в каком году отмечалось 1000 летие крещения руси
Русская православная церковь отметила тысячелетие крещения Руси
Владимир Святой — креститель Руси
В 987 году Владимир, князь Киевский, отказался от язычества и принял православную веру. В следующем году он собрал весь люд русский на берегах Днепра, в водах которого его крестили византийские священники. С этого времени православие стало государственной религией на Руси.
Во время правления князя Владимира христианские ценности поддерживались государственной властью. Киевский князь содействовал устройству больниц и богаделен, заботился о пропитании неимущих. Государственную поддержку получили строительство и украшение храмов, была создана первая школа, началась подготовка русского духовенства.
5 июня 1988 года, спустя тысячу лет со дня крещения Руси, в Москве начались торжественные празднества, которые продолжались до 12 июня — дня памяти всех русских святых. В эту неделю прошли основные мероприятия, а вообще празднование 1000-летия крещения Руси проходило в СССР в апреле-июне 1988 года.
Всю неделю в московских храмах совершались праздничные богослужения, а 11 июня прошло всенощное бдение. Затем торжества прошли в Киеве, Ленинграде и Владимире, а после 18 июня — в епархиях.
После 70-летнего периода пропаганды атеизма в стране начался новый этап в истории Русской православной церкви. Начали открываться, реставрироваться и строиться новые храмы. Все больше людей стало обращаться к Богу, стала доступной Библия и церковная литература, на телевидении появись духовные христианские программы.
Начало другой эпохи. Как 1000-летие Крещения Руси изменило нашу духовную жизнь
В 1988 году Русская православная церковь отметила 1000-летие Крещения Руси. Праздничные события, изначально планировавшиеся как сугубо внутрицерковные, неожиданно приобрели широкий размах и дали толчок к кардинальным переменам в духовной жизни страны. В Белгороде знаменательную дату отметили в июле.
Крупнейшее событие
В ноябре 1987 года XXIV сессия Генеральной ассамблеи ЮНЕСКО приняла решение отпраздновать 1000-летие введения христианства на Руси как крупнейшее событие в европейской и мировой культуре. Это привлекает к Советскому Союзу внимание всего мира. И вот уже в Москве, Ленинграде и Киеве проходят крупные конференции, где учёные и богословы из разных стран обсуждают вопросы, связанные с христианством.
Встреча патриарха Пимена и постоянных членов Синода с Генеральным секретарём ЦК КПСС Михаилом Горбачёвым, которая состоялась в конце апреля 1988 года в Екатерининском зале Кремля, показала потепление отношений между церковью и государством. Власть даёт разрешение построить в Москве новый собор в честь 1000-летия Руси. А чуть позже, в мае, Церкви передают священные реликвии, которые до этого хранились в музеях Московского Кремля.
В начале июня в Москве и Загорске прошли основные торжества с участием сотен почётных гостей. В Белгороде же мероприятия в честь 1000-летия принятия христианства на Руси провели 6 июля. Глава Курско-Белгородской епархии архиепископ Ювеналий совершил богослужение в Иоасафовском соборе. Как писала «Белгородская правда», после этого духовенство отправилось возложить цветы к Вечному огню. Среди священников того времени было немало ветеранов Великой Отечественной войны. Например, настоятель Николаевской церкви в селе Незнамово протоиерей Владимир Шантыко сражался на 3-м Белорусском фронте и был награждён медалями «За боевые заслуги», «За взятие Кёнигсберга» и «За взятие Берлина». Отличились на войне и многие другие представители духовенства. Было им что вспомнить, стоя у Вечного огня.
Позже во Дворце культуры «Энергомаш» состоялся торжественный акт, где прозвучали доклады об исторической значимости христианства и о помощи белгородских верующих Советскому фонду мира, Детскому фонду имени В.И. Ленина, Советскому фонду культуры и Красному Кресту. После этого прошёл концерт духовных песнопений.
Необычайный подъём
«Этот юбилей отмечался во всём мире как огромное культурно-историческое событие, внёсшее вклад в историю цивилизации и развитие европейской и мировой культуры. ЮНЕСКО своей специальной резолюцией призвала 159 стран отметить Тысячелетие Крещения Руси. Исходя из этого, становится понятным, как велико значение Крещения Руси для нашего народа и мирного сосуществования между людьми. Сама Церковь – это неисчерпаемая сокровищница культурных ценностей, создававшихся в течение столетий.
Сейчас у священнослужитей углубляется взаимопонимание с деятелями науки и культуры, с государственными учреждениями и общественными организациями страны. Время, в которое мы живём, отмечено не только необычайными трудностями, но и необычайным подъёмом в общественно-нравственном сознании. Это вселяет в верующих оптимизм относительно будущего нашего народа и нашей Церкви, которая осознаёт, что она занимает достойное место в современном обществе», – написал в 1991 году протоиерей Леонид Константинов в «Курьер дайджест» (приложение к областной газете «Смена»).
Отцу Леониду довелось не только участвовать в торжествах, проходивших в Белгороде, но и побывать на юбилейном Поместном Соборе Русской православной церкви 1988 года. Он проходил в Москве в течение четырёх дней в атмосфере оживлённых дискуссий.
На Соборе приняли новый церковный устав. Духовенство обсудило роль христианства в развитии культуры на Руси. Прозвучали призывы к диалогу с Русской православной церковью за границей и со старообрядцами. Также было принято решение о канонизации великого князя Московского Димитрия Донского, Максима Грека, Андрея Рублёва, блаженной Ксении Петербургской, митрополита Макария Московского, преподобного Паисия Величковского, святителя Игнатия Брянчанинова, преподобного Амвросия Оптинского и святителя Феофана Затворника.
Мы видели перемены
И хотя за 30 лет подробности тех событий уже потихоньку стираются из памяти, по словам отца Леонида, несомненно то, что юбилейные события заставили государство и общество совершенно по‑другому посмотреть на Церковь, понять её величайший вклад в историю и культуру страны.
В сохранившихся фотоснимках отражена вся противоречивость того времени. Здесь переплелись нищета, растерянность, страх перед будущим и в то же время свет надежды, вера в перемены, желание прикоснуться к тому, что до сих пор было недоступно и пока ещё не вполне понятно.
«Я была атеисткой в советское время. Но определённые события в жизни привели меня к Богу. И вот этот приход пришёлся как раз на конец 80-х годов, – вспоминает белгородка Людмила Марьянова. – Это сейчас в магазинах полно православной литературы, есть православные газеты и сайты, идут религиозные телепередачи. А в то время всё было по‑другому. И православие казалось для меня большим и неизведанным миром. Всё это я постигала с трепетом в душе, было очень непросто. Помню и празднование 1000-летия Крещения Руси в Белгороде, и возвращение мощей святителя Иоасафа. Эти события отзывались в сердце, было радостно. Уже тогда мы видели перемены. А сейчас тем более осознаёшь, что всё это ознаменовало начало совсем другой эпохи».
12 июня в истории. 1000-летие Крещения Руси
В этот день 12 июня 1988 года завершались многодневные празднования, посвященные 1000-летию Крещения Руси.
1000-летие Крещения Руси
В июне 1988 года в Москву съехались иерархи почти всех православных церквей планеты и представители крупнейших мировых конфессий. Их всех собрали торжества, приуроченные к 1000-летию Крещения Руси. На территории только что восстановленного Данилова монастыря произошла Божественная Литургия, которую возглавлял Патриарх Московский Пимен.
К этому моменту праздничные мероприятия продолжались в крупнейших городах Советского Союза уже неделю. Многотысячные крестные ходы, праздничные Богослужения проходили в Москве, Ленинграде, Владимире, Новосибирске. В Киеве под проливным дождем вокруг памятника равноапостольному князю Владимиру, который в 988 году обратил Киевскую Русь в христианство, собрались несколько тысяч человек.
Встреча Горбачева со Святейшим Патриархом Пименом и членами Священного Синода
А за несколько недель до празднования, в апрельскую Москву съехались репортеры со всего мира. Они освещали встречу в Екатерининском зале Кремля Михаила Горбачева с членами Священного Синода. Генеральный секретарь и предстоятель РПЦ перед телекамерами пожали друг другу руки.
Сам Горбачев при этом назвал Крещение Руси князем Владимиром «значительной вехой на многовековом пути развития отечественной истории, культуры и русской государственности», и отметил, что благодаря перестройке стало возможным более активное участие религиозных деятелей в жизни общества.
В ответ на это Патриарх Пимен выразил «архитектору перестройки и провозвестнику нового политического мышления» «всецелую поддержку», «искреннюю благодарность» и благословил Горбачева на продолжение начатых дел.
Позже Патриарх Пимен и другие иерархи Церкви были награждены орденом Трудового Красного Знамени «за активную миротворческую деятельность и в связи с 1000-летием Крещения Руси».
Все эти сцены выглядели довольно странно в атеистическом государстве, которое еще несколько десятилетий назад взрывало храмы. Когда в 1937 году прошла перепись, в которой 42% населения, даже в условиях репрессий, признали себя православными, это не могло устроить руководство страны. Устроителей переписи отправили к стенке, а ее результаты аннулировали.
Государственно-церковные отношения
Но на самом деле идея отметить 1000-летие Крещения Руси возникла еще в 1970-х. Предложение партии священнослужители сделали, но оно было воспринято прохладно. Кроме идеологических противоречий было и материальное. В рамках подготовки торжеств иерархи просили о возврате в лоно Церкви двух крупнейших обителей: Новодевичьего монастыря и Киево-Печерской лавры. Это означало возобновление там института монашества, что для советских властей тогда было неприемлемо.
Отношение компартии к Русской Церкви стало постепенно меняться с начала 80-х. Событием чрезвычайной важности была передача Московской Патриархии в 1983 году комплекса строений московского Данилова монастыря. Стало понятно, что празднование 1000-летия Крещения Руси возможно.
Празднование 1000-летия Крещения Руси
Между тем величайший праздник в истории РПЦ изначально планировался исключительно как закрытое внутрицерковное мероприятие. Запланированные на начало лета 1988 года торжества было решено приурочить к Неделе всех святых, в земле Российской просиявших, которая, в соответствии с церковным календарем, выпадала в тот год на неделю с 5 по 12 июня. Планами РПЦ заинтересовалось руководство СССР, которое хотело показать миру явную демократизацию. За развитием ситуации следили многие зарубежные страны, а Генеральная ассамблея ЮНЕСКО даже призвала отметить «1000-летие введения христианства на Руси как крупнейшее событие в европейской и мировой истории и культуре».
На этом фоне государство решилось передать Церкви важнейшие обители: ярославский Толгский монастырь, Козельскую Введенскую Оптину Пустынь и Киево-Печерскую лавру. Денег на торжества государство, конечно, не выделило, но информационная поддержка была оказана мощная. Стало ясно, что страна меняется и меняется очень сильно.
1000-летие крещения Руси: почему его праздновали в СССР
Переломным моментом в отношениях между РПЦ и советской властью стало пышное празднование 1000-летия крещения Руси, состоявшееся в 1988 году.
Православие на рубеже перестройки
После небольшой «передышки» в военный и послевоенный период Русская православная церковь вновь подверглась гонениям при Хрущеве. Но ни генсеку-«кукурузнику», ни сменившим его Брежневу, Андропову и Черненко не удалось «показать по телевизору последнего попа». Более того, к 1980 году, когда коммунисты планировали полностью изжить религию в стране, давление государственных органов на церковь, напротив, стало ослабевать. В 1970-х многие интеллигенты разочаровались в марксистко-ленинской идеологии, одним из способов «внутренней эмиграции» для них стали духовные поиски. У таких авторов, как Виктор Астафьев и Валентин Распутин, представляющих популярную в ту пору «деревенскую прозу», появляются образы героев-праведников, созданные словно бы по канонам древнерусской агиографии, а Владимира Солоухина советская критика обвиняла в «заигрывании с боженькой».
С началом политики гласности в 1987 году перед обществом встал вопрос моральной реабилитации репрессированных в сталинское время, в т. ч. и священнослужителей. Однако официальная политика в отношении церкви оставалась прежней, пока в 1988-м страна не подошла к знаковому юбилею — 1000-летию крещения Руси князем Владимиром.
Перелом
Раньше всех к знаменательной дате стали готовиться церковные иерархи русского зарубежья, а также эмигрантские православные публицисты. «В Нью-Йорке и Константинополе, Париже и Риме, Лондоне и Женеве, Брюсселе и Милане уже сейчас проводятся мероприятия, посвященные тысячелетию крещения Руси. Неужели нашему государству не будет стыдно, что национальный праздник россиян пройдет мимо наших городов и сел, что он не коснется всех приходов нашей Церкви?» — задавался вопросом писатель-диссидент Андрей Бессмертный-Анзимиров.
Священники в самом Советском Союзе готовы были столкнуться с тем, что юбилей запретят праздновать или будут высмеивать в прессе. И действительно, как вспоминал митрополит Ювеналий (Поярков), накануне этого события газеты запестрили привычными заголовками: «А было ли Крещение Руси?», «А был ли вообще Христос?». Выходили даже научные сборники, авторы которых доказывали, что принятие христианства было для России «шагом назад», который вел не к феодализму, а в родоплеменной строй.
Но неожиданно для «твердокаменных» атеистов 29 апреля 1988 года глава государства Михаил Горбачев встретился с патриархом Пименом, специально чтобы обсудить празднование 1000-летия исторического выбора князя Владимира. Назвав Крещение Руси «знаменательной вехой на многовековом пути развития отечественной истории, культуры и русской государственности», Горбачев тем самым связал руки партийным деятелям, которые были готовы помешать празднованию на местах. Последовавшие в июне 1988-го торжества, транслировавшиеся по телевидению, стали самым масштабным событием в жизни послевоенной церкви. В Москву съехались 6 патриархов православных церквей, которые 12 июня провели совместную литургию на площади Данилова монастыря.
Причины
Поворот власти лицом к церкви объяснялся неудачами перестройки. Экономический эффект от политики «ускорения» и создания кооперативов оказался незначительным. В то же время общественное обсуждение болезненных тем, прежде всего связанных с историей раннесоветского периода, вскрыло противоречия, которые нужно было сгладить отказом от самых одиозных «перегибов» внутренней политики. Наконец, и для успеха международной дипломатии Горбачеву требовался явный символ перемен, означающий, что СССР — больше не «империя зла», как когда-то утверждал Рональд Рейган.
Активизация церковной жизни в Советском Союзе совпала по времени с общественно-экономическим кризисом 1980—90-х. Вера в Бога помогла пережить тяжелые времена многим людям, столкнувшимся с крушением прежних идеалов.
1000-летие крещения Руси
1000-летие крещения Руси – это крупные религиозные праздники, которые проходили в СССР в 1988 году. Организатор – Русская православная церковь.
Атеистическое государство предлагает провести церковный праздник
Князь Владимир крестил Русь в 988 году. Юбилей в 1000 лет пришелся на атеистический период в жизни страны. Но государство участвовало в подготовке к празднику.
Вот что говорит об этом заведующий кафедрой истории Русской православной церкви БФ ПСТГУ, протоиерей Александр Щелкачев:
«Юбилейная дата Тысячелетия Крещения Руси — важное событие для Русской Церкви, но тогда в России были гонения, и Церковь не могла выступить с инициативой проведения церковных торжеств на государственном уровне, поэтому предложение провести праздник исходило от коммунистической партии.
В Церкви казалось, что никаких торжеств не будет. Можно только догадываться, почему компартия решила провести торжества. Может быть, для того чтобы продемонстрировать всему миру, что у нас нет гонений на Церковь, может, из-за опасения, что если праздник не будет отмечаться у нас, то инициатива будет перехвачена Зарубежной церковью. Но, вместе с тем, чувствовался промысл Божий. Чем ближе приближалось время праздника, тем яснее это становилось.
Я слышал небольшой рассказ, который характеризует церковно-политическую обстановку того времени. Во время подготовки к празднику вызывали всех настоятелей московских храмов. Отец Владимир Рожков, настоятель Николо-Кузнецкого храма до отца Владимира Воробьева, был вызван к уполномоченному по делам религий. Причем, отправляясь к нему, он спрятал крест и рясу.
Вдруг уполномоченный начал говорить, что у нас вами задача как следует отметить Тысячелетие Крещения Руси: «Что для этого нужно сделать»? Отец Владимир понял, о чем будет разговор и что за обстановка, надел рясу, крест и сказал, что нужно, прежде всего, ликвидировать лужу, которая была перед входом в Николо-Кузнецкий храм».
5–12 июня 1988 года отмечали юбилей крещения
Основные юбилейные торжества были в Загорске и Москве 5–12 июня. Тогда же назначили и Поместный собор — это крупное религиозное собрание, на котором епископы, пресвитеры, диаконы и миряне обсуждают вопросы веры, реформы церковной жизни, утверждают новых святых.
В Москву съехались участники Поместного собора, а также 517 гостей, в том числе предстоятели поместных православных церквей:
13 июня 1988 года в Москве, патриарх Пимен заложил камень в основание храма, посвящаемого 1000-летию Крещения Руси. Храм находится в районе Царицынских прудов, вблизи Каширского шоссе.
Праздники начались в московском Богоявленском соборе с Божественной литургии.
Патриарх Пимен в Богоявленском соборе открывает торжества, посвященные празднованию 1000-летия крещения Руси
Всю неделю с 5 июня по 12 июня в московских храмах были праздничные богослужения, а 11 июня прошло всенощное бдение. Это особое торжественное богослужение, которое проходит вечером.
Всенощное бдение состоит из:
В древности всенощное бдение начиналось поздно вечером и продолжалось всю ночь до рассвета. Во время такой службы храм освещают больше, чем в другие дни.
Празднование в Москве
Памятная медаль в честь празднования 1000-летия крещения Руси. Такие продавались в лавке Троице-Сергиевой лавры в 1988 году
На площади только что восстановленного из полуразрушенного состояния Данилова монастыря прошла Божественная литургия. Ее совершили:
Поместный собор 6–9 июня 1988 года
6 июня открылся Поместный собор в Троице-Сергиевой Лавре. Он проходил до 9 июня.
В честь праздника в Москве построили колокольню, часовню и храм
Постройки возвели на берегу Борисовских прудов. Здания видны с Каширского шоссе, от которого к надвратной колокольне ведёт белокаменный арочный пешеходный мост.
У подворья 11 колоколов (самый большой — весом почти 2500 кг) привезли в 2001 году.
В 2002 году их установили на колокольне, а в 2003 году — соорудили помост и смонтировали «систему управления» звоном.
Московский храм Троицы Живоначальной в Орехове-Борисове
Вместимость массивного храма — до трёх тысяч человек, высота с крестом — 70 метров. Это однокупольное кубическое здание, к которому со всех четырёх сторон пристроены полуциркульные экседры, что сделало план храма крестообразным.
В восточной экседре расположен главный алтарь, в боковых — приделы, а западная является притвором. Храм перекрыт мощным парусным сводом, опирающимся на стены, как в древних византийских постройках. Завершает здание полусферический ребристый купол. В его барабане двенадцать окон по числу апостолов. Полукупола экседр повторяют форму купола и почти равны ему по диаметру, из-за чего храм кажется многоглавым.
Александро-Невская часовня
Часовня во имя благоверного великого князя Александра Невского — первое сооружение, которое возвели на патриаршем подворье. Расположена к юго-западу от храма. Здание увенчано полусферической главой на высоком гранёном барабане.
Высота часовни — 16,4 м
Колокольня Московского патриаршего подворья
Постройка расположена на западной стороне подворья, у края пешеходного моста, ведущего от Каширского шоссе. Колокольня завершена куполом и полукуполами подобными храмовым, но меньшего размера.