в каком году появились кыргызы

В каком году появились кыргызы

Процесс развития этой общности и образования на ее основе народности прервало монгольское нашествие.

Итак, вплоть до начала XIII в. на территории современного Кыргызстана формировалась тюркоязычная этническая общность, генетически не имеющая ничего общего с кыргызами Южной Сибири, даже если учесть то обстоятельство, что в эпоху великодержавия (IX-X вв.) кыргызы заняли Восточный Тянь-Шань и подошли вплотную к границам Семиречья.

Здесь особое значение приобретает вопрос: долго ли кыргызы пробыли в Восточном Туркестане и в долине р.Или? Ответ на него связан с длительностью кыргызского великодержавия, которое, как отмечают большинство ученых, было сравнительно недолгим: уже в X в. основная масса кыргызов вернулась из Центральной Азии на Енисей. По всей видимости, в это же время они также ушли из Восточного Туркестана и пределов Семиречья. По крайней мере, во второй половине X в. войска Караханидов, достигшие в своих восточных и северо-восточных походах Таримской впадины (г.Куча и р.Иртыш), не встречали кыргызов ни в качестве врагов, ни в качестве союзников.

Это загадка, от ответа на которую зависит общая историческая оценка дальнейших судеб кыргызского этноса как в Средней Азии, так и в Южной Сибири. Тем не менее, как и двести лет назад, никто не может осмелиться сделать вывод. Правда, уже в XVIII в. высказывалось предположение о тождестве предков тянь-шаньских кыргызов с кыргызами Енисея, и оно свыше ста лет вполне соответствовало уровню развития исторической науки, так как было простым, стало привычным. Однако и тогда возникла мысль, что енисейские и тянь-шаньские кыргызы не имели ничего общего (Ч. Валиханов). В конце XIX в. впервые состоялась острая дискуссия между В.В. Радловым, убежденным сторонником переселения енисейских кыргызов, и Н.А. Аристовым, обосновавшим автохтон- ность происхождения кыргызов Тянь-Шаня.

В.В. Бартольд, автор первой книги о кыргызах, считал, что переселение кыргызов на Тянь-Шань происходило не в эпоху «великодержавия», а гораздо позже. Археолог А.Н. Бернштам в ряде своих работ обосновал гипотезу о поэтапном, растянувшемся более чем на тысячелетие переселении енисейских кыргызов на Тянь-Шань. Однако эта гипотеза не получила признания в дискуссии и решениях специальной сессии, занимавшейся проблемой этногенеза кыргызского народа. Сложившуюся ситуацию наиболее точно охарактеризовал этнограф С.М. Абрамзон: «Если в настоящее время давно стала очевидной невозможность отождествления енисейских и тянь-шаньских кыргызов, то столь же очевидна необоснованность полного отрицания и некоторых этногенетических связей между ними».

Первый шаг вперед в затянувшейся дискуссии сделал К.И.Петров, выдвинув положение о промежуточной зоне между Енисеем и Тянь-Шанем, которая находилась в Обь-Иртышском междуречье. Там и смешивались кыргызские, кимакские и другие племена, а вновь образовавшийся этнический субстрат с этнонимом «кыргыз» переселился на Тянь-Шань в XIII-XV вв. С критикой идеи выступил О.Караев, который продолжал отстаивать точку зрения о переселении на Восточный Тянь-Шань енисейских кыргызов еще в IX-X вв. Мысль о возможности проникновения военных отрядов кыргызов в Чуйскую долину, не связывая это проникновение с массовым переселением, высказал ленинградский ученый Д.Г. Савинов.

Гипотезу о промежуточной зоне развил С.М.Абрамзон, полагавший, что на территорию современного Кыргызстана переселились не преимущественно енисейские кыргызы, а в основном тюркоязычные племена, обитавшие ранее в Восточном Притяньшанье, отчасти в Прииртышье и на Алтае. Ряд новых предложений относительно происхождения кыргызов внесли авторы первого тома пятитомной «Истории Киргизской ССР», обосновав положение об изменении сущности термина «кыргыз», который в IX-X вв. и позже стал не столько этнонимом, сколько этнополитонимом: термином «кыргыз» обозначались не главным образом кыргызские по происхождению племена, но и другие, которые им подчинялись. Промежуточной зоной формирования кыргызского народа, по их мнению, стала область с названием Кыргыз, находившаяся на Алтае и в Прииртышье.

Как видно, проблема взаимоотношений енисейских и тянь-шаньских кыргызов еще не прояснилась окончательно. Поэтому и по сей день продолжается дискуссия между сторонниками гипотезы о прямом переселении енисейских кыргызов, как уже сложившейся народности, в IX в. на Тянь-Шань и сторонниками новой концепции о сложении кыргызской народности в результате слияния местных, древнетюркских и монгольских племен с пришлыми кыргызскими племенами, переместившимися на Тянь-Шань в середине XV в. с Алтая и из Прииртышья.

Представляем концепцию авторов главы об этногенезе кыргызского народа первого тома четвертого издания «Истории Киргизской ССР», которые придают важное значение промежуточному, алтайскому этапу этногенеза кыргызского народа (X-XIV вв.), сыгравшему решающую роль в становлении центральноазиатского протоядра кыргызского этноса.

В настоящее время перспективной представляется идея о промежуточной между Енисеем и Тянь-Шанем территориальной зоне, где в IX-XI вв. расселялись енисейские кыргызы и, взаимодействуя с местными народами, в течение последующих веков обрели свое новое этническое лицо. Такой зоной могли быть Восточный Тянь-Шань, Джунгария или Алтай, включая и монгольский Алтай. На наш взгляд, ключ к решению проблемы могут дать кыргызское эпическое наследство и лингвистика: во всех вариантах эпоса «Манас» родиной героя назван Алтай; современный язык кыргызов входит в одну группу с языком алтайцев, но совсем не в ту, в которую включены языки древних енисейских кыргызов, хакасов и тувинцев.

Анализ источника позволяет сделать, по крайней мере, два важных вывода. Во-первых, термин «кыргыз» в X в. приобретает не только этническое, но и политическое значение. Кыргызами теперь называют и племена на р.Енисей, которые являлись кыргызскими по своему происхождению, и другие тюркоязычные племена, вошедшие в государство кыргызов. Этноним, как это было принято в Центральной Азии со времен гуннов, стал этнополитонимом. Во-вторых, этнокультурное влияние кыргызов на Горный Алтай и несколько западнее его наглядно подтверждают археологические материалы.

в каком году появились кыргызы. 7629c94a9309f52b37cfc9911f1c8489. в каком году появились кыргызы фото. в каком году появились кыргызы-7629c94a9309f52b37cfc9911f1c8489. картинка в каком году появились кыргызы. картинка 7629c94a9309f52b37cfc9911f1c8489. Процесс развития этой общности и образования на ее основе народности прервало монгольское нашествие.

В.Мокрынин, японский проф. Като и В.Плоских на раскопках

Таким образом, в Горном Алтае и в примыкающем к нему Прииртышье (включая истоки реки) в течение IX-XII вв. сложилась тюркоязычная этническая общность из енисейских кыргызов и местных тюркоязычных племен, входивших в кимакско-кыпчакскую группировку. В культурном отношении они уже мало чем походили на коренных енисейских кыргызов, но сохраняли общее самоназвание «кыргыз». В этой этнической среде вполне могло существовать и двойное название «кыргыз-кыпчак», зафиксированное в эпосе «Манас».

Нашествие монголов привлекло на территорию Кыргызстана монгольские и подвластные им южносибирские тюркские по происхождению племена, которые частично вытесняют, частично ассимилируют местных тюрок. Оседло-земледельческое население вынужденно покидает разоренные города. О собственно кыргызах XIII-XIV вв. сведений крайне мало, только известно, что в 1260 г. в стране Кыргыз учредил свою ставку монгольский царевич Арик Бука, враждовавший со своим верховным ханом. Затем области Енисея и Алтая вошли в государство Хайду, административный центр которого находился в Чуйской долине. Конец XIII в. был очень тяжелым для кыргызов: монгольские феодалы неоднократно переселяют множество кыргызских семей с их родины в Маньчжурию, Монголию и Китай.

В истории монгольской династии Юань под 1295 г. отмечено, что часть кыргызов, занимавших Горный Алтай, тоже переместили в провинции Шаньдун. Земли Прииртышья и Алтая, которые прочно удерживал Хайду, позже стали северо-восточными пределами Моголистана. Проследить этническую историю моголистанских кыргызов чрезвычайно трудно, так как в XIV-XV вв. мусульманские авторы зачастую обозначали их общими терминами «чагатаи», «джете» или «моголы, а лучший знаток истории народов Моголистана, могол по происхождению Мухаммед Хайдар, прямо писал: «Кыргызы тоже из могольских племен». Однако он же отметил: они держались обособленно от остальных могольских племен, потому что еще не приняли ислам, «как прежде, оставались во власти неверия». Кыргызы жили в удаленных от культурных мусульманских центров высокогорных лесных районах страны, тогда как значительная часть моголов жила в городах Восточного Туркестана.

Во второй половине XV в. Моголистан пришел в упадок из-за постоянных усобиц и опустошительных набегов соседей. На землях Семиречья и Тянь-Шаня значительно сократилось население. Воспользовавшись этим, кыргызы стали постепенно занимать их, а к 1510 г., как писал Мухаммед Хайдар, «никто из моголов не мог оставаться в Моголистане из-за кыргызов».

Таким образом, зафиксированные в независимых друг от друга источниках «Си-юй чжи» и «Джаваб-намэ» генеалогические предания самих кыргызов однозначно указывают на вторую половину XV в. как важнейший этап в истории кыргызского народа, связанной с территорией Тянь-Шаня.

Источник

В каком году появились кыргызы

В последнее время мы очень часто говорим о распространении положительного имиджа Кыргызстана в мировом сообществе, однако при этом часто забываем, что наша древнейшая история – это и есть положительный имидж.

Из приведенных в данной статье исторических документов западных исследователей и ученых (хотел бы особо подчеркнуть, что не кыргызских) наглядно видно, что кыргызы имели свою государственность еще в I-IX веках н.э. в Урало-Алтайском регионе. К примеру, монголы появились в VIII веке н.э., Киевская Русь образовалась в IX веке. Это значит, что мы, кыргызы, самая древняя нация в Центральной Азии с древнейшей историей, культурой, обычаями и традициями.

После обретения суверенитета и независимости в 1991 году многие республики бывшего Союза, а ныне независимые государства кинулись изучать и восстанавливать историческую справедливость своих народов, поскольку во времена коммунизма этого нельзя было сделать, так как все архивы были засекречены, а мы все были одной исторической общностью под названием советский народ. Не явился исключением и кыргызский народ, который хотел знать свою историю и правду, а также родословную, поскольку, как говорил один известный философ, «у народа, который не знает своей истории, нет будущего». Кроме того, история как наука является одним из важнейших предметов в мире, и ее изучение, в особенности исторических ошибок в прошлом, помогает народам избежать их в будущем. Ведь не зря говорят, что на ошибках учатся.

Я не являюсь профессиональным историком, и занимаюсь по долгу службы больше дипломатией, но меня очень заинтересовала история моего народа после посещения Монголии в декабре прошлого года. Когда я работал консулом Кыргызстана в Южной Корее, посол Монголии в Южной Корее пригласил меня в город Улан-Батор на празднование 800-летия Чингизхана. В программе пребывания были запланированы конференции, приемы, поездки в монгольскую степь. Однако кроме официальной программы мне самому удалось посетить исторический музей Монголии, который находится вблизи площади Сухэ-Батора, и открыть для себя сенсационные факты из истории кыргызского народа.

Империя гуннов III в. до н.э. – I в.н.э.

в каком году появились кыргызы. cf9a08f2b31b805823d85a9250a21dab 500 0 0. в каком году появились кыргызы фото. в каком году появились кыргызы-cf9a08f2b31b805823d85a9250a21dab 500 0 0. картинка в каком году появились кыргызы. картинка cf9a08f2b31b805823d85a9250a21dab 500 0 0. Процесс развития этой общности и образования на ее основе народности прервало монгольское нашествие.

Хотел бы особо подчеркнуть, что Монголия не была в составе СССР и имела возможности, в отличие от Кыргызстана, как суверенное государство беспристрастно изучать историю своего народа и собирать исторические документы. Войдя в исторический музей Монголии, уже с начала экспозиций я был шокирован историческими картами, датированными I-V веками нашей эры, на которых наглядно было видно, что наши предки, кыргызы, уже тогда проживали в Урало-Алтайском регионе на территории низовьев Енисея.

Далее меня уже поражали рунические надписи и стенды музея, на которых было упоминание о кыргызах. Я не знаю, знают ли наши историки-аксакалы о существовании этого музея в Монголии и исторических материалах, находящихся в нем. Но как мне видится, это одна из реальных версий истории кыргызского народа, причем написанная не самими кыргызами, а независимыми западными и китайскими учеными и подтвержденная русскими путешественниками. Кыргызы – один из древнейших народов в мире. Подтверждением этого являются исторические карты и рунические надписи на камнях, с которыми могут ознакомиться наши читатели и историки.

Одним из наглядных доказательств нашей древнейшей истории является кыргызский эпос «Манас», самая длинная поэма в стихах в мире, 1000-летие которого Кыргызстан и мировое сообщество отмечало в 1996 году. Несмотря на все перипетии истории – войны, победы и поражения, взлеты и падения, мы, кыргызы, смогли донести нашу государственность до сегодняшних дней, и наш национальный флаг реется перед зданием Организации Объединенных наций в Нью-Йорке. А ведь многие народности в историческом прошлом, такие как усуни, тюргеши, карлуки, найманы, просто растворились как нации. Даже уйгуры, татары, калмыки не смогли сохранить свои независимые государства, мы, кыргызы, смогли. Значит, можем, если сильно захотим.

Некоторые могут задаться логичным вопросом: «А почему нас так мало и на маленькой территории?». Ответ простой: это участь всех древних наций. Например, посмотрите на сегодняшнюю Грецию и греков, или сегодняшний Рим, или тех же монголов, которые завоевывали половину мира. И я не удивлюсь, если, согласно гипотезе и исследованиям наших историков, Чингисхан окажется кыргызских кровей. Поскольку мы близки с монголами – потомками чингизидов – не только исторически, но и генетически. Ведь у каждого кыргызского и монгольского новорожденного дитя на копчике имеется синее пятнышко, которое называется в народе «монгольским пятном или седлом». И ни одна наука и медицина до сегодняшних дней не может объяснить этот феномен, объединяющий наши народы.

В современных условиях нашим идеологам и государству необходима национальная идея, которая помогала бы реформировать наше современное общество, поднять дух нации, объединить наши регионы и политические партии. Древнейшая история кыргызского народа могла бы стать ею, а также быть опорой для дальнейшего экономического и культурного развития. Кроме того, древнейшая история кыргызов могла бы стать национальным брендом Кыргызстана для мирового сообщества. Ведь золотовалютные запасы государства, также как и нефтедоллары, сегодня могут быть, а завтра их нет, но история народа будет всегда.

Нашу историю необходимо распространять через средства массовой информации, телевидение, и это должно стать приоритетом государственной политики в сфере идеологии. Нужна правительственная концепция и программа развития духовной жизни нашего общества. Ведь для этого у нас есть все необходимое, и самое главное – наша древнейшая история, которую, к большому сожалению, мы сами, кыргызы, не очень знаем и почитаем. У нас в Кыргызстане должны издаваться современные книги и учебники о нашей древнейшей истории и культуре. Мы должны ее знать, изучать и распространять как свое наследие. Наша молодежь и дети должны гордиться, что они родились и живут в Кыргызстане и являются гражданами своей страны, даже несмотря на временные экономические проблемы, которые, я уверен, мы сможем решить и уже решаем. Ведь народ с такой древней историей и духом достоин лучшего будущего.

В заключение я хотел бы представить вашему вниманию один из исторических стендов из государственного исторического музея Монголии – «Тюркский период 6-9 век н.э.» и его перевод с монгольского и английского языков, а также приложить исторические карты из данного музея с упоминанием о кыргызах, из которых читатели поймут, что кыргызы – самая древняя нация в Центральной Азии.

Тюркский период (VI-IX в.н.э.)

Алфавит кок-тюрков и его расшифровка

в каком году появились кыргызы. 2d37760dcc434ee7ea38488f7b752e54. в каком году появились кыргызы фото. в каком году появились кыргызы-2d37760dcc434ee7ea38488f7b752e54. картинка в каком году появились кыргызы. картинка 2d37760dcc434ee7ea38488f7b752e54. Процесс развития этой общности и образования на ее основе народности прервало монгольское нашествие.Культурные окрестности Кок-Тюрк были обнаружены западными учеными и исследователями, проводимыми с XVII века. В то же время в период исследований Енисейских памятников, обусловленных теми же целями, Николай Михайлович Ядринцев, направленный в Монголию Российским географическим обществом в 1898 году, обнаружил памятники Кол-Тигин и Билге-Каган, находящиеся в 400 км от Улан-Батора и в 60 км от развалин Каракорума и Балгасума, расположенных около озера Кочо-Цайдам.

Георг фон дер Гобелент (1840-1893) сделал перевод с китайского языка Кол-Тигинских надписей, а Габриэль Деверия (1844-1899) перевел с китайского языка текст Билге-Каганских надписей.

После опубликования в Финско-российском атласе каменных надписей, найденных в Орхоне, и перевода данных находок было получено подтверждение, что эти памятники относятся к Тюрскому Кагану и Тигинам. Началось состязание ученых в этой области по расшифровке данного алфавита. Это состязание было выиграно датским лингвистом Вильгельмом Людвигом Петером Томсэном (1842-1927).

Томсэн догадывался, что это был Тюркский текст. Он пытался определить количество знаков, которые не повторяются в этих двух памятниках. Он обнаружил 38 разных знаков. После этого он определил, что строки написаны сверху вниз, а столбцы справа налево, подобно китайскому письму. В 1893 году Томсэн расшифровал систему алфавита Кок-Тюрк. Томсэн письменно проинформировал Рэдлоффа о прочтении данных надписей. После этого он направил ему экземпляр своего отчета. Рэдлофф тоже начал публиковать информацию, собранную по этим двум памятникам. В то же время известный археолог, историк и этнолог Дмитрий Александрович Клементс (1848-1914) обнаружил Тонюкукские надписи в районе Баин-Цокто, находящиеся в 66 км от Улан-Батора.

В период с 1894 по 1899 гг. Рэдлофф первым прочитал и перевел 40 Енисейских, 10 Хайту-Тамирских и 6 Монгольских (Кол-Тигинских, Билге-Каганских, Тонюкукских и т.д.) надписей – всего 56, и завершил составление словарей и грамматики этих языков и оценил находку в различных аспектах.

Государство кок-тюрков (V-VII века)

Государство Кок-Тюрк появилось на исторической сцене в первой половине 5-го столетия н.э. Это государство было основано в 552 году н.э. во времена правления Бумин Хана, а его брат Истеми Хан был назначен Он-Окским правителем на западе.

Государство сяньби I-III в.н.э.

в каком году появились кыргызы. 4d87a26d0d6d6639bdd4419e3aa33761 500 0 0. в каком году появились кыргызы фото. в каком году появились кыргызы-4d87a26d0d6d6639bdd4419e3aa33761 500 0 0. картинка в каком году появились кыргызы. картинка 4d87a26d0d6d6639bdd4419e3aa33761 500 0 0. Процесс развития этой общности и образования на ее основе народности прервало монгольское нашествие.

После смерти Бумин Хана это государство переживало одно из своих сильных периодов во времена правления Мо-Хан Хана (552-572 гг.). Под предводительством Мо-Хан Хана процветали отношения с его южным соседом Китаем, и впервые в истории были установлены отношения с Византийской империей, являющейся далеким и не имеющим общих границ государством. Ввиду своей слабости последующие правители были вынуждены признать суверенитет Китая примерно в 630 году.

После 50-летнего рабства Кутлуг Тигин, являющийся членом имеющей глубокие корни и уважаемой тюркской семьи Берулер, вновь объединил тюрков и обеспечил им процветание. Кутлуг Тигин получил титул «Иттерис Хана», что означает «тот, кто объединяет провинции». Его министр Тонюкук сыграл важную роль в достижениях Иттерис Хана. После смерти Иттерис Хана в 691 году на трон взошел его брат Капган, т.к. его дети были слишком молоды. Период правления Капган Хана был золотым веком Кок-Тюрков. В этот период границы Кок-Тюркского государства простирались до Китайского моря на востоке, до Кавказа на западе, до Тибета на юге и до Сибири на севере. Ему удалось объединить тюрков, проживающих в этих границах, под единым флагом.

В 716 году Билге Хан возглавил государство Кок-Тюрк и правил им в мире и благополучии вместе со своим братом Кол-Тигином и знаменитым государственным деятелем Тонюкуком. После смерти Тонюкука и Кол-Тигина в государстве начался хаос. В 734 году, когда умер Билге Хан, последующим правителям уже не удалось вновь добиться стабильности, что привело к исчезновению Кок-Тюрков с исторической сцены.

Уйгурское государство (741-840 гг.)

Государство Кок-Тюрк пало в результате сражений с китайцами, с одной стороны, и тюркскими племенами внутри страны, такими как Догуз Огузлар, Карлук и Басмилс, с другой стороны. Уйгурские тюрки, представлявшие местные племена и проживающие в Орхунской и Селегинской долинах, основали третье великое Тюркское государство. Уйгуры представляли одну и ту же этническую группу, как и Кок-Тюрки. Таким образом, тюрки, которые в свое время объединились под знаменем Кок-Тюрков, расселились среди уйгуров и других племен. Уйгурское государство уделяло внимание торговле и продолжало поддерживать обычаи и традиции Кок-Тюрков. Торговля развивалась и Маникеанские храмы со временем превратились в подобие храмов из-за влияния официальной религии Маникенизма.

Со временем военные аспекты уйгурского государства постепенно отходили на второй план, в то время как культура и торговля развивались. Кыргызские тюрки, проживающие на северо-западе, воспользовались данной ситуацией и предприняли внезапное нападение на столицу уйгурского государства, которое закончилось войной и падением уйгурского государства. Благодаря уйгурам сельскохозяйственный бассейн стал известен как Туркестан. В 1229 году монголы положили конец уйгурскому суверенитету и стали их культурными и политическими менторами.

Государство жужаней 402-552 года н.э.

в каком году появились кыргызы. 27e2b2d6529d729130acc4b94441aac5 500 0 0. в каком году появились кыргызы фото. в каком году появились кыргызы-27e2b2d6529d729130acc4b94441aac5 500 0 0. картинка в каком году появились кыргызы. картинка 27e2b2d6529d729130acc4b94441aac5 500 0 0. Процесс развития этой общности и образования на ее основе народности прервало монгольское нашествие.

Мирбек Эшалиев – экс-консул Кыргызстана в Южной Корее, профессиональный дипломат. Работал в системе МИД Кыргызской Республики, Посольстве Кыргызстана в Малайзии, в международном отделе Администрации Президента Кыргызской Республики. Является автором монографии «Дипломатический протокол Кыргызской Республики».

Фото предоставлены автором.

Впервые статья была опубликована в журнале АКИpress (№ 10, 2008г.)

Источник

История киргизов

История киргизов — это история киргизского народа. Первое упоминание этнонима «кыргыз» встречается в летописи «Ши цзи», написанной китайским историографом Сыма Цзянем о завоеваниях предводителя племён хунну шаньюя Маодуня или Модэ.

До сих пор нет единого мнения о локализации древних киргизов, по некоторым данным (В. В. Бартольд, Л. Р. Кызласов и др.) они кочевали в районе Котловины Больших Озёр на западе современной Монголии, там и ныне находится озеро Хяргяс-Нур. Другая версия (Л. Р. Боровкова, Ю. С. Худяков) предполагает, что гэгуни проживали в землях севернее хребта Боро-Хоро (Восточный Тянь-Шань) и западнее пустыни Дзосотын-Элисун в Джунгарии на западе современного Китая. Так или иначе к V — VI векам древние киргизы уже заселили земли Минусинской котловины. В одной из тюркских легенд говорится о том, что один из их предков по имени Цигу (гэгунь, киргиз) заселил земли между реками Абакан и Енисей, то есть Минусинскую котловину. Дальнейшие бурные события Великой степи, когда там возникали, прекращали своё существование, потом возрождались государственные образования, связанные с кочевыми племенами тюрков, приводили к тому, что енисейские кыргызы оказывались под властью этих каганатов, временами становясь независимыми, что зафиксировано отправкой в Китай своих послов.

В 840 году енисейские кыргызы, до этого долго воевавшие с соседним Вторым Тюркским и Уйгурским каганатами, сокрушают уйгуров и образуют свое государство — Кыргызский каганат. С этого момента енисейские кыргызы осуществляют широкую экспансию «по четырём углам света», при этом войска енисейских кыргызов, преследуя разбитых уйгуров, проникают вглубь Восточного Туркестана, в земли курыкан на востоке, в Прииртышье — в пределы кимакского государства. Этот отрезок истории енисейских кыргызов, с подачи академика В. В. Бартольда именуется «Периодом киргизского великодержавия». По мнению ряда исследователей завоевание территорий за пределами Минусинской котловины привело к образованию нескольких киргизских субэтносов. Одним из таких субэтносов принято считать алтайских киргизов. На Алтае и в Прииртышье енисейские кыргызы создают княжество «Киргиз». Енисейские кыргызы, появившись на этих землях, вступили в тесные отношения с местными кимако-кыпчакскими племенами. В результате ассимиляционных процессов, енисейский киргизы растворяются в составе более многочисленных аборигенов этих земель, даже перенимают их язык. Здесь на Алтае и в Прииртышье образуется новый этнос, который впоследствии дал начало двум родственным народам — современным киргизам и южным алтайцам. Еще раньше, в 8 веке, на территорию восточного Казахстана проникнут отдельные группы киргизских племен, создавшие объединение (государство) Каркырахан. В официальной истории Каркырахан упомянается как одна из областей Кимакского каганата.

В послемонгольское время южноалтайские киргизы кочуют на прежних территориях в горных массивах Прииртышья и Алтая (они используют «вертикальный способ» кочевания, поэтому являются именно горными кочевниками), есть сведения о том, что в тимуридское время они оказывали поддержку знати соседней Ак-Орды.

На рубеже XV — XVI веков по причине ослабления Моголистана и необходимости налаживания связей, контроля над земледельческими территориями, алтайские киргизы, возможно, в составе ойратских племен, проникают в Восточный Туркестан и Тянь-Шань (Ала-Тоо). С этого времени начинается оформляться заключительная фаза этногенеза тех кочевых племен алтайских киргизов, которые впоследствии образовали киргизский народ. На новых землях формируется киргизский этнос, который в XVI веке встал перед необходимостью военной консолидации и упорядочения пользования новыми землями-пастбищами и образует характерную для всех кочевников родоплеменную систему — крылья «он» (правое) и «сол» (левое).

Содержание

[править] Этноним

Автоэтнонимом, то есть самоназванием киргизского народа является «кыргыз». В русском языке по правилам русской орфоэпии, принятым в Российской Федерации, используется вариант «киргиз», хотя для передачи этнонима «енисейские кыргызы» (общеизвестные предки киргизов, хакасов, сибирских татар, теленгитов и алтайцев) российской историографией допускается исключение. Киргизы являются единственным тюркским народом, сохранивший своё древнее самоназвание. Предки киргизов, проживавшие на Енисее, именовались в арабских и персидских источниках «хархыз», «хырхыр», а в китайских — «гэгунь», «сяцзясы», «гекун», в древнетюркских, уйгурских и согдийских текстах — «кыргыз».

Существуют различные теории происхождения этнонима «кыргыз». По одной из наиболее распространённых версий, этноним «кыргыз» означает «сорок» (общетюрк. «кырк») и относится к сорока родам, которые объединил Манас, герой одноимённого киргизского эпоса. Также существует версия, по которой этноним «кыргыз» произошел от словосочетания «сорок девушек» (общетюрк. «кырк кыз»), от которых по легенде и произошли вышеупомянутые сорок племен. Кроме того, возможно происхождение от словосочетания «красные огузы» («guryyz») или от слова «орёл». Есть также версия происхождения этнонима от различных морфем образованных от глагола «истреблять» (общетюрк. «кыруу»).

[править] Древний период

[править] Первое упоминание

Первое упоминание киргизах встречается в 201 г до н.э. в «Исторических записках» историографа империи Хань Сыма Цзяня в связи с подчинением их государством хунну. В те годы правитель и основатель державы хунну Модэ Шаньюй вел захватнические войны с целью расширения своей империи. Так Сыма Цзянь писал о киргизах:

На западе от нас есть народ Гяньгунь. Они высокие, желтобородые, голубоглазые и татуированные.

Здесь в форме «гяньгунь» мы, безусловно, встречаем китайскую передачу этнонима «киргиз». [1] Похожее описание дается в тибетских и исламских источниках. Однако не все енисейские киргизы были светловолосыми и светлоглазыми. Китайские источники этого же периода говорят о наличии в меньшей степени темноволосых и темноглазых. По этому поводу интересно высказался американский тюрколог Майкл Дромпп:

В связи с внешностью енисейских кыргызов, определенное число исследователей было склонно видеть в ранних кыргызах нетюркский, или, по крайней мере, этнически смешанный народ со значительным нетюркским компонентом. Многие ученые поддержали эту идею, после обнаружения слов, которые они посчитали нетюркскими (особенно самодийскими), среди кыргызских слов, сохраненных в китайских источниках. Однако следует отметить, что связь между языком и расой в значительной степени неубедительна. Физическaя внешность кыргызов не может считаться показателем того, что они не были тюрками, ровно как и лексический облик немногих возможно не тюркских слов, чье присутствие может быть объяснено обычной практикой лингвистических заимствований. Кыргызские надписи Енисея (8 век н.э. и позже) в действительности написаны на полностью тюркском языке, и китайские танские источники ясно говорят, что письменный и устный язык кыргызов в то время был идентичен таковому у тюркоязычных уйгуров. Большинство кыргызских слов, сохраненных в китайских источниках, в действительности тюркские. Нет причин предполагать нетюркское происхождение кыргызов.

Однако до сих пор ведутся споры о том, где проживали древние киргизы до переселения в район реки Енисей в I в. до н.э. Многие историки предполагают древнее владение Киргиз, которое не раз описывалось в китайских источниках находилось в регионе восточного Тянь-Шаня. Это мнение основывается на сочинении «Хань Шу» («История династии Хань»), где древний китайский историк Бань Гу в I в. н.э. писал:

Ставка шаньюя хунну расположена в 7 тысячах ли к востоку от киргизов.

Опираясь на факт, что 1 ли примерно составляет 500 метров, то регион восточного Тянь-Шаня является наиболее подходящей версией проживания древних киргизов. Однако другие считают, что древнее владение Киргиз располагалось в районе озера Хиргис-Нуур (монг. «Киргизское озеро») на землях современной Монголии. Также в китайских источниках говорилось, что территории проживания древних киргизов представляли собой благодатные земли, которые позволяли заниматься скотоводством, полукочевым земледелием, ремеслом и развивать охотничий промысел и военное дело.

[править] Киргизы в эпоху державы хунну

Один из конфликтов, в котором киргизские князья принимали наиболее активное участие, произошел в 99 г. до н.э.

Зимой 101 года до н. э. умирает шаньюй Сюйлиху. У хунну не оказалось наследника, способного вести войну с Китаем, и старейшины выбрали новым шаньюем одного из младших принцев — Цзюйдихоу. Новый шаньюй предложил императору Китая У-ди переговоры, который же в ответ предложил шаньюю стать подданным Китая. Цзюйдихоу отверг предложение императора, а узнав о заговоре среди китайских послов, часть из них казнил, часть принял в своё подданство. Взбешённый У-ди возобновил войну. В 99 году до н. э. Ли Гуанли с 30 000 конных воинов вторгается на территорию хунну, но его вторжение терпит неудачу. Другой генерал — Ли Лин — вместе со своей армией оказывается в окружении. Ли Лин принимает решение сдаться и перейти на сторону хунну, за что получает титул «чжуки-князь западного крыла». Также Ли Лин назначается наместником хунну в киргизских землях — таким образом, династия Ли Лина правила енисейскими киргизами вплоть до монгольского вторжения в 1208. Считается, что именно династия Ли Лина основала Киргизский каганат и начала период «Киргизского великодержавия».

В 97 г. до н.э. возглавляемый Ли Лином киргизский отряд, присоединившись к крупным силам хунну, участвовал в битве против 180-тысячного китайского войска. На стороне хунну, кроме киргизов, также выступали динлины, хагасы, тоба, сяньбийцы и турфанцы. В этой войне хунну и их вассальные народы вышли победителями, полностью уничтожив китайское войско.

Киргизы были надежными союзниками державы хунну вплоть до 60 г. до н.э. Во время восстания племен усуней, динлинов и ухуаней в 71 г. до н.э. киргизы участвовали в подавлении восстания. Однако в 56 г. до н.э. киргизы, воспользовавшись ослаблением центральной власти и политической раздробленностью добиваются собственной независимости.

В 49 г. до н.э. политический кризис, благодаря которому киргизам удалось получить независимость обернулся против них. В державе хунну разгорелась гражданская война. За престол боролись два брата — Хуханье и Чжичжи, однако первый выступал за сближение с династией Хань, в результате чего был поддержан Китаем и избран новым шаньюем. В ответ Чжичжи отправился в западную часть государства, где вступил в союз с державой Кангюй и начал собирать свое войско. Он завоевал усуней, после чего отправился на север и покорил киргизов. Однако после его поражения от объединенного войска хунну и Китая киргизы вновь обрели независимость и начали выстраивать свое собственное государство в районе Енисея.

[править] Жужаньский каганат

После падения державы хунну в IV в. на обширных землях сформировался вакуум власти. Это помогло раннемонгольскому народу жужаней взять господство на территории современной Монголии и северного Китая. В 402 году правитель жужаней первым среди всех степных народов принял титул кагана — правителя Великой Степи. После этого Жужаньский каганат стремительно расширял свои территории во всех направлениях. Енисейские киргизы вместе с народом телес противостояли увеличению Жужаньского каганата, но в конце концов были вынуждены покориться ему.

[править] Древнетюркская эпоха

Вторая половина I тысячелетия н.э. характеризуется формированием и развитием на обширной территории Южной Сибири, Монголии, Казахстана и Центральной Азии раннефеодальных тюркских государств. Из-за этого многие историки называют данный период древнетюркской эпохой.

[править] Великий Тюркский каганат

Енисейские киргизы перешли под контроль Тюркского каганата. Они принимали ограниченное участие в управлении государством, однако существуют мнения, что енисейские киргизы выплачивали регулярную дань «кровью», т.е. пополняли войска тюркского каганата своими воинами.

[править] Восточно-тюркский каганат

Могущество тюркской державы вскоре пошатнулось. После смерти Тобо-хана в 581 году произошло ослабление Тюркского каганата, основными проявлениями которого стали усиление междоусобных войн, обострение социальных противоречий, наступление Китая на границы Каганата, войны с соседними странами. В 603 году Тюркский каганат распался на Западно-тюркский и Восточно-тюркский каганаты.

Енисейские киргизы остались в составе Восточно-тюркского каганата до самого распада в 630 году.

[править] Киргизский каганат. Противостояние Второму тюркскому каганату

Конец VII в. — начало VIII в. в историческом развитии киргизского народа — это эпоха усиления киргизского государства на политической арене. Параллельно на обломках Восточно-тюркского каганата Бильге-Кутлуг-каган пытается возродить империю. В 682 году он объединяет тюркские племена и провозглашает Второй Тюркский каганат. На этот раз енисейские киргизы сумели сохранить собственную независимость и не подчинились новой тюркской империи.

В то время киргизские племена возглавлял Барсбек ажо, правление которого навсегда останется в памяти киргизов как одно из самых славных и великих. Барсбек был выходцем из древней киргизской династии, возможно был потомком китайского полководца Ли Лина. Родственники Барсбека носили особый титул «Умай-бег», то есть находились под защитой Умай-Эне — тенгрианского божества (енисейские киргизы были тенгрианцами).

Время правления Барсбека совпало с резким изменением политической ситуации. Правитель киргизов соперничал с тюркским каганом за влияние в Южной Сибири — они оба пытались объединить разрозненные племена тюрок в регионе Орхона. К 685 году расстановка сил в Великой Степи начала проясняться.

Многие народы, соседствующие со Вторым Тюркским каганатом, начали беспокоиться, что стремительное развитие новой тюркской империи приведет к военной экспансии, поэтому к 687 году сформировалась коалиция из тогуз огузов, курыканов и енисейских киргизов, которых поддерживала империя Тан. Однако в 688 году тюрки разгромили основные силы коалиции и намного усилили свое влияние в степи. Киргизы в этой битве не участвовали и сумели сохранить большую часть своей армии, что позволило Барсбеку возглавить оставшиеся силы коалиции к северу от Второго Тюркского каганата. После длительного затишья, в 691 году Барсбек решил предпринять важный политический акт — принять титул кагана, а свои земли провозгласил Киргизским каганатом. Так как каган — это высший титул во всей Великой Степи, данный ход являлся открытым вызовом тюркскому кагану. Началось открытое соперничество за господство за все земли Великой Степи между Киргизским и Вторым Тюркским каганатами.

Чтобы ликвидировать угрозу в лице Киргизского каганата, каган тюрок Капаган отправил войско на север во главе с принцем Бильге. Поход оказался неудачным: тюркское войско потерпело поражение. Енисейские киргизы прекрасно знали местность, в которой они жили, и, пользуясь мобильностью своей армии, совершали партизанские атаки на войско противника. Тюркскому кагану Капагану пришлось признать титул Барсбека.

В 707 году Барсбек-каган, пользуясь временным ослаблением Второго Тюркского каганата, отправляет посольства в Китай, Тибет и Тюргешское государство с целью создания коалиции против тюрок. Однако в 709 году Капаган узнает о планах Барсбек-кагана и объявляет войну Киргизскому каганату. Киргизы решили придерживаться той же стратегии партизанской войны, что и в прошлый раз. К 710 году тюркское войско разгромили союзные киргизам сибирские племена, из-за чего енисейские киргизы остались одни против тюрок.

Зимой 710-711 гг. киргизское войско отступило в горы Алтая. В зимнее время снег в данной местности выпадает до 80 см, поэтому они не ожидали атаки. Однако один из киргизских воинов предал своих и показал тюркам короткие проходы к лагерю киргизов. Зимней ночью тюрки напали на лагерь киргизов и перерезали большинство воинов. Барсбек-кагану удалось бежать, и он начал собирать последние силы для финального сражения с тюркским войском.

Мы напали на спящих киргизов. Мы копьями прокладывали себе путь [через снег].

Барсбек приказал мирным жителям каганата в целях безопасности откочевать на север — к границе «лесных» народов тундры. А всем мужчинам было приказано подготовиться к битве. Было понятно, что от грядущей битвы зависит судьба киргизского народа на десятилетия вперед. Собрав оставшихся воинов, Барсбек отступил в лес Сунга, где и произошло финальное сражение. Несмотря на ожесточенное сопротивление, силы киргизов потерпели поражение. Сам Барсбек погиб в бою.

Поражение в этой войне имело для енисейских киргизов крайне тяжелые последствия. Об этом говорит тот факт, что на протяжении следующих сорока лет киргизы не принимали участие в военно-политических событиях в регионе и практически стали вассальным государством Второго Тюркского каганата.

[править] Уйгурский каганат

В 742 году объединенные силы уйгуров, басмылов и карлуков уничтожили Второй Тюркский каганат. На его месте появилось несколько государств, претендующих на господство в Великой Степи: Уйгурский каганат, Басмыльский каганат и Киргизский каганат, который вновь обрел полную независимость. В 744 году Уйгурский каганат, заручившись поддержкой карлуков, уничтожил Басмыльский каганат. Началось противостояние уйгуров и киргизов за влияние в регионе. Киргизский каганат пытался привлечь на свою сторону карлуков и разрозненные племена тюрков. Но некоторые тюркские князья предупредили уйгурского кагана о создании коалиции, что послужило причиной для войны против киргизов.

В 751 году уйгуры вторглись во владения киргизов на Енисее. Енисейские киргизы оказывали сопротивление до 758 года, после чего были вынуждены покориться. Киргизский каганат пал.

В 795 году киргизские племена подняли восстание против уйгуров, но оно было жестоко подавлено. Уйгурский каганат продолжил железной рукой править на киргизских землях.

В 820 году киргизские племена, собрав все свои силы, вновь провозглашают Киргизский каганат, что послужило вызовом для уйгурского кагана — соперничество за Великую Степь возобновилось. После поражения в 795 году киргизские бийи (князья) сформировали новую военно-административную и государственную систему, приспособленную для длительных конфликтов. Во главе войска стоял сам каган, следующую ступень занимали три полководца из числа биев, которые совместно решали и разрабатывали стратегию, которую советовали кагану. Ниже стояли военные чиновники различных уровней. Параллельно с боевыми действиями против уйгуров киргизы организовывали походы против мелких сибирских народов, обращая их в вассалов. Каждый вассальный народ был обязан пополнять своими воинам войско киргизского кагана, за счет чего киргизы могли противостоять уйгурам, которые намного превосходили числом.

Война затянулась на 20 лет, и ни одна из сторон не могла перевесить чашу весов на свою сторону. Однако массовый падеж скота в Уйгурском каганате заметно ослабило государство и армию. Киргизский каган решил воспользоваться этой ситуацией. В 840 году он отправил уйгурскому кагану ультиматум:

Судьба твоя решена. Я скоро возьму твою золотую ставку, у входа привяжу своего коня и подниму свое знамя. Если хочешь потягаться со мной, приходи немедля. А если не можешь — убирайся с пути.

Каган немедленно отправил в столицу Уйгурского каганата — Орда-Балык — стотысячную армию, которая разбила неприятельскую армию и захватила город. В бою был убит и каган уйгуров. Уцелевшие остатки войск бежали на юг — в восточный Тянь-Шань.

[править] Эпоха «Киргизского великодержавия»

В результате войны против уйгуров Киргизский каганат поглотил земли Уйгурского каганата и в несколько раз увеличил свою территорию. В 843 годы енисейские киргизы, преследуя разбитое уйгурское войско, вторгаются в Восточный Туркестан и захватывают города Аньси и Беш-Балык, а затем покорили народы Тянь-Шаня и Семиречья. Таким образом, к концу похода против уйгуров Киргизский каганат расширяет свои границы до Тибета на юге и озера Байкал на севере.

в каком году появились кыргызы. 180px Kirgisen Reich %28840 924%29. в каком году появились кыргызы фото. в каком году появились кыргызы-180px Kirgisen Reich %28840 924%29. картинка в каком году появились кыргызы. картинка 180px Kirgisen Reich %28840 924%29. Процесс развития этой общности и образования на ее основе народности прервало монгольское нашествие.

в каком году появились кыргызы. magnify clip. в каком году появились кыргызы фото. в каком году появились кыргызы-magnify clip. картинка в каком году появились кыргызы. картинка magnify clip. Процесс развития этой общности и образования на ее основе народности прервало монгольское нашествие.

В 847 году Киргизский каганат предпринял крупный военный поход на Амур против монгольских племен шивэй, в результате чего практически вся Маньчжурия была присоединена к владениям енисейских киргизов. Также проходили успешные военные походы на территории северного Китая и к северу от Байкала.

Вторым после кагана должностным лицом в государстве был буйрук (советник), в чьи обязанности входили вопросы управления каганатом. Следующими ступенями были бойла и йарган. Первый исполнял обязанности «верховного судьи» — он выносил приговоры по спорным вопросам внутри государства, а второй выполнял функцию судоисполнителя. Сами киргизы делились на сорок племен, во главе каждого племени стоял бий (князь).

В составе Киргизского каганата было немало туматов — покоренных народов. Во главе каждого такого народа стоял наместник кагана. Нередко случалось так, что небольшие покоренные народы, которые показывали чрезвычайную преданность кагану, входили в состав каганата на правах племени, то есть становились частью киргизского народа. Так проходила ассимиляция киргизов с местным населением.

К X в. были налажены дипломатические отношения с Аббасидским халифатом, империей Тан и Тибетом.

Таким образом, к началу X в. Киргизский каганат простирался на огромные территории: Монголия, северный Китай, Маньчжурия, восточный Казахстан, восточный Туркестан и Тянь-Шань. Однако после первой половины X в. киргизы начали возвращаться к своим прежним владениям на территории Южной Сибири. Это происходило не под давлением какого-либо противника, а из-за опасности раствориться среди собственных же покоренных народов. Численность енисейских киргизов была невысокой, а территория их государства была огромной. Большая часть откочевала в Южную Сибирь, другие — в Центральную Азию, Монголию и Маньчжурию.

К XI в. власть кагана сильно ослабела. Это привело к тому, что к концу своего существования Киргизский каганат по существу представлял из себя союз независимых киргизский княжеств в Южной Сибири.

Киргизский каганат просуществовал вплоть до Монгольского вторжения в 1207 года.

[править] В составе монгольских государств

[править] Монгольская империя

В 1206 году монгольские племена после победы над татарами и кереитами окончательно были объединены в единое государство во главе с Чингисханом. В 1207 году на северную границу Монгольской империи для покорения «лесных народов» были направлены два тумена под командованием старшего сына Чингисхана Джучи и полководца Субэдэя. Добровольно им покорились многие сибирские народы: ойраты, буряты и баргуты. Подступив к границе енисейских киргизов Джучи встретил тумен киргизов. Бийи киргизов хорошо были осведомлены о событиях в Монголии и знали о судьбе соседних народов, поэтому также решили не противостоять могучей монгольской армии и выразили свою покорность. Практически все сибирские народы, бывшие данниками киргизов, таким образом тоже были косвенно подчинены Монгольской империи.

Киргизы должны были платить «налог кровью» — обязанность поставлять воинов в монгольские войска.

[править] Восстание 1218 года

В 1218 году против жестокого правления Монгольской империи восстали племена туматов и байлуков, которые являлись соседями киргизов. Начались стихийные восстания сибирских народов, некоторые из которых были данниками киргизов, из-за чего Чингисхан приказал киргизским биям подавить восстания. Но народы-данники на протяжении многих лет были незаменимой опорой киргизам, поэтому киргизские бийи отказались подчиняться Чингисхану и сами возглавили восстание. Чингисхан понимая опасность стихийных восстаний на Саяно-Алтае, приказал своему старшему сыну Джучи немедленно отправляться в путь для покорения местного населения. Джучи, который прошел по льду рек, вторгся в Туву и направил свое войско вглубь киргизских земель. Они разграбили и разрушили многие поселения, прежде чем столкнуться с объединенной армией сибирских народов во главе с Курлуком — предводителем енисейских киргизов. Киргизы потерпели поражение и были вынуждены снова покориться монголам. Данное восстание послужило причиной для постоянного пребывания повышенного количества монгольских войск на территории киргизов.

[править] Восстание 1261 года

Следующее восстание против монголов произошло в 1261 году на фоне политического кризиса в Монгольской империи. После смерти четвертого великого хана Мунке в 1260 году началась междоусобная война между братьями Ариг-Бугой и Хубилаем. Они оба были провозглашены великими ханами Монгольской империи на разных курултаях — один в Каракоруме, а другой в Кайпине. Хубилай отправляет войско против своего брата и одерживает победу. После своего поражения Ариг-Буга бежит на территорию енисейских киргизов, где провоцирует восстание, однако оно вскоре было подавлено, после чего Ариг-Буга сдался и признал власть Хубилая.

[править] Восстание 1273 года

В 1273 году киргизы снова восстают на фоне очередного политического кризиса. Они поддерживают Хайду в его борьбе за ханский престол. Вскоре восстание удалось подавить, однако киргизы оставляют за собой увеличенную автономию и права. Данное восстание играет большую роль в истории киргизов, так как именно в это время киргизские правители устанавливают дружеские отношения с Хайду, который в будущем поможет киргизам спастись от полного исчезновения.

[править] Восстание 1291 года

В 1291 году киргизы, чувствуя, что близится закат Монгольской империи, снова восстают. Монголы отправляют армию с целью подавления этого восстания, однако на земли киргизов армию также отправляет Хайду для поддержки восстания. Происходит масштабная битва на Саяно-Алтае, где объединенные силы киргизов и Хайду терпят поражение. Хубилай решает покончить с восстаниями киргизов раз и навсегда. Он приказывает расчленить киргизский народ на несколько групп и насильно переселить в разные концы империи. Таким образом, группы киргизов были насильно переселены в Монголию, Маньчжурию и Китай. Кстати, до сих пор можно встретить небольшие деревни в Монголии или Маньчжурии, население которых полностью говорит на киргизском.

Однако большая часть киргизов все же успела откочевать из Саяно-Алтая на территорию Центральной Азии, находящуюся под контролем Хайду. Он позволяет киргизским племенам поселиться на своих землях, тем самым уберегая киргизский народ от полного исчезновения.

В 1294 году Монгольская империя окончательно распадается, и киргизы остаются в составе Чагатайского улуса в Центральной Азии. Таким образом, заканчивается эпоха енисейских киргизов, и начинается эпоха тянь-шаньских.

[править] Чагатайский улус

В 1294 году Монгольская империя распалась, и недавно переселившиеся киргизы оказываются в составе Чагатайского улуса. Они оказывают поддержку фактическому правителю улуса — Хайду, однако из-за ослабления в связи с восстанием 1291 года и вынужденным переселением киргизы не могут принимать активное участие в государственных делах и управлении Чагатайским улусом вплоть до его распада в 1340-х годах. Но в первое время после распада Монгольской империи, когда основная армия Хайду была разбиты империей Юань, именно киргизам пришлось выступать в качестве главной оборонительной силы государства.

В 1340-х Чагатайский улус распадается на северную и южную часть — Могулистан и Мавераннахр соответственно. Большая часть киргизов остается на территории Могулистана.

[править] Средние века

[править] Могулистан

В 1340-х годах заговорщиками был убит хан Казан — последний чингизид, правивший Чагатайским улусом. Наступил конец монгольского правления на этой территории, и, таким образом, в Центральной Азии появилось новое государство — Могулистан, т.е. «страна моголов» (на тюркских языках монголов называли «могол»). Владения моголов простирались от озера Баркуль на востоке до Сыр-Дарьи на западе. Северной границей государства было озеро Балхаш, а южной — территория Восточного Туркестана.

Следует отметить, что за время существования Чагатайского улуса многие монгольские племена под воздействием тюркоязычного населения Центральной Азии переняли многие традиции, религию и даже язык тюрок. Постепенно монгольские племена ассимилировались с местным населением, в том числе и с киргизами. Возможно, именно в этот период голубоглазый и светловолосый народ киргизов приобрел более монголоидные черты лица.

Проживая на востоке страны, киргизы не признавали власть Могулистана. По этой причине их участие в управлении государством было минимальным. Вообще, вся история Могулистана представляет из себя череду политических переворотов, междоусобных конфликтом и отражений нападений со стороны соседних государств. По этой причине центральная власть хана пыталась не обращать внимания на непокорных киргизов.

[править] Походы Тамерлана на Могулистан

В 1370 году полководец Тамерлан создает собственную державу со столицей в Самарканде. В период с 1371 по 1390 год он совершил семь походов на Могулистан, окончательно разбив армию Камар ад-Дина и Анка-тюра в 1390 году. Первые два похода против Камар ад-Дина Тимур предпринял весной и осенью 1371 года. Первый поход закончился перемирием; во время второго Тимур, выйдя из Ташкента, двинулся в сторону селения Янги на Тараз. Там он обратил моголов в бегство и захватил большую добычу.

В 1375 году Тимур осуществил третий успешный поход. Он вышел из Сайрама и прошёл через районы Таласа и Токмака по верхнему течению реки Чу, возвратившись в Самарканд через Узген и Ходжент. Однако Камар ад-Дин не был разгромлен. Когда армия Тимура вернулась в Мавераннахр, Камар ад-Дин зимой 1376 года вторгся в Фергану и осадил город Андижан. Наместник Ферганы, третий сын Тимура Умар-шейх, бежал в горы. Разъярённый Тимур поспешил в Фергану и долго преследовал противника за Узгеном и горами Яссы до самой долины Ат-Баши, южного притока верхнего Нарына.

В 1376—1377 годах Тимур совершил свой пятый поход против Камар ад-Дина. Он разбил его армию в ущельях западнее Иссык-Куля и преследовал до Кочкара. В «Зафар-наме» упоминается шестой поход Тимура в район Иссык-Куля против Камар ад-Дина в 1383 году, однако улусбеги опять удалось ускользнуть.

В 1389—1390 годах Тимур активизировал свои действия, чтобы окончательно разгромить Камар ад-Дина. В 1389 году он перешёл Или и пересёк район Имиль по всем направлениям, к югу и востоку от озера Балхаш и вокруг Ата-Куля. Его авангард тем временем преследовал моголов до Чёрного Иртыша, южнее Алтая. Его передовые отряды дошли на востоке до Кара Ходжи, то есть почти до Турфана. В 1390 году Камар ад-дин был окончательно разгромлен, и Моголистан окончательно перестал угрожать державе Тимура. Однако Тимур дошёл лишь до Иртыша на севере, Алакула на востоке, Эмила и ставки монгольских ханов Балиг-Юлдуза, но завоевать земли восточнее гор Тангри-тага и Кашгара он не смог. Камар ад-Дин бежал на Иртыш и впоследствии умер от водянки. В качестве хана Моголистана утвердился Хизр-Ходжа.

В результате этих походов Внутренний Тянь-Шань, Иссык-Кульская котловина и долина реки Или обезлюдели. Благодаря этому, киргизы, которые не признавали власть ни Могулистана, ни Тамерлана, к началу XV в. переселились на опустошенные территории, покорили и ассимилировали раздробленные остатки могольских племен. Киргизские правители проводили на своих землях полностью независимую политику, чем вызывали восхищение у многих историков того времени. Мырза Мухаммед Хайдар в своем труде «Тарих-и Рашиди» («История Рашида»), состоявшем из двух частей, называет киргизов «львами могулистанских лесов».

В 1399 году Тамерлан отправляет в Могулистан своего внука Искендера, который безжалостно разгромил страну. Местным киргизским племенам пришлось объединиться с могулистанскими правителями, чтобы противостоять Искендеру.

В 1425 году войска Улукбека вошли в северный Тянь-Шань с целью окончательного покорения Могулистана. Первыми ударам завоевателей подверглись киргизские и монгольские племена, проживавшие в Таласской долине. Под натиском войск Улукбека им пришлось отступить во владения Жакан-шаха, который являлся сыном Камар ад-Дина. Жакан-шах решил объединить свои силы с киргизскими племенами и выступить против захватчиков, однако битва, которая произошла в Чуйской долине была им проиграна. Но несмотря на это, киргизы не покорились и вновь отступили. В конце концов, Улукбек не достиг своей цели — он не смог взять в руки Могулистан, однако после его похода Могулистан перестал представлять из себя целое государственное объединение. Страна погрязла в междоусобных войнах между могущественными феодальными группировками.

В середине XV века в степи к северу от Тянь-Шаня переселилась большая группа племен, которая впоследствии образует казахский этнос. Могулистан не мог противиться этому переселению из-за своего ослабления, а киргизские племена относились к ним дружелюбно, иногда даже заключая с новоприбывшими военные союзы.

[править] Противостояние Могулистану

В 1487 году Могулистан фактически разделился на две части — восточную и южную. Западную половину возглавил Махмуд-хан, а восточную — Ахмед-хан, который пользовался широкой поддержкой киргизских племен. В течение следующих десятилетий киргизские правители, соперничая с могольскими правителями, заберут себе бразды правления страной, формально прекращая существование восточной части Могулистана. Западная же часть падет под натиском Казахского ханства в середине XV века.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *