в каком году появилась сербия
История Сербии
Радио «Радонеж», Москва.
Отекстовка: Сергей Пилипенко, май 2013.
Добрый вечер, дорогие братья и сестры! Давно не обращался я, — грешен, каюсь перед вами, — к материалу югославскому, к страданиям братьев наших сербов. И для того чтобы обратиться к новому акту трагедии южных славян, к событиям в Боснии и Герцеговине, по-моему, надо прояснить историю вопроса, ведь вас дезинформируют. Вас дезинформируют каждый день радио, телевидение и газеты. И вовсе не потому, что в средствах массовой информации сидят одни злодеи. Если бы то было так, может быть, было бы проще. Вас дезинформируют и вполне порядочные люди в силу того, что они прочно дезинформированы сами.
Посмотрите, что за странная борьба происходит в Боснии — «сербы борются с хорватами и мусульманами». Не правда ли интересная национальность — «мусульманин»? И откуда взялись хорваты, ведь хорваты живут в Хорватии? Они переселились в Боснию? Странно, но вот в Сербии хорватов не обнаружилось в событиях минувших лет. В Хорватии, наоборот, живут сербы.
Итак, что представляет собою исторически, этнически и вероисповедно на протяжении истории эта сербская по сути дела окраина? Герцеговина и Босния — это две наиболее отдаленные от основных культурных центров Сербии провинции. В древние времена они были заселены иллирийцами. В первые века нашей эры туда начало проникать славянское население в значительном числе. Уже в IV веке римская провинция Иллирия была практически полностью славянизирована. Кстати, оттуда родом один из западных и вселенских отцов церкви, переводчик Библии Иероним Стридонский. Есть предание, что блаженный Иероним был славянин, но оно никем и ничем не подтверждено. Писал он как римский автор по-латыни, владел многими языками, включая древнееврейский. Но предание правдоподобно, потому что город Стридон находился в Иллирии, и там большинство жителей уже составляли славяне.
Сербы тогда были еще не народом, не нацией, а племенем. Они появляются как в Сербии, так и в Боснии в VI веке по РХ. Дело в том, что тогда славяне представляли собой единый народ, хоть и с племенными различиями. А сейчас мы говорим о славянах, подразумевая многие нации славянских языков. Тогда же славяне были одной нацией, одним этносом. Весьма вероятно, что славяне сербы, переселившись с севера, с территории нынешней восточной части Германии, просто были наиболее активны и составили местную знать среди других славян, и выделившись как знать, постепенно дали название всей земле Сербия.
Название Герцеговина появилось в середине XV века, потому что воевода Сандаль Хранич получил титул герцога, и его земля соответственно стала герцогской землей. Изначальное же название той земли — Холмска земля, то далеко не единственная Холмщина в славянском мире. Герцеговина на протяжении всей своей истории, с одним коротким перерывом, до оккупации турками-османами, то есть до XVI века была частью Сербии. То была просто сербская область Герцеговина.
Имя Босния, а точнее, Босна намного старше, оно встречается у замечательного историка, писателя, политика X века, императора Константина Багрянородного. С тех пор эта область всегда так и называлась. История Боснии немного другая. Она граничит с Хорватией, и время от времени хорватские государи стремились ее подобрать. Она также испытывала разорительные набеги венгров. Входила Босния и в единое венгерско-хорватское государство, которое тоже существовало с XII века. Тогда Хорватия и Далмация, оставаясь автономными, попали в состав венгерской короны. Вот это хорватское и особенно венгерское влияние привело к тому, что в отличие от Герцеговины в Боснии было небольшое количество католиков. Они — выходцы из хорватских земель, действительно потомки древних хорватов, а также немногие венгры.
Римо-католическая церковь имела боснийскую епархию. В Римской церкви епархии обычно компактны и епископов довольно много. Но в Боснии была только одна епархия. Всегда была и православная епархия, она переходила из одного диоцеза в другой, но по крайней мере после святителя Саввы Сербского она в основном входила в состав архиепископии Печской, то есть входила в состав Сербской церкви. Никто никогда не сомневался в том, что боснийцы или босняки в подавляющем большинстве — это просто сербы. «Босния» было таким же областным названием, как, например, Костромская область или Поморская земля в России. Притом Босния была достаточно автономной, поскольку всегда управлялась своим баном (господарем), своим местным властителем, который бывал вассалом, боярином сербских королей, например, Стефана Драгутина и его приемников с конца XIII века, Стефана Душана в середине XIV века. Время от времени боснийские баны бывали могущественны. Так, например, во второй половине XIV века преемник бана Степана Второго, бан Стефан Твртко достиг такого могущества, что удерживал за собой не только Боснию, но и Холмскую землю, то есть нынешнюю Герцеговину. Вот собственно наикратчайший очерк истории Боснии до турецкого могущества.
Турки появляются на Балканах в XIV веке. Еще существовала Византийская империя, точнее Империя Ромеев, когда сербы были вынуждены признать свое вассальное положение в отношении султана. Первые султаны вели себя довольно прилично. Лучшее доказательство того — сражение при Анкаре, которое турецкий султан Баязид Молниеносный проиграл Тамерлану. Все левое крыло турецкого войска состояло из сербов, и они мужественно сражались на турецкой стороне. То значит, что с теми, ранними османами сербы уживались. Обе области сербских земель оставались автономными, управлялись своей знатью. И знать по-прежнему была христианской.
Однако, начиная с XV века, турки захватывают укрепленные города. В 1436 году они взяли Босну, нынешнее Сараево. И неслучайно это место впоследствии было названо по-турецки «Сарай», откуда теперь оно — Сараево. За XV век сербы везде лишились своей автономии, и оказались в составе Османской державы, но сохранили свою знать. История сербов была, пожалуй, менее тяжелой, более национальной, нежели история болгар. Болгар стремились подчинить как христиан греческому священноначалию, эллинизировать их православие, в то время как у сербов священноначалие было свое, сербское, и там не было кризиса подобного греко-болгарскому в XIX веке. Кроме того, надо заметить еще одну вещь. У болгар была практически отнята знать. Она была частью уничтожена, частью деклассирована, то есть вытеснена в низы общества. Потому положение болгар было ужасающим. У сербов же своя знать более или менее сохранилась.
Чего греха таить, некоторые сербские вельможи «потурчились» — приняли ислам. И вот тут интереснейший момент. А почему в Сербии практически нет мусульман, а в Боснии они есть? Еще в XIX веке ученые обратили внимание на исламизацию именно окраинных и наиболее отсталых Боснии и Герцеговины. И вот что открылось. Вплоть до турецкого владычества в Боснии и в меньшей степени в Герцеговине сохранялось «богумильство». Оно было полуподпольным и все-таки «богумилы» были. Богумилы — это не ересь, как иногда пишут, это прямое антихристианство, выросшее из манихейской антисистемы III века нашей эры. Манихейские учения в X-XII веках прокатились по всему средиземноморскому миру с окрестностями, всюду оставив о себе жуткую память, всюду оставив много крови и много кощунства. Манихеи люто ненавидели христианство, и потому всё — Святой Животворящий Крест, иконы и имя Господа нашего было им ненавистно. В Византии родственная система называлась «павликианами». Она была окончательно рассеяна василевсом Алексеем I Комнином. Болгарское богумильство продержалось до конца независимости Болгарии, то есть до турецкого владычества, но было сильно ослаблено и исчезло. Богумильство в самой Сербии исчезло, с ним было покончено еще при святителе Савве, а вот в окраинной Боснии богумильство уцелело. Так вот, поскольку ислам категорически не терпит подобных систем, и Коран предписывает уничтожать злокозненных язычников, именно богумилы из ненависти к христианству предпочитали принимать ислам. Вот откуда мусульмане на Балканах. Они — потомки лютой антисистемы Средневековья, потомки богумильства, потомки манихейства. Таким образом, в Боснии и Герцеговине, особенно в Боснии появилось довольно много мусульман, которых оставалось все же меньше, чем православных. Так всё продолжалось до XIX века в составе Турецкой державы. Турки, естественно, старались поддерживать мусульман так, чтобы местные мусульмане составляли боснийскую знать. С ослаблением Турецкой империи местные мусульмане все более и более становились сепаратистами. И в Боснии в XIX веке было несколько восстаний, которые были общими антитурецкими, в которых участвовали не только боснийские христиане, но и боснийские мусульмане. Последние, естественно, не боролись с исламом, а просто стремились на обломках распадающейся Турции основать свою собственную державу. Ни одно из тех восстаний успехом не увенчалось. Подобные ситуации бывали. Мы знаем, как восставали против турок и Турции албанцы, египтяне. В исламском мире тоже такое бывает.
И вот наступает вторая половина XIX века. В 1876 году вмешательством русского правительства по воле государя-освободителя Александра Второго удалось остановить турецкое вторжение в сербские земли. В 1877 году русское вмешательство не спасло от турецкой карательной экспедиции в болгарские земли. Началась Русско-Турецкая война. В 1878 году турки позорно ее проиграли, и в предместье Константинополя Сан-Стефано, где стояли русские войска, был заключен мир, согласно которому одни христианские земли должны были получить независимость, а другие — автономию. Независимой должна была стать Сербия и Северная Болгария. Южная же Болгария, Босния и Герцеговина должны были получить автономию.
Европейские державы, западные христиане, которые неоднократно предавали нас, христиан восточных, незамедлительно вмешались и на Берлинском конгрессе заставили Россию от многих требований Сан-Стефанского мира отказаться. Болгары не получили независимости, а только автономию. Автономию получили и босняки, но воспользовавшись тяжелым положением России на Берлинском конгрессе, Австрия, стремившаяся укрепиться на Балканах и компенсировать потери Германского мира, оккупировала Боснию.
В 1908 году бывшие территории балканских христиан, принадлежавшие Турции, получили свободу от турок. Тем еще раз воспользовалась, причем обойдя международный конгресс, Австрия, она превратила Боснию вместе с Герцеговиной в свою территорию, то есть аннексировала эти земли. Вот за этот позднейший период, с 1878 по 1918 год, то есть до распада и гибели Австро-Венгрии меняется этнический и религиозный состав Герцеговины, а особенно Боснии. На православное население обрушились прямые репрессии. О том, какими были репрессии, свидетельствует один факт. Константинопольский патриархат и Сербская архиепископия были вынуждены признать независимость, автономию православной митрополии в австрийских землях, а, следовательно, назначение митрополита австро-венгерским правительством. То есть, католическая страна управляла назначением православного первоиерарха. Так вот, под этими прямыми репрессиями очень многие православные сербы переселились из Боснии и Герцеговины в Сербское государство или даже эмигрировали еще дальше. Их земли тут же заселили переселенцы: во-первых, хорваты, во-вторых, немцы, естественно, католики. Вот в этот период римо-католичество и стало более-менее существенным. Причем, поскольку школы были почти монополизированы католиками, то удалось обратить в латинство и многих православных босняков. Таким образом, к настоящему времени большинство так называемых хорватов в Боснии и все хорваты Герцеговины — это окатоличенные сербы. Что касается боснийских мусульман, то они, естественно, сербы, омусульманенные турками.
Еще во времена турецкого владычества в Боснии и Герцеговине была принята конституция, как и в австрийских землях, и проведены выборы депутатов местного народного собрания. Называлось оно все-таки по-славянски — собор. Так вот, посмотрите. Естественно, православных стремились оттеснить от выборов и депутатских мест. Тем не менее, в трех куриях землевладельцев, горожан и крестьян соотношения были такими: в первой курии наиболее богатых босняков (землевладельцев) 4 места имели католики, 6 —мусульмане, а 8 — православные. Во второй и в третьей куриях горожан и крестьян набралось 12 католиков, 18 мусульман, 23 православных и 1 еврей. Даже под жесточайшей австрийской цензурой, при активнейшем вторжении Ватикана, который организовал широкую миссионерскую деятельность и плюс, как я сказал, монополизировал школы, в Боснии все равно преобладали православные.
А теперь судите сами. Да, конечно, в Боснии живут мусульмане. Но разве то является основанием для создания отдельного мусульманского государства? В Сирии мусульман больше, чем христиан в Боснии. Но, кажется, нету разговора о том, чтобы создать христианское государство в части Сирии. В Египте христиан 7 миллионов. Почему бы не поговорить о создании христианского государства в части Египта? Интересно, что тогда снова христианским городом стала бы Александрия, ибо в этом городе преобладает христианское население. Или, может быть, нам предложат теперь создать татарское государство в Крыму? Татары были бы не против, хотя они составляют там меньшинство, несмотря на то, что им позволили вернуться и часто на лучшие земли. А ведь они тоже оккупанты, хоть и очень стародавние, они тоже появились в Крыму в результате захвата христианской Таврии подобно тому, как герцеговинские и боснийские мусульмане появились в результате турецкой оккупации.
Территории Боснии и Герцеговины окончательно были определены режимом Тито, который был, как известно, не только коммунистом, но и хорватом, и придерживался все время антисербской ориентации. Правда, государство Югославия было создано не Тито. Оно было создано с распадом Австро-Венгрии. Но обратите внимание, что король Югославский титуловался «королем сербов, хорватов и словенцев». Он не был «королем Сербии, Хорватии и Словении». Как видите, боснийцы в титуле короля и в названии государства («Королевство сербов, хорватов и словенцев») не упоминались. И то естественно, потому что боснийцы — это сербы-мусульмане. Вот моменты, которые нам необходимо знать.
Более того, нам необходимо быть активными. Когда нам говорят о «борьбе мусульман с сербами», мы должны останавливать этого человека и в зависимости от того, вызывает ли он доверие или симпатию, говорить ему, что он ошибается или лжет, и кроме того проявляет этнологическую безграмотность. «Борьба сербов с мусульманами» звучит примерно так же, как, например, «борьба русских с буддистами». Кому и зачем это потребовалось? Дело в том, что если этой лжи не будет, то отпадет вопрос межэтнического конфликта, межнационального конфликта. Конфликт станет религиозным, а идею создания государства придется проводить на чисто религиозной основе. А то очень невыгодно Западу, он бы того не хотел. А расчленить Югославию, сделать ее маленькой и слабой, он бы хотел, отнять сербские земли хотел бы.
Вот что необходимо знать нам русским и православным, не забывая о том, что сербские дела есть наши дела. И не потому, что сербы — дружественный народ. То верно, и мы всегда поддерживали сербов, а сербы всегда были любящими братьями. Но того недостаточно. Мы — православная страна. Подавляющее большинство в нашей стране — православные. Мы — лидер православного мира просто как самая крупная православная страна. И нас касается положение православных и православия в любой части земли. А сокращение православных земель и превращение их в неправославные есть посягательство на нас, есть угнетение нашей церкви.
Кирилл, а точнее, еще Константин Философ тогда, брат Мефодия, один из великих просветителей словенских, в полемике с мусульманами сказал однажды: «Мы любим мир, мы хотим мира, мы хотим жить в мире с вами, но мы будем с вами воевать, если вы будете заставлять наших братьев отказываться от истинного вероучения».
В каком году появилась сербия
VII – IX вв. – объединение южнославянских племён в союзы и переход от язычества к христианству. Подробнее ▼
Значительную роль на этом этапе сыграли греческие миссионеры, «учители словенские» равноапостольные Кирилл и Мефодий, изобретшие первое письмо «глаголицу» и осуществившие перевод богослужебных книг на старославянский язык. Окончание христианизации сербов.
1331-1353 гг. – эпоха расцвета сербского государства и его превращения в самую сильную балканскую державу с собственной Патриархией. Подробнее ▼
В этот период происходит значительное расширение границ государства за счёт территорий современных Македонии, Албании, Северной и Средней Греции. Провозглашение в 1346 году сербского правителя Стефана Душана царём сербов и греков. Получение Сербской митрополией статуса Патриархии.
28 июня 1389 г. – cражение на Косовом поле между сербскими и турецкими войсками, в ходе которого погибают сербский князь Лазарь и турецкий султан Мурат I. Подробнее ▼
Битва стала судьбоносным историческим событием, оставившим неизгладимый след на всей последующей истории региона. Поражение в ней положило начало упадку сербского государства и началу четырёхсотлетнего турецкого ига.
1690, 1739 гг. – эпоха войн между двумя великими державами Австро-Венгрией и Османской империей и Великое переселение сербов с захваченных турками территорий. Подробнее ▼
В результате военного противостояния поддерживавшее австрийцев сербское население, опасаясь мести турок, было вынуждено покинуть родные очаги и переселиться за реку Сава на территорию Габсбургской монархии, в нынешнюю Воеводину. В истории это явление получило название Великого переселения сербов.
C 1913 г. – развитие движения панславизма среди южных славян, возникшего в 1840-е годы и направленного на политическое объединение сербов, хорватов, словенцев и болгар на основе этнической, культурной и языковой общности. Подробнее ▼
Из-за того, что гимн («Гей, славяне!») и флаг панславянского движения с 1945 до 1992 года использовались Югославией, те события часто приводятся в качестве оснований для обвинений Сербии в «великосербстве» – стремлении объединить все земли с сербским этносом в одно государство.
1914 – 1918 гг. – Первая мировая война, из которой Сербия, понеся значительные человеческие (до 28% своего населения) и материальные потери, выходит победителем в составе Антанты. Подробнее ▼
В ходе войны Сербии пришлось в одиночку противостоять огромной армии Австро-Венгерской империи и при этом удалось одержать ряд побед. Из-за неравенства сил (на помощь австро-венграм выдвинулись болгары и немцы) сербской армии всё же пришлось отступить через горные массивы Албании и эвакуироваться на греческий остров Корфу. Однако оправившись к сентябрю 1918 года, сербы сыграли важнейшую роль в прорыве Салоникского фронта, окончательной победе Антанты в Первой мировой войне и освобождении славян, находившихся под властью Габсбургской монархии.
6 апреля 1941 г. – жестокая бомбардировка Белграда гитлеровской авиацией в ответ на мартовские события и свержение лояльного правительства. Подробнее ▼
В результате бомбёжки, проведённой без объявления войны на Вербное Воскресенье, погибло 2 274 мирных жителя столицы, уничтожено множество бесценных культурных памятников. После разрушения Белграда союзные войска фашистской Германии, Италии, Венгрии и Болгарии осуществили вторжение и расчленение страны.
1941-1945 гг. – участие Югославии в событиях Второй мировой войны. Подробнее ▼
Ценой огромных людских жертв (1,7 млн. человек, в том числе 50 000 белградцев – 10,8% от численности населения, третье место в Европе после СССР и Польши) страна дала достойный отпор фашистам, приковав к себе десятки дивизий, предназначавшихся для действия на других фронтах.
Новой конституцией, в частности, в компетенцию республик и двух автономных краёв, Воеводины и Косово, переданы все законодательные функции, возможность принятия собственных конституций, а также развития связей с заграницей.
Состоявшиеся в Белграде похороны вылились не только в самый крупный, но и уникальный саммит того времени, в котором приняли участие высшие руководства 126 государств мира. После смерти Тито коллегиальным главой государства становится Президиум СФРЮ. В его состав входили представители от всех республик и автономных краёв, каждый из которых должен был по году занимать пост главы единого государства.
Конец 1998 – начало 1999 гг. – попытки установления правительством СР Югославии конституционного порядка в Косово, охваченного массовыми выступлениями албанцев. Подробнее ▼
Применение силы против радикальных албанских группировок западные политики и НАТО назвали неправомерным и выставили Слободану Милошевичу ультиматум, предполагающий по сути полную капитуляцию и потерю государственной независимости. Милошевич отклонил условия Запада, в ответ на что НАТО приняло решение о начале операции по принуждению сербов к миру.
24 марта 1999 г. – начало НАТО-бомбардировок Югославии, продолжавшихся 78 дней (с 24 марта по 10 июня) и унесших жизни более 2 тыс. сербов и нанесших материальный ущерб около $100 млрд. Подробнее ▼
28 июня 2001 г. – выдача Гаагскому трибуналу экс-президента Милошевича, обвиняемого в этнических чистках. Подробнее ▼
В ходе суда, длившегося с 2002 по 2006 годы, ни один из инкриминируемых ему фактов доказан не был. Бывший президент скончался 11 марта 2006 года согласно официальной версии от сердечной недостаточности, от которой ему не предоставили возможности лечиться.
История Сербии
История Сербии
В эпоху железного века около 1000 года до н.э. на Балканах развивались палеобалканские народы, известные как фракийцы, даки и иллирийцы. Эти народы были обнаружены древними греками в период их экспансии на юг современной Сербии в 4-м веке до нашей эры; самой северо-западной точкой империи Александра Великого был город Кале-Кршевица. За притоком греческой иммиграции вскоре последовало переселение кельтского племени Скордиски, которые поселилось в этой области в 3-м веке до нашей эры. Скордиски создали свое собственное племенное государство и построили несколько укреплений, в том числе столицу Сингидунум (ныне Белград) и Нависос (ныне Ниш).
Римляне завоевали большую часть современной Сербии во 2 веке до нашей эры. В 167 году до нашей эры была создана римская провинция Иллирия, остальная часть современной Сербии была завоевана в течение первого столетия до нашей эры. В результате этого, современная Сербия простирается на территории нескольких бывших римских провинций, главными городами которых были: Сингидунум (Белград), Виминациум (Стари Костолач), Ремезиана (Бела-Паланка), Нависос (Ниш) и Срема (ныне Сремска-Митровица), которая была римской столицей во времена Тетрархии.
История Османской Сербии и Великое переселение Сербов
После потери независимости и вхождения в Королевство Венгрии и Османскую Империю Сербия ненадолго восстановила суверенитет во время правления Йована Ненада в 16 веке. Три нашествия Габсбургов и многочисленные восстания постоянно ставят под сомнение османское владычество. Одним из ключевых событий стало Банатское восстание в 1595 году, которое было частью долгой войны между турками и Габсбургами. Область современной Воеводины пережила вековую турецкую оккупацию, до того как перешла империи Габсбургов в конце 17-го века в соответствии с Карловицким мирным договором.
Дворянство было уничтожено во всех сербских землях к югу от Дуная и Савы, зависимые крестьяне работали на османских хозяев, а значительная часть духовенства бежала или была изолирована в монастырях. В соответствии с османской системой управления сербы-христиане считались низшим классом и были обременены тяжелыми налогами, а небольшая часть сербского населения даже подверглась исламизации. Турки-османы упразднили Сербский Патриархат в 1459 году, но затем восстановили его в 1555 году, обеспечив, таким образом, ограниченное сохранение сербских культурных традиций в пределах империи.
Когда в результате Великого переселения Сербов обезлюдела большая часть южной Сербии, многие сербы попытались пересечь Дунай и найти убежище на севере в Воеводине и на западе к Австрийской военной границе, где им австрийской короной были дарованы права в соответствии с Валашским Статутом 1630 года. Церковный центр сербов также передвинулся на север, к Митрополии в Сремских Карловцах, после того как Печский Патриархат был снова упразднен турками в 1766 году. После Послания сербского народа император Священной Римской империи Леопольд I официально предоставил сербам автономную территорию.
После Первого сербского восстания во главе с князем Карагеоргием Петровичем, Сербия была независима в течение почти десятилетия, прежде чем Османская армия снова оккупировала страну. Вскоре после этого началось Второе сербское восстание под предводительством Милоша Обреновича. Оно закончилось в 1815 году компромиссом между сербскими революционерами и османскими властями. После Аккерманской конвенции в 1826 году, Адрианопольского Мирного Договора в 1829 году и, наконец, Хатт-и Шарифа, был признан суверенитет Сербии. Первая Сербская Конституция была принята 15 февраля 1835 года.
После распада Австро-Венгерской империи область Срем была объединена с Сербией 24 ноября 1918 года с последующим присоединением Баната, Бачки и Бараньи днем позже, тем самым включив всю Воеводину в состав Сербского королевства. 26 ноября 1918 года Ассамблея Скупщины Подгорицысвергла династию Петровичей-Негошей и объединила Черногорию с Сербией. 1 декабря 1918 года был обнародован манифест сербского принца-регента Александра о создании Королевства сербов, хорватов и словенцев во главе с сербским королем Петром I.
Вторая мировая война и Вторая Югославия
В 1941 году несмотря на попытки Югославии сохранять военный нейтралитет, державы «оси» вторглись в на территорию страны. Территория современной Сербии была разделена между Венгрией, Болгарией, независимой Хорватией и Италией (великая Албания и Черногория), в то время как остальная часть Сербии с марионеточным правительством во главе с Миланом Ачимовичем и Миланом Недичем попала под власть немецкого военного управления. Оккупированные территории стали ареной гражданской войны между роялистами-четниками под командованием Драже Михайловича и коммунистическими партизанами под предводительством Иосипа Броз Тито. В течение одного года оккупации было убиты около 16 000 сербских евреев, что составило около 90% от довоенного еврейского населения. Многие концентрационные лагеря были созданы по всей территории страны. В Банице был расположен крупнейший концентрационный лагерь, где основными жертвами стали сербские евреи, цыгане и сербские политические заключенные.
Ужицкая Республика была недолго просуществовавшей освобожденной партизанами территорией (осень 1941 года), представляющей собой военное мини-государство в западной части оккупированной Сербии, и первой освобожденной территорией в Европе во время Второй мировой войны. К концу 1944, в результате Белградской операции партизаны получили перевес в гражданской войне, а впоследствии и контроль над Югославией. После Белградской операции Сремский фронт стал последним этапом Второй мировой войны в Сербии. Приблизительно 60 000-70 000 человек погибли в Сербии во время коммунистического захвата власти.
Распад Югославии и политический переход государственной власти
В 1989 году Слободан Милошевич пришел к власти в Сербии. Милошевич обещал сокращение полномочий автономных провинций Косово и Воеводины, где его союзники впоследствии пришли к власти в ходе «антибюрократической революции». Это вызывает напряженность в отношениях с коммунистическим руководством других республик и пробуждение национализма по всей стране, что в конечном итоге привело к распаду Югославии: Словения, Хорватия, Македония и Босния и Герцеговина объявили о своей независимости. Сербия и Черногория остались вместе в составе Союзной Республики Югославии (СРЮ).
21 мая 2006 года в Черногории был проведен референдум о выходе из Государственного союза Сербии и Черногории. 5 июня 2006 года Национальная ассамблея Сербии объявила Сербию законным правопреемником бывшего государственного союза. Провинция Косово в одностороннем порядке провозгласила независимость от Сербии 17 февраля 2008 года. Сербия немедленно осудила это заявление и продолжает отрицать независимость Косово. Провозглашение независимости вызвало разнообразные отклики со стороны международного сообщества: некоторые государства поддержали его, а другие осудили это одностороннее решение. Переговоры между Сербией и албанскими властями Косово ведутся в Брюсселе при посредничестве ЕС.
В апреле 2008 года Сербия была приглашена присоединиться к программе «Интенсивного диалога» с НАТО, несмотря на дипломатический разрыв с альянсом из-за Косова. Сербия официально подала заявку на вступление в Европейский Союз 22 декабря 2009 года и получила статус кандидата 1 марта 2012 года вследствие задержки в декабре 2011 года. После положительных рекомендаций Европейской Комиссии и Европейского Совета в июне 2013 года, в январе 2014 года начались переговоры о вступлении в ЕС.