в каком году появилась профессия дизайнер
История возникновения дизайна
XIX век был веком ошеломляющего прогресса. Одно техническое чудо сменяло другое. Век, начавшийся дилижансом и гусиным пером, закончился автомобилем и пишущей машинкой. Телеграф быстро сменился телефоном, а затем появилось радио. Появилась фотография и звукозапись, которые вскоре преобразовались в создание кино. С приходом века индустриализации началось многочисленное тиражирование изделий с прототипов в виде чертежей, моделей и опытных образцов, которое позволял осуществлять машинный способ производства.
Некоторые историки связывают дату возникновения профессии дизайнера с началом XX века, когда художники заняли ведущие посты в ряде промышленных предприятий. В качестве примеров они приводят фирменные стили немецкой электротехнической компании АЭГ и американской автомобильной фирмы “Форд моторс”. В 1907 году в Германии был создан немецкий Союз передовых художников и инженеров. Одними из первых дизайнеров Европы считаются Г. Мутозиус и П. Беренс.
Существует также мнение, согласно которому о дизайне, как о профессии, можно говорить только когда сложились школы его преподающие и появились первые дипломированные специалисты. То есть это 20-е годы прошлого столетия, когда появились две всемирно известные школы производственного искусства: БАУХАУС (Высшая архитектурно-художественная школа) в г. Веймаре Германии в 1919г. и ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) в г. Москве в 1920г. В этих учебных заведениях были сконцентрированы выдающиеся художники, инженеры и архитекторы того времени: В. Татлин, А. Родченко, Л. Попов, К. Мемчиков, В. Гропиус, М. ван дер Роэ, В. Кандинский, Ш. Жаннере, П. Мондриан и др.
Есть ещё одна точка зрения, в соответствии с которой возникновение дизайна относят к периоду всемирного кризиса 1929 года, и он описывается как американский феномен. Действительно, вплоть до кризиса 1929г. европейский дизайн оставался чисто локальным явлением, и только с началом кризиса американский дизайн становится реальной коммерческой силой, приобретая массовый характер, как “индустрия дизайна”.
Профессия дизайнер – описание, история, плюсы и минусы, размеры заработной платы
Одной из модных художественных специальностей в ВУЗах является профессия дизайнер. Однако не все абитуриенты при поступлении четко понимают функции и задачи такого человека, основные сферы работы, необходимые навыки и личностные качества для успешной карьеры.
Профессия дизайнер – описание
При упоминании слова дизайнер многим на ум приходит богемный юноша или девушка, которые в расслабленной обстановке творят на холсте, бумаге или новеньком ноутбуке нечто прекрасное. Однако профессия дизайнер – это несколько иное. Такой специалист конструирует мир или его часть для пользователя эстетично, удобно и красиво. Ведь практически любой человек стремится к тому, чтобы быть окруженным приятными глазу предметами.
То есть в основе профессии дизайнер лежит идея воплощения некой конкретной задачи. Будь то интерьер комнаты, макет новой упаковки продукта, внешний вид участка или модель новых сапог. Визуализируют эту идею для наглядности уже на бумаге или в специальных графических редакторах. Затем начинается кропотливая работа по воссозданию проекта, которая занимает 80% времени профессионала.
История профессии дизайнер
Этапы становления этой творческой специальности имеют длинную историю:
Востребованная профессия дизайнер или нет?
Человек постоянно стремится к гармонии и красоте вокруг себя. В современном индустриальном обществе с огромной конкуренцией среди фирм, производящих товары и услуги, даже не возникает сомнения в том, востребована ли профессия дизайнера. Человек, который любой идее от книжной обложки до кузова авто или онлайн-игры способен придать эстетичный внешний вид, будет высоко цениться на рынке труда. Однако профессия дизайнер не является способом «заработать деньги на диване». Здесь нужно иметь ряд личностных качеств и огромный объем знаний.
Профессия дизайнер – зарплата
Уровень дохода фрилансера складывается из следующих факторов:
Плюсы и минусы профессии дизайнера
Как и у любой специальности у направления дизайна имеет свои положительные и отрицательные моменты. Плюсы профессии дизайнера:
Однако профессия дизайнер имеет и свои минусы:
Виды профессий дизайнера
Выше уже было сказано, что дизайн в современном мире используется практически на каждом шагу, поэтому для удобства подготовки специалистов основные направления профессии дизайнер разделили на отрасли:
Профессия дизайнер интерьера
Одной из самых знакомых каждому обывателю является профессия дизайнер помещений. В ВУЗах данная специальность именуется как дизайнер-архитектор. Такой человек должен уметь полностью разработать концепцию помещения, в котором заказчик будет жить и работать. Эта масштабная работа состоит из нескольких огромных блоков, которые нужно соединить воедино:
Профессия графический дизайнер
В отличие от оформления интерьера не все знакомы с тем, что это за профессия веб-дизайнер или разработчик интерфейсов. Такой профессионал занимается разработкой макетов для сайтов и графики для социальных сетей, графических оболочек товаров, газет и журналов. То есть создает красивое графическое оформление, продумывает удобство и интуитивность использования ресурса. Профессия дизайнер на компьютере предполагает не только глубокие знания в выбранной области, но и умение взаимодействовать со смежным специалистами.
Профессия ландшафтный дизайнер
В задачи специалиста по обустройству ландшафта входят следующие пункты:
Профессия дизайнер одежды
Основываясь на поверхностных знаниях о мире моды, некоторые старшеклассники решают выбрать специальность дизайнер одежды. На постсоветском пространстве ее было принято называть – модельер. Такие специалисты действительно востребованы, ведь могут работать как на крупные или малоизвестные бренды одежды, так и выпускать в свет собственные коллекции, работать на заказ с персональными клиентами.
Профессия дизайнер одежды за кажущейся простотой скрывает большой объем работы:
Профессия дизайнер цветов
Сравнительно недавно в официальном перечне профессий появилась профессия дизайнер-флорист. Однако такая деятельность была популярна еще несколько тысяч лет назад в Древней Греции и Риме, где украшения растениями праздников и домов богачей считалось очень почетным занятием. Квалифицированный флорист может выполнять несколько разных задач:
Что нужно для профессии дизайнер?
Успех в любой профессиональной деятельности складывается из нескольких составляющих. Чтобы достичь определенных карьерных высот и финансовой стабильности, такой человек должен:
Навыки дизайнера
Чтобы считаться специалистом, необходимо получить те базовые навыки, без которых работа по профессии будет немыслима. Среди перечня того, что в себя включает профессия дизайнера, можно выделить следующие общие постулаты:
Личные качества дизайнера
Все перечисленные выше навыки будет сложно получить без определенных личностных качеств:
Как получить профессию дизайнер?
Даже при огромном личном потенциале и самообучении для успешной карьеры дизайнера необходимо образование. «Корочка» станет весомым дополнением портфолио и позволит получить более глубокие знания от педагогов с большим опытом в той или иной сфере. Среди всех заведений, где можно получить профессию дизайнера, выделяют три группы:
В каком году появилась профессия дизайнер
Дизайнер
Дизайнером называют специалиста, который осуществляет художественно-техническую деятельность в какой-либо области дизайна – графического или ландшафтного, транспортного или промышленного. Существуют также дизайнеры мебели, аксессуаров, одежды, среды, процессов и др.
Слово «дизайнер» имеет итальянские корни: сочетание «designo intero» означает «идея, замысел, появившийся у художника». Возникновение понятия дизайна относится к тем временам, когда у человека впервые появилась мысль об удобстве и эргономичности предметов быта, орудий труда, процессов производства. Появление дизайна в его современном виде можно отнести к середине XIX века, когда, в связи с развитием и совершенствованием индустриального производства, становится необходимой проектно-художественная деятельность. Появление первых школ дизайна относится к двадцатым годам XX века как отклик на массовую потребность общества в данных специалистах.
У человека всегда была потребность в преображении и украшении окружающего его пространства, мира и себя. Чтобы сегодня сделать это успешно, необходим специалист, который обладает специальными знаниями, умениями, особенным чувством вкуса. Именно поэтому профессия дизайнера в современном обществе становится одной из самых нужных и востребованных.
Деятельность дизайнера может быть индивидуальной, или он может сотрудничать с какой-либо дизайн-студией. Человек, который умеет творчески мыслить, видеть мир с художественной точки зрения, может реализовать свои различные идеи и устремления в самых разных направлениях дизайна. Услуги хорошего специалиста всегда пользуются спросом и высоко оплачиваются.
Чтобы получить известность и продвинуть свои услуги на рынке труда, обязательно наличие качественного портфолио. Для специалиста-дизайнера необходимо умение гармонично сочетать цвета и формы, а также желания заказчиков со своими идеями и художественными устремлениями. Для роста профессионального мастерства дизайнер должен постоянно совершенствоваться, читать специальную литературу, посещать мастер-классы, повышать квалификацию на курсах.
Обучение специальности дизайнера сегодня можно пройти в художественных и технических вузах на специализированных факультетах, а также в вузах культуры. Кроме того, существует множество курсов дизайна, профессиональной переподготовки, на которых эту специальность можно получить за короткое время.
История и теория дизайна
Учебное пособие содержит исторические и теоретические сведения о развитии европейского и русского дизайна. Включает сведения о деятельности дизайнеров, практические задания. Материал изложен системно, доступно, наглядно. Для визуального восприятия темы текст сопровождается иллюстрациями. Предназначено студентам направления 051000.62.14 Профессиональное обучение (по отраслям) профиля подготовки «Декоративно-прикладное искусство и дизайн» Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги История и теория дизайна предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Дизайн как формальная деятельность и составной элемент экономики. История развития дизайна
Дизайн архитектурной среды
Зарубежный дизайнерский опыт
Отечественный дизайнерский опыт
1. Дизайн. Виды современной дизайнерской деятельности
● дизайн архитектурной среды
● дизайн выставочных экспозиций
Сегодня дизайн проник во все сферы жизнедеятельности человека: дизайн автомобиля, дизайн интерьера, дизайн визитки, костюма и прочего множества вещей. Что же такое дизайн и чем вызвана такая его популярность?
Понятие «дизайн» не всегда можно однозначно определить, в различных ситуациях под этим термином подразумеваются различные объекты, но все их можно условно разделить на три категории:
● процесс художественного или художественно-технического проектирования;
● результаты процесса — проекты, эскизы, макеты, визуальные материалы;
● осуществленные проекты — изделия, средовые объекты, полиграфическая продукция.
Чем вызван такой разброс объектов дизайн-проектирования?
Как и многие другие понятия, понятие «дизайн» является заимствованным из другой культуры, в частности европейской.
Смысловые корни термина восходят к латинскому designare — «определить, обозначить». В эпоху Ренессанса словом disegno обозначали проекты, рисунки, а также лежащие в основе работы идеи (основополагающие идеи). Позднее, в XVI веке, в Англии появилось понятие design, которое дошло до наших дней и переводится на русский язык как «замысел, чертеж, узор», а также «проектировать» и «конструировать». Слова, фразы, переводимые с других языков, в частности с английского, как правило, имеют несколько значений — поэтому термин «дизайн» понимается так широко.
Познакомимся подробнее с некоторыми ныне существующими определениями понятия «дизайн».
В 1964 году на Международном семинаре дизайнеров в Бельгии была предложена дефиниция: дизайн — творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделий, но главным образом структурные и функциональные связи, которые превращают изделия в единое целое как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя. Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которая обусловлена промышленным производством.
В более узком профессиональном понимании дизайн — проектно-художественная деятельность по разработке промышленных изделий с высокими потребительскими и эстетическими качествами, деятельность по организации комфортной для человека предметной среды — жилой, производственной, социально-культурной.
Дизайн — специфическая сфера деятельности по разработке (проектированию) предметно-пространственной среды (в целом и отдельных ее компонентов), а также жизненных ситуаций с целью придания результатам проектирования высоких потребительских свойств, эстетических качеств, оптимизации и гармонизации их взаимодействия с человеком и обществом.
Зарождался дизайн на пересечении нескольких видов деятельности: художественно-проектных программ, массовой промышленности, инженерного проектирования и науки (рис. 1).
Сегодня дизайн — комплексная междисциплинарная проектно-художественная деятельность, интегрирующая естественно-научные, технические и гуманитарные знания, инженерное и художественное мышление, направленная на формирование на промышленной основе предметного мира в чрезвычайно обширной «зоне контакта» его с человеком (во всех без исключения сферах жизнедеятельности).
Центральной проблемой дизайна является создание культурно — и антропосообразного предметного мира, эстетически оцениваемого как гармоничный, целостный. Следовательно, наряду с инженерно-техническими и естественно-научными знаниями актуально использование средств гуманитарных дисциплин — философии, культурологии, социологии, психологии, семиотики и др. Все эти знания интегрируются в акте проектно-художественного моделирования предметного мира, опирающегося на образное, художественное мышление.
Рис. 1. Составляющие дизайна
Возникновение дизайна как особого вида проектно-художественной деятельности относят к концу XIX века, связывая его появление с промышленной революцией — повсеместным развитием массового машинного производства и возникшим вследствие этого разделением труда. В условиях индустриального производства, товарного наполнения рынка внимание производителей все больше обращалось на привлекательность и разнообразие внешнего вида выпускаемых изделий, а также на потребительские качества продукции, удобство ее эксплуатации. В результате возникла необходимость в особом специалисте, способном не только создавать форму изделия, обеспечивая привлекательный внешний вид, отвечающий веяниям моды и запросам потребителя, но и хорошо разбираться в конструировании и технологии машинного производства. Только в условиях решения комплексных инженерно-технических, художественных вопросов возможно, как показала практика, создавать конкурентоспособную продукцию.
Вся история дизайна тесно связана с историей развития техники. Такие изобретения, как паровой котел (рис. 2), двигатель внутреннего сгорания, электромотор, создали не только новые области в машиностроении, но и стали историческими этапами в развитии дизайна. XIX век был веком ошеломляющего прогресса. Одно техническое чудо приходило на смену другому; век, начавшийся дилижансами и гусиным пером, заканчивался автомобилем и пишущей машинкой (рис. 3). За телеграфом последовал телефон, затем заработал «беспроволочный телеграф» — радио. Люди придумали способ делать точные изображения с натуры, обходясь без художника, записывать и сохранять на века человеческий голос, сделали первые попытки взлететь на аппарате тяжелее воздуха, изобрели движущуюся фотографию — кино.
Ранее процесс создания формы предмета непосредственно был связан с его изготовлением. С приходом века индустриализации стали создаваться прототипы изделий в форме чертежей, моделей и опытных образцов, которые затем производились большими тиражами с помощью машин уже другими людьми. Таким образом, на рубеже столетий в процессе промышленного производства произошло разделение труда, дизайн выделился в обособленную форму проектно-художественной деятельности; стала формироваться новая профессия — дизайнер.
Дизайн как профессия существует около ста лет. Зарождение этой профессии связывают с деятельностью движения «За связь искусств и ремесел» в Англии конца XIX века, лидером которого был известный художник и теоретик в области предметного творчества Уильям Мор-рис (1834–1896) — английский художник и общественный деятель. Именно тогда были сформулированы основные положения теории и творческие принципы дизайна, повлиявшие на школы и направления более поздних лет.
Рис. 2. Джеймс Ватт. Первая паровая машина, Англия, 1765
Рис. 3. Питер Миттенхофер. Деревянная пишущая машинка, Германия, 1864
Иногда возникновение профессии дизайнера связывают с началом XX века, когда художники заняли ведущие посты в ряде промышленных отраслей и получили возможность формировать фирменный стиль предприятий, влияя на политику формообразования выпускаемой фирмами продукции, особенно фирменные стили немецкой электротехнической компании «АЭГ», основателем которой является Петер Беренс (1869–1940) — немецкий архитектор и художник американской автомобильной фирмы «Форд моторс». Существует также мнение, согласно которому о дизайне как профессии можно говорить только тогда, когда сложились школы с методиками преподавания дизайна и появились первые дипломированные специалисты по дизайну. Это 20-е годы прошлого столетия, когда были открыты первые школы дизайна — «Баухауз» в Германии и ВХУТЕМАС в Советской России.
Существует также точка зрения, в соответствии с которой возникновение дизайна относят к периоду всемирного кризиса 1929 года, который описывается прежде всего как американский феномен. Действительно, вплоть до кризиса 1929 года европейский дизайн оставался чисто локальным явлением, не оказывая заметного влияния на промышленное производство. И только с началом кризиса американский дизайн становится реальной коммерческой силой, приобретая постепенно в полном смысле этого слова массовый характер; возникает профессиональная «индустрия дизайна». Сформировавшееся в начале столетия в архитектуре Америки и ряда европейских стран новое стилевое направление «функционализм» стало своего рода теоретической базой и для развития принципов формообразования в дизайне. Его лидеры, видевшие красоту художественной формы в ее функциональной целесообразности, стояли и у истоков машинного формообразования дизайна.
Среди них такие известные имена, как:
Луис Салливен — один из основателей Чикагской архитектурной школы, известной своими зданиями «машинной эпохи»;
Фрэнк Ллойд Райт — патриарх американской архитектуры и дизайна;
Петер Беренс — немецкий архитектор и художник, с чьим именем связывают целую эпоху в развитии дизайна и в частности появление «фирменного стиля»;
Мис ван дер Роэ — один из лидеров известного германского производственного союза Веркбунда и основоположников рационалистической архитектуры и дизайна в Германии;
Вальтер Гропиус — основатель всемирно известной школы современной архитектуры и дизайна «Баухауз»;
Геррит Томас Ритвельд — голландский архитектор, чей концептуальный «красно-синий стул» стал скульптурным символом современного дизайна.
Среди пионеров дизайна были и пришедшие в промышленность архитекторы, и художники-модернисты. Представители модерна искали выход из тупика надоевшего подражания стилям прошлого, отрицали эклектику, резко критиковали украшательства и орнаментику, вели поиски в области рациональных, геометрических форм, особое внимание при этом обращалось на красоту исходного материала, выявление его. По сути, эти взгляды были своеобразным шагом к философии индустриального формообразования. Среди них такие известные имена, как:
Анри ван де Вельде, с именем которого связано появление стиля «модерн»;
Михаэль Тонет и его известный во всем мире «венский стул»;
Чарлз Макинтош — шотландский архитектор, лидер стиля «Ар нуво», дизайн которого считается одной из вершин европейского модерна; его мебель начала века воспроизводится по сей день;
Раймонд Лоуи — один из основателей профессионального дизайна в США, его часто называют отцом промышленного дизайна;
Камиллло Оливетти и Эрвин и Артур Брауны, с именами которых связывают фирменные стили в истории дизайна;
Джованни Понти — итальянский архитектор, основатель самого известного журнала по дизайну «Домус»;
Алвар Аалто — основоположник современной финской архитектуры и дизайна.
А также наши соотечественники — К. Малевич, А. Родченко, В. Татлин, Эль Лисицкий и др., стоявшие у истоков советского дизайна.
У нас в стране до последнего времени для обозначения понятия «дизайн» использовались такие термины: «художественное конструирование» — процесс проектирования, «промышленное искусство», «техническая эстетика» — сфера деятельности. И специалист-дизайнер именовался как «художник-конструктор», ведущий институт дизайна — Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики, а самый популярный в 60–80 годах отечественный журнал по дизайну — «Техническая эстетика».
Как было сказано выше, дизайн охватывает множество объектов предметной среды, а это значит, что его нужно как-то классифицировать, упорядочить. Со временем появлялись различные течения, направления дизайна. Изначально классическим признаком, по которому проводилось деление дизайнерской деятельности, были материалы, с которыми работал дизайнер. Сейчас же классификация иная: в ее основу заложена принадлежность предмета к какой-либо сфере жизнедеятельности общества.
1.2. Индустриальный дизайн
Индустриальный дизайн — это отрасль дизайна, область художественно-технической деятельности, целью которой является определение формальных качеств промышленно производимых изделий, а именно их структурных и функциональных особенностей.
Термин «индустриальный дизайн» появился в 1919 году благодаря архитектору из Германии Вальтеру Гропиусу, основавшему революционную школу индустриального дизайна «Баухауз» в Веймаре (Германия).
Рис. 4. Г. Ритвельд. Красно-синий стул, 1918
Излюбленным объектом творчества дизайнеров является мебель. Лишь немногие из мастеров дизайна устояли перед соблазном создать свой собственный стул или кресло (рис. 4). Мебель является своеобразной квинтэссенцией дизайна, где в полной мере проявляется целый комплекс вопросов эргономики, конструктивных решений, технологии производства, взаимосвязи материалов и формы, влияния современной моды.
По формам мебели можно изучить историю дизайна — от «венского стула» Михаэля Тонета XIX века до современной софы «Мэрлин» Ханса Холяйна.
Сегодня большое внимание дизайнеры уделяют производству мебели и оборудования для инвалидов, пожилых людей и людей с нарушенным опорно-двигательным аппаратом. Это специальная мебель и оборудование для интерьеров жилых и лечебных помещений, автомобили, коляски и мн. др. В этом проявляется один из постулатов дизайна как деятельности, связанной с заботой о человеке, созданием вещей и организацией предметной среды для человека.
Наряду с мебелью особой популярностью в творчестве дизайнера пользуется детская игрушка. Сегодня она одна из самых распространенных тем курсового и дипломного проектирования во многих школах дизайна. Проектирование игрушки, как и мебели, включает комплекс дизайнерских задач. С игрушкой ребенку должно быть удобно и безопасно играть, она должна отвечать строгим гигиеническим требованиям, должна быть индустриально изготовлена, а значит, должна быть недорогой, не вызывать негативные реакции у ребенка и мн. др.
1.3. Дизайн архитектурной среды
Дизайн архитектурной среды — это вид проектной деятельности, одна из основных отраслей дизайна.
Активное использование методов дизайна при формировании городской среды, повышенное внимание к потребительскому уровню оборудования площадей и улиц относятся к середине 60-х годов, когда стали создаваться благоустроенные пространства городов. Объектом проектной работы в дизайне архитектурной среды, в отличие от «других дизайнов», является сложно-динамическая система среды обитания человека, точнее, достижение оптимальной предметно-пространственной организации и образности различных средовых объектов (рис. 5).
Внимание архитектора-дизайнера направлено на типы объектов архитектурной среды, которые должны обладать специфическими качествами комплексности, динамичности, гуманистичности и целостности. К таким весьма распространенным типам объектов архитектурной среды относятся:
● дизайн внешней архитектурной среды, городской дизайн, включающий общественные пространства города, жилую среду, объекты, принадлежащие инфраструктурным функциональным системам (транспорта, городских служб, общения и торговли);
● дизайн интерьера, включающий общественную и жилую среду;
● дизайн производственной среды, включающий разнообразные как открытые, так и закрытые пространства.
Каждый из этих типов пространств имеет свои особенности и определяет свой круг профессиональных задач и проектных методов их решения. В процессе своего развития дизайн сначала представлялся в виде автомобилей и киосков, затем торговых автоматов и телефонных боксов, пока не сменил традиционные «малые архитектурные формы» и вывески уличной мебелью и оборудованием, системой визуальных коммуникаций.
Рис. 5. У. Моррис. Red house
Рис. 6. Ландшафтный дизайн
В последнее время наряду с традиционными понятиями «садово-парковое искусство» и «ландшафтная архитектура» все чаще употребляется понятие «ландшафтный дизайн» (рис. 6) — когда речь идет о небольших благоустроенных зеленых уголках, как правило, в высокоурбанизированной среде пешеходных улиц и городских центров; а также «фитодизайн» — как искусство составления зеленой композиции букета, миниатюрного сада или зеленого уголка в интерьере.
1.4. Дизайн интерьера
Дизайн интерьеров включает интерьеры и оборудование общественных помещений, жилых пространств и интерьеры производственных зданий.
В интерьере общественных зданий, которые посещаются десятками и тысячами людей, первостепенными являются образно-семантические задачи: создание высокохудожественного образа уникального объекта. Поэтому особое внимание следует уделить материалам как строительным, так и отделочным, определяющим внешний вид, стиль, надежность, прочность и долговечность конструкции. Пространства общественных помещений зданий имеют часто зальный характер с большепролетными конструкциями, рассчитанными на значительное количество людей, единовременно находящихся в них. Большие открытые пространства дают свободу для работы дизайнеров-проектировщиков: возможен подбор разнообразных материалов (от камня до пластика), а также различных украшений интерьера (колонны, люстры, балконы).
Особое внимание при работе над жилым интерьером уделяется эргономике. В первую очередь это касается рабочих зон квартиры — мест приготовления пищи, выполнения хозяйственных работ, хобби членов семьи, учебы и профессиональной деятельности (ученые, писатели и др.) и проч. Набор средств проектировщика значительно сужается вследствие относительно небольших размеров помещений, в которые нужно вписать и предметы необходимости (мебель, средства освещения, напольные и настенные покрытия), и средства декора, учитывая антропометрические характеристики человека. С их помощью формируется и стиль интерьера и его обитателей. В малогабаритных квартирах в условиях дефицита места широко используется мобильная мебель: раскладные столы и диваны, секретеры, кресло-кровати, стол-книжки и т. д.
Организация интерьера промышленного здания тоже имеет свои особенности. В первую очередь их определяет характер производства, в зависимости от которого задается пространственное построение интерьера, выбирается его конструктивное решение. Так, например, пространственные габариты и конструкции сталеплавильного цеха будут значительно отличаться от конвейерного цеха автозавода или цеха сборки ручных часов. Особые требования в процессе создания промышленного интерьера предъявляются к рабочему месту: его освещенности, цветовой гамме, габаритам производственного оборудования. Рабочее место должно быть комфортным и обеспечивать оптимальные условия для производительного труда.
Очень модное в современном мире направление дизайна. Дизайн одежды можно разделить на две условные категории: уникальная одежда, выполненная индивидуально, зачастую на заказ, серийно выпускаемая продукция швейной индустрии.
Сегодня и уникальную «от кутюр» (haute couture), и серийно выпускаемую продукцию «прет-а-порте» (pret-a-porter) относят к дизайну одежды. Работа по созданию одежды не так проста, как может показаться на первый взгляд: здесь нужно учитывать и желания потребителей, моду, материалы и их свойства, цвета, психологию цвета и влияние его на человека, уход за изделием. Одежда напрямую связана с антропометрическими характеристиками человека, но даже хорошо сидящая и подчеркивающая достоинства фигуры, она может быть испорчена плохим выбором ткани, расцветкой, или же хорошие, дорогие материалы могут завысить цену изделия и отправить его в раздел «непродаваемых». Отчасти это и дань моде на дизайн, это во многом объясняется тем, что индустрия моды базируется на самых современных технологиях, материалах, становится все более демократичной и ориентируется на широкие слои населения, следя за вкусами своей публики и опережая их.
1.6. Графический дизайн
Графический дизайн — это художественно-проектная деятельность по созданию гармоничной и эффективной визуально-коммуникативной среды. Графический дизайн вносит инновационный вклад в развитие социально-экономической и культурной сферы, способствуя формированию визуального ландшафта современности.
Графический дизайн также является продолжением многовековых традиций и одним из наиболее распространенных видов дизайнерского творчества. Получив вместе с рекламой второе дыхание в начале XX века, прикладное графическое искусство сегодня охватывает практически все сферы жизни общества (рис. 7, 8).
Рис. 7. Торговая марка
Рис. 8. Логотип компании WWF
К традиционным видам графического дизайна можно отнести:
● рекламно-информационные проспекты, буклеты, плакаты;
● промышленную графику и упаковку;
● этикетки, торговые марки;
● фирменные знаки, элементы фирменного стиля;
● рекламную продукцию на щитах и фасадах в городах;
● заставки и рекламные ролики на телевидении.
1.7. Дизайн выставочных экспозиций
Дизайн выставочных экспозиций, праздничного оформления среды жизнедеятельности находится на стыке графического дизайна и дизайна архитектурной среды (рис. 9).
Рис. 9. Дизайн выставочных экспозиций
1.8. Компьютерный дизайн
Сегодня компьютер прочно вошел в работу дизайнера, облегчив рутинный труд графического оформления и освободив время для творческого поиска художественной идеи.
Современные компьютерные программы не только сокращают время работы над проектом, но и значительно расширяют палитру графических и технических средств дизайнера. Для этого созданы специальные пакеты художественно-графических и конструкторских программ (включая трехмерную графику), инженерных, настольных издательских систем.
Специализированные дизайнерские программы проводят точные расчеты, определяя оптимальную форму изделия, подсказывая выбор тех или иных конструкций и материалов, позволяют в трехмерном изображении моделировать будущий объект в самых различных ситуациях, проверять его функционирование в экстремальных условиях. Однако такие интеллектуальные узкоспециализированные программы дорогостоящи, их могут приобрести только крупные промышленные фирмы, занимающиеся выпуском автомобильной, авиационной и другой сложной техники.
Компьютерный дизайн стремительно развивается, из прикладного, обслуживающего превращается в самостоятельный вид дизайнерской деятельности (рис. 10).
Рис. 10. Компьютерный дизайн
Одной из форм его проявления стал компьютерный телевизионный дизайн с различными заставками передач, рекламными роликами и музыкальными видеоклипами. Другим направлением в компьютерном дизайне стали так называемые web-сайты в Интернете, где вся система информации, графические изображения строятся по своим, строго определенным правилам.
На сегодняшний день мир немыслим без ресурсов Интернета; каждая уважающая себя компания, частное лицо имеют сайты в сети Интернет, необходимые для упрощения общения с потребителями, рекламы и быстрого предоставления информации. Появившись как необходимость, Интернет стал неотъемлемой частью жизни людей. Дизайн сайтов сейчас очень популярен, он включает и цветовые решения, и пространственное расположение объектов (верстка).
Не только внешний вид сайтов, но и дизайн интерфейса компьютерных программ нуждается в изучении. От его удобства и внешнего вида зависит количество целевой аудитории. Кнопки, строки меню, строки состояния — все это нуждается в пристальном рассмотрении, разработке и исследовании с точки зрения психологии. В пример можно привести интерфейс программ Skype и QIP, хотя последний и более функционален, его оформление значительно скуднее, что подталкивает потребителей отдавать предпочтение первому.
Английское слово art переводится как «искусство». Усилия дизайнеров, работающих в этой сфере, направлены в первую очередь на организацию художественных впечатлений, получаемых от образа воспринимаемого объекта. Изделия в данном случае лишаются утилитарного значения (или сохраняют его в малой степени) и становятся почти исключительно декоративными, выставочными, т. е.
фактически проектируются эмоции. В связи с переходом к рынку «эмоциональных покупок» опыт создания произведений арт-дизайна все шире используется в проектировании продукции индустриального дизайна.