в каком году пал константинополь столица византии
Столица Византийской империи Константинополь пал под ударами турков
После трехдневного штурма турецкое войско захватило Константинополь, положив конец истории христианской Византийской империи
В 658 году до н.э. на острове, напоминающем голову орла, между бухтой Золотой Рог и Мраморным морем греческие колонисты из Мегары основали город. Они назвали его Византией по имени своего вождя Византа (или Визаса). Сначала город заселили рыбаки и торговцы, но выгодное географическое положение привело к быстрому росту Византии, и вскоре она заняла видное место среди греческих полисов.
В 330 году Константин Великий перенес столицу Римской империи в Византию, которую переименовал в Новый Рим. Но название это не прижилось, и город стал называться Константинополем. Император стремился, чтобы новая столица превзошла красотой и великолепием Рим. Он предоставил множество льгот переселенцам, выдавал жителям за счет казны хлеб, масло, вино и топливо. Из Рима, Афин, Коринфа, Эфеса и других городов империи были вывезены в Константинополь лучшие скульптуры, ценные рукописи, церковная утварь, мощи святых. Дело Константина продолжили и его потомки.
Овладеть Константинополем мечтали многие правители Востока и короли Запада. Его не раз осаждали гунны, авары, персы, арабы, славяне, печенеги, крестоносцы.
После трехдневного штурма 29 мая 1453 года турецкое войско султана Мехмеда II по прозванию Фатих («Завоеватель») захватило столицу Византии Константинополь, положив конец 1100-летней истории христианской Византийской империи.
Последний император Византии Константин ХI Палеолог погиб, героически сражаясь в рядах защитников города. Его опознали в огромной горе трупов по маленьким золотым двухглавым орлам на пурпурных сафьяновых сапогах. Султан приказал отрезать Константину голову и выставить ее для всеобщего обозрения на ипподроме, а тело похоронить с подобающими почестями.
Византий, Константинополь, Стамбул. История великого города
В 330 году главный город великой Римской империи – Византий – переименовали сначала в Новый Рим, а затем в Константинополь (в честь императора Константина). И с этого момента началась история знаменитой столицы, которой было суждено просуществовать вплоть до 1453 года – до момента, когда наступила новая османская эпоха.
Сегодня, почувствовать былое величие Константинополя и дух прошлого времени, можно в любой точке мегаполиса, будь то исторический центр — Ипподром с колоннами, руины дворца Буколеон или зала Магнавра, посетив собор Святой Софии, церковь Святой Ирины или, прогулявшись вдоль стен Феодосия. Посмотреть на последний дворец императоров династии Палеологов — Влахерны, а увидеть захват города — в музее Панорама 1453.
Константинополь: основные исторические вехи
Вид на Константинополь
Византий
Константинополь, реконструкция Antoine Helbert
Побережье мраморного моря начали активно осваивать древнегреческие поселенцы примерно в 8 веке до н.э. Изначально здесь появилось несколько крупных городов, таких как Астак, Силимбрия, Перинтос и Халкедон. По древней мифологии, сын Пасейдона Визант получил от великого оракула знаменательное поручение – ему необходимо было поселиться напротив Халкедона, то есть на другом морском берегу. Визант не посмел ослушаться оракула и основал на побережье совершенно новый город, названный позднее в его честь Византием.
Оказалось, что такое расположение идеально для контроля за проливом Босфор и установления торговых отношений с другими государствами, поэтому слава о Византии очень быстро разнеслась по свету. Но была и оборотная сторона «медали». Появилось слишком много желающих обладать приморской «жемчужиной». Нападений на город было много, но первый удачный поход на Византий совершил в 515 году правитель персов Дарий, который подчинил населенный пункт себе. Персидским город был недолго.
Греки постоянно воевали с персами за него, и он переходил из рук в руки. В конце концов, греческая сторона оказалась сильнее, но влиять на Византий постоянно пытались то со стороны Спарты, то со стороны Афин. В 355 году до н.э. споры наконец-то завершились тем, что город стал автономным, а спустя 2 века власти Византия заключили договор с Римской империей и получили надежного покровителя.
С началом новой эры римская власть в городе только усилилась. Да, автономия Византия была полностью утеряна, но это обеспечило горожанам мирную жизнь на 2 столетия вперед. Изменения произошли из-за междоусобной розни Песценния Нигера и Септимия Севера. Византий поддерживал первого предводителя, но выиграл войну всё-таки второй. Септимий Север держал город в осаде долгих 3 года, и, взяв его, практически полностью разрушил. Византий потерял важное стратегическое значение и угас.
Константинополь
Вид на Константинополь, реконструкция Antoine Helbert
Запустение города продолжалось вплоть до 4 столетия, когда Византий удостоился неожиданного внимания со стороны императора Константина Великого (на латинском — Flavius Valerius Aurelius Constantinus). Мудрый правитель решил восстановить бывшую столицу, расширив ее границы и включив в состав знаменитые 7 холмов. После этих действий размеры Византия увеличились в 5 раз! Застраивали новую территорию очень долго – с 234 по 330 год. Так на свет появился великий Константинополь, который стразу же назвали вторым Римом!
Император Константин Великий
Старания императора Константина не были напрасными. Город настолько быстро и стремительно развивался, что очень скоро стал столицей всего государства и по совместительству самым масштабным и богатым европейским городом. Соперничать с Константинополем по красоте и величию не могли даже ближневосточные страны, которые нельзя было назвать бедными.
Новый город часто страдал от землетрясений, но эти неприятности были лишь поводом к его очередному расширению и укреплению. С годами столица государства становилась все мощнее и неприступнее.
При императоре Константине было построено множество храмов, школ, культурных заведений, дворцов, а при Юстиниане активно развивалось ремесленничество. Правитель поощрял развитие сельского хозяйства, различных производств. Еще активнее стали налаживаться торговые связи с соседними государствами, морские караваны с разнообразными товарами непременно проходили через константинопольские морские и сухопутные пути. Но о безопасности столицы тоже не забывали: защитой Константинополю служила огромная 16-километровая стена, строительство которой велось при императорах Константине и Феодосии.
В период расцвета на территории города проживали представители разных национальностей. Поэтому активно развивалась культура города, а также научные направления – медицина, математика, химия и т.д. Чтобы понимать, насколько велико было значение города в те времена, необходимо учитывать масштабы всей страны. А ведь в состав Византии входило несчетное количество мелких государств, в том числе Греция, Италия, Египет, Тунис (Карфаген), Иран, Ирак, часть Сирии (Месопотамия), часть Армении и т.д.
Принятие христианства и народные бунты
Во времена правления Юстиниана I (6 век) в городе проходили бурные народные мятежи, которые объединили под одним названием «Восстание Ника». Дело в том, что глава государства решил обратить свой народ в христианскую религию насильно, угрожая смертной казнью и тюремным заключением. Не все сенаторы были согласны с волей правителя, и они собрали простых людей, подняв их на мятеж. Во время бунтов беспощадно сжигались христианские храмы и многие другие памятники архитектуры. Параллельно уничтожалась документация, в которой были прописаны законы о системе налогообложения, а также ценные бумаги и расписки, связанные с налогами. В процессе восстания сожгли часть дворца императора. Юстиниану удалось подавить мятежников, но погибших было свыше 35 000 человек.
Многие исторические здания после бунта восстановили. В их число вошли собор Святой Софии, обитель Святой Ирины и храм святых Апостолов. К тому же на территории города появилось еще несколько христианских святынь. Дело Юстиниана продолжил правитель Феодосий, который установил христианство в качестве единой государственной религии, и Константинополь стал столицей новой веры.
Вражеские набеги и ослабление города
В конце 7 века Византия была сильно ослаблена постоянными военными посягательствами. Государство потеряло обширные территории. Арабам удалось отвоевать Египет, Месопотамию, Киликию, Палестину и другие крупные части страны. Не прекращались попытки арабских завоевателей осадить Константинополь, но столица успешно устояла.
В 9-10 столетиях город осаждали русичи (князья Аскольд и Дир, Олег, Игорь Рюрикович), но ни один из набегов не завершился для них победно. Константинополь оставался непоколебимым. Значимость столицы резко подорвалась в период раскола христианской церкви на две ветви – римско-католическую и греко-католическую (11 век).
Последняя ветвь в результате отделилась и получила название православной. Одномоментно уменьшилось и торговое значение города, которому приходилось конкурировать с фессалоникийскими ярмарками.
Первое поражение Константинополя
Первый крестовый поход, произошедший в 1097 году, был направлен против анатолийских сельджуков и иерусалимских мусульман. При помощи византийских властей крестоносцы успешно перебрались на азиатское побережье Босфора и отправились в Иерусалим. Но даже оказанная поддержка не сделала отношения константинопольцев с государствами, участвующими в походе, более теплыми. Спустя столетие рыцари-крестоносцы во главе с венецианскими властями организовали уже Четвертый крестовый поход и смогли завоевать один из богатейших городов того времени.
Влахерны — дворец, построенный в начале правления Палеологов (Antoine Helbert)
Захватить Константинополь удалось весной 1204 года князю Бонифацию I. Византийская столица была разорена – разграбили даже императорские гробницы. Вскоре после захвата города в самом его центре случился сильнейший пожар, в результате которого было уничтожено несколько кварталов. Многие константинопольцы остались без работы и жилья. Крах некогда процветающей столицы был бесспорным.
Когда главный имперский город остался практически не у дел, государство раскололось на ряд королевств – Фессалоникийское (правитель – Бонифаций), Никейское, Эпирское, Латинское (Константинополь остался его частью) и т.д. К середине 13 столетия великий город пришел в полный упадок вместе с царством, в состав которого он входил.
Возвращение Константинополя в Византии
После раскола государства самой сильной и жизнеспособной оказалась Никейская империя. Греки становились все значительнее, их влияние разрасталось. В середине 13 века правитель никейцев Михаил VIII Палеог совершил попытку завоевания Константинополя, но латиняне одержали победу, отстояв свой город. Через некоторое время попытка завоевания была совершена повторно, и в этот раз план удался. Греки взяли столицу хитростью, проникнув за ее стены через водосток. С этого момента власть в Константинополе перешла к представителям династии Палеологов, хотя восстановить город до прежнего величия так и не удалось – уж слишком велика была разруха. Константинополь оставался в таком плачевном положении вплоть до середины 14 века.
Окончательное падение Константинополя. Завоевание Османами
Разруха в Константинополе была выгодна, в первую очередь, венецианцам, так как столица Византийской империи была главным торговым конкурентом для генуэзской Галаты. Михаил Палеолог позволял чужеземным купцам беспрепятственно пользоваться морскими торговыми путями, но венецианский флот периодически грабил и разрушал константинопольские пригороды, дабы не дать ему восстановиться. Греки были бессильны.
Положение осложнялось ростом Османской империи, которая грозовой тучей надвигалась с восточной стороны. Турки завоевывали один важный город за другим. Так в 1326 году перед их натиском пала Бурса, которая располагалась не далее, чем в 100 км от Константинополя. Затем османские завоеватели во главе с Мурадом Первым напали и подчинили Адрианополь (сегодня – Эдирне), а после этого двинулись к столице Византийской империи, которой Константинополь продолжал номинально оставаться. Попыток продвижения вперед по византийским землям у турок было немало, но взять город удалось лишь в 1453 году падишаху Мехмеду II, которого впоследствии прозвали «Завоевателем».
Глава османов был мудрым и хитрым государем. Он отлично понимал выгоду географического положения Константинополя и поэтому не преминул провозгласить его столицей Османской империи. Город полностью перестроили, облагородили, максимально укрепили. Христианские обители переквалифицировали в мусульманские мечети. Появилось четкое деление на кварталы. В общем, великий Константинополь, лишь в 16 веке при Сулеймане Великолепном, вновь возродился и стал крупным торгово-ремесленным центром.
Османы, после завоевания города, продолжали использовать его прежнее название — Константинополь.
29 марта 1930 года, Константинополь официально стал Стамбулом.
Царьград – что это?
Собор Святой Софии, реконструкция
Когда речь идет о Константинополе или Стамбуле, нередко можно услышать топоним «Царьград». Откуда же он взялся? Ответ прост: Царьградом называли великий город Византийской, а затем и Османской империи древние славяне. На их языке он писался как Цѣсарьградъ. Произошло это слово из греческого языка.
На сегодняшний день Царьград – это почти забытый архаизм для русского языка, но в других языках славянской группы, например, в болгарском, он активно используется. К примеру, центральная транспортная дорога в болгарской Софии именуется Цареградским шоссе. Еще интересный факт: садовую ягоду крыжовник в Болгарии именуют «цариградское грозде».
Еще термин «Царьград» и производные от него активно задействован у сербов, боснийцев, хорватов, словенцев.
Но стоит понимать, что ни в Византии, ни в Османской империи Константинополь (Стамбул) никогда не называли Царьградом – это чисто славянская «придумка».
Легенды и пророчества о Константинополе
Дворец Мирелион, Константинополь
Гибель Константинополя от воды
Когда падишах Сулейман Великолепный принял решение обеспечить город пресной водой централизованно, соорудив настоящий водопровод, он сразу приступил к поиску мастеров, которые смогут осуществить его проект. Но за такую работу браться отказывались практически все. Нашелся лишь один мастер, который взялся за сооружение системы. Тогда правитель призвал к себе отказавшихся рабочих и потребовал от них обосновать свой отказ. И те ответили, что опасаются иноземных захватчиков. Как только разнесется весть о водоснабжении Константинополя, появится много желающих им завладеть и избавиться от коренных жителей. Чтобы подобные слухи не разлетались по городу, султан велел казнить опасливых мастеров, а водопровод в столице всё-таки появился.
Султан Сулейман Великолепный
Ходит легенда о том, что в завещании падишаха Сулеймана Великолепного был четкий указ для потомков не ходить войной на русский народ. Султан писал, что уверен в поражении при развязывании войны и завещал будущим наследникам престола сохранять нерушимый мир между Османской империей и царством русичей дабы избежать «великого бедствия», спасти от которого правоверных мусульман, соблазнившихся русскими территориями, не способен даже Аллах.
Монах Агафангел, живший в 13 веке, предсказывал, что императору Константину, основавшему великое Византийское государство, суждено потерять его. Но при этом старец утвердил, что не должно быть страха у христиан. Да, греческому народу придется на 4 столетия попасть под влияние «нечестивых агарян». Но наступит время, когда в Византию придет русский император Петр и восстановит в государстве Христово знамение, покорив неверных «измаилитян».
Стамбул 20 века
История Константинополя невероятно сложна и интересна. С приходом на его территорию османских завоевателей и переименования в Стамбул город расцвел. Его триумф продолжался ни одно столетие. Переломным моментом стал 20 век, Первая мировая война. В этой войне Турция оказалась проигравшей стороной, войска Антанты вошли в Стамбул и оккупировали его. Завершение оккупации пришлось на 1923 год, а спустя некоторое время в стране совершилась революция. Новое правительство с националистическими взглядами решило сделать главным городом государства Анкару.
Несмотря на то, что Стамбул потерял звание столицы, он продолжал развиваться и расцветать в течение всего 20 столетия. И сегодня легендарный мегаполис, разделенный на азиатскую и европейскую части, приковывает к себе внимание миллионов иностранцев, являясь современным туристическим и деловым центром.
ПАДЕНИЕ КОНСТАНТИНОПОЛЯ
(29 мая 1453 года)
Падение Константинополя (1453) — взятие турками-османами столицы Византийской империи, приведшее к окончательному ее падению.
Кроме того, Константинополь был великим космополитическим городом, где наряду с торговлей процветал свободный обмен идеями и жители считали себя не просто каким-то народом, а наследниками Греции и Рима, просвещенными христианской верой. О богатстве Константинополя в ту пору ходили легенды.
Византия
Начало упадка Византии
Вплоть до XI в. Византия была блистательной и могущественной державой, оплотом христианства против ислама. Византийцы мужественно и успешно исполняли свой долг до тех пор, пока в середине столетия с Востока вместе с нашествием турок на них не надвинулась новая угроза со стороны мусульманства. Западная же Европа между тем зашла так далеко, что сама в лице норманнов попыталась осуществить агрессию против Византии, которая оказалась вовлеченной в борьбу на два фронта как раз в то время, когда она сама переживала династический кризис и внутренние неурядицы. Норманны были отброшены, но ценой этой победы явилась потеря византийской Италии. Византийцам пришлось также навсегда отдать туркам гористые плато Анатолии – земли, бывшие для них главным источником пополнения людских ресурсов для армии и запасов продовольствия. В лучшие времена своего великого прошлого благополучие Византии было связано с ее господством над Анатолией. Громадный полуостров, известный в древности как Малая Азия, во времена римлян был одним из наиболее населенных мест мира.
Византия продолжала играть роль великой державы, в то время как ее мощь была уже фактически подорвана. Таким образом, империя оказалась меж двух зол; и это ее и без того трудное положение было еще более осложнено движением, вошедшим в историю под названием Крестовых походов.
Между тем глубокие старые религиозные различия между Восточной и Западной христианскими Церквами, раздуваемые в политических целях на протяжении XI в., неуклонно углублялись, пока к концу столетия между Римом и Константинополем не произошел окончательный раскол.
Кризис наступил тогда, когда армия крестоносцев, увлекаемая честолюбием своих вождей, ревнивой алчностью их венецианских союзников и той враждебностью, которую на Западе испытывали теперь по отношению к византийской церкви, повернула на Константинополь, захватила и разграбила его, образовав на руинах древнего города Латинскую империю (1204-1261).
4-й крестовый поход и образование Латинской империи
Четвёртый крестовый поход был организован папой Иннокентием III для освобождения Святой Земли от иноверцев. Первоначальный план Четвертого крестового похода предусматривал организацию морской экспедиции на венецианских судах в Египет, который должен был стать плацдармом для нападения на Палестину, но потом был изменен: крестоносцы двинулись на столицу Византии. Участниками похода были преимущественно французы и венецианцы.
Вступление крестоносцев в Константинополь 13 апреля 1204 г. Гравюра Г. Доре
Этот Четвёртый крестовый поход (1204), превратившийся из «пути ко Гробу Господню» в венецианское коммерческое предприятие, приведшее к разграблению Константинополя латинянами, положил конец Восточной Римской империи как наднациональному государству и окончательно расколол западное и византийское христианство.
Собственно Византия после этого похода перестаёт существовать как государство на более чем 50 лет. Некоторые историки не без оснований пишут, что после катастрофы 1204 года образовались фактически две империи — Латинская и Венецианская. Часть бывших имперских земель в Малой Азии были захвачены сельджуками, на Балканах — Сербией, Болгарией и Венецией. Тем не менее, византийцы смогли удержать ряд других территорий и создать на них свои государства: Эпирское царство, Никейскую и Трапезундскую империи.
Латинская империя
Обосновавшись в Константинополе как хозяева, венецианцы усилили свое торговое влияние на всей территории павшей Византийской империи. Столица Латинской империи в течение нескольких десятилетий была местом пребывания самых знатных феодалов. Константинопольские дворцы они предпочитали своим замкам в Европе. Знать империи быстро освоилась с византийской роскошью, переняла привычку к постоянным празднествам и веселым застольям. Потребительский характер жизни Константинополя при латинянах стал еще более ярко выраженным. Крестоносцы пришли в эти края с мечом и за полвека своего владычества так и не научились созидать. В середине XIII в Латинская империя пришла в полный упадок. Многие города и села, опустошенные и разграбленные во время захватнических походов латинян, так и не смогли оправиться. Население страдало не только от непосильных налогов и поборов, но и от гнета чужеземцев, с презрением попиравших культуру и обычаи греков. Православное духовенство вело активную проповедь борьбы против поработителей.
Летом 1261 года император Никеи Михаил VIII Палеолог сумел отвоевать Константинополь, что повлекло за собой реставрацию Византийской и уничтожение Латинской империй.
Византийская империя после возвращения Константинополя
Византия в XIII-XIV вв.
После этого Византия уже не была доминирующей державой на христианском Востоке. Она сохранила лишь отблеск своего былого мистического престижа. На протяжении XII-XIII веков Константинополь казался таким богатым и великолепным, императорский двор таким пышным, а пристани и базары города столь полными товаров, что к императору все еще относились как к могущественному властителю. Однако в действительности он был теперь лишь государем среди равных ему или даже более могущественных. Появились уже и некоторые другие греческие правители. К востоку от Византии находилась Трапезундская империя Великих Комнинов. На Балканах Болгария и Сербия поочередно претендовали на гегемонию на полуострове. В Греции – на материке и островах – возникли мелкие франкские феодальные княжества и итальянские колонии.
Положение Византии к 1453 году
Византия, существовавшая уже более 1000 лет, к XV веку находилась в упадке. Она представляла собой очень небольшое государство, власть которого распространялась лишь на столицу — город Константинополь с предместьями — несколько греческих островов у побережья Малой Азии, несколько городов на побережье в Болгарии, а также на Морею (Пелопоннес). Империей это государство можно было считать лишь условно, поскольку даже правители нескольких клочков суши, оставшихся под ее контролем, фактически не зависели от центральной власти.
В то же время основанный в 330 году Константинополь на протяжения всего периода своего существования в качестве византийской столицы воспринимался как символ империи. Константинополь длительное время был крупнейшим экономическим и культурным центром страны, и только в XIV–XV вв. стал приходить в упадок. Его население, которое в XII в. составляло вместе с окрестными жителями около миллиона человек, теперь насчитывало не более ста тысяч, продолжая постепенно сокращаться и далее.
Империя была окружена землями своего главного противника — мусульманского государства турок-османов, которые видели в Константинополе главное препятствие распространению своей власти в регионе.
Турецкое государство, быстро набиравшее мощь и успешно боровшееся за расширение своих границ и на западе, и на востоке, давно стремилось к завоеванию Константинополя. Несколько раз турки нападали на Византию. Наступление турок-османов на Византию привело к тому, что к 30-м годам XV в. от Византийской империи остались лишь Константинополь с окрестностями, некоторые острова в Эгейском море и Морея — область на юге Пелопоннеса. Ещё в начале XIV века турки-османы захватили богатейший торговый город Бурсу, один из важных пунктов транзитной караванной торговли между Востоком и Западом. Очень скоро ими были взяты два других византийских города – Никея (Изник) и Никомидия (Измид).
Военные успехи турок-османов стали возможны благодаря политической борьбе, происходившей в данном регионе между Византией, балканскими государствами, Венецией и Генуей. Очень часто соперничающие стороны стремились заручиться военной поддержкой османов, тем самым в конечном счете облегчая ширившуюся экспансию последних. Военная сила крепнувшего государства турок с особенной наглядностью была продемонстрирована в битве при Варне (1444), решившей, по сути, также и участь Константинополя.
Попытки властей империи получить помощь от Запада и заключение с этой целью в 1439 унии с католической Церковью отвергались большинством духовенства и народа Византии. Из философов флорентийскую унию одобрили только поклонники Фомы Аквинского.
Турецкого усиления боялись все соседи, особенно Генуя и Венеция, имевшие экономические интересы в восточной части Средиземноморья, Венгрия, которая получила на юге, за Дунаем, агрессивно настроенного мощного врага, рыцари-иоанниты, которые опасались потери остатков своих владений на Ближнем Востоке, и папа римский, который надеялся остановить усиление и распространение ислама вместе с турецкой экспансией. Однако в решающий момент потенциальные союзники Византии оказались в плену собственных запутанных проблем.
Наиболее вероятными союзниками Константинополя были венецианцы. Генуя сохраняла нейтралитет. Венгры ещё не оправились после недавнего поражения. Валахия и сербские государства находились в вассальной зависимости от султана, а сербы даже выделили вспомогательные войска в султанскую армию.
Подготовка турок к войне
Турецкий султан Мехмед II Завоеватель целью своей жизни объявил завоевание Константинополя. В 1451 он заключил выгодный для Византии договор с императором Константином XI, но уже в 1452 нарушил его, захватив крепость Румели-Хиссар на европейском берегу Босфора. Константин XI Палеоло́г обратился к Западу за помощью, в декабре 1452 торжественно подтвердил унию, но это вызвало лишь общее недовольство. Командующий византийским флотом Лука Нотара публично заявил, что «предпочтет, чтобы в Городе господствовала турецкая чалма, нежели папская тиара».
Османский султан Мехмед II, поклявшийся взять Константинополь, осторожно и тщательно готовился к предстоящей войне, понимая, что ему придётся иметь дело с мощной крепостью, от которой уже не раз отступали армии других завоевателей. Необыкновенные по толщине стены были практически неуязвимы для осадных машин и даже стандартной по тем временам артиллерии.
Турецкая армия состояла из 100 тысяч солдат, свыше 30 боевых кораблей и около 100 небольших быстроходных судов. Такое количество судов сразу же позволило туркам установить господство в Мраморном море.
Город Константинополь располагался на полуострове, который образуется Мраморным морем и заливом Золотой Рог. Городские кварталы, выходившие на берег моря и берег залива, были прикрыты городскими стенами. Особая система укреплений из стен и башен прикрывала город с суши — с запада. За крепостные стены на берегу Мраморного моря греки были относительно спокойны — морское течение здесь было быстрым и не позволяло туркам высаживать десант под стены. Уязвимым местом считался Золотой Рог.
Вид на Константинополь
План стен Константинополя
Запад не торопился оказывать помощь Константинополю, лишь Генуя послала на двух галерах 700 солдат во главе с кондотьером Джованни Джустиниани, а Венеция — 2 военных корабля. Братья Константина, правители Мореи Дмитрий и Фома были заняты ссорой между собой. Жители Галаты — экстерриториального квартала генуэзцев на азиатском берегу Босфора — заявили о своем нейтралитете, а в действительности помогали туркам, надеясь сохранить свои привилегии.
Начало осады
7 апреля 1453 года Мехмед II начал осаду. Султан послал парламентёров с предложением сдаться. В случае сдачи он обещал городскому населению сохранение жизни и имущества. Император Константин ответил, что готов заплатить любую дань, какую в силах будет выдержать Византия, и уступить любые территории, но отказался сдать город. Вместе с тем Константин приказал венецианским морякам промаршировать по городским стенам, демонстрируя, что Венеция является союзником Константинополя. Венецианский флот был одним из сильнейших в Средиземноморском бассейне, и это должно было подействовать на решимость султана. Несмотря на отказ, Мехмед отдал приказ готовиться к штурму. Турецкое войско обладало высоким моральным духом и решимостью, в отличие от ромеев.
Турецкий флот имел основную стоянку на Босфоре, его главной задачей был прорыв укреплений Золотого Рога, кроме того, корабли должны были блокировать город и не допустить помощи Константинополю со стороны союзников.
Первоначально успех сопутствовал осажденным. Византийцы перекрыли цепью вход в бухту Золотой Рог, и турецкий флот не мог приблизиться к стенам города. Первые попытки штурма провалились.
20 апреля 5 судов с защитниками города (4 — генуэзских, 1 — византийский) разбили в бою эскадру из 150 турецких кораблей.
Но уже 22 апреля турки посуху перевезли 80 судов в Золотой Рог. Попытка защитников сжечь эти суда не удалась, т. к. генуэзцы из Галаты заметили приготовления и сообщили туркам.
Падение Константинополя
В самом Константинополе царили пораженческие настроения. Джустиниани советовал Константину XI сдать город. Средства на оборону расхищались. Лука Нотара утаивал отпущенные на флот деньги, надеясь откупиться ими от турок.
Дома жителей также подверглись грабежу один за другим; каждая группа грабивших вывешивала у входа небольшой флажок в знак того, что в доме уже брать нечего. Обитателей домов забирали вместе с их имуществом. Каждого, кто падал от изнеможения, тут же убивали; так же поступали и с многими младенцами.
В церквах происходили сцены массового надругательства над святынями. Многие распятия, украшенные драгоценностями, выносили из храмов с лихо напяленными на них турецкими тюрбанами.
В храме Хоры турки оставили нетронутыми мозаики и фрески, но уничтожили икону Богоматери Одигитрии – самое священное ее изображение во всей Византии, исполненное, по преданию, самим святым Лукой. Ее перенесли сюда из церкви Богородицы близ дворца в самомначале осады, чтобы эта святыня, находясь как можно ближе к стенам, вдохновляла их защитников. Турки вытащили икону из оклада и раскололи на четыре части.
А вот как современники описывают взятие величайшего храма всей Византии – собора св. Софии. » Церковь все еще была заполнена народом. Святая литургия уже закончилась и шла заутреня. Когда снаружи послышался шум, громадные бронзовые двери храма закрыли. Собравшиеся внутри молились о чуде, которое одно только и могло их спасти. Но их молитвы были напрасны. Прошло совсем немного времени, и двери под ударами снаружи рухнули. Молящиеся оказались в западне. Немногочисленные старики и калеки были убиты на месте; большинство же турки связали или приковали друг к другу группами, причем в качестве пут пошли в ход сорванные с женщин платки и шарфы. Многие красивые девушки и юноши, а также богато одетые вельможи были чуть ли не разорваны на части, когда захватившие их солдаты дрались между собой, считая своей добычей. Священники продолжали читать у алтаря молитвы до тех пор, пока также не были схвачены. «
Вступление Мехмеда II в Константинополь
Сам султан Мехмед II вступил в город лишь 1 июня. С эскортом из отборных отрядов янычарской гвардии, сопровождаемый своими везирами, он медленно проехал по улицам Константинополя. Все вокруг, где побывали солдаты, было опустошено и разорено; церкви стояли оскверненными и разграбленными, дома – необитаемыми, лавки и склады – разбитыми и растасканными. Он въехал на коне в храм Св. Софии, повелел сбить с нее крест и обратить в самую большую в мире мечеть.
Собор св. Софии в Константинополе
Сразу после взятия Константинополя, султан Мехмед II первым делом издал декрет о «предоставлении свободы всем, кто остался в живых», однако многие жители города были перебиты турецкими солдатами, многие стали рабами. Для скорейшего восстановления населения Мехмед приказал перевести в новую столицу все население города Аксарая.
Грекам султан даровал права самоуправляющейся общины внутри империи, во главе общины должен был стоять Патриарх Константинопольский, ответственный перед султаном.
В последующие годы были заняты последние территории империи (Морея — в 1460).
Последствия гибели Византии
Константин XI был последним из императоров ромеев. С его смертью Византийская империя прекратила своё существование. Её земли вошли в состав Османского государства. Бывшая столица Византийской империи, Константинополь, стал столицей Османской империи вплоть до её распада в 1922 году (сначала он назывался Константиние, а затем Истанбул (Стамбул)).
Византия имела огромный авторитет как родина и опора Православия, восточной ветви христианской религии.
Большинство европейцев считало, что гибель Византии стала началом конца света, так как только Византия была преемницей Римской империи. Многие современники обвиняли Венецию в падении Константинополя (Венеция тогда имела один из самых мощных флотов). Венецианская республика вела двойную игру, пытаясь, с одной стороны, организовать крестовый поход против турок, а с другой – оградить свои торговые интересы, посылая к султану дружеские посольства.
Однако нужно понимать, что остальные христианские державы и пальцем не пошевелили, чтобы спасти гибнущую империю. Без помощи остальных государств, если бы даже венецианский флот прибыл вовремя, это позволило бы Константинополю продержаться ещё пару недель, но это только бы продлило агонию.
Рим полностью сознавал турецкую опасность и понимал, что в опасности может окажется все западное христианство. Папа Николай V призвал все западные державы сообща предпринять мощный и решительный Крестовый поход и намеревался сам возглавить этот поход. Еще с того момента, как из Константинополя пришло роковое известие, он рассылал свои послания, призывая к активным действиям. 30 сентября 1453 г. Папа Римский разослал всем западным государям буллу с объявлением Крестового похода. Каждому государю предписывалось пролить кровь свою и своих подданных за святое дело, а также выделить на него десятую часть своих доходов. Оба кардинала-грека – Исидор и Виссарион – активно поддерживали его усилия. Виссарион сам написал венецианцам, одновременно обвиняя их и умоляя прекратить войны в Италии и сосредоточить все свои силы на борьбе с антихристом.
Однако никакого Крестового похода так и не получилось. И хотя государи жадно ловили сообщения о гибели Константинополя, а писатели сочиняли горестные элегии, хотя французский композитор Гильом Дюфэ написал специальную погребальную песнь и ее распевали во всех французских землях, действовать не был готов никто. Король Германии Фридрих III был беден и бессилен, поскольку не обладал действительной властью над германскими князьями; ни с политической, ни с финансовой стороны он не мог участвовать в Крестовом походе. Король Франции Карл VII был занят восстановлением своей страны после долгой и разорительной войны с Англией. Турки были где-то далеко; у него же имелись дела поважнее в собственном доме. Англии, которая пострадала от Столетней войны даже больше Франции, турки казались еще более отдаленной проблемой. Король Генрих VI не мог сделать решительно ничего, поскольку он только что лишился рассудка и вся страна погружалась в хаос войн Алой и Белой розы. Больше ни один из королей не проявил своей заинтересованности, за исключением венгерского короля Владислава, который, конечно, имел все основания для беспокойства. Но у него были скверные отношения со своим командующим армией. А без него и без союзников он не мог отважиться на какое-либо предприятие.
Таким образом, хотя Западная Европа и была потрясена тем, что великий исторический христианский город оказался в руках неверных, никакая папская булла не могла побудить ее к действию. Сам факт, что христианские государства не сумели прийти на помощь Константинополю, показал их явное нежелание воевать за веру, если не затронуты их непосредственные интересы.
Вскоре все православные территории на Балканах оказались в руках турок. Сербия и Босния были порабощены. В январе 1468 года пала Албания. Молдавия признала свою вассальную зависимость от султана ещё в 1456 году.
Многие историки в 17—18 вв. считали падение Константинополя ключевым моментом в европейской истории, завершением Средних веков, подобно тому, как падение Рима в 476 — завершением Античности. Другие полагали, что массовое бегство греков в Италию обусловило там Возрождение.
После гибели Византии Русь осталась единственным свободным православным государством. Крещение Руси было одним из самых славных деяний византийской церкви. Теперь же эта дочерняя страна становилась сильнее своей родительницы, и русские отлично это сознавали. Константинополь, как полагали на Руси, пал в наказание за свои грехи, за вероотступничество, согласившись на объединение с западной церковью. Русские яростно отвергли Флорентийскую унию и изгнали ее сторонника – митрополита Исидора, навязанного им греками. И теперь, сохранив незапятнанной свою православную веру, они оказались обладателями единственного уцелевшего из православного мира государства, чья мощь к тому же постоянно возрастала. «Константинополь пал, – писал митрополит Московский в 1458 г., – потому что отступил от истинной Православной веры. Но в России эта вера все еще жива, – Вера Семи Соборов, какой Константинополь передал ее Великому князю Владимиру. На земле существует только одна истинная Церковь – Церковь Русская».
После брака с племянницей последнего византийского императора из династии Палеологов великий князь Московский Иван III объявил себя наследником Византийской империи. Отныне великая миссия сохранения христианства перешла к России. «Христианские империи пали, –писал в 1512 г. монах Филофей своему господину великому князю, или царю, Василию III, – вместо них стоит лишь держава нашего владыки… Два Рима пали, но третий стоит, а четвертому не бывать… Ты – единственный христианский государь в мире, владыка над всеми истинными верными христианами».
Таким образом, во всем православном мире только русские извлекли некоторую пользу из падения Константинополя; и для православных христиан прежней Византии, стонущих в неволе, сознание того, что в мире все же существует великий, хоть и очень далекий государь одной с ними веры, служило утешением и надеждой, что он защитит их и, быть может, когда-нибудь придет спасти их и вернуть им свободу. Султан-Завоеватель почти не обратил внимания на факт существования России. Россия была далеко. У султана Мехмеда были другие заботы куда ближе. Завоевание Константинополя, безусловно, сделало его государство одной из великих держав Европы, и отныне ему предстояло играть соответствующую роль в европейской политике. Он сознавал, что христиане – его враги и ему нужно зорко следить за тем, чтобы они не объединились против него. Султан мог воевать с Венецией или Венгрией, а также, возможно, с теми немногими их союзниками, которых удалось бы собрать папе, но он мог воевать только с одним из них в отдельности. Никто не пришел на помощь Венгрии в роковой битве на Мохачском поле. Никто не послал подкреплений на Родос рыцарям-иоаннитам. Никого не волновала потеря венецианцами Кипра.
Материал подготовил Сергей ШУЛЯК