в каком году отменены слуги
«Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!»: становление крепостничества в России
Постепенный переход к крепостному праву в России был вызван социальными, экономическими и политическими причинами.
Крестьянский вопрос был главной внутриполитической проблемой российского государства на всём протяжении 19 века вплоть до знаменитого манифеста Александра II 19 февраля 1861 года. Во второй половине столетия имперская администрация смогла найти во многом спорное, но всё же решение назревших земельных неурядиц, даровав крестьянам личную свободу, которой те лишились ещё в 17 веке. Несмотря на то, что крепостное право царило на пространствах России долгие два столетия, таким положение было не всегда — земледельцы оказались фактическими рабами в силу социальных, экономических и политических причин.
Древняя Русь: истоки крепостничества
Славянские племена догосударственного периода не знали такого понятия, как «крепостничество». Даже после образования единой Киевской Руси подавляющая часть земледельцев обладала личной свободой в рамках общины, а зависимость от центральной власти выражалась в выплате «уроков», которые были установлены во время правления княгини Ольги. В ранний период древнерусского государства начали выделяться и зависимые слои крестьянства, о которых мы можем судить по статьям «Русской Правды».
И. Билибин. Суд во времена Русской Правды. Источник: wikipedia.org
Несвободные крестьяне делились на несколько групп, отличавшихся, в основном, правом владения личным имуществом. Фактическими рабами считались холопы и челядь. Ими становились, попав в плен, не выплатив долги или совершив серьёзное преступление — человек фактически был собственностью своего хозяина. В Древней Руси такими людьми активно торговали, а убийство раба не считалось серьёзным преступлением — полагалась не вира (стандартный штраф за убийство), а компенсация за ущерб имуществу.
Несмотря на существование челяди и холопов, основная часть крестьянства в 9 — 15 веках всё ещё оставалась лично свободной. Однако существовали институты, серьёзно ограничивавшие это положение. Исследователи на основе источников выделяют ещё несколько групп земледельцев, которые не были полностью свободными: смердов и закупов. Они обладали личным имуществом, которым располагали по своему разумению, но и между ними существовали серьёзные различия. Смерды по своему юридическому положению были близки к холопам, в то время как закупы зависели от хозяина лишь на время в результате долговых обязательств.
Татаро-монгольское нашествие и последующая политика Москвы по объединению земель, фактически превратившая княжество в «военный лагерь», предопределила дальнейшую историю русского крестьянства.
Московское княжество — первые ограничения
Военная мощь Москвы базировалась на большой прослойке служилого населения, которая за военные тяготы получала от государства земельные участки — поместья. Они даровались вместе с работавшими там крестьянами, которые тем не менее ещё пользовались определёнными свободами — могли переходить от одного хозяина к другому и не прикреплялись к месту жительства. Безусловно, это касалось свободных землепашцев — холопы и смерды не имели такой свободы передвижения.
В 1497 году в период царствия Ивана III вышел первый свод законов княжества — Судебник, призванный унифицировать правовое положение территорий, вошедших в состав Москвы в период правления Калитичей. Касаясь прежде всего проблем интеграции некогда независимых удельных княжеств, центральная власть обратилась и к положению крестьян. В Судебнике был установлен запрет на свободный переход крестьян от одного помещика к другому — время таких «миграций» ограничивалось двумя неделями конца осени — начала зимы. Маркером становился «Юрьев день» — 26 ноября.
Это позволило укрепить экономическую базу опоры княжеской власти — служилого сословия. На протяжении практически всего 16 века положение крестьян более не менялось. До тех пор, пока Россию не потрясли события периода царствования Ивана Грозного: опричнина, разорительная Ливонская война и, как следствие, глубокий экономический кризис. В 1581 году были введены так называемые «заповедные лета» — кратковременная отмена Юрьева дня, которая, как окажется впоследствии, будет носить постоянный характер. Упадок страны и несколько неурожайных лет толкали царей на всё большие ограничения прав и свобод крестьян в угоду служилому сословию и боярству — и уже в 1597 году при Борисе Годунове вводятся «урочные лета» (установление срока сыска беглого крестьянина — 5 лет). Эта мера давала помещикам возможность вернуть нерадивого землепашца в своё хозяйство.
Однако об окончательном закрепощении речи ещё не шло. В конце 16 века существовала надежда на спокойное преодоление кризиса, но в исторический процесс вмешалась Смута.
Соборное Уложение: конец свободного крестьянства
Правление Ивана Грозного привело к серьёзнейшему кризису в истории России, который сопровождался интервенцией Швеции и Польши, фактическим развалом хозяйства и государственного управления. Перед первыми Романовыми совершенно отчётливо встала проблема скорейшего восстановления и укрепления страны — это можно было сделать только за счёт крестьянства.
Ещё Василий Шуйский в 1607 году увеличил срок сыска крестьян с 5 до 15 лет, однако эта мера не применялась — раздрай в управлении сужал возможности поиска беглых. Спустя 35 лет эта мера была вновь введена уже Михаилом Фёдоровичем Романовым, а окончательное решение вопроса свершилось в 1649 году при Алексее Михайловиче. Новый свод законов — Соборное Уложение — унифицировал правовые отношения в стране, восстановившейся после разорительной Смуты. Теперь побег не имел срока давности — «урочные годы» настали для крестьян навсегда.
Помимо этого, Уложение имело ряд статей, приравнявших до этого хоть каким-то образом свободных крестьян к рабам помещика — их собственность теперь считалась собственностью непосредственного держателя земли. Во второй половине 17 века начинается, хоть и не активно и зачастую скрыто, продажа крестьян — правда, в качестве приданого и с земельными наделами.
Алексей Михайлович утверждает вновь составленное Соборное уложение в 1648 году. Источник: wikimedia.org
Уже в 1675 году Алексей Михайлович разрешает продавать крестьян без земли — начинается настоящий «бум» рабского рынка. Несмотря на окончательное закрепощение, крестьяне по Соборному Уложению имели право жаловаться на нерадивых помещиков в суд в случае необоснованных поборов, а переусердствовавший хозяин в попытках кулаками или иными инструментами «образумить» своего подопечного рисковал получить серьёзное наказание и обязывался в случае доказательства его вины возместить семье пострадавшего моральный ущерб.
Последний гвоздь в крышку гроба свободного крестьянства вбил император Пётр I в результате фискальной реформы. Ввод подушного налога окончательно прикрепил крестьян к земле и к собственнику земельного надела.
Этот день в истории: 1861 год — в России отменено крепостное право
3 марта 1861 года российский император Александр II своим высочайшим Манифестом отменил крепостное право в России. Отмена крепостного права стала первой по времени и наиболее значимой из «великих реформ» Александра II.
Стоит сказать, что в ходе Крестьянской реформы «царь-освободитель» в значительной степени опирался на деяния своих предшественников. Первые шаги к ограничению и последующей отмене крепостного права были сделаны еще его дедом Павлом I в 1797 году с подписанием Манифеста о трёхдневной барщине об ограничении подневольного труда.
Дело продолжил Александр I, который в 1803 году подписал Указ о вольных хлебопашцах, и отменил крепостное право в прибалтийских (остзейских) губерниях Российской империи.
При Николае I крепостное право было объявлено незыблемым, однако в решении крестьянского вопроса был накоплен значительный опыт, на который в дальнейшем смог опереться его сын Александр II.
Молодой император, вступивший на престол в 1855 году, искренне стремился к устранению недостатков русской жизни. Главным из них он считал крепостное право. На фоне бурного развития капитализма в Европе, оно стало настоящим тормозом экономического развития России.
Вопрос об отмене фактического рабства крестьян назрел, однако решить его было совсем не просто. Крепостное право слагалось на Руси веками, оно тесно переплелось с разными сторонами жизни русского крестьянина. Крестьянин зависел от феодала в личном, земельном, имущественном, юридическом отношениях. А теперь его нужно было освободить от опеки помещика, дать личную свободу.
Поэтому подготовка к этому шагу и заняла шесть лет, несмотря на весь реформаторский пыл русского самодержца. В 1857 году для подготовки крестьянской реформы был учрежден Секретный комитет. В начале 1859 года для обработки проектов реформы дворянских комитетов были созданы Редакционные комиссии.
В сентябре 1860 года выработанный проект реформы был обсужден депутатами, присланными дворянскими комитетами, а затем передан в высшие государственные органы. В середине февраля 1861 года «Положение об освобождении крестьян» было рассмотрено и одобрено Государственным советом.
Наконец, 3 марта 1861 года Александр II подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей». Так в России было отменено крепостное право.
Однако тут же выяснилось, что крестьянству даровалась только юридическая свобода, но земля объявлялась помещичьей собственностью. В итоге за отведённые наделы крестьяне несли в пользу помещиков повинности, которые практически не отличались от прежних, крепостных.
Что делать с юридической свободой крестьяне понятия не имели, а вот то, что их оставили без земли они расценили как саботаж со стороны помещиков, которые не хотят исполнять волю «царя-освободителя». В стране начались крестьянские бунты. Для подавления наиболее крупных выступлений пришлось использовать правительственные войска.
Несмотря на все свои недостатки крестьянская реформа 1861 года имела важное историческое значение, создала возможность для широкого развития рыночных отношений, дала старт другим важнейшим преобразованиям, направленным на создание в России гражданского общества.
Прислуга до 1917 года и после 1991 года
Прислуга до 1917 года и после 1991 года в России.
Или историческая рокировка, начатая «большевиками»
и законченная «демократами и либералами».
Исторические аналогии и такие мысли возникли не на голом месте.
Среди гостей передачи была З.Р. Матлашевская, руководитель агентства, подготавливающего домработниц и горничных для состоятельных и богатых семей России.
Молодые жёны богатых мужей, с внешностью американских кукол Барби, делились опытом общения со своей домашней прислугой.
Их чопорное поведение и в какой-то степени, циничные откровения, меня шокировали.
Наше общественное сознание, с начала девяностых, обрабатывали небезызвестные всем Березовский с Гусинским, все моральные принципы были попраны, да и сегодня остаётся ещё много телевизионного «мусора», который разлагает и деморализует наше общество и особенно, нашу молодёжь. Действуют по пословице:»Вода камень точит».
Вот так понемногу, подтачивая ум, совесть и честь российского народа, ставя всё большие препоны для получения достойного, хорошего образования, а следовательно, нахождения и достойной, хорошо оплачиваемой работы, подошли к сегодняшнему времени, когда решили, что пора показать настоящее место этому народу на своём празднике жизни.
Решили, что уже, наверное, созрел русский народ, униженный и не однажды оскорблённый со всех телевизионных каналов, чтобы понять, что он так «генетически плох и такая у него плохая ментальность»(такие выражения позволяют себе телеведущие на российских телеканалах), что самое время научить его заниматься обслуживанием тех, кто после государственного ельцинского переворота, стали одномоментно богатыми.
Решили научить русский народ обслуживать инородцев так, чтобы им жилось в России примерно так же, как русским дворянам в царское время.
Да, они платят этим наёмным работникам, но как относятся они к этим людям?
Если на первых порах, они ещё стеснительно называли обслуживающих их людей «домашними помощницами», приходившими в их дома для выполнения тех, или иных услуг, то чем дальше, тем больше росли претензии и запросы «хозяев» к своей прислуге.
Уже пристраивают им жильё, жилые комнаты для прислуги, чтобы они жили при их домах, как «дворовые люди», берут семейные пары с детьми и, практически, за небольшую плату, порабощают этих людей.
Кто-то желает возвращения крепостного права в России?
Поговаривают же о «дворянских» имениях, а рядом нищие деревни, со спивающимся русским народом, для которого нет ни должного воспитания, ни должного образования, ни приличной работы, ни возможности пробиться на более высокий должностной уровень, потому что нет должной государственной заботы о русском народе в его родном Отечестве.
Привыкай русский народ, учись обслуживать богатые семьи, которые отстроили такие замки, которые не в состоянии сами технически содержать и поддерживать самим в них даже элементарную чистоту, готовить себе еду, растить и воспитывать своих детей, встречать своих гостей и так далее.
Словом, чем не дореволюционные замашки у этих новоявленных «господ» и «голубых кровей дворян»?
Провозгласив курс на «демократию», смогли осуществить самое несправедливое, дикое, бесстыдное расслоение российского общества на бедных и богатых.
Богатыми стало чиновничество при властных структурах и их родственные кланы, с ближним окружением.
Как не вспомнить, какими лозунгами смогли большевики «обаять» русских крестьян и рабочих, совершая государственный переворот в России в 1917 году?
Самые главные из лозунгов были:
В.И. Ленин объявил о национализации и передаче в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта и объектов недвижимости, которые несправедливо принадлежали высшим сословиям России.
Национализация и планирование способствовали быстрому развитию страны.
А вот с заманчивыми для крестьян и рабочих, лозунгами оказалось не всё так просто, как было заявлено:
Буржуазный строй большевиками был разрушен до основания, а русские дворянские гнёзда инородцы вычистили практически все.
Что же стало происходить в России дальше?
Разрушив до основания «прежний мир», большевики начали строить новый, «свой мир».
Что произошло в России в девяностые годы XX века?
В девяностые, произошёл предательский государственный переворот.
Все мы свидетели, как это происходило.
Трагизм произошедшего состоит в том, что враги страны находились внутри страны. Люди сразу не поняли и не осознали, что страну и народ предали.
Народ, не раз защищавший своё Отечество в открытом бою, не был готов к предательству «троянского племени» в своём тылу.
Врага громили мы извне, но затаился он в стране.
Объявив курс на «демократизацию», новоявленные «демократы» больше не хотели называться интернационалистами и наш многонациональный народ исчез практически со всех МЕДИА ресурсов страны.
Они уже не хотели называться и «товарищами», ведь ограбив Россию, они почувствовали себя «царьками».
При таких «местечковых царьках», честным и приличным людям страны, не находилось места на национально значимых должностях в стране, всё меньше для таких людей оставалось возможностей на достойную жизнь в России.
Страну и народ предали, наше общее Отечество разграбили.
Нашему народу цинично продемонстрировали каково на деле «Каиново братство».
Все мы видим, в чьих руках оказались все ресурсы нашей страны.
Разве наш народ доволен такой исторической рокировкой? Думается, что нет.
Возвращаясь к телепередаче о прислуге в богатых домах России, посмотрим, как трактуется этот термин.
Интересно вспомнить, что подразумевал термин «челядь», кстати, произнесимый на этой телепередаче «Прямого эфира» новоявленными «госпожами».
В России, крепостные, исполнявшие обязанности домашней прислуги, назывались дворовыми людьми.
Кто же стал «господами», а кто зависимым, от этих новоявленных «господ»?
Выкинуты из своих родных гнёзд птицы и птенцы Российской империи.
С девяностых, уже другие птицы стали плести подобные гнёзда в России и уже их птенцы стали бесстыдно показывать себя «хозяевами жизни».
Завершив цикл по исторической рокировке в России, сегодня уже они, с таким бесстыдным апломбом, нанимают в свои дворцы, замки своего тщеславия, российскую прислугу, позволяя себе публично, цинично называть этих людей уничижительным термином «челядь»?
Мы живём в смутное время.
Одна историческая рокировка произошла, когда «большевики» ликвидировали в России класс богатых.
В девяностых, уже их дети и внуки его восстановили, но уже себя назначили в России богатыми.
Очень бы не хотелось, чтобы от переизбытка их наглости в России, не создались бы реальные условия, когда народу терпеть их наглость станет невмоготу и тогда уже будет возможна обратная историческая рокировка, с уже опробованными лозунгами 1917 года.
История отмены крепостного права в России
3 марта 2011 года исполняется 150 лет со дня отмены крепостного права в России.
3 марта (19 февраля по ст.ст.) 1861 года – Александр II подписал Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17 законодательных актов. На основании этих документов крестьяне получали личную свободу и право распоряжения своим имуществом.
Манифест был приурочен к шестой годовщине вступления императора на престол (1855).
Еще в правление Николая I был собран большой подготовительный материал по проведению крестьянской реформы. Крепостное право в правление Николая I осталось незыблемым, но в решении крестьянского вопроса был накоплен значительный опыт, на который в дальнейшем смог опереться его сын Александр II, вступивший на престол в 1855 году.
В начале 1857 года для подготовки крестьянской реформы был учрежден Секретный комитет. Затем правительство решило ознакомить общество со своими намерениями, и Секретный комитет был переименован в Главный комитет. Дворянство всех областей должно было создавать губернские комитеты для выработки крестьянской реформы. В начале 1859 года для обработки проектов реформы дворянских комитетов были созданы Редакционные комиссии. В сентябре 1860 года выработанный проект реформы был обсужден депутатами, присланными дворянскими комитетами, а затем передан в высшие государственные органы.
В середине февраля 1861 года Положение об освобождении крестьян было рассмотрено и одобрено Государственным советом. 3 марта (19 февраля по ст.ст.) 1861 года Александр II подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей». Заключительными словами исторического Манифеста были: «Осени себя крестным знамением, православный народ, и призови с нами Божие благословение на твой свободный труд, залог твоего домашнего благополучия и блага общественного». Манифест был объявлен в обеих столицах в большой религиозный праздник – Прощеное воскресенье, в других городах – в ближайшую к нему неделю.
Согласно Манифесту, крестьянам были присвоены гражданские права – свобода вступления в брак, самостоятельное заключение договоров и ведение судебных дел, приобретение недвижимого имущества на своё имя и др.
Крестьянству даровалась юридическая свобода, но земля объявлялась помещичьей собственностью. За отводимые наделы крестьяне на положении «временнообязанных» несли в пользу помещиков повинности, которые практически не отличались от прежних, крепостных.
Наделение землей производилось в соответствии с местными положениями, в которых для различных районов страны (черноземных, степных, нечерноземных) определялись высшие и низшие пределы количества земли, предоставляемой крестьянам. Эти положения конкретизировались в уставных грамотах, в которых указывалось, какую землю получали крестьяне.
В целом по стране крестьяне были не только ущемлены в размерах земли; они, как правило, получали неудобные для обработки наделы, поскольку самая лучшая земля оставалась у помещиков.
Следующим этапом освобождения крестьян был переход их в состояние собственников. Для этого крестьянин должен был выкупить землю. Цена выкупа значительно превышала действительную стоимость земли.
Чтобы обеспечить реальность выкупа земли, правительство организовало так называемую выкупную операцию. Оно заплатило за крестьян выкупную сумму, предоставив им, таким образом, кредит. Этот кредит должен был погашаться в рассрочку в течение 49 лет с выплатой ежегодно 6% на ссуду.
После заключения выкупной сделки крестьянин именовался собственником. Однако его собственность на землю была обставлена разного рода ограничениями. Полным собственником крестьянин становился лишь после выплаты всех выкупных платежей.
Земля могла выкупаться как общиной, так и отдельным крестьянином. Земля, отведённая общине, находилась в коллективном пользовании, поэтому с переходом в другое сословие или другую общину крестьянин терял право на «мирскую землю» своей прежней общины.
Восторженность, с которой был встречен выход Манифеста, вскоре сменилась разочарованием. Бывшие крепостные ожидали полной воли и были недовольны переходным состоянием «временнообязанных». Полагая, что от них скрывают истинное значение реформы, крестьяне бунтовали, требуя освобождения с землёй. Для подавления наиболее крупных выступлений, сопровождавшихся захватом власти, как в сёлах Бездна (Казанская губерния) и Кандеевка (Пензенская губерния), были использованы войска. Всего было зафиксировано более двух тысяч выступлений. Однако к лету 1861 года волнения пошли на убыль.
Первоначально срок пребывания во временнообязанном состоянии не был установлен, поэтому крестьяне тянули с переходом на выкуп. К 1881 году таких крестьян оставалось примерно 15%. Тогда был принят закон об обязательном переходе на выкуп в течение двух лет. В этот срок следовало заключить выкупные сделки либо терялось право на земельные наделы. В 1883 году категория временнообязанных крестьян исчезла. Часть из них оформила выкупные сделки, часть лишилась земли.
Крестьянская реформа 1861 г. имела огромное историческое значение. Она открыла перед Россией новые перспективы, создав возможность для широкого развития рыночных отношений. Отмена крепостного права проложила дорогу другим важнейшим преобразованиям, направленным на создание в России гражданского общества.
За эту реформу Александра II стали называть царем Освободителем.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
«Освобождённая энергия крестьянства»: как отмена крепостного права изменила Российскую империю
3 марта 1861 года Александр II поставил свою подпись под манифестом «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и ещё рядом документов, запустивших в Российской империи масштабную крестьянскую реформу.
Крепостное право
Становление крепостного права в России историки связывают с событиями XV—XVI веков, когда начало ограничиваться право перехода крестьян из одной вотчины в другую.
«Государство в то время не имело достаточных средств для содержания крупной дружины и административного аппарата. Поэтому содержание дворян и помещиков, нёсших военную и гражданскую службу, возлагалось на крестьян. В то же самое время определённые требования предъявлялись и к помещикам — они должны были защищать крестьян, помогать им в голодные годы, выполнять судебные функции. В условиях XV века такой социальный договор в известной мере мог устраивать и государство, и помещиков, и даже крестьян, однако со временем он, конечно, стал утрачивать актуальность», — рассказал в интервью RT историк и писатель Александр Широкорад.
По его словам, крепостное право утратило свою логику в эпоху Екатерины II, которая воплощала в жизнь подписанный её мужем манифест о вольности дворянства.
«Если дворянин получил право служить или не служить, то и крестьянин должен был получить право работать или не работать. Но с крестьянами вопрос решён не был. Крепостное право превратилось в тормоз для развития России», — считает эксперт.
Как отметил в беседе с RT профессор кафедры истории России МПГУ Леонид Ляшенко, изначально крепостное право было фундаментом, на котором строилась Российская империя, и периода дворянской культуры без него бы не было. Но в конце XVIII века оно превратилось в отжившую традицию, раскалывающую общество и сдерживающую развитие страны.
По словам историков, крестьяне находились практически в неограниченной власти помещиков, которые их покупали и продавали, ссылали в Сибирь, подвергали телесным наказаниям, отбирали у них любое личное имущество. Крепостные долгое время были лишены даже права жаловаться властям на жестокость барина.
Первой попыткой ограничить своеволие помещиков эксперты называют указ императора Павла I, который в 1797 году запретил принуждать крепостных к работе на барина по воскресеньям и рекомендовал ограничить норму эксплуатации крестьян дворянами половиной оставшегося рабочего времени, то есть тремя днями.
Указ о вольных хлебопашцах 1803 года предусматривал освобождение крепостных по обоюдному согласию с помещиком за выкуп. В дальнейшем Александр I освободил крестьян в Прибалтике, запретил давать объявления о продаже крепостных без земли и продавать крестьян на ярмарках, лишил помещиков права отправлять людей в Сибирь или на каторгу.
Николай I называл крепостное право злом, создавал секретные комитеты и издавал указы для ограничения крепостного права, но не затрагивал его основ, считая полное освобождение крестьян преждевременным.
Крестьянская реформа
«Во второй половине XIX века возникли три основные причины для отмены крепостного права. Во-первых, это поражение России в Крымской войне, продемонстрировавшее экономическое и военно-техническое отставание от ведущих стран Европы. Во-вторых, рост социального недовольства, увеличение количества бунтов. В-третьих, либеральный настрой Александра II и общее осознание властями необходимости серьёзных реформ», — рассказал в беседе с RT профессор МПГУ, доктор исторических наук Виталий Захаров.
По его словам, ранее сопротивление дворянства было главным фактором, сдерживающим отмену крепостного права. Однако в ситуации, когда малопродуктивный труд крепостных сдерживал экономическое развитие страны и ставил под риск сам статус великой державы, мнение противников реформ перестало быть решающим.
В 1856 году Александр II на встрече с представителями дворянства Московской губернии заявил, что лучше ликвидировать крепостное право сверху, чем ждать, пока это начнёт происходить снизу. Царь стал создавать комитеты по крестьянскому делу, официально занявшиеся разработкой проекта реформы.
В 1858 году общее количество крепостных в России оценивалось примерно в 23 млн человек. Из 65 российских губерний и областей в девяти вообще не было крепостных (в Прибалтике, на Дальнем Востоке, в казачьих землях и на части Закавказья), ещё в четырёх жили всего по несколько лично зависимых крестьян.
В 1859 году для рассмотрения проектов, подготовленных губернскими комитетами, были созданы специальные Редакционные комиссии, в состав которых входили сторонники реформ. Прошедший через Редакционные комиссии и принятый Главным комитетом по крестьянскому делу проект реформы был под влиянием Александра II поддержан Госсоветом.
3 марта 1861 года Александр II подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и ещё ряд документов, направленных на его практическую реализацию.
Манифест даровал личную свободу всем помещичьим крестьянам. С этого момента они могли самостоятельно приобретать имущество, вступать в брак, заключать договоры. Но помещики сохраняли право собственности на землю, предоставляя бывшим крепостным личные усадьбы за выкуп и полевые наделы в постоянное пользование. За это крестьяне некоторое время после реформы должны были отбывать барщину либо платить оброк.
Следующим этапом освобождения крестьян становился выкуп ими земельных наделов. Большую часть средств за наделы выплачивало правительство, предоставлявшее бывшим крепостным кредит примерно под 6% годовых на 49 лет. В дальнейшем это привело к возникновению у многих крестьян огромных долгов.
Размеры наделов колебались в зависимости от региона. При этом, если надел, которым ранее пользовались крепостные, был больше принятой в конкретном регионе нормы, от него отрезалась часть в пользу помещика. Нарезка земель чаще всего была произведена таким образом, чтобы сделать их обработку максимально неудобной для крестьян, заставить их арендовать дополнительные земли у помещика, спрашивать его разрешения на доступ к различным объектам сельскохозяйственной инфраструктуры.
«Как помещики, потерявшие бесплатный труд крепостных, так и сами крестьяне остались недовольны реформой. Несложно подсчитать, что с учётом срока выплат крестьянин должен был вернуть государству примерно в три раза больше, чем за его землю было уплачено помещику. Из-за сделанных в ходе реформы оговорок в 1861 году произошло около 1200 крестьянских бунтов. Этот рекорд был побит только в ходе революции 1905 года», — рассказал Захаров.
По словам Леонида Ляшенко, из-за того, что интересы крестьян не были учтены в полной мере, реформу 1861 года в историографии часто называют половинчатой, однако её нельзя оценивать без учёта условий, в которых она проводилась.
«Сегодня задним числом Александру II ставят в пример Пруссию, где крестьянам на десять лет отменили уплату налогов. Но в Пруссии не было более 20 миллионов бывших крепостных, как в России. Я не представляю, какой бы государственный бюджет выдержал отмену уплаты налогов на десять лет для такого количества людей. Правительство Александра II сделало всё, что могло. Денег на то, чтобы удовлетворить всех полностью, в бюджете не было», — подчеркнул Ляшенко.
«Отмена крепостного права сыграла огромную роль в истории России. Реформаторы считали, что освобождённая энергия крестьянства даст возможность стране окрепнуть социально и экономически в совершенно новых условиях. Однако результаты реформы стали сказываться не сразу, а через поколение. Именно эффект от реформ Александра II позволил России сделать экономический рывок при его сыне, Александре III, и войти в пятёрку наиболее развитых стран мира», — резюмировал Леонид Ляшенко.