в каком году отменили школьную форму в ссср
В каком году отменили школьную форму в ссср
Школьная форма — предмет бесконечных споров, к которому ученики (нынешние и бывшие) относятся очень по-разному: кто-то с ужасом, кто-то с нежностью. Ее то отменяли, то вводили снова. Сейчас единой формы в России нет: как именно должны одеваться учащиеся, каждая школа решает сама. Но так было не всегда. Модный журналист, стилист и историк моды Алена Исаева заглянула в архивы и вспомнила, как менялись представления о школьном дресс-коде.
Обязательную для всех гимназистов форму ввел император Николай I. Согласно «Положению о гражданских мундирах» от 27 февраля (11 марта по новому стилю) 1834 года, все учащиеся подведомственных Министерству народного просвещения учебных заведений должны были «иметь мундир темно-зеленого сукна с темно-синим суконным же воротником с золотыми или серебряными петлицами из галуна по округам. Покрой как мундиров, так и положенных студентам и воспитанникам сюртуков иметь ныне существующий и носить им фуражки суконные темно-зеленые с околышком по цвету воротника». Пансионерам трех петербургских гимназий вместо сюртуков было положено носить синие однобортные куртки с красным стоячим воротником и позолоченными пуговицами. Детали парадных мундиров имели ту же цветовую гамму.
Реформатор Александр II, едва взойдя на престол, бросился переодевать военных и чиновников. Стандарты школьной формы менялись несколько раз. В 1860 году в моду вошла гимнастика, и с тех пор специальная рубашка, в которой гимназисты занимались спортом, называется «гимнастерка». Она и стала позднее частью повседневной школьной формы. Но с 1868 года стандартом был темно-синий однобортный мундир с девятью посеребренными пуговицами и скошенным воротником с узким серебряным галуном. Вместе с мундиром носили широкие темно-синие брюки и такого же цвета фуражку с кожаным козырьком и белой выпушкой. Принадлежность к учебному заведению теперь обозначал состоявший из букв и цифр шифр над козырьком: «С. П. Б. 1Г.» — Санкт-Петербургская первая гимназия, «Р. Г.» — Ришельевская гимназия, и так далее. Из-за цвета школьной формы сверстники дразнили гимназистов «синей говядиной».
При Николае II униформа стала удобнее, гардероб школьников пополнился гимнастерками и кителями. Зимой гимназисты носили светло-серые двубортные пальто, а если становилось слишком холодно, надевали черные наушники. На северо-западе Российской империи цвет ученических гимнастерок был темно-синим, на юге — серым. Летом одевались в коломянковые блузы вроде тех, что носили кадеты. Рубашки и блузы подпоясывали черным лакированным ремнем с пряжкой, на которой был выгравирован шифр гимназии. Но черные суконные брюки носили все.
Официальная женская школьная форма появилась намного позже, чем мужская — до конца XIX века девочки по большей части учились дома. Единственным исключением был основанный Екатериной II Смольный институт благородных девиц. Одним из орудий «облагораживания» было форменное платье, цвет которого становился тем светлее, чем ближе институтка была к окончанию обучения: в начальных классах платья были коричневые, затем голубые, потом серые, а выпускницы ходили в белых.
В XIX веке во множестве стали появляться и другие женские гимназии, но общая для всей страны гимназическая форма для девочек была утверждена только в 1896 году. За основу было взято коричневое платье с фартуком Смольного института, только теперь оно было не шелковым, а шерстяным. Именно это коричневое платье и просуществовало почти в неизменном виде практически до 80-х годов ХХ века и совсем недавно всплыло как навязчивое видение в осенне-зимней коллекции Vetements 2016 года.
Коллекция Vetements, осень-зима 2016
После революции школьную форму отменили как пережиток классового общества, и до самой войны школьники ходили в школу в своей одежде. Но дело было не только и не столько в «пережитках прошлого», сколько в том, что у государства на первых порах (32 года в общей сложности) просто не хватало ни сил, ни возможностей одеть огромное количество новых учеников в открывающихся по всей стране школах.
Только в 1949 году, когда, с одной стороны, государство укрепилось и промышленность заработала, а с другой — многие послевоенные семьи едва сводили концы с концами и не могли как следует одеть детей в школу, было принято решение школьную форму вернуть. Причем ровно в том виде, в каком ее отменили в 1917-м: коричневые платья с черным фартуком по будням и белым по праздникам, как для учениц Смольного, — для девочек и темно-серые гимнастерки, фуражки и брюки, как у гимназистов, — для мальчиков.
В 1954-м появились не только гимнастерки, но и настоящие кители. Впрочем, китель и фуражка — это был идеал, не всегда достижимый. Выпускник одной из центральных московских школ вспоминает, что китель был у них один на весь класс и друзья передавали его друг другу, когда в коридоре кого-то ловил завуч и требовал одеться по форме. Регламентировалась не только одежда, но и стрижки: в младших классах мальчиков часто стригли наголо, а начиная с пятого им разрешалось оставлять челку. И только в старших классах можно было стричься по-взрослому.
Девочкам в 1950-е было не легче. Никаких хвостиков, стрижек, а тем более распущенных волос — только две косы. В крайнем случае одна. Тут тоже был свой идеал — черные атласные ленты в волосах по будням и белые капроновые — по праздникам. Собственно, оттуда и пошла эта неистребимая советская мода на огромные белые банты. Но на самом деле обычно в косы заплетали ленты, которые просто удалось достать. Чулки только хлопковые и только в резинку. Никаких гладких фильдеперсовых и тем более капроновых даже в старших классах.
Выделиться старались с помощью белых воротничков — тут можно было дать себе волю. Самые простые были гладкими из белой ткани, но те, кто мог себе это позволить, носили вышитые и кружевные. Коричневые платья были довольно разнообразных, хотя и скучных фасонов — прямые или с юбками в складку, но самым шиком считалось сшитое на заказ платье с плиссированной юбкой. Это был предмет особой гордости, но часто и страданий: стоило эту юбку намочить, как складки расходились. За порчу дорогого платья многих родители страшно ругали, а иногда могли и побить.
К 1960-м требования к прическам и чулкам перестали быть такими строгими, вошли в моду короткие стрижки, появились гольфы и колготки, ну и конечно, в старших классах больше никому не приходило в голову носить хлопковые чулки. В остальном форма «института благородных девиц» оставалась неизменной до конца 1970-х.
А вот у мальчиков в 1962 году произошла революция — вместо практически военной формы — гимнастерки, ремня, кителя и фуражки их одели по английской моде 1960-х — в прямые серые пиджачки с маленькими лацканами, белые рубашки и брючки со стрелками. Главной идеей новой формы стала «демобилизация» — теперь это был не школьник-курсант, а школьник-гражданин. Разработал эту форму Сергей Бейкер из Общесоюзного дома моделей на Кузнецком. Проблема этой формы оказалась в том, что она была слишком модной и, как всякая модная вещь, через десять лет устарела.
В середине 1970-х там же, в Доме моделей, взялись за разработку новой школьной формы по европейскому образцу. В 1975 году появилась новая форма для мальчиков — синий пиджак-блейзер для старших классов или синяя куртка для младших и синие брюки. Когда первого сентября мальчики пришли не в унылых серых жакетиках, а в модных приталенных синих пиджаках с серебряными пуговицами, все просто открыли рты — они выглядели выше, стройнее, взрослее и даже сексуальнее.
Гимнастерки и фартуки. Как менялась школьная форма в Стране Советов?
Накануне 1 сентября советские школьники эпохи застоя совершали ежегодный «ритуал» приведения в порядок школьной формы. Мальчики гладили рубашку и костюм. У девочек было больше работы: отутюжить платье и белый фартук, а заодно пришить кружевные воротнички и манжеты. Однако советская школьная форма, при всем ее консерватизме, не всегда выглядела одинаково. Более того, в первые десятилетия советской власти этот вид одежды и вовсе расценивался как «буржуазный пережиток».
Форму для учащихся в России впервые ввел Николай I – царь, особенно приверженный порядку и дисциплине. В 1834 году он повелел одеть всех гимназистов на единый манер: в темно-зеленые мундиры с синим воротником и золотыми петлицами. Фасон формы для мальчиков менялся в XIX веке несколько раз. К началу XX века утвердилась гимнастерка серого или темно-синего цвета. В 1896 году появилась и единая гимназическая форма для девочек – коричневое шерстяное платье с фартуком. после революции, в 1918 году, большевики отменили ученическую форму. В советской пропаганде начала 1920-х годов данный тип одежды фигурирует исключительно в негативном контексте. Так, на одном из плакатов 1921 года слева изображена дореволюционная сцена: чванливый гимназист в форме прогуливается со своим отцом-вельможей. Справа иной сюжет – толпа крестьянских детей, одетых кто во что горазд, толпой валит в двери школы. «Прежде одни дворянчики в гимназиях учились, – а нынче повсюду Советские школы открылись!» – гласила надпись.
«Костюмчики» для пионеров
Первоначально советская школа собиралась полностью взять на себя «снабжение школьников одеждой и обувью». Это положение попало в программу РКП(б), принятую в 1919 году на VIII съезде. Однако на практике властям удавалось бесплатно выделять одежду лишь для беднейших детей, да и то «со скрипом».
Первым шагом к стандартизации внешнего вида учащихся стало утверждение в 1920-х годах парадной одежды пионерской организации. Пионеры обоих полов должны были носить белую рубашку с повязанным красным галстуком. Мальчики надевали темные шорты или брюки, девочки – юбки. Но фотографии того времени показывают, что обязательным элементом пионерской одежды оставался лишь красный галстук. Родители просто не имели материальной возможности соблюдать общую норму. Некоторые отряды при этом за счет «спонсоров» вводили собственные фасоны одежды, что вызвало критику Надежды Крупской.
«…Каждый отряд, над которым шефствует какой-нибудь наркомат, имеет свой костюмчик: у одних девочек черные на бретельках юбочки, у одних мальчиков такая-то шапочка, у других какой-нибудь костюм», – описывала вдова Ленина впечатления от демонстрации на Красной площади в 1928 году в своем докладе «За углубленное содержание пионерработы». Основоположница советской педагогики сокрушалась, что «ребят, бедно одетых, туда не пустили».
Крупская выступала против введения единой формы для пионеров, приводя в качестве примера Швейцарию, где много лет прожила с Лениным. В этой стране, по ее словам, родители «плачутся» на то, что их обязывают покупать детям белую одежду к праздникам.
Первую попытку ввести школьную форму советская власть предприняла в 1935 году. С началом нового учебного года детям объявили, что для всех учащихся начальных и средних школ вводится единая форма. В первую очередь такую форму пообещали школьникам Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова и Минска. В номере «Пионерской правды» от 8 сентября подробно расписывалось, какой будет школьная форма. Авторам проекта грезились весьма дорогостоящие решения. На улицах школьники должны были носить пальто из синего сукна с отстегивающимися меховыми воротниками. А в классах вводились синие гимнастерки для мальчиков и синие платья с фартуками для девочек. Внешний вид гимнастерок был весьма милитаристским и отчасти напоминал френч Иосифа Сталина.
«Летом и мальчики, и девочки будут носить береты, – рассказывалось в статье. – К ним прикрепляются значки в виде венка из колосьев, с красной звездочкой посередине. Под звездочкой на эмалированной пластинке нанесен номер школы и город, в котором она находится. Таким будет герб школьника».
После Великой Отечественной войны вопрос наконец-то сдвинулся с мертвой точки – но уже не на всесоюзном уровне, а на уровне отдельных республик. В фильме Ильи Фрэза «Первоклассница», съемки которого проходили в 1947 году, можно увидеть целый класс одинаково одетых девочек (тогда обучение было раздельным). С 1949 года, как утверждает ряд источников, ношение формы стало обязательным для всех советских школьников.
Мальчиков одели в темно-синие гимнастерки, как это задумывалось еще в 1935 году. Штаны держались на поясных ремнях с пряжками. Форма девочек напоминала одежду дореволюционных гимназисток, основанную на униформе Воспитательного общества благородных девиц в Смольном. Платья стали коричневыми, а не синими. Девочки должны были повязывать в будни черные фартуки, а белые – по случаю «красных дней календаря». Сходство с профессиональной одеждой горничных и сестер милосердия имело воспитательное значение.
«Передник создает образ призванной к труду девушки, при этом являясь символом женственности», – отмечает историк Варвара Пономарева.
На голове девочки носили банты, цвет которых тоже варьировался в будни и праздники. «Выделиться» в классе ученицы могли с помощью воротничков: у кого они были вышитые, у кого кружевные. Завершали «парадный» образ школьницы белые гольфы или колготки.
От дореволюционных школьников советские отличались прицепленными красными значками и пионерскими галстуками. Впрочем, формально членство в пионерской организации считалось необязательным.
В 1954 году форма стала еще более строгой – для мальчиков ввели «военизированные» кители и фуражки с кокардами. В стране, победившей фашизм, престиж армии был очень высок. Но по воспоминаниям современников, далеко не каждый родитель мог обеспечить ребенку полный комплект формы.
В 1962 году власти решили упростить форму для мальчиков. Теперь обходились без обязательных фуражек и ремней. А гимнастерки заменили на серые шерстяные костюмы с лацканами и четырьмя пуговицами. На голову надевали кепки или береты. Уже тогда старшеклассники не особенно соблюдали в одежде официальные нормы. Характерна выдержка из дневника казанской школьницы Софьи Хамидуллиной, которой в 1969 году было 16 лет (цитируется по сайту проекта «Прожито»): «С девчонками договорились прийти 24 мая, в последний день, в белых фартуках и бантиках. Отдадим последнюю дань школе. Сколько боролись учителя за то, чтобы мы ходили в формах, но хотелось стать взрослее (отсюда кофточки и свитеры)».
В 1973 году появился наиболее «хрестоматийный» синий костюм для мальчиков на пяти алюминиевых пуговицах, очень похожий на джинсовый. На груди размещалось по карману слева и справа, на плечах были погончики, а на рукаве красовалась красная резиновая нашивка – на ней изображалась раскрытая книга на фоне солнечного диска.
Форму для девочек поменяли только в 1984 году, накануне перестройки. Платья стали короче, поднявшись выше колен. А с восьмого класса школьники переодевались в синие костюмы и жилетки, которые юноши носили с брюками, а девушки – с плиссированными юбками. Но эта форма оказалась недолговечной. Настали либеральные времена, а экономическая ситуация ухудшилась. Поэтому уже в 1988 году некоторые школы отказались от обязательной формы. Окончательно ее отменили в 1992 году уже власти независимой России. Сегодня, на волне ностальгии по ушедшим временам, образ советской школьницы окончательно превратился в культурный феномен – коричневые платья с белыми фартуками превратились в традиционный наряд выпускниц российских школ.
История школьной формы в России
Сейчас много разговоров о школьной форме. Где-то вводят обязательную форму. Кто-то с этим согласен, кто-то нет.
Некоторые считают, что стандартная для всех форма убивает формирующуюся индивидуальность; кто-то — что форма дисциплинирует и помогает «сгладить» проявление классового неравенства. Сколько людей, столько и мнений.
Какова же история школьной формы?
У школьной формы в России богатая история.
До 1917 года она была сословным признаком, т.к. позволить себе обучение в гимназии могли только дети богатых родителей.
Введение форменной одежды для учащихся учебных заведений царской России связано в первую очередь с тем, что эти учреждения были государственными. В те времена все государственные служащие должны были носить форменную одежду, соответствующую их чину и званию, согласно «Табелю о рангах». Так, все педагоги в государственных учебных заведениях (гимназиях) носили форменные сюртуки. Исходя из этого, было естественным введение и для учащихся форменных костюмов.
Костюм гимназиста отличал подростка от тех детей, которые не учились, или не могли позволить себе учиться. Форма гимназистов была сословным признаком, потому что учились в гимназиях лишь дети дворян, интеллигенции и крупных промышленников. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости.
Неизменным атрибутом гимназистов был ранец.
Для посещения гимназии было предусмотрено уставом три вида одежды. Во-первых, «обязательная форма для ежедневного посещения», которая состояла из коричневого шерстяного платья и шерстяного фартука чёрного цвета.
Устав требовал «содержать платье в чистоте, опрятно, не носить его дома, ежедневно разглаживать и следить за чистотой белого воротника».
Парадная форма состояла из этого же платья, белого фартука и нарядного кружевного воротничка. В парадной форме гимназистки посещали театр, церковь по праздничным дням, в ней ходили на рождественские и новогодние вечера.
Также «никому не запрещалось иметь отдельное платье любой модели и покроя, если средства родителей позволяли такую роскошь».
Однако вскоре после революции, в «рамках борьбы с буржуазными пережитками и наследием царско-полицейского режима» в 1918 г. был издан декрет, отменявший ношение школьной формы.
Несомненно, в первые годы существования советского государства ношения школьной формы было непозволительной роскошью в стране, разоренной мировой войной, революцией и гражданской войной.
Официальные объяснения были таковы: форма демонстрирует несвободу ученика, унижает его. А в действительноти, у страны на тот момент просто не было финансовых возможностей одеть огромное количество детей в единую форму.
Период «бесформия» длился до 1949 года.
Платья были скромно украшены кружевными воротничками и манжетами. Ношение воротника и манжет было обязательным. Банты других цветов по правилам не допускались. Самые незначительные эксперименты с длиной или иными параметрами школьной формы сурово карались администрацией учебного заведения.
Мальчиков же одели в серые военные гимнастерки с воротником стоечкой, с пятью пуговицами, с двумя прорезными карманами с клапанами на груди, элементом школьной формы также был ремень с пряжкой и кепка с кожаным козырьком, которую ребята носили на улице.
Тогда же атрибутом у учащихся молодежи стала символика: у пионеров – красный галстук, у комсомольцев и октябрят – значок на груди.
В 1973 году произошла новая реформа школьной формы. Появилась новая форма для мальчиков: это был синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и пятью алюминиевыми пуговицами, манжетами и все теми же двумя карманами с клапанами на груди. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки (в мире набирала обороты так называемая «джинсовая мода»).
Для девочек опять ничего не поменялось и тогда мамы-рукодельницы шили своим красавицам черные фартуки из тонкой шерсти, а белые из шелка и батиста, украшая кружевами.
В начале 1980-х была введена форма для старшеклассников. (Такую форму начинали носить с восьмого класса).
Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье, как и в предыдущий период. Только оно стало выше колен.
У мальчиков брюки и куртка заменили брючным костюмом. Цвет ткани был по-прежнему синий. Также синей была эмблема на рукаве.
Для девочек в 1984 году был введён костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки.
Ткань оказалась неудачной, юбка быстро начинала лосниться, рукава протирались.
Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу. Обязательным дополнением к школьной форме, в зависимости от возраста ученика, были октябрятский (в начальных классах), пионерский (в средних классах) или комсомольский (в старших классах) значки.
Пионеры должны были также обязательно носить пионерский галстук
Школьная форма была отменена в 1992 году, и ученики сменили свои коричневые платья и синие костюмы на повседневную одежду.
В современной России нет единой школьной формы, как было в СССР, но многие лицеи и гимназии, особенно наиболее престижные, имеют свою собственную форму, подчёркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению.
Большинство общеобразовательных школ постепенно переходят на обязательную школьную форму, при этом у каждой школы и даже каждого класса она может быть своя. Рынок предлагает все больше вариантов школьной формы, многие из которых довольно привлекательны.