в каком году открыли дамбу в кронштадте
10 лет без наводнений: как работает петербургская дамба?
С самого основания Санкт-Петербурга город преследовали наводнения. Миллионы тонн воды разрушали дома, дороги, уничтожали памятники, оставляя за собой сотни погибших и десятки тысяч пострадавших. Сенатскую площадь, Летний сад, Стрелку Васильевского острова… за считанные часы штурмом брала Нева. С 1703 по 2011-ый их было 308. Примерно по одному в год. Но уже почти 10 лет наводнения Санкт-Петербургу не угрожают. Их останавливает Комплекс защитных сооружений (КЗС), или просто дамба. И вот 10 фактов о ней.
Причина наводнений в Петербурге долгое время была неизвестна
Изначально многие ученые считали, что город топит вода с Ладожского озера. Осенью, в сезон дождей, Нева, которая как раз течет из Ладоги в Финский залив, просто не справляется с потоками воды и выходит из берегов.
Уже в ХХ веке ученые выяснили – виной всему балтийская нагонная волна. Она формируется за счет активности циклонов и области низкого давления в Атлантическом океане, и если ветер дует с запада на восток, быстро перемещается в Балтику. В устье Невы, где Петр построил северную столицу, воде некуда деться, она встречается с рекой и город оказывается между двух потоков.
Дамба могла появиться еще в XIX веке
Идею строительства защитного заграждения предложил еще в середине XIX века французский инженер Пьер Базен, служивший в России. Его проект предполагал строительство нескольких заграждений вдоль Невской губы. Но проект отвергли. Причин было сразу несколько – боялись, что не хватит денег, технологий, да и Невская губа может превратиться в болото.
Дамбу построили за 32 года
Строительство Комплекса защитных сооружений началось в 1979 году. Реализовать проект смогли лишь в 2011-ом. Длина комплекса 22 километра 400 метров, он состоит из двух судопропускных каналов, шести проемов для воды, одиннадцати каменно-земляных дамб, семи мостов и одного тоннеля.
Комплекс построен с запасом
Самые крупные в истории Петербурга наводнения произошли в 1777 году – вода поднялась на 3 метра 21 сантиметр, в 1924-ом до отметки 3 метра 80 сантиметров, а в 1824-ом были зафиксированы рекордные 4 метра 21 сантиметр. КЗС готов отразить волну высотой в 5 метров 45 сантиметров.
«Максимальное наводнение, которое было отражено в тот же год [2011-ый год], когда был введен Комплекс защитных сооружений, в декабре месяце. Тогда отметка у города могла составить практически 3 метра, 2 метра 94 сантиметра. Это было бы третье или четвертое наводнение по историческому ряду, то есть ущерб был бы колоссальный», – рассказывает заместитель генерального директора по эксплуатации Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений Игорь Полищук.
Дамбу можно перекрыть меньше, чем за час
О том, что на Петербург надвигается нагонная волна, здесь узнают за 68 часов до подхода воды к городу. После обработки данных системой предупреждения наводнений формируется план действий. Каждые 6 часов его корректируют. За 12 часов поступает подробный прогноз Гидрометцентра.
«За 6 часов мы оповещаем в письменном виде все заинтересованные организации. За 4 часа до назначенного времени мы оповещаем, что мы действительно закрываемся. За 2 часа до закрытия мы должны получить от Большого порта и от военных уведомление, что движение судов по судовому каналу прекращено», – говорит главный диспетчер диспетчерской службы Комплекса защитных сооружений Владимир Опрышко.
Максимально комплекс можно держать закрытым 48 часов, больше – опасно. Ведь Нева сама несет в Балтику воду. Если реку «запереть» надолго – она выйдет из берегов и затопит набережные. Но иногда и 40 часов – критично долго. Тут на первый план выходит профессионализм специалистов комплекса.
Морские ворота Петербурга
Судопропускное сооружение «С-1» – морские ворота Санкт-Петербурга. Именно через них в город попадает большинство судов – и грузовых, и пассажирских. Глубина канала – 16 метров, ширина – 200. Пропускная способность свыше 100 тысяч тонн.
С-1 состоит из двух «ботапортов», по-французски «судно-дверь». По сути это створки дверей, которые можно закрыть в любой момент. В спокойное время они находятся в доках, на глубине около двадцати метров. Но как только поступает сигнал о закрытии, доки затапливают и эти гиганты длиной 120 и высотой 22 метра всплывают. Затем при помощи тягачей перекрывают проход.
«Заполняются баластные цистерны, которые находятся на третьем ярусе в ботапорте, заливается баласт при помощи насосов, ботапорты начинают подтапливаться и садятся на свои опоры на дне судоходного канала», – говорит директор по эксплуатации Комплекса защитных сооружений Александр Злобин.
При закрытии между ботапортами остается небольшое расстояние – около полутора метров. Это нужно для того, чтобы створки не соприкасались друг с другом и не повреждались.
Запасные ворота Петербурга
Кроме основного, в Комплексе защитных сооружений есть и дополнительный судопропускной канал – «С-2». Он небольшой – глубина 7, ширина 110 метров. Предназначен для судов с водоизмещением до 4 тысяч тонн.
Здесь уже никаких батопортов нет. Вместо них всего один затвор, и тот постоянно находится под водой на глубине 17 метров.
«За 40 минут при помощи гидропривода, четырех гидроцилиндров затвор поднимается из-под воды на 4 метра 50 сантиметров», – говорит начальник директор по эксплуатации Комплекса защитных сооружений Александр Злобин.
Под дамбой есть тоннель
Комплекс защитных сооружений Петербурга от наводнений выполняет еще и дорожную функцию. По гребню дамбы проходит многополосная автомагистраль – часть Кольцевой автомобильной дороги вокруг города. И чтобы не прерывать движения по нему, на месте судопропускного канала С-1 сделали тоннель. Когда автомобиль приближается к каналу, дорога спускается вниз, и по сути машина проезжает под судами.
Тоннель расположен на глубине 26 метров. Его протяженность 1961 метр. И за каждым из них ведется наблюдение из диспетчерского центра. На случай ДТП отработан алгоритм действий: перекрывают вход, звонят в ГИБДД, «скорую помощь» и отправляют на место дежурный эвакуатор.
На дамбе есть разводной мост
А вот второй судопропускной канал автомобили переезжают не под, а над фарватером – по мосту. По петербургской традиции его сделали разводным.
«Пролет 16 метров, для того, чтобы прошли суда, мост поднимается еще на 9 метров вверх. То есть, вот у него 2 опоры – 18-ая и 19-ая, там находится механический привод, при помощи лебедки поднимается на 9 метров, причем поднимается где-то в зависимости от скорости, 3 минуты», – рассказывает Александр Злобин.
Правда, за 10 лет эксплуатации его разводили лишь один раз, и то, чтобы убедиться, что все в исправности.
Комплекс экологически безопасен
По всей длине комплекса расположены шесть водопропускных сооружений общей протяженность 1846 метров. Их единственная задача – экологическая, то есть, чтобы вода из Невы не застаивалась в Невской губе, а шла в море. Также этими проходами пользуются рыбы и нерпы, они не видят на своем пути никаких препятствий.
Но после ввода сооружения в эксплуатацию выяснилось, что дамба помогает не только морским животным, но и птицам.
«Финская сторона нашего комплекса стала инкубатором для почти 100 видов различных птиц, которые откладывают яйца, вьют свои гнезда, выводят птенцов. И к 1 августа вся площадь с финской стороны усеяна скорлупой от самых различных форм и размеров птичьих яиц», – рассказывает начальник отдела экологического мониторинга управления экологии и системы предупреждения наводнений Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга Леонид Куратов.
Но и на этом экологическая миссия не заканчивается. Из-за огромного количества машин на трассе появляется грязь, а когда дорогу обрабатывают, то еще и реагенты.
Чтобы все это не попадало в воду, в теле дамбы построили очистные сооружения. Все, что дождями и техникой смывается с дороги, фильтруют, очищают коагулянтами и щелочами, насыщают кислородом. В итоге в Финский залив попадает абсолютно чистая вода.
Дамба в Кронштадте
Кронштадтская Дамба — это комплекс сооружений, построенных поперёк Финского залива (от порта Бронка до станции Горская). Дамба, проходящая через остров Котлин, отделяет Санкт-Петербург непосредственно от залива, и служит для защиты города от наводнений.
История создания дамбы
Впервые идею системы сооружений для защиты города от наводнений выдвинул в начале XIX в. математик и инженер П. Базен. Воплотить сложный технический проект стало возможным только в середине XX в.
К возведению защитного комплекса, документацию для которого разработали специалисты «Ленморниипроекта» и «Ленгидропроекта», приступили в 1979 году.
В конце 1980-х гг. строительство «заморозили» из-за сложной экономической и политической ситуации в стране.
Начало 2000-х гг. ознаменовалось возобновлением работ. К 2006 году в строй ввели северный участок дамбы от железнодорожной станции «Горская», по которому открыли автомобильное сообщение с Кронштадтом. Была запущена первая маршрутка от станции метро «Чёрная речка».
Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений. Водопропускное сооружение
В 2010 году завершились основные технические работы по возведению южного участка дамбы, официальное открытие проекта состоялось 12 августа 2011 года. В том же году, 28 ноября, комплекс впервые использовали для защиты Петербурга от наводнения.
Интересные факты
Длина защитных сооружений от порта Бронка до станции «Горская» через остров Котлин составляет 25,4 км, высота над средним уровнем воды 6,4 м с верхней отметкой в 7,5 м.
Комплекс защищает город со стороны акватории Невской губы от наводнений при высоте волн до 4,5 метров от ординара (нуля кронштадтского фуштока).
Сложное гидротехническое сооружение включает 11 дамб, два судопропускных и шесть водопропускных сооружений, а также автотрассу. Для защиты экологии залива построены три очистных сооружения, перерабатывающие 100 кубометров воды в час.
Одно из судопропускных сооружений (С-1) служит для круглогодичного прохода морских судов, второе (С-2) предназначено для пропуска судов типа «море-река» в период навигации. Во время наводнения они, как и водопропускные сооружения, перекрываются затворами, не позволяющими нагонной волне передвигаться к Петербургу.
Масса каждого из плавучих батопортов 2800 тонн.
Контроль за отдельными участками КЗС осуществляется через главный пульт управления. Информация о предстоящем наводнении поступает в дирекцию дамбы из Главного управления МЧС не позднее, чем за 6 часов.
По гребню дамб проходит Кольцевая дорога А-118 с мостами и шестиполосным движением. Часть трассы длиной почти в два километра на южном участке идет по тоннелю под судоходным каналом С-1.
На сайте «Спутник» представлено множество увлекательных экскурсионных маршрутов.
Выбрать и забронировать любую экскурсию
можно онлайн, не выходя из дома.
Туристический сайт об острове Котлин в Санкт-Петербурге.
Дамба в Финском заливе: комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений
Официально дамба в Финском заливе называется «Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений». По ней проходит участок кольцевой автомобильной дороги (КАД). Каждый раз, бывая в Санкт-Петербурге, я с удовольствием проезжаю по ней. Можно сказать, что она для меня — одно из «мест силы» в Северной столице.
КАД. Впереди — дамба (зум)
Санкт-Петербург с момента своего основания страдал от нагонных наводнений. Всего было зафиксировано 305 подъёмов воды, из которых три считаются катастрофическими, когда вода поднялась более чем на три метра. Самое разрушительное из них, хорошо известное нам по поэме А.С.Пушкина «Медный всадник», произошло 7 (19) ноября 1824 года. Тогда вода поднялась на 3,67 метров над ординаром. Над кронштадским футштоком есть соответствующая отметка. Так что строительство защитного сооружения было насущной необходимостью.
Иллюстрация Александра Бенуа к поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»
Первый проект, разработанный инженером Пьер-Домиником Базеном (1786-1838) сразу после наводнения 1824 года, был признан в то время технически неосуществимым. Позднее появлялись и другие разработки. В 1965-1977 годах в Ленинградском отделении института «Гидропроект» под руководством С.С.Агалакова были разработаны Технико-экономическое обоснование защиты Ленинграда от наводнений и Технический проект комплекса защитных сооружений. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 745 «О строительстве сооружений защиты Ленинграда от наводнений» от 02 августа 1979 года дало «зеленый свет» строительству комплекса.
Однако в конце 1980-х — начале 1990-х годов строительство защитных сооружений затормозилось. Отдельные горячие головы предлагали даже разрушить уже построенное, ссылаясь на вероятные экологические проблемы, которые может оказать дамба на Финский залив и Невскую губу. Тем не менее, все трудности удалось преодолеть, и строительство было продолжено.
32 года спустя после начала работ, 12 августа 2011 года состоялась официальная церемония ввода в эксплуатацию комплекса защитных сооружений. Одновременно было открыто сквозное автомобильное сообщение. Уже 28 ноября 2011 года комплекс впервые был использован по прямому назначению, защитив Санкт-Петербург от очередного наводнения.
Панорама защитной дамбы в Финском заливе. Вид с Приморского шоссе. На переднем плане — форт «Тотлебен»
Немного технической информации. Дамба защищает Санкт-Петербург и Кронштадт от сгонно-нагонных явлений при подъёме воды до 4,2 метра выше ординара. Общая длина сооружения составляет 25,4 километра, из которых 22,2 километра проходит по акватории. Высота дамбы составляет 6,4 метра над средним многолетним уровнем воды, верхняя отметка волноотбойной стенки — 7,5 метров. Комплекс состоит из 11 защитных дамб (Д-1 — Д-11), 6 водопропускных сооружений (В-1 — В-6), двух судопропускных сооружений (С-1 и С-2) и шестиполосной автомагистрали Кольцевой автомобильной дороги Санкт-Петербурга (А-118 СПб КАД). Трасса проходит по гребню защитных дамб, спускается в туннель, над которым проходит южный фарватер (С-1) и поднимается на мост, под которым проходит северный фарватер (С-2).
Схема комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений
Устройство защитной дамбы
Водопропускные сооружения смотрятся очень внушительно. Всего их шесть. Они уменьшают негативное влияние защитных сооружений на гидрологический режим акватории Невской губы и Финского залива. Эти сооружения имеют от 10 до 12 водопропускных пролетов шириной 24 метра и глубиной от 2,5 до 5 метров. Масса сегментных затворов, которые в случае наводнения опускаются, перекрывая водопропускные секции, составляет 280 тонн каждый. Они способны пробивать лед толщиной до 60 сантиметров.
Южный фарватер проходит над туннелем. Это судопропускное сооружение С1, предназначенное для пропуска морских судов в течение всего года. В случае наводнения оно закрывается двумя сегментными плавучими затворами-батопортами.
Въезд в тоннель под южным фарватером
Самая низкая точка тоннеля расположена на отметке минус 28 метров. Длина тоннеля составляет 1961 метр.
Тоннель под южным фарватером
Судопропускное сооружение С1 с сегментными плавучими затворами — батопортами. Спутниковый снимок, скриншот Яндекс Карт
Дорога пересекает остров Котлин, на котором расположен Кронштадт.
КАД на острове Котлин
Северный фарватер проходит под мостом. Это судопропускное сооружение С-2 для пропуска в период навигации судов с осадкой до 5,5 метров (типа «река-море»). При угрозе наводнений оно закрывается поперечным затвором массой 2500 тонн, который в открытом состоянии лежит под водой.
Судопропускное сооружение С-2
Дамба и море
Судопропускное сооружение С2. Спутниковый снимок, скриншот Яндекс Карт
С дамбы открывается великолепный вид на огромную акваторию Невской губы. На горизонте виднеются новостройки Санкт-Петербурга и громада Лахта-центра. К сожалению, получившая распространение в последние годы практика намыва новых территорий может оказать в будущем губительные последствия на Финский залив.
Панорама Санкт-Петербурга: Лахта-центр, стадион «Газпром-Арена», вантовый мост через Петровский канал и жилые кварталы (зум)
До строительства защитной дамбы единственным способом сообщения Кронштадта с материком был водный транспорт, например, быстроходные «Метеоры». В непогоду транспортное сообщение с большой землей полностью прерывалось, иногда на несколько дней. В наши дни в Кронштадт можно попасть по дамбе на автотранспорте в любую погоду. Из Санкт-Петербурга, Сестрорецка и Ораниенбаума (Ломоносов) отправляются рейсовые и экскурсионные автобусы.
Кронштадт
Заболоченная местность на острове Котлин. Вид с дамбы
С дамбы хорошо видны кронштадтские форты. Их строительство продолжалось с начала XVIII до конца XIX века. Благодаря фортам Кронштадт превратился в неприступную крепость, которую неприятель ни разу не смог взять. В годы Великой Отечественной войны Кронштадт и его форты сыграли важную роль в обороне блокадного Ленинграда и обеспечили защиту Ораниенбаумского плацдарма. На большинство фортов можно попасть только по воде. Однако несколько фортов — форт «Константин», 1-й, 3-й и 7-й Северные форты, — доступны с дамбы.
Защитная дамба Санкт-Петербурга — одно из самых сложных гидротехнических сооружений мира. И, без сомнения, она стала украшением Северной столицы. В заключение — небольшое видео одной из наших поездок по дамбе.
© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8
Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале «Срединный Путь»
Дамба в Кронштадте — Комплекс защитных сооружений (КЗС)
Краткое описание
Официальное название дамбы — «Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений». По дамбе проходит дорога, соединяющая Санкт-Петербург с Кронштадтом. Но это не главное назначение дамбы. Главная задача – защита Санкт-Петербурга от наводнений.
Строительство дамбы
Как построили дамбу
Защитные сооружения строились для предотвращения наводнений, от которых всегда страдал Петербург. Первый проект дамбы был создан Пьером Базеном в 1824 году, но технические возможности того времени были недостаточными, поэтому проект не осуществили.
Следующий проект появился только в 20 веке, когда защищать от наводнений надо было уже не Петербург, а Ленинград. В 1924 году появился план строительства защитных сооружений, но к тому моменту наводнения стали нечастым явлением, поэтому руководство страны отказалось от строительства. Проект строительства ныне существующей дамбы разработала команда института «Гидропроект» под руководством С.С. Аглакова в 1965-1977 гг. А в 1979 году центральные органы власти СССР одобрили проект, и началось строительство. В 1980 году был торжественно заложен первый камень в основание дамбы.
В 1980-90-е годы наша страна переживала непростые времена, и строительство было приостановлено. Специально созданная комиссия выявила ряд нарушений первоначального проекта. Эти нарушения сделали дальнейшее строительство опасным. Работы не велись с 1987 по 2001 года. Власти подумывали даже снести недостроенные сооружения. В 2001 году возобновленное сооружение дамбы возглавил Государственный комитет по строительству.
Как открыли дамбу
Строительные работы были завершены в 2010 году. Официально открытие дамбы состоялось 12 августа 2011 года. И уже 28 ноября 2011 дамба защитила город от нагонного наводнения, предотвратив ущерб, который специалисты оценили почти в миллиард рублей. А в 2013 году с помощью защитных сооружений удалось предотвратить еще более сильное наводнение.
Протяженность дамбы
Длина всего комплекса защитных сооружений 25,4 км, высота дамб более 6 метров над уровнем воды. Сооружения способны защитить от наводнений с высотой волны до 4,5 метров, в то время как максимальный подъём воды когда-либо зафиксированный на этом участки не более 4,2 метра.
Туннель
Поскольку комплекс защитных сооружений не только предотвращает наводнения, но и является частью Кольцевой автодороги, под судопропускными каналами проходит автомобильный туннель. Этот туннель самый лучший в России по уровню безопасности. Протяженность туннеля около двух километров.
Закрытие дамбы
Дамбу традиционно закрывают в День военно-морского флота. 26 июля 2020 года движение по дамбе было ограничено для личного и грузового транспорта. Движение было разрешено только для пассажирского транспорта и автомобилей жителей Кронштадта, прошедших процедуру аккредитации.
Перекрывают движение по дамбе еще и в период проведения ремонтных работ защитных сооружений. Последний раз из-за ремонта движение было ограничено с 6 по 20 апреля 2020 года.
Движение по дамбе невозможно и при угрозе наводнений. Например, из-за непогоды перекрывали движение 11 июля 2020 года. Таким образом, в следующий раз запланированное перекрытие дамбы произойдет в день проведения парада Военно-морского флота в июле 2021 года.
Как добирались до Кронштадта до открытия дамбы?
До завершения строительства комплекса защитных сооружений и дороги на них, до Кронштадта из Петербурга можно было добраться только по воде на теплоходах или быстроходных катерах. В плохую погоду же сообщение с городом прекращалось.
Дамба сегодня
В состав Комплекса защитных сооружений входит 11 дамб, 6 водопропускных сооружений, 2 судопропускных сооружения, автомагистраль с 2 развязками и 7 мостами, а также автомобильный тоннель. Водопропускные сооружения открыты в обычное время и позволяют воде спокойно циркулировать между Невой и Финским заливом. Однако при угрозе наводнения они закрываются и защищают город от опасности. Эта система делает дамбу безопасной с точки зрения экологии. Останавливая потоки воды во время наводнений, защитные сооружения пропускают ее в остальное время. Так сохраняется природный баланс в акватории Невской губы.
Рыбалка
Дамба отличное место для рыбалки. Рыбу можно ловить с обеих сторон моста. Есть площадки для парковки автомобиля. Поймать можно леща, знаменитую петербургскую корюшку, подлещика и плотву. Водятся в водах под дамбой и более редкие виды – судак, язь и окунь. Лов эффективнее всего в июне-июле, когда ночи светлые и рыба обитает в верхних слоях воды.
Ресторан на дамбе
На Третьем Северном форте находится ресторан «Ландскрона». Ресторан может принимать до 150 гостей. Панорамные окна позволяют любоваться живописными видами Финского залива. Имеются летние открытые террасы для гостей и даже собственный пляж.
Экскурсии на дамбу
Многочисленные туристические компании Санкт-Петербурга предлагают туристам экскурсии на Комплекс защитных сооружений. В ходе экскурсии можно посмотреть изнутри на водопропускные и судопропускные сооружения. Посетителям рассказывают об истории наводнений Санкт-Петербурга, о строительстве дамбы и ее инженерных особенностях.
Режим работы
Дирекция Комплекса защитных сооружений работает ежедневно с 9:00 до 18:00. Перерыв на обед с 13:00 до 14:00. Выходные дни – суббота и воскресенье.