в каком году построили петропавловскую крепость
Петропавловская крепость Санкт-Петербурга
Петровские ворота и Иоанновский равелин
Внутрь крепости можно попасть по Иоанновскому или Кронверкскому мосту. Два равелина (Алексеевский и Иоанновский) были возведены для прикрытия самых слабых точек этой крепости. Кроме этого между ними были прорыты глубокие рвы (их засыпали в XIX веке), через них были переброшены подвесные мосты.Сейчас в Иоанновском равелине расположены кассы, в них можно купить билеты во все музеи, находящиеся внутри. При желании можно купить общий билет, позволяющий посетить все выставки и музеи, либо приобрести билет лишь на посещение собора. Перед Петровскими воротами расположено несколько стендов, на них отображен план сооружения, по которому легко понять, как добраться до любого интересующего вас объекта.
Нарышкин бастион
Сооружение получило название в честь Кирилла Алексеевича Нарышкина, который его и построил. В центре этого бастиона находится Флажная башня, именно на ней поднимался флаг крепости, и хранились ключи от всех ворот. Во время правления Анны Иоанновны, на бастионе был сооружен специальный павильон, где царственная особа любила отдыхать, пить кофе и наслаждаться видами. Само собой, никакого кофе тут теперь не подают, но это одна из лучших обзорных площадок города.
Петропавловский собор
Главная постройка крепости – Петропавловский собор, уникальная постройка XVIII века на территории Санкт-Петербурга.Когда в 1703 году Петр Великий решил строить крепость, перед этим он велел построить церковь, чтобы обозначить свои намерения. Спустя десятилетие церковь была перестроена и стала каменной. Достроить собор удалось лишь в 1733 году. К сожалению, к тому времени Петра I уже не было в живых, и на открытии собора была Анна Иоанновна.В течение 200 лет тут хоронили российских властителей и других представителей семьи Романовых. Для каждого предусматривался отдельный склеп, помечавшийся мраморной плитой. Затем мраморные плиты были заменены беломраморными надгробиями, захоронения правителей помечались двуглавым орлом.Великокняжеская усыпальница соединялась с собором посредством крытой галереи. В ней хоронили некоронованных членов императорской семьи. Ее построили по велению последнего русского царя. Строительство было начато из-за того, что свободного места в соборе попросту не хватало, и на момент начала революции тут было 13 захоронений.
Соборная площадь
Прямо перед собором расположен каменный павильон, который называется Ботным домом. Это небольшое здание специально возвели для ботика Петра Великого, маленького парусного судна, на котором император познавал морскую науку. В 1723 году это судно переправили в Петербург, а сам дом стал уникальным музеем для одного императорского корабля, на тот момент в России подобного музея попросту не существовало.При советах императорский парусник был вывезен в Военно-морской музей, вместо него поставили копию. На данный момент в этом здании расположены кассы и небольшой магазинчик с сувенирами.Кроме этого рядом находится Монетный двор – древнейшее предприятие Северной столицы. Тут чеканят монеты, ордены и медали уже около трех веков.
Тюрьма Трубецкого бастиона
Эти казематы повидали множество знаковых для Российской истории лиц. Первым сюда попал царевич Алексей, которого обвинили в «измене». В последствие к нему присоединились бояре Лопухин и Кикин, князь Долгорукий, сестра императора Мария Алексеевна. Примерно в это же время появилась Тайная канцелярия – специальное учреждение, державшее в стране всю Россию. Из известных арестантов Трубецкого бастиона можно выделить: герцога Бирона, фельдмаршала Миниха, «княжну Тараканову», Волынского, Радищева, Новикова и многих других.
Кронверк
Со стороны Петербурга крепость прикрывали земляные укрепления – кронверк, также защищенный солидным рвом в который подавалась невская вода. Затем на месте укреплений в XIX веке был возведен Арсенал – достаточно мрачное здание, в котором на данный момент находится Военно-исторический музей. Считается, что в мире нет музея больше по количеству собранной военной техники.
Мадам Бовари: Жолдак vs Флобер
Футуристический театр в России
Премия «Нацбест-2018»: разногласия жюри
Теннесси Уильямс: драма американского юга
Новости кино: советский гений, атмосферный Джармуш и новый фаворит критиков
Государственный Русский музей
Подберем мероприятие для вас
группа «Руки вверх»
- 09 июля 20:00 ГАЗПРОМ АРЕНА Билеты от 2300 ₽ Е
Ирина Круг
- 29 ноября 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 1800 ₽ Е
Муж моей жены
- 18 ноября 19:00 ДК Выборгский Билеты от 150 ₽ Е
Золотой Граммофон
- 28 ноября 18:00 Ледовый дворец Билеты от 2300 ₽ Е
Свободная любовь
- 06 декабря 19:00 ДК Выборгский Билеты от 300 ₽ Е
Пижама для шестерых
- 12 ноября 19:00 ДК Ленсовета Билеты от 800 ₽ Е
Остров заблудших душ
- 14 ноября 19:00 ДК Выборгский Билеты от 1200 ₽ Е
Филипп Киркоров #Цвет настроения.
- 16 апреля 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 2000 ₽ Е
Филипп Киркоров #Цвет настроения.
- 15 апреля 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 2500 ₽ Е
Сергей Трофимов
- 04 марта 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 1200 ₽ Е
Товарищ
- 26 ноября 19:30 Эрмитажный театр Билеты от 2300 ₽ Е
Багатица. Праздничный концерт
- 05 января 18:00 ДК Железнодорожников Билеты от 480 ₽ Е
Певица Слава
- 19 мая 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 1000 ₽ Е
Взрослые игры
- 28 ноября 19:00 ДК Выборгский Билеты от 300 ₽ Е
Опасные мальчики
- 27 ноября 19:00 ДК Выборгский Билеты от 500 ₽ Е
Юрий Шатунов
- 27 марта 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 1200 ₽ Е
Муж в рассрочку
- 18 декабря 15:00 ДК Выборгский Билеты от 300 ₽ Е
Вражда
- 25 марта 19:00 ДК Выборгский Билеты от 800 ₽ Е
Бестолочь
- 04 декабря 19:00 ДК Выборгский Билеты от 300 ₽ Е
Артур Пирожков «Перетанцуй меня»
- 08 апреля 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 1300 ₽ Е
Суп из канарейки
- 12 ноября 19:00 ДК Выборгский Билеты от 300 ₽ Е
Концерт, Разговорный жанр
Максим Галкин
- 12 февраля 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 1800 ₽ Е
Лолита
- 16 ноября 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 1500 ₽ Е
Наташа Королёва
- 11 ноября 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 800 ₽ Е
Петропавловская крепость Санкт-Петербурга
Петровские ворота и Иоанновский равелин
Внутрь крепости можно попасть по Иоанновскому или Кронверкскому мосту. Два равелина (Алексеевский и Иоанновский) были возведены для прикрытия самых слабых точек этой крепости. Кроме этого между ними были прорыты глубокие рвы (их засыпали в XIX веке), через них были переброшены подвесные мосты.Сейчас в Иоанновском равелине расположены кассы, в них можно купить билеты во все музеи, находящиеся внутри. При желании можно купить общий билет, позволяющий посетить все выставки и музеи, либо приобрести билет лишь на посещение собора. Перед Петровскими воротами расположено несколько стендов, на них отображен план сооружения, по которому легко понять, как добраться до любого интересующего вас объекта.
Нарышкин бастион
Сооружение получило название в честь Кирилла Алексеевича Нарышкина, который его и построил. В центре этого бастиона находится Флажная башня, именно на ней поднимался флаг крепости, и хранились ключи от всех ворот. Во время правления Анны Иоанновны, на бастионе был сооружен специальный павильон, где царственная особа любила отдыхать, пить кофе и наслаждаться видами. Само собой, никакого кофе тут теперь не подают, но это одна из лучших обзорных площадок города.
Петропавловский собор
Главная постройка крепости – Петропавловский собор, уникальная постройка XVIII века на территории Санкт-Петербурга.Когда в 1703 году Петр Великий решил строить крепость, перед этим он велел построить церковь, чтобы обозначить свои намерения. Спустя десятилетие церковь была перестроена и стала каменной. Достроить собор удалось лишь в 1733 году. К сожалению, к тому времени Петра I уже не было в живых, и на открытии собора была Анна Иоанновна.В течение 200 лет тут хоронили российских властителей и других представителей семьи Романовых. Для каждого предусматривался отдельный склеп, помечавшийся мраморной плитой. Затем мраморные плиты были заменены беломраморными надгробиями, захоронения правителей помечались двуглавым орлом.Великокняжеская усыпальница соединялась с собором посредством крытой галереи. В ней хоронили некоронованных членов императорской семьи. Ее построили по велению последнего русского царя. Строительство было начато из-за того, что свободного места в соборе попросту не хватало, и на момент начала революции тут было 13 захоронений.
Соборная площадь
Прямо перед собором расположен каменный павильон, который называется Ботным домом. Это небольшое здание специально возвели для ботика Петра Великого, маленького парусного судна, на котором император познавал морскую науку. В 1723 году это судно переправили в Петербург, а сам дом стал уникальным музеем для одного императорского корабля, на тот момент в России подобного музея попросту не существовало.При советах императорский парусник был вывезен в Военно-морской музей, вместо него поставили копию. На данный момент в этом здании расположены кассы и небольшой магазинчик с сувенирами.Кроме этого рядом находится Монетный двор – древнейшее предприятие Северной столицы. Тут чеканят монеты, ордены и медали уже около трех веков.
Тюрьма Трубецкого бастиона
Эти казематы повидали множество знаковых для Российской истории лиц. Первым сюда попал царевич Алексей, которого обвинили в «измене». В последствие к нему присоединились бояре Лопухин и Кикин, князь Долгорукий, сестра императора Мария Алексеевна. Примерно в это же время появилась Тайная канцелярия – специальное учреждение, державшее в стране всю Россию. Из известных арестантов Трубецкого бастиона можно выделить: герцога Бирона, фельдмаршала Миниха, «княжну Тараканову», Волынского, Радищева, Новикова и многих других.
Кронверк
Со стороны Петербурга крепость прикрывали земляные укрепления – кронверк, также защищенный солидным рвом в который подавалась невская вода. Затем на месте укреплений в XIX веке был возведен Арсенал – достаточно мрачное здание, в котором на данный момент находится Военно-исторический музей. Считается, что в мире нет музея больше по количеству собранной военной техники.
Петропавловская крепость
Строительство
С истории создания Петропавловской крепости начинается история Санкт-Петербурга. С 1700 года Россия вела Северную войну со Швецией, к 1703 были отвоёваны приневские земли. Для их защиты от нападения шведов здесь было необходимо закрепиться. Существовавшую ранее крепость Ниеншанц (у впадения в Неву Охты) посчитали недостаточно пригодной для защиты Невы. Новое место 8 или 9 мая 1703 года выбирали Пётр I, Александр Данилович Меншиков и француз генерал-инженер Жозеф Гаспар Ламбер де Герен. Их выбор пал на Заячий остров.
16 (27) мая 1703 года на Заячьем острове заложили крепость Санкт-Петербург. Петра I при закладке крепости не было. «Журнал, или Подённые записки Петра I» указывает на его нахождение тогда на Олонецкой верфи. Руководил закладкой крепости Меншиков. Но первоначально создание крепости «Санкт-Питер-бурх» не подразумевало под собой основание города, тем более основание столицы. Эти события были связаны между собой уже позже, в целях политической пропаганды. В любом случае, этот день впоследствии стал считаться днём основания Петербурга.
Первоначально было решено построить фортификационные сооружения из земли и дерева. На строительство их в камне ушло бы гораздо больше времени. Чертёж первой дерево-земляной крепости нарисовал сам Пётр I. Считается, что математический расчёт плана выполнил Ламбер. Историк К. В. Малиновский в книге «Санкт-Петербург XVIII века» приводит доводы в пользу того, что автором проекта земляной крепости был военный инженер В. А. Кирхенштейн. Тот 28 июня 1704 года писал Меншикову:
Тяжёлые условия жизни на болоте подорвали здоровье Кирхенштейна, который умер 24 июня 1705 года.
Крепость строили солдаты, пленные шведы, от каждой губернии посылались крепостные.
Строительство бастионов курировал Пётр I и его сподвижники. По кураторам назвали крепостные бастионы: Трубецкой, Нарышкин, Государев, Меншиков, Головкин, Зотов. При заложении Государева бастиона Пётр I присутствовал, а за строительством следили либо князь Меншиков, либо царевич Алексей. Сподвижники Петра не только следили за строительством бастионов, но и не редко поставляли строительный материал, финансировали работы. Земляная крепость была завершена 1 октября 1703 года. Отмечали это событие и в Москве, и на берегах Невы. Однако после сильного наводнения часть земляных валов была разрушена.
Заячий остров с Городовым в 1703 году связал мост, который представлял собой связанные друг с другом плоты.
Первым комендантом Петропавловской крепости стал полковник Карл-Эвальд фон Ренне. Он вступил на должность в середине сентября 1703 года, когда на земляные валы встали медные и чугунные пушки. Это были как захваченные у шведов трофеи так и привезённые из Новгорода орудия. 19 мая 1704 года фон Ренне сменил полковник Роман Вилимович Брюс.
Несмотря на то, что валы уже были готовы, дальнейшее строительство на территории Заячьего острова продолжалось от зари до зари. 10 апреля 1704 года А. Д. Меншиков распорядился:
В 1704 году через всю Петропавловскую крепость с востока на запад был прорыт канал шириной пять метров. Он был необходим для снабжения крепости водой во время возможной её осады.
Петропавловская церковь на территории крепости была не единственной. Так как в гарнизоне служило много иностранцев-лютеран, в одном из четырёх рядов домов по указу Петра I была возведена небольшая деревянная церковь святой Анны с башней и одним колоколом. Служба в ней началась в августе 1704 года с крещения младенца.
Мост из связанных плотов в 1705 году заменила плашкоутная переправа, на месте которой в последующие два года появился деревянный мост на сваях. Так как он был выкрашен в красный цвет, его назвали Красным. Позже он стал Иоанновским.
Сразу после окончания строительства дерево-земляной крепости её нужно было перестраивать в камне. Решение об этом Пётр I принял в 1705 году. 20 октября он писал У. А. Сенявину в Нарву: «А в будущий год в Санктпитербурхе мой болворк. делать станут» [Цит. по: 2, с. 54]. Так как дикого камня в этой местности крайне мало, то новые укрепления пришлось делать из кирпича. Использовался также камень, добытый после разборки крепости Ниеншанц.
В 1706 году каменное строительство возглавил Доменико Трезини, переработавший проект Кирхенштейна. К Заячьему острову стали намывать дополнительное пространство, он ушёл в Неву примерно на 30 метров.
Перестройка началась 3 мая 1706 года с бастиона Меншикова в северной части крепости, так как она считалась самой уязвимой при атаке шведских войск [3, с. 59]. Пётр I лично заложил первый камень в основание каменной стены. Крепостные земляные валы были срыты, грунт использовали для подсыпки острова.
Ещё осенью 1707 года царь приказал: «В будущем 708 году ворота делать подобные Нарвским». К следующему лету в камне уже были выведены Меншиков и Головкин бастионы, куртина между ними, пороховые погреба. Началось строительство казарм. Тогда же приступили к исполнению приказа Петра о сооружении Петровских ворот.
В Петропавловской крепости были предусмотрены подземные ходы (сортии). Они служили для высадки десанта за пределы крепостных стен. В стенах крепости существуют тайные ходы, так называемые патерны. Они также служили для внезапного появления солдат в тылу врага. Выход из них был заложен одним слоем кирпича, место выхода знали только доверенные офицеры.
Для организации масштабных строительных работ была создана Канцелярия городовых дел. Словом «город» тогда чаще называли крепость, а не город в современном понимании этого слова. Канцелярию возглавил Ульян Акимович Синявин.
«Журнал, или Поденная записки. Петра Великого» сообщает, что «в апреле месяце [1712 года] приехали из Москвы в Санктпитербург генерал-фельдмаршал Шереметев и несколько сенаторских персон и с того времени Сенаторы и Сенаторское правительство началось быть в Петербурге» [Цит. по 1, с. 87]. В 1713 году Сенат окончательно переехал в Петербург и начал свою работу в стенах Петропавловской крепости.
Крепость стала не только местом работы Сената, но и политической тюрьмой. Первым заключённым здесь стал сын Петра I Алексей, который умер в заключении 25 июня 1718 года.
Алексей Петрович допрашивался в созданной в феврале 1718 года Тайной канцелярии. Позже Трезини построил для неё на территории крепости отдельное здание. Им же между Трубецким и Нарышкинским бастионами был построен Монетный двор. В 1718 году из Петропавловской крепости в собственное здание на Троицкой площади выехал Сенат. В 1722 году из крепостных стен выехала аптека, которая разместилась на Немецкой (ныне Миллионной) улице.
У восточной стены Петропавловского собора находится Комендантское кладбище. С 1720 по 1914 год здесь похоронили 18 комендантов Петропавловской крепости.
Последним в камне был выведен Нарышкин бастион (1725-1731 годы).
Между Нарышкиным бастионом и Петропавловским собором в 1743-1746 годах был построен Комендантский дом. Здесь жил комендант крепости, в доме были его квартира и канцелярия, велись допросы заключённых. Именно в Комендантском доме в 1826 году был оглашён приговор Верховного уголовного суда декабристам. Комендантский дом изначально был построен в один этаж, в 1892 году был надстроен второй.
Рядом с Комендантским домом расположено здание Гауптвахты. В XVIII веке перед ней находилась площадь со специальным местом для наказания солдат. В 1907-1908 годах к Гауптвахте пристроили четырёхколонный портик.
Первые ворота в Невской куртине с пристанью были оборудованы согласно указа Б. К. Миниха от марта 1731 года. Соответствующие работы были произведены в 1733 году. Прежние Невские ворота не имели каких-либо значимых архитектурных украшений, кои они получили лишь в 1747-1748 годах. Тогда их облицевали пудостским камнем, выложив по сторонам от входа двойные пилястры и сформировав над ними треугольный фронтон [2, с. 261].
Строительство Петропавловской крепости полностью завершено к 1740-му году. Эта дата обозначена на Иоанновских воротах.
«Русская Бастилия»
Нахождение Петропавловской крепости в центре города отняло у неё какое-либо военное значение. Петербургу к 1730-м годам давно уже никто не угрожал, поэтому выделение на каменное строительство колоссальных средств некоторые считали ошибкой. И. Г. Фокеродт в 1737-1738 годах писал:
В 1779-1785 годах северную часть Петропавловской крепости облицовывают гранитом. К этому времени левый берег Невы здесь уже был одет в гранит. По легенде, Екатерина II выглянув однажды в окно Зимнего дворца возмутилась «простецким видом» крепостных стен и тут же распорядилась привести их в соответствующий вид. Пожелание её конечно же выполнили, однако всё что невидно из кабинетов Зимнего дворца так и осталось красного цвета.
В 1784-1787 годах по проекту Львова был придан торжественный вид Невским воротам и Комендантской пристани. Именно с этой пристани узников, приговорённых к смерти, выводили из крепости и отвозили по Неве к месту казни. Под аркой Невских ворот оформлена «Летопись катастрофических наводнений». В ней отмечены наивысшие подъёмы воды в 1752, 1777, 1788, 1824, 1924 и 1975 годах.
В 1798-1806 годах по проекту А. Порто строится здания Монетного Двора. Монетный двор переведён из Москвы в Санкт-Петербург в 1724 году, до постройки специального здания монеты чеканили в помещениях Трубецкого и Нарышкина бастионов. До недавнего времени только здесь производились все металлические монеты, все ордена и медали (за исключением орденов ручной работы). С конца 1990-х годов монеты начали чеканить и в Москве.
В начале XIX века, в царствование Александра I, территорию Петропавловской крепости открыли для осмотра горожанами и гостями Петербурга.
Новое тюремное помещение организовали внутри Трубецкого бастиона. Для этого стену бастиона частично разобрали изнутри, от 20 метров оставили только 2-3. С отступом 1-1,5 метра от стены было построено двухэтажное здание тюрьмы Трубецкого бастиона. Здесь организовали 69 одинаковых одиночных камер. В них содержали подследственных, дольше двух лет заключённые здесь не находились. По окончания следствия отсюда заключённых либо направляли на поселения или на каторгу, либо приводили в исполнение смертный приговор.
На территории Петропавловской крепости никогда не приводились в исполнение смертные приговоры. Приговор этот осуществлялся либо на плацу Семёновского полка, либо в Шлиссельбургской крепости.
Земляные валы кронверка были срыты в 1850-х годах. Проходящий через весь Заячий остров канал был засыпан в 1880-х годах.
Музейный и научный комплекс
С 1924 года крепость стала музеем. Во время Великой Отечественной войны на территории крепости стояли зенитные орудия. Шпиль Петропавловского собора был закрыт маскировочной сеткой. Попаданий снарядов в собор не было, однако пострадали стены самой крепости. В 1951-1953 годах на Иоанновском мосту установили перила и фонари в виде обелисков и пучков копий, по проекту А. Л. Ротач и П. В. Баженова. 25 декабря 1975 года к 150-летию со дня восстания декабристов у Кронверка был установлен обелиск из розового гранита. Здесь в 1826 году были казнены К. Рылеев, П. Пестель, С. Муравьёв-Апостол, М. Бестужев-Рюмин и П. Каховский.
На площади перед Гауптвахтой в 1991 году появился памятник Петру I работы Михаила Шемякина.
Петропавловская крепость
С 1703 по настоящее время Годы существования |
Музей истории Санкт-Петербурга Подчинение |
59° 57′ 0″ N, 30° 19′ 1.2″ E Дислокация |
Музейный комплекс Тип |
Содержание
История крепости
C 1700 года Россия воевала со Швецией за выход в Балтийское море. К лету 1703 года России удалось отвоевать обратно земли в устьях Невы, которые были завоеванные Швецией ещё в 17 веке, и чтобы закрепиться и обезопасить себя от нападений, необходимо было создать оборонительные сооружения. Захваченную крепость Ниеншанц Пётр I посчитал посчитал недостаточно укреплённой и решил залдожить новую крепость, чтобы навсегда закрепиться на данной территории, место для новой крепости выбрали на острове, который финны называли Енисаари (Заячий остров), а шведы — Люст-Эйланд (Веселый остров), с острова превосходно просматривались входы в рукава Невы из Финского залива. 27 мая 1703 года Петр I на острове была заложена крепость, которая и дала начало городу Санкт-Петербургу. Название своё город получил в честь апостола Петра. Есть мнение, что чертёж первой земляной крепости принадлежит самому Петру I и французскому инженеру Жозефу Ламбера де Герена. По плану крепость включала в себя: 6 бастионов, соединённых куртинами, 2 равелина, кронверк. В 1703 году Заячий остров был соединён с Петроградской стороной Иоанновским мостом. Всего за четыре месяца удалось возвести оборонительные сооружения из дерева и земли. В боевых действиях Петропавловская крепость участия не принимала, но тем не менее являлась важным звеном в обороне Финского пролива в годы Северной войны.
Руководил строительством соратник Петра I Меншиков А. Строилась крепость при помощи солдат, пленных шведов и крестьян, определённое количество которых было вызвано из каждой губернии. Постройка дерево-земляной крепости была завершена в октябре 1703 года. Отмечали это событие и как в Москве,так и на берегах Невы. Изначально крепость носила название Санкт-Петербургской, но в ходу было и другое название – Петропавловская – по имени собора Петра и Павла, расположенного в центре крепости, которое после 1917 становится официальным. Во время Октябрьской революции крепость стала полевым штабом Петроградского военно-революционного комитета, руководившего восстанием и взятием Зимнего дворца. В 1924 году в крепости открыли Музей, а с 1993 года Петропавловская крепость объявлена историко-культурным заповедником. В разное время на территории Петропавловской крепости строились и модернизировались как фортификационные сооружения так и здания хозяйственных нужд.
Большая часть зданий в настоящее время используется в качестве музейных помещений, но есть и функционирующие по своему прямому назначению строения как, например, Монетный двор.
Строения на территории Петропавловской крепости
Петропавловский собор
Деревянный Петропавловский собор был заложен 29 июня 1703 года в день святых апостолов Петра и Павла, и уже 1 апреля 1704 собор был освящён. 14 мая здесь провели праздничную службу в честь победы фельдмаршала Б. П. Шереметьева наш шведскими судами на Чудском озере. Каменный Петропавловский собор был заложен 30 мая 1712 года по проекту Трезини Д. и его постройка длилась 20 лет до 1732 года. Строительство велось таким образом, что деревянная церковь оставалась внутри строящегося каменного собора. Деревянная церковь была разобрана и перенесёна в 1719 году на Городовой остров, где была поставлена на каменный фундамент и переименована в храм Апостола Матфея. Позже эта церковь также была перестроена в камне и простояла до Великой Отечественной войны.
Строительство собора,по приказу Петра I, начиналось с колокольни, которая была достроена лишь в 1720. Строительство начиналось с колокольни не случайно а исходя из стратегических соображений, так как она могла использоваться как наблюдательная площадка для обнаружения войск неприятеля. На колокольне были установлены часы-куранты ещё в процессе её строительства, не дожидаясь окончания, по приказу самого Петра I. Часы заиграли в августе 1720 года. По инициативе Петра I в колокольне мог бы быть установлен лифт, идею которого Пётр увидел у придворного механика саксонского курфюрста Андреаса Гертнера, но по неизвестным причинам идея так и не была воплощена в жизнь (некоторые материалы для лифты уже были закуплены).
Создание шпиля Петропавловского собора началось зимой 1717 года, с заготовки стропил. Для работы над шпилем, 1 мая был приглашён голландский мастер Герман ван Болес, создавший проект 25-метрового шпиля и в течение нескольких лет занимающийся его реализацией. В сентябре 1718 года на шпиль было поднято яблоко. В мае 1719 года Канцелярией городовых дел был заключён договор с рижским мастером Цимерсом Ф., согласно которому тот выковал 887 листов из красной меди. В апреле 1721 года был заключён договор с рижскими мастерами Штейнбейсом И.П. и Эберхардом И. В. на золочение медных листов,которое завершилось в ноябре 1723 года. Облицовка шпиля листами и установка ангела была завершена в 1724 году.Высота колокольни от фундамента до вершины креста составила 106 метров.После того, как собор был достроен, он стал самым высоким зданием в Санкт-Петербурге вплоть до 2012 года.
В мае 1722 года Трезини Д. было предложено установить на вершине колокольни ангела. Трезини изготовил чертёж, по которому фигуру изготовили крестьянин Меньшой И. и серебряного дела мастер Задубский Л. Но их работа была признана некачественной, поэтому ангел был переделан Штейнбесом и Эберхардом. Тот ангел отличался от существующего ныне. Он был изготовлен в виде флюгера, фигура ангела держалась двумя руками за ось, в которых поместили поворотные механизмы.
Петропавловский собор стал объектом использования многих решений и подходов не применявшихся ранее. На его архитектурном решении сказалось влияние западных традиций. Стены гораздо менее толстые чем у традиционных русских храмов, большие окна, высокие узкие столбы (пилоны), только один купол (вместо обычного пятиглавия). Этот собор стал примером для всех других церквей до середины 18 века. Далее по указу Синода храмы снова стали строиться пятиглавыми.Живопись внутри Петропавловского собора также является важной с точки зрения развития русского искусства. До этого стены храмов расписывали совершенно по другому, разрешалось воспроизводить только библейские сюжеты. Здесь же применены в том числе и светские художественные орнаменты. Роспись стен храма принадлежит русским художникам Воробьёву и Негрубову. Плафоны в центральном нефе выполнил Пётр Зыбин.
После смерти Петра I в 1725 году гроб с его телом был помещён внутрь недостроенного собора, и ожидал там захоронения 6 лет. Позже рядом был также поставлен гроб с телом его жены Екатерины. В 1732 году, когда строительство храма было завершено, тела Петра I и Екатерину были захоронены у южной стены перед алтарём. Первоначально на месте захоронений были установлены только мраморные плиты, без надгробий. Надгробия, выполненные из белых мраморных плит, были поставлены в 1760-х годах. Надгробия коронованных особ имеют по углам гербы. Два надгробия уникальны, захоронения Александра II и его жены Марии Александровны выполнены из яшмы и орлеца. Они монолитны, весят каждая порядка 5-6 тонн.
Внешний вид собора не менялся вплоть до 1756 года, когда в ночь с 29 на 30 апреля в шпиль ударила молния,и горящий шпиль упал нанеся большие повреждения собору: колокольня была полностью разрушена, большие повреждения крыши, разбит портик при входе, а в результате пожара расплавились колокола курантов. Иконостас удалось сберечь от огня, благодаря его разборной конструкции, чем и воспользовались солдаты князя Голицина, выносившие иконостас из собора по частям. 31 апреля был издан указ о скорейшем восстановлении Петропавловского собора. Со всех строек в срочном порядке были собраны строители, достаточно быстро восстановили крышу собора. В ходе реставрации форма крыши была изменена с двухскатной на более плоскую. Колокольню было принято решение восстановить в камне, на что понадобилось 20 лет. Так как масса строения увеличилась в основание колокольни были вбиты сваи. Появилась дополнительная стена, в результате которой образовались дополнительные помещения. Таким образом в Петропавловском соборе возник Екатерининский притвор, ризница, отдельное пространство для лестницы на колокольню. Тогда же на втором ярусе колокольни появились волюты, до 112 метров увеличена высота шпиля, изменена форма барабана купола.
При Екатерине II был организован специальный архитектурный конкурс на реконструкцию собора. На конкурс были поданы несколько проекто в которых планировалось изменить облик собора, но по настоянию Екатерины II его начали восстанавливать по первоначальному проекту Трезини Д.. Новая деревянная конструкция шпиля была выполнена по проекту Брауера.Возведением шпиля занималась бригада инженера Еремеева. Новый шпиль вырос со 112 метров до 117. Ангела выполнили по первоначальному рисунку. Новые куранты было предложено выполнить русскому часовому мастеру Миллеру. Мастер на выполнение работы согласился, но отказался давать необходимые гарантии в результате чего договор с ним заключён не был. Тогда в результате проведённого конкурса победил голландский мастер Оорт-Крас, с которым был заключён договор, согласно которому гонорар мастеру выплачивался двумя частями: первая часть после презентации механизма, а вторая часть после установления курантов на колокольню. Осенью 1760 года куранты доставили в Санкт-Петербург. Оорт-Красу была выплачена обещанная первая часть гонорара, однако из-за того, что колокольня ещё не была достроена куранты разместили на небольшой временной колокольне. Оорт-Крас скончался ещё до окончания работ по возведению новой колокольни. Установлены куранты были в конце 1770-х годов.
Второй вариант ангела на шпиле собора был уничтожен во время урагана 1778 года. Фигура была сломана сильным ветром.Проект третьего ангела выполнил Антонио Ринальди. В проекте Ринальди центры тяжести креста и ангел были совмещены, фигура теперь фигура не «летела» держась двумя руками за крест, а как бы сидела на нём. К тому же ангел перестал выполнять функции флюгера. Он всё ещё вращался под порывами ветра, но уже лишь для стабилизации и уменьшения её парусности.
В конце 1820-х годов сильным порывом ветра у ангела,размещённого на шпиле, было оторвано крыло. Реставрация фигуры требовало сооружения лесов вокруг колокольни, что было очень затратно, но, властям на помощь пришёл молодой кровельщик из Ярославской губернии Пётр Телушкин. Он сам вызвался залезть на шпиль колокольни без лесов и починить ангела. Причём оплату за свой труд он оставил открытой и оставил на совести властей. Полтора года длилось обсуждение данного варианта реставрации ангела, и в результате в октябре 1830 года работа Петром Телушкиным была выполнена. Посмотреть на работу мастера, использующего лишь верёвки с петлями и подвижным узлом, собралась многочисленная толпа. Продолжался ремонт шесть недель. За работу кровельщик получил награду в 3 000 рублей и серебрянную медаль «За усердие» на Аннинской ленте.
После революции 1917 года Петропавловский собор был признан памятником архитектуры, убранство собора удалось сохранить. Закрыт собор был в 1919 году, ценности же были вывезены. В здании собора был открыт Музей истории города. Военные трофеи передали в Эрмитаж и другие музеи. Великокняжеская усыпальница была разграблена, мраморные надгробья разбиты. Долгое время там размещался склад. В 1930-х годах рабочими была выдвинута инициатива о замене ангела на рубиновую звезду, но запланированные работы не были выполнены из-за начала Великой Отечественной войны.Во время блокады Ленинграда шпиль Петропавловского собора был закрашен, ангела закрыли мешковиной. В 1992 году в восстановленной великокняжеской усыпальнице был похоронен член дома Романовых Владимир Кириллович. Очередное погребение в Петропавловском соборе состоялось в 1998 году, когда в Екатерининский предел перенесли останки Николая II и его семьи. Последней здесь была похоронена супруга императора Александра III. Её останки были перенесены сюда из Дании.
Великокняжеская усыпальница
Великокняжеская усыпальница была построена в период 1896-1908 годов году по проекту архитектора Гримма Д.И. составленному в 1896 году, за реализацию и достраивание в разные года отвечали архитекторы Томишко А.О.(1896-1901 года), Бенуа Л.Н.(1901-1907 года), Стуколкин Н.Т (1907-1908 года). Бенуа Л.Н. были спроектированы интерьеры, галерея, соединяющая Петропавловский собор с усыпальницей, ограду перед Царским подъездом. В проекте усыпальницы были использованы мотивы барокко и ренессанса, при проектировании усыпальницы отталкивались от архитектуры уже возведённого Петропавловского собора и усыпальница гармонично вписалась в общий архитектурный ряд. Великокняжеская усыпальница является одной из последних построек на территории Петропавловской крепости того времени. При оформлении интерьеров были использованы сердобольский гранит, итальянский белый мрамор и лабрадор. На фасадах находятся три мозаики с иконами Божией Матери : Иверская, Казанская и Феодоровская, которые связаны с историей дома Романовых. Мозаики были созданы в мастерской Фролова В.А. и установлены в 1907 году. В период с 1906 по 1908 года был устроен придел во имя Святого благоверного великого князя Александра Невского.
Изначально усыпальница предназначалась для погребения некоронованных членов императорской семьи (для лиц имевших титул великий князь и княжна), но, помимо этого в усыпальнице могли быть также погребены члены семьи Богарне, обладавшие титулом герцогов Лейхтенбергских и светлейших князей Романовских. Усыпальница рассчитана на 60 захоронений.В период с 1908 по 1915 года было произведено 13 захоронений членов императорской семьи.В 1992 году в усыпальнице был захоронен великий князь Владимир Кириллович а в 1995 в усыпальнице были перезахоронены его родители великий князь Кирилл Владимирович и его жена великая княгиня Виктория Федоровна.
С 1994 великокняжеская усыпальница находится в ведении Государственного музея истории Санкт-Петербурга.
Комплекс Санкт-Петербургского монетного двора
Монетный двор был переведен из Москвы в Петербург по указу Петра в 1724 г. и является одним из старейших промышленных предприятий города, датой основания считается 12 декабря 1724 года. Штамп на монетах с.п.б появился спустя 175 лет в 1899 году Изначально здание монетного двора находились в куртине между Нарышкиным и Трубецким бастионами. В марте 1800 году был утверждён проект нового здания монетного двора по проекту Порто А. в июне этого же года началось строительство главного корпуса, которое закончилось в 1806 году. Длина главного фасада составляет 157 метров. Главное здание увенчано низким треугольным фронтоном. Боковые крылья заканчиваются круглыми башнями, перекрытыми куполами. Своеобразие и выразительность композиции фасада, умелое решение плана позволяют отнести здание Монетного двора к числу лучших сооружений русской промышленной архитектуры России периода позднего классицизма. Постепенно рядом с главным корпусом стали появляться новые пристройки и здания, таким образом площадь монетного двора постепенно увеличивалась. В 40-х года 19 века были дополнительно построены провиантские магазины, лаборатории отделения золота от серебра, штемпельная кузница,административный флигель и цехи медального передела и инструментальный. Строительство новых зданий закончилось в 1844 году. Параллельно с этим с период с 1810 по 1841 года территорию монетного двора обнесли забором с северной и западной сторон, с восточной стороны забор был возведен после 1917 года. После революции 1917 году к территории Монетного двора были присоединены Обер-офицерский и Плац-майорский дома.
На Монетном дворе чеканились монеты не только для Российской империи и её приемников, а также и для иностранных государств: нидерландские дукаты,турецкие пиастры. Также чеканились монеты для других монетных дворов России. Помимо чеканки монет на Монетном заводе производились также медальерные работы [1] Также а середине 18 века на территории завода была основана лаборатория разделения благородных металлов.
В августе 1941 года, в связи с начавшейся Великой Отечественной войной, основная часть оборудования Монетного двора была эвакуирована в Краснокамск и расположена в помещениях бумажной фабрики Гознака. В связи с блокадой Ленинграда и вступлением многих рабочих и служащих Монетного двора в отряды народного ополчения, на создаваемый Краснокамский монетный двор было откомандировано всего около сорока квалифицированных работников, которые в октябре пустили его в эксплуатацию. Краснокамский монетный двор по своей производственной мощности не удовлетворял возросшую потребность в орденах и медалях, а возможностей для его расширения не было. Поэтому Совет Народных Комиссаров СССР поручил Наркомфину СССР создать Монетный двор в Москве, которому были выделены производственные помещения на территории Московской печатной фабрики.
В настоящее время Санкт-Петербургский монетный двор — старейшее предприятие знаменитого российского объединения «Гознак» — считается ведущим производителем наград, орденов и медалей, памятных монет из драгоценных металлов, значков, памятных знаков. Наряду с государственными заказами предприятие выполняет работы по заказам частных лиц и фирм. Его продукция отличается высоким уровнем художественного оформления, безукоризненным качеством чеканки, неизменно пользуется признанием и устойчивым спросом как в России, так и за её пределами.
Буквенный монетный знак — СПБ, СПМ, СПМД, СП, СМ, Л, ЛМД.
Гауптвахта
Гауптвахта была построена в 1748-1749 годах и представляла собой одноэтажное здание с открытой галерей на главном фасаде, здание пришло на замену старой обветшавшей деревянной гауптвахте. Гауптвахта предназначалась для содержания в ней офицеров и нижних чинов, попавших под арест. В 1908 здание было перестроено, добавился второй этаж и вместо аркады были использованы четыре сближенных попарно колонны. Перестройка велась по плану Асмуса В.Ф. (предположительно).
С 1970 года и по настоящее время в здании находится дирекция Санкт-Петербургского Государственного Музея истории.