в каком году по хиджре произошла битва при бадре
Этот день в истории: 624 год — победа мусульман в битве при Бадре
Во втором году по хиджре семнадцатого числа месяца Рамадан (17 марта 624 года) у селения Бадр, в 80 милях от Медины (запад Аравийского полуострова), состоялось первое крупное сражение между мусульманами и язычниками-курайшитами.
В мекканский период деятельности Мухаммада он и его сподвижники подвергались всяческим нападкам, угрозам, бойкотам, избиению, издевательствам, угрозе смерти. Это побудило Мухаммада переселиться в Ясриб (Медину), где решили принять ислам. У Мухаммада появилась поддержка населения Медины и армия. Но армия его врагов курайшитов была более многочисленной.
Мусульмане, узнав об этом, решили забрать свое имущество и начали преследовать караван. В защиту каравана из Мекки вышла армия, состоящая из 1000 человек, 100 из которых были всадниками на лошадях, 700 — на верблюдах, а остальные — пешие. Войско язычников прибыло к селению Бадр и расположилось возле источника воды.
8 числа месяца Рамадан из Медины выдвинулась армия из трехсот мусульман. 83 воина были из числа бежавших из-за преследования язычниками мусульман из Мекки, 61 — из племени ауситов, остальные — ансары (жители Медины).
Трехкратное превосходство врага мусульмане обнаружили, только когда оказались близ предместий Сафры. Несмотря на это, Мухаммад решил не отступать и дать бой, и 17 числа месяца Рамадан два войска встретились.
Битва началась с поединков. Все сразу же пошло так, как будто само небо и правда было на стороне правоверных. Дядя пророка Мухаммада Хамза и племянник Али сразили своих соперников с одного удара. Потом началось общее наступление, и мусульмане ринулись вперед.
Сраженные наповал, вожди язычников падали один за другим, и вскоре их войско было разбито. Согласно преданиям, в этом бою впервые прозвучал клич «Аллаху акбар» (Аллах велик).
Всего курайшиты потеряли убитыми 70 человек. У мусульман погибли 14 воинов. Мухаммад приказал собрать трупы язычников и захоронить их в одном из безводных колодцев.
Победа мусульман под предводительством Мухаммада в этом бою стала поворотным пунктом в их борьбе против курайшитов. Она усилила распространение ислама. Участников битвы при Бадре мусульмане называют асхаб аль-Бадр.
В марте 624 г. нападение мединских мусульман на мекканский караван из 1000 верблюдов с грузом на сумму около 50 000 динаров, возвращавшийся из Сирии и возглавляемый Абу Суфйаном, развернулось в целое сражение, известное под именем «битва при Бадре».
Мухаммад (мир ему и благословение) продолжал следить за караваном курайшитов, упущенным в джумада ал-ула второго года хиджры во время похода в Ушайру и ушедшим в Сирию. Для этого туда были отправлены Талха ибн Убайдаллах и Саид ибн Зейд, которые поспешили вернуться в Медину, увидев, что караван возвращается обратно, чтобы сообщить об этом Пророку (мир ему и благословение).
Абу Суфйан же, когда прибыл в Хиджаз, узнав о намерениях Мухаммада (мир ему и благословение), договорился с неким Дамдамом ибн Амром ал-Гифари, что тот за определённую плату отправится в Мекку к курайшитам, поднимет их на защиту своего имущества.
Ибн Хишам приводит сон, который увидела Атика бинт Абд ал-Мутталиб, поэтесса и ведунья из рода хашим, приходившаяся Мухаммаду (мир ему и благословение) тётей за три ночи до прибытия Дамдама в Мекку, после чего она, сильно напуганная, позвала своего брата ал-Аббаса ибн Абда ал-Мутталиба и рассказала ему следующее: “ Брат! Клянусь Аллахом, сегодня ночью приснился мне страшный сон. Я боюсь, что он несёт твоим людям беды и несчастья. Сохрани в тайне то, что я тебе скажу”. Брат спросил: “Что же тебе приснилось?”. Атика отвечала: “Я увидела, как к нам скачет всадник на верблюде. Всадник остановился в долине ал-Абтах и закричал громким голосом: “Что же не спешите вы, вероломные люди, к гибели вашей через три дня?”. Вокруг него начали собираться люди. Он въехал в мечеть, и люди последовали за ним. Окружили его, и вдруг он оказался со своим верблюдом на крыше Каабы, откуда ещё раз прокричал: “Что же не спешите вы, вероломные люди, к гибели вашей через три дня?”. Затем он предстал на своём верблюде на вершине горы Абу Кубайс и опять прокричал то же самое. Потом он схватил камень, бросил его, и камень полетел вниз. Упав наземь у подножия горы, камень разбился вдребезги. И не осталось ни одного дома в Мекке, куда не залетел бы его осколок”. Тут ал-Аббас воскликнул: “О Аллах, ну и сон! Не говори о своём сне никому”.
Затем ал-Аббас вышел и встретил ал-Валида ибн Утбу ибн Рабиа, с которым дружил, и рассказал ему об этом сне, попросив держать всё в тайне. Но ал-Валид не сдержал обещания, и вскоре по Мекке поползли слухи, и курайшиты стали обсуждать сон на своих сходках.
Через три дня в Мекке раздался крик Дамдама: “Курайшиты! Благовония и ткани! Целый караван! Добру вашему, что везёт Абу Суфйан, преградил путь Мухаммад (мир ему и благословение) со своими сподвижниками. Мне кажется, вы можете и не получить своё добро. На помощь! На помощь!”.
Мухаммад (мир ему и благословение) выступил по направлению к Бадру, месту, расположенному в ста пятидесяти пяти километрах к юго-западу от Медины, в воскресенье 10 марта (14 рамадана) 624 г. Мекканцы в этот момент были примерно на том же расстоянии от Бадра между ал-Усфаном и ал-Кудайдом.
Район Бадра был со всех сторон окружен высокими горами, в которых есть только три прохода, идущих с севера, юга и востока. Жители Медины добирались до Бадра через северный проход, в то же время служивший и главной дорогой для торговых караванов, следовавших из Сирии в Мекку. Поэтому для мусульман не составило бы никакого труда запереть караван курайшитов по достижении этого места и принудить их к сдаче его в плен.
В двух переходах от Бадра Пророк (мир ему и благословение) послал разведку, которая сообщила, что караван прибудет если не завтра, то послезавтра, но Абу Суфйан, торопивший свой караван, прибыл раньше, узнал о разведке, обошел Бадр с запада по берегу Красного моря и послал гонца навстречу мекканскому войску, чтобы предупредить, что благополучно миновал опасное место и помощь больше не нужна. Это известие, полученное при подходе мекканского войска к ал-Джухфе, вызвало раскол среди мекканцев: многие сочли, что после спасения каравана нет смысла продолжать поход и проливать кровь собратьев, как бы они ни провинились, порвав узы родства и последовав за Мухаммадом (мир ему и благословение). Той же ночью зухриты тайно покинули лагерь, а на следующий день с дороги повернули назад адиты, издавна враждовавшие с абдшамс. Таким образом мекканское войско сократилось примерно на полторы сотни бойцов.
Заколебался даже вождь абдшамс Утба бин Рабиа, на котором лежал долг отомстить за ал-Хадрами, убитого в Нахле, остававшийся единственной веской причиной для сражения с мусульманами (см. итоги восьмого набега, предпринятого Пророком (мир ему и благословение) непосредственно перед Бадрским сражением). Он изъявил готовность взять на себя уплату виры родственникам убитого при Нахле, чтобы уничтожить последнюю причину, толкавшую на сражение с сородичами. Это действительно сделало бы поход в глазах участников бессмысленным, и Абу Джахл принял все меры, чтобы помешать уладить конфликт. Он обозвал Утбу трусом, высказал подозрение, что тот боится сражения со своим племянником Мухаммадом (мир ему и благословение) и сыном, находившимся в его войске, а в довершение всего сыграл на родственных чувствах брата убитого, сказав ему, что Утба хочет откупиться, и тот в самой обидной форме публично обвинил Утбу в вероломстве. Всё это настолько задело самолюбие старого вождя, что он ради доказательства собственной храбрости отказался от первоначального намерения.
Сам Мухаммад (мир ему и благословение) воспринимал предстоящее сражение как поединок между верой (иман) и неверием (куфр). Когда до выступления к Бадру Пророк (мир ему и благословение) молился в мечети Кубба, то говорил: “О Аллах! Если Ты погубишь сегодня этот отряд, то больше некому будет поклоняться Тебе”. Согласно мусульманскому преданию, присутствовавший при этом Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) взял его за руку и сказал: “Ты будешь вознаграждён по достоинству твоему, о посланник Аллаха (мир ему и благословение), ты был настойчив в мольбе к Твоему Господу”. Согласно этому же хадису, рассказанному ибн Аббасом, Пророк (мир ему и благословение) был в кольчуге и, выйдя из мечети, говорил: “Они все будут разгромлены и повернут вспять, настал час встречи с ними, час их поражения, и я свершу его”.
Мухаммад (мир ему и благословение) подошёл к Бадру в четверг вечером 14 марта (18 рамадана) и, конечно, к этому времени должен был знать, что караван уже ускользнул от него.
Как бы то ни было, мусульмане первыми подошли к месту будущего сражения и приготовились к нему: по совету Хаббаба ибн ал-Мунзира засыпали часть колодцев, чтобы оставить противника без воды, заняли удобную позицию, поставили шатёр, который должен был служить для Пророка (мир ему и благословение) командным пунктом, и выставили вокруг него охрану из молодых ансаров под командованием Сада ибн ал-Мунзира. Мухаммад (мир ему и благословение) вдохновлял своих воинов обещанием помощи от Аллаха. По преданию, после того, как силы отряда были распределены, он направился на поле боя, указывая рукой на то или иное место и говоря: “Здесь погибнет такой-то, а здесь такой-то”. Затем мусульмане, совершив ритуальную молитву, пошли спать, будучи уверенными в завтрашнем успехе. Мекканцы, втайне надеявшиеся, что мусульмане, увидев их численный перевес, уйдут без боя, были неприятно поражены решимостью своего противника.
Бойцам было велено не вступать в сражение без приказа: “Когда они приблизятся, начинайте обстреливать их из луков и стреляйте как можно чаще, но не извлекайте мечей из ножен, пока они не навалятся на вас”.
Поединки и сражение.
Бой, как обычно, начался поединками. Защитить своё доброе имя перед соплеменниками выехал Утба ибн Рабиа со старшим братом Шайбой и сыном ал-Валидом. Их вызов приняли Али, Хамза и Убайда ибн ал-Харис.
Али и Хамза быстро справились со своими соперниками Шайбой и ал-Валидом, а Убайда его противник Утба нанесли друг другу по ране. Подоспевшие ему на помощь Али и Хамза зарубили Шайбу и унесли Убайду с поля боя.
Многобожники, недовольные исходом единоборств, преисполнились гневом, бросились на ряды мусульман в едином порыве.
Стремительному натиску мекканской конницы Пророк (мир ему и благословение) противопоставил неподвижный строй пехоты с плотно сомкнутыми щитами. Видимо, конная атака мекканцев не прорвала этот стойкий пеший строй мусульман, что обескуражило мекканцев, не слишком-то рвавшихся в бой, и когда наиболее рьяные бойцы из абдшамс и махзум во главе с Абу Джахлем были убиты, а знаменосцы взяты в плен, то остальные, несмотря на численный перевес, побежали от отчаянно сражавшихся мусульман. На поле боя осталось лежать семьдесят убитых мекканцев, столько же попало в плен.
После начала сражения Пророк (мир ему и благословение), обращаясь к Абу Бакру, сказал: “Радуйся, о Абу Бакр, ибо пришла к тебе помощь Аллаха! Вот Джабраил ведёт под уздцы своего коня, и пыль клубится по сторонам, ибо Аллах сегодня послал на помощь мусульманам тысячу ангелов, следующих за Джабраилом”. Ан-Навави приводит достоверный хадис из “Сахих ал-Бухари”, в котором Рифаа ибн Рафи аз-Зураки рассказывает: “Однажды Джабраил явился к Пророку (мир ему и благословение) и спросил: “Кем вы считаете тех из вас, кто участвовал в битве при Бадре?”. Пророк (мир ему и благословение) ответил: “Лучшими из мусульман”. Джабраил сказал: “Такими же являются и ангелы, принимавшие участие в битве при Бадре”.
Согласно преданию, во время сражения в образе Сураки ибн Малика на поле присутствовал иблис, оказывавший помощь мекканцам и побуждавший их к сражению с мусульманами. Но когда он увидел сражающихся ангелов, то повернул вспять, побежал в сторону Красного моря и бросился в его воды.
Умар, который находился рядом, спросил: “О посланник Аллаха, как же обращаешься ты к телам, в которых нет духа?!”, на что Мухаммад (мир ему и благословение) ответил: “Они не хуже вас слышат мои слова, только не могут ответить”.
Разгромленные мекканцы, наполненные жаждой мести, бесславно возвращались домой навстречу воплям и проклятиям вдов. Абу Суфйан, став теперь вождем курайшитов, поклялся отомстить за поражение.
На следующий день, миновав ущелье ас-Сафра, за которым можно было чувствовать себя в безопасности от возможного контрнападения мекканцев, мусульманское войско приступило к приятному процессу раздела добычи. Мухаммад (мир ему и благословение) получил лучший меч, имевший собственное имя Зу-л-Факар, и рыжего верблюда-скорохода, принадлежавшего Абу Джахлю. Получили долю даже те, кто отсутствовал по уважительной причине: Усман, оставшийся в Медине при умиравшей жене, воин, сломавший ногу по пути к Бадру, разведчики, не участвовавшие в бою. Два владельца коней получили на них по две дополнительные доли.
Здесь же, у ас-Сафра, Али по приказанию Мухаммада (мир ему и благословение) обезглавил ан-Надра ибн ал-Хариса, которого Мухаммад (мир ему и благословение) ненавидел за язвительные насмешки. На следующий день в Ирк аз-Зубйа Пророк велел казнить Укбу ибн Абу Муайта, который был одним из его наиболее ярых преследователей.
Уроки Бадрского сражения.
Сражение у колодцев Бадра, произошедшее между мусульманами и курайшитами-язычниками, по праву считается этапным событием, оказавшим огромное влияние на весь последующий период истории Ислама. Победа, одержанная мусульманами, имела решающее значение в распространении новой веры, так как всерьёз подорвала позицию мекканцев, одержимых в идолопоклонстве.
Победа у Бадра ещё больше подняла политический и религиозный авторитет Мухаммада (мир ему и благословение), положив начало его активным действиям против врагов Ислама в Медине и на всём Аравийском полуострове.
Бадрское сражение нашло своё отражение в многочисленных аятах Корана. В частности, ему посвящена сура “Добыча” в Коране.
Значение Бадрского сражения огромно для укрепления идеологии джихада в мединской умме и последующего распространения исламской проповеди на Аравийском полуострове.
Во-первых, сражение продемонстрировало, что вера (иман) в религию Аллаха овладела не только мухаджирами, коих в числе его участников было меньше, но и мединскими ансарами. Свидетельством же их веры стало, собственно, само их вступление на путь джихада. В Бадре Мухаммаду (мир ему и благословение) и мусульманам удалось доказать не только силу своего военного превосходства, но и мощь исламской проповеди. Они смогли, по крайней мере, расшатать позиции тех, кто до этого не верил в миссию Мухаммада (мир ему и благословение) и в то, что она исходит не от него лично, а от Аллаха, Который желает посредством новых законов утвердить на земле государство, основанное на истине, справедливости и глубокой убеждённости.
В-третьих, Бадрское сражение впервые позволило заявить и о военном опыте мусульман. Оно показало, что при необходимости мусульмане должны быть готовы и к демонстрации силы с целью устрашить врагов Аллаха.
(В средневековых арабских хрониках военные экспедиции мусульман, во главе которых Мухаммад назначал амиров называются сарайа (ед.сарийа). Походы с участием Пророка названы газв.)
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Сражение при Бадре: стратегическая победа ислама в борьбе со злом
Битва при Бадре вошла в историю ислама как поворотная точка в противостоянии с многобожниками. Она состоялась во втором году по Хиджре, в месяц Рамазан (17-й день).
Бадр – ныне небольшой город, расположенный в 130 километрах от Медины. С давних времён это место оказывалось на пути караванов, которые связывали богатую и влиятельную Мекку с другими городами и странами арабского мира – прежде всего, из Ближнего Востока (Сирии). Через два года после переселения мусульман из Мекки в Ясриб (Медину) Бадр стал местом ожесточённого противостояния войска правоверных численность в 300 с лишним человек (300-317 по разным источникам) с курайшитами, под боевыми рядами которых оказалось в разы больше солдат – от 1300 до 2000.
Причина битвы при Бадре
Как было отмечено ранее, эпохальное сражение произошло тогда, когда мусульмане уже покинули Мекку и основались в Медине. Верующие в Единого Творца на протяжении нескольких лет, находясь в крайне непростом положении, были вынуждены терпеть издевательства со стороны многобожников. Перечислению трудностей и тягостей, с которыми сталкивались мусульмане в первые годы призыва Пророка Мухаммада (с.г.в.), можно посвятить отдельный, огромный по объёму материал, но здесь мы не будем останавливаться на деталях.
Тотальная ненависть по отношению к миссии Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.) привела впоследствии к двум волнам миграции мусульман из Мекки – сначала в Эфиопию (без Мухаммада, с.г.в.), а потом в Медину (уже с Пророком, с.г.в.). В результате этих процессов верующие теряли практически всё ранее нажитое честным трудом имущество.
После отъезда из Мекки Посланнику Аллаха (с.г.в.) удалось сформировать общественный консенсус между жителями Медины (их стали называть ансарами – помощниками, людьми, готовыми помочь братьям по вере) и мухаджирами (мусульманами, переселившимися из Мекки). Заручившись поддержкой местных жителей, Пророком (с.г.в.) было принято решение вступить с мекканскими многобожниками в открытое противостояние. Учитывая тот факт, что мусульмане остались практически ни с чем после переселения, в качестве цели для первых атак были выбраны караваны, в которых перевозились богатства мекканской экономической и политической элит.
Однако мнение о том, что мекканцы фактически оставят на произвол судьбы свои богатства, было ошибочным. Предводитель каравана Абу Суфьян всерьёз опасался мести со стороны мусульман, из-за чего вёл себя весьма мнительно и находился на постоянной связи с разведчиками и гонцами, которые помогали наладить коммуникацию с имевшимися в Мекке военными силами. После того, как стало понятно, что мусульмане готовятся к удару, мекканцы за очень короткое время сумели мобилизовать в свои ряды 1300-2000 человек и организовать снабжение войска всем необходимым посредством помощи от 9 самых влиятельных и богатых жителей города.
Ход сражения и его итог
Грамотная разведка позволила Абу Суфьяну опередить войско мусульман и пойти в обход изначально предполагавшегося маршрута. Тем не менее, этот факт стал причиной разногласий в рядах мекканского войска, которое шло на помощь каравану. Нашлись как те люди, которые не хотели вовсе воевать, так и те, кто настаивал на решительном ударе по мусульманам, дабы в дальнейшем начать полномасштабное наступление на Медину. Естественно, отсутствие единства в отношении общей стратегии повлияло на боеготовность многочисленного войска мекканцев.
У мусульман также были сомнения относительно дальнейшей перспективы похода после того, как стало ясно, что караван мекканцев уходит от основного пути, и навстречу к ним (мусульманам) выдвигается войско из Мекки. Заключительный Божий посланник (с.г.в.), верно оценив весь масштаб военно-политической ситуации, в которой неожиданно оказалась его армия, принял решение принять вызов и доблестно сражаться на ратном поле с противником.
В итоге сражение состоялось. Мусульмане, несмотря на значительный численный перевес противника, сумели одержать победу.
Битва при Бадре стала примечательна несколькими моментами. Во-первых, в делах двух сторон активное участие принимали ангелы и сатана Иблис, соответственно. Если последний всеми силами настраивал мекканцев на кровопролитие в битве с мусульманами, то ангелы помогали мухаджирам и ансарам в противостоянии превосходящему по численности противнику. Во-вторых, битва при Бадре стала одним из примеров того, как должны вестись военные действия последователями ислама. То есть акцент был сделан на то, чтобы противник понял, насколько сильна гуманитарная составляющая в военной доктрине мусульман. Милость миров Мухаммад (с.г.в.) призвал своих сторонников не убивать и не калечить сильно тех, кто хорошо и нейтрально относился к мусульманам в Мекке, избежать разного рода зверств в отношении пленных. Это привело к тому, что, несмотря на многосотенную численность сражающих с обеих сторон, на боевом поле погибли 14 мусульман и 70 мекканцев.
Значение битвы при Бадре
Богословы, занимающиеся толкованием текста Священного Корана, отмечают, что по поводу этой битвы в Книге имеется целая сура – «Аль-Анфаль» («Добыча» или «Трофеи»). Посыл, который был заложен в этой коранической главе Всевышним Аллахом, кардинально отличается от того, что обычно говорят полководцы, военачальники и политики по поводу побед на ратном поле. В 8-й суре нет и намёка на то, чтобы мусульмане отнеслись к победе как к их собственному подвигу. По сути, акцент делается на нравственном и этическом совершенствовании верующих, являющемся основой для всего базиса исламской уммы, которая в тот момент только выстраивалась. Наш Творец подчёркивает, что истина на стороне мусульман. Но сами последователи Его Заключительного посланника (с.г.в.) должны избежать греха горделивости и быть благодарными:
«Не забывайте о том, насколько мало вас было и как слабы вы были на самом деле. У вас были опасения, что противник не оставит вам никаких шансов. Но Всевышний Аллах помог вам, предоставил прибежище. Его поддержка стала ключевой для победы, чтобы вы поняли, насколько важно быть благодарными Ему» (8:26)
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Бадр – великая битва в истории Ислама
Ночь семнадцатого числа месяца Рамадан была названа «ночью различения» (лайлат аль-фурк`ан). Это ночь, в которой Всевышний Аллах возвысил слова веры над словами неверия и отделил истину от лжи, ночь, в которой Всевышний Аллах показал свою религию и отличил дурное от благого. В эту ночь произошли и два важных события в истории Ислама.
Первое важное событие заключается в том, что 17-я ночь месяца Рамадан, согласно достоверным мнениям, является ночью, в которой был ниспослан Коран.
شهر رمضان الذي انزل فيه القران هدي للناس وبينات من الهدي والفرقان. سورة البقرة <الآية-185>.
Второе важное событие заключается в том, что в ночь 17-го Рамадана произошло сражение при Бадре.
Причины сражения при Бадре
Сражение при Бадре – это первое большое сражение мусульман. До него Посланник Аллаха тоже выходил сражаться, но не было битвы. Теперь же Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), выступил с целью арестовать караван курайшитов взамен тому, что эти курайшиты забрали у них дома, имущество, и лишили всего. Для ареста каравана вышел отряд из 313 человек, в котором было восемьдесят два мухаджира, шестьдесят один из племени Авс и сто семьдесят из племени Хазрадж. Не было ни одного дома торговцев Мекки, доля имущества которых не была бы в этом караване, куда знатные курайшиты собрали свое лучшее имущество.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) выступил из Медины по направлению к Бадру, месту, расположенному в ста пятидесяти пяти километрах к юго-западу от Медины. Для успеха подобной операции было абсолютно необходимо сохранить втайне от людей, идущих с этим караваном, факт выхода отряда мусульман из Медины. Для этого Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сначала двинулся в путь совсем в другом направлении и только потом свернул к Бадру.
Во главе каравана курейшитов из тысячи верблюдов стоял Абу Суфьян. Абу Суфьян был очень умным человеком. Он услышал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) с группой людей в пути, поэтому решил свернуть с обычного пути и добраться до Мекки дорогой, идущей вдоль берега моря. Кроме того, он отправил человека, которого звали Дамдам в Мекку, с наказом: «Если ты доберешься до Мекки, то разорви на себе одежду так, чтобы оголился твой аврат, сбрей голову и покрой себя грязью. Потом зайди на собрание знатных людей – курайшитов и крикни громко при них: “Мухаммад захватил караван!”».
Абу Суфьян знал, что Пророку (мир ему и благословение) и его сподвижникам нельзя давать повод. Курайшиты поднялись в гневе, хотя все они боялись, потому что Пророк (мир ему и благословение) сказал им – и Абу Джахлу, Абу Лахабу, Убай ибн Халафу, Утба и Укба, сыновьям Раби’а, что он убьёт всех их. Каждый сомневался, никто не хотел пойти на помощь, даже Абу Джахль. Но некоторые курайшиты заставили его, сказав: «Если ты сегодня не выйдешь, арабы начнут про тебя плохо говорить». Они так привели его в ярость, что он сказал: «Купите мне самого сильного, самого лучшего верблюда во всей Мекке». Курейшиты быстро подготовились к походу и вышли из города. Когда их войско достигло Джухфы, они получили послание Абу Суфьяна, в котором он извещал о том, что ему удалось избежать опасности столкновения, и предлагал им вернуться в Мекку. Многие участники похода стали собираться в обратный путь, однако Абу Джахль из гордости и высокомерия отверг это предложение, в результате чего назад вернулись только люди из рода бану Зухра в количестве трёхсот человек.
Поддержка ансаров и мухаджиров
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), узнав о возвращении части мекканцев назад, созвал сподвижников на совет и сказал: «Советуйте мне, о люди». Тогда встал Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) и сказал: О, Посланник Аллаха, делай то, что делал, а мы последуем за тобой». То есть, мы с тобой и в горести, и тягости. Посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), обрадовался и ничего не ответил ему, а снова повторил: «Советуйте мне, о люди». Умар (да будет доволен им Аллах) вставал и говорил хорошую речь, а после него со своего места поднялся аль-Микдад, сказавший следующее: «О посланник Аллаха, клянемся Аллахом, что не станем мы говорить того, что сказали Мусе (мир ему) сыны Исраила, сказавшие: «Иди и сражайся вместе со своим Господом, а мы будем сидеть здесь!» Нет, мы будем сражаться справа и слева от тебя, впереди и позади тебя!» Услышавшего эти слова лицо Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) засияло от радости, он повторил эту речь аль-Микдада. В ответ встал молодой парень в возрасте 25 лет, господин племени Авс Саад ибн Му’аз и уточнил: «О, Посланник Аллаха, ты, наверно, имеешь ввиду нас, ансаров?» Он произнёс: «Да».
Ансары присягнули Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) в местности Акаба, в Мине, что будут помогать ему, и это было первым испытанием для ансаров (жителей Медины).
Саад ибн Му’аз сказал: «О, Посланник Аллаха, отправляйся туда, куда хочешь, поистине, если даже отправишься до местности Барк аль-Гимад[1], мы пойдём за тобой. Клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной, если ты отправишься по морю, то мы тоже отправимся с тобой и не отстал бы от тебя ни один! Мы не имеем ничего против того, чтобы завтра ты повёл нас на врага, ведь мы привыкли к войне и никогда не дрогнем, и, может быть, Аллах даст тебе увидеть в нас то, что порадует тебя! Веди же нас с благословения Аллаха!» Ещё он сказал: «О Посланник Аллаха, бери, что хочешь из нашего имущества, а что хочешь, оставь. Клянусь Аллахом, то, что ты возьмешь, лучше для нас, чем то, что оставишь нам». Потом он сказал: «О, Посланник Аллаха, позволь нам построить тебе паланкин позади нас. Пусть будет у тебя паланкин позади войска, вдруг, если случится что-нибудь, чтобы ты мог вернуться в Медину, поистине там есть люди, которые любят тебя не меньше, чем мы». Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), был рад услышать это и сказал: «Тогда ступайте и радуйтесь, ибо Всевышний Аллах обещал мне либо то, либо другое, и я, как будто воочию, вижу гибель этих людей!»
Путь к Бадру
После этого мусульмане продолжили свой путь к Бадру, и, подойдя к нему в ту же ночь, что и многобожники, остановились около северного горного прохода. На это место указал Хаббаб ибн аль-Мунзир, сказавший, что следует подойти к воде ближе и быстрее мекканцев, чтобы самим запастись водой, а потом засыпать колодцы и заставить врага мучиться от жажды, что и было сделано. Заняв свои позиции, мусульмане поставили паланкин, который должен был служить для Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) командным пунктом, и выставили вокруг него охрану из молодых ансаров под командованием Саада ибн аль-Мунзира.
Ночью Аллах послал на землю дождь, и всё было так, как Сам Он сказал об этом:
«И по воле Его охватила вас дремота, принесшая с собой уверенность, и ниспослал Он с неба воду, чтобы очистить вас ею, удалить от вас скверну Шайтана, вселить в ваши сердца мужество и укрепить этим ваши стопы».
Подготовка к бою и помощь ангелов
Наутро, в пятницу семнадцатого Рамадана 2 года Хиджры (624 г.) противники стали сходиться. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) перед боем обратился к Аллаху с мольбой. Увидев это, Абу Бакр (да будет доволен им Аллах), который сидел в паланкине, пожалел его, подошёл к нему, обнял его, и плача, сказал: «О, Посланник Аллаха, достаточно умолять Своего Господа. Клянусь Аллахом, Аллах исполнит Свое обещание тебе».
Во время сражения Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сначала забылся коротким сном, а потом поднял голову и сказал: «Радуйся, о Абу Бакр, ибо пришла к тебе помощь Аллаха! Вот Джибриль ведет под уздцы своего коня, и пыль клубится по сторонам, ибо Аллах сегодня послал на помощь мусульманам тысячу ангелов, следующих за Джибрилем!»
Это были ангелы с чалмами из шерсти, обмотанными вокруг головы. Они снизошли и сражались вместе с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). После того, как поддержал его ангелами, количество которых было тысяча, Аллах сказал: «И нет победы, кроме как от Аллаха. Даже те ангелы, которыми Мы тебя поддержали, о, мой любимец, они не помогут тебе никак. Истинная победа исходит только от Меня». «И нет победы, кроме как от Аллаха. Если вы поможете Аллаху, то и Он поможет вам».
Начало битвы при Бадре
А затем Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) двинулся вперед, повторяя слова Всевышнего Аллаха: «Разбито будет это сборище, и будут они обращены вспять!», набрал горсть мелких камешков и стал бросать их в лица многобожников со словами: «Да исказятся ваши лица!», и не было такого многобожника, которому эти камешки не попали бы в глаза или в ноздри! И об этом Всевышний Аллах сказал так: «Не ты бросал, бросая, это Аллах бросал. ».
После этого Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) велел мусульманам атаковать многобожников, скомандовав: «Вперед!» и побуждая их к бою. И мусульмане бросились в атаку, сминая ряды многобожников, воодушевлённые тем, что вместе с ними сражается и сам Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). При этом им помогали ангелы. Часто многобожники не могли понять, кто же наносит им удары. В конце концов, мекканцы потерпели полное поражение и обратились в бегство, а мусульмане стали преследовать их, убив часть беглецов и захватив часть их в плен. Во время этого сражения в образе Сураки ибн Малика на поле присутствовал Иблис, оказывавший помощь мекканцам и побуждавший их к сражению с мусульманами, однако, когда он увидел сражающихся ангелов, то повернул вспять, побежал в сторону Красного моря и бросился в его воды.
Сподвижники, участвовавшие в битве при Бадре
У Посланника Аллаха в битве при Бадре была только одна лошадь. Из 313 человек было меньше десяти, у которых были мечи. Бывало так, что Посланник Аллаха давал некоторым палку, и как только тот брал её, она в его руках превращалась в меч. Известному сподвижнику Укашат Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) дал свой посох, и он превратился в меч в его руках. Он сражался этим мечом, пока не умер, после чего его дети хранили и передавали по наследству этот меч как ценную реликвию.
Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) выстраивал, сплачивал ряды, держа одну веточку в руках, сподвижник Савад немного вышел вперед. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), ткнув в его живот, причинил ему боль, и говорил: «Встань в ряд, встань в ряд». Тогда сподвижник сказал: «О Посланник Аллаха, ты причинил мне боль!». Он спросил его: «Что ты хочешь?» Сподвижник ответил: «Хочу отплатить тем же. Ты ударил меня, и я ударю тебя». Посланник Аллаха (мир ему и благословение) отдал ему эту палочку со словами: «Возьми, получи свое». Тот говорит: «О Посланник Аллаха, ты ударил меня в живот, когда он был открыт». Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) поднял одежду и обнажил своё тело, которое сияло. Тогда сподвижник Савад подошел к нему и поцеловал взнак уважения. Удивлённый Посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует) спросил его: «Что подвигло тебя на это, о Савад? Почему ты это сделал?» Он ответил: «О, Посланник Аллаха, ты знаешь, что нас ожидает. Я же хотел, чтобы последним моментом, связанным с этим миром, было прикосновение к тебе». Тогда Посланник Аллаха обрадовал его: «Огонь не коснётся тех, кто коснулся тела пророков».
Смерть Абу Джахля
Потери при Бадре
Достоинства участников сражения при Бадре
Джибриль спросил Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) после сражения: «О, Мухаммад, какими вы считаете участников битвы при Бадре, то есть, каково их положение среди вас?» Он сказал: «Они лучшие из нас». «Также и мы»,– ответил Джибриль,- «участники сражения при Бадре считаются самыми лучшими из нас». Те люди, которые сражались с ним, также являются лучшими людьми Земли. Этой ночью небеса и земля объединились для выполнения миссии. Ангелы никогда не воевали и не брали в руки мечи, кроме как в эту ночь. А в другие ночи они приходят и помогают верующим.
По истечению многих лет возникла тяжёлая проблема с одним из участников битвы при Бадре Хатыбом ибн Аби Бальтаъ. Решением относительно этого человека должна была стать его казнь за то, что он предал Посланника Аллаха (мир ему и благословение) в восьмом году хиджры, то есть, через шесть лет после той битвы. Люди сказали: «О Посланник Аллаха, это предатель, и необходимо его убить». Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Он участвовал в битве при Бадре. Откуда вы знаете, может Аллах посмотрел на участников битвы при Бадре и сказал: «Делайте, что хотите, ибо Я вам простил все»? Есть разные виды неприкосновенности. Этот человек заработал неприкосновенность только лишь тем, что он является участником битвы при Бадре».
Уступайте место участникам сражения при Бадре
После сражения Ухуд Посланник Аллаха (мир ему и благословение) молился в одной маленькой мечети, а она была полна сподвижниками, и вошел один из ветеранов Бадра. Он не нашел место в мечети, никто не уступил ему место. Он огляделся и сел где-то далеко. Всевышний Аллах ниспослал аят на этот счет: «О те, которые уверовали! Когда вас просят на собраниях сесть пошире, то садитесь пошире, и Аллах одарит вас местом просторным». Этот аят ниспослан в отношении участников битвы при Бадре. Если один участник битвы при Бадре придёт на маджлис Посланника Аллаха, то непременно должны ему уступить место. Если даже опоздает, он должен сесть впереди.
Слова учёных о сражении при Бадре
Эта ночь – «ночь различения» (лайлат аль-фурк`ан) и это событие настолько велики, что их результат имел огромное значение не только для сподвижников, но и для последующих поколений и для всей уммы в целом.
Учёные упоминают другой вопрос, касающийся битвы при Бадре и его участников:
Имам ас-Суюти и многие другие говорят, что «каждая эпоха нуждается в людях, у которых сердца подобны сердцам участников битвы при Бадре.
Хасан ал-Басри говорил табиинам: «Я застал 70 участников битвы при Бадре, если бы вы их увидели, то вы б подумали, что они сумасшедшие. А если бы они увидели вас, то подумали бы, что вам не нужно благо». То есть, подумали бы, что у этих людей нет религии. Увидевшие приняли бы их за сумасшедших из-за их непоколебимости, из-за их великодушия, из-за их поразительного упования на Аллаха. Это и есть невиданная обращённость к Аллаху, которая заставила их забыть всё, кроме Аллаха. Это и есть искренность, которую Аллах даровал им.
313 особое число
Количество воинов Посланника Аллаха (мир ему и благословение) в битве при Бадре было 313. Такое же количество было вместе с Талутом, когда Давуд воевал с Джалутом (Голиафом). В некоторых рассказах передаётся, что первыми, кто присягнёт Имаму Махди, который выйдет ближе к концу света, и о котором Посланник Аллаха (мир ему и благословение) рассказал нам в достоверном хадисе, будут 313 человек.
Учёные говорят, что в каждое время должно быть 313 человек, сердца и качества которых подобны сердцам участников битвы при Бадре, ради которых Аллах отвращает бедствия от мира и людей.
Мы знаем, что самым ценным в человеке является душа, жизнь. А их души были самыми бесценными, но они с лёгкостью отдавали свои души на пути служения своему Любимцу (да благословит его Аллах и приветствует). Этими высокими чувствами были преисполнены они, а также их отцы, матери и жёны, находившиеся дома. Если Всевышний создал что-то в каком-то месте, это явление повторяется каждый раз, когда повторяется время. Мы нуждаемся в том, чтобы глубоко прочувствовать происходившее в битве при Бадре, и тайну, которую открыл Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) после битвы для будущих поколений.
[1] Местность в Йемене. То есть он имел ввиду с этим, что они готовы пойти за Пророком даже в такую даль.