в каком году появились чернила
Кто изобрел чернила и как?
Не возможно сказать, кто именно изобрел чернила, так как в разные период времени в различных точках мира были придуманы вещества позволяющие оставлять след на бумаге и других предметах. В статье постараемся ответить и привести примеры основных фактов изобретения и использования чернил.
Что такое чернила
Чернила — это специальный жидкий краситель, который специально подходит для письма или же создания других изображений
(возможно использование каких-то штампов или других писчих инструментов).
Длительное время, с самых древних времен вплоть до середины девятнадцатого века, чернила хранились отдельно от писчего инструмента, их наливали в специальную емкость – чернильницу. В нее человек, который писал, обмакивал кончик пера, расщепленную тростинку или какое-то другое устройство.
В Каирском музее хранится артефакт – письменный прибор, состоящий из пузырька-чернильницы, палочки для письма и песочной подушечки, выполнявшей функции промокательной бумаги. Примерно V тысяч лет назад этот прибор принадлежал придворному писцу в Древнем Египте.
При раскопках в древнеримском городе Геркулануме на берегу Неаполитанского залива археологи обнаружили глиняный сосуд, на дне которого остались засохшие черные чернила – сажа, разведённая в масле. Кстати, аналогичный рецепт для изготовления чернил III тысячи лет тому назад использовали египтяне, которые сжигали корни водного растения папируса, а полученную золу перемешивали с камеди – стекловидной массой, вытекающей из повреждённых древесных тканей вишни или акации.
Считается, что «современные» чернила были изобретены в Китае
В Китае 2,5 тысячи лет назад черные чернила изготавливали из смеси сажи, растительной смолы и щелочного раствора. Китайские чернила были смесью сажи со смолами, растворенными в щелочах. Правильнее будет назвать такие чернила тушью. Эта тушь имела весьма существенный недостаток: со временем она становилась ломкой и отскакивала от бумаги на сгибах.
Кроме того, Она была довольно густой и плохо стекала с пера. Возможно, именно поэтому на Востоке предпочитали рисовать иероглифы кисточкой. Такие чернила были очень густыми, поэтому их наносили на пергамент не перьями, а кисточками. После высыхания они легко отделялись от носителя, особенно на сгибах.
Современный подход к данному вопрсосу
На сегодняшний день с чернилами люди сталкиваются при использовании штампов и печатей, а также при оформлении особенных документов, которые подписывают в особо важных учреждениях, для этого существуют специальные чернильные ручки.
Чернила, которые использовались для письма перьями, являются прародители обычных современных чернил. Их изготавливали на водной основе, для этого использовали экстракты или дисперсии различных красящих компонентов обычно природного происхождения или же обычной сажи. Именно из сажи чернила являются наиболее известными, также производились чернила на основе орешков дуба и чернильного гриба.
Интересное о перьях для чернил
Чернила для письма перьями старого образца (не авторучками) отличаются от обычных чернил, которые заправляют в распространенные ручки. Они имеют густую консистенцию, а также более насыщенный цвет. Жидкость по фактуре ближе к туши. Они более водостойкие.
Кто изобрел чернила? Точно на этот вопрос ответить нельзя. Известно, что они появились тогда, когда у людей возникла необходимость зафиксировать что-то на бумаге. Тогда в каждом из народов свои изобретатели придумывали чернила.
Первые чернила из сажи
Они представляли собой смесь сажи с водой, а в Египте – с соком акации. В Древнем Риме археологи нашли старейшую чернильницу, у которой на дне сохранились остатки древних чернил – смесь сажи с маслом.
Позднее, для изготовления чернил люди придумали использовать серебро и золото. А в Византии и России переписчики использовали мед в качестве клея. После того, как текст был написан, а на бумаге высыхал нанесенный позже мед, у букв появлялся красивый металлический блеск. Однако стоили эти чернила недешево.
Поэтому люди искали возможность использования более дешевого пишущего материала. Такие чернила смогли изготовить из орешков-галлов – такие наросты на ветках и листьях деревьев, на которых жили личинки орехотворок. Из таких «орешков» выжимали сок, который добавляли в клей и железный купорос.
Усовершенствование чернил
Современные чернила были изобретены уже в девятнадцатом веке. Первый успех принадлежал учителю Леонгарди в 1885 году. Ему удалось изобрести чернила, которые на бумаге выглядели ярко-черными (в то время как в чернильнице были ярко-зелеными).
Это происходило благодаря краппу – продукту корней восточного растения марены. Однако крапп был дорогой, и со временем его заменили синтетическими красителями, а чернильные шарики галловой кислотой или танином.
Такие чернила были очень устойчивыми к свету и химическим реактивам. Они не давали осадка, хорошо стекали с пера. Впрочем, спустя некоторое время и у них появился конкурент – фиолетовые анилиновые чернила, по сути, синтетический краситель, разведенный в воде. Он и получил широкое распространение. Такими фиолетовыми чернилами пользуются до сих пор.
20 и 21 век
К концу 20 века достоинства перьевых ручек (лёгкость, гладкость письма и большой объём чернил) удалось объединить с шариковым пишущим узлом, так появились ручки-роллеры заправляемые чернилами для перьевых ручек.
К началу 21 века идея стержней проникла в среду производителей перьевых ручек. Первой в мире компания Pentel начала выпуск подобных заменяемых стержней к собственным ручкам с пластиковым пером. В 2011г компания Parker выпустила «Parker Ingenuity Pens : The 5TH Mode» также с заменяемым пластиковым пером на заменяемом стержне.
Историческая и географическая «изолированность» некоторых производителей, а чаще маркетинговая политика некоторых производителей, привели к тому, что фактически сложилось несколько стандартов типоразмеров чернильных картриджей и стержней. Сводные данные по разным типоразмерам картриждей приведены в блоке табличек справа.
История чернил
Создание и развитие чернильной жидкости.
Во II столетии до нашего летоисчисления в античном городе Пергам (Малая Азия) из кожи животных стали изготовлять пергамент, и на нем можно было изображать различные рисунки.
Это произошло в тот период времени, когда у людей возникла необходимость что-то записывать для потомков. Для этого потребовалась жидкость, и каждый народ изобретал свои красители для письма.
Статья рассказывает об истории создания чернил (в русском языке это слово произошло от слова «черный»)
Более 2000 тысяч лет тому назад в Китае появились черные чернила.
Их состав представлял собой смесь из сажи, природной смолы и щелочного раствора. Единственный недостаток заключался в том, что эти чернила были довольно густыми, и они не стекали на кончик пустотелой тростниковой палочки (предшественник современного пера). Поэтому на пергамент, а после изобретения бумаги на рукопись на Востоке посменные знаки (иероглифы) наносили кисточкой.
При раскопках на территории современного Рима была обнаружена запись рецепта изготовления чернил из косточек винограда.
Твердые семена виноградного плода высушивались и сжигались. Полученная сажа являлась природным красителем. Для достижения определенной вязкости полученный пигмент перемешивали с определенным количеством растительного масла.
Интересным фактом является появление красителя сепия, который используется в наше время для изготовления современных красок и чернил.
Изобретатели древнего мира заметили, что осьминоги в момент опасности выпускают для маскировки чернильную жидкость из мешочков, созданных природой.
Через некоторое время во многих странах были созданы производства, где из тела придонного морского животного извлекали эти емкости, сушили на солнце, перемалывали. Затем смешивали со щелочью и серной кислотой.
Перед тем как поместить под пресс, приготовленная смесь снова высушивалась, в результате чего получался краситель для чернильной жидкости.
В Греции в III столетии до н.э. краситель для чернил красного цвета изготавливали из моллюсков.
Тело этого обитателя морей извлекали из раковин, помещали в соленый раствор, а затем сушили на солнце и варили.
В то время изготовление пурпурных чернил стоило очень дорого (для 1 гр красителя требовалось использовать 10 тыс. моллюсков). Поэтому красные чернила использовались только императором и членами его семьи. Существовала при императорском дворе специальные стрелки для охраны красных чернил.
В прошлые века чернила были, в общем, достаточно дорогими. Причина высокой цены заключалась в сложности изготовления.
На Руси чернила и красители для них изготавливали более дешевым способом.
Основой для этого являлась смола деревьев акации или вишни (камедь). Цвет зависел от добавления в камедь определенных компонентов: добавляя в определенной пропорции бурое железо, чернила приобретали коричневый цвет.
Голубой цвет чернил получался от смеси камеди с медным купоросом.
Сохранились рецепты, где для их изготовления не требовалась смола. Для этого использовали определенные растения.
Чернику применяли для фиолетовых чернильных жидкостей. Из ягод бузины – синий цвет. Красные чернила получали из древесного растения крушины.
Такой состав хранился в деревянных сосудах и перед употреблением разводился до нужной консистенции водой.
Интересно, что на Киевской Руси строгих правил, связанных с красными чернилами не было.
Этот вид чернил научились изготавливать из сушенных равнокрылых насекомых червецов, после чего материал протирали в порошок и добавляли в камеди.
Красные чернила русские песцы использовали для первой буквы нового абзаца. Благодаря этому правилу каждый новый абзац в дальнейшем получил название «красный абзац».
Начиная с XV столетия чернила стали применять при печати книг.
Первым печатным устройством стал пресс, изготовленный немецким первопечатником Иоганном Гуттенбергом в 1458 году.
Механизм был оборудован бруском с рельефным изображением букв, предварительно смазанные чернильной жидкостью и при сжатии на бумаге появлялись отпечатки набранных слов из литеров.
В 1480 году был изобретен процесс печати, где использовали чернила, в основу которых входило растительное масло, изготовленное из семян льна. Эти чернила имели один недостаток – они были жидкими и довольно долго сохли. Поэтому мастера печатания стали в состав чернильной жидкости добавлять нефтяной дистиллят.
В 1870 году в Европе появилась механизм для быстрой печати (печатная машинка). Они имели ударный механизм с рельефными буквами, которые через чернильную ленту оставляли печатный след на предварительно укрепленной бумаге.
Следующий этап развития чернил характеризуется изобретением педагогом Христианом Леонгарди.
Учитель из Саксонии в 1885 году создал ализариновую чернильную жидкость, через некоторое время в Европе появился анилиновый чернильный состав. Эти два вида в первое время были трудоемкие в изготовлении, и стоимость была высокая, но со временем естественные красители были заменены синтетическим материалом и они стали востребованы.
В конце XX столетия появился новый вид печатного устройства, и появились сложные по своему составу чернила для струйных принтеров.
В 1971 году американским инженером Гари Старкветером был изобретен лазерный принтер, где использовались специально разработанные сухие чернила.
Первые партии появились в продаже через 7 лет. Сейчас этот вид печатного электронного устройства распространен во всем мире, в результате чего печатные машинки утратили свое предназначение.
История чернил
Помните строки из басни И. А. Крылова?
Свинья под дубом вековым Наелась желудей досыта, до отвала.
А знаете ли вы, что дает дуб кроме желудей? Конечно, ценную древесину, которая плохо поддается гниению и очень красива после обработки. Кору, с помощью которой дубят кожи и которую используют в медицине как вяжущее средство. А раньше применяли еще и дубильные орешки-галлы — наросты на листьях и ветвях, в которых живет личинка насекомого орехотворки. Эти орешки больше известны под названием чернильных.
Из них выжимали сок, смешивали с железным купоросом, добавляли немного клея — получались чернила, которые хорошо держались на пере, а написанное ими приобретало красивый блеск. Сохранившиеся рукописи, написанные этими чернилами, выглядят так, будто они только что вышли из-под пера. Правда, эти чернила имели один, но довольно существенный недостаток: написанное можно было прочесть только спустя 10—12 часов, а до этого текст был почти бесцветен. Это, естественно, затрудняло процесс письма.
В другом, более древнем рецепте чернил опять не обошлось без дуба: «Взять немного дубовой коры, да ольховой, да ясеневой, сварить их в воде. а потом кинуть кусок железа, подлить поварешку щей покислей да кружку кваса медового». Именно такими чернилами писали на Руси с XV века. «Преданья старины глубокой» — о правлении Ивана III, об окончательном избавлении от татарского ига — все эти сведения дошли до нас именно благодаря стойкости этих чернил из «щей покислей».
Силуэтный рисунок конца XVIII в.
Автопортрет в кабинете. Гравюра А. Т. Болотова, 1789 г.
Но появились составы для письма, конечно, значительно раньше — как только у человечества возникла необходимость что-то записать, сохранить для потомков. Первые чернила делали довольно просто: сажу смешивали с чем-нибудь клейким. В Египте для этих целей использовали золу от сжигания корней папируса, которую соединяли с раствором камеди — клейкого густого сока акации, вишни. Очень давно применялись чернила и в Китае. Так же как и египетские, они проявляли хорошую устойчивость к действию света. Точнее, это была тушь, имевшая весьма существенный недостаток: со временем она становилась ломкой и отскакивала от бумаги на сгибах. Кроме того, тушь была довольно густой и плохо стекала с пера, возможно, поэтому на Востоке предпочитали писать (точнее, рисовать) иероглифы кисточкой.
В Европе чернила появились значительно позже. Археологи в засыпанном пеплом древнеримском городе Геркулануме нашли глиняную чашечку, на дне которой виднелся какой-то темный осадок. Оказалось, что это самая старая из всех известных на земле чернильниц! Более тысячи лет в ней сохли «чернила» — обыкновенная сажа, разведенная в масле. А красные чернила считали в те времена священными: писать ими мог только император. Вряд ли «божественный» Август думал, что через 2000 лет красными чернилами будут пользоваться учителя всего мира, исправляя ошибки и выставляя школьникам оценки. Правда, римские чернила для этого вряд ли подошли бы — их можно было очень легко смыть губкой или просто слизнуть языком.
Существовало множество рецептов чернил. «Положите меду-патоки с грецкую горошину, а золота листов с пять или шесть». Всё это тщательно растиралось, и получалась жидкость, которой писали. Затем мед осторожно вымывался, а золотые буквы оставались. Так работали переписчики на Руси. Профессиональные византийские переписчики иногда тоже использовали для чернил золото и серебро. Пергамент при этом окрашивали в пурпурный цвет. Широко применялись чернила каштановые (из отвара кожуры зеленых каштанов), из спелых ягод бузины и кожуры грецких орехов, даже из черники — «Указ о черниле черничном» сохранился в рукописи XVI века.
Но такие чернила давно уже стали историей. На смену им пришли уже упоминавшиеся чернила из орешков-галлов, покрывающих листья дуба. В 1855 году саксонский учитель Леонгарди совершил настоящий переворот в «чернильном деле». Он изобрел ализариновые чернила. Они также были галловые, но не бесцветно-мутные, а интенсивно сине-зеленые, на бумаге переходящие в глубокий черный цвет. Изобретатель добился этого с помощью краппа — продукта особой обработки корней восточного растения марены.
Позднее дорогостоящий крапп заменили синтетическими красителями, а чернильные шарики — танином или галловой кислотой. Однако вскоре и у этого изобретения появился конкурент — анилиновые чернила, например фиолетовые. Это разведенный в воде синтетический краситель. А с изобретением авторучки от чернил потребовались и другие свойства: они не должны разрушать пластмассовые или металлические детали, не должны содержать твердых частиц, которые могут забить капилляры механизма, должны легко стекать с пера, но в то же время не делать клякс.
Когда появилась шариковая ручка, для нее изобрели пасту, которая быстро застывает на воздухе. А сейчас уже шариковые ручки предлагают заполнять опять же чернилами — шарик легче вращается, значит, рука меньше устает при письме. Появился фломастер. Для него готовят водные цветные чернила со специальными добавками, которые обеспечивают все необходимые качества.
Есть пословица: «Что написано пером, не вырубишь топором». Вырубать написанное вряд ли кто пытался, но зато стирали, смывали, выводили весьма успешно. Один из немногих надежных рецептов чернил предложил в свое время известный шведский химик Й. Я. Берцелиус. Текст, написанный его чернилами, можно уничтожить только вместе с бумагой.
Зато рецептов невидимых (симпатических) чернил великое множество. Еще полвека назад ими обязательно пользовались настоящие и литературные шпионы. Симпатические чернила для разных целей создают и сейчас. Например, в Японии совсем недавно выпущены чернила, исчезающие с бумаги через два дня. Они нужны для того, чтобы делать временные пометки на полях книг.
История чернил хранит не только много рецептов, но и много загадок. Еще в прошлом веке великий изобретатель Эдисон придумал чернила для слепых. Стоило жидкостью бледно-серого цвета написать текст и подождать минуту, как бумага в тех местах, где начертаны буквы, твердела и поднималась, образуя рельеф. Изобретатель не был вполне удовлетворен своими опытами, ему хотелось сделать буквы еще более выпуклыми. Удалось ли ему создать такой состав, неизвестно.
Остался загадкой рецепт «чернил драгоценных камней» — рубиновых, сапфировых, перламутровых, тайной которого владели в древности монахи монгольского монастыря Эрдени-Цзу. Неизвестен непосвященным и состав чернил, которыми продолжают пользоваться монахи-переписчики в буддийских монастырях Бирмы, Таиланда, Шри-Ланки, копирующие священные книги.
Каждое время рождало свои чернила, но спрос на них никогда не проходил. И не случайно: по словам Байрона, одной капли чернил достаточно, чтобы возбудить мысль у миллионов людей.
Возьми на заметку
Чернильное пятно на ткани можно удалить ватным тампоном, смоченным в смеси равных количеств глицерина и этилового спирта. Тампон надо менять несколько раз. Ткань затем промывают водой.
История создания чернил
Прародителями чернил для струйной печати были обычные чернила для письма и рисования. Их история уходит своими корнями в глубокую древность.
В Каирском музее хранится артефакт – письменный прибор, состоящий из пузырька-чернильницы, палочки для письма и песочной подушечки, выполнявшей функции промокательной бумаги. Примерно V тысяч лет назад этот прибор принадлежал придворному писцу в Древнем Египте.
При раскопках в древнеримском городе Геркулануме на берегу Неаполитанского залива археологи обнаружили глиняный сосуд, на дне которого остались засохшие черные чернила – сажа, разведённая в масле. Кстати, аналогичный рецепт для изготовления чернил III тысячи лет тому назад использовали египтяне, которые сжигали корни водного растения папируса, а полученную золу перемешивали с камеди – стекловидной массой, вытекающей из повреждённых древесных тканей вишни или акации.
Растение папирус, корни которого в Древнем Египте использовали для изготовления чернил
В Китае 2,5 тысячи лет назад черные чернила изготавливали из смеси сажи, растительной смолы и щелочного раствора. Такие чернила были очень густыми, поэтому их наносили на пергамент не перьями, а кисточками. После высыхания они легко отделялись от носителя, особенно на сгибах.
До наших дней сохранились рецепты чернил из отвара кожуры зелёных каштанов, из спелых ягод черники и бузины, из кожуры грецких орехов.
| |
Каштан | Черника |
| |
Бузина чёрная | Грецкий орех |
Растения, которые в древние времена использовали для изготовления чернил
Один из древнеримских рецептов предписывал использовать для изготовления чернил большого количества винограда. Такой виноград следовало съесть, а косточки собрать, просушить и сжечь до получения сажи, которая являлась естественным природным красителем. Для придания чернилам необходимой вязкости и консистенции сажу соединяли и тщательно перемешивали с небольшим количеством растительного масла. После этого чернила из виноградных косточек были готовы к использованию.
Виноградные косточки – сырьё для производства чернил
|
Натуральная сепия изготавливалась из чернильного мешка осьминогов и каракатиц
Но самые лучшие черные чернила изготавливали из округлых наростов на листьях дуба – галлов. Такие наросты образуются, когда насекомое орехотворка откладывает в ткань листа свои личинки. Дерево, защищаясь от вторжения личинок, окружает их плотным кольцом из разросшейся оболочки. Именно эти наросты в древности перемалывали в тонкую пыль, настаивали на воде и добавляли в полученную смесь клей и медный купорос. Такие чернила имели приятный блеск и выглядели так, словно они только что вышли из-под пера писца. Ореховые чернила имели один недостаток: первые 10-12 часов после нанесения они оставались совершенно прозрачными, и лишь спустя некоторое время темнели и приобретали блеск.
Наросты – галлы на листьях дуба
Для оформления религиозных книг византийские и русские писцы изготавливали золотые и серебряные чернила. Для этого небольшую горошину патоки соединяли с тончайшими золотыми или серебряными листочками. Полученная смесь тщательно вымешивалась до однородной консистенции и использовалась для письма. Затем мёд аккуратно вымывался, а нарядные золотые буквы оставались. В Швеции до сих пор хранится пурпурная библия, написанная серебряными чернилами. Возраст этой «серебряной» библии составляет около 1,5 тысяч лет.
Библия, написанная серебряными чернилами
В Греции и древнем Риме в III в. до н.э. из киновари и пурпура изготавливали красные царские чернила. Пурпур получали из тел моллюсков брандариса, которые извлекали из раковин, помещали в солёную воду, затем вялили на солнце и варили. Из 10 тысяч моллюсков получался всего лишь 1 грамм пурпурных чернил. По приблизительным расчётам 1 кг пурпурных чернил должен был стоить 45 тысяч золотых марок. Красные чернила под страхом смертной казни запрещалось использовать за пределами императорского двора. К ним была приставлена специальная стража, которая собственной головой отвечала за сохранность чернил.
Болинус брандарис, из которого в Древней Греции и Древнем Риме изготавливали пурпурные чернила
На Руси подобных строгостей, связанных с пурпурными чернилами, не было. Их научились изготавливать из насекомых червецов, которых сушили и толкли в порошок. Красные чернила использовались русскими писцами для выделения абзаца, так называемой «красной строки». Своё название она получила благодаря тому, что в начале каждого раздела первая буква разрисовывалась красными чернилами в виде картинки. Это облегчало деление текста на главы и его восприятие.
Личинки червеца карминоносного, из которого на Руси изготавливались красные чернила
До сих пор не разгадана загадка рубиновых, сапфировых и перламутровых чернил, которые получили название «чернил драгоценных камней». Рецепт изготовления таких чернил в строгой тайне хранили монгольские монахи.
Считается, что первым печатающим устройством, в котором были использованы черные чернила, стал пресс Иоганна Гутенберга, изобретённый в 1456 году. Пресс оборудован съёмными литерами с изображением букв. Из таких букв можно было составлять слова, фразы и целые предложения. Литеры можно было использовать многократно. Их помещали под пресс на бумажный лист и таким образом получали оттиски.
Пресс Иоганна Гутенберга
Изобретение пресса Иоганна Гутенберга значительно ускорило процесс развития чернил для струйной печати.
В 1460 году была изобретена технология печати при помощи льняного масла, которая позволила наносить изображения на металлические поверхности. Достоверного рецепта льняных чернил до наших дней не дошло. Известно лишь, что основными компонентами таких чернил были многооксиды и растительные пигменты.
Спустя несколько столетий овощные и льняные масла стали основными компонентами чернил. Такие чернила были жидкими и медленно сохли. Тогда же были изготовлены первые чернила с добавлением нефтяного дистиллята.
В XVI веке появились железные чернила, которые изготавливали из корня ольхи, ореховой или дубовой коры и чернильных орешков, настроенных в сосуде с обломками железа. При варке ольховой коры из неё выделялись дубильные кислоты, которые, взаимодействуя с обломками железа, продуцировали закисные железные соли. Свежие чернила имели бледную окраску, но при высыхании железо окислялось и темнело. Полученные отпечатки были устойчивыми к свету и не растворялись в воде. Для придания чернилам необходимой вязкости и прочности в их состав вводили вишнёвый клей (камедь), имбирь, гвоздику и квасцы.
В XVII веке вместо обломков железа при изготовлении железных чернил стали использовать медный купорос. Это позволило ускорить процесс изготовления чернил. Черные чернила, полученные таким способом, стали называть на Руси «чернила добрыя».
В 1847 году немецкий химик-органик, профессор Рунге изготовил чернила из экстракта тропического сандалового дерева. Сок этого дерева содержит гематоксилин, который при окислении вырабатывает пигмент фиолетово-чёрного цвета. Поэтому чернила, разработанные профессором Рунге, имели фиолетовый оттенок.
Профессор Рунге – изобретатель чернил из экстракта сандалового дерева
В 1870 году, спустя 414 лет после изобретения печатного пресса Иоганна Гутенберга, чернила стали использоваться в первых печатных машинках. Такие машинки были оснащены ударным механизмом с буквенными литерами и чернильной красящей лентой. Ударяя по ленте, литеры переносили на бумагу соответствующие чернильные буквы и знаки. Одна из первых моделей печатных машинок показана на рисунке ниже.
Одна из первых моделей печатных машинок
Следующим этапом в развитии чернил стало появление ализариновых чернил, которые в 1885 году изобрёл саксонский педагог Христиан Августан Леонгарди. Чернила Леонгарди изготавливались из сока орешков-галлов с добавлением краппа из корней восточного растения марены. Мареновый крап обеспечил бесцветно-мутным галловым чернилам насыщенный сине-зелёный оттенок. Позже крапп заменили на синтетический краситель, а галловые орешки – на галловую кислоту. Так ализариновые чернила стали полностью синтетическими и более дешёвыми в изготовлении. Ещё позднее был найден синтетический краситель прекрасного ярко-фиолетового цвета. Чернила, изготовленные с использованием такого красителя, получили название анилиновых.
Спустя век после изобретения ализариновых и анилиновых чернил в конце 70-х годов ХХ века были разработаны первые системы струйной печати. В 1976 году свет увидел первый струйный принтер компании IBM – Model 6640, в 1977 году первый струйник сошёл с конвейера компании Siemens, в 1978 году о разработке новой технологии струйной печати BubbleJet заявила корпорация Canon, немного позже инновационную технологию струйной печати drop-on-demand представила компания Hewlett Packard.
В первом поколении струйных принтеров использовались водные чернила, состоящие из красящей жидкости и воды. Водные чернила за счёт своей однородной консистенции и отсутствия твёрдых частиц пропитывают не только поверхностные, но и глубинные слои бумаги. Они дают очень яркие и сочные отпечатки, гораздо более красочные, чем пигментные чернила. Преимуществом водных чернил является их экономичность, недостатком – неустойчивость к солнечным лучам и влаге. Такие чернила быстро выгорают на солнце и смываются обычной водой. Отпечатки, сделанные водными чернилами, следует хранить в сухом затемнённом месте, лучше всего – в фотоальбоме.
Развитие технологии струйной печати привело к появлению фотопринтеров, предназначенных для печати качественных фотографий. В таких фотопринтерах используются пигментные чернила, в состав которых входят вода, пигменты и специальные добавки. Пигменты – это микроскопические частицы твёрдого вещества органического или не органического происхождения. Размер таких частиц в 500 раз меньше толщины человеческого волоса, поэтому они свободно проходят сквозь сопла печатающей головки. Преимуществом пигментных чернил является их устойчивость к воздействию солнечного света и влаги, недочётом – недостаточная яркость по сравнению с водными чернилами.
Изготовив первые пигментные чернила, производители тут же приступили к улучшению их состава. Сегодня химическая отрасль работает над повышением реалистичности и разнообразия оттенков струйных чернил, уменьшением размера выбрасываемых капель, повышением светостойкости и влагостойкости и т.д.
Расширяются цветовые схемы струйной печати. Если в первых струйных принтерах были установлены четырёхцветные картриджи со стандартным набором цветов CMYK (чёрный, жёлтый, пурпурный и голубой), то сегодня выпускают расширенные схемы CMYK, состоящие из шести, восьми и даже одиннадцати цветов.
К инновационным разработкам в сфере струйной печати следует отнести симпатические чернила, которые проявляются под действием ультрафиолета, исчезающие чернила, которые обесцвечиваются при нагревании, флуоресцентные чернила, которые светятся в темноте, серебряные чернила, проводящие электрические импульсы, текстильные чернила, которые превосходно печатают на ткани, латексные, в состав которых входят полимеры из искусственного латекса и некоторые другие виды чернил. За этими видами чернил стоит будущее струйной печати.