в каком году писали пером и чернилами
Перьевые ручки, чернила и уроки чистописания. Предметы, которые остались в прошлом
Уважаемые читатели, предлагаем вашему вниманию новую рубрику. В ней мы хотим вместе с вами вспомнить вещи и предметы, уже вышедшие из употребления, без которых когда-то была немыслима наша жизнь. Надеемся, люди старшего поколения с удовольствием мысленно вернутся в прошлое, а молодежь лучше узнает, как жили их дедушки и бабушки.
Если у вас есть интересные идеи на этот счет — делитесь с нами. Телефон для связи: 2-14-05. Наш адрес электронной почты: gazeta_dbr@mail.ru
Что написано пером, не вырубишь топором. Суть этой поговорки, правда, немного в другом: напечатанное слово нельзя вернуть назад. Но и к нашей сегодняшней теме она тоже подходит: написанный чернилами текст практически невозможно стереть.
Перо и чернила были главными атрибутами школьника вплоть до начала 70-х годов, когда им на смену пришли шариковые ручки. Кстати, в те годы это вызвало немало критики: считалось, что именно «перьевое» письмо ставит у детей хороший почерк. Непременным спутником пера были чернильницы-непроливайки (позже появились перьевые ручки, заправлявшиеся чернилами из фабричных флаконов).
«Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь…»
В программу начальной школы в прошлом входили уроки чистописания. Школьники писали диктант. Учителем оценивались красивый почерк, аккуратность, отсутствие помарок, исправлений и чернильных пятен. Существовали даже специальные правила исправления: аккуратной вертикальной черточкой с наклоном справа налево зачеркнуть ошибку и над ней написать правильную букву.
Ветеран труда из Добринки Анатолий Зубков вспоминает.
Анатолий Зубков
— В 1948 году я впервые переступил порог Падворской начальной школы и наш учитель Андрей Степанович Тонких приступил к обучению нас грамоте и письму. Сначала писали простыми карандашами, а при получении первых навыков стали пользоваться перьевыми ручками. Ручки были деревянные с металлическими наконечниками, куда вставлялось пишущее перо. Причем для письма использовались металлические перья под №11, которыми писали с легким нажимом для выработки каллиграфического почерка.
Считалось, что красивый почерк можно было выработать только с помощью пера № 11, к чему стремились учителя, в начальных классах запрещалось пользоваться другими. А в старших классах уже разрешалось писать перьями под №35 с шишечкой на конце для мягкости писания. Из-за формы этих перьев ребята прозвали их лягушками.
Благодаря этому я научился писать красиво. Мои тетради по чистописанию даже размещались на выставках областного народного образования в городе Воронеже…
Экспонат из «домашнего музея»
Наталья Игнатова из Добринки — большой любитель старины. У нее дома даже есть коллекция предметов, которые могли бы занять достойное место в краеведческом музее. Среди них перьевая ручка и чернильница. Наталья сфотографировала их вместе с тетрадью, обернутой в газету за 1962 год (самую настоящую!). Получился такой вот набор ученика 60-х.
Такой вот «натюрморт» из старых школьных принадлежностей получился у любителя-фотографа Натальи Игнатовой.
— Именно такими наборами пользовались мы в школьные годы, — рассказывает Наталья. — Правда, эта ручка не моя, мне ее подарил Валерий Николаевич Волокитин, с которым мы живем на одной улице. Моей первой учительницей в Чуевской школе была Анна Александровна Тупикова. В первом классе мы не сразу начинали писать ручкой с пером, сначала карандашом — пока руку не набьем. Потом был специальный урок «Чистописание», где учились красиво и аккуратно писать, с нажимом в определенных частях буквы.
Наталья Игнатова.
Писать перьями было бы довольно удобно, если бы тетради были такие, как сейчас. Тогда же бумага была не такая гладкая, ворсинки попадали в разрез пера или перья за них цеплялись, и тогда на странице появлялась клякса. Пытаясь стереть ее, иногда до дырок протирали тетрадный лист. Да и чернильница, хотя и называлась непроливайкой, при резких движениях могла расплескать чернила. Поэтому шили специальные мешочки, чтобы не носить ее в портфеле.
Листок бумаги из школьной тетради Наталья Игнатова обнаружила среди страниц одной старой книги. Это яркий образец того, как с помощью чернильного пера у школьников вырабатывался красивый и разборчивый почерк.
Еще на фото есть перочистка. Их мы сами шили на уроках труда, чтобы вытирать перья, очищать от налипших ворсинок. Как видите, хлопот с такими ручками было немало. Но зато, чтобы писать пером, приходилось быть аккуратным, почерк вырабатывался лучше. Ведь при небрежном письме, как и неправильном положении пера, помарок получалось много.
В немецких школах от перьев не отказались
И сегодня среди педагогов встречаются те, кто уверен: перьевые ручки на начальном этапе обучения — это идеальный инструмент для письма, который развивает психомоторные способности ребенка. Более того, в наши дни есть страны, где школьники все еще пишут перьевыми ручками. Например, в Германии.
Мы связались с нашей землячкой Натальей Здроевски, которая уже 18 лет живет в немецком городке Гельзенкирхен, и попросили ее рассказать, как в школах Германии учат правописанию.
Наталья Здроевски.
У Натальи есть сын-четвероклассник Александр-Тимофей. Двойное имя довольно распространено в Германии. Вторая его половина — в честь дедушки Тимофея Андреевича Коняшкина, который живет в Добринке (он много лет работал педагогом на станции юных техников).
— Здесь на почерк особого внимания не обращают, — делится с нами Наталья. — Главное, чтобы он был более или менее разборчивым. А недавно хотели, вообще, письмо исключить из образовательной программы, как изживший себя элемент (повсеместно используется компьютерный печатный шрифт). В начальной школе сначала пишут простым карандашом и о каллиграфии речь не ведется. Просто это удобно: написанное можно подтереть ластиком и исправить допущенные ошибки.
Примерно со второго класса школьники начинают писать чернильными ручками, да и то на добровольной основе. При этом не запрещено использовать киллер чернил (белый карандаш для замазывания ошибок).
Вообще, что меня удивляет: учителя не обращают внимания на аккуратность ведения тетради. Наверное, сказывается наличие в классах большого количества мигрантов. Такое впечатление, что педагоги рады, если ученики хоть немного умеют разговаривать по-немецки. Я закончила в 1992 году Добринскую среднюю школу № 2 и могу утверждать, что нас учили ответственнее. Стараюсь держать обучение сына под контролем, за что даже услышала претензии от учительницы: не надо самой заниматься с ребенком, а то он в классе выделяется среди других учеников, а это неудобно. Представляете мою реакцию как мамы…
За плохой почерк двоек не ставят
В наших школах перьями не пишут. Но над проблемой красивого письма работают, начиная с первых дней пребывания ребенка в школе. Учитель начальных классов лицея №1 п. Добринка Елена Коробова уверена, что хороший почерк у ребенка можно выработать только постоянными занятиями как в школе, так и дома, под контролем родителей.
Елена Коробова.
— В школе за плохую каллиграфию оценок не снижают, — говорит Елена Дмитриевна, — но это не значит, что писать можно кое-как. Обязательно акцентирую внимание детей на красиво написанных ими словах и даже буквах. Это придает ребятам уверенности в себе и стимулирует желание работать над своим письмом. Советую родителям с раннего возраста развивать у детей мелкую моторику пальцев, от которой зависит формирование почерка. Малышам полезно (конечно, под присмотром взрослых) собирать мозаику, раскладывать пуговицы, к примеру, по цветам, отделять фасоль от гороха… И не жалейте для своих детей добрых слов и похвалы, но не просто так, а за какие-то, пусть даже самые незначительные, успехи.
Подготовила Ольга ФРОЛОВА.
Подписывайтесь на нас ВКОНТАКТЕ и в ОДНОКЛАССНИКАХ или сделайте свои ЯндексНовости более близкими
История пера и чернил
Тут автор поторопился. Перо вовсе не безродно. У него интересная и блистательная биография. «Легкость в нем ветра и молнии сила», — сказал о пере Гёте. Оно «…по существу своему является великолепным скипетром» – это тоже о пере.
А уж о чернилах говорить не приходится. Флобер писал: «…Как хороша эта темная жидкость! Как утопаешь в ней! Как она притягивает. Чернила — моя родная стихия». Байрон: «Одной капли чернил достаточно, чтобы возбудить мысль у миллионов людей…»
Капля — и миллионы? Впрочем, вполне закономерное соотношение. «…все написанное химическим карандашом получалось у него хуже, чем написанное чернилами», — не вскользь заметил К. Паустовский, рассказывая о И. Бабеле.
Чернилами и только чернилами подписываются самые важные документы. Сам Енё Тершански авторский договор на книгу «Приключения карандаша» подписал чернилами. А подаренные друзьям и критикам экземпляры книги надписал современной разновидностью чернила — пастой, запрессованной в ампулу шариковой ручки. Чернила, может быть, одно из величайших открытий человека.
Не исключено, что имя изобретателя колеса только потому не дошло до нас, что он имел неосторожность придумать колесо до того, как стали известны чернила.
Правда, первые чернила были не совсем похожи на нынешние. «…Сажа размешивается со слюной или вином, разбавляется водой, смешивается с камедью. Надо также разбавлять эту смесь отваром из ольховой коры, квасного сусла, чернильных орешков или железа».
Вам эти чернила не очень нравятся? Тогда «приготовите сосуд кувшин и в нем железа обломков старых мечи довольно, или от кузницы трески, впустить в горшок, и сусло чернильно процеди сквозь плат, и налити кувшин полон и сосуд заткнув поставить в сохраненное место на 12 дней. То есть скорописное книжное чернило».
Мнение о том, что по березовой коре писали только острием металлической или костяной палочки, ошибочно. Среди найденных в Новгороде берестяных грамот две — с чернильными надписями.
Когда появился папирус, были изобретены и краски для него. Рыхлая папирусная бумага не смогла бы выдержать нажима острого предмета. Это не догадка, это проверено на практике.
Статья «Чернила» энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона замечала: «Какими чернилами писали на папирусе древние… осталось до сих пор неизвестным в точности. Вероятно, их окрашивающее вещество была сажа».
То, что в годы издания словаря было всего лишь предположением, сейчас установлено с большой степенью точности. Во всяком случае, в Древнем Египте по глади папирусных листов писали «чернилами» из раствора камеди в смеси с сажей. Прежде без сажи чернила вообще не обходились. Плиний оставил нам такой рецепт: «Приготовляют черную краску многими способами посредством копоти, получаемой сжиганием древесной смолы. Черная краска более ценная употребляется для писания книг с прибавлением клея».
Но все это были кустарные рецепты, подсказанные практикой, все это были чернила, которые чаще всего не выдерживали испытания временем, блекли, стушевывались, оставляли едва приметные штрихи и черточки.
В 1855 году Христиан Август Леонарди получил патент на ализариновые чернила — красивые, устойчивые, но с неприятным запахом. И долго затем ализариновые, полученные из корней морены, чернила были главными.
Ширилась торговля, появились бумажные деньги, залоговые и ценные бумаги: их оформление требовало особых чернил. По просьбе Российского банка весной 1870 года Дмитрий Иванович Менделеев принимает участие в делах комиссии, разрабатывающей приемы и материалы, которые препятствовали бы подделке и подчистке денежных купюр.
Мендеелев увлекся этой работой и вскоре стал знатоком «черниловарения». В частности, ученый разработал и рекомендовал для печатания денег бумагу, при изготовлении которой добавляли чернила. И всякая подчистка на таком бумажном листе тотчас становилась заметной. Все было чрезвычайно просто. Но именно эта простота и оградила ценные бумаги от подделок.
Чернила совершенствовались очень быстро. Появились простые, «пиские» чернила: их использовали дьяки и писцы, за особую плату составлявшие челобитные или налоговые записки. «Из лавки купца Черникова взято долгом полфунта соли». Черников подобные записки берег пуще глаза; он-то уж умел сорвать с должника и долг, и проценты.
Но когда дело шло о жалованных грамотах, о царских записях, о прошениях «наверх», в сенат, пузырьки с простыми чернилами в ход не шли. В Новгородском историко-архитектурном музее-заповеднике хранится уникальный документ — подлинник грамоты Мстислава Юрьеву монастырю. Грамота датируется 1030 годом. Заместитель директора музея по научной части Владимир Владимирович Гормин в ответ на мою просьбу рассказать об этой грамоте особо подчеркнул: «Почерк — устав, буквы и слова легко читаются, лишь несколько слов настолько потускнели, что лишь угадываются». Какими же вечными чернилами писана сия грамота?
«Это — твореное золото, растертое в порошок и разведенное на клею». Золотом и серебром пользовались редко, с осторожностью. При работе над книгой переписчик чаще всего золотил лишь текст, написанный киноварью: «Положите меду патоки с грецкую горошину, а золота листов с пять или шесть»… Затем мед вымывался, а золотые буквы оставались. Так работали переписчики книг на Руси.
Профессиональные византийские переписчики иногда тоже использовали вместо чернил золото и серебро. Металл растирали в порошок, смешивали с рыбным клеем и специальным «пером» — заостренной палочкой из легкого дерева, наносили на пергамент, нередко предварительно окрашенный в пурпурный цвет. В одном из шведских университетов хранится книга, которая так и называется «Серебряная Библия» — на листах красного пергамента вязь серебряных, со временем несколько потускневших букв.
Писали грамоты лучшими гусиными перьями (лучшими были признаны перья из левого крыла, не всякое, а «от краю второе, третье и четвертое перо; из правого же крыла не столь сручны»), а нередко — если шла грамота во дворец — и лебедиными (и павьими!), специально заточенными. Для обычной скорописи перо обрезалось просто, да и расщеп особых тайн не представлял, но вот для устава или иного торжественного «почерка» перо подбиралось тщательнее и затачивалось на особый лад. В него опытным писцом набиралось ровно столько чернил, что хватало на строку — буква в букву, не больше. В досужий час писцы даже состязались друг с другом — кто как пишет, кто как умеет набрать в перо чернил «по строфу с буквицей».
Резервуар гусиного пера невелик — в сравнение с баллоном перьевой авторучки не идет, но все же… Один из переписчиков в конце книги сделал приписку — сообщал ею, что, раз обмакнув перо в чернила, он написал 600 букв.
Каждое время рождало свои чернила. Но спрос на хорошие никогда не проходил.
Автор очень интересной книги «Палеография и текстология» пишет о том, что ныне чернила в зависимости от назначения различаются на школьные, копировальные, канцелярские, для документов, для особых технических надобностей (например, для самопишущих приборов), на штемпельные и для авторучек.
…Есть также очень много рецептов секретных чернил. Да, чернила внесли свою лепту в шпионаж. Одно время, в первые годы XX века, многие страны искали способы производства невидимых симпатических чернил.
Существуют чернила практически не поддающиеся проявлению, однако обнаружение пузырька симпатических чернил у шпиона обрекает его на смертную казнь. Поэтому химики работали над тем, чтобы чернила не только трудно было проявить, но и легко закамуфлировать. Этого удалось добиться изготовлением немецких чернил серии «Ф» — их выдавали за средство от бородавок. Но секрет и этих чернил был раскрыт, что позволило, в частности, ликвидировать в США крупную группу немецких диверсантов.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать /наука, история, политика, творчество/
В 1708 году в России гражданский шрифт (гражданская азбука) русского алфавита введен в изданиях гражданской печати после реформы печатного кирилловского устава, произведенной Петром I. Гражданский шрифт положен в основу современного русского шрифта.
Весной 1736 года русские войска выступили в поход на Крымское ханство и взяли крепость Перекоп. Первым на вал крепости вскарабкался не воин, закаленный в боях, а безусый мальчишка-солдат по имени Василий. За это он получил офицерский чин. Да вот незадача: оказался он из старинного рода князей Долгоруких — личных врагов царствовавшей тогда императрицы Анны Иоанновны, а отроков из этой фамилии было велено в чины офицерские под страхом смерти не выводить. Офицерский чин у «сосунка» императрица отобрать постеснялась, а вот учить грамоте строго запретила. Во многих боях участвовал Василий Михайлович Долгорукий, стал генералом, потом генерал-губернатором Москвы, но писать так и не научился. Стыдясь своей безграмотности, он всегда ссылался на плохие перья: «Плохо очинили — не могу писать, пусть адъютант пишет».
Гусиное перо. Гравюра начала XVII в. (1605 г.).
А писали в то время, как известно, перьями настоящими, взятыми у птиц. В основном использовали гусиные, но встречались и перья воронов, павлинов. Чтобы подготовить перо к письму, его сначала очищали в раскаленном песке, затем обрезали под определенным углом и затачивали. Причем от того, как обрезано и заточено перо, во многом зависело качество написанного. Многие писатели и поэты не доверяли никому этого «важного» дела. Хорошие перья принято было даже дарить. В кабинете Пушкина в богатом футляре хранилось собственное перо Гёте, присланное им в подарок великому русскому поэту.
Примерно в 1790 году независимо друг от друга австралийцы и французы изобрели грифель для карандаша. Тогда и возникла индустрия пишущих инструментов.
Владычество гусиных перьев кончилось в XVIII веке. Удача пришла в 1884 году к страховому маклеру из Нью-Йорка Льюису Ватерману. Ему удалось создать компактную и надежную ручку с капиллярными протоками, ставшую прообразом современных авторучек. Подтолкнуло его к решению этой проблемы жизненная неудача.
Однажды Льюис Ватерман должен был подписать один важный контракт, клиент уже ожидал его в своем офисе. Готовясь к этому важному делу, Льюис купил новую перьевую ручку. Когда контракт уже лежал на столе и клиент с новенькой ручкой готов был подставить свою подпись, но, увы, перьевая ручка отказалась писать. Пока Ватерман искал новую ручку, клиент подписал контракт с другим брокером. Льюис
Ватерман решил взять реванш, но не простым способом, а изобрести такую авторучку, которая бы всегда оставалась надежным инструментом письма.
Ватерман очень быстро сориентировался, что загвоздка состоит в том, что система подачи чернил должна не только давать чернильному составу подходить к перу, но и контролировать заполнением воздуха резервуара, по мере траты в нем чернил. Не имея технического образования, Льюис Ватерман догадался использовать принцип капилляра.
Хитроумный американец применил для подачи воздуха в ручку очень узкие каналы, узкие настолько, что под действием капиллярного притяжения, чернила в эти каналы не просачивались, позволяя в тоже время воздушной среде спокойно втягивается по ним в внутрь под действием пониженного давления.
Дальнейшее усовершенствование авторучки связано с именем Джорджа Паркера, сельского учителя из американского штата Висконсин. Свое изобретение Паркер запатентовал в 1889 году. Созданные им чернильные авторучки получили название «Вечное перо» и благодаря своему высокому качеству, обрели признание во всем мире.
В 1890 году в США насчитывалось 58 фирм выпускавших авторучки, но Джордж Паркер решил открыть собственное предприятие и не прогадал. Качество его изделий, за счет точности подгонки деталей, было вне конкуренции. Самая знаменитая модель из серии паркеровских ручек – «Паркер Дуэфолд», она была выпущена на рынок в 1921 году. Эта эффектная авторучка была не только самая привлекательная на рынке, но и одна из самых дорогих, 7 долларов за ручку, и это была цена намного выше, чем у ручек конкурентов. Однако такая цена не испугала покупателей и в последствии ручка «Паркер Дуэфолд» (Parker Duofold) стала одной из наиболее используемых ручек 20-х годов прошлого столетия.
В 1933 году была выпущена ручка «Паркер Вейкметик» (PARKER VACUMATIC), ставшая еще одним инженерным шедевром. У Этой ручки был совершенно эксклюзивный заправочный механизм, который мог удерживать в двое больше чернил, по сравнению с «Паркер Дуэфолд». Эта ручка стала лидером уже 30 годов.
Каких только перьев не понапридумано за прошедшее столетие!
Были они и в форме Эйфелевой башни, и с портретами Наполеона или английской королевы. А знатные люди даже украшали именные перья своими гербами. Только к началу нашего века стальное перо перекочевало в школьный портфель.
Долгие годы школьники на уроках чистописания, окуная ручку в чернила, выводили с нажимом по прописям:
«Да-ет ко-ро-ва мо-ло-ко».
Перо цепляется за «ко»,
И клякса черная, как жук,
С конца пера сползает вдруг.
В том же, 1933 году известный Нью-йоркский художник Джозеф Плат разработал торговый знак ручек Паркер – изящный зажим стрелку.
Паркеровские ручки вошли в большую историю. Хотя для подписания договоров между странами ручки изготавливаются по особому заказу, изделия Паркера не один раз становились орудиями мировой политики. В 1945 году ручкой «Паркер Дуэфолд» Американский генерал Дуглас Макартур подписал капитуляцию Японии на борту линкора «Миссури». В 1991 году исторический договор «О сокращении вооружений» был подписан Джорджем бушем и Михаилом Горбачевым пером «Паркер-75» в корпусе из титана баллистической ракеты, украшенным красной сапфировой звездой.
Перо — не только сердце ручки, но и ее лицо, причем главное действующее. Перья современных авторучек изготавливаются из металлов. Но чистые металлы из-за своих механических свойств для производства непригодны, поэтому в большинстве случаев используются сплавы на основе латуни, стали, никеля, серебра и золота. Если перья изготовлены из неблагородных металлов, таких как нержавеющая сталь или латунь, то гальваническое покрытие из золота или серебра помогает повысить их устойчивость к коррозии и улучшить внешний вид.
Если мы говорим о пишущих инструментах представительского класса, то, как правило, их перья изготавливаются из серебра или золота. «Перо выполняет одну из главных имиджевых функций подарочной перьевой ручки, — считает Алексей Левицкий, — поэтому иногда перья делают преднамеренно более крупными, на них наносится художественная гравировка и позолота. Золотое или серебряное перо особенно повышает престиж изделия».
Впрочем, по мнению ряда специалистов, выбор материала не оказывает решающего влияния на эластичность и гибкость пера. Более значительными факторами являются величина пера, его форма и конструкция, тщательность шлифовки, обработка острия. Если перо сделано не из золота, а из нержавеющей стали, то оно может быть таким же прочным и одновременно гибким и эластичным, как золотое. Поскольку и сталь, и золото достаточно быстро изнашиваются при письме, острие пера изготавливают из более дорогого и твердого металла, как правило, платиновой группы — иридия или родия.
В сплавах серебра обычно используется стерлинговое серебро 925 пробы и упрочняющие элементы — медь, никель либо цинк. В чистом виде серебро используется лишь для посеребрения. Мягкость чистого золота делает этот металл совершенно непригодным для изготовления перьев, поэтому, чтобы придать ему твердость, в сплав также добавляют медь, никель, серебро или цинк. Изменения концентрации отдельных металлов в сплаве влияют на внешний вид и характеристики золота. Например, цвет золота 18 карат колеблется от светло-желтого до розового и красного в зависимости от добавок. Все сплавы золота обладают чрезвычайно высокой стойкостью к атмосферной и водной коррозии, отчего почти не тускнеют.
Существуют три основных типа промышленных сплавов золота, используемых при изготовлении авторучек:
Золото 9К (375 частей чистого золота на 1000 частей сплава). Самый твердый и самый дешевый сплав золота.
Золото 14К (585 частей чистого золота на 1000). Средний по стоимости сплав, из которого изготавливается большинство золотых перьев.
Золото 18К (750 частей на 1000). Более мягкий, чем предыдущие сплавы, но достаточно твердый, чтобы использоваться при изготовлении перьев.
Белое золото — сплав золота с серебром и палладием. Белое золото обычно изготавливается в варианте 18К, однако применяется в промышленности весьма экономно.
Также для производства перьев используются металлы группы, в которую входят платина, родий, иридий, осмий и палладий, обладающие одинаковыми физическими, механическими и химическими свойствами. Все они белого цвета и чрезвычайно устойчивы к коррозии. Платина — мягкий металл, но с добавлением незначительного количества других металлов быстро твердеет, и для производства изделий она используется в виде сплава с содержанием 950 частей на 1000. Осмий и палладий используют в основном для изготовления кончиков пера, прочность этих металлов делает перья исключительно прочными и долговечными.
Сколь древним пишущим инструментом не была бы перьевая ручка, на сегодняшний день она остается очень высокотехнологичным изделием. Многие операции при изготовлении ручек по-прежнему выполняются вручную. Так, производство только пера может включать до тридцати последовательных операций.
Известно, что металлы, используемые в производстве перьев, со временем «подсаживаются» под руку владельца, раз и навсегда запоминая особенности его почерка и наклона. Впрочем, это отнюдь не значит, что перо нельзя выбрать в соответствии со своей манерой письма. Производители, как правило, предлагают несколько степеней толщины пера, которые обозначаются латинским буквами F, M, B, их сочетания с U и E определяют промежуточные толщины.
Традиционно приняты следующие обозначения:
UF — ультратонкое перо, предназначенное для художественной работы, но не для письма;
EF — экстратонкое — для письма тонкими линиями со слабым нажимом;
F — тонкое — идеально для обычного письма тонкими линиями со средним нажимом;
M — среднее — для среднего нажима и средней толщины линии, универсальное перо;
B — широкое — с массивным закругленным острием для толстых линий;
EB — экстраширокое — с большим закругленным наконечником для толстых линий и выразительных подписей;
EEB — экстра экстраширокое — для людей, которые быстро пишут толстыми линиями и хотят, чтобы их подпись выглядела характерно.
Перья первой и последней степеней на массовом рынке встречаются крайне редко. Также перья выпускаются для наклонной тонкой (OF) и толстой (OB), прямой и наклонной курсивных манер письма. Эффект курсива и каллиграфического почерка достигается за счет размещения на кончике пера специально приплюснутого маленького шарика из износостойкого иридия, который изменяет толщину линии при движении в разных направлениях. Кроме того, некоторые производители делают для левшей специальные наклонные перья с измененным углом.
Компании, выпускающие престижные пишущие инструменты, часто не только дают пожизненную гарантию на свои изделия, но и по желанию покупателя могут заменить перо. «Для классических ручек Pelikan перо, как правило, изготавливается из желтого золота и декорируется родием, — рассказывает Марина Борисова, директор компании Avantre. — Перо всегда изготавливается с особой тщательностью и для каждого вида почерка можно подобрать свое, ведь перо необходимо выбирать по руке. Если перо в приобретенной ручке чем-то не подходит владельцу, компания Pelikan заменит его на другое. Маркировка на пере всегда означает толщину пера, пробу золота и логотип компании-производителя».
В современных перьевых ручках существует несколько систем подачи чернил. Эти системы могут быть устроены по принципу конвертора или картриджа. В конвертор чернила закачиваются с помощью насосной или поршневой системы, тогда как картриджи представляют собой аналоги обычных стержней, которые нельзя заправлять, ими, как правило, снабжаются менее престижные модели. После использования картриджи выбрасываются.
Современная система подачи чернил в перьевых ручках достаточно сложна. Интенсивность, с которой чернила поступают на перо, зависит от нескольких факторов: температуры воздуха, атмосферного давления, а также от усилия, с которым перо прижимается к бумаге. Вот почему система подачи чернил в современных ручках помимо капилляров, выравнивающих внутреннее и внешнее давление и не позволяющих чернилам выливаться, дополнена коллектором и специальной камерой контроля нажатия пера. Все это сделано для того, чтобы обеспечить перо именно таким количеством чернил, которое требуется в настоящий момент.
Коллектор отвечает за порционную подачу чернил на перо. Если используется широкое перо или ручкой пишут очень быстро, коллектор увеличивает количество подаваемых чернил на перо, и наоборот. Камера контроля предназначена для компенсации как повышенного атмосферного давления, так и непропорционально сильного нажатия пера. Она играет роль своеобразного компенсатора давления, чтобы при сильном нажатии чернила не выливались.
Картриджи удобны и просты в использовании, однако требуют от поставщика достаточно аккуратного обращения. «Главная сложность состоит в транспортировке картриджей, — говорит Мария Волкова, менеджер по маркетингу компании „Петропен Плюс“. При низкой температуре чернила могут замерзнуть, а картридж — лопнуть. Поэтому картриджи и ручки приходится упаковывать раздельно, кроме того, с сентября по март отгрузки картриджей в регионы ограничиваются».
Прочитать продолжение истории ручки, а именно кто изобрел шариковую ручку и как она покорила мир можно в моем прошлом посте ВОТ ТУТ.
В 80. 90-х годах появились роллеры. По сути, это более «тонкая» и продвинутая технология шариковых ручек. Тонкий шарик, менее вязкие чернила. В начале 90-х годов технология роллеров была значительна улучшена. Появилось невиданное ранее разнообразие инструментов и фирм.
А самым дорогим в мире письменным прибором стала ручка «Mystery Masterpiece» – продукт совместного творчества «Mont blanc» и «Van Cleef & Arpel». Эта ручка по праву может считаться настоящим шедевром ювелирного искусства.
На каждой подобной ручке есть 840 алмазов и более 20 карат других драгоценных камней, которые закреплены по специальной, секретной технологии «Van Cleef & Arpel». Есть три вида подобных ручек – с сапфирами, рубинами или изумрудами. По три ручки каждого вида – итого 9. Работа по изготовлению одной такой ручки занимает год. Самое время огласить цену, она стала абсолютно рекордной – 730’000 долларов.
1990-е годы. Компьютерная эра. Болезни «белых воротничков»: синдром канала запястья, артрит (артритом болен каждый 7-ой американец). Рынок пишущих инструментов ищет решение в изменении формы. Резиновые муфты, ручки треугольного сечения, «раздутые» ручки – традиционный прием для совершенствования продуктов компаний, производящих пишущие инструменты. Наибольшее распространение получили резиновые муфты цилиндрического сечения и повторяющие форму пальцев.
В 1997 году была разработана первая ручка, которую нет необходимости сжимать при письме. Несколько лет исследований потребовалось GRANDEE Corporation для создания пишущего инструмента с новыми свойствами.
Всевозможных авторучек придумано бесчисленное множество: с календарем, электронными часами и даже с миниатюрной вычислительной машиной. Эта ручка немного больше обычной, на зато она умеет выполнять четыре арифметических действия и вычислять проценты. У ручки есть маленькое табло, на котором высвечиваются исходные данные и конечный результат. Одна из проблем «общения» человека с ЭВМ — передача машине информации. Обычно это делается с помощью специальных перфокарт. Но их использование требует определенной подготовительной работы. Здесь поможет электронная авторучка, которая синхронно передает в компьютер записываемые на бумаге знаки.
«Умная» ручка придумана специально для строителей. С ее помощью можно в считанные минуты определить, сколько материалов потребуется для будущего дома. Ручкой проводят по линиям чертежа, и тем самым в память ЭВМ вводятся все необходимые данные. Если внести данные о масштабе, в котором выполнен чертеж, то компьютер по заложенной в нем программе подсчитает, сколько потребуется кирпича, стекла, бетона.
Но среди этих электронных чудо-ручек не затерялась и старая испытанная «вставочка». Из США пришла в Европу мода на старые деревянные ручки и чернильницы-непроливашки, которыми пользовались в свое время деды современных школьников. Элегантные дамы торжественно вынимают из сумочек эти переживающие второе рождение письменные принадлежности и заботливо погружают металлическое перышко в чернила.
Многие компании работают над развитием своих идей и борются за право «задавать моду» в 21-м веке. В США принимается новый обязательный стандарт по организации рабочего места. Не все пишущие инструменты смогут ему удовлетворить. Возможно, в «историческом» списке появится что-то новое. Может вскоре, а может только через века, о чем свидетельствует история.