в каком году погиб космонавт комаров
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Общество
Daily Star (Великобритания): российский космонавт плакал от ярости, сгорая на пути к Земле
Как и когда это произойдет, мы не знаем, но большинство из нас надеется дожить до глубокой старости и мирно почить в кругу родных и близких.
Увы, именно это и произошло с советским космонавтом Владимиром Комаровым в 1967 году.
И, пожалуй, самое прискорбное в этой истории — что он прекрасно знал, что умрет. Его гибель была лишь вопросом времени.
Комаров дожидался своей трагической участи, кружа над земным шаром на сделанном тяп-ляп космическом корабле, в котором к тому же было опасно мало топлива. В ожидании гибели он поговорил по телефону с Алексеем Косыгиным, одним из высших чинов Советского Союза.
Но они и не подозревали, что их пронзительный прощальный разговор подслушивает американская разведка (Агентство национальной безопасности) со своего объекта на базе ВВС близ Стамбула.
Книга «Звездный человек» Джейми Дорана (Jamie Doran) и Пирса Бизони (Piers Bizony) вышла чуть более десяти лет назад. В ней описываются трагические события того рокового дня.
По книге, аналитик АНБ Перри Феллуок (Perry Fellwock) услышал с базы в Стамбуле, как Комаров сообщил чиновникам на земле, что знает, что вот-вот погибнет.
По его словам, плачущий Косыгин позвонил Комарову по видеосвязи и сказал ему, что он герой.
В тот трагический момент позвонили и жене Комарова, чтобы дать ей попрощаться с мужем и обсудить, что она расскажет детям.
Пока он летел на верную гибель, американские станции перехвата зафиксировали, как он «плакал от ярости», проклиная людей, которые посадили его в небрежно сделанный космический корабль.
Контекст
В книге «Звездный человек» рассказывается история дружбы двух космонавтов, Владимира Комарова и Юрия Гагарина — который стал первым в космосе.
В 1967 году их назначили на одно задание, причем оба они якобы знали, что космическая капсула небезопасна.
По книге, Комаров сказал друзьям, что, скорее всего, погибнет. Не отказался он по одной причине: не хотел, чтобы погиб Гагарин — его дублер и близкий друг.
О задании распорядился лично советский лидер Леонид Брежнев — это он захотел, чтобы два советских космических корабля встретились в космосе.
План был таков: запустить капсулу «Союз-1» с Комаровым и второй аппарат с двумя другими космонавтами. В космосе они встречаются, и Комаров переползает со скверно сделанного «Союза» на другой, меняется местами со сменщиком и возвращался домой на втором корабле.
Брежнев был настроен решительно: он надеялся, что это будет триумф Советского Союза в 50-ю годовщину коммунистической революции.
Но реальность не имела с его намерениями решительно ничего общего — это был совсем другой мир.
Гагарину хватило смелости выступить против миссии до ее запуска — после того, как они с техниками осмотрел «Союз-1» и обнаружили 203 структурные проблемы.
Проблемы оказались настолько серьезными, что машину признали «опасной для полетов». В результате Гагарин предложил отложить задание.
После того, как вскрылись структурные проблемы, вопрос был в том, кто расскажет об этом Брежневу, руководителю операции и главе всего Советского Союза, который к тому был полон решимости дать отмашку.
Гагарин храбро написал служебную записку из десяти страниц и передал ее в КГБ своему лучшему другу Вениамину Русаеву… но никто не посмел передать ее наверх по служебной лестнице.
Сообщается, что всех, кто видел записку Гагарина, понизили в должности, уволили или сослали в коварную Сибирь.
До запуска оставалось меньше месяца, и Комаров понял, что откладывать уже нельзя и даже сказал Русаеву, которого уже понизили по службе: «С этого полета я не вернусь».
Статьи по теме
Iltalehti: споры о причинах гибели Гагарина продолжаются
El Mundo: Гагарин в ваших лифтах
60-летие подвига Гагарина: Россия защищает честь космической державы (Асахи)
Когда Русаев спросил Комарова, почему же он не откажется, он ответил: «Если я не полечу, они отправят дублера.
А дублером был его близкий друг Юрий Гагарин.
В книге приводятся слова Комарова: «Это Юра, и он умрет вместо меня. Мы должны о нем позаботиться».
Комаров в буквальном смысле слова пожертвовал своей жизнью за «советского героя» Юрия Гагарина.
В день запуска, 23 апреля 1967 года, сообщил советский российский журналист Ярослав Голованов, Гагарин явился на космодром и потребовал, чтобы ему выдали скафандр. Он хотел полететь, чтобы спасти своего друга Комарова.
Однако корабль улетел с Комаровым на борту.
Неудачи начались, как только «Союз» вышел на околоземную орбиту. Возникли перебои с питанием, антенны не выдвигались как полагается, и с навигацией тоже возникли сложности. Запуск второго корабля был незамедлительно отменен, и Комаров оказался в космосе практически без шансов на выживание.
По книге, Юрий Гагарин был «глубоко подавлен» смертью друга и чувствовал вину за то, что не смог остановить миссию — не поднял достаточно тревоги и не убедил начальство отправить его самого.
Он погиб в авиакатастрофе на следующий год, не дожив до высадки американцев на Луну в 1969 году.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Все комментарии
and_ivanov
Kara-no-Kyoukai
Paranoid
KalikP
Баритон
Alex-Kit
amida
в ответ ( Показать комментарий Скрыть комментарий)
Популярное
Daily Express: утренний напиток, снижающий кровяное давление
Известны ли вам признаки опасного уровня холестерина? (Daily Express)
Апостроф: Россия не сможет выиграть войну у Украины
Bloomberg: Европа готовит для России таможенную месть
Bloomberg: Европа готовит для России таможенную месть
Апостроф: Россия не сможет выиграть войну у Украины
Delfi: Украина летит под откос. Дальше будет хуже
При полном или частичном использовании материалов ссылка на ИноСМИ.Ru обязательна (в интернете — гиперссылка).
Использование переводов в коммерческих целях запрещено
Ошибка
Произошла ошибка. Пожалуйста, повторите попытку позже.
Факт регистрации пользователя на сайтах РИА Новости обозначает его согласие с данными правилами.
Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.
Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.
Публикуются комментарии только на русском языке.
Комментарии пользователей размещаются без предварительного редактирования.
Комментарий пользователя может быть подвергнут редактированию или заблокирован в процессе размещения, если он:
В случае трехкратного нарушения правил комментирования пользователи будут переводиться в группу предварительного редактирования сроком на одну неделю.
При многократном нарушении правил комментирования возможность пользователя оставлять комментарии может быть заблокирована.
Пожалуйста, пишите грамотно – комментарии, в которых проявляется неуважение к русскому языку, намеренное пренебрежение его правилами и нормами, могут блокироваться вне зависимости от содержания.
«Гибель Комарова на совести конструкторов»: 50 лет со дня трагической гибели космонавта Комарова
24 апреля 1967 года из-за отказа техники погиб один из первых советских космонавтов Владимир Комаров — во время посадки у спускаемого аппарата не вышел основной парашют, а стропы запасного скрутились, не дав ему раскрыться.
Владимир Комаров родился в Москве 16 марта 1927 года. Уже в юности его тянуло в небо — окончив школу-семилетку в 1943 году, он поступил в Первую московскую школу ВВС. Когда он завершил обучение, Великая Отечественная война уже закончилась. После школы Комаров стал курсантом сасовской авиационной школы, а затем попал в Борисоглебское военное авиационное училище летчиков.
В июле 1946 года Комаров был переведен в Батайское военное училище имени А.К. Серова, окончив которое в 1949 году он поступил на службу военным летчиком-истребителем в авиационном полку истребительной авиационной дивизии ВВС Северо-Кавказского военного округа.
За следующие 10 лет Комаров успел дослужиться до должности старшего летчика и отучиться на 1-м факультете Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского. После обучения он занялся испытаниями новых образцов авиационной техники в Государственном Красноказарменном НИИ ВВС. Там он и получил предложение заниматься испытательной работой в отряде космонавтов.
В апреле 1961 года Комаров завершил подготовку.
Первый полет состоялся 12 октября 1964 года. Вместе с еще двоими космонавтами, Константином Феоктистовым и Борисом Егоровым, он сутки провел в космосе на борту корабля «Восход».
За успешный полет Комаров получил звание Героя Советского Союза, орден Ленина и медаль «Золотая звезда». А в начале 1965 года он получил квалификацию космонавта третьего класса и был назначен инструктором-космонавтом в группу космонавтов, готовившихся по программам Министерства обороны.
Разработка нового корабля «Союз» началась еще в 1962 году. Она велась под руководством Сергея Королева. Первые три запуска были беспилотными и выявили серьезные недоработки в конструкции корабля: первый из них, «Космос-133», который предполагалось состыковать с другим кораблем, запущенным позже, израсходовал все топливо после отделения от ракеты-носителя, что сделало стыковку невозможной.
Посадить корабль тоже не удалось — при сборке была перепутана фазировка команд на управляющие рулевые сопла.
В итоге корабль был уничтожен с помощью системы автоматического подрыва — нельзя было допустить, чтобы он приземлился за пределами СССР.
Второй «Союз» не успел даже подняться с Земли — на стартовом столе взорвалась ракета. У третьего корабля, «Космоса-140», возникли проблемы с автоматической системой ориентации, из-за этого он потратил слишком много топлива и не выполнил поставленные задачи. При посадке выяснилось, что теплозащита была нарушена при установке технологической заглушки, из-за чего у корабля прогорело дно. В итоге он вместо запланированного места посадки оказался над Аральским морем, пробил лед и пошел ко дну.
Но космическая гонка продолжалась. Несмотря на неудачи, четвертый запуск уже был пилотируемым.
Как рассказывала в одном из интервью дочь космонавта, майор Ирина Комарова, к 50-летию Октябрьской революции советская власть хотела свершений в космосе. Хотя часть конструкторов говорила о «сырости» корабля, занявший место умершего в 1966 году Королева Василий Мишин настоял на запуске.
«Перед полетом отец зашел в больницу к знакомому летчику-испытателю, у которого обнаружили рак. Его жена потом рассказала маме о состоявшемся между ними разговоре. Отец признался в палате больному: «Процентов на девяносто полет будет неудачным», — говорила Ирина.
Дублером Комарова был назначен Юрий Гагарин. Если бы Комаров заболел, тот отправился бы в полет вместо него. На стартовую площадку их привезли вместе. Гагарин был последним, кто видел Комарова живым.
Первый «Союз» с человеком на борту стартовал 23 апреля в 3.35.
Спустя 540 секунд корабль отделился и вышел на орбиту искусственного спутника Земли. Проблемы начались сразу же — не смогла расправиться одна из панелей солнечной батареи. Она помешала открыться дублирующей антенне телеметрической системы и козырьку, защищающему солнечно-звездный датчик от выхлопов двигателей. Ни солнечная, ни звездная ориентация оказались невозможны.
До десяти утра Госкомиссия определялась с дальнейшими действиями. В итоге было решено посадить корабль. К этому моменту Комаров совершал только пятый виток, сажать же планировалось на семнадцатом. Но посадка сорвалась — корабль вблизи экватора ушел по тангажу от ориентированного направления.
«Мы лихорадочно согласовываем с Госкомиссией вариант посадки на 18-м витке. Чувствуем, что не успеваем, — вспоминал потом в книге «Ракеты и люди» конструктор Борис Черток, один из соратников Королева. — Там, на другом конце линии ЗАС, снова идут споры.
Сеанс связи на 17-м витке закончился, а мы никаких новых указаний Комарову так и не успели передать.
Наконец выработан очевидно единственно возможный вариант. Он был в резерве, но теперь становится основным. Предлагаем ручную ориентацию на светлой стороне «по-самолетному», затем перед входом в тень передать управление гироскопам КИ-38. Это изделие фирмы Виктора Кузнецова нас еще никогда не подводило. После выхода из тени проверить и, если потребуется, подправить ориентацию вручную и выдать все положенные команды в расчетные времена для посадки на 19-м витке».
Поначалу посадка шла нормально. По расчетам баллистиков, спускаемый аппарат должен был приземлиться в 6.24 в 65 км к востоку от Орска.
Черток писал: «Доклада с места посадки мы ни от кого не дождались. Госкомиссии теперь мы не нужны. Даже Гагарин не мог выяснить по сложной системе связи ВВС, как прошла посадка». Лишь через несколько часов Гагарин получил срочный вызов на связь. Ему сообщили, что приземление прошло ненормально, и велели срочно вылететь в Орск.
. Прибыв на место приземления спускаемого аппарата, поисковая группа увидела чудовищную картину. Сплющенный, на полметра вошедший в землю аппарат был объят пламенем, а вокруг суетились местные жители, пытаясь забросать огонь землей. Сбить пламя удалось только огнетушителями.
Причиной крушения оказался нераскрывшийся парашют. Основной не смог до конца выйти и раскрыться, а запасной запутался в его стропах.
По официальной версии комиссии, расследовавшей причины крушения, это произошло из-за резких перепадов давления: стакан с парашютом деформировался и защемил основной парашют.
Как отмечал Черток, одновременная работа основного и запасного парашютов ранее не изучалась. Версия комиссии казалась сомнительной. «Независимо от всех подкомиссий бригада специалистов нашего завода, оставшаяся на полигоне, решила провести свой эксперимент, — писал Черток. — У них были основания для сомнений. Они открыли люк ОСП, вытянули тормозной парашют, подцепили его стропы к подъемному крану через динамометр и начали подъем для замера усилия, при котором начнет выходить упаковка основного парашюта.
Каково же было удивление, когда оказалось, что массы СА в 2800 килограммов не хватало. А ведь при этом контейнер никакому перепаду давления и, следовательно, сдавливающей укладку парашюта деформации не подвергался. Об этом эксперименте они комиссии не доложили».
На следующий после полета Комарова день был запланирован запуск «Союза-2» с тремя космонавтами на борту. Предполагалось, что двое из них через открытый космос переберутся в корабль Комарова, а затем оба корабля пойдут на посадку.
Если бы не проблемы с раскрытием батареи, второй запуск бы состоялся и погибли бы четверо космонавтов, а не один: конструкция обоих кораблей была идентична и ошибки в проектировании были допущены одинаковые.
Высказывалась и еще одна причина проблем с выходом парашюта. Технология производства космических кораблей подразумевала помещение спускаемого аппарата после обмазки теплозащитным покрытием в автоклав, где при высокой температуре происходила полимеризация синтетических смол, являющихся составной частью теплозащиты. Но при изготовлении «Союзов» по срокам отстали крышки парашютных контейнеров, поэтому спускаемые аппараты были помещены в автоклав без них. И вполне вероятно, что летучие фракции обмазки осели на внутреннюю поверхность контейнеров, сделав ее липкой и шершавой, что и не дало выйти парашюту.
Рекомендации комиссии по повышению надежности включали полировку контейнеров, увеличение их объема, повышение жесткости. Самым важным итогом деятельности комиссии было решение о предварительной проверке всех ее рекомендаций при беспилотных пусках.
«Встряска, которую получила вся наша космическая промышленность, оказала решающее влияние на повышение надежности всех систем и дальнейшую программу отработки «Союзов», — писал Черток. — Все благополучно слетавшие, летающие и те, кто будут летать в космос на «Союзах», должны помнить, что надежным и благополучным возвращением на Землю они обязаны не только создателям космических кораблей, но и Владимиру Комарову».
Уже в 2000-х годах Черток говорил журналистам: «То, что случилось с Комаровым, — это наша ошибка, разработчиков систем. Мы пустили его слишком рано. Недоработали «Союз». Гибель Комарова на совести конструкторов».
Сейчас «Союзы» стали ключевым компонентом советской и российской пилотируемых программ по освоению космоса, а после 2011 года — единственным средством доставки экипажей на Международную космическую станцию.
Похоронен Комаров был уже на следующий день, 25 апреля. Его останки кремировали, а урну с прахом установили в нишу Кремлевской стены. Жене было выдано свидетельство о смерти, в котором в главе «причина» было указано: «обширные ожоги тела», а местом гибели значился город Щелково.
«У мамы от возмущения срывался голос: «Какое Щелково? Какие ожоги тела, если от тела ничего не осталось?»
Она показала это свидетельство Гагарину: «Юрочка, и кто мне поверит, что я вдова космонавта Комарова?» Гагарин побледнел, пошел «наверх» разбираться… Вскоре маме принесли другой документ, где уже значилось: «трагически погиб при завершении испытательного полета на космическом корабле «Союз-1», — вспоминала дочь. Семья космонавта в качестве компенсации получила квартиру в Москве и до развала СССР получала ежемесячные выплаты. Самого же Комарова посмертно наградили второй «Золотой звездой».
На месте гибели космонавта в июне 1967 года 13-я ракетная Оренбургская Красноказарменная дивизия установила обелиск в его честь. Сейчас там находится небольшой мемориальный парк. Обелиск спустя 20 лет был заменен на другой, увенчанный бюстом Комарова. Мемориальная табличка гласит: «Родина — отважному сыну летчику-космонавту СССР Владимиру Комарову на месте его гибели».
Памятник Владимиру Комарову в Оренбургской области
Интересно, про Бондаренко на пикабу было?
>к 50-летию Октябрьской революции советская власть хотела свершений в космосе.
Меньше всего советская власть хотела аварий в космосе с человеческими жертвами, которые крайне негативно повлияли бы на ее имидж.
>Хотя часть конструкторов говорила о «сырости» корабля, занявший место умершего в 1966 году Королева Василий Мишин настоял на запуске.
То есть виновата не абстрактная «советская власть», а конкретный человек, неправильно оценивший опасность.
Темная страница нашей космонавтики.
Самое обидное в этой истории, то что некая организация выпустило ещё в 60-е фейковую запись последних слов космонавта, где он проклинает конструкторов и партию.
Периодически эта запись всплывает и сейчас на как на реддите, так и на некоторых не заморачивающихся проверкой информации сайтах.
При желании её легко можно найти в нетике.
Почему все обязаны гордиться полетом Юлии Пересильд на МКС
Только вместо этого мне дают повторение полета Белки со Стрелкой. И у собак, и у Юли с ее оператором задачи были одинаковые: не обоcpaться и лаять, если что-то пойдет не так. И тех, и других возили в космос умные дяди. Но вот только Белка со Стрелкой были первыми и рисковали: их предшественники Чайка с Лисичкой погибли в результате падения и взрыва ракеты. А Юля летала по отработанной сотни раз схеме на надежнейшей ракете и была даже не пятисотой.
«Не я, так Гагарин». Трагическая история легендарного советского космонавта Владимира Комарова
Я предлагаю вспомнить тех, кто отдал свою жизнь за освоение космоса.
Владимир Комаров наравне с Юрием Гагариным считается пионером советской и мировой космонавтики. Он был первым человеком, совершившим два пилотируемых полета в космос.
К сожалению, Комаров также стал первым космонавтом, погибшим во время проведения миссии.
Жизнь и начало карьеры космонавта
Владимир Комаров родился в 1927 году в Москве. В 1950-х годах будущий космонавт служил военным летчиком в ВВС СССР. С 1959 года работал в должности авиационного инженера в Государственный Краснознамённый НИИ ВВС, где занимался испытаниями истребителей и летательных аппаратов. Кроме того, во время работы в НИИ Комаров участвовал в создании дизайна для будущих космических кораблей «Восход» и «Восток». Именно здесь Комарову предложили поучаствовать в секретной космической программе. Владимир Комаров.
При отборе, который был проведен советским космическим командованием в 1960 году, Владимир зарекомендовал себя как высококвалифицированный специалист и был немедленно введен в состав отряда космонавтов ВВС № 1. С 1960 по 1961 год проходил общую космическую подготовку.
Во время начальных испытаний по медицинским показаниям Комаров был дважды признан негодным для полета в космос, но его целеустремленность в конечном итоге одержала вверх.
После полета гагаринского «Востока» тогдашний президент США Джон Кеннеди пообещал нации, что не пройдет и 10 лет, как американец полетит на Луну. Только таким фантастическим для 1961 года заявлением можно было перебить кислый привкус поражения.
По нашей информации, свой первый полет в космос Владимир Комаров совершил 12 октября 1964 года на первом в мире многоцелевом пилотируемом корабле «Восход-1». В став экипажа также входили два космонавта: К. П. Феоктистов и Б. Б. Егоров.
Полет длительностью 24 часа прошел в штатном режиме. Корабль за это время успел сделать шестнадцать витков вокруг Земли. За успешную миссию всем троим космонавтам было присвоено звание Героя Советского Союза. Комаров получил высшую квалификацию космонавта третьего класса.
Миссия «Союз-1
1967 год. Американцы готовятся запустить свой новый корабль «Аполлон» с макетом лунного модуля. А в СССР нет ни мощной ракеты, которая могла бы разогнать для полета к Луне корабль, ни самого корабля. И нет Королева. Он умер в январе 1966-го, спустя восемь месяцев после полета «Восхода-2».
А темп гонки нарастает. Нужно спешить, спешить, спешить. Новые корабли собирают в три смены. Три беспилотных отправляют в космос. Ни один из этих полетов не проходит без замечаний. Тем не менее на 23 апреля 1967 года назначают пуск «Союза-1». На следующий день за ним должен стартовать «Союз-2». В планах их стыковка на орбите. Два космонавта из второго «Союза» должны перейти в первый. Сложнейшая и абсолютно новая операция на «необлетанном» корабле.
После успеха миссии «Восход-1» советское руководство, мягко говоря, вошло в кураж. Чтобы «утереть нос» Америке Леонид Брежнев запланировал грандиозную космическую миссию. По задумке два корабля Союз-1 должны были вылететь в космос с интервалом в один день, после чего состыковаться друг с другом. Во время стыковки в открытом космосе космонавты должны были поменяться кораблями и вернуться на Землю. Владимир Комаров во время тренировки.
Комаров был назначен командиром и единственным пилотом «Союза-1», который должен был первым отправиться в космос. Тренировки по подготовки шли в авральном режиме. Из-за спешки конструкция корабля была катастрофически недоработана. В качестве дублера Комарова был поставлен Юрий Гагарин, который по совместительству был лучшим другом Владимира. Комаров и Гагарин (слева) на охоте.
И Комаров, и Гагарин понимали, что с большой долей вероятности корабль потерпит крушение, а пилотировавший его космонавт — погибнет. Комарову не раз советовали отказаться от полета, сославшись на болезнь, на что космонавт ответил: «Если я не полечу, они пошлют запасного. Я умру вместо него (Гагарина), надо, чтобы он жил».
Катастрофа
С приближением даты полета вера в успешность миссии пропала не только у Комарова. Предполетные испытания показали полную неготовность корабля к выходу в космос, а уж тем более к стыковке. Техники обнаружили целых 203 конструктивных неисправности. 23 апреля вместе с Комаровым на космодром в полном летном снаряжении прибыл Юрий Гагарин. Он буквально умолял пилотировать Союз-1 вместе с товарищем. Но ни руководство, ни сам Владимир его просьбу не одобрили. Это фото могло бы быть опубликовано в случае успешного полета «Союза-1».
Уже спустя несколько минут Комаров управлял самым сложным кораблем современности, зная практически наверняка, что погибнет. Проблемы начались с самого начала. Ровно в 3 часа 35 минут ракета оторвалась от пусковой позиции. Через 540 секунд корабль вышел на орбиту. В бункере на Байконуре, где оборудован командный пункт, аплодисменты! Но радость сменилась тревогой.
Комаров (позывной «Рубин») сдержанно докладывает:
— Пытался выполнить закрутку вручную. Закрутка не прошла.
Состыковаться с «Союзом-2» не удастся. Нужно отменять пуск второго корабля. Но Земля упорно советует повторить закрутку. И это раз за разом не получается.
Сажать «Союз-1» нужно на 17-м витке. Дальше тянуть опасно: может не хватить запасов электроэнергии. Топливо на пределе, и по-прежнему непонятно, как вывести спускаемый аппарат на нужную траекторию.
Только на 13-м витке удается «словить» Комарова. Он успевает доложить:
— На ночной стороне трудно ориентироваться по бегу Земли вручную.
Как сориентировать корабль так, чтобы он приземлился к нужной точке, когда под тобой бежит кромешная тьма? Комаров вторые сутки без сна. Не до сна и на Земле. В Главной оперативной группе управления в Евпатории идут бесконечные нервные переговоры с Москвой. Наконец Госкомиссия дает добро на посадку на 17-м витке. Гагарин передает инструкции Комарову. Космонавту желают успешной посадки.
Проходит полтора часа. Выясняется, что траектория корабля не изменилась. Он не свернул к Земле! Комаров докладывает: «Союз» не послушался, не сориентировался как необходимо. Никаких новых инструкций Земля передать не успевает. Корабль снова уходит из зоны связи.
Подготовить посадку «Союза» на следующем, 18-м витке не удастся. Остается крайний, 19-й виток.
На 19-м витке Комаров ориентирует корабль. Он входит в плотные слои атмосферы. Бытовой и приборно-агрегатный отсек отлетают, объятые пламенем. Спускаемый аппарат несется к Земле. 24 апреля в 6 часов 22 минуты баллистики подтверждают: корабль идет на посадку в 65 километрах восточнее Орска. В Евпатории облегченно выдыхают.
Около 8 утра Гагарина вызывают к телефону. Москва. Он возвращается хмурый:
— Мне приказано срочно вылетать в Орск. Приземление прошло ненормально. Больше ничего не знаю.
Космонавт самостоятельно запустил двигатели и вручную сориентировал корабль на нужную траекторию. Но самое плохое было впереди. Комаров успешно вошел в слои атмосферы. Запасной тормозной парашют удалось открыть, но основной запутался в стропах и не раскрылся. Аппарат на огромной скорости врезался в землю и загорелся. Космонавт погиб на месте. Все что осталось от корабля.
Тело космонавта превращается в несколько обугленных кусочков, сплавленных с пластиком приборов. Почему так произошло, выясняли десятки комиссий. Модели спускаемых аппаратов сбрасывали с вертолета, пытаясь смоделировать ситуацию. Но всякий раз парашютная система срабатывала. Борис Черток приводит наиболее правдоподобную версию. При подготовке «Союзов» Комарова и Быковского спешили. Крышки парашютных контейнеров не были изготовлены в срок, и сейчас уже не выяснить, чем и как на самом деле закрывали контейнеры.
После этого несчастного случая Советский Союз стал вести более тщательные проверки своих кораблей «Союз». Жаль, что для этого потребовалось человеческая жертва. Комаров навсегда войдет в историю, как великий космонавт, отдавший свою жизнь на покорение космоса.
Давайте вспомним и еще один погибший при полете экипаж космонавтов.
Экипаж космического корабля «Союз-11» в корабле-тренажере.
Долгая подготовка к полету
В период с 1957 по 1975 годы между СССР и США было напряженное соперничество в области освоения космоса. После трех неудачных запусков ракеты Н-1 стало ясно: Советский Союз проиграл американцам в лунной гонке. Работы в этом направлении без лишнего шума прикрыли, сконцентрировавшись на строительстве орбитальных станций.
Рисунок, изображающий космический корабль Союз-11 и орбитальную станцию Салют, 1971 год (Фото: Фотохроника ТАСС)
Вопрос о том, кто теперь полетит в космос, решался во властных кругах. Госкомиссия сделала свой выбор в самый последний момент, лишь за 11 часов до старта. Ее решение было крайне неожиданным: экипаж меняли полностью, и теперь в космос отправлялись Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев.
Жизнь на «Салюте-1»: что ждало космонавтов на ОКС «Салют»
Космический корабль Союз-11 на стартовой площадке. Фото © РИА Новости/Александр Моклецов
Запуск «Союза 11» прошел 6 июня 1971 г. с космодрома Байконур. В то время пилоты отправлялись в космос в обычных летных костюмах, потому что конструкция корабля не предполагала использование скафандров. При любой утечке кислорода экипаж был обречен.
На следующий день после старта наступил сложный этап стыковки. Утром 7 июня на пульте включилась программа, отвечающая за сближение со станцией «Салют». Когда до нее осталось не более 100 метров, экипаж перешел на ручное управление кораблем и через час успешно состыковался с ОКС.
Экипаж Союз-11 (тот самый, который был заменен).
После этого начался новый этап освоения космоса – теперь на орбите была полноценная научная станция. Добровольский передал новости об успешной стыковке на Землю, и его команда приступила к расконсервации помещений.
График космонавтов был детально расписан. Каждый день они проводили исследования и медико-биологические эксперименты. Регулярно выполнялись телевизионные репортажи с Землей прямо с борта станции.
Командир космического корабля «Союз-11» и орбитальной космической станции «Салют-1».
26 июня (т.е. ровно через 20 суток) экипаж «Союза 11» стал новым рекордсменом по дальности полета и длительности пребывания в космосе. До окончания их миссии осталось 4 дня. Связь с Центром управления была устойчивой, и ничего не предвещало беды.
Путь домой и трагическая гибель экипажа
29 июня пришел приказ о завершении миссии. Экипаж перенес все записи исследований на борт «Союза 11» и занял свои места. Расстыковка прошла успешно, о чем Добровольский сообщил в Центр управления. Настроение у всех было приподнятое. Владислав Волков даже пошутил в эфире: «До встречи на Земле, и готовьте коньяк».
После отсоединения полет проходил по плану. Своевременно запустилась тормозная установка, а спускаемый аппарат отделился от основного отсека. После этого связь с экипажем прекратилась.
Москва. 30 июня. Трагическая весть о гибели экипажа космического корабля
Тех, кто ожидал космонавтов на Земле, это не особо встревожило. Когда корабль входит в атмосферу, по его обшивке прокатывается волна плазмы и антенны связи обгорают. Всего лишь штатная ситуация, связь скоро должна возобновится.
Парашют раскрылся строго по графику, но «Янтари» (это позывной экипажа) до сих пор молчали. Тишина в эфире начала напрягать. После приземления спускового аппарата к нему практически сразу подбежали спасатели и врачи. На стук по обшивке не последовало никакой реакции, поэтому люк пришлось открывать в аварийном режиме.
«Союз-11» после посадки.
Почему погибли советские космонавты
Специальная комиссия буквально по секундам восстановила, что на самом деле произошло. Оказалось, что во время посадки экипаж обнаружил утечку воздуха через вентиляционный клапан над местом командира.
Времени, чтобы закрыть его у них не осталось: для этого требовалось 55 секунд здоровому человеку, а скафандров и даже кислородных масок в экипировке не было предусмотрено.
Похороны членов экипажа Союз-11.
Медицинская комиссия нашла у всех погибших следы мозгового кровоизлияния и повреждения барабанных перепонок. Растворенный в крови воздух буквально вскипел и закупорил сосуды, даже попав в камеры сердца.
У могил советских космонавтов на Красной площади.
Для поиска технической неисправности, вызвавшей разгерметизацию клапана, комиссия провела более 1000 экспериментов с привлечением завода-изготовителя. Параллельно КГБ отрабатывало вариант сознательного вредительства.
Однако ни одна из этих версий не нашла подтверждения. Свою роль здесь сыграла элементарная халатность на производстве. Проверяя состояние «Союза», выяснилось: многие гайки просто не были закручены нужным образом, что и привело к отказу клапана.
Москва. Похороны трагически погибших членов экипажа космического корабля
На следующий день после трагедии все газеты СССР вышли с черными траурными рамками, а любые космические полеты были прекращены на 28 месяцев. Теперь в обязательной экипировке космонавтов предусматривалась скафандры, но ценой этому стали жизни трех летчиков, так и не увидевших яркого летнего солнца на родной Земле.
Светлая им память!