в каком году появилась русь как государство
Историю необходимо поправить. В каком году появилось государство «Русь»?
Есть один… вроде бы беспредметный спор. Который ведут пользователи разнообразных ресурсов, журналисты, даже учёные грызутся нешуточно. С какой даты следует вести начало Российского государства. Эти острые порой схватки вызывают весёлое недоумение. Как будто бы в мировом историческом процессе есть народы, которые проснувшись с бодуна поутру, придумывают себе под ковшик целительного… государственность. Не пройдя долгий эволюционный путь до этого.
Точки отсчёта…
Для начала определимся, о каком именно «государстве» речь. Предпочитаю понимать этот термин, как прогрессивное явление в истории человечества (не без издержек, само собой). Важный компонент вообще всей цивилизации, способный на определённой территории организовать и защищать. Если хотите, с философской точки зрения — возвышать народ.
Администрированием усиливать его военные и технологические возможности, упорядочивать социальные отношения, сохранять или трансформировать культуру. Таким образом, расталкивая локтями не очень оборотистых соседей за накрытым столом ресурсов и возможностей.
С другой стороны, государство является пусковым механизмом для глубоких (порой кровавых) социально-политических противоречий. Но опираясь на репрессивные возможности элит, в конце концов, обеспечивает защиту жизни и собственности своих подданных.
Где тут найти точку отсчёта на Руси? Мы не берём новейшие времена, само собой. Когда с броневичка или над телом забитого насмерть плантатора можно провозгласить что-то там декларативное. Государство во всём многообразии своих институтов, рычагов принуждения общества — дело долгое. Взаимодействие с народом развивается постепенно. Чем больше этапов к конечной точке пройдено, тем более зрелым является сам народ, Устойчивым к политическим катаклизмам. Внешним и внутренним.
Но человек так устроен, ему всегда необходимо найти… знаковое событие. Абсолютно во всём, будь это грядущая свадьба или образование государства. Этот жизненный эпизод должен собрать в себе длительный и медленный процесс «до», объяснить — что будет «после». Если говорим о государственности, событие должно аккумулировать предшествующие тенденции, быть реальным и запоминающимся. Чтобы через тысячи лет убеждать сограждан и окружающий мир в необратимости процесса.
именно это событие признано знаковым, когда в 862 году новгородскими словенами, кривичами, финно-уграми и балтами призван на должность «эффективного менеджера» (князя-управителя и арбитра) варяжский князь Рюрик с братьями. «С роды своими», которые принято понимать как личные дружины. Верхушку некоего родоплеменного объединения с высокой военно-политической эффективностью. Так, в российской истории северо-западных земель появляется упоминание о появлении княжеской, а потом и царской династии. Этим, собственно, значение данного факта полностью исчерпывается.
Вот тут первый раз притормозим. Никакого реального, «исторически переломного смысла» призвания варяжского князя не имеет… вообще. Этот факт лишь говорит: поильменские словене с соседями доросли до зрелого исторического возраста. Спокойно смогли договориться между собой, появление «из-за моря» администратора восприняли само собой разумеющимся явлением. Что может говорить о полном понимании, что такое «княжеская власть». Опыт имелся, ещё во времена антов такие практики существовали. Так почему столь ничтожный эпизод перерос в глобальную историческую веху?
Последующие события показали: это стало нашей идеологией, аргументом династических претензий. Как самих Рюриковичей, так и шведо-германских идеологов. Когда они начали предъявлять какие-то там требования на северо-западные русские земли (объявив Рюрика скандинавом). Всячески принижая общий уровень развития восточных славян, якобы не способных создать государственность. Дикие, неразумные, отсталые… без пинка «западного сапога» так и сидели по ёлкам.
Двести с лишним лет российские и советские историки с этим «норманизмом» вяло боролись. До победы безоговорочной только в XXI веке. Нет, кое-кто продолжает отравлять пространство тухлой отрыжкой, но даже сами скандинавы уже говорят: принадлежность «варягов» в конце IX века к южно-балтийским славянам очевидна, научный факт. Они были родственны поильменским славянам по языку, верованиям, бытовым традициям. Имели многовековой опыт сожительства и сотрудничества.
Но всё равно… Исторически наивно считать 862 год — датой рождения Российского государства. Если быть справедливым и точным исторически — это случилось на 20 лет позднее. Когда в 882 году Вещий Олег:
«поимъ воя многи, варяги, чюдь, словени, мерю, весь, кривичи».
И начал свое шествие с северов, добравшись до Киева. Тем самым объединив новгородскую Русь с южной — в единое прото-государство. Именно после этого похода «Русью» стали называть свои земли «русы». Им вторили немедленно соседи, в первую очередь — византийцы. Наконец-то, выдохнув и поняв, что у них происходит под северным боком. Заключив соответствующие знаменитые договоры «Руси с греками» 907, 911, 944, 971 годов.
Но ни 862-ой, ни 882-ой тоже не могут являться определяющими датами создания государства. Это слишком длительный исторический процесс. Призвание Рюрика и захват Киева… обычные бытовые события, ничего кардинально в жизни огромных территорий от днепровских порогов до Ладоги не изменившие.
Новая точка
отсчёта более продуктивна, справедлива и оправдана. Если не говорит о создании государственности, то хотя бы намекает на официальное признание «государства Русь» остальным миром. 18-25 июня 860 года. Событие привязано к подписанию Договора. Нападения русских дружин на Константинополь 18 июня 860 года, недельная осада и заключение мирного соглашения. Которое связало разбойную и свободную «русь» стереотипным межгосударственным договором с великой Византией.
Вкратце, как оно было всё. 18 июня русский флот (200 судов, 8000 воинов — русские источники; 350 судов, 12-14 тыс. человек — венецианский хронист) с моря внезапно атакует Константинополь. Император Михаил III с армией в это время воюет в Малой Азии с арабами, византийский флот гоняется за пиратами Крита. Город подвергся недельной осаде, Михаил III с трудом пробрался в столицу, вместе с патриархом Фотием возглавил оборону.
Потом… По одним источникам, разразилась буря, разметавшая суда русов. Они отступили «во свояси», город был спасён. Византийские хроники не говорят о буре, лишь стенают о тяжком положении осаждённого города, ночных молитвах жителей и начале мирных переговоров, избавивших город от «русской напасти». Эти события Нестор датирует… 866 годом. Впоследствии дату уточнили в 1894 году, когда бельгийский ученый Франц Кюмон обнаружил в Париже византийский манускрипт с «Хронику Манасии». Там чёрным по белому сказано: 18 июня 860 года произошло нападение Руси на Константинополь, началась осада византийской столицы.
Теперь вопрос: почему дата хорошо известна, но не рассматривается «точкой отсчёта»? Об осаде Константинополя писали многие: Ломоносов и Татищев, все более-менее известные историки XIX века. Им вторили советские глыбы историографии Тихомиров, Рыбаков, Левченко… Все отмечали «важность события», не ступая дальше в рассуждениях и выводах ни на шаг.
События 860 года не выбрались из тени даты «призвания Рюрика». Ладно, одно время этому мешал пресловутый «норманизм». Но ведь находка «Хроники Манасии» состоялась аж в конце XIX века, можно было хотя бы дискуссию научную начать. Тишина… Помешали официальные торжества во время открытия памятника «1000-летия России» в Новгороде 1862 года? Неудобно и неуютно было вводить новую датировку?
Неизвестно. Сегодня что мешает? Ведь наука не должна быть подвластна официальным теориям, династическим интересам, идеологическим штампам. После публикации Кюмона учёные царской России попытались (безуспешно) обратить внимание на события 860 года. Ладно… лихорадило страну на рубеже веков, потом революции, то-сё… Но с какого рожна прижилась в советское время классическая норманнская концепция варяжского вопроса? Хотя идея
«о создании варягами-норманнами российской государственности является немарксистской, должна быть отброшена».
Борьба за справедливость…
Основательно к событиям 860 года подошли… русские историки-эмигранты. В 1946 году в США (на английском языке) публикуется книга Васильева «Русская атака на Константинополь в 860». Но это ничего не изменило, лишь более частым стало упоминание о событии в зарубежных научных источниках. Норманнское забрало никто не собирался в СССР приподнимать. Даже отписали: да, было такое. Очень интересный, великолепно исполненный военный поход. Хотя событие эпохальное, но провели его. норманны.
Потом был наш историк Тихомиров, попытавшийся в статье 1962 года как-то привлечь внимание к событию. Сказав: не с началом династии Рюриковичей связано первое упоминание «о Руси, Русской земле», а именно с событиями 860 года. Но ничего опять не произошло. Почему?
Вопрос задавал не раз и не два лично умным людям с историческим профильным образованием. Пожимают плечами. Мол, до сих пор не выявлен действительный смысл событий 860 года. Непонятен исторический контекст. Событие встряхнуло Византию и Рим, это правда. Появился «малоизвестный народ», с которым пришлось заключать полноценный государственный договор.
Это не были славянские племена со своими князьями, которые частенько потрошили границы Византийской империи в VI веке, участвовали в войнах и мирных переговорах с аварами. «Русь» тоже не упала с неба. Её ватаги были известны во времена атаки Крымской фемы Византии в начале IX века, отметились захватом Сурожа, терзали в 30-е годы IX века малоазиатское побережье, разграбили богатый торговый Амастрид.
Эти события были неизвестны Нестору. Или не привлекли внимания. Но почему-то 860 год был отмечен особо. Что там такого произошло, чтобы попасть на страницы летописей (пусть даже с ошибкой в датах)? Нестор хватает самое яркое… факт атаки и осады Константинополя. Согласен, есть чему впечататься в память надолго. Не каждый год столицу самой могучей средиземноморской державы в бараний рог крутят.
Появление в поильменских землях какого-то Рюрика осталось незамеченным, сохранилось в памяти только русских летописцев. Но вот события 860-го… это простите, событие международного масштаба. О нём в течение IX-XIII веков постоянно сообщают византийские и европейские хронисты, государи и церковники. Знаменитые проповеди константинопольского Патриарха Фотия, письмо Римского папы Николая I.
Получаем историографический парадокс. Русский летописец явно наслышан о других эпизодах с «русью». Мог их применить к истории рождения древнерусского государства. Даже использовать туманные сообщения типа легенд основания Киева князем Кием. Или более ранние визиты в восточнославянские земли всяких варяжских князей. Но нет… именно события 860 года интуитивно признаются монахом — точкой отсчёта. Вот почему.
После недельной осады
Константинополя «русами» стороны заключили мир. Согласно проповедям патриарха Фотия, письму папы Николая I, данным византийских хроник: между Русью и Византией заключён договор «мира и любви». Он прекращал состояние войны, устанавливал мирные и добрососедские отношения. Византия уплачивала Руси дань, брала обязательство повторять упражнение ежегодно.
Русь вступала с империей в военный союз (что исполнила в последние десятилетия IX века — начале X). К этому времени государства вполне плотно торговали, «русским купцам» был открыт доступ на греческие рынки. Договор вполне обычный, стереотипный. Точно такие же соглашения заключались Константинополем с Персией, Арабским халифатом, Франкской империей, Хазарией, Болгарским царством, другими государствами. Вот и Русь появилась…
Это условие выводило Русь из когорты «варварских» стран. Ставило в один ряд с тогдашней Сербией, Болгарией, Аланией. Признанными всеми добропорядочными христианскими странами, с которыми можно иметь доверительные отношения в вопросах коллективной безопасности. В составе византийских христианских епархий появилась русская, под номером 61. О чём торжественно объявил Патриарх в «Окружном послании» восточным архиепископам. «Повесть временных лет» не упоминает про это, лишь Никоновская Летопись располагает сведениями от поздних греческих хронистов.
Можно смело оставить за бортом факт 882 года, когда откровенно языческая Русь Вещего Олега захватывает Киев. Явно прищемив христианство города, местных князей, их дружинной элиты. Которые выполняли обязательства договора 860-го года, пускали к себе греческих миссионеров. Это потом начнутся непонятки с несторианством и арианством, полу-языческими повадками Рюриковичей. Весь окружающий мир был уверен: государство Русь — суть христианская держава.
Крещение Руси после похода 860 года рассматривалось соседями первым масштабным государственным крещением. Да, потом наступили времена «языческой реакции», но это обыденное дело в раннем Средневековье. Через такое прошли Англия и Швеция, другие государства помельче. Христианство, даже несмотря на поддержку высших элит, всегда с трудом добывало себе господствующее историческое место.
Как же быть с существующими ещё пережитками «норманизма» и самими скандинавами? Да никак. Поход с севера на Византию не имеет отношения к скандинавам. Все византийские и западные источники говорят о «народе», «многих народах». Которые внезапно обрушились на северные границы цивилизованного мира ромеев. Юридически это значит: дано государственно-этническое определение нападавших.
Русские летописи расценивают поход — военным предприятием «государства Русь» из локаций Поднепровья. Уже киевские князья Олег и Игорь сделают это обыденностью, привлекая к участию в подобных набегах все население Руси. От Ильменя до острова Хортица. Коль в договоре «Руси с греками» было представлено «государство Русь, Русская земля» — то подите прочь со своими скандинавами. В лице организаторов, само собой. А участие союзных варягов, выходцев с южно-балтийских земель — само собой разумеющийся факт.
Тут тоже ещё пара мыслей. Подготовка к таким масштабным военным авантюрам должна быть серьёзной. Сбор весьма большого войска, оснащение флота, провиант, снаряжение. Логистика, глубокая разведка (как-то подозрительно удачно вышли к полностью беззащитному Константинополю)… тут впору задуматься о каких-то вещах, нам пока неизвестных. Это не разбойный набег. Полномасштабное вторжение. Без длительного обеспечения на государственном уровне с трудом понимаемое.
Так что «напёрсток» не будет ошибочным двинуть вне летописных скупых сообщений. Предположив, что какие-то серьёзные элементы государственности уже существовали. Мало того — успешно функционировали. Что логично, ведь первые куски византийского пирога «русь» уже распробовала крупными набегами в крымские и малоазиатские владения Империи.
Проблемы лишь в определении этнической принадлежности «государства Русь». Но тут придётся брать в анализ общую историческую обстановку Восточной Европы. В этом регионе бродили самые разные этнонимы: «русь», «русины», «рутены», «руссы», «руги» и другие… Далёкие и близкие им славянские племена, племенные союзы, протогосударственные образования. Часть была связана географически с южно-балтийским Поморьем.
Ненароком вспомнишь автора IX века Ибн-Хордадбеха с утверждением: купцы «ар-Рус — одна из разновидностей славян». Как и в Рафельштатском Уставе начала X века «русские купцы», приходящие «из Ругов» (Руси) на Дунай, отождествляются со славянами. Вопрос дискутируемый, но большинство мнений сейчас сходится: «русь» в этническом понимании появляется почти одновременно на юге (в Поднепровье), и на севере (Южная Прибалтика). Только после этого — в землях поильменских словен, вместе с варягами.
Хотя… чего тут огород городить. Просто нужно смотреть на постоянные миграционные процессы славянского элемента. Как из Южной Европы в Поднепровье (сверяясь с нашими летописями), так из Южной Прибалтики — в восточные земли. Под постоянным прессом германской экспансии. Косвенно это подтверждается лингвистикой. Новгородский диалект древнерусского языка подозрительно тождественен с наречиями прибалтийских славян.
А Рюрик взял с собой «всю Русь». Не дружину или две-три. Именно жителей того славянского района, откуда вышел. Так что более раннее появление на Ильмене выходцев из «государства ранов» вполне вероятно. Кто-то из десятков знатных родов южно-балтийских славян. У которых вполне сохранились хорошие связи со славянами Восточноевропейского региона. Вполне логично, что по совокупности торговых и военно-союзнических отношений состоялось и призвание варягов.
Так что… пора памятные даты менять, господа. Рюрики ходили пачками в наших землях. А поход Руси на Константинополь был организован той частью славянских и «русских» земель, которые уже вполне себе были государством. Раз сумели достичь определённого социально-экономического, культурного, политического развития. Заставили себя признать. С опорой на Поднепровье и Причерноморье. Были они там чужаками? Никто точно не скажет. Очень может быть. Но в любом случае — именно в 860 году государство Русь оповестило о своем рождении. Именно как государство.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Возникновение Руси
Кратко о происхождении славян
Самые ранние письменные источники, рассказывающие о славянских племенах, относятся к I—II вв. н.э. и принадлежат римским авторам Тациту, Плинию и Птолемею. В те времена славяне, называемые венедами, населяли территории в бассейне реки Вислы и побережье Балтийского моря. Первые восточные славяне (анты) во II—V вв. стали селиться на обширной территории от Западного Буга до Днепра. Они жили общинно-родовым строем, занимались преимущественно земледелием, а также разведением скота, охотой, сбором дикого меда, грибов и ягод. В IV в. образовался первый племенной союз восточных славян, который возглавили волыняне (они же дулебы и бужане).
Поляне выступили инициаторами создания второго союза восточнославянских племен на среднем Днепре. Легенда, записанная в «Повести временных лет» — самом раннем древнерусском летописном своде из дошедших до нас (автор — Нестор Летописец), — рассказывает о Полянском князе Кие, основателе Киева (ок. V в.).
Поляне первыми среди восточных славян стали использовать название «Русь». Известия о русах (росах) встречаются в письменных источниках древних народов с VI в. О занятиях, обычаях и нравах русов много писали византийские и арабские путешественники и историки.
В VII—VIII вв. славянские племена расселились по огромной, покрытой дремучими лесами и болотами территории вдоль Днепра и его притоков, достигли Западной Двины, Чудского озера, реки Ловати, озера Ильмень, рек Волхова и Невы, дошли до Белого озера и рек Волги, Москвы и Оки. Вдоль водных путей славяне строили города и селения. В своем вековом движении на север и северо-восток славянские племена заняли значительные территории, населенные прибалтийскими и финно-угорскими племенами. Пришельцы-славяне селились вперемешку с малочисленным местным населением и в результате длительного общения ассимилировали его.
Ильменские словене — одно из восточнославянских племен — построили на реке Волхов город Словенск (впоследствии близ этого места возник Новгород Великий) и образовали третий племенной союз, в который входили и некоторые финно-угорские племена.
На Балтике и в верхнем Поволжье ближайшими соседями славян были племена финнов и балтов. К северу от них в Скандинавии обитали норманны, принадлежавшие к германским племенам. С VIII в. страны Европы стали подвергаться нападениям «пиратов» — викингов, которых русы называли варягами.
К IX в. большую часть территории Древней Руси заселяли словене, кривичи, вятичи, северяне, поляне, древляне, дреговичи, радимичи и др. Их соседями стали финно-угорские (мордва, весь, чудь, меря) и балтские (голядь, латгалы, ятвяги) племена, обосновавшиеся там еще за несколько веков до прихода славян.
В те времена восточные славяне еще не были единым народом. Они делились на племенные союзы, включавшие в себя по 120—150 племен. К IX в. насчитывалось около 15 таких союзов. Племенные союзы назывались либо по местности, на которой проживали, либо по имени вождей.
Кому поклонялись славяне?
Славяне были язычниками, обожествляли силы природы и умерших предков. Среди сил природы солнце и огонь занимали главное место. Даждьбог олицетворял солнце, богом огня был Сварог, ветра и бури — Стрибог. Покровителем стад (скотьим богом) считался Велес. Ни храмов, ни жрецов у славян не было. На открытых местах славяне воздвигали идолов — каменные или деревянные изваяния своих богов. Умилостивить идолов можно было жертвами. Священными считались рощи, озера и реки, якобы населенные лешими, водяными и русалками.
Призвание варягов
Наши далекие предки страдали от опустошительных набегов варягов, венгров, хазаров, а также от междоусобных войн. «Повесть временных лет» сообщает, что для спасения своих земель от разорения словене, кривичи, весь и чудь заключили военно-политический союз и предложили его возглавить трем знатным и влиятельным братьям-варягам (скандинавам) — Рюрику, Синеусу и Трувору. Этому не стоит удивляться: на славянских территориях с VIII в. присутствовало значительное число скандинавов.
Братья приняли предложение и в 862 г. прибыли в главные города пригласивших их племен со своими многочисленными дружинами. А поскольку варягов в те времена величали русами, то и территорию, контролируемую новыми правителями, стали называть Русью.
Что известно о Рюрике?
Рюрик (родился около 800 г., умер в 879 г.) — согласно летописи, основатель Новгородского княжества, варяг, князь новгородский с 862 г. и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей.
Впервые имя Рюрика упоминается в летописи «Житие святого князя Владимира», написанной около 1070 г. монахом Иаковом Черноризцем: «. самодержцю всея Рускыя земля Володимеру, вънуку же Иолъжину [княгини Ольги — Прим, авт.] а правнуку Рюрикову. ». «Повесть временных лет» была написана примерно на 40 лет позже, и там подробно излагалась история варяга Рюрика. Историкам не известны другие летописные источники сведений о князе Рюрике.
Рюрик был сыном ободритского князя Годолюба (ободриты — союз группы западнославянских племен), который погиб в бою в 808 г.
После потери прав на власть, которая перешла к его дяде, Рюрик отправился в Восточную Европу, где тамошние славяне конфликтовали с неславянскими племенами.
Жена Рюрика Ефанда, дочь урманского князя (урмане — племя, жившее на южном берегу Балтийского моря) из рода норвежских королей, умерла вскоре после рождения сына Игоря, кроме которого Рюрик имел еще дочь. В упомянутых выше летописях повествуется об Олеге, самодержавном правителе государства после Рюрика, родном брате Ефанды.
В Ипатьевской летописи содержатся данные о том, что до Новгорода Рюрик сидел в построенном им замке в городе Ладоге, находящемся от Новгорода в 200 км вниз по течению реки Волхов, в качестве предводителя наемной варяжской дружины, приглашенной туда новгородскими старейшинами во время внутренних усобиц (разногласий). Эти конфликты и помогли Рюрику захватить власть в Новгороде.
Превращение Рюрика из предводителя наемной дружины в новгородского князя поспособствовало прекращению усобиц и усилению роли Новгорода: он стал политическим центром союза, образованного северной группой славянских племен. С утверждения Рюрика князем среди северных племен (славянских и финских) начинается русская история, потому что этим положено основание русскому государству.
Рюрик раздавал своим дружинникам волости и города (Полоцк, Ростов, Белоозеро, Муром). Двое из его дружинников — Аскольд и Дир — с собственными отрядами двинулись, с согласия Рюрика, к Киеву, а оттуда к Царьграду (Константинополю). В 879 г. (год смерти князя) его сын Игорь был еще очень мал. Поэтому перед кончиной Рюрик поручил вест княжеские дела до того времени, как вырастет Игорь, своему родственнику Олегу.
Происхождение названия славян
Существует несколько версий происхождения слова «славяне».
Наблюдение, что суффикс «-яне» сочетается преимущественно с топонимами, или названиями ландшафта (поляне, древляне, кыяне, бужане), привело многих лингвистов к версии об аналогичном происхождении названия славян. В таком случае возможно, что это название одного славянского племени, впоследствии распространившееся на все народы (так, существуют конкретные племенные этнонимы с корнем «слов-»: словаки, словенцы, словинцы, ильменские словене). Конкретный топоним надежно отождествить не удается, вероятно, это название реки. Об этом свидетельствуют такие наименования рек, как Словутич (поэтическое название Днепра), Слуя, польские Sawa, Sawica, сербское Славница.
Образование древнерусского государства
От классов — к государству
В ходе выделения из относительно однородного патриархально-родового общества четко обособленных социальных групп — классов — возникла качественно новая организация — государство. Такой переход имел место у абсолютного большинства народов, в том числе, конечно, и у славян в какой-то момент их истории. Хотя точное время появления государства нелегко определить: этот процесс протекал практически незаметно. Тем не менее имеются некоторые, пусть и скудные, документальные свидетельства о начале формирования русской государственности. Так, арабский писатель Масуди, живший в конце IX в., в своем сочинении «Золотые луга» упоминает некое восточнославянское политическое объединение в Прикарпатье, возникшее там около середины VI в.: «Из этих племен одно имело прежде в древности власть над ними, его царя называли Маджак, а само племя называлось Валинана. Этому племени подчинялись все прежние славянские племена».
Это древнейшее свидетельство о политическом образовании у восточных славян, которое, как и некоторые другие источники, позволяет судить о том, что их государственная жизнь началась задолго до возникновения древнерусского государства.
Начало государственности Руси
Летопись «Повесть временных лет» содержит предание о том, что до образования древнерусского государства существовали самостоятельные княжества. Это были полу-патриархальные-полуфеодальные территориально-политические объединения: полянами тогда руководил князь Кий, «а в деревлях свое княжество, а дреговичи — свое, а словене — свое в Новегороде, а другое на Полоте, иже и полочане. ».
Именно с объединением под властью киевского князя огромных территорий русских и нерусских земель вокруг Киева возникло первое древнерусское государство, известное как Киевская Русь. В его состав вошел также и Новгород. Именно из этого города прибыл в Киев тамошний князь, захватил власть и стал первым правителем первого государства на русской земле. Звали его Олег — о нем мы уже упоминали немного раньше.
Почему именно Киев стал столицей Руси?
Киев в качестве столицы имел немалые преимущества перед Новгородом. Он находился в центре русских земель; он был ближе к Византии, к которой русские князья имели интерес из-за ее богатства и величия в те времена; наконец, Киев стоял в относительной близости к ряду других территорий — Хазарин, Крыму, Дунайской Болгарии.