в каком году появилась мафия игра
Мафия (игра)
Мафия — салонная психологическая ролевая игра, придуманная студентом МГУ в 1986 году и со временем распространившаяся по всему миру. Получила огромную известность за счет дешевизны, а также сочетания простоты правил с запутанными перипетиями игрового процесса. На сегодняшний день «Мафию» можно уверенно назвать самой популярной игрой для вечеринок на постсоветском пространстве, настолько популярной, что по ней проводятся турниры в каждом более-менее крупном городе. Также игра ограничено известна за рубежом, в том числе в неё играет русскоязычная диаспора в Европе, Израиле, США и Канаде, где также проводятся турниры.
Содержание
Описание [ править ]
Общие правила [ править ]
Играют обычно группой от 5 до 15 человек. Оптимальное количество игроков 9-12. Перед началом игры игроки случайным образом тайно распределяют роли. Так как игра распространялась по миру во времена, когда Интернет еще не был так доступен, в каждом регионе играют с разными ролями, но абсолютно обязательны три: мирные жители, мафиози и ведущий. Для распределения традиционно используют обычные игральные карты либо специализированные для «Мафии», но это совершенно не обязательно, вполне подойдут и бумажки с надписями (в случаях совсем клинической бедности ведущий может ходить вокруг закрывших глаза игроков и назначать их своим прикосновением).
Собственно игра начинается с наступлением «ночи». Все участники по команде ведущего закрывают глаза, после чего ведущий говорит мафии проснуться. Игроки-мафиози открывают глаза, ведущий их запоминает, после чего мафии предлагается показать на человека, который этой ночью не проснется. Того, на кого покажут все, считается выбранным, ведущий его запоминает и командует мафии «заснуть». После этого таким же образом ходят игроки с другими активными ролями. В некоторых вариантах первая ночь нужна только для знакомства друг с другом и с ведущим, и никаких активных действий не делается.
Когда все имеющие право на ночные действия их совершили, ведущий говорит, что наступило утро, а это значит, что все участники открывают глаза. Ведущий объявляет, на кого этой ночью показала мафия. Этот игрок считается выбывшим, он не может никаким образом принимать участие в обсуждении, хотя в некоторых вариантах правил он имеет право на последнее слово, в котором чаще всего указывает, кто, по его мнению, мафия. После оглашения результатов ночи начинается стадия голосования. Все участники должны выбрать, кто из них — член мафии. «Победитель» голосования считается погибшим и выбывает из игры аналогично тому, которого ночью выбрала мафия.
После окончания голосования ведущий объявляет наступление новой ночи, в которой все повторяется заново. Игра оканчивается либо со смертью последнего из мафии либо в момент, когда количество мафии и всех остальных остальных сравняется.
Обсуждение [ править ]
Типичная игровая ситуация. Ожидание.
Самое интересное в игре происходит, разумеется, не ночью, когда весь геймплей сводится к тыканью пальцем, а днем. Участникам нужно выбрать общим голосованием, кто из них покинет текущую партию, при этом стопроцентной уверенности, кто из них какую роль играет, нет почти никогда. Прийти к хоть какому-то выводу можно только с помощью психологии, и именно это делает игру увлекательной. Чтобы эта увлекательность сохранилась, нередко действует запрет показывать карты до смерти, а зачастую и запрет на раскрытие роли после смерти.
Роли [ править ]
Без ролей выше, как было сказано ранее, обойтись нельзя. Однако считается, что игра только с ними будет менее интересной, поэтому очень часто используют следующие дополнительные роли:
Чаще всего играют с шестью вышеперечисленными ролями (с Доном всё же играют редко) за счет интуитивной понятности их механик и простоты игры за них. Однако некоторым опытным хочется ещё больше разнообразия, поэтому в игру включают редкие роли:
Большое количество редких ролей описано на англоязычной вики.
Спортивная мафия [ править ]
У «Мафии» существует множество версий. Поэтому решили создать унифицированную версию, с более чёткими и строгими правилами. Именно по ней устраивают турниры.
История мафии
За небольшим столом собирается компания друзей, которую в ближайшие несколько часов ожидает детективное приключение. Атмосфера недоверия, развития артистического таланта, а также обман окружающих – вот что такое Мафия.
Эта игра пришлась по вкусу огромному количеству людей по всему миру. Компании собираются уютными вечерами, чтобы перевоплотиться в персонажей разного рода деятельности и попытаться добиться определенной цели. Однако, несмотря на толпы фанатов, мало кто знает, в том числе и профессиональные игроки, как и где зародился данный ролевой детектив.
Зарождение игры
Существует множество фактов и историй о том, где и как появилась легенда. Создателем игры является Дмитрий Давыдов. В далеком 1986 году, весной, молодой студент факультета психологии Московского государственного университета, сидя в комнате общежития, придумал игру. Поделившись её правилами со своими товарищами, Давыдов с друзьями начали проводить первые партии не только в стенах общежития, но и в учебных аудиториях и коридорах самого университета. С течением времени, влияние игры только увеличилось, огромное число студентов стали демонстрировать собственные навыки в детективно-ролевом приключении.
Через некоторое время, бывшие учащиеся МГУ отправились за границу для получения профессионального образования. С этого момента, Мафия начала распространяться за пределами Советского Союза, сначала среди жителей близлежащих стран — Польши, Румынии, Чехии и других, затем Великобритании с Норвегией. Спустя какое-то время, «Мафия» дошла и до США. Известно, что первая партия в знаменитую игру была сыграна в США спустя 3 года после ее создания. Местом начала покорения Америки стал летний лагерь в штате Пенсильвания.
В 1991 году, Дмитрий Давыдов, прибыв в Бостон, рассказал, что основой для «Мафии» послужила культурно-историческая теория русского психолога Л.С. Выготского, которую он разработал в 20-е годы XX века.
Существуют некоторые факты, подтверждающие схожесть русской игры с европейским аналогом – «Убийца». Последняя стала известна с середины 20 века, но у нее есть небольшое отличие от «Мафии»: в западном варианте, целью основной группы участников является обнаружение одного маньяка, в то время как в русской версии, необходимо обезвредить целую команду.
Правила игры
К сожалению, правила, которые придумал Дмитрий Давыдов, были полностью забыты. Это было сделано после того, как автор уехал в США. Поэтому на просторах глобальной паутины, найти какие-либо сведения невозможно. Споры об оригинальных правилах не утихают до сих пор.
«Мафия» стала легендой ролевых и настольных игр. Многие издания ставят её в один ряд с «Монополией», «Warhammer» и «Dungeons and Dragons». «Мафия» считается одной из лучших интеллектуальных игр во всем мире, и неважно кто её создатель, самое главное весело провести время и получить массу удовольствия.
История Мафии
Игра Мафия придумана весной 1986 года студентом факультета психологии МГУ Дмитрием Давыдовым. Сначала в неё играли в общежитиях, аудиториях и коридорах МГУ. После того, как некоторые студенты университета уехали за границу получать послевузовское профессиональное образование, игра стала распространяться по странам Европы, а затем и другим частям света. Например, первое появление игры Мафия в США документируется 1989 годом, в летнем лагере Пенсильвании.
По словам автора, переехавшего в 1991 году в Бостон, игра мафия базируется на культурно-исторической теории советского психолога 1920-х годов Л.С.Выготского.
Прототипом игры Мафия является европейская игра под названием «Убийца» (англ. Wink murder, нем. Mord im Dunkeln), известная с середины XX века. В отличие от игры Мафия, в «Убийце» игроки ищут одного маньяка, а в Мафии игроки посредством обсуждения уже вычисляют коллектив убийц — команду мафии. Быстрому распространению и популярности игры помог итальянский сериал «Спрут», в котором полицейский комиссар Коррадо Каттани борется с сицилийской мафией.
В 1998 году калининградской Высшей школой МВД РФ для курса «Визуальная психодиагностика» выпущено учебно-методическое пособие «Невербальная коммуникация. Развивающие ролевые игры «Мафия» и «Убийца»». Целями пособия определялись развитие личностных качеств курсантов и усвоение различных приёмов и методов чтения языка телодвижений в игровой форме. В 2010 году московское издательство «Планета» выпустило книгу Эдварда Асликяна «Мафия (правила, тактика и стратегия игры)».
Игра Мафия также используется для лечения азартных людей от игровой зависимости в Китае и как средство перевоспитания «трудных» подростков в летних христианских лагерях в США. С помощью «Мафии» к роли будущих присяжных готовятся японские старшеклассники. С 1998 года в крупных городах России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Армении, Азербайджана, Казахстана и Китая предпринимаются попытки организации специализированных салонов по игре «Мафия». Некоторые клубы проводят межвузовские маф-турниры.
4 января 1999 года другой студент МГУ Алексей Тарасов создал первый сайт для игры Мафия по PBEM типу (от англ. Play By Electronic Mail, игры по переписке). Система команд для управлением игрой и часть документации были взяты Тарасовым из другой популярной в сети игры @ Galaxy+, которую реализовал и поддерживает Антон Круглов. На рубеже веков, примерно с 2000 года получили развитие многочисленные форумные мафии. Старейшие из них до сих пор пользуются заслуженным уважением и вниманием любителей игры на форумах порталов Absolute Games, RuBoard, Kamrad и на форуме известного писателя и сетевого деятеля Алекса Экслера. Один из вариантов игры был использован в кинофильме Волк-одиночка (англ. Cry Wolf ), вышедшем в 2005 году.
В данный момент вы находитесь на сайте maffia-online.ru, где можете играть в мафию онлайн прямо сейчас.
Мафия признана одной из 50 наиболее исторически и культурно существенных игр, появившихся с 1800 года.
Как появилась мафия, почему она так популярна и что с ней сейчас?
Широкую известность слово «мафия» получило в 1862-1863 годах, когда в театре Палермо с большим успехом прошел спектакль по пьесе Джузеппе Риццотто «Мафиози из наместничества».
Первая брешь в законе «омерты» была пробита в 1984 году, когда впервые «заговорил» один из главарей «почтенного общества» Томмазо Бушетта. Соперники истребили почти всех его родственников, и он решил им отомстить, дав показания правосудию. В результате в 1985 году состоялся первый в истории Италии грандиозный процесс над сотнями мафиози, многие из которых в результате оказались за решеткой.
Самые известные итальянские мафиози, ставшие прототипами героев романов и фильмов о мафии, таких как «Крестный отец», «Спрут» и многих других – это Лаки Лучано, Вито Дженовезе, Пол Кастеллано, Сальваторе Маранзано, Джузеппе Массерия, Джо Бонанно, Фрэнк Айело, Аль Капоне, Мейер Лански, Карло Гамбино, Пол Кастеллано, Винсент Джиганте и др.
Однако все это не значит, что итальянская мафия доживает свои последние дни. Скорее всего, она активно действует во многих итальянских городах и даже налаживает тесные связи с сотрудниками полиции и судебной системы. В марте 2000 года в Италии разразился скандал: полиции пришлось арестовать нескольких сицилийских судей, подозреваемых в тесном сотрудничестве с мафией. Мафия продолжает интересовать обывателя, она по-прежнему окружена ореолом романтики. Мафия используется для рекламы. Так в Италии был запущен проект «Консорциум надежды», в рамках которого земли и виллы, конфискованные у главарей мафии, пускаются на благое дело. На полях выращивают зерно и овощи, из которых потом изготавливают продукты, пользующиеся сейчас особым спросом, а виллы часто превращаются в летние туристические лагеря, гостиницы и фермы. Так в Европе сейчас для того, чтобы произвести впечатление на гостей, организаторы банкетов и ужинов потчуют их не знаменитыми французскими винами, а красным сицилийским вином, которое по вкусовым качествам сильно уступает французским напиткам. Однако на его этикетках красуется надпись: «С сицилийской земли, конфискованной у мафии». С не меньшим успехом пользуются сейчас в Италии макароны, сделанные из пшеницы, которая выросла на поле бывшего киллера мафии. Всего в проекте «Консорциум надежды» участвуют 8 сицилийских городков, известных своими былыми связями с мафией. Среди них и знаменитый Корлеоне, который обессмертил Марио Пьюзо в романе «Крестный отец».
Рассказ про игру «Мафия» от профи. Как создать целый клуб, какие хитрости бывают для победы и зачем за столом все смотрят на твои брови
«Мафия» – вечная классика игр для большой компании. Психологический квест-развлечение так популярен в мире, что тысячи людей относятся к игре серьезнее, чем просто к досугу на раз.
Самые активные игроки создают клубы, рубятся на турнирах и ведут рейтинги успеха. В Лас-Вегасе по «Мафии» даже ежегодно проходит кубок мира.
Мы поговорили с автором «Чемпионата» Григорием Телингатером, который девять лет назад основал такой клуб в Москве. Как все это устроено? Это приносит деньги? Какие хитрости опытных игроков помогают выиграть? За что игрок получает вечный бан? Как люди для победы блефуют и злят других? И важное − зачем они вообще во все это играют?
Ныряем в мир соревновательной «Мафии». Что такое киевские правила, зачем для победы нужна математика и почему даже за девять лет ты не поймешь все секреты
– Как в твоей жизни появилась «Мафия»?
– Ох, долгая история. Смотри, я тогда работал в «Спорт-Экспрессе» и начал учить португальский язык прям фанатично, чтобы поехать на чемпионат мира.
Когда к нам в редакцию приехали два бразильца с канала O Globo TV, я с ними закорефанился. Они тут год жили. И мы с ними тусили, ездили на съемки, я всячески им помогал. Хотя началось все с того, что они просто делали репортаж, как работают спортивные газеты в России. А я им проводил экскурсию по «СЭ».
В какой-то момент они поехали в Киев. А у меня там друг – Андрей Варчак, который тогда в киевском «СЭ» работал. Мы с ним примерно одного возраста. Я у него в вк увидел фотографии, где он сидит, а на столе какие-то номерки и карточки – самая настоящая секта. Я даже не понимал, что это «Мафия».
Бразильцы уехали делать интервью про Матч смерти, знаешь, да? Они нашли человека, который все это застал. Я в это время поехал к Варчаку – он меня позвал в «Мафию» поиграть. Так я и попал в их клуб в Киеве.
– А ты до Киева играл хоть раз?
– Я точно о «Мафии» слышал: от друзей, в лагере. Но до этого, кажется, никогда не играл.
– Какие впечатления от первой игры и к чему она тебя привела дальше?
– Приятные. Ведущий объявляет всех, даже новичков: «Вот там за столом под таким-то номером играет Гриша Телингатер, он новичок». Остальные игроки (всего их 12) поаплодировали.
Потом начали играть. Я был мафией, где-то противоречил себе, что-то эмоционально доказывал. И все такие: «А, ну, видно, что он мафия». Быстро раскусили.
И как-то пошло. Мне понравилось. Через пару дней я вернулся в Москву и собрал друзей. И мы попробовали играть в «Мафию» по тем же правилам, но чуточку упрощеннее, где меньше ролей. Я хотел, чтобы мы собирались каждую неделю. Несколько друзей поддержали.
Летом играли в парке Горького. Потом, когда наступали холода, перебирались в заведения. Сейчас уже не ходим по паркам, потому что организовать тяжелее: кому-то в туалет надо, еще что-то. Поэтому играем в антикафе.
По мере развития нашего клуба я занялся изучением игры. Так узнал, что ее вообще придумал в 1986-м году студент МГУ. Изначально он видел игру как своеобразную модель государства, где организованное меньшинство (мафия) действует против неорганизованного большинства (народ).
Прикольно, интересно, ходы начал учить. Но здесь надо понимать, что мы играем в мафию по киевским правилам. 90% клубов России, Украины и Белоруссии играют по классическим правилам.
– Как эти правила отличаются друг от друга?
– В классике больше математики. Изначально игру начинают не 12, а 10 человек. Там меньше ролей и вариативности. Там нет диалогов, все говорят по очереди. И нужно много считать, вставать в баланс: кто против кого голосовал.
Короче, нужно правильно мыслить и правильно считать. Самый просто пример: если один игрок говорит, что номер два – черный (то есть плохой), а номер два говорит, что черный – номер один, то третий номер не может сказать, что играет и с тем, и с другим. Это противоречит логике.
Дальше выстраивается математика – в зависимости от проверок игроки принимают какие-то решения.
В «Мафии» по киевским правилам есть диалоги, больше ролей, больше вариативность комбинаций. Но главное: меньше математики и больше эмоций.
– Получается, математика и расчеты не так важны в игре?
– Не, почему? Математика тоже очень важна, потому что много информации под конец. Нужно просто высчитывать, кто с кем общался и кто против кого голосовал.
Я восемь лет играю в «Мафию» и до конца не осилил все эти аспекты. Наличие таких малоизвестных штук, которые тяжело просчитать – это причина, по которой я играю в «Мафию» и она мне не надоела.
Кому-то она надоедает через месяц, кому-то – через год-два. Из тех, с кем я начинал в Москве, не осталось никого. Сейчас у нас уже семнадцатый сезон. И к нам до сих пор ходят люди с 2013-го розыгрыша.
– Получается, люди в рейтинговых играх не знают, сколько каких персонажей за столом?
– Не-не, изначально известно количество ролей. 12 игроков: 4 черных игрока (мафия) против 8 красных (мирные). 4 черные – две мафии, дон мафии и путана. За красных – пять мирных, комиссар, доктор и маньяк.
– Маньяк – мирный?
– Новички путаются и думают, что маньяк плохой. Нет, в этой игре маньяк играет за красных и отстреливает черных по ночам (он может и не отстреливать, потому что желательно убивать только плохих). Комиссар проверяет карту: красный или черный.
Путана запутанивает. Она с мирным жителем ничего не делает. Но если она пришла к доктору – он в эту ночь не лечит, если к комиссару – он не проверяет. Маньяк, когда к нему пришла путана, не маньячит. Короче, не дает активным красным картам совершить действие.
– У вас есть рейтинговые игры. А есть, прости господи, федерация или высший клуб, который все эти результаты фиксирует?
– Есть свои структуры, но мы к ним не относимся.
– Почему?
– Мы играем не в классику. А все эти структуры преимущественно как раз связаны с классической мафией: глобальные турниры проводятся и так далее. Свои клубы есть не только во всех крупных городах России, но даже в небольших.
К этому альянсу или федерации – не помню, как это называется – не так сложно присоединиться. У таких клубов есть общие турниры, рейтинги. Можно попасть на какие-то глобальные турниры, они устраивают собственный посев. Короче, там своя Лига чемпионов и Лига Европы. И даже, возможно, турнир уровня Кубка Интертото.
У нас немного другой клуб. По киевским правилам, как и мы, играют минимум четыре клуба в Москве, минимум шесть клубов на Украине. Знаю, что по этим же правилам играли в Минске, в Лондоне, в Германии где-то. Какого-то определенного общего рейтинга у нас нет – эта тема больше про классику.
– Есть командные игры. Но ведь «Мафия» – это про каждый сам за себя. Как потом узнать, какая команда победила? Посчитать суммарные очки?
Если остается 4 в 4 (4 черных против 4 красных), 3 в 3 или 2 в 2 без маньяка, то это победа черных. Днем черные будут голосовать против мирных, ночью – дополнительно убивают одного красного. Понятно, что в такие моменты они могут уже улыбаться, давать друг другу пятюни и признаваться, что они черные. Это досрочная победа.
Когда игра заканчивается, ведущий объявляет результат и коротко пересказывает игру. Он указывает на ошибки, ключевые эпизоды игры. После этого у каждого игрока есть по 30 секунд – и они говорят, кто был лучшим. У каждого игрока есть по голосу, который он может отдать любому, кроме себя.
Люди набирают за игру столько-то голосов. Если победила мафия, то обычно они получают каждый по три голоса. Если побеждают мирные, то, например, два голоса могут достаться комиссару, три – маньяку, ну, или как-то еще.
– Ты говорил, что до интервью у тебя была игра с Киевом. И ты был последним в рейтинге. Что пошло не так?
– Я изначально входил в финал с худшим рейтингом: из 12 игроков я был 12-м. Я еще и обе игры проиграл. Тут у меня не было шансов подняться даже в топ-3.
Хитрости для победы. Отражение карт от поверхности стола, неверно надетая маска и беспощадный блеф
– Есть в России или вообще в мире звание «профессиональный игрок в «Мафию»?
– Нет, это, скорее, больше подкол: «О, ты уже профессиональный игрок». Есть просто звания победителей разных турниров. Если сравнивать со спортом, то тут ближе бокс, потому что там супермиллион разных версий.
Ты можешь быть лучшим по версии клуба в сезоне. Можешь быть победителем Кубка (проходят лучшие 12 игроков), чемпион. Плюс турниры клубов.
– Вы играете на что-то или у вас на интерес?
– Это большое отличие нашего клуба от других. Я на нашем клубе ничего не зарабатываю, я спортивный журналист. «Мафия» – мое хобби. У нас за нее никто ничего не платит, только за аренду антикафе.
Единственное: мы по итогам сезона, когда определяем победителя и финалистов, скидываемся на медали, кубок и прочее. Это наша модель, я изначально не видел игру как бизнес-проект. Второй московский клуб тоже пошел по этому пути.
А все остальные пошли по коммерческому пути. Многие на это живут, зарабатывают, некоторые даже весьма неплохо. Например, в Киеве. Клуб там – выстроенный бизнес. У них все идет на потоке, игры проходят почти каждый день. У них ведущим платят (у нас ведут ребята, которые не играют в определенной игре).
Так же функционируют 99% клубов в Москве.
Сейчас люди часто проводят игры в зуме и скидывают по определенной сумме ведущему. Мне нравится, что ему как-то компенсируют за его работу.
– Есть уловки или тактики, которые помогают победить?
– Миллион всяких продавок. Я знаю, что как-то парень продавил девушку (не физически, а эмоционально, конечно), сказав, что ее карта отражается от стола – там мафия. Он говорил все это с серьезным лицом. Она юлила, оправдывалась, а потом попросила пересдать карты.
Видел еще один прикол на одном серьезном турнире в Киеве. Игрок сидел за столом, смотрел только на ведущего спокойным взглядом. А потом сказал: «Нужно пересдать карты, я увидел у соседа карту, он мафия. Это будет не очень честно, давайте пересдадим».
Тут же чувак, которому достался комиссар, расстроился, спалился. И так еще куча людей себя выдали. В результате этот парень, который соврал, был красным, и он сделал хуже красным. Но так он проверил людей.
– То есть, подожди, он просто хотел посмотреть на реакцию людей?
– Да. Он не видел карту. В «Мафии» не только мафия может врать, мирные тоже провоцируют. Мой друг Илья Сухоруков жестко давит: «Ууу, ты черный, я все видел. Ага, эмоции-то плывут!»
Мы знаем его фишку и даже иногда вместе давим этого игрока: «Да-да, я тоже заметил». Когда уже пять человек давят, игрок выходит на определенный эмоциональный уровень, когда уже тяжело что-то скрывать.
Еще простой пример давить. Даже мирный может сказать: «Я комиссар, я проверил этого парня, он черный». И тут же начинаются отмазки, хотя опытные игроки понимают: этого делать не нужно, нужно подождать, все эти провокации сами уйдут.
Новичков легко давить. С опытными это не прокатывает.
– Как еще давят?
– Иногда бывает, что некоторые игроки, не дожидаясь первой ночи, говорят: «Я комиссар, ведущий дал мне право проверить тебя, ты мафия». А еще реально ни одной ночи не было, у него просто не могло быть такой возможности.