпикселя красного, зеленого и синего цветов.
В начале XXI века сложно было предположить, какая из технологий одержит победу. Очевидно лишь было, что электронно-лучевым трубкам осталось всего ничего. Крупные производители еще выпустили несколько кинескопных телевизоров в начале 2000-х, но вскоре полностью перешли на ЖК и «плазму».
Долгое время качество изображения оставалось за плазменными моделями. У них были высокая контрастность и натуральные цвета. В целом картинка на таком телевизоре мало отличалась от ЭЛТ-теликов, но при этом «ящик» был плоский и с куда бóльшим экраном.
Однако и ЖК-технологии было что противопоставить конкуренту. Во-первых, они были дешевле. Во-вторых, ярче (плазменные телевизоры было сложно смотреть в ярко освещенном помещении). В-третьих, потребляли меньше электроэнергии. В четвертых, без эффекта выгорания. В-пятых, тоньше и больше. Да, у «плазмы» тоже было ограничение по диагонали матрицы. Если не принимать во внимание сверхдорогие и экспериментальные модели, то максимум, на что можно было рассчитывать, это 55 дюймов, причем с разрешением всего лишь Full HD.
Поэтому ничего удивительного, что плазменные модели телевизоров ненадолго пережили кинескопные аппараты. Уже ближе к 2010-му на рынке стали доминировать ЖК-модели, а еще через несколько лет от производства «плазмы» отказались все производители телевизоров. Некоторые об этом жалеют и утверждают, что при должном развитии «плазма» могла стать лучше ЖК.
Последнюю четверть века телевизоры действительно развиваются очень резво. Всего-то за 25 лет в отрасли случились три масштабные революции: отказ от ЭЛТ в пользу «плазмы» и ЖК, победа последней технологии в конкурентной борьбе с плазменными моделями и, наконец, «война» между ЖК и OLED, свидетелями которой мы сегодня являемся.
OLED-матрицы стали завоевывать рынок относительно недавно. Сначала они оккупировали рынок смартфонов, а сегодня стараются дать бой старой доброй ЖК-технологии. У OLED, в отличие от единственного конкурента, нет отдельного слоя с подсветкой, здесь сами ячейки, состоящие из органических светодиодов, умеют излучать свет. Отсюда высокая яркость, бесконечная контрастность, а также возможность создавать очень тонкие панели толщиной в считаные миллиметры.
Без недостатков, правда, тоже не обошлось, иначе OLED уже вытеснили бы ЖК. Такие телевизоры дорогие и при этом характеризуются выгоранием при статичной картинке. Одновременно совершенствуются ЖК-панели, все ближе и ближе по многим параметрам приближающиеся к OLED. Так что пока сложно сказать, кто же здесь одержит победу.
Телевизор 25 лет назад — это в прямом смысле ящик, который умел показывать эфирное ТВ да кино через видеомагнитофон. Сегодня телевизор самостоятельно умеет выходить в интернет, показывать YouTube, загружать миллион приложений и даже запускать игры. А что будет еще через 25 лет?
«5 элемент» — это сеть магазинов электроники и бытовой техники, а также онлайн-магазин 5element.by с доставкой в 13 000 населенных пунктов Беларуси.
В этом году компании «5 элемент» исполняется 25 лет! И в честь праздника для клиентов сети доступны выгодные акции. Следите за информацией о праздничных предложениях на сайте 5element.by или уточняйте у консультантов в магазинах сети.
Спецпроект подготовлен при поддержке ЗАО «ПАТИО», УНП 100183195.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро