в каком году появилась жвачка диор
10 легендарных жевательных резинок 90-х
Удивительно, но факт: люди готовы платить огромные деньги за то, чтобы вновь ощутить «тот самый» вкус и аромат жевательных резинок, продававшихся в 90-е годы. Еще бы, ведь каждому человеку кажется, что в детстве все было вкуснее. К тому же, отсутствие карманных денег тогда делало запретный плод еще более сладким. Мы вспомнили 10 жевательных резинок, которые входят в культурный код каждого, кто вырос в 90-е годы.
1. Donald
Эта жвачка попала на рынок СССР уже в середине 80-х. По легенде, чаще всего она распространялась нелегально через цыган, которые продавали Donald детворе за рубль – огромные по тем временам деньги. Особенностью «Дональда» были вкладыши с комиксами про знаменитого диснеевского утенка (в то время в Союзе почти неизвестного).
Именно вкладыши от этой жвачки ценились больше всего среди детей. Обязаны же советские дети столь важной частицей своего детства голландской компании Maple Leaf, которая договорилась в 60-е годы с Disney об использовании логотипа и героев мультфильмов для вкладышей жевательной резинки, выпускавшейся вплоть до конца 80-х.
Последние «Дональды» произведены в 1989 году в декабре и продавались в Союзе вплоть до истечения срока годности — 1992-1993 года. В 90-е компания перешла на выпуск модных в то время жвачек-драже.
К середине 1990-х Maple Leaf, переживая кризис, попыталась перевыпустить «Дональда» с другими вкладышами и обертками. Но успеха это не принесло. Тем не менее сами жвачки выпускались до середины 90-х в Китае, Турции и Польше на легальной и нелегальной основе. К концу 90-х компания Maple Leaf прекратила свое существование.
2. Donald Duck
Donald Duck ценился среди подростков куда меньше, чем «Дональд» от Maple Leaf. Младшее же поколение, скорее всего, помнит лишь «Дональда Дака» от Candy Team (Дания), которого в просторечии называли «маленькой головой».
Вместо вкладышей у этой жвачки были «переводилки» – детские переводные татуировки. «Дональд Дак» появилась на рынке в середине 1980-х и выпускалась 10 лет.
Было выпущено много серий этой жвачки, пытались выйти и на зарубежные рынки. Например, в Бразилии жвачка вышла с названием Pato Donald. Информация об этом есть тут.
3. Turbo
Одну из самых популярных жевательных резинок в 90-е годы в России производила турецкая компания Kent Gida. Выпуск Turbo начался еще в середине 80-х. Первые серии были со вкусом персика, позднее появились и другие фруктовые отдушки. Вкладыши Turbo с фотографиями автомобилей или мотоциклов до сих пор являются объектами маниакального коллекционирования.
С середины 90-х жевательная резинка Turbo стала производиться в трех вариантах – Turbo Super, Turbo Classic и Turbo Sport, различающихся типами автомобилей на вкладышах (современные, ретро и спортивные). Примечательно, что в названии модели транспортного средства очень часто встречались фактические ошибки. Всего было выпущено 1620 вкладышей Turbo в 11 сериях. Производство оригинальной жвачки от Kent прекратилось в 2007 году.
Самая 1 серия Turbo Kent была выпущена в 1986 году. На территории СССР эта жвачка не была распространена, основные продажи были на территории Болгарии и Чехии. 1 серия с номерами 1-50 является одним из самых дорогих направлений в собирательстве вкладышей. В зависимости от номера, состояния вкладыша, стоимость экземпляра может достигать 200$
4. Bombibom
Еще одна турецкая жвачка производства компании Baycan Gida, которая выпускалась лишь в 90-е годы. В народе многие ее называли попросту «бомба». Чаще всего можно было наткнуться на Bombibom co вкусом шоколада, дыни, яблока или мяты. Квадратные вкладыши Bombibom так же, как и вкладыши Turbo, были с фотографиями различных марок автомобилей.
Многие запомнили первый выпуск, который попал на рынки СССР в 1991 году. Он имел дынный вкус, и хорошо надувался.
5. Tipitip
Многие до сих пор помнят и любят этого человечка с длинным носом, чудаковатым галстуком-бабочкой и большими очками. Вкладыши с комиксами про его похождения ценились среди детей довольно высоко (правда, к сожалению, лишь немногие знали турецкий язык). В СССР жвачка попала в середине 80-х годов и выпускалась вплоть до конца 90-х.
«Типи Тип» начал выпускаться в Турции в середине 70-х. Героя придумал турецкий карикатурист Bülent Arabacıoğlu.
6. Bazooka
Bazooka — одна из первых жевательных резинок, появившихся в Америке. Жвачки этого бренда возникли в продаже сразу после Второй Мировой войны, и стали очень популярными.
Bazooka официально никогда не поставлялась в Россию, так что чаще всего любителям сладкого ее привозили зажиточные друзья из США. В каждой жвачке был вкладыш с комиксом о герое Bazooka Joe.
Стоит заметить, что эта жвачка сейчас выпускается во всевозможных вариациях почти по всему миру.
7. Cola
8. Final
Поклонникам футбола во всех смыслах пришлась по вкусу жвачка Final, на вкладышах которой были фотографии популярных в то время футболистов. Производила Final турецкая компания Ulker с середины 80-х на протяжении 10 лет.
9. Boomer
Кто не помнит этого супергероя из Испании — c пластичными резиновыми конечностями, способного дотянуться ими до падающих в пропасть детей и других интересных вещей?
Именно из этой жевательной резинки удавались самые большие пузыри.
Диапазон вкусов у «Бумера» был довольно большой – от клубники до кока-колы. А на вопрос, связано ли название этой жвачки с народным именованием определенной марки автомобиля, пусть отвечают специалисты-филологи.
Сегодня жевательная резинка Boomer тоже выпускается в некоторых странах. Возможно, она однажды вернётся на рынки нашей страны, переполненные различными Орбитами и Диролами.
10. Отечественная жвачка
Изначально в СССР жвачка была под запретом, считаясь непременным атрибутом буржуазного образа жизни. К тому же, существовал миф, что жвачка опасна для здоровья. Но за пару лет до Олимпиады-80, руководство страны, видимо, все-таки решило, что иностранные болельщики и спортсмены могут придти к выводу, что в отсталом Советском Союзе попросту не умеют делать этот популярный на Западе продукт.
Так в СССР стала выпускаться жвачка с логотипом Олимпиады. К 1983 году выпуск жвачки освоили практически все крупные города СССР. Сейчас известно не меньше 250 разных обёрток от советской жвачки!
Самой же популярной отечественной жевательной резинкой в 90-е годы была продукция, выпускаемая Московской фабрикой «Рот-Фронт».
Хоть советские жвачки и не выделялась особым вкусом и качеством резиновой gum-базы, именно начало производства этого пищевого продукта в СССР сделало популярным коллекционирование «фантиков» среди школьников и других ценителей.
Сейчас встретить нетронутую, нераспакованную жвачку достаточно трудно, и стоимость таких экземпляров может доходить до 10000 руб. и выше среди коллекционеров.
Turbo, TipiTip, Final. Ностальгируем по жвачкам 1990-х
На антресолях старой квартиры не один десяток лет лежало сокровище. Ему стукнуло или вот-вот стукнет тридцатник. Нашлось неожиданно, когда на долгие годы о нем и думать забыли. Все это время пару портсигаров в темном углу укрывала мягкая пыль доцифровой эпохи. Внутри — то самое сокровище, за которое 30 лет назад не грех было вернуться домой с расквашенным носом. Сотни вкладышей от жвачек! Мечта школьников, которые не знали, что такое смартфон и интернет. Это будет ностальгическая статья о нехитром богатстве детей 1990-х.
Turbo
Жвачка долгое время оставалась для постсоветской детворы единственным доступным лакомством из-за границы. По большому счету всем было плевать на вкус резинки. Да пусть хоть битум на зубах, ведь жвачка — лишь одна сторона медали. Вторая и куда более приятная — вкладыш. Томительное ожидание сюрприза как простейшая маркетинговая уловка прекрасно срабатывала на детях, закаленных макаронными запеканками и манкой с комками.
Жвачке Turbo от турецкой компании Kent повезло быть в числе абсолютных и безусловных любимчиков. Потому что мальчишеские сердца проще всего завоевать машинками. А так как автомобилей в начале 1990-х практически ни у кого не было (если только ваш папа не чиновник горсовета, а мама не продавщица в ЦУМе), то успех такой тематики среди ребятни был гарантирован. Не исключено, что Денис Логунович все знает о машинах в первую очередь благодаря фантикам Turbo.
Вкладыши гарантировали не только эстетическое удовольствие от созерцания неведомого авто, но и утоление жажды крайне важных знаний. Крутость тачки определялась объемом двигателя, лошадиными силами и максимально возможной скоростью. Потому что именно эта информация всегда красовалась на фантиках.
Впрочем, на некоторых бумажках не было ни скорости, ни мощности. Обычно такое случалось с картинками прототипов. В таком случае оставалось открывать рот от осознания крутости скорого будущего. А еще были классические модели, мотоциклы и самолеты, вкладыши с которыми ценились поменьше.
Удивительно, но, если верить Википедии, Turbo оставалась популярной жвачкой до 2008 года. Более того, с середины 1990-х ее активно подделывали все кому не лень. В конце концов турецкую компанию Kent купила британская Cadbury, а производство оригинальной резинки постепенно сошло на нет. Поговаривают, что сегодня кое-где еще можно встретить Turbo, но это уже совсем не то, что было 20—30 лет назад.
«Жвачка была бонусом к вкладышу». Статья для тех, кто готов прослезиться от слов «Turbo», «Donald» и «BomBibom»
Крушение империи для октябрят конца восьмидесятых проходило под шелест ценных бумаг. Это были не рубли и не доллары. Молодые умы, скованные редкими инъекциями мультиков в «Спокойной ночи, малыши» и «Калыханке», восприняли информационно-мультипликационные вкладыши как глоток свободы. Их собирали, разыгрывали и меняли на товары.
Одно из ярких воспоминаний детства из 1991-го. На стадионе чижовской школы мой друг и коллега по первому классу Денис рассказывает страшную историю: какой-то мальчик из соседнего двора целиком забросил в рот Turbo, а там — лезвие! Не помню, спасли ли несчастного, но после этого я еще долго надламывал жвачку перед тем, как использовать ее по назначению.
Первые жвачки (самые популярные — Donald, Tipi Tip, BomBibom, Turbo) появились тогда, когда на лацканах синей формы догорала звезда октябрят.
— У нас тогда на стройках города работали поляки, и именно через них появились первые жвачки, — вспоминает Дмитрий из Новополоцка (сейчас ему 36 лет). — До этого еще были пластинки советского производства со вкусом апельсина, мяты, кофе.
Но все это была ерунда, какой было бы шоколадное яйцо без игрушки внутри. В тех жвачках не было вкладышей.
Если вы думаете, что именно турки (главные производители детской радости 30 лет назад) придумали вкладыши, то ошибаетесь. На форуме поклонников вкладышей можно найти вот такой пример из США. Название можно образно перевести как «Убей красную гадину».
На оборотной стороне каждой картинки была страшная история о коммунистах. На изображениях в галерее примерно такой текст: «Советская Россия была нашим союзником во время Второй мировой войны. Мы надеялись, что русские останутся друзьями и мы вместе будем бороться за мир во всем мире. Но их лидеры учат свой народ ненависти к нам. В Берлине американских военных похищают, арестовывают безо всякого повода, унижают, чтобы узнать информацию о нашей армии».
Спустя десятилетия дошедшие до СССР вкладыши потеряли прямую пропагандистскую функцию, но изображенные на них западные мультики, автомобили, корабли и самолеты сводили мальчишек с ума не меньше.
— Жвачки были очень дорогие — рубль за Donald и полтора за Turbo, притом что пирожок с мясом или беляш не стоил больше 20 копеек. Спрос был огромный, а предложения не хватало. Конечно, первые бизнесмены наваривались хорошо. Но это был короткий период. Многие, как, например, моя мама, ездили по профсоюзной линии, доезжали до стран-соседок, где цена была не такой шокирующей, и привозили целые блоки.
Описать вкус этих жвачек, большинство из которых выпускалось в «моноверсиях», едва ли возможно. Поэтому назовем его просто «вкусом детства». Но не он был главным. Мужики, которым сейчас за 30, простили бы даже вкус земли с травой, лишь бы внутри был нужный вкладыш.
— На заре вкладыши от Turbo стоили по рублю, — вспоминает Дмитрий. — Потом началась эра обмена, вкладыши играли роль валюты. Их можно было менять на майских жуков, на пирожки из столовой и на списывание контрольной. Разумеется, почти всегда можно было продать их или просто быть ограбленным старшеклассниками. Было и «фальшивомонетничество»: однажды я вырезал из новых комиксов картинки и выдал их за вкладыши из новых жвачек.
В 250 километрах от Новополоцка, в столице в эти же годы подрастал Андрей. Сейчас ему 36, и он до сих пор хранит (по мере возможностей расширяя) свою коллекцию вкладышей. Lazer на фото выше — часть его имущества.
— Стоили жвачки очень дорого, поэтому многие попробовали их у друзей, которым кто-то привез из-за границы. Это уже потом они появились на рынке и в куче киосков на бульваре Тракторостроителей. Идешь в гастроном на Уральской — у входа киоск. Покупаешь молоко — возьми и жвачку. Были времена лихой инфляции, поэтому цены не помню: менялись часто.
Андрей тоже помнит историю про лезвие: «Как нас только ни пугали. Еще популярными страшилками были рак и язва желудка».
— У меня все началось с детской любви к автомобилям. По телевизору смотреть было нечего, часть информации давал журнал «За рулем». Поэтому когда появились жвачки Turbo, они стали для меня источником важнейшей информации, несмотря на редкие ошибки.
Вторая официальная коллекция Turbo — 70 штук (у нас она считалась первой, потому что реальная первая из 50 вкладышей до постсоветского пространства просто не успела доехать). В ней было то, что ездит по улицам наших городов, превратившись из мечты в реальность, местами уже прогнившую.
— №112 — двойной Lotus, за который я даже мог однажды огрести. Я не был ни здоровее, ни быстрее своих ровесников. Как-то летом в конце восьмидесятых я выменял этот вкладыш и положил в общий блокнот с коллекцией. Вышел во двор и наткнулся на парня постарше по кличке Полосочка (его друга звали Квадратик — не помню почему). Он выхватил мой блокнот и начал убегать. Я рванул за ним с такой скоростью, с какой больше не бегал никогда. Догнал и вернул коллекцию.
А вот этот вкладыш помог побороть боязнь стоматологов. Девочка-одноклассница посоветовала: возьми с собой к врачу талисман. Сама она вроде таскала на такие дела брелок. А у меня не было ничего по карме сильнее машины, поэтому я взял тачку, положив в карман картинку концепта FXV-II — она меня психологически поддержала.
— О чем мечтали? Тогда — о Celica (№245). К сожалению, я никогда на ней не ездил. Сейчас остановился бы на Lotus, — смеется Андрей. — Или на Passat B3 в обвесе Zender — это один из любимых вкладышей.
— За этой девчонкой много кто охотился.
— Привет фанатам F1 сезона 1992 года. Айртон Сенна погибнет только через два года.
— Мы принимали все машины за настоящие. А вот эта серия BomBibom — фотки картонных коробок, в которые были упакованы игрушечные машинки.
— Обрезка, в отличие от белорусских банкнот, которые только растут в цене, сильно снижала ценность вкладыша.
— Арабские — полная фигня по качеству.
— Ходили мифы о том, что в первой коллекции Turbo был правительственный ЗИЛ. На самом деле такого никогда не было. Советский автопром был на вкладышах Kobra.
— Девочки собирали Love Is, которые, в отличие от большинства брендов, были с разными вкусами. Мне мультики сильно интересны не были. Собрать эту коллекцию Donald и сейчас как нечего делать. Хотя Donald субъективно была самой вкусной жвачкой. И Cola мне нравилась.
— Когда вкладыши еще были редкостью, у каждой картинки была своя ценность. У обладателя редкого экземпляра было право первого удара, — вспоминает Дмитрий. — Детский мозг быстро ориентировался на жульничество — стали бороться с этим и ужесточать правила. Например, было запрещено бить вбок или подворачивать ладонь — только сверху!
— У нас была еще одна игра — «Собачка-драчка», — рассказывает Андрей. — Обладатель большого обменного фонда (с наличием повторяющихся и не представляющих для владельца ценности вкладышей) залезал на турник во дворе и бросал вкладыши вниз, где поджидали страждущие. Толпа яростно бросалась собирать их, порой нанося друг другу травмы и обиды. Побеждали высокие и толстые. А бросающий смотрел на толпу свысока и удовлетворял свое тщеславие.
Последние октябрята взрослели. А те, кто приходил на их место, росли уже в атмосфере отсутствия дефицита. Жвачек и других прелестей (наклейки, новые вкусы, фишки, игрушки типа Boomer) становилось все больше и по доступной цене. Огромное предложение не могло не уменьшить глубину интереса и преданности. В середине девяностых вкладыши перестали быть волшебством и превратились лишь в одно из доступных развлечений.
— Когда появились наклейки, мне уже стало неинтересно, я вырос, а жвачка из бонуса к вкладышу превратилась в средство обеспечения свежести дыхания, — говорит Дмитрий; недавно он наткнулся на свою коллекцию вкладышей и решил оставить все в прошлом. — Вдруг оказалось, что все это до сих пор кому-то нужно. И я решил выставить все на аукцион — в среднем коллекция уходила за 10 рублей.
Одним из тех, кто стал клиентом Дмитрия, оказался Андрей.
— Для немецкого ребенка, уверен, эти вкладыши никогда не представляли интереса. Это у них было всегда. А в Беларуси, Украине, России, Болгарии и других соцстранах еще есть коллекционеры. Для всех нас это было нечто большее, чем просто игрушка.
Андрей предупреждает, что большой денежной ценности ни его коллекция, ни то, что найдут после этой статьи в шкафах седеющие папы, не представляет. Это ностальгия по детству, которая нужна только немногочисленной по составу возрастной группе.
— Если у вас найдется что-то в полной коллекции, редкое и в хорошем состоянии — речь идет о десятках долларов. Уверен, что это хобби, в отличие от моделизма или филателии, умрет вместе с нашим поколением. В прошлом году я был в Турции. Не скажу, что сильно искал, но, кроме глобальных брендов, к которым уже принадлежат и компания Kent, делавшая Turbo, ничего не нашел. Думаю, даже турецким детям вкладыши давно не нужны.
Глядя на свою коллекцию, чувствую тепло из детства. Но никогда не скажу, что хочу вернуть для своей дочки те годы. Мне жаль, что время тюнингованного Passat B3 прошло, но не люблю спекуляции на ностальгии. «Луноход» как мечта для ребенка? Нет, спасибо. Я хочу, чтобы дети сейчас не дрались за деньги на жвачку, а родители волновались только по одному поводу — не объестся ли их ребенок шоколадом. Сейчас быть ребенком в сто раз круче.