в каком году построен ленинградский мост в омске
Зимний Омск. Ленинградский мост
Обновлено 3 сентября, 2021 в 12:21
Решил отдельной статьей сделать описание Ленинградского моста, находящегося в историческом центре Омска. Проходит мост через главную и самую большую реку города – Иртыш. В принципе, ничего такого особенного я не нашел в нем, однако заинтересовала история строительства, которая уходят корнями, как уже можно догадаться, в далекое советское прошлое. Вот правда фотографий я сделал совсем немного – мороз не позволил сделать больше.
Кстати, о погоде в Омске и в частности о морозе…Еще Достоевский когда-то (когда в 19 веке находился на каторге в Омском остроге) писал об этом славном прекрасном замечательном городе, не дословно процитирую: «Омск – просто жесть! Гадкий городишко. Почти отсутствуют деревья на улицах. Летом очень жарко, знойно да еще и ветер сильный с песком, а зимой постоянно буран. Никакой природы. Сам город очень грязный и весьма развратный. Я мог погибнуть здесь в любой момент, если б не встретил людей».
Ленинградский мост. История
Но вернемся к теме. Поискал я в Сети инфу и вот что нарыл: построили Ленинградский мост еще 55 лет назад, а именно 6 ноября 1959 года – в тот день состоялось официальное открытие первого моста через Иртыш, сделанного из бетона и стали.
Строить же начали его в середине 50-х прошлого столетия. Проект сооружения создавали в «Ленгипротрансмосте» в начале 50-х (процессом руководил инженер И.Богданов), а в 1955 приступили к строительству. Чем примечательна была стройка: впервые во всем Советском Союзе тогда стали использовать сваи им. Хлебникова – буровые и винтовые. А вот название Ленинградский мост получил не сразу – лишь в начале 1967 года его стали называть таковым.
Находится мост, если глянуть на карту, недалеко от улицы Маяковского, Ленинградской площади (которая затем сливается с улицей Масленникова) и Омской Академии МВД. Также неподалеку располагается дом со шпилем (на карте его не видно). По своему опыту пешей прогулки по Омску могу сказать: когда я решил дойти до Ленинградского моста по Иртышской набережной от торгового центра Каскад, то потом малость пожалел об этом))) т.к. путь был совсем не близкий, а особенно учитывая, что на дворе зима, мороз и местами гололед. Но летом, думаю, можно прогуляться вдоль Иртыша – и для здоровья полезно, и виды всяко должны быть красивее, чем в зимнее время.
Повторюсь, ничего такого примечательного и интересного не заметил, но я и не поднимался на мост, а только пофоткал его с берега. Возможно, если подняться на пешеходную дорогу, то можно увидеть что-нибудь интересное! Что ж, постараюсь сделать это в следующем году. Вот только время для этого выберу точно не зимнее.
Ленинградский мост (Омск)
Ленинградский мост через реку Иртыш был возведен и открыт для автомобилистов официально в ноябре 1959 года. На то время это была первая автомобильная переправа, выполненная из стали и бетона. Само строительство началось еще в 50-е годы двадцатого столетия. Сам проект разрабатывали в «Ленгипротрансмосте», где данный процесс курировал инженер И.Богданов. Начало возведения моста датируется 55-м годом.
Примечателен тот факт, что в СССР это было первый раз, когда решили использовать специальные сваи имени Хлебникова, а именно: винтовые и буровые. Для возведения этого масштабного сооружения в Омск был направлен мостопоезд № 413, который приехал из Краснодарского края.
Известен такой интересный момент, что в 59-м году специалисты при проверке моста нашли несколько нарушений, в результате чего их устраняли на протяжении года. И лишь в 1960 году было решено провести испытания: вдоль всего моста по обе его стороны выстроились в два ряда автобусы. После этого по нему начал следовать транспорт.
Свое называние «Ленинградский» этот мост получил не сразу после сдачи в эксплуатацию, а несколько лет позже – в 1967 году по указанию городских властей. Это наименование было вполне логичным, так как рядышком находятся Ленинградская площадь, и в то время было еще и кафе «Ленинградское». Поэтому омичи еще задолго до указа дали соответствующее имя этой переправе.
Найти мост можно неподалеку от улицы имени Маяковского, Омской академии МВД, а также Ленинградской площади. Совсем рядом здесь располагается Дом со шпилем.
Стоит отметить, что с Ленинградского моста открываются замечательные виды. Поэтому в хорошую, особенно весеннюю либо летнюю погоду, здесь можно увидеть множество людей и автомобилей. Любители пешей прогулки имеют возможность полюбоваться местными пейзажами.
На крепких опорах. Часть 2 — мосты через Иртыш
Железнодорожный мост
Омск с момента закладки крепости — почти два века — развивался на юг и север по правому берегу Иртыша. До 1896 года омичи встречали поезда из Санкт-Петербурга на левом берегу Иртыша, после чего переправлялись обратно в город. Это завершилось со строительством Транссибирской магистрали: через крупнейшие реки страны понадобились мосты. Что ожидало и Иртыш: Омск получил железнодорожный мост, который «запустил» для города Транссиб, в результате чего за десять лет удвоилось население города.
Вид на железнодорожный мост сверху
Железнодорожный мост через Иртыш был возведен согласно проекту одного из известнейших русских мостостроителей – Николая Аполлоновича Белелюбского — профессионала, по чьим чертежам к тому моменту были построены мосты через Волгу и Днепр.
Омский железнодорожный мост имел шесть основных пролетов по 109 метров, а протяженность — 639 метров. При этом конструкция была построена с помощью топора, лопаты, лома, кайла и тачки, ввиду примитивности техники того времени. Сборка же была практически ручной. Испытание производила особая комиссия: на прогиб на каждый пролет ставилось четыре паровоза общей тяжестью около 14 тысяч пудов. Прогиб получился не более 0, 004 сажени, тогда как по техническим условиям допускался провес в 0, 01 сажени.
Взорванный мост, 1919 год
Немногие знают, что было время, когда мост оказался полностью непригоден для использования. При отходе войска Колчака в ноябре 1919-го года взорвали мост: часть конструкции была полностью разрушена, движение остановлено. Над исправлением круглые сутки работали более двухсот железнодорожников и около ста красноармейцев: вскоре сооружение было восстановлено. В 1935 году рядом был построен мост для второго пути и лишь в 1994 году открылось движение по третьей нити железнодорожного моста.
Все три нити железнодорожного моста
Железнодорожный мост преобразил Омск — город «военных и чиновников» — и сделал его полноценным транспортным и промышленным центром. К 1917 году Омск стал самым крупным городом Сибири с населением 113 тыс. человек.
Ленинградский мост
Железнодорожный мост решал задачу переправы только для поездов:
«Каждый день у переправы через Иртыш по обе стороны реки виднеется множество подвод. Проезжим приходится иногда ждать больше часа, и иногда суток двое и более. И, как говорят, так бывает каждый день и так тянется из года в год».
Строительство моста стало большой потребностью для всего города еще в начале 20 века, только в 1935 году было решено устроить наплавной мост против Съездовской улицы — деревянная и разводная конструкция пролегала поперек наиболее узкой части реки. Понтонный мост имел для города большое значение, но он требовал много внимания для обеспечения эксплуатации и, конечно, сильно уступал железным сооружениям по износостойкости.
Ленинградский мост стал первым коммунальным мостом Омска. Был построен в 1959 году.
После войны началась грандиозная застройка в центре Омска. На берегу Иртыша, по направлению к железнодорожному вокзалу, планировалось возвести новый жилой массив. Раньше тут находились склады большой лесоперевалочной базы, низкий берег был изрыт оврагами и загроможден штабелями леса, что не красило город. Базу убрали в другой район, а на ее месте провели масштабные земельные работы. С помощью землесосов намывали новый грунт, укрепляли берег, осушали болота и ровняли площадку. Перед архитекторами и строителями стояла непростая задача – вывести город лицом к реке.
Институтом «Ленгипротрансмост», под руководством инженера Богданова, был спроектирован мост, который даст новые возможности для освоения левого берега. Строительство началось в конце 1955 года. Впервые в истории СССР, на строительстве моста была применена технология винтовых и буровых свай. После 4 лет тяжелого труда объект был сдан досрочно: открытие состоялось 6 ноября 1959 года.
Вид на Ленинградский мост, 1970-е годы
Однако вскоре выяснился ряд нарушений в конструкции нового моста, что надолго отложило его эксплуатацию транспортными средствами. Строители устраняли неполадки еще несколько месяцев, а испытание было успешно пройдено лишь в 1960 году, когда на всей его протяженности выстроились автобусы. В то время пропускная способность моста превосходила реальные потребности, строительство шло с учетом развития города.
На Левом берегу по соседству с предмостной дорогой сформировался уникальный природный комплекс «Птичья гавань». Ленинградский мост имел огромное значение для развития промышленности и транспортной системы города, темпов освоения левого берега.
Мост 60-летия ВЛКСМ
В 1975 году в Омске родился миллионный житель, а годом ранее на Левом берегу начали возводить первые жилые дома.
Автомобильный мост имени 60-летия ВЛКСМ в городе Омске был официально открыт третьего ноября 1978 года. Эта переправа соединяет левый и правый берега Иртыша на севере Омска. В частности, мост является связующим звеном между Левобережьем и Советским, Первомайским районами и Телецентром. Период строительства моста считается достаточно долгим – конструкция возводилась на протяжении шести лет.
Кроме самого моста нужно было выполнить большой объем работ на правом берегу: устроить проход под проспектом Мира, четырехстороннюю транспортную развязку на двух уровнях.
Строительство моста 60-летия ВЛКСМ
Интересно, что во время проектирования моста и его возведения строители применили ряд уникальных для того времени методов. Это дало шанс своими глазами посмотреть и попрактиковаться студентам технических специальностей, которые тогда учились в Автодорожном институте.
Мост – яркий представитель строения из соединения стали, железа, бетона, имеющего пролеты. Здесь была применена комбинированная система, а с помощью арочных подпружных поясов усилили прочность неразрезной балки. До 2007 года по на мосту действовали трамвайные пути, но затем их демонтировали.
Мост имени 60-летия Победы — Метромост
Мост был заложен в генеральный план Омска еще в 1970 году, и с самого начала предполагалось, что он будет связан с постройкой в городе метро. Мост связывал правый и левый берег, последний из которых превратился в большой спальный район. Жители Левого берега регулярно пересекали Иртыш, чтобы попасть на учебу или работу, и нагрузка на Ленинградский и мост имени 60-летия ВЛКСМ постоянно росла.
Однако воплощение проекта затягивалось по разным причинам — от недостатка финансирования до общественного протеста. Только в 1990 году к вопросу еще одной переправы обратились всерьез. Последовали реальные изменения: первая свая моста была забита в феврале 1993 года. И все же строительство было затяжным, так, опоры моста строились в течение семи лет.
Метромост в нынешнее время
Работа ускорилась лишь с 2000 года, когда был подписан указ «О мерах по завершению строительства моста через реку Иртыш». Сооружение получило название «Мост Тысячелетия», работа над ним шла ускоренными темпами: 15 октября 2005 года состоялось торжественное открытие.
Метромост воплощал сразу две идеи и совмещал развитие наземных и подземных магистралей. Стилистически он должен был связать воедино образы правого и левого берега, поэтому оформление моста было одной из самых непростых задач. Проектом занимались специалисты Ольга Колесникова и Светлана Пономарева. Их решение сделало семиметровый в высоту короб метро «одетым» в металлические жалюзи, за которым толщина моста будто растворилась.
Метромост преставляет собой автомобильный мост через Иртыш длиной 654 метра, состоящий из двух уровней: на верхнем – шестиполосная проезжая часть шириной 32 метра, на нижнем – два пустующих тоннеля с железнодорожными путями.
События
МОСТЫ ОМСКА В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ. ХРОНИКА
С увеличением народонаселения и развитием цивилизации всё более проявлялась потребность общения как между отдельными народами, так и между обитателями различных населённых пунктов, что в свою очередь вызывало необходимость устройства удобных путей сообщения. При прокладке таких путей, очевидно, должны были представляться случаи пересечения рек, глубоких оврагов и пр., а потому необходимость соединения противоположных берегов реки каким-либо сооружением (мостом) ощущалась ещё в давние времена.
Первые мосты, по всей вероятности, отличались крайней простотой и были, без
сомнения, деревянными, так как сооружение перекрытия небольшого пролёта деревянным прогоном требовало меньшего искусства, чем устройство каменного свода. Идея балочного перекрытия пролёта деревянными прогонами, – по своей простоте и многочисленным примерам, представляемым природой, – должна была предшествовать перекрытию пролётов с помощью каменных сводов.
Первым большим деревянным постоянным мостом считают мост, построенный Юлием Цезарем через реку Рейн (в первой половине I века до н. э.) и состоявший, – на основании сохранившихся описаний, – из вертикальных и наклонных свай, поверх которых располагались поперечные насадки, прогоны моста и полотно.
Самые долговечные и значительные по своей роли в архитектуре – каменные мосты. Тонкая каменная балка или плита при значительной нагрузке в середине пролёта сломается. Поэтому каменные мосты – арочные. Долгое время сохранялась основная, конструктивная система мостов – криволинейные своды пролётов, опирающиеся на быки и устои. Только в XVIII – XIX вв. применение металла (сначала чугуна, а позже – прокатных профилей железа и стали, железобетонных конструкций) привело к развитию многообразных систем мостовых сооружений.
В России ситуация была несколько иной. На небольших реках иногда делались плавучие мосты, которые можно было развести в случае военной опасности, на зимнее время или для прохода речных судов. «Живой» мост – сооружение из бревен, связанных между собой в виде плотов, лежащих на воде, – уже в 1498 году был на месте современного Москворецкого моста. Первые мосты в России, стране лесов, были деревянными. Из дерева мосты строили на протяжении всей её истории, строят и теперь, но всё же наиболее прочные и значительные мосты – стальные и железобетонные.
Так как река часто служила оборонительным рубежом, мосты строились только при крайней необходимости, преимущественно в целях снабжения города. Однако мост постепенно становился местом бойкой торговли, так как через него проходили все пути, и здесь предприимчивые купцы и ремесленники строили магазины и мастерские. Мост переставал быть оборонительным пунктом, он обрастал всевозможными пристройками, лавками, таможенными пунктами, а иногда и жилыми помещениями. Очень много примеров, особенно в истории Европы, когда возле моста или переправы, которые находились на важном торговом пути, возникали и росли крупные города, часто названия мостов давали и названия городу (например, Инсбрук – «мост через Инн»).
В Омске ситуация первоначально была иной. Поскольку в первое столетие своего существования Омск служил пограничной крепостью, мосты и переправы, соединявшие берега Иртыша и Оми, имели серьёзное оборонительное значение. Да и перенос Омской крепости генералом Шпрингером с левого берега Оми на правый во многом был вызван ненадёжным состоянием переправ. В последнее время история омских мостов, уже не раз освещавшаяся писателями и журналистами, вновь привлекает наше внимание. Грандиозная реконструкция центра Омска, связанная со строительством метромоста, как и Ленинградский мост, возведённого на месте одной из старинных переправ, вновь заставляет нас обратиться к месту и роли мостовых переправ в истории нашего города.
Всего в конце XX века в Омске функционировало 12 мостов и путепроводов через реки Омь и Иртыш.
Один железнодорожный в Ленинском районе (состоящий из четырёх параллельных друг другу веток-мостов, одна из которых – старейшая, построенная по проекту Н. А. Белелюбского в 1895 – 1896 гг., разобрана на металлолом. Четыре коммунальных – Ленинградский (1959) в створе ул. Масленникова, им. 60-летия ВЛКСМ (1978) в створе ул. Заозёрной – Лукашевича и Новый (1991) на южной ветви окружной магистрали Челябинск – Новосибирск
(М51), а также сданный в эксплуатацию 18 октября 2005 года метромост имени 60-летия Победы в створе ул. Фрунзе с двумя подъездными эстакадами.
Юбилейный (1967) в створе ул. Ленина на месте Железного (1903), а до того – Ильинского моста. К 50-летию советской власти на его месте был построен Юбилейный мост из железобетона, рамно-консольный, с подвесной балкой, предварительно напряжённой арматурой. Длина проёма 80 м.
Комсомольский в створе ул. Гагарина – пр. Маркса (1948 – 1953 г., реконструкция с уборкой трамвайных путей – 1997), построенный по проекту «Ленгипротрансмост». Это один из первых сталежелезобетонных мостов в СССР.
«Новый», или Фрунзенский (1987 – 1988 гг., первоначальное название предполагалось «70 лет ВЛКСМ»), соединивший ул. Фрунзе и ул. М. Жукова над застройкой бывшего Лугового форштадта. В 1987 – 1988 гг. через Омь построен новый мост на высоких опорах – прямой, лёгкий, красивый. Проектная организация – Государственный институт по изысканию и проектированию мостов – «Ленгипротрансмост». Длина мостового перехода – 1046 м, собственно моста – 165 м, ширина 31,6 м: проезжая часть и 2 тротуара по 2,25 м.
Высота моста до подошвы ростверка 17,6 м. Эстакада к мосту подходит от ул. Маршала Жукова и идёт дальше в центр города. При её строительстве ввели предварительно напряжённые железобетонные сборные балки. Пролёты между опорами 24 м. Пролётные строения – железобетонные балки длиной 24 м. Фундамент опор на буровых сваях диаметром 1,35 м с уширением до 3,5 м. Длина 21 м. Высота эстакады до подошвы ростверков 11 м. Длина эстакады 503,5 м. Ширина эстакады 33,8 м. Строители – мостоотряд № 63, эксперт – зав. кафедрой СибАДИ Толмачёв К. Х. Четыре полосы для движения автомобилей, две – для скоростного трамвая (не реализовано).
«Горбатый», или Октябрьский (1962) в створе ул. Б. Хмельницкого и 2-й Восточной. Октябрьский мост – железобетонный, арочный с тремя пролётами по 40 м. Построен в 1962 году. Подвергся фактическому сносу до оснований ферм и реконструкции в 1996 – 1998 гг. Трамвайное движение функционировало в 1962 – 1990 гг. и было возобновлено с 1998 года.
Железнодорожный однопутевой мост, соединяющий северную ветку окружной железной дороги между станциями Московка, Универсальная, Омск-Северный и Комбинатская. Построен между 1932-м и 1953 гг.
Кроме того, на Оми в XX столетии существовал ещё ряд мостов, ныне разрушенных:
Деревянный мост в районе ул. Баррикадной и здания современного УВД ЦАО №1. (1933 г., разобран, вероятно, в 1967 году при подрыве дамбы, сооружённой ради промывки Оми в черте города от грязи); Трамвайный мост (деревянный) (1936 г., снесён напором льда в 1947 году, по одной из версий – взрывом фугаса, которым дробили лёд), практически параллельный нынешнему Юбилейному; старый деревянный железнодорожный мост между посёлками 5-го и 8-го Кирпичных заводов. Был построен, по свидетельству А. Ф. Палашенкова, для окружной ж.-д. ветки в 1932 году, снесён льдом и обвалился в середине 1980- х гг. В 1982 году автор видел его ещё целым.
Мост Моисея, Нидерланды.
Назван по имени пророка Моисея, перед которым расступились воды Красного моря, пропуская евреев, бежавших из Египта. Как и в библейском повествовании, воды пропускают группы туристов, с той разницей, что проход не исчезает. Архитекторы – Ро Костер и Ад Кил.
Мост обезьян, Таттон-парк, Англия.
Мост подвешен на трёх огромных белых воздушных шарах. Автор – французский художник Оливье Гроссетете. К сожалению, практического применения данное сооружение не имеет, это всего лишь арт-инсталляция.
Мост из корней, Индия.
Несколько столетий назад жители одной индийской деревни начали возводить специальные приспособления, направляя корни каучуконосных фикусов в нужную им сторону. За более чем 500 лет удалось вырастить множество мостов свыше 3 км в длину, которые выдерживают вес 50 человек.
Виадук Мийо, Франция.
На момент строительства Виадук Мийо был самым высоким транспортным мостом в мире, одна из его опор имеет высоту 341 метр. Общая длина моста составляет 2 460 м. Когда проезжаешь по этому сказочному сооружению, кажется, будто взлетаешь.
Справочно:
В Омске собираются ремонтировать Фрунзенский мост. На мосту будет полностью заменено асфальтовое покрытие, что повлечёт за собой перекрытие проезжей части. Ранее муниципалитет планировал отремонтировать мост 60-летия ВЛКСМ, однако дефицит финансирования вынудил пересмот-реть планы и перенести капитальный ремонт на 2016 год. В планах – полностью отремонтировать участок между улицами 10 лет Октября и Госпитальной, в том числе мост и подходы к нему. Работы будут вестись в основном ночью, поэтому каких-то особенных неудобств омичам доставлено не будет. Однако перекрытия одной из сторон проезжей части избежать не удастся.
По данным «Омскрегиона», износ покрытия Фрунзенского моста уже превышает 60%. В последнее время «дорожную одежду» на мосту регулярно латали, однако капитальный ремонт просто необходим.
Также недавно региональные СМИ сообщили о том, что в Омске появится новый мост через Омь. Он будет пешеходным и расположится в устье Оми между речным вокзалом и Омской крепостью.
Кроме того, планируется реконструкция Иртышской набережной – от Ленинградской площади до речного вокзала. Стоимость проекта составляет 65 млн. рублей. Средства на его реализацию может выделить федеральное Министерство культуры. Об этом рассказал губернатор Омской области Виктор Назаров: «Есть федеральная программа по повышению туристической привлекательности регионов, в рамках которой выделяются деньги для создания такой инфраструктуры. Есть план включить в программу ремонт набережной от Ленинградской площади (до речного вокзала) и этот мостик.
Бумаги мы отдали, ждём результата».
Проект реконструкции Иртышской набережной и возведения моста обсуждался на градостроительном совете ещё в декабре 2010 года. Тогда проект взяла под свой контроль администрация города и планировала его реализовать в рамках подготовки к 300-летнему юбилею города.