в каком году полетел первый многоместный космический корабль восход
В каком году полетел первый многоместный космический корабль восход
57 лет назад впервые в мире был совершён полёт многоместного пилотируемого корабля «Восход». 12 октября 1964 года с космодрома Байконур был запущен советский пилотируемый космический корабль «Восход-1». Это был седьмой по счету пилотируемый полёт советских космических кораблей. Он выполнялся без скафандров и системы катапультирования.
На борту космического корабля «Восход-1» находился экипаж в составе командира Владимира Комарова, научного сотрудника-космонавта Константина Феоктистова и врача-космонавта Бориса Егорова. Позывной членов экипажа — «Рубин». За сутки пребывания в космосе корабль 16 раз облетел земной шар, а дальность полета составила почти 700 тысяч километров.
Во время полета экипажем космического корабля «Восход-1» выполнена обширная программа научных и технических исследований. Командир корабля В.М. Комаров совместно с К.П. Феоктистовым осуществлял контроль и наблюдение за приборами, выполнял ручную ориентацию корабля, поддерживал радиосвязь с Землей, а также провел ряд научных исследований.
Присутствие на борту корабля научного сотрудника К.П. Феоктистова позволило существенно расширить программу проводимых исследований и провести различные наблюдения астрономического и геофизического характера. Включение в состав экипажа врача Б.Б. Егорова подчеркнуло важность контроля над состоянием космонавтов и необходимость проведения подробных медико-биологических исследований непосредственно в космическом полете. Борис Егоров регистрировал биотоки головного мозга и электрические потенциалы, возникающие при произвольных и непроизвольных движениях глаз.
13 октября 1964 года, выполнив программу полета, космический корабль «Восход-1» успешно приземлился на Землю, впервые использовав систему мягкой посадки.
Первый многоместный корабль
Первые советские лётчики-космонавты Ю.А. Гагарин, Г.С. Титов, А.Г. Николаев, П.Р. Попович, В.Ф. Быковский и В.В. Терешкова, совершавшие полеты в 1961-63 гг. на одноместных космических кораблях «Восток», выполнили на орбите обширную программу научно-технических и медико-биологических исследований.
Однако расширение спектра научных задач и логика дальнейшего развития пилотируемой космонавтики диктовали необходимость дальнейшего совершенствования космических аппаратов и создания более сложных лунных и межпланетных кораблей. Для решения проблем стыковки и орбитальной сборки в ОКБ-1 под руководством С.П.Королева проектировался первый космический комплекс «Союз».
Одновременно с большим опережением в США разрабатывались двухместные космические корабли Gemini («Близнецы»). Для того, чтобы не отстать С.П.Королёв предложил модифицировать корабль «Восток», системы которого продемонстрировали свою надёжность.
Эскизный проект корабля, в котором три человека могли работать в течение суток, получил название «Восход» и был утверждён 12 февраля 1964 года. А уже 12 октября того же года на нем совершил полет экипаж в составе летчика-космонавта В.М. Комарова (командир корабля), ученого К.П. Феоктистова и врача Б.Б. Егорова.
Пилотируемый полет американского двухместного «Gemini» состоялся без малого через шесть месяцев – 23 марта 1965 года.
Публикуемые сегодня материалы помогут восстановить подробности разработки и полета первого в мире многоместного космического корабля «Восход».
Проспект «Многоместный космический корабль «Восход»»
В документе, подписанном главным конструктором ОКБ-1 С.П. Королёвым 12 февраля 1964 года указывается, что на базе одноместного космического корабля «Восток» может быть создан многоместный корабль «Восход» при сохранении основной концепции и схемных решений исходного изделия.
«Для обеспечения возможности полета трех человек в корабле «Восход» необходимо (по сравнению с кораблями «Восток») провести перекомпоновку оборудования в спускаемом аппарате, установить три кресла для пилотов, соответственно сняв катапультируемое кресло и скафандр, доработать ряд бортовых систем и установить дополнительное оборудование».
Альбом чертежей и иллюстраций к техническому описанию и инструкции по эксплуатации системы индикации, сигнализации и ручного управления СИС-3-3КВ космического корабля «Восход»
Фотографии, описания и схемы работы индикаторных приборов и органов управления в кабине корабля «Восход», разработанных для ОКБ-1 в Специальном конструкторском бюро Летно-исследовательского института (СКБ ЛИИ) под руководством главного конструктора С.Г. Даревского.
Письма С.П. Королёва о необходимости доработок систем для корабля «Восход»
Письма, отправленные С.П. Королёвым 2 февраля 1964 г. в адрес руководителей предприятий кооперации, а также в Главный Штаб ВМФ с запросом необходимых доработок систем связи, передачи телеметрии и поиска кораблей «Восток» для использования на кораблях «Восход» с учетом того, «что полеты кораблей «Восход» предполагается провести в июне-июле сего [1964] года».
Записка руководителей советской промышленности и науки в ЦК КПСС
Документ, подписанный 25 марта 1964 года, подчеркивает, что запуски «Восходов» позволят «получить экспериментальный материал для комплекса «Союз», а также обеспечить приоритет Советского Союза в осуществлении космических полетов многоместных кораблей…»
Приказ Государственного комитета по оборонной технике СССР №200 от 28 марта 1964 года
Документ, подписанный заместителем председателя Государственного комитета по оборонной технике СССР Б.А. Комиссаровым, определяет перечень организаций и лиц, ответственных за подготовку к пускам кораблей «Восход» и ракет-носителей для них, содержит детальный план-график поставок оборудования и проведения работ. Содержит многочисленные распоряжения и указания С.П. Королёва своим заместителям.
Постановление Президиума ЦК – с приложением постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР №294-117 «О подготовке пилотируемых космических кораблей»
Приказ Государственного комитета по оборонной технике СССР №330 от 23 марта 1964 года
Документ, утверждённый главным конструктором ОКБ-1 академиком С.П Королёвым 9 июня 1964 года, определяет специальные задачи, содержание и расписание выполняемой работы космонавта – научного сотрудника как одного из членов экипажа «Восхода». Подчёркивается, что общие задачи (несение вахтенной службы, медицинские эксперименты и пробы, и т.п.) определяются «полётным заданием экипажа корабля».
Протокол заседания Главных конструкторов
Документ, подписанный 6 июля 1964 года первым заместителем главного конструктора ОКБ-1 В.П.Мишиным, фиксирует доклады совещания, проведенного 1 июля 1964 года с участием представителей руководства предприятий-смежников по состоянию дел с готовностью ракет-носителей 11А57 к запуску космических кораблей серии «Восход»* (объектов «3КВ*» и «3КД**»).
Протокол заседания технического руководства по объектам «3КВ» и «3КД» от 8 июля 1964 года
Документ, подписанный С.П. Королёвым, содержит доклады ответственных исполнителей о ходе подготовки испытаний объектов «3КВ*» (трёхместный корабль «Восход») и «3КД**» (двухместный корабль «Выход») и основных этапных сроках, а также содержит обмен мнениями, в ходе которого главный конструктор ОКБ-1 отвечает на вопросы ответственных исполнителей работ. Среди прочего С.П. Королёв отмечает: «Я думаю, для решения вопроса [бортовых] кино- и фотосъёмок космонавтов. необходимо привлечь специализированные учреждения и высококвалифицированных специалистов».
11284 [космодром Байконур] по утверждённой программе.
Записка руководителей советской промышленности и науки в ЦК КПСС
Документ, составленный 13 августа 1964 года, сообщает, что среди задач, решаемых при запусках кораблей «Восход», будут:
«- получение первого практического полета экипажа в многоместном космическом корабле;
— изучение… особенностей совместной деятельности экипажа из трех человек, состоящего помимо командира корабля из двух членов экипажа с различными специальностями;
— проведение расширенных медико-биологических исследований… при непосредственном участии врача-космонавта, входящего в состав экипажа…»
Протокол заседания технического руководства по объекту 3КВ
Документ, подписанный С.П. Королёвым, фиксирует доклады ответственных исполнителей на заседании, проведённом 14 августа 1964 года по вопросу готовности кораблей «Восход» (объектов 3КВ №1 и №3). Протокол отмечает, что «работы по подготовке объектов 3КВ и носителей к ним проводятся в соответствии с технической документацией и на достаточном уровне»
Протокол заседания технического руководства по изделию 11А57* (август 1964 г.)
Документ отмечает, что «при условии выполнения разработчиками систем возложенных на них технических заданий и поручений объекты 3КВ №1 и №3 и носителей к ним могут быть допущены к дальнейшим испытаниям в в/ч 11284 [космодром Байконур] по утверждённой программе.
Постановление Совета Министров СССР «О запуске космических кораблей «Восход»
Документ, подписанный 19 августа 1964 года, одобряет предложение о проведении «в августе-сентябре 1964 года запуска одного-двух кораблей «Восход» с манекенами для отработки систем и аппаратуры кораблей и носителей, и в сентябре-октябре – пилотируемого… корабля «Восход» с тремя космонавтами на борту», а также возлагает руководство подготовкой и запусками на комиссию, состав которой уточняется в документе. Одобряется также проект сообщения ТАСС о запуске пилотируемого корабля «Восход» с прилагаемым текстом.
Распоряжение Совета Министров СССР от 21 августа 1964 года
Документ, подписанный 21 августа 1964 года заместителем председателя Совета Министров Союза ССР Д.Ф.Устиновым предписывает Министерству морского флота выделить суда для дислокации в точках Тихого океана для проведения поисково-спасательных и эвакуационных мероприятий при запуске объектов «Восход».
Бортовой журнал космического корабля «Восход» 1964
Командир первого в мире трёхместного корабля «Восход» В.М. Комаров управлял космическим аппаратом, проводил сеансы радиосвязи с Землей, контролировал этапы полёта и работу бортовых систем, руководил действиями членов экипажа. По изменению почерка в бортжурнале четко видно, какие записи сделаны до, а какие- во время полёта. Для разработчиков особенно ценными были замечания по удобству пользования кабинными системами.
Командир В.М. Комаров
Бортовой журнал космического корабля «Восход» 1964
Во время полета научный сотрудник (по современной терминологии – бортинженер) корабля «Восход» К.П. Феоктистов следил за выполнением полётного задания, поминутно отмечая различные моменты, связанные с работой систем корабля и выполнением тех или иных экспериментов, «проводил фото- и киносъёмку космоса, наземных объектов, полярных сияний, линий горизонта и светящихся частиц через иллюминатор, пытался опознавать характеристики объектов съемки».
Журнал врача космического корабля «Восход» 1964
Врач Б.Б. Егоров в полёте брал пробы крови у экипажа, измерял кровяное давление, проводил медицинский самоконтроль, биологические эксперименты и тесты. Он написал: «10:45. У всех легкий гипергидроз. Включили осушитель. После первых минут акклиматизации рьяно приступили к работе. Все стараемся двигаться как можно более плавно. »
Отчет по результатам экспериментально отработки системы сброса головного обтекателя
Документ, подписанный С.П. Королёвым 31 июля 1965 года, обобщает результат экспериментальной отработки сброса головного обтекателя ракеты-носителя корабля «Восход» на наземном стенде. Отмечается, что «методика подготовки и проведения испытаний, состав экспериментальной установки позволяют… получить при проведении эксперимента, необходимые данные по которым… можно судить о работе испытуемой системы в летных условиях..».
Первый в мире многоместный космический корабль «Восход» был запущен на орбиту 12 октября 1964 года.
В состав его экипажа вошли командир – инженер-полковник В.М. Комаров, научный сотрудник-космонавт – К.П. Феоктистов и врач-космонавт – Б.Б. Егоров.
За сутки пребывания в космосе корабль 16 раз облетел земной шар и, выполнив программу полета, успешно приземлился на советской территории.
В условиях суточного космического полёта был испытан новый многоместный пилотируемый космический аппарат, выполнены расширенные медико-биологические исследования, проверены работоспособность и взаимодействие в полёте космонавтов-специалистов в различных областях науки и техники, выполнены научные физико-технические исследования, продолжено изучение влияния различных факторов космического полёта на человеческий организм.
Экипаж «Восхода» установил четыре мировых рекорда в своем классе:
— максимальной высоты космического полета (408 км);
— максимальной массы (5320 кг), поднятой на такую высоту;
— дальность (669 784,027 км);
— продолжительность полета (24 часа 17 минут 03 секунды).
Полёт «Восхода» положил начало новому этапу в развитии космической техники: многоместные корабли позволили усложнить целевые задачи полетов и выполнять комплексные научно-технические и медико-биологические исследования.
Сеансы связи с экипажем:
Запись произведена на пункте в/ч 14109 (п. Школьное, Крым) на втором витке полета «Восхода»:
Пресс-конференция, посвящённая полету корабля «Восход», прошла 21 октября 1964 г. в актовом зале МГУ. Со вступительным словом выступил президент Академии наук СССР академик М.В. Келдыш. Далее слово было предоставлено командиру корабля полковнику В.М. Комарову. Он отметил: «Наш корабль-спутник «Восход» в сложных космических условиях показал свои отличные качества. Программа подготовки к полету была очень обширной и сложной. Для ее полного уяснения и выполнения потребовалась большая напряжённая работа всех кандидатов, отобранных для космического полета на корабле «Восход». Мы благодарны всем специалистам, инструкторам, которые непосредственно проводили с нами подготовку по всему комплексу задач. В успех нашего полета вложена большая доля и их благородного труда»
Далее своими впечатлениями о полете поделились ученый-космонавт и врач-космонавт. По словам К.П. Феоктистова, «этот полет знаменует собой начало нового этапа в развитии космической техники, новый этап в космических исследованиях, поскольку на многоместных кораблях появляется возможность вести комплексные физико-технические и медико-биологические исследования. Причем присутствие на борту корабля нескольких человек дает возможность получения более объективных данных». Б.Б. Егоров подчеркнул: «Увеличение экипажа до трех человек и введение в его состав врача-исследователя открыли принципиально новые возможности для изучения ряда проблем космической биологии и медицины. Я бесконечно благодарен всем, кто своим энтузиазмом и трудом способствовал созданию космической лаборатории «Восход> и обеспечил этот замечательный звездный рейс».
Втроем на орбите. Полет космического корабля «Восход-1»
Как Советский Союз первым в мире отправил в космос многоместный пилотируемый аппарат
12 октября 1964 года Советский Союз очередной раз продемонстрировал свое первенство в программе освоения околоземного пространства. В этот день впервые в истории человечества в космос отправился многоместный пилотируемый аппарат. Этот полет принес несколько абсолютных и мировых рекордов, среди которых был и такой: космонавты, которые провели на околоземной орбите всего два дня, взлетели при одном лидере СССР, а о результатах своего полета докладывали уже другому.
«Восток» становится «Восходом»
Успехи советской пилотируемой программы «Восток» позволили начать разговор о переходе от одноместных космических кораблей к многоместным. Программа таких полетов получила название «Восход» и стартовала в 1963 году. Распоряжение заняться этой темой в ОКБ-1 Сергея Королева получили непосредственно от советского лидера Никиты Хрущева. В 1964 году американцы собирались запустить в космос свой двухместный космический корабль «Джеймини», а уступать космический приоритет СССР не собирался.
Оперативно получить готовый к полету многоместный корабль можно было, только приспособив для этого уже имеющиеся «Востоки». Правда, выполнить главное пожелание Хрущева – подготовить и отправить в космос сразу трех человек – удалось лишь за счет сильного риска для членов экипажа. Проблема была в том, что «востоковская» капсула, рассчитанная на одного космонавта в скафандре и на катапультируемом кресле, могла вместить двух космонавтов в скафандрах, но без возможности катапультироваться. А посадить в тот же космический аппарат трех человек удавалось только при условии, что они полетят в буквальном смысле слова в спортивных костюмах.
Полет трех манекенов
Уже в начале 1964 года все основные предварительные работы завершились, и первый в истории человечества экипаж из трех космонавтов начал готовиться к полету. О том, чтобы сразу, без подготовки рискнуть космонавтами, не шло и речи. Согласно устоявшейся практике, в первый полет отправляли беспилотный корабль. Его главной задачей было проверить работоспособность всех систем, которые должны были обеспечить безопасность экипажа и его благополучное возвращение на Землю.
Несмотря на все старания, обеспечить запуск даже беспилотного космического корабля летом 1964 года не получилось. Аппарат, который получил в официальных сообщениях имя «Космос-47», а в документах ОКБ-1 именовался ЗКВ, стартовал с космодрома Байконур 6 октября в 10 часов утра. Поскольку «Восход» был существенно тяжелее «Востока», для его вывода на орбиту использовалась четырехступенчатая ракета-носитель 11А57, первоначально создававшаяся для отправки космонавтов к Луне, Марсу и Венере. А вместо настоящих космонавтов в кабине разместили три манекена, которые были буквально покрыты датчиками, призванными зафиксировать перегрузки при посадке.
Корабль совершил семнадцать витков и на вторые сутки полета вернулся на Землю, совершив все эволюции в штатном режиме. Даже сильный ветер в районе посадки не помешал системе мягкой посадки отработать так, как ей и полагалось. За несколько секунд до приземления скорость спускаемого аппарата за счет пороховых двигателей упала почти до нуля, и капсула коснулась земли. Правда, потом, когда порывы ветра надули не успевшие погаснуть купола парашютов, ей пришлось прокатиться полторы сотни метров, но на «самочувствии» манекенов это никаким серьезным образом не отразилось. А если бы в капсуле сидели настоящие космонавты, то этого вообще не случилось бы: при посадке им полагалось вручную отстрелить парашюты.
Испытание космического корабля признали успешным. Это означало, что «Восход-1», он же корабль ЗКВ в пилотируемом варианте, можно было готовить к запуску. До него оставалось меньше недели: старт назначили на 12 октября 1964 года.
Трое первых
Программа многоместных пилотируемых кораблей «Восход» привлекала ученых и конструкторов тем, что полет нескольких космонавтов давал возможность провести гораздо более широкую серию экспериментов. В первую очередь речь шла о медицинских наблюдениях и контроле утомляемости. Поэтому в состав экипажа включили врача — Бориса Егорова. Он был сыном одного из создателей советской нейрохирургии Бориса Егорова, а с космосом оказался связан с 1961 года, когда молодому выпускнику 1-го Московского мединститута предложили работу в сфере космической медицины.
На включении в экипаж представителя конструкторского бюро настоял сам Сергей Королев. Ему было важно получить сведения о работе своего детища от человека, хорошо знающего космический аппарат. Таким оказался Константин Феоктистов, имевший непосредственное отношение к постройке «Восходов». Пришлось, правда, пойти на нарушение регламента и политических требований. Феоктистова не должны были пустить в космос, во-первых, как беспартийного, а во-вторых, по состоянию здоровья, но Королеву удалось продавить свою креатуру. Никаких вопросов не вызвала только кандидатура командира корабля майора Владимира Комарова. Он числился в отряде космонавтов с 1960 года, успел побывать дублером и наконец дождался решения о своем полете. Оно было принято всего за трое суток до запуска: утверждение Комарова состоялось 9 октября 1964 года.
Лететь в космос членам экипажа корабля «Восход-1» предстояло в легких тренировочных костюмах и в очень неудобных амортизационных креслах-ложементах. Из-за тесноты внутри капсулы их разместили уступами и так развернули, что все надписи на пульте управления кораблем оказались вертикальными. Но сделать с этим уже ничего было нельзя. Отсчет времени до старта начался, а преодолевать трудности трое космонавтов учились годами.
Полет во время переворота
Ракета-носитель с кораблем «Восход-1» стартовала с Байконура 12 октября в половине одиннадцатого утра по московскому времени. Опаснее всего были момент запуска и первые сорок четыре секунды полета. Из-за отсутствия скафандров и катапульт спасти экипаж, если бы на старте случилась авария, не было шансов. То же касалось и первых 27 секунд полета. На следующих семнадцати шансы на спасение были, но мизерные. Однако обошлось. В строго назначенное время космический корабль «Восход-1» вышел на свою орбиту. Вскоре ТАСС сообщило всему миру, что Советский Союз впервые в человеческой истории отправил в околоземное пространство сразу троих космонавтов на одном корабле.
За 16 витков, которые и составили суточный полет первого «Восхода», его экипаж успел многое. На втором витке космонавты передали приветствие участникам открывшейся 10 октября летней Олимпиады в Токио (на ней лидером в общем медальном зачете стала сборная СССР). На третьем и четвертом экипаж проводил физиологические исследования: измерения кровяного давления и легочной вентиляции, анализы крови. Борис Егоров исследовал сердечно-сосудистую систему и вестибулярный аппарат сначала у себя, потом у Феоктистова: такой эксперимент на орбите проводился впервые. Дальше космонавты работали по индивидуальным планам, в том числе репетировали и ручной заход корабля на посадку, участвовали в сеансе телесвязи с государственной комиссией, собравшейся на Байконуре.
На шестнадцатом витке корабль начал готовиться к посадке, и тут с «Восходом-1» пропала связь. Восстановить ее так и не удалось, и напряжение отпустило всех причастных к полету только тогда, когда начальник службы поиска генерал-лейтенант Александр Кутасин сообщил: его подчиненные видят спускаемый аппарат, медленно опускающийся на парашютах! А вскоре поступило и сообщение от пилота поискового Ил-14, который нашел место приземления капсулы «Восхода-1», а рядом с нею… троих машущих руками космонавтов.
Тогда существовала традиция: как только приземлившиеся космонавты оказывались на Байконуре, их сразу же поздравлял по телефону Никита Хрущев. Но не в этот раз. Поздравлений члены экипажа «Восхода-1» дождались только на пятый день. И случилось это не на космодроме, а уже в Москве, во время вручения наград – Золотых Звезд Героев Советского Союза и орденов Ленина. И не от Хрущева, а от нового первого секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева. Пока они были в космосе, а потом ждали возвращения в столицу, произошел самый настоящий политический переворот, закончившийся смещением Никиты Хрущева со всех руководящих постов.
Вслед за «Восходом-1», который впервые поднял в космос трех космонавтов, на орбиту 18 марта 1965 года вышел «Восход-2». Этот полет тоже был уникальным – впервые космонавт Алексей Леонов вышел в открытый космос. А вот пилотируемые полеты остальных «Восходов» (с третьего по седьмой) так и не состоялись. Хотя на них возлагали большие надежды. Среди экипажей этих кораблей должен был быть первый женский, причем одной из космонавток предстояло выйти в открытый космос. Экипажам других кораблей предстояло поставить эксперимент по созданию искусственной силы тяжести (за счет раскрутки корабля на тросе с помощью третьей ступени ракеты-носителя), опробовать «космический мотоцикл» и даже провести первую в мире хирургическую операцию на орбите! Но все эти планы так и остались невыполненными: после смерти Сергея Королева в 1966 году программа «Восхода» была отменена в пользу космических кораблей «Союз».