в каком году переехали в здание кузнецова художеств школа енисейска
Дом Кузнецова, 2-я половина XIX века, пер. Партизанский, 11а, г. Енисейск
В нижнем каменном этаже поперечная стена выделяет трехоконное южное помещение, перекрытое крестовым сводом на подпружных арках (с восточной и западной сторон перекрытие замыкается лотками сомкнутого свода). Другая, четырехоконная половина этажа делится продольной стеной на два неравных помещения, перекрытых коробовыми сводами. Основу планировки верхнего, рубленого этажа составляет продольная стена, делящая этаж на переднюю и заднюю половины, и две поперечные, выделяющие среднее трехоконное помещение.
Композиционно симметричный южный фасад в уровне второго яруса разбит широкими филенчатыми лопатками на три прясла и решен в три оконных оси. С востока фасад удлинен боковой стеной деревянной лестничной пристройки с одной осью во втором ярусе. Верх стены завершен подшивным профилирован-ным карнизом большого выноса, подкарнизной тягой и плоским фризом, отделенным от плоскости стены мелкопрофилированной тягой, раскрепованной по лопаткам. Междуэтажное членение выполнено широким профилированным поясом. Все окна первого этажа с лучковым завершением и украшены мелкопрофилированными сандриками лучковой формы.
Окна второго этажа обведены мелкопрофилированной тягой, верхняя часть которой украшена лепными деталями с рисунком растительного характера по центру и в форме пятиконечной звезды по флангам. Тяга опирается на профилированный внешний подоконник на двух декоративных кронштейнах. Плоский фриз декорирован метрическим рядом лепных розеток с рисунком растительного характера. Верхняя часть лопаток украшена раскрепованной мелкопрофилированной тягой. Под тягой гирлянда и кистями. Над тягой помещена лепная деталь с рисунком растительного характера.
Западный (главный) фасад в семь оконных осей композиционно в уровне второго яруса разбит широкими филенчатыми лопатками на три прясла. В центральном прясле три оси, в боковых – по два. На крайней северной оси во втором ярусе устроена угловая остекленная веранда. На центральной оси среднего прясла в первом ярусе – ложное окно. Верх стены завершен подшивным профилирован-ным карнизом большого выноса, подкарнизной тягой и плоским фризом, отделенным от плоскости стены мелкопрофилированной тягой, раскрепованной по лопаткам. Междуэтажное членение выполнено широким профилированным поясом. Объем веранды с самостоятельной односкатной кровлей на четырех столбах меньше по высоте основного объема здания. Ограждение веранды выполнено точеным балясником, карниз профилированный, небольшого выноса. Окна первого этажа с лучковым завершением.
Окна второго этажа обведены мелкопрофилированной тягой, верхняя часть которой украшена лепными деталями с рисунком растительного характера по центру и в форме пятиконечной звезды по флангам. Тяга опирается на профилированный внешний подоконник на двух декоративных кронштейнах. Окна первого этажа украшены мелкопрофилированными сандриками лучковой формы. Плоский фриз декорирован метрическим рядом лепных розеток с рисунком растительного характера. Верхняя часть лопаток украшена раскрепованной мелкопрофилированной тягой. Под тягой гирлянда и кистями. Над тягой помещена лепная деталь с рисунком растительного характера. Окна веранды имеют горизонтальную расстекловку, а столбы между окнами оформлены накладными филенками, украшающими базы.
Композиционно северный фасад в уровне второго яруса разбит на две части: крайняя восточная ось выделена широкими филенчатыми лопатками, соответственно внутренним продольным стенам. Остальная часть до западного угла занята остекленной верандой. С востока фасад удлинен боковой стеной деревянной лестничной пристройки с одной осью. Верх стены завершен подшивным профилирован-ным карнизом большого выноса, подкарнизной тягой и плоским фризом, отделенным от плоскости стены мелкопрофилированной тягой, раскрепованной по лопаткам. Объем веранды с самостоятельной односкатной кровлей на четырех столбах меньше по высоте основного объема здания. Ограждение веранды выполнено точеным балясником, карниз профилированный, небольшого выноса. Междуэтажное членение выполнено пояском. Все окна первого этажа с лучковым завершением.
Окна второго этажа обведены мелкопрофилированной тягой. Окна веранды имеют горизонтальную расстекловку, а столбы между окнами оформлены накладными филенками, украшающими базы. Проемы (2 окна и дверь) второго этажа, выходящие на остекленную веранду, декорированы наличниками. Сандрики наличников, выполнены в виде двух встречных волют сложных очертаний. В средней части между волютами закреплен пышный резной элемент растительного рисунка. В средней части вертикальной обвязки наличника имеется симметричный элемент объемной накладной резьбы растительного характера. Нижняя часть оконных наличников декорирована аналогично сандрику.
Восточный симметричный фасад решен в пять осей, композиционно его фланкируют две деревянные оштукатуренные лестничные одноосевые пристройки, завершенные лучковыми фронтонами. Тимпаны дощатых фронтонов прорезаны полуциркульными слуховыми окнами. Углы пристроек обработаны широкими лопатками. На первой оси устроен дверной проем входа в лестничную пристройку. Верх стены завершен подшивным профилирован-ным карнизом большого выноса, подкарнизной тягой и плоским фризом, отделенным от плоскости стены мелкопрофилированной тягой, раскрепованной по лопаткам. Все окна первого этажа с лучковым завершением.
Окна второго этажа лестничных пристроек обведены мелкопрофилированной тягой. Окна второго этажа основного объема декорированы наличниками. Сандрики наличников, выполнены в виде двух встречных волют сложных очертаний. В средней части между волютами закреплен пышный резной элемент растительного рисунка. В средней части вертикальной обвязки наличника имеется симметричный элемент объемной накладной резьбы растительного характера. Нижняя часть наличника декорирована аналогично сандрику.
Описание составлено в 1986 году архитектором Барановским Е.Ю., откорректировано и дополнено архитектором Разваляевым Е.О. в 2012 году.
О школе
ДХШ им. Н.Ф. Дорогова в городе Енисейске была открыта 1 сентября 1976 года по инициативе Германа Федоровича Семенова. Он и стал первым директором на 9 лет ( 1976 – 1985).
Изначально школа занимала небольшое здание с печным отоплением, на берегу реки Енисей. После пожара школа переезжает в здание «Дома пионеров» по ул. Ленина. Преподавание ведётся только по одной образовательной программе «Изобразительное искусство» со сроком обучения 4 года.
С 1993 по 2001 год школу возглавлял директор Станислав Григорьевич Новиков.
В 1993 году открывается отделение «Народных ремесел»: «Плоскорельефная резьба по дереву», «Объемная резьба по дереву», «Рукоделие». Станислав Григорьевич приглашает на эти специальности новых преподавателей Руденко З.И., Голых А.К. Отделение становится востребованным в эти сложные годы.
С 2001 года школу возглавляет Макеева Наталья Викторовна. В 2001г. школа получает новое здание под мастерские и расширяет перечень учебных программ «Керамика»,«Художественная обработка бересты».
В 2003 году открылось новое отделение «Раннее художественное развитие». Контингент учащихся увеличился со 140 до 230 чел. На отделении обучаются около 100 ребят с 7 до 10 летнего возраста и работают 4 преподавателя. Сегодня школу не возможно представить без этого отделения. Оно стало самым востребованным и 90% ребят поле окончания РХР поступают на обучение в основную школу.
В 2005 году на основании аттестации школа успешно прошла первую государственную аккредитацию в результате чего ей присваивается Высшая категория.
Енисейск готовится отпраздновать 400-летие, которое состоится в 2019 году. В рамках подготовки к юбилею столицы Енисейской губернии 19 века будет поэтапно отреставрирован 21 объект культурного наследия. «Первой ласточкой» в этом списке стал «Дом Дементьева» памятник архитектуры начала 19 в.
Кроме творчества преподаватели занимаются и методической работой: 4 преподавателя работают по авторским программам. Многие методические разработки печатаются в методической периодике.
Есть в копилке школы победитель краевого конкурса профессионального мастерства преподавателей детских школ искусств в номинации «Моя авторская программа» и лауреат общероссийского конкурса « Лучший преподаватель детской школы искусств» г. Москва.
Пятеро преподавателей награждены Грантом Губернатора Красноярского края за личный вклад в развитие культуры Красноярского края: Макеев Ю.П., Коробейникова Н.А., Макеева Н.В., Иванова Н.Г., Руденко З.И.
Школа ведет активную конкурсно-выставочную деятельность на всех уровнях – городском, краевом, региональном, российском, международном. Высокий творческий потенциал преподавателей и учащихся подтверждается дипломами и наградами, полученными на всевозможных конкурсах, фестивалях, выставках.
С 2003 года в школе для учащихся стали проводиться регулярно профессиональные конкурсы:
«Волшебный тюбик» это ежегодный внутришкольный конкурс детского
художественного творчества по композиции;
Школа разрабатывает и осуществляет социально значимые акции и проекты, что оказывает положительное влияние на учебно-воспитательный процесс и
формирует общественное мнение горожан.
Красноярского края «Социальное партнёрство во имя развития» 2005, 2007годы.
За 2011-2012 годы школой разработаны и реализованы 3 проекта: « Городок провинциальный», «Путешествие в страну Рисованию», « Графика».
Учащиеся и преподаватели принимают участие в массовых городских и краевых мероприятиях: «День детства», «Августовская ярмарка», «Открытие Новогодней городской елки», «Международный фестиваль Тихоокеанского региона Красноярск 2012», « У Дивных гор» Дивногорск.
В каком году переехали в здание кузнецова художеств школа енисейска
Настоящее наименование школы – Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 1 имени И.П. Кытманова» г. Енисейска Красноярского края (сокращенное название – МАОУ «СШ № 1 имени И.П. Кытманова» г. Енисейска).
I октября 1886 года мужская прогимназия праздновала свое десятилетие уже в новом здании.
В прогимназии велись следующие предметы:
— древние языки (латинский и греческий);
— история и география:
— рисование и чистописание;
Образование в то время было платным и дорогим, оно было не по средствам широкому кругу людей. Педагогическому совету приходилось самостоятельно решать сложные финансовые проблемы, делать особую раскладку оплаты между учащимися. Благодаря этому, в прогимназии учились вместе с детьми дворян и купцов дети мещан и ремесленников, крестьян и казаков.
На заседании Думы 16 апреля 1904 года гласным А.И.Кытмановым было внесено предложение о преобразовании местной шестиклассной прогимназии в гимназию. В обширном докладе, написанном А.И.Кытмановым, были указаны все затраты местного общества на развитие народного образования, его стремление видеть у себя законченное среднее учебное заведением. Одну из причин необходимости среднего образования в городе Кытманов выразил следующими словами: «Сибирь с проведением железной дороги, с проведением в ней местных реформ вступает в самые близкие отношения не только с Россией, но и с Европой. С каждым днем возрастает потребность в просвещенных деятелях. И этих деятелей должна дать преилгущественно Сибирь. Сибирякам близка и не страшна их суровая Родина. Они привыкли с детства к 40 градусным морозам, к ее огромным пространствам. Им все здесь свое и родное, понятное. Сибиряки больше могут сделать для Сибири, чем лица, приехавшие из России. В интересах государства увеличение числа сибиряков с высшим образованием для пополнения многочисленных рядов общественных и государственных деятелей. Для этой цели необходимо учреждение гимназии в Енисейске, чтобы сослужить государству службу. Гимназия для Енисейска не роскошь, а необходимость, продиктованная временем. И просвещенные граждане сделали все, чтобы она появилась в Енисейске.
19 января 1905 года городской голова города Енисейска Третьяков получает телеграмму от Иркутского генерал-губернатора Кутайсова такого содержания: «22 декабря. утвердить мнение государственного совета о преобразовании Енисейской прогимназии в полную гимназию с отпуском в 1905 году 5025 рублей и затем, начиная с 1906 года по 5975 рублей ежегодно, кроме того на выдачу квартирных денег двум помощникам классных наставников по 600 рублей и на устройство физического кабинета 4000 рублей. Счастлив сообщить вам это, радуясь, что насущная потребность города удовлетворена, и что мои настойчивые просьбы увенчались таким успехом»,
В 1912.1913 году в мужской гимназии был создан сначала струнный, а затем и духовой оркестр. Были приобретены инструменты для духового оркестра. Многие гимназисты научились играть на этих музыкальных инструментах.
В 1920 г. реорганизована в школу 2 ступени, а с 1923 г. создана девятилетняя школа с педагогическим уклоном.
В 1929 году школа преобразована в фабрично-заводскую семилетнюю школу.
В 1935 г. ФЗШ реорганизована в школу десятилетку и ей присвоен номер 45.
Военное время наложило свой отпечаток на повседневную жизнь школы. В годы войны ученики целиком и полностью обслуживали свою школу, чтобы не отвлекать работоспособных взрослых людей от производительного труда. В школе была полувоенная дисциплина. За провинность полагались наряды вне очереди по заготовке дров и другие работы. Учащихся часто привлекали к работам в затоне, где они кололи лед, чтобы спасти суда, которые стояли там на зимовке.
Из воспоминаний Бугровой В.Г., завуча школы, мы узнаем следующее; «Школьники во главе с учителями сами сплавляли лес, вытаскивали его в осеннюю пору из воды, распиливали и катали с помощью веревок в усадьбу школы. Сами школьники справлялись и с покосом. Единственным транспортом в школе были две лошади. Вся эта тяжеля работа ложилась на плечи старшеклассников. Младшие школьники обрабатывали школьный огород за городом. Ремонт школы почти весь делали тоже сами учащиеся».
Из воспоминаний Юдина, учителя математики с 1936 по 1945г):
«В военные годы школа часто не отапливалась, не было света, но занятия не прерывались даже при 45° мороза. В такие дни, чтобы чернила не замерзали, учащиеся держали чернильницы в руках, согревая чернила.
В те дни, когда электростанция не работала (а это было месяцами), изложение урока велось на слух, т.к. не было видно того, что я записывал на доске. На каждой парте был светильник (плошка масла или сала с фитилем) или свеча.
Выпускники нашей школы героически сражались с врагом на фронтах Великой Отечественной войны. Мальчики 9-10 классов уходили на фронт, досрочно сдавая экзамены.
Добжинский Михаил (окончил 10 класс в 1944г.) оставил свои воспоминания: «Справа от школы стоят белостволые красавицы-березки. Их целая аллея. Эти березы были посажены ребятами-учениками вашей школы при уходе на фронт. Каждая из березок имеет своего хозяина. »
Эти березки до сегодняшнего дня напоминают нам о тех днях. Сохраняя память о каждом, мы продолжаем традицию. Сегодняшние выпускники в день последнего школьного звонка 25 мая рядом с березками героических 40-х сажают новые и новые деревья.
Стало традицией проводить в канун праздника Победы школьный митинг у памятника воину-освободителю. Минутой молчания и живыми цветами чтут подвиг героев и участников войны учащиеся и преподаватели школы.
1960 год присвоено имя Лыткина Фёдора Матвеевича. Фёдор Матвеевич Лыткин
1961 год изменен номер школы и наименование «Енисейская средняя школа № 1»
Средняя школа № 1 г. Енисейка переименована в муниципальное образовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу № 1 им. И.П. Кытманова г. Енисейска Красноярского края Постановлением администрации г. Енисейска № 508-п от 10.12.1998 г.
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 им. И.П. Кытманова г. Енисейска Красноярского края переименовано в муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 им. И.П. Кытманова г. Енисейска Красноярского края Постановлением администрации г. Енисейска № 92-п от 21.03.2011 г.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 им. И.П. Кытманова г. Енисейска Красноярского края переименовано в муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 им. И.П. Кытманова г. Енисейска Красноярского края Постановлением администрации г. Енисейска с декабря 2013 г.
Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 им. И.П. Кытманова г. Енисейска Красноярского края переименовано в муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 1 им. И.П. Кытманова» г. Енисейска Красноярского края Постановлением администрации г. Енисейска № 239-п от 08.12.2016 г.
1 сентября 2020 г. В МАОУ «СШ №1 им. И.П. Кытманова» открыт Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» в рамках Национального проекта «Образования».
Наша история
Детская художес твенная школа была открыта в 1976 году. Первым директоро м школы и первым преподавателем был Герман Федорович Семенов со своей супругой Верой Анатольевной Семеновой.
Школа располагалась на набережной г. Енисейска в старом деревянном здании, которое до сегодняшнего дня не сохранилось. В 1986 году директором школы стала Анна Филипповна Архипова.
В 1993 году состоялось открытие отделения народных ремёсел в школе. С 2003 года и по сей день художественную школу возглавляет Наталья Викторовна Макеева. В 2004 году школе присвоена высшая категория, в 2005 году состоялось открытие отделения раннего худож ественного развития.
В настоящее время в Детской художественной школе обучаются 240 детей по трем образовательным программам, что составляет 13,2 % детей от общего количества обучающихся г. Енисейска.
Учебно-воспитательный процесс в школе осуществляет коллектив творческих преподавателей в количестве 16 человек, пятеро из которых – выпускники школы.
Юбилею школы № 2 города Енисейска посвящается
В центре просвещения
Юбилею школы № 2 города Енисейска посвящается
От малого народного училища до средней школы
Согласно Указу императрицы Екатерины II в 1786 году в губернских городах стали открываться главные народные училища, а в уездных городах – малые народные училища, в которых преподавали священную историю, знание цифр церковных и римских, арифметику, чтение и письмо, первоначальное правило грамматики, чтение книг «О должностях гражданина», чистописание и рисование.
Добровольно–складочный капитал помог открыть такое малое народное училище 1 января 1790 года в Енисейске.
На жалование учителю и сторожу училища было назначено 245 рублей ежегодно. Купцы и мещане города добровольно приняли на себя содержание училища.
1 июля 1899 года училище стало городским трехклассным. Инспектором училища был в то время Д.С. Каргополов, законодателем – священник Е.И. Григорьев. Почетным смотрителем стал кандидат Санкт–Петербургского императорского университета, титулярный советник А.А. Баландин.
В 1914 году училище было переименовано в высшее начальное училище. Здесь обучали после трехгодичной начальной школы еще в течение четырех лет.
После революции в регионе возникла необходимость подготовки работников просвещения для первых групп семилетней общеобразовательной политехнической школы, и на месте высшего начального училища с 1922 года размещается педагогический техникум, где обучается 88 учащихся.
С 1928 года на месте нашей будущей школы работала школа первой ступени. Педагогический коллектив состоял тогда из шести человек.
Вот какой путь прошла наша школа: от малого народного училища до муниципальной бюджетной общеобразовательной средней школы № 2.
Плечом к плечу с коллективом
В нашей школе тогда учились дети после окончания начальной школы № 13 и восьмилетней школы № 4.
Здание на набережной Енисея (улица Бабкина, 1а) не могло вместить всех. Даже дополнительный малый корпус во дворе школы (ныне городская спортивная школа) не вмещал всех желающих учиться в нашей школе.
В новое здание школы по улице Бабкина, 46 мы переехали в 1979 году. Сами переносили свои документы и простейшее оборудование, даже старые парты и классные доски.
В школе директором в это время была Валентина Ивановна Грибова. И она, и Тамара Михайловна Солодкова, позже возглавившая школу, сделали все, чтобы наш коллектив смог принимать большое количество учеников из Енисейска, Озерного, детей, проживающих на территории военного городка «Полюс».
В 1990 году мы не успели отметить 200-летие школы, отпраздновали его в начале 1991-го. В 1996 году меня назначили директором школы № 2, а это было тяжелое, постперестроечное время. Избрал меня коллектив школы, а глава города Дмитрий Викторович Шашков утвердил мою кандидатуру.
Школу и её учителей-новаторов знали не только в Енисейске, но и в Енисейском районе, Красноярске, Ярославле, Адлере, Хабаровске, Перми, Москве и других городах России. Краевое управление образование рекомендовало меня для участия в конкурсе лучших директоров России в 2003 году. Среди 196 директоров мне посчастливилось занять шестое место. Я была награждена грамотой Министерства образования России за то, что руководила инновационной проектной деятельностью школы. Коллектив школы участвовал в конкурсах педагогических идей.
В ногу со временем
Наша школа стала федеральной экспериментальной площадкой по становлению и самосовершенствованию личности (под научным сопровождением Германа Константиновича Селевко), школой по внедрению «Модульной системы обучения» и «Профильного обучения».
В начальном звене был введен предмет по истории православия (для учеников и их родителей), его вел отец Геннадий Фаст. Школа внедрила Международный проект ФОРЕСТ. Был создан военно-спортивный класс, в нем учились только мальчики. Все они получили качественное образование и военно-патриотическое воспитание.
Приятно вспомнить всех педагогов, кто вместе со мной разрабатывал все проекты и воплощал их в жизнь. Особая благодарность педагогу-психологу Валентине Георгиевне Ионовой, методисту Надежде Владимировне Черемных, заместителям директора школы Наталье Николаевне Кытмановой и Зое Александровне Мироновой, Галине Прокопьевне Омельченко, Неле Гавриловне Павловой, Галине Николаевне Кокориной и всем другим учителям.
Выпускники школы не теряют с ней связь. Помогают ей. Сколько приятных слов пишут мне в социальных сетях и при личных встречах педагоги–коллеги, выпускники и их родители… Многие выпускники школы стали руководителями предприятий города, директорами и учителями школ города, района, педагогического колледжа, профессионального техникума, врачами, работающими в Енисейске, Енисейском районе, Лесосибирске, Красноярске и в других городах России. Всех не перечесть.
Вспоминаю тех, кто трудился рядом со мной. Благодарна выпускнику школы Валерию Викторовичу Никольскому за то, что он помог в тяжелое время перестройки сделать скатную крышу над новым зданием школы. Я очень благодарна Галине Михайловне Петуховой, Ларисе Аполлинарьевне Смулько, Владимиру Ивановичу Макарову, Дмитрию Викторовичу Шашкову. Они помогали во всех наших начинаниях.
В январе 2020 года нашей исторической школе исполнилось 230 лет. Директор школы Зоя Александровна Миронова, Юрий Николаевич Руднев, начальник управления образования и глава города Енисейска Валерий Викторович Никольский (все они выпускники школы № 2) сделали всё, чтобы отремонтировать к 230-летнему юбилею здание школы.
Горжусь тем, что была и учителем математики многих выпускников школы № 2, и классным руководителем.
Надеюсь, что выпускники и бывшие мои коллеги продолжат писать воспоминания о школе. Успехов вам всем! С юбилеем!
Алла Викторовна ШАРОГЛАЗОВА
Фото предоставлено автором