в каком году построили витебский вокзал
Витебский — старейший железнодорожный вокзал Петербурга, самый первый в России
Витебский вокзал — один из 5-и действующих вокзалов Санкт-Петербурга и один из 4-х вокзалов, которые обслуживают поезда дальнего следования. Самый старый железнодорожный вокзал в России.
Среди всех железнодорожных вокзалов Петербурга Витебский вокзал отличается тем, что перед ним нет большой привокзальной площади. Фасады здания выходят: центральный — на Загородный проспект; восточный — на Винокурцевский проезд; западный, который выходил на Введенский канал, теперь после его засыпки — на улицу Введенского канала.
Витебский в дереве и камне
Витебский — самый первый вокзал в России. В 1837 году построили одноэтажное деревянное здание для первой в России Царскосельской железной дороги, которая связывала Санкт-Петербург и Царское село.
Состоялась торжественная церемония открытия 11 ноября 1837 года. Первым паровозом на этой ж/д магистрали стал «Проворный». В качестве машиниста выступил руководитель строительства железной дороги и инженер — Франц Герстнер. Среди почётных пассажиров был император Николай I.
Каменное здание вокзала возвели в 1849—1852 гг. Автором проекта стал Константин Андреевич Тон. Сооружение просуществовало до начала XX века. Первые и прежние названия Витебского вокзала — Царскосельский вокзал и Детскосельский вокзал.
Витебский модерн
Современное здание вокзала было построено в 1904 году. Его отличало немало трендовых новшеств. Так, например, в проекте была заложена непривычная для того времени архитектура, включающая в себя обилие металла. Здание стало одним из первых общественных построек в стиле модерн.
Здание отличалось планировкой, непривычной для подобных сооружений начала XX века — когда крупные объёмы группируются асимметрично, с учётом их функционального назначения. Здесь чётко прослеживается основной принцип построения зданий модерна «изнутри — наружу». Внешний облик здания отражает его внутреннюю конструкцию, которая в свою очередь создана, исходя из рациональных соображений.
Ж/д сооружение было возведено по проекту академика архитектуры С. А. Бржозовского. В строительстве участвовал гражданский инженер С. И. Минаш. На церемонии открытия вокзал получил восторженную оценку современников. Сейчас здание имеет оригинальное купольное завершение, часовую башню, дебаркадер вокзала имеет арочное перекрытие.
Памятники и мемориалы вокзала
Сооружения близ Витебского
На берегу Введенского канала был построен Царский павильон Императорской ветки Царскосельской железной дороги, куда прибывали поезда членов императорской фамилии. Сейчас — неиспользуемое здание железнодорожного вокзала, в декабре 2017 года ранее свободный доступ внутрь здания был перекрыт.
Через Обводный канал перекинут Царскосельский железнодорожный мост. Напротив Витебского вокзала на противоположной стороне Загородного проспекта находится Военно-медицинский музей — крупнейший российский историко-медицинский музей мирового класса. Перед этим музеем разбит сквер, в котором до сноса в 1933 году находился Введенский собор лейб-гвардии Семёновского полка.
Витебский в искусстве
На вокзале проходили съёмки для таких фильмов, как «Двадцатый век начинается»; «Приключения Шерлока Холмса», где Витебский вокзал играет роль лондонского вокзала «Виктория»; «Вокзал для двоих», «Брат», «Улицы разбитых фонарей».
На Витебский вокзал, который в 1918 году был ещё Царскосельским, прибывает поезд с героями песни Александра Розенбаума «Путешествие из Одессы в Петроград»:
И вот на горизонте Царскосельский вокзал
Встречает урков с мясом пирожками.
Витебский вокзал в Санкт-Петербурге
Построенный в 1837 году, он несколько раз менял название: с Витебского на Царскосельский, Детскосельский, и снова стал Витебским. Здание в стиле модерн на Загородном проспекте Петербурга роскошью встречает пассажиров, прибывающих с Южного направления. Зеркала и латунные ручки, лепнина и художественная ковка, картины русских художников о самых масштабных стройках того времени — Царскосельской железной дороги, Петропавловской крепости, порта Одессы.
История создания
Это уже третье здание вокзала. Первое, деревянное, открыли одновременно с началом движения по железной дороге. Хотели построить на Фонтанке, но не хватило денег. В итоге скромная станция для пассажиров едва вмещала зевак, приходивших посмотреть на чудо того времени — прибытие поезда. От сигнального свиста толпа шарахалась, и его сменили звуки органной музыки.
В первый рейс до Царского Села отправился паровоз «Проворный» с восемью вагонами. Им управлял инженер и руководитель строительства Франц Герстнер. В числе пассажиров был император Николай I. Постепенно железная дорога вошла в моду, и деревянный вокзал перестал справляться с потоком. Его заменили двухэтажным каменным, построенным известным архитектором Константином Тоном. А через полвека открыли современный Витебский вокзал — проект академика архитектуры Станислава Бржозовского.
Это первая общественная постройка в Санкт-Петербурге в стиле модерн. Большой купол, часовая башня, арки дебаркадера, обилие стекла и металла вызвали восторг современников. Его называли «бесспорно, самый интересный среди вокзалов нашей столицы». Парадный зал с 20-метровым потолком и парадной лестницей с мраморными перилами. И как главный акцент — бюст Николая I, по указу которого и строились железные дороги в стране. Витебский вокзал блистал техническими новинками: лифты для багажа и пассажиров, транспортеры, электрическое освещение и рельсы, расположенные на уровне второго этажа. Когда укладывали пути, насыпь подняли почти на 5 метров. Третий железнодорожный путь предназначался исключительно для императорской семьи.
По случаю открытия нового вокзала пресса радостно бурлила: «Ужасно надоело ездить в деревянную хибарку, приютившуюся в уездном захолустье Семеновского плаца, видом своим напоминающего соборную площадь в Миргороде времен Гоголя», — писали репортеры «Нового времени».
Здание оценили не только пресса и пассажиры, но и режиссеры. Роскошь в стиле модерн служила бесплатной декорацией при экранизации Игорем Масленниковым истории о Шерлоке Холмсе. Витебский «исполнил роль» сразу двух лондонских вокзалов: Виктории в серии «Смертельная схватка» и Паддингтона в картине «ХХ век начинается». Всего же здесь сняты эпизоды к 150 музыкальным клипам и художественным фильмам. В их числе — «Статский советник», «Исаев», «Идиот» и романтическая история «под шум колес» «Вокзал для двоих».
Реконструкция вокзала
За сто лет службы в сыром климате здание заслужило масштабную реконструкцию. К 300-летию Северной столицы обновили и «железнодорожные ворота города». Заменили инженерные сети, коммуникации, вернули главному фасаду и куполу былое величие. Вокзал покрасили в первоначальный серо-желтый цвет, вновь распахнуло свои двери знаменитое «Императорское кафе».
К другому юбилею, 170-летию Российских железных дорог, открыли памятник главному строителю Царскосельской линии — Францу Антону фон Герстнеру. А к 150-летию железной дороги установили макет паровоза «Проворный». В музее Витебского вокзала собраны все модели первых составов. Впрочем, и сам вокзал словно большой музей — новой эпохи, начала железнодорожного сообщения в России.
Гид по Петербургу
Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице
Витебский вокзал в Санкт-Петербурге — история, залы, режим работы, экскурсии 2021
Вокзалы
Краткое описание
Витебский вокзал – старейший железнодорожный терминал в Санкт-Петербурге и первый вокзал России. Рельсовая дорога, связавшая в 1837 году Царское Село и Санкт-Петербург, стала первой в стране железной дорогой общественного пользования. Именно для обслуживания этого участка было возведено деревянное здание вокзала, названного Царскосельским.
А если хотите увидеть еще и помещения, которые недоступны обычным посетителям вокзала: забраться на чердак и посетить бывшие великокняжеские покои — приходите ко мне на экскурсию. Экскурсия официальная и проводится при поддержке РЖД.
В 1852 году было воздвигнуто каменное здание по проекту К. А. Тона – оно просуществовало вплоть до начала ХХ века. Тот вокзал, который стоит на Загородном проспекте сегодня, был открыт в 1904 году.
Выполненное в стиле модерн по проекту известного архитектора С. А. Бржозовского, новое двухэтажное здание железнодорожного вокзала стало одной из первых построек в Санкт-Петербурге в этом стиле. Обилие металла и нетипичная группировка объемных элементов с учетом их предназначения и функциональности были чем-то новым для города. Куполообразная крыша, башня с часами и арочная крыша платформ – все это было необычно для того времени. При этом здание получилось настолько удобным и гармоничным, что его открытие вызвало бурную положительную оценку общественности.
За время существования у Витебского вокзала неоднократно менялось название. Изначально по названию дороги это был Царскосельский вокзал, в 1918 году стал Детскосельским в связи с переименованием царского села, а в 1935 вокзал стал Витебским по названию конечной точки маршрута.
Если вам понравится Витебский вокзал, то советуем вам организовать тур в Карелию из Санкт-Петербурга и посмотреть на ретропоезд «Рускеальский экспресс». Впечатляет.
История
После строительства железной дороги бюджета на возведение парадного здания вокзала не хватило. Этим объясняется постройка временной деревянной станции в 1837 году.
Строительство и реконструкция
Первоначально построенное, деревянное здание вокзала вскоре перестало справляться с пассажиропотоком, и уже через 12 лет после возведения возникла необходимость его перестройки.
Этапы реконструкции:
Витебский вокзал дважды менял свое название:
Паровоз «Проворный»
Первый паровоз, отправившийся в 1837 году с Витебского вокзала и открывший путь по Царскосельской железной дороге, стали именовать «Проворный». Одним из почетных пассажиров «Проворного» был император Николай I, а машинистом состава стал австрийский инженер Франц Герстнер, руководивший строительством дороги.
Паровоз проработал 20 лет, был списан в середине XIX века и не сохранился. Его полноразмерный макет изготовили к 150-летию железных дорог России в 1987 году и установили в специально выстроенном стеклянном павильоне Витебского вокзала.
Павильон демонтировали в 2017 году, а макет «Проворного» передали на станцию «Царскосельская», которая находится на участке детской железной дороги, протянувшемся от Купчино до города Пушкина. Макет паровоза планируют отреставрировать и затем отправить на новое место.
Архитектура
Витебский вокзал, в отличие от других железнодорожных терминалов, не имеет перед собой привокзальной площади — его главный фасад выходит на Загородный проспект.
Архитектура Витебского вокзала и технические возможности были новшеством для времени его постройки. Удивление вызывали лифты для пассажиров, багажная машина, электрическое освещение, а также в целом художественное архитектурное решение.
Здание вокзала построено в архитектурном стиле модерн. В его оформлении можно увидеть сочетание различных материалов. Особое значение здесь отдано металлу. Такие его качества, как ковкость и пластичность при одновременной несущей функции выражены в различных деталях, которые придают облику Витебского вокзала неповторимые черты:
На левом углу главного фасада возвышается башня с часами, над которыми рельефная фигура совы с раскрытыми крыльями. Полукруглый переход между главным и западным фасадом снаружи оформлен дорическими колоннами.
Во время строительства в здании вокзала были сооружены транспортеры и лифты. В настоящее время эти лифты не функционируют, что создает проблему: тяжелый багаж приходится вручную поднимать на второй этаж, туда, где расположены перроны.
Царский павильон
На берегу Введенского канала, который впоследствии был засыпан, рядом с основным зданием вокзала был возведен царский павильон. К нему по отдельной ветке подходили поезда с членами императорской семьи.
Его архитектором также выступил Станислав Бржозовский. Скромное на первый взгляд, одноэтажное здание внутри оформлено в том же стиле модерн:
На стенах сохранились старинные часы и барометр. Внутри павильона сейчас проходят реставрационные работы, восстанавливается историческая обстановка.
Дебаркадеры
Во второй половине XIX века, когда началось строительство и бурное развитие железных дорог в России, появилась традиция сооружать над путями и платформами навесы из стекла и металла, которые стали называть дебаркадерами.
Есть подобное сооружение и на Витебском вокзале. Три пролета из легких металлических конструкций, детали которых соединены заклепками причудливой формы — в виде цветков розы.
Рельсовое полотно вокзала поднято на высоту пять метров, выход на платформы находится на втором этаже здания
Из восьми железнодорожных полотен дебаркадер покрывает первые четыре. Остальные четыре, предназначенные для поездов пригородного сообщения, электрифицированы и находятся под открытым небом.
Направления
С Витебского вокзала курсируют железнодорожные составы в различных направлениях:
Одна половина путей отдана под поезда пригородного значения:
Другая половина – для поездов дальнего следования в города России и сопредельных государств:
Расписание
Услуги вокзала
Для удобства пассажиров на Витебском вокзале организованы различные услуги:
Информационно-справочные. Справочная служба работает круглосуточно и расположена на втором этаже вокзала.
Электронный автомат самообслуживания — на первом этаже
Камеры хранения:
Оборудованные комнаты отдыха гостиничного типа — на третьем этаже вокзала:
Услуги носильщика:
Туалеты:
Другие услуги:
На территории вокзала доступен вход в интернет посредством бесплатного Wi-Fi-соединения.
Кроме этого организована доступная среда для людей с ограниченными возможностями, в рамках которой все услуги бесплатны:
Перед зданием вокзала, со стороны Загородного проспекта, действует платная автомобильная парковка: 100 рублей в час. Со стороны Винокурцевского проезда можно найти еще два места, где оставить автомобиль на сутки или на ночь.
Интерьер и залы
Отдельно стоит поговорить о помещениях Витебского вокзала: его внутреннее убранство не менее гармонично и роскошно, чем общий внешний вид. И это неудивительно – ведь когда-то именно отсюда отправлялись в путешествие члены царской семьи.
Современное здание Витебского вокзала – одно из самых красивых. В его залах и вестибюлях проводят фотосессии и снимают кинофильмы.
Главный вестибюль
Основное помещение вокзала – парадный вестибюль для пассажиров I и II класса с потолками 20-метровой высоты и витражными окнами. Простенки между ними оформлены лепными панно, окрашенными под цвет бронзы. На них можно увидеть бога Меркурия, который согласно античной мифологии покровительствовал торговле и путешествиям, женские головки в окружении растительных орнаментов.
Главным украшением вестибюля служит мраморная лестница, перила которой также оформлены коваными ажурными узорами. Центральный маршевый пролет заканчивается площадкой, на которой установлен бюст императора Николая I.
Далее марши лестницы поворачивают направо – в зал ожидания для пассажиров I, II класса и налево — в зал ожидания для пассажиров III класса.
Картинный зал
Поднимаясь по парадной лестнице на второй этаж, пассажиры первого класса попадали в предназначенный для них зал ожидания. Сейчас здесь устроен Картинный зал: его украшают панно, иллюстрирующие историю Царскосельской железной дороги.
На потолках в зале литые бронзовые люстры работы начала XX века, на стенах – бра из кованого железа с латунью.
Ресторан
Пространство Картинного зала при возведении здания вокзала было соединено с соседним залом, в котором располагался ресторан. Во все времена он был центром притяжения: здесь собирались представители богемы – поэты Серебряного века, писатели, художники.
В советское время арку, ведущую в ресторан, закрыли, а сам он пустовал с 2002 года и пришел в полное запустение. Сейчас в помещении ресторана почти завершились реставрационные работы.
Ресторан вновь соединили с Картинным залом. После открытия его атмосфера будет максимально приближена к эпохе начала XX века:
В ресторане сохранился уникальный дубовый буфет — прилавок с резьбой и мраморной столешницей, которую также восстановили. За его стойкой сидели известные люди своего времени: Анна Ахматова, Николай Гумилев, Александр Блок.
Великокняжеские покои
На потолке здесь лепнина, в стене устроен камин, оформленный в изысканном стиле рококо. По обе стороны от камина расположены две двери, которые ведут непосредственно на перрон. Над дверями – живописные полотна с пейзажами Пушкина и Павловска. Сейчас в этом помещении находится кабинет начальника вокзала.
Световой зал
Находится на втором этаже. Отсюда пассажиры вокзала попадают непосредственно на платформу. Помещение покрывает застекленная сводчатая крыша, от этого пространство будто залито светом. В зале установлен бронзовый памятник Францу Герстнеру — австрийскому инженеру-строителю первой российской железной дороги.
В Световой зал с первого этажа ведет металлическая винтовая лестница с ажурными коваными перилами.
Где находится Витебский вокзал
Адрес
Витебский вокзал находится в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга. Его адрес: Загородный проспект, дом 52. Это единственный вокзал в Санкт-Петербурге, в который нет непосредственного входа из метро.
Метро
Наземный вестибюль станции метро «Пушкинская» расположен в 70 метрах от здания вокзала. Попасть на нее можно также по переходному коридору с пересадочной станции «Звенигородская» — Фрунзенско-Приморская линия.
Наземный транспорт
Рядом с вокзалом находятся остановки общественного транспорта «Витебский вокзал»:
Как добраться
Аэропорт «Пулково»
Добраться в аэропорт «Пулково» с Витебского вокзала можно на метро и маршрутном такси:
Такой же маршрут в обратную сторону, из аэропорта до Витебского вокзала, можно проделать, начиная от автобусной остановки «Метро Московская».
Маршрут между Витебским вокзалом и аэропортом обслуживают многочисленные службы такси. Стоимость поездки в зависимости от класса автомобиля составит от 450 до 1000 рублей.
Для заказа такси в аэропорту можно обратиться на стойку «Такси Пулково» — официального перевозчика аэропорта.
Весь путь от аэропорта до Витебского вокзала занимает около 60 минут в зависимости от дорожной обстановки.
Тайны Витебского вокзала
Существует красивая легенда, связанная со строительством Витебского вокзала. Говорят, что первый маршрут следования поезда доверили построить самому императору. А для удобства ему выдали линейку, по которой он и должен был отчертить отрезок пути. Однако она оказалась слишком короткой. И вот в процессе рисования плана у императора дрогнула рука, образовав в конце пути непонятный виток. Естественно, правитель России сообщил, что так было задумано, и приказал строить железную дорогу строго по намеченному плану.
Правда это или нет – так и осталось тайной Витебского вокзала, но если посмотреть на вышеописанный маршрут Царскосельской железной дороги, то непонятная загогулина в конце абсолютно прямой дороги сразу бросается в глаза.
Схема вокзала
Режим работы в 2021 году
Витебский вокзал работает каждый день круглосуточно
Кассовые залы
На первом этаже расположены кассы предварительной продажи билетов. Второй этаж главного здания занимают кассы дальнего следования и автоматы по продаже билетов. Пригородные кассы и выход к электричкам расположены в западном крыле вокзала.
Контактные телефоны
Мероприятия
Витебский вокзал является не просто железнодорожным терминалом: в его залах регулярно проходят различные культурные мероприятия северной столицы. В Картинном зале организуют ставшие традицией концерты классической музыки, тематические выставки из собраний музеев и частных коллекций.
Выставки
В октябре 2018 года в Картинном зале вокзала открылась выставка известного историка моды Александра Васильева — «Мода русского модерна». На ней представлены наряды и аксессуары эпохи Александра III и Николая II.
Место для проведения подобной выставки выбрано неслучайно: Витебский вокзал является архитектурным памятником эпохи модерна, исторические интерьеры вокзала создают и подчеркивают особую атмосферу того времени.
Фотосессии
Интерьеры Картинного зала и парадного вестибюля Витебского вокзала также как нельзя лучше подходят для организации тематических фотосессий. К тому же вокзал никогда не бывает переполнен, в некоторые часы возможно быть единственными гостями парадного зала. В атмосферных интерьерах вокзала любят устраивать фотосъемку молодожены. По предложениям фотографов свадебная фотосессия продолжительностью около часа стоит 1500 рублей.
Экскурсии на Витебский вокзал
Где заказать?
Сегодня одна из самых популярных экскурсий не только среди туристов, но и среди жителей города, называется Тайны Витебского вокзала. Вы можете заказать ее на tripster.ru
В ходе экскурсии узнают историю вокзала, увидят не только общественные залы, но и места, недоступные простым пассажирам:
Там же, на официальном сайте, вы можете ознакомиться с отзывами об экскурсии перед тем, как ее заказать. Все, кто когда-то побывал на ней, говорят о полнейшем погружении в атмосферу XIX века и необычайно интересном рассказе гида. Экскурсия, раскрывающая многие тайны вокзала, заставляет по-новому посмотреть на столь знакомое место и приятно провести время.
Кинофильмы
Здание Витебского вокзала является своеобразной готовой декорацией: он очень любим режиссерами, здесь неоднократно снимали сцены для различных кинематографических картин. Всего их около двухсот.
Вот только некоторые из них: