в каком году полетел первый пассажирский самолет в мире
От винта! Как начиналась история международных пассажирских авиаперевозок
Авиаперелеты для многих из нас давно стали обыденностью. А ведь еще в начале ХХ века и летчики, и пассажиры воспринимали возможность парить над облаками как чудо. В Международный день гражданской авиации вспомним, как это было.
Первый запуск пассажирского самолета состоялся 10 декабря 1913 года: с аэродрома в Санкт-Петербурге в небо поднялся биплан «Гранд» конструкции Игоря Сикорского, спроектированный на Русско-Балтийском вагонном заводе. Он был оснащен комфортабельным салоном с обогревом и освещением, имел на борту ресторан, комнаты для сна, ванну и туалет. Тогда же кабину пилота отделили от салона.
В феврале 1914 года «Гранд» впервые совершил демонстративный полет, в котором участвовали 16 пассажиров и собака. За штурвал сел сам авиаконструктор. В июне того же года Игорь Сикорский слетал из Петербурга в Киев и обратно, сделав всего одну посадку на промежуточном аэродроме. Но кто знает, как развивалась бы гражданская авиация в Европе, если бы не начало Первой мировой войны.
В том же 1914 году на другом конце света – в Соединенных Штатах Америки появилась первая авиакомпания «St. Petersburg Tampa Airboat Line», лайнеры которой стали совершать регулярные рейсы с восточного побережья полуострова на западное.
После окончания Первой мировой не у дел остались самолеты самых разных модификаций, а также опытные летчики и авиамеханики. Правительства европейских стран и частные фирмы стали создавать компании для авиаперевозок пассажиров. Уже в начале 1919 года воздушные суда летали из Берлина в Веймар, из Парижа в Брюссель и Лондон. В небе появились французские «Фарман F-60 Голиаф», способные перевозить 12 пассажиров – четверых в носовой кабине и восьмерых в хвосте. За этот год пассажирские самолеты перевезли около 5 тысяч человек.
7 октября 1919-го была создана старейшая из ныне действующих авиакомпания «KLM» – Королевские голландские авиалинии, а 17 мая 1920-го ее пилот Джерри Шоу на английском самолете DH-16 совершил первый перелет из Амстердама в Лондон. Его пассажирами были двое журналистов. Летели они в открытой кабине, поэтому авиакомпания выдала «первопроходцам» свитера, шлемы и теплые перчатки.
Постепенно авиатранспорт проникал во все столицы Европы. Лидером самолетостроения тогда была Франция, не хотела сдавать лидерских позиций и Германия.
В Советском Союзе первая пассажирская авиалиния по маршруту Москва–Харьков открылась в мае 1921 года. Через год регулярные воздушные сообщения начались между Москвой и Нижним Новгородом. 1 мая 1922-го начала работу советско-германская авиакомпания «Дерулюфт» (по-немецки – Deutsch-Russische Luftverkehrs). Тогда состоялся первый международный перелет немецкого пассажирского самолета «Дорнье-Меркур» по маршруту Москва–Смоленск–Каунас–Кенигсберг. Через 3 года авиалинию продлили до Берлина.
Международные перевозки людей развивала и Великобритания. В декабре 1922 года вошел в историю первый полет авиакомпании «Imperial Airways». В воздух поднялся двухмоторный летательный аппарат «Хедли Пэйдж» с 12 путешественниками на борту. Они располагались в ряд по 6 человек слева и справа у окон. В теплую погоду пассажир сам мог открыть окно, чтобы подышать свежим воздухом. Пилот и механик находились в открытой кабине на носу самолета. Летали эти аэропланы из Лондона в Париж, однако спрос на билеты был невелик. Публику отпугивал не только страх перед высотой и скоростью, но и цена «удовольствия» – 21 фунт (сегодня более 600 фунтов). Максимальная скорость полета в те времена составляла 175 километров в час.
9 февраля 1923 года в СССР была создана авиакомпания «Добролет» – будущий «Аэрофлот». Первыми самолетами здесь стали четыре «Юнкерс Ф-13». Каждый имел собственное имя: «ВСНХ» (Всесоюзный Совет Народного Хозяйства), «ОДВФ» (Общество Друзей Воздушного Флота), «Промбанк» и «Червонец».
В 1926 году немецкие пилоты на двух 3-моторных самолетах только что созданной авиакомпании «Deutsche Lufthansa» совершили перелет из Берлина в Пекин через весь Советский Союз. Это были пассажирские цельнометаллические «Юнкерс G-24», способные перевозить 9 пассажиров и развить скорость до 210 километров. В 1926-м регулярные авиарейсы открылись в США – самолеты «Тримотор» могли перевести 13 пассажиров. Всего через три года Америка стала лидером в воздушных перевозках. Суда авиакомпании «Western Air Express» перевозили всех желающих от Нью-Йорка до Тихого океана.
Первый 3-моторный советский самолет АНТ-9 поднялся в небо в мае 1929 года – в просторном салоне помещались 9 пассажиров, гардероб, багажное отделение и туалет. Летом этот аппарат, пилотируемый летчиком Михаилом Громовым, вылетел из Москвы, совершал посадки в Берлине, Париже, Риме, Марселе, Лондоне, затем снова в Париже, Берлине, Варшаве и вернулся в Москву. Общая протяженность маршрута составила более 9 тысяч километров.
Статистики подсчитали, что в 1929 году услугами авиаперевозок по всему миру воспользовались 434 тысячи человек.
В 1930-м на самолете американской авиакомпании «United Airlines» появилась первая стюардесса – бывшая медсестра Эллин Чёрч. В своем рейсе она обслуживала 11 человек. Это идея понравилось и другим перевозчикам. Вскоре стюардессы появились на многих воздушных судах, разнося пассажирам коктейли, обеды и кофе.
За годы, прошедшие с начала международных пассажирских перевозок, произошел колоссальный прогресс: простые самолеты с поршневыми двигателями, на бортах которых могли разместиться всего несколько человек, трансформировались в гигантские реактивные лайнеры, переносящих сотни людей через океаны. Благодаря развитию гражданской авиации создано более 56 млн рабочих мест. Воздушные маршруты соединили 40 тысяч городов по всей планете. В 2017 году, например, на регулярных авиарейсах во всем мире было перевезено более 4 миллиардов пассажиров, а значит благодаря эпохе стремительного освоения неба люди стали ближе друг другу.
История развития первого класса гражданской авиации (52 фото)
История развития гражданской авиации довольно интересный и увлекательный предмет, который показывает развитие воздушных судов и условий их пассажиров. В этом посте вы узнаете для себя много нового, например, то, что золотой век гражданской авиации остался в прошлом и сейчас нам предлагают лишь небольшую часть того, чем были обеспечены пассажиры несколько десятилетий назад.
Самолеты становились больше и длиннее, сидения ставили в два ряда.
Агитационный самолет «Максим Горький», 1934 год
Как в лучших ресторанах Парижа.
Что-то вроде светского салона на борту.
Британские актеры Уинифред Шоттер и Джек Лестер летят в Индию, 1945 год.
Бар на борту, около 1945 года
На самолетах вполне могли подать обед из 5-6 перемен.
Одним из символов «Золотого века авиации» считается Боинг 377 Стратокруизер, который начал использоваться с 1949 года. В нем также были спальные места:
Самолеты такие удобные, что можно путешествовать и с детьми, намекают нам эти фотографии.
Обед на Стратокруизере.
А это 1952 год и один из первых коммерческих реактивных самолетов. Женщина делает косметические процедуры в специально предназначенной для этого комнате.
Боинг 707, его эксплуатация началась с 1958 года в Pan American, которая в 1960-е считалась самой роскошной авикомпанией в мире. 1959 год, пассажиры пьют за любовь.
Ведут светские беседы в салоне.
Так как самолеты становились все более быстрыми, необходимость в кроватях отпала, и они редуцировались до раскладывающихся кресел. Это 1958 год.
Наливают шампанское. В те времена к стюардессам предъявлялись очень строгие требования. Они должны были являть собой сочетание модельной внешности, манер светской львицы, умений домработницы, официантки и медсестры (например, при необходимости стюардесса могла принять роды). Были и формальные критерии: вес от 49 до 60 кг, возраст от 21 до 27, высокие моральные качества и отсутствие мужа. В Pan Am на собеседовании девушек просили перевести текст с французского на английский, пройтись по комнате, чтобы продемонстрировать походку и осанку, и взвеситься. Тех, кто проходил отбор, авиакомпания обучала этикету, географии, национальным традициям разных стран.
Середина 1960-х, стюардесса с модной высокой прической предлагает закуски.
Обратите внимание, как одет стюард
Американская Braniff International, 1967 год
Октябрь 1969 года. Советские разведчики Леонтина и Моррис Коэн, обмененные на своего британского коллегу, летят из Лондона в Варшаву со всем комфортом. Курить по-прежнему разрешалось.
Собак разрешали провозить прямо в салоне.
Часто на места первого класса сажали самых обычных людей.
Советские граждане во время перелета не распивают алкогольные напитки, как американцы, а читают и беседуют про Карла Маркса!
Кухня на ТУ-104. Именно тогда в СССР появилось понятие питания на борту.
Везде деревянные панели и кожа. Все были впечатлены.
. но ТУ-114 поразил граждан еще больше. Там появились полноценные спальные купе класса люкс на трех человек. Пассажирам выдавали подушку и одеяло.
В Союзе тоже умели жить красиво.
Вот сидячий первый класс.
Никита Сергеевич Хрущев в салоне личного самолета Ил-18, 1959 год.
Салон главы государства в разных модификациях ТУ-134.
Вот информационная брошюра Аэрофлота на зиму 1961/62, можно посмотреть порядок цен на билеты. Напомню, что в 1962 году среднемесячная зарплата в СССР составляла 84 рубля. В 1973 году самый дорогой билет, Москва-Токио, стоил 1658 рублей в первом классе (при средней зарплате в 125 рублей).
В 1968 году состоялся первый рейс Москва-Монреаль-Нью-Йорк на ИЛ-62. Пассажиров потчевали так: «в первом классе подавали черную икру с лимоном, мурманский палтус, водку и коньяк, а эконом кормили цыплятами-табака с зеленым горошком, лососем, красной икрой, а на десерт – песочные пирожные-колечки.»
Первый класс в ТУ-144.
История гражданской авиации
Не так давно пассажирооборот воздушного транспорта в нашей стране превысил показатели транспорта железнодорожного. О том, как появились первые поезда, мы уже рассказывали, теперь «Дилетант» вместе с «Ростехом» вспомнят историю гражданской авиации.
«Флайер-1» братьев Райт
Братья Райт подняли сконструированный своими руками «Флайер-1» в воздух на 59 секунд. Тогда, в 1903 году, им удалось пролететь 260 метров. В 1908 году, спустя пять лет, братья взяли на борт самолета первого пассажира и по совместительству своего хорошего друга — Чарли Фёрноса. В этом же году погиб Томас Селфридж, став первым человеком, разбившемся в авиакатастрофе. Несмотря на это, Администрация США заключила с братьями контракт на поставку одного самолёта, который обошёлся казне в 25 тысяч долларов. Однако в правительстве перестраховались, добавив в контракт графу о том, что самолет «должен пролететь расстояние в 160 километров, не упав на землю».
Первый чартерный рейс
Лайнер Olympic стал пунктом назначения первого чартерного рейса
Он получился совсем необычным. Один из уважаемых пассажиров лайнера Olympic забыл свои очки и вспомнил об этом только тогда, когда судно уже вышло из гавани Нью-Йорка. Компания-перевозчик Wanamaker настолько любила своих клиентов, что они специально наняли британского авиатора Тома Сопвича. Том захватил очки, поднялся в воздух на своём самолёте, догнал лайнер и скинул очки на палубу.
Самолет компании St. Petersburg Tampa Airboat
В 1914 году, через 10 лет после полёта братьев Райт, появилась первая авиакомпания, самолёты которой летали по расписанию. В первом расписании полётов значились два города: Санкт-Петербург и Тампа. На самом деле, конечно, полёт из России в Америку на тот момент не был возможен. Санкт-Петербург, или Сент-Питерсбург, — город в штате Флорида, на западном побережье. На восточном как раз находится город Тампа. Поэтому первые клиенты первой авиакомпании St. Petersburg Tampa Airboat Line могли позволить себе только небольшой получасовой перелёт с одной части полуострова на другую.
Милионный пассажир и рейс на автопилоте
Первая авиакомпания, которая перевезла больше миллиона пассажиров
Символичной отметки в миллион перевезённых пассажиров уже в 1934 году достигла старейшая из существующих ныне авиакомпаний — DeutscheLufthansa, открытая в 1926. Через два года после её образования в Великобритании создали первый аппарат, который мог без помощи пилота какое-то время управлять самолётом.
Элин Чёрч — медсестра и первая стюардесса
Американская медсестра Эллин Чёрч в 1930 раз и навсегда решила связать свою жизнь с авиацией. Но поскольку ей не суждено было стать пилотом, она начала обслуживать пассажиров на борту. В первом её рейсе таких было 11.
Компании UnitedAirlines так понравилась эта идея, что через два месяца они начали набирать стюардесс для всех своих рейсов. В то время, к слову, работы у них было довольно много — горячий обед на борту самолёта включал в себя обычно фруктовый коктейль, жареного цыпленка, печенье и горячий кофе.
Тем временем в России
Во время полёта пассажиры «Ильи Муромца» могли пройтись по прогулочной палубе
Верится с трудом, но именно в нашей стране был спроектирован первый в мире пассажирский самолёт. Пока полёты были ещё делом экспериментальным, инженеры Русско-Балтийского вагонного завода под руководством Игоря Сикорского уже в 1913 году сконструировали биплан «Илья Муромец». На следующий год провели показательный полёт: на борту находилось 16 человек и одна собака, за штурвал сел главный инженер аппарата — Сикорский. В разных модификациях самолёт Сикорского взял несколько мировых рекордов по длине перелётов, по высоте и времени полёта.
Вообще «Илья Муромец» — большой прорыв для авиации. Сикорский предложил несколько нововведений, которые до сих пор используются в авиастроении. Так, например, он первым разделил салон и кабину пилота, впервые на «Илье Муромце» появился туалет и спальные комнаты. Салон обогревался газовым отоплением, освещался электричеством. Такого комфорта на борту в то время никто даже не мог представить.
Модель авиалайнера МС-21
Российские инженеры продолжают заниматься новаторством в сфере авиастроения и сегодня. Один из самых амбициозных проектов — Магистральный самолёт XXI века, или просто МС-21. Первые полёты аппарата запланированы уже на 2016 год, серийное производство — на 2017. Уникальность МС-21 в том, что он должен стать первым в России «электрическим самолётом». Большая часть боровых устройств будет переведена на электрические механизмы, при этом в МС-21 будут задействованы вспомогательные источники энергии, которые обеспечат работу двигателей в случае их остановки в воздухе. Для электрификации самолета предприятия «Ростеха» уже изготовили ряд техники, которая проходит тестовые испытания.
МИ-38 будет строить на Казанском вертолётном заводе
Большое распространение в гражданской авиации получили не только самолеты, но и вертолеты. Поскольку они не рассчитаны на массовые пассажирские перевозки, их используют в самых разных сферах. Так, например, легкий вертолёт «Ансат» холдинга «Вертолёты России» используется в санитарной авиации: медицинская версия этого самолёта доставляет больных в лечебные учреждения, также позволяет реанимировать пострадавшего прямо на борту. А МИ-38, производить который стали в 2015 году, вообще из гражданского вертолёта может превращаться в военный.
Гражданская авиация. ТОП-9 фактов о первых полётах и самолётах.
Пассажирские самолёты: кто, куда и когда летал 100 лет назад.
Когда родилась профессия стюардессы.
Вам трудно в это поверить, но каких-то 130 лет тому назад в небе не существовало самолетов. Никто не задирал голову, услышав знакомый гул. Не подсматривал в мобильное приложение, пытаясь угадать, какой рейс какой авиакомпании заходит на посадку над вашей головой. Не узнавал борт по форме хвоста и числу двигателей. Авиации еще не существовало.
Отдельные мечтатели, сумасшедшие и смелые, пытались поднять в небо свои планёры причудливой формы. Но они взлетали не всегда. А если и взлетали, то точно без пассажиров и расписаний.
А потом все ка-а-ак понеслось… Точнее, полетело. Военные самолеты, морская авиация, гражданские и грузовые перелеты. Воздушные корабли преодолевали все более дальние расстояния, поднимали все более тяжелые грузы. И чем масштабнее развита авиация сегодня, тем интереснее вспомнить о тех, кто были первыми в своем деле. Мы собрали для вас 9 интересных фактов о первых гражданских перелетах в мире и в России.
Факт 1. Первый пассажирский самолёт
Первый самолёт для катания пассажиров был спроектирован французским пилотом-конструктором Луи Блерио. Модель называлась «Блерио XXIV Limousine». С 1911 г. он осуществлял полеты с желающими на борту. А его конструктор, месье Блерио, знаменит еще тем, что поставил несколько личных рекордов. Например, первым благополучно перелетел через Ла-Манш.
Блерио XXIV Limousine
Факт 2. Первый пассажирский самолёт в России
Началом русской гражданской авиации можно считать март 1913 года. Именно тогда поднялся в воздух четырехмоторный «Гранд» авиаконструктора Игоря Сикорского. Он строился как комфортабельный пассажирский лайнер. Судите сами: в «Гранд» для публики были заранее предусмотрены салон с креслами, столик и даже туалет!
Правда, когда о предстоящем полёте странной машины со стеклянной будкой сообщили в газетах, многие граждане решили, что это розыгрыш. И лишь когда Сикорский сделал несколько кругов над Петербургом, горожане поверили в реальность пассажирских полетов.
Самым дальним экспериментальным достижением «Гранда» стал перелет Петербург-Киев-Петербург с одной промежуточной посадкой.
«Гранд» Сикорского
Факт 3. Первый коммерческий международный рейс
25 августа 1919 года (всего лишь 102 года назад!) совершил перелет из Лондона в Париж небольшой двухместный самолет с пассажиром на борту. Это считается первым в мире коммерческим авиарейсом.
Кто же был этим отважным человеком? Британский журналист газеты Evening Standard по имени Джордж Стивенсон-Рис. Компания, которая организовала перелет, в последствии стала всемирно известной British Airways. Само путешествие составило 347 км и заняло 2,5 часа. Для сравнения, в наши дни такой рейс длится не более 40 минут.
А вот цена билета была, конечно, впечатляющей. По современным подсчетам рискованная затея обошлась единственному пассажиру примерно в 1800 евро. Сегодня заурядный перелет из одной столицы в другую заметно подешевел. Если будете в Лондоне и захотите одним глазком посмотреть, как там дела у Эйфелевой башни и острова Ситэ, можно слетать в Париж за 30-50 евро. Причем, намного комфортнее. Ура прогрессу!
Конечно, в 1919-м Джорджу Стивенсон-Рису не пришлось проходить таможенный досмотр. Любопытно, что он прихватил с собой в поездку: несколько газет, письма, парочку банок сгущенных сливок для парижского ресторана и рябчики для повара британского посла. Вот такой багаж.
Первый международный пассажирский перелёт
Факт 4. Первый советский пассажирский аэроплан
Самым популярным в разных странах, а, заодно, и первым пассажирским лайнером в советской истории стал Junkers F.13. Он был рассчитан на 2-х пилотов и 2-х пассажиров. Летал немецкий самолет по всему миру. И именно на нем с 1923 года в Советском Союзе стали совершать регулярные пассажирские перелеты.
Junkers F.13
Факт 5. Первая русская авиакомпания
Постоянные рейсы по маршруту Москва ― Нижний Новгород на Junkers организовала первая авиакомпания, бабушка нашего Аэрофлота. Она называлась Российское общество Добровольного воздушного флота ― «Добролёт». Очень скоро у нее появились коллеги: Закавказское общество воздушных сообщений «Закавиа» и украинское «Укрвоздухпуть».
Факт 6. Первый аэропорт
Самым старым аэропортом в мире является «Гамбург», лётное поле в 8-ми км от центра города. Впервые он открылся аж в 1911 году! И целых 110 лет ежедневно принимает и отправляет коммерческие рейсы с пассажирами и грузами. За один год через старейший аэровокзал мира проходит (или точнее, пролетает) примерно 13 миллионов пассажиров. Интересно, сколько же всего самолетов взлетали в воздух за всю историю его существования?
В России первый аэродром построили в Москве на Ходынском поле. Теоретически он даже на год старше своего немецкого коллеги. Правда, сначала занимался, в основном, не пассажирскими рейсами, а опытными полётами.
Строили Ходынское поле в складчину, на пожертвования всех неравнодушных граждан. Участвовал в проекте и Николай Жуковский. С начала 20-х годов здесь запустили регулярные рейсы, а в 1931 построили первое здание вокзала. Между прочим, на то время самое большое в мире!
Факт 7. Первые бортпроводники
Конечно, на первых авиарейсах и речи не было о заботливых стюардессах и внимательном сервисе. Но когда число воздушных пассажиров стало расти, в компании пилотов и механиков появилось новое лицо ― бортпроводник.
Сначала стюардами работали исключительно мужчины. Удивительно, как быстро это стало женской профессией.
Первого в мире бортпроводника звали Хайнрих Кубинс. С 1912 год он обслуживал пассажиров дирижабля. Более двадцати лет этот человек проработал на различных моделях дирижаблей. Однажды на борту случился пожар, и Кубинс помог спастись многим пассажирам. Все окончилось благополучно.
В 1928 году Германия первой начала включать бортпроводников в состав лётного экипажа. А американцы решили заменить сдержанных парней привлекательными девушками. Первой стюардессой в истории пассажирских перелётов стала Эллен Черч из Сан-Франциско (компания United Airlines).
Эллен Черч
Факт 8.Первая русская стюардесса
На советских авиалиниях стюардесса впервые появилась в 1939 году. Ее звали Эльза Городецкая. Целых два месяца эта девушка был единственной бортпроводницей Советского Союза. Руководители компании даже не знали, как оформить ее на работу. Ведь никакой стюардессы среди советский профессий просто не существовало! Так и числилась гражданка Городецкая по одной версии буфетчицей, а по другой, кладовщицей.
Факт 9. Первый дьюти-фри
Магазин беспошлинной торговли впервые открылся в 1947 году, в аэропорту Шеннон, в Ирландии. Идея была именно такой, какой мы знаем ее и сегодня. Продавать товары дешевле, без налога и акцизов, чтобы люди, ожидающие своего рейса, совершали покупки, привлеченные очевидной выгодой.
Сегодня магазины дьюти-фри есть в любом аэропорту. А самые известные точки в крупнейших аеропортах по роскоши и размаху не уступают знаменитым бутикам на 5й Авеню.