в каком году появились первые птуры

История развития ПТРК

Родиной ПТРК является Германия

Создателем первых ПТУР – противотанковых управляемых ракет, как и многих других увлекательных военных разработок, считается Германия и непосредственно инженер Макс Крамер. В 1941 году компания Бмв начала научно-исследовательские работы в сфере управляемого ракетного вооружения. Разработка же первого в мире ПТУР известного как Panzerabwehrrakete X-7 (оборонительная противотанковая ракета) началась в 1943 году. Данная ракета получила заглавие Х-7 Rotkappchen (в переводе с нем. «Красная шапочка»). Основной для данной ПТУР послужила управляемая ракета Х-4 класса «воздух-воздух». 1-ые 7 испытательных пусков ракеты были выполнены 21 сентября 1944 года, а в конце 1944 – начале 1945 года в Германии провели еще около сотки пусков.

К весне последнего года войны компания «Руршталь Брекведе» произвела около 300 Panzerabwehrrakete X-7, ракета была выполнена по аэродинамической схеме «бесхвостка». Сигарообразный корпус ракеты длиной 790 мм. и поперечником 140 мм. оснащался стабилизатором на выносной опоре и 2-мя крыльями оборотной стреловидности. На концах крыльев монтировались 2 контейнера с проводами. Наведение ПТУР на цель производилось с помощью специального трассера, размещенного в задней части ее корпуса. От наводчика ракеты требовалось на всем протяжении ее полета смотреть за тем, чтоб данный маркер был ориентирован точно на цель. Пусковая установка «Красной шапочки» была обыденным рельсовым треножником длиной 1,5 м. и весом в 15 кг. Масса ПТУР составляла 9 кг. На сегодня не найдено ни 1-го достоверного свидетельства об использовании данных ракет в боевых критериях.

в каком году появились первые птуры. 192193d34c1a52c52c99f834b72cea2a. в каком году появились первые птуры фото. в каком году появились первые птуры-192193d34c1a52c52c99f834b72cea2a. картинка в каком году появились первые птуры. картинка 192193d34c1a52c52c99f834b72cea2a. Родиной ПТРК является Германия

После войны эталоны X-7 были применены в государствах фаворитов для сотворения собственных ПТУР. При всем этом более существенных фурроров при разработке схожих ракет удалось достигнуть на Западе. Во Франции в 1948 году на базе «Красной шапочки» сделали ПТУР SS-10, в Швейцарии 2-мя годами ранее сконструировали ПТУР «Кобра».

ПТРК первого поколения

В апреле 1958 году были проведены 1-ые испытательные запуски еще неуправляемых «Шмелей», летом испытали управляемые версии и уже 28 августа ПТУР ЗМ6 «Шмель» в составе комплекса 2К15 был продемонстрирован военно-политическому управлению СССР на полигоне Капустин Яр. 1 августа 1960 года «Шмель» был совсем принят на вооружение Русской Армии. Свое боевое крещение комплексы ПТРК первого поколения прошли в войне Израиля с Египтом в 1956 году (использовались SS-10 французского производства). Русские ПТРК «Шмель» в первый раз были применены в арабо-израильской войне 1967 года.

в каком году появились первые птуры. a48612d967ceb145c916158574f9cc8a. в каком году появились первые птуры фото. в каком году появились первые птуры-a48612d967ceb145c916158574f9cc8a. картинка в каком году появились первые птуры. картинка a48612d967ceb145c916158574f9cc8a. Родиной ПТРК является Германия

Особенностью всех ПТУР первого поколения было то, что ракета наводилась на цель в ручном режиме (способ «трех точек»), оператор с помощью джойстика кооперировал ракету с целью, удерживая ее повсевременно в поле зрения. Передача команд от ПТРК к ракете была реализована через провод, который разматывался со специальной катушки, установленной в самой ракете. Скорость первых ПТУР составляла 150-200 м/с, возможность попадания в цель – 60-70%, у таких ракет была «мертвая зона» 200-400 метров, малая дистанция для стрельбы составляла 500 метров, наибольшая – 3 километра. Одним из более узнаваемых ПТРК первого поколения был русский комплекс «Малютка».

Тактико-технические свойства ПТРК Малютка:

ПТРК второго поколения

Анализ использования ПТРК в реальных вооруженных конфликтах показал необходимость усовершенствования этого типа орудия, потому что ПТУР первого поколения из-за ручного управления обладали достаточной эффективностью лишь на дальности не выше 1 километра. Такие ракеты обладали малой маршевой скоростью и малой скорострельностью. Для их внедрения требовались высококвалифицированные операторы. Все это стало предпосылкой того, что конструкторы начали работы над комплексами последнего поколения, в каких попытались убрать обозначенные трудности либо уменьшить их воздействие. Так появились на свет ПТРК второго поколения с автоматической системой наведения. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по их созданию стартовали в 1961 году.

Боевые части новых ПТУР при равной массе БЧ в сопоставлении с первым поколением обладали, обычно, в 1,5-2 раза большей бронепробиваемостью. Средние полетные скорости выросли до 160-200 м/с. Время перевода в боевое положение было уменьшено в среднем до 1 минутки. Малая дальность действенной стрельбы уменьшилась до 50-75 метров, что позволило поражать цели на малом удалении. ПТРК снабжались особыми транспортно-пусковыми контейнерами (ТПК), которые применялись и для хранения и для пуска ПТУР. Но при всем этом остался и ряд недочетов, посреди которых можно отметить необходимость наводчика аккомпанировать весь полет ракеты до поражения цели, не меняя собственной огневой позиции в протяжении 20-25 секунд.

в каком году появились первые птуры. 70328327d1df019a131a1ba544ddcd0e. в каком году появились первые птуры фото. в каком году появились первые птуры-70328327d1df019a131a1ba544ddcd0e. картинка в каком году появились первые птуры. картинка 70328327d1df019a131a1ba544ddcd0e. Родиной ПТРК является Германия

Необходимо отметить, что фаворитами при разработке ПТРК второго поколения стали америкосы, которые в 1970 году приняли на вооружение носимо-возимый комплекс TOW (основной разработчик – компания Hughes Aircraft), а в 1972 году переносной ПТРК Dragon (создатель – компания McDonnell Douglas). В это время в Европе на вооружение принимаются в Западной Германии и во Франции ПТРК НОТ, также переносимый MILAN (сотворен франко-германским концерном Euromissile). 1-ые российские ПТРК, относящиеся ко второму поколению поступают в войска в 1970, 1974 и 1978 годах – это переносной ПТРК 9K111 «Фагот», носимо-возимый ПТРК 9К113 «Конкурс» и переносной ПТРК 9К115 «Метис» соответственно. Разработчиком всех ПТРК выступило Конструкторское бюро приборостроения из Тулы.

Фактически сразу с принятием на вооружение комплексы ПТРК второго поколения были испытаны в реальных боевых действиях. Новые способности комплексов привели к пересмотру стратегии их боевого использования. Было выдвинуто предположение о разделении комплексов по методам транспортировки и дальности стрельбы. Сейчас мотострелковому либо пехотному взводу придавался переносной комплекс с действенной дальностью стрельбы – до 2000 метров. Таковой ПТРК обслуживался расчетом из 2-х человек. В свою очередь носимо-возимый либо возимый ПТРК с действенной дальностью стрельбы до 4000 метров придавался уже более большим подразделениям – роте либо батальону.

Тактико-технические свойства ПТРК «TOW» базисный вариант BGM-71A:

Источник

Противотанковые ракетные комплексы (ПТРК): история создания

Впрочем, от имевшихся недостат­ков эти ракеты не стали менее гроз­ными, и, как покажет будущее, с их помощью будет уничтожена не одна сотня танков, боевых машин и дру­гих важных целей. Тем не менее уже в период войсковых испытаний первых ПТУР военные специалисты стали понимать, что полученное противо­танковое средство далеко не столь совершенно и нуждается в дальней­шем развитии. Действительно, навод­чик должен был обладать воистину «железными» нервами, чтобы, нахо­дясь под обстрелом, не меняя пози­ции, обнаружить цель, произвести запуск ПТУР, а затем в течение всего полетного времени ракеты (10-25 секунд) успевать одновременно отсле­живать не только маневры цели, но и ракеты и пытаться манипуляциями с джойстиком пульта управления вывес­ти ее на цель.

Неудивительно, что требования к новобранцам, направлявшимся в ПТУР-команды, были одними из самых высоких в войсках.

Поднять эффективность ПТУР можно было только путем создания новых противотанковых ракетных ком­плексов, использующих иные методы наведения. Их у разработчиков остава­лось не так уж и много — полуавтома­тическое наведение и самонаведение. Реализация любого из указанных мето­дов была значительным шагом вперед.

При стрельбе из ПТРК, приме­няющих метод полуавтоматического наведения, от наводчика требовалось выбрать цель, совместить с ней при­цельную марку прибора наведения, произвести запуск ракеты и далее удерживать марку на цели до попа­дания ПТУР. Система управления по бортовому источнику излучения раке­ты (трассеру, лампе) определяла коор­динаты текущего местоположения ПТУР и корректировала ее полет так, чтобы она летела туда, куда «смотрит» центр прицельной марки. Таким обра­зом, с наводчика снимались функции глазомерного контроля за правиль­ностью направления полета ракеты и корректировки ее курса.

При стрельбе из ПТРК, применя­ющих ракеты с самонаведением, рабо­та наводчика вообще сокращалась до минимума. Ему оставалось только выбрать цель, произвести целеуказа­ние, получить подтверждение о захва­те цели головкой самонаведения и осуществить запуск ПТУР. Далее раке­та следовала к цели самостоятельно. Наводчику уже не было нужды быть привязанным к своей позиции в тече­ние всего полета ПТУР. и сразу после запуска ракеты он мог переключиться на выполнение другой задачи. Именно отсюда и происходит название комп­лексов подобного типа — «выстрелил и забыл».

Совершенно очевидно, что из рассмотренных методов наведения наиболее привлекательным явля­лось самонаведение. Однако в начале 1960-х годов его реализация при всех несомненных плюсах вызывала боль­шие сомнения как с позиций надеж­ности распознавания цели, так и сто­имости будущей ПТУР. На этом пути еше предстояло решить очень многие технические проблемы, требовавшие проведения масштабных исследова­тельских работ, причем рассчитывать на их успешное завершение в ближайшей перспективе явно не приходилось.

В то же время существовавший на тот момент уровень технического раз­вития позволял в кратчайшие сроки разработать и организовать произ­водство ПТУР, использующих полуав­томатический метод наведения. Бла­годаря этому можно было избавиться от основных недостатков ручного наведения и существенно повысить эффективность этого вида воору­жения. Немаловажным было то, что установка подобных ПТУР на подвиж­ных носителях (танках, вертолетах, катерах, бронемашинах) обеспечивала возможность ведения эффективной стрельбы с ходу.

ПТУР первого поколения к тому времени уже устанавливали на вер­толетах, однако попытки их боево­го применения заметного успеха не имели, и попадания носили скорее случайный характер. А вот вероят­ность поражения противником вер­толета, осуществившего запуск ПТУР и неподвижно зависшего на 15-20 секунд на расстоянии двух-трех кило­метров, была очень высока.

Начало работ по созданию второ­го поколения ПТУР приходится на 1961 — 1964 годы. Инициатива здесь прина­длежала разработчикам из стран НАТО.

При разработке новых ПТРК была проделана очень большая работа, сопровождавшаяся исполь­зованием самых последних достижений в науке и тех­нике. В этих комплексах понятие «принципиально новое» относится практи­чески к каждому элементу конструкции — от приборов наведения до раскрываю­щегося оперения ракет.

В сравнении с боевы­ми частями (БЧ) перво­го поколения БЧ лучших новых ракет при равной массе имели в 1,5-2 раза большую бронепробиваемость. Средние полетные скорости новых ПТУР увеличились по отношению к первому поколению с 80-140 м/с до 160-200 м/с. Значи­тельно сократилось время на перевод переносных ПТРК из походного поло­жения в боевое и, как правило, стало составлять менее минуты. Минималь­ная дальность эффективной стрельбы сократилась с 300-500 м до 50-75 м. Появилась возможность атаковать цели с коротких дистанций и ночью. Оператором новых ПТРК теперь мог стать практически каждый, причем на его обучение уходило максимум несколько часов. Проведенные за рубежом исследования показали, что уже через десять минут после десан­тирования с вертолета боевые расчеты могли поражать установленные цели с такой же эффективностью, как в усло­виях полигонных стрельб с неограни­ченным временем подготовки. Даже полетный стресс и вибрация винток­рылой машины не сказывались на работоспособности наводчика!

Разработка ракет в СССР и Европе началась чуть позже, примерно в 1963-1964 годах. Поступают на вооружение ПТРК второго поколения в Европе в начале 1970-х годов. Во Франции и Германии это возимый ПТРК НОТ, принятый на вооружение бундесве­ра в 1974 году, и переносной MILAN, начало поставок которого в войска Франции и ФРГ приходится соответс­твенно на 1972 и 1974 годы. Обе ПТУР разработаны франко-германским кон­церном Euromissile. Создание концер­на уже само по себе явилось большим достижением, поскольку позволило объединить научный и технический потенциал двух стран и решить мно­гие проблемы со сбытом нового ору­жия.

Что же отличало в то время как сами ПТРК, так и процессы их разра­ботки и внедрения?

Концептуально и в НАТО, и в СССР все сходились к тому, что в пехотной части должно быть как минимум два типа комплекса. Пере­носной с дальностью действия 1.000— 2.000 м для использования в составе отделения или взвода с обслуживани­ем расчетом из одного или двух чело­век и носимо-возимый или просто возимый тяжелый ПТРК с дальностью действия до 4.000 м ротного или бата­льонного звена. Максимальная масса переносимого элемента (всего ПТРК, боеприпаса или пусковой установки с прибором наведения) не должна пре­вышать 28 кг.

Логика построения конструкции будущих ПТРК была также у всех при­мерно одинаковой.

Чтобы система управления раке­той могла работать, ПТУР сразу после старта должна была попасть в поле зрения прибора наведения (ПН). Точ­нее, не сама ПТУР, а источник бор­тового излучения ракеты (трассер, лампа-фара и т.д.). Это означало, что ПН должен быть всегда четко сори­ентирован относительно направления запуска ракеты, т.е. быть жестко свя­занным с пусковой установкой.

Очевидно, что в этом случае уменьшение массо-габаритных харак­теристик ПТРК достигалось, если прибор наведения, наводчик и ПТУР располагались как можно более ком­пактно. Как следствие, чтобы не вызвать повреждения ПН и наводчи­ка продуктами сгорания порохового заряда стартующей ПТУР, напраши­валось решение запускать ракету из транспортно-пускового контейнера (ТПК).

Требования к ТПК были также понятны: он должен был быть лег­ким, прочным, не иметь остаточных деформаций при небольших ударах и являться герметичным, чтобы обес­печивать долговременное хранение ПТУР в широком диапазоне темпера­тур. Наиболее оптимальным материа­лом для этого могли быть композиты, а точнее одна их разновидность — стек­лопластики.

Для передачи команд управления лучше всего подходила отработанная на первом поколении ракет проводная линия связи. Это в свою очередь означало, что запуск ПТУР из ТПК по существу мог быть обеспечен толь­ко двумя способами: при помощи стартовой двигательной установки (СДУ), расположенной на ракете, или вышибной двигательной установкой (ВДУ), находящейся в пусковом кон­тейнере.

СДУ представляет собой обычный пороховой реактивный двигатель. Тем не менее, несмотря на кажущуюся простоту идеи, решить задачу раз­гона ПТУР при помощи СДУ оказа­лось очень сложно. Причина главным образом была связана с зависимос­тью скорости горения пороха от его начальной температуры. Время горе­ния заряда, а следовательно, и длина участка разгона сильно изменяются в зависимости от температуры окру­жающей среды, и поэтому существу­ет риск выхлопа продуктов сгорания заряда СДУ в лицо наводчика. Чтобы не допустить подобного явления и ускорить процесс горения пороха, приходится поднимать давление в камере сгорания двигателя, а это в свою очередь приводит к увеличению массы СДУ и стартовых перегрузок.

Использование ВДУ позволяет избавиться от недостатков предыду­щего варианта, но тоже имеет свои проблемы. ВДУ устанавливается внутри ТПК и не связана с ракетой. Принцип работы ВДУ несложен. При сгорании расположенного внутри нее порохового заряда образуются газы, которые через отверстия в корпусе попадают вовнутрь пускового кон­тейнера и создают давление в заснарядном пространстве. С помощью этого давления ПТУР выбрасывается из контейнера. Основная проблема заключается в том, как компенсиро­вать возникающую при этом неурав­новешенность системы, или, проше говоря, импульс отдачи.

Такой в разных странах (незави­симо друг от друга) виделась логика построения будущих ПТРК. Практи­ческая реализация концепции у всех происходила по-разному.

Для получения объективной кар­тины при оценке некоторых особен­ностей первых ПТУР второго поко­ления не будем увязывать конструкторско-технологические характерис­тики созданных ПТРК с объемами их продаж. Поскольку умение делать и умение продавать — это два часто не взаимосвязанных вида деятельности, каждый из которых требует проявле­ния таланта.

в каком году появились первые птуры. 6. в каком году появились первые птуры фото. в каком году появились первые птуры-6. картинка в каком году появились первые птуры. картинка 6. Родиной ПТРК является ГерманияПри таком подходе один из самых известных противотанковых ракетных комплексов TOW с конструкторской точки зрения окажется весьма слабой разработкой. Конечно, если, как это делалось в США, TOW рассматривать как прямую замену американского 106-мм безоткатного орудия М40, то получится, что он превзошел его по всем основным параметрам и, конеч­но, просто не мог быть не принят на вооружение.

Старт ракеты производится с использованием СДУ. Казалось бы, такая относительно небольшая отри­цательная температура боевого при­менения должна была снять все про­блемы с разработкой СДУ. Тем не менее даже при таких льготных усло­виях американским специалистам не удалось создать конструкцию СДУ с пороховым зарядом, который гаран­тированно сгорал бы в пределах ТПК. Эта принципиальная неудача повлек­ла за собой появление целого ряда дополнительных устройств: тяжелой пусковой трубы, защищающей аппа­ратуру и наводчика от выхлопа про­дуктов сгорания порохового заряда, ее крепежа к пусковой установке, уст­ройств отсечки проводов управления. срабатывающих после истечения вре­мени полета ПТУР и немало попор­тивших нервов при испытаниях и т.д.

Ни по полученным в итоге массо-габаритным характеристикам аппара­турного отсека и рулевого привода, ни по эффективности использования занимаемого объема эта ПТУР не может являться примером.

В конструкции оболочки ТПК TOW используется четыре вида ком­позиционных материалов, и он пред­ставляет самую сложную конструкцию пускового контейнера. Причем едва ли обоснованную как с конструктор­ской, так и с технологической точки зрения.

При анализе ПТУР TOW различ­ного года выпуска видно стремление разработчиков искусственно увели­чить стоимость первых боеприпасов за счет использования дорогостоящих материалов. Возможной причиной может быть желание в будущем получить больший выигрыш по прибыли путем замены дорогих материалов на обычные.

Иначе трудно объяснить, почему направляющие башмачки пер­вых ПТУР изготовлены из фторопласта стоимостью 20-30$/кг. который затем был заменен на полиэтилен стоимос­тью 1-2$/кг, или корпус воспламени­теля разгонного двигателя, первона­чально изготовленный из нержавею­щий стали, затем стал заменяться на обычную ржавеющую и т.д. В этой связи, кстати, меня мало удивили сообщения о случаях разрыва СДУ в момент старта, поскольку еще ранее при демонтаже некоторых из них нами были обнаружены следы сильной кор­розии на внутренней поверхности корпусов двигателей.

Есть ли что-то в ПТУР TOW, на что стоит обратить внимание? Несомнен­но. Например, компактный бортовой источник излучения. За счет модули­рованного сигнала он обеспечивает ПТРК один из лучших уровней поме­хозащищенности. Также представляет интерес оригинальная малоотходная технология изготовления крыльев и рулей, конструкция и исполнение обоих двигателей ПТУР, корпуса кры­льевого отсека (метод обратной штам­повки). Сборка ПТУР интересна тем, что не предусматривала демонтаж и велась с использованием безударных заклепок, винтов-саморезов. Отсеки ПТУР соединялись между собой при помощи закатки краев одного отсека в проточки следующего. Для электросоединения бортовой аппаратуры использовался гибкий многожильный плоский кабель и т.д.

Недостатки ПТРК мало сказались на объемах его продаж. Организа­ция производства и сбыта продукции военного назначения — это та область, где тягаться с американскими деловы­ми людьми очень трудно. Чего стоит только сделка «Иран—контрас»! Надо было суметь продать в середине 1980-х годов с оружейных складов Израиля тысячи ПТУР Ирану, уже ставшему на антиамериканский и антиизра­ильский путь, и при этом заработать очень неплохие деньги, которые затем использовать для очень сомнительных операций.

ПТРК TOW до сих пор является одним из самых дешевых по стоимос­ти и это при том, что рабочие амери­канских ракетных компаний всегда получали весьма неплохую зарплату. Профессионально поставленный мар­кетинг, использование государствен­ных рычагов не только вывели тяже­лый ПТРК в разряд самых продавае­мых в мире (к 1990 году было продано более 500.000 ПТУР), но и обеспечи­ли его производство в течение более чем 35 лет. Для сравнения, ПТУР НОТ — комплекс такого же класса, только гораздо лучший, был продан в количествах всего 85.000 шт. Бли­жайшим к TOW по масштабам выпус­ка оказался ПТУР MILAN, который был произведен в количестве 350.000 шт. При этом не будем забывать, что MILAN- это ПТУР средней дальности (75-2.000 м).

В то же время используемые в конструкции ПТРК конструкторско-технологические решения и сегодня не могут не поражать своей ориги­нальностью. Это первая и единствен­ная выпущенная ПТУР, в которой скорость полета ракеты и корректи­ровка ее курса обеспечиваются шес­тьюдесятью импульсными двигателя­ми, срабатывающими попарно при­мерно через каждые 0,3 секунды.

ПТУР очень технологична в про­изводстве. Более 90% деталей раке­ты изготавливаются штамповкой на высокопроизводительном прессовом оборудовании. Основной материал конструкции — легкообрабатываемые алюминиевые сплавы.

По используемым технологи­ческим решениям видно, что этот ПТРК собирались выпускать в очень больших количествах. В свое время в печати называлась цифра 1.000.000 штук. Именно поэтому практически все процессы производства деталей и сборки узлов ПТУР были механи­зированы или автоматизированы с применением самого современного оборудования.

Для изготовления ТПК использо­валось специальное плетильное обо­рудование: 158 стекложгутиков, про­питанных эпоксидным связующим, переплетаясь между собой по задан­ной программе, формировали слож­ный профиль ТПК с заложенными в него элементами крепежа.

Процессы установки радиодеталей на платы аппаратурного отсека и их пайки осуществлялись в автомати­ческом режиме. Вся разводка выпол­нялась с использованием фигурного плоского кабеля с медными шинами переменной ширины.

Корпуса импульсных двигателей ракеты изготавливались штамповкой на прессах-автоматах. Их крепеж к панелям корпуса ПТУР осуществлял­ся при помощи напрессовки на сопло двигателя алюминиевого колпачка, одновременно играющего роль фор­сажной мембраны.

Конструкция ВДУ является самой простой среди всех ПТУР, использую­щих данную схему запуска. Стальной корпус изготовлен раскаткой. Дно — штамповкой. Выход газов в ТПК про­исходит через обыкновенные отверс­тия, просверленные в передней части корпуса ВДУ, и никаких специально сделанных сопловых вкладышей, как на «Фаготе» или «Конкурсе». Крепеж ВДУ к ТПК осуществлялся при помо­щи силовых заклепок. Применение такой упрошенной конструкции стало возможным благодаря особой форме хвостовой части ТПК. Это своего рода камера, в которой поступающие из ВДУ пороховые газы разделяются на два потока: один создает давление в заснарядном пространстве и выбра­сывает ракету, другой компенсирует импульс отдачи.

Очень просто выполнен бортовой источник излучения. Он представля­ет фигурный пластмассовый рефлек­тор с позолоченными отражающими поверхностями, в которых установле­ны четыре обычные лампочки, перед которыми при помощи электромотор­чика вращается решетчатый диск, чем и обеспечивается модуляция сигнала. Снаружи эта сборка прикрыта толс­тым темно-вишневым пластмассовым светофильтром, изготовленным из литьевой пластмассы.

При этом самое интересное состо­ит в том, что хвост ракеты открыт.

Пороховые газы ВДУ (от действия которых на ПТУР «Фагот» и «Кон­курс» защищаются очень сложными устройствами, закрывающими отра­жатель, а в ПТУР MILAN поршнем, наличие которого сильно усложни­ло конструкцию боеприпаса) здесь напрямую воздействуют на катушку проводной линии связи и пластмассо­вый светофильтр, и тем не менее все работает нормально. Показатели тех­нической надежности ПТУР вполне удовлетворительны и по разным дан­ным составляют от 91 до 93%.

У европейских союзников США был свой взгляд на решение задачи. Здесь очень основательно подошли к проектированию буквально каждого узла. В конструкциях тяжелой ПТУР НОТ и переносной ПТУР MILAN, выпушенных концерном Euromissile, присутствует общий конструкторско-технологический подход, хотя есть и некоторые отличия.

На ракетах установлены самые лучшие БЧ по показателям бронепробиваемости. Ни у нас, ни в США с ними не могла сравниться ни одна БЧ ракет равного класса.

При оценке этих ПТУР создается впечатление, будто для разработчиков вообще не существовало ограничений на применяемые материалы и тех­нологии. Основные конструктивные материалы, использовавшиеся при производстве ПТУР, — это алюминиевые сплавы, литьевые пластмассы и композиты (стеклопластики). Тако­го разнообразия пластмасс нет ни на одной ПТУР. Интересных решений много, вот лишь некоторые из них.

Представляет интерес выбранная схема запуска ПТУР MILAN. Здесь также используется ВДУ. Конструктивное исполнение схемы предопре­делило наличие поршня, который предназначен для защиты хвостовой части ракеты от воздействия порохо­вых газов ВДУ.

Конструкция ВДУ этой ракеты отличается от всех известных. Техно­логию ее изготовления скорее следует рассматривать как своего рода вызов общепринятым нормам. Корпус ВДУ имеет форму кокона и изготовлен из стеклопластика по технологии намот­ки. Но самое необычное в этом то, что намотка производится на пластмассо­вую оболочку, внутри которой находится пороховой заряд. Такой техпроцесс сразу переводит технологию производства ВДУ в разряд пожаровзрывоопасных. Что лежало в основе принятого реше­ния, в данном случае непонятно.

В соревновании с Западом отечественным раз­работчикам пришлось одновремен­но и трудно и легко. Трудно — из-за отсталости технологической базы. Этим всегда принципиально отлича­лось положение западных и отечест­венных инженеров. Если у них разра­ботчик практически не был стеснен в выборе ни материалов, ни техпроцессов (лишь бы они были или их можно было произвести), то в СССР перед ним вопрос чаще ставил­ся так — делай из того, что имеется в наличии, и на том, что есть в твоем министерстве. Причем делай так, чтобы было не хуже, чем на Западе.

Такой подход заметно тормозил раз­витие производственной базы. Зачас­тую новые разработки материалов или оборудования осуществлялись только тогда, когда без них уже просто нельзя было обойтись. Отсутствие современ­ных композиционных материалов и станков для их обработки, техноло­гий монтажа и пайки радиодеталей, ограниченный выбор крепежных эле­ментов — все это накладывало огра­ничения на творческие возможности конструкторов и технологов. Сумрак механических и инструментальных цехов времен царской постройки, скученность и изношенность обору­дования, замасленные полы и гряз­ная спецодежда рабочих — в 1970-е годы это было обычным явлением для предприятий, занятых в оборон-проме выпуском малогабаритных управляемых ракет. Справедливос­ти ради следует отметить, что такая характеристика никогда не касалась сборочных участков, где всегда мак­симально соблюдались требования к культуре производства.

в каком году появились первые птуры. 1. в каком году появились первые птуры фото. в каком году появились первые птуры-1. картинка в каком году появились первые птуры. картинка 1. Родиной ПТРК является ГерманияОтечественные ПТУР 9М111 «Фагот» и 9М113 «Конкурс» — это две унифицированные конструкции, или, как любят говорить в таких случа­ях на Западе, «Конкурс» — это тот же «Фагот», только накачанный стерои­дами. По исполнению и конструктив­ному совершенству отдельных узлов обе конструкции ничем особым не выделяются. Старт обеих ракет про­изводится с использованием ВДУ. Это довольно сложная конструкция, но она и не могла быть иной при выбран­ной схеме уравновешивания. Порохо­вые газы в данном случае истекают как через передние сопловые отверстия для создания давления внутри кон­тейнера и выброса ракеты, так и через хвостовой сопловой блок для частич­ного уравновешивания отдачи. В итоге импульс отдачи компенсируется как реактивной силой, возникающей от потока пороховых газов, выходящих через просвет между корпусом ВДУ, так и от потока газов из расположен­ного в хвостовой части ВДУ соплово­го блока. Такая схема требует очень тщательной отработки заряда ВДУ и довольно жестких допусков на разме­ры деталей ВДУ и ТПК.

Принципиальным отличием этих ПТУР от других является использова­ние аэродинамической схемы «утка» (аэродинамические рули располага­ются в головной части ракеты). Позже на «Метисе» (9М115) и других ПТУР тульским разработчикам оригиналь­ными решениями удастся довести рулевые машинки этого типа до совер­шенства, сделав их очень компактными, необычайно легкими и просты­ми, однако на «Фаготе» и «Конкурсе» их массогабаритные характеристики оставляли желать лучшего.

Что же является наиболее удачным на отечественных ПТУР этой серии? Это разгонно-маршевые двигатели. По своим относительным весовым характеристикам они превосходят все зарубежные аналоги и при этом изго­тавливаются с использованием произ­водительных технологий штамповки, раскатки и сварки.

При обсуждении отечественных противотанковых управляемых ракет нельзя не упомянуть о ПТУР 9М115 «Метис». Она занимает особое место. Несмотря на слабую боевую часть, эта ракета поражает оригинальнос­тью конструкторско-технологических решений. Среди всех известных ПТУР трудоемкость ее изготовле­ния является наименьшей. В немалой степени этому способствовало отсутствие на ней гироскопа — всегда одного из самых дорогих и сложных узлов на ракетах этого в каком году появились первые птуры. 3. в каком году появились первые птуры фото. в каком году появились первые птуры-3. картинка в каком году появились первые птуры. картинка 3. Родиной ПТРК является Германияпоколения. Инфор­мация об угловом положении ракеты, поступающая в других ПТУР в систему управления благодаря наличию гироскопа, здесь передается через излучение трассера, вынесенно­го на консоль оперения вращающейся ракеты и который видит прибор наве­дения.

Ракета выполнена по любимой тульской схеме «утка», но в отличие от «Фагота» и «Конкурса» ее рулевая машинка компактна, проста и имеет небольшую массу. Для перекладки рулей здесь используется энергия пото­ка набегающего воздуха.

Интересно, что даже с организаци­онной точки зрения процессы разра­ботки и производства противотанко­вых ракет у нас, в Европе и США во многом принципиально отличались.

В США, после того как наконец выпуска­лось ТЗ, оно направ­лялось на рассмотре­ние в известные фирмы отрасли, число которых могло доходить до несколь­ких десятков. Фирмы проводили про­работку ТЗ, при этом некоторые из них практически сразу отказывались от участия в дальнейшей конкурен­тной борьбе. Заказчик рассматривал итоги работ первого этапа, отбирал 2-3 наиболее перспективных варианта, выделял деньги на финансирование их дальнейшей разработки и назна­чал дату будущих сравнительных испытаний. До этой стадии все рабо­ты обычно велись фирмами за свой счет. После выявления победителя он становился основным подрядчиком, а его бывшие конкуренты — субпод­рядчиками. Работу обычно доводили совместными усилиями. ПТРК при­нимался на вооружение, и заключался контракт на его производство и пос­тавку. И главное — основные элемен­ты конструкции ПТРК выпускались на собственной производственной базе фирмы-подрядчика.

Отличие европейского подхода от американского заключалось в том, что там не было столь жесткой внутренней конку­ренции при разработке ПТУР. Европейские страны обладали гораздо меньшим промышлен­ным потенциалом в сравне­нии с США и потому не могли себе позволить такой роскоши, как внутренняя конкуренция. Чтобы сократить затраты и противостоять своему большо­му союзнику на рынке воору­жений, они пошли на объеди­нение усилий своих уже хорошо себя зарекомендовавших фирм. Созданный таким образом в 1963 году франко-германский концерн Euromissileна базе двух фирм NordAviation(Фран­ция) и МВБ (ФРГ) неплохо справился с поставленной задачей и наладил выпуск эффективных ПТРК, причем опять же на собствен­ной производственной базе.

в каком году появились первые птуры. 4. в каком году появились первые птуры фото. в каком году появились первые птуры-4. картинка в каком году появились первые птуры. картинка 4. Родиной ПТРК является ГерманияВ СССР решения о начале разра­ботки давались не просто, но все же быстрее. Также, как и в США, на начальном этапе разработка пер­спективного вооружения поруча­лась нескольким КБ. Принципи­альным отличием от западных схем было то, что эти КБ имели произ­водственную базу, рассчитанную на изготовление только мелких серий опытных образцов ПТУР. Победителю конкурсных испы­таний под производство нового изделия выделялся завод, иногда расположенный за сотни километ­ров от КБ-разработчика и имевший свой собственный станочный парк. Начиналась работа по пере­даче документации, дооснащению завода новым оборудованием и доработке конструкции изделия и технологии его изготовления с учетом особенностей местного производства. А поскольку у каждого из исполните­лей был свой взгляд на внедрение и свое собственное руководство, то этот процесс, как правило, сопровождался многочисленными проблемами, свя­занными с согласованием технической документации, отработкой технологии изготовления деталей и т.д.

Главный плюс для отечественных разработчиков заключался в том, что они были избавлены от проблем завое­вания рынков сбыта — основной голо­вной боли за рубежом. Конкуренция в СССР была чисто внутренней между двумя, максимум тремя КБ. Далее, после освоения производства, изделие победителя без проблем поступало на вооружение СССР, стран восточно­го блока, а также иных государств, не приемлющих политику Запада.

Организация вооружения частей противотанковыми ракетными комп­лексами за рубежом и в СССР также значительно отличалась. На вооруже­нии конкретной дивизии североат­лантического блока могло находиться только два типа ПТРК. В США и некоторых других странах это были пере­носной Dragon с дальностью действия до 1.000 м и тяжелый носимо-возимый TOW с дальностью действия 3.000 м, позднее увеличенной до 3.750 м.

В частях ФРГ и Франции на воо­ружении стояли переносной ПТРК МILAN с дальностью действия до 2.000 м и возимый НОТ с дальностью дейс­твия 4.000 м.

К началу 1980-х годов в СССР на вооружении оказалось сразу три ПТРК. Два переносных — 9К115 «Метис» и 9К111 «Фагот» с дальностью действия соответственно 1.000 и 2.000 м и один носимо-возимый 9К113 «Конкурс» с дальностью действия 4.000 м.

При этом если тяжелые ПТРК с дальностью действия до 3.000 — 4.000 м за рубежом стали вооружением не только наземных носителей, но и про­тивотанковых вертолетов, то в СССР вертолетные ПТУР не имели ничего обшего с наземными и представляли самостоятельные разработки, которых также было несколько типов. Таким образом, там, где на Западе обходились двумя типами ПТРК второго поколе­ния, в СССР их оказывалось как мини­мум четыре.

Вполне очевидно, что при таком подходе трудозатраты и расход матери­альных ресурсов на организацию ана­логичной противотанковой обороны с использованием ПТРК в СССР оказы­вались выше зарубежных.

Первое боевое применение ПТУР второго поколения приходится на начало 1970-х годов. Еще не успе­ло набрать обороты их производство, как они попали на поле боя. Лидера­ми здесь стали американцы. Это про­изошло в период, когда вьетнамская война уже вошла для США в самую тяжелую фазу. Весной 1972 года нача­лось очередное наступление вьетнамс­кой народной освободительной армии (НОА), сопровождавшееся широким применением бронетанковой техники. Для армии США и компании Hughes это был отличный шанс для оценки эффективности ПТУР TOW в реаль­ных боевых действиях. 14 апреля 1972 года департамент армии отдает распо­ряжение о направлении двух боевых вертолетов, оснашенных ПТРК TOW, во Вьетнам. С присушей американ­цам энергичностью они оперативно сформировали из опытных специалис­тов ПТУР-команду и направили ее во Вьетнам вместе с несколькими тысяча­ми новых ПТУР.

Буквально с ходу была организова­на подготовка боевых расчетов из лич­ного состава действующей американской армии и их южно-вьетнамских сателлитов. Дополнительно во Вьет­нам были доставлены сотни джипов, приспособленных для стрельбы ПТУР TOW, и наземных пусковых установок. Не прошло и месяца, как армия США уже располагала десятками подготов­ленных наводчиков.

Сегодня нашим разработчикам приходится трудиться в гораздо более сложных условиях, чем три-четыре десятилетия назад, и тем не менее они являются лидерами по оригинальнос­ти многих конструкторских решений, а если судить по реакции США, то пос­тепенно достигаются успехи и в облас­ти продаж.

(Олег АГАФОНОВ, журнал «Солдат удачи», 9-10/2006)

Увеличение кратности бинокля при прочих равных условиях ведет к потере качества наблюдения в темноте. В бинокль кратностью выше 8-10 наблюдать можно только со штатива, иначе дрожание рук ощутимо «смазывает» картинку. Оптимальными для полевых условий являются бинокли 6х30, 7х35, 8х40.

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *