в каком году наступил пик берлинского кризиса
Первый Берлинский кризис
СПОРЫ О БУДУЩЕМ ПОСЛЕВОЕННОЙ ГЕРМАНИИ
Денежная реформа 18 июня 1948 г. в западных зонах предполагала введение в них новых денежных знаков и последующее их распространение в Западном Берлине, хотя юридически последний, находясь в центре советской зоны оккупации, в финансово-экономическом смысле являлся ее частью, то есть имел общие с ней источники снабжения, транспортные коммуникации и т.д. Меры западных держав вызвали наплыв в советскую зону обесцененных старых денежных знаков, которые продолжали иметь хождение в Восточной Германии. Это вызвало угрозу экономического хаоса на востоке, и Москва прореагировала на ситуацию резко. 24 июня 1948 г. Советский Союз ввел запрет на передвижение и перевоз товаров из западных зон в восточную. Одновременно были прекращены и поставки из советской оккупационной зоны в западные секторы Берлина. Западная часть города оказалась отрезанной от источников снабжения в советской оккупационной зоне и лишилась возможности получать товары по суше из западных. Эта ситуация получила в литературе название «блокады Западного Берлина».
Сохранение такого положения означало экономическое удушение и гражданского населения города, и дислоцированных там служащих вооруженных сил США, Британии и Франции. В ответ на советские меры США и Великобритания, используя имеющийся в Западном Берлине аэродром, организовали воздушный мост между западными оккупационными зонами и Западным Берлином, по которому силами военно-транспортной авиации в город стало доставляться все необходимое для обеспечения его жизнедеятельности. Западные военные самолеты нарушали воздушное пространство над советской оккупационной зоной и пролетали над расположением советских частей на восточногерманской территории. Все сопровождалось жесткой риторикой и взаимными угрозами, которыми обменивались Москва и Вашингтон. Ни СССР, ни США не были готовы воевать. Но война могла начаться случайно, если бы один из самолетов оказался сбит, упал на какой-то из советских военных объектов и т.п. Вероятность столкновения была высока, обе державы балансировали на грани войны.
Описанная ситуация в литературе называется берлинским кризисом, под которым понимается резкое обострение международно-политической ситуации из-за обстановки вокруг города, при котором стала расти вероятность военного столкновения Советского Союза с западными державами. Берлинский кризис по счастью не перерос в войну. Западные державы получили возможность осуществлять поставки по воздуху беспрепятственно, СССР не пытался сбивать самолеты или иным образом препятствовать их навигации. Пик кризиса продолжался с 24 июня по 30 августа 1948 г. После переговоров послов четырех держав в Москве было достигнуто частичное соглашение о мерах для урегулирования ситуации. Оно не было выполнено, и ситуация оставалась напряженной. Но было уже ясно, что она по-своему устойчива и противостоящие стороны не стремятся к эскалации. Конфронтация вокруг Берлина по нисходящей продолжалась до 23 мая 1949 г. (VI сессия СМИД в Париже), после чего СССР отменил ограничения на транспортировку грузов с запада и ситуация нормализовалась.
В западных столицах события вокруг Берлина были оценены как поражение сталинской дипломатии и признак слабости Советского Союза. В Вашингтоне победа казалось полной. Г. Трумэн окончательно уверился в правильности наступательной линии и стал форсировать решение вопроса о прекращении режима оккупации в Западной Германии и о создании отдельного западногерманского государства. В ноябре 1948 г. Г. Трумэну предстояло пройти через президентские выборы. Берлинская ситуация дала ему серьезный козырь.
История международных отношений (1918-2003) / под ред. А.Д. Богатурова.
Согласно расчетам военного губернатора американской зоны оккупации генерала Люсиуса Клэя, чтобы лишь как-то выжить в условиях полной изолированности от внешнего мира, западноберлинским жителям требовалось ежедневно 4,5 тыс. тонн продовольствия, а также несколько тысяч тонн топлива, ведь электро- и водоснабжение также было прекращено. Отдавая приказ о начале регулярного снабжения Западного Берлина с помощью авиации, генерал Клэй, наверное, не слишком верил в длительный успех этой акции. Ведь даже при мобилизации для крупномасштабной транспортной операции всех возможных средств он считал реальной ежедневную переброску в заблокированный город не более 700 тонн продуктов питания и предметов первой необходимости.
Ю. Шпаков. «Изюмные бомбардировщики» над Берлином
НЕУДАЧИ СОВЕТСКОЙ ПРОПАГАНДЫ
Согласно сообщению ЦРУ, основывавшемуся на достоверном источнике, советские оккупационные власти испытали своего рода шок после сообщения восточногерманского руководства о всех вероятных последствиях западной контрблокады восточной зоны. 28 июня, спустя четыре дня после введения блокады, советские и восточногерманские власти провели тщательное обсуждение экономических последствий свертывания транспортных и торговых связей с Западом. Советский военный комендант был поражен выводами аналитического доклада об ужасающей перспективе блокады для восточногерманской промышленности. До этого весь расчет делался на то, что экономика восточной зоны сможет выжить даже в условиях блокады.
Тем не менее, скорее из пропагандистских соображений, советская поемная администрация объявила о повышении норм выдачи продовольствия в своей зоне оккупации. Это привело, однако, к совершенно обратному результату — к росту отрицательных настроений, которые, к примеру, широко распространились среди населения земли Бранденбург и были зафиксированы Бюро информации СВАГ. Так, заводской рабочий Скомеда из Эберсвальде заявил: «. Надо быть артистом, чтобы прожить целый день с прибавкой 50 грамм хлеба и 50 грамм картофеля и быть сытым». Председатель производственного совета верфи имени Э. Тельмана в г. Бранденбурге, член СЕПГ (фамилия не указана)», только с трудом мог успокоить возмущенных рабочих, когда им было объявлено о размерах повышения рационов».
Ситуацию усугубили серьезные события, произошедшие в советской зоне оккупации. 9 сентября 1948 г. состоялась демонстрация восточных немцев у Бранденбургских ворот. Сначала митингующие выдвигали экономические требования, затем из толпы все чаще стали раздаваться политические лозунги антисоветской направленности. Кто-то из митингующих сорвал советский флаг. Со стороны советских солдат раздались одиночные выстрелы по толпе.
События 9 сентября оказались не досадной случайностью. Они стали вспышкой недовольства политикой советских властей, накопившегося у значительной части немецкого населения в восточной части Берлина. Характерно в этом отношении открытое письмо доктора Фриденсбурга, одного из лидеров Христианско-демократического союза Восточного Берлина, адресованное полковнику Тюльпанову, заместителю советского военного коменданта Берлина генерала Котикова:
«Даже наиболее доброжелательно настроенные люди чувствуют все большее разочарование и отчаяние в связи с позицией, которую Советский Союз занял по отношению к нашим примитивным и естественным демократическим воззрениям. Советская политика в отношении Германии, опирающаяся лишь на коммунистическую партию, заранее обречена на провал.
Непрерывные усилия наших коммунистов, несмотря на их малочисленность, навязать свою волю подавляющему большинству населения с помощью оккупационной власти непрерывно вызывают рост антикоммунистических настроений и на будущих выборах в Берлине, точно так же, как и в каком-либо другом месте, приведут к сокрушительному поражению коммунистической партии.
Немцы считают, что наши упреки в адрес других оккупационных держав являются перышком по сравнению с тем гнетом, которому советская оккупационная держава ежедневно подвергает наши сердца и нашу собственную и частную жизнь».
Вооруженное подавление демонстрации привело лишь к нарастанию антисоветских настроений в Восточном Берлине. Этому способствовали и проведенные восточногерманскими властями многочисленные аресты среди нарушителей общественного порядка. Бюро информации зафиксировало ряд высказываний, в которых выражалась одна мысль: проведенные аресты являются лишь доказательством слабости, «чрезвычайной нервности русских, везде видящих измену».
С.Я. Лавренов, И.М. Попов. Советский союз в локальных войнах и конфликтах
1 октября Советское правительство направило правительствам США, Великобритании и Франции ноту, в которой изложена позиция Советского Союза в отношении положения в Германии, создавшегося ныне в связи с образованием 20 сентября с. г. сепаратного правительства в городе Бонне (западная часть Германии). При этом Советское правительство заявило, что создание боннского сепаратного правительства является грубым нарушением Потсдамских решений, согласно которым правительства СССР, США, Великобритании и Франции взяли на себя обязательство рассматривать Германию как единое целое и содействовать ее преобразованию в демократическое и миролюбивое государство, а также обязательство по заключению мирного договора с Германией.
На пути восстановления единства Германии создан теперь целый ряд препон. Кому, например, не ясно, что созданное в Бонне марионеточное «правительство» не может служить делу восстановления единой, демократической, миролюбивой Германии? Образование боннского правительства направлено, напротив, на углубление раскола Германии.
В этих условиях нельзя не признать законным стремление германских демократических кругов взять в свои руки восстановление единства Германии и ее возрождение на демократических и миролюбивых началах. Именно в этом Советское правительство видит смысл решений Немецкого Народного Совета о введении в действие конституции Германской Демократической Республики и об образовании в Берлине Временного правительства Германской Демократической Республики.
В связи с указанными решениями Немецкого Народного Совета Советское правительство решило передать Временному Правительству Германской Демократической Республики функции управления, принадлежавшие до сего времени Советской Военной Администрации.
Вместо Советской Военной Администрации в Германии будет создана Советская Контрольная Комиссия, которая будет иметь своей задачей контроль за выполнением Потсдамских и других совместных решений четырех держав в отношении Германии.
Заявление Главноначальствующего советской военной администрацией Германии генерала армии Чуйкова В. И. в связи с решениями Немецкого Народного Совета о введении в действие Конституции Германской Демократической Республики и об образовании в Берлине Временного Правительства Германской Демократической Республики, 11 октября 1949 г.
БЕРЛИ́НСКИЕ КРИ́ЗИСЫ
Том 3. Москва, 2005, стр. 383
Скопировать библиографическую ссылку:
БЕРЛИ́НСКИЕ КРИ́ЗИСЫ, международно-политич. кризисы периода « холодной войны », вызванные противоборством СССР и зап. держав в герм. вопросе. Причиной берлинского кризиса 1948–49 являлся отход США, Великобритании и Франции от выполнения решений Берлинской (Потсдамской) конференции 1945 о сохранении политич. и экономич. целостности Германии. На сепаратном Лондонском совещании (23.2–1.6.1948) зап. державы приняли план поэтапного создания зап.-герм. государства, его включения в Маршалла план и интеграции в зап. блок. Первым шагом на пути реализации этого плана стала начатая 20.6.1948 амер., брит. и франц. оккупационными властями денежная реформа, призванная обеспечить экономич. обособление их зон от сов. зоны оккупации Германии (СЗО). Распространение реформы на зап. секторы Берлина, являвшиеся в экономич. отношении частью СЗО, и неизбежный в этих условиях наплыв в Вост. Германию денежных знаков, выведенных из употребления в зап. зонах, грозили подорвать экономику СЗО. Предложение СССР об особом урегулировании для Зап. Берлина зап. державы отклонили. В ответ сов. сторона 22 июня объявила о проведении денежной реформы в СЗО и Большом Берлине. Зап. державы отказались признать марку сов. зоны в качестве денежной единицы Зап. Берлина. Стремясь заставить зап. державы вернуться за стол переговоров, СССР с 24 июня ввёл запрет на перемещение товаров из зап. зон оккупации в Зап. Берлин (воздушное сообщение не ограничивалось). Одновременно сов. сторона заявила о готовности полностью обеспечить Зап. Берлин продовольственными и иными товарами из СЗО. Меры, принятые СССР, сепаратистские силы использовали как повод для углубления раскола Германии. Зап. оккупац. власти прекратили межзональную торговлю, торговлю зап. секторов Берлина с СЗО и тем самым изолировались от неё экономически. США и Великобритания организовали «воздушный мост» между зап. зонами оккупации и Зап. Берлином с целью обеспечить «выживание» последнего в условиях «сов. блокады». (По «воздушному мосту», который обслуживался в т. ч. сов. воен. авиадиспетчерами, в Зап. Берлин в день доставлялось 3–4 тыс. т продовольствия, при потребности в 25 тыс. т; жители Зап. Берлина имели возможность беспрепятственно приобретать продукты и товары в СЗО и Вост. Берлине; св. 100 тыс. западноберлинцев получали продовольствие по карточкам сов. зоны.) Под прикрытием пропагандистской кампании, развёрнутой зап. державами вокруг «воздушного моста», продолжалась активная работа по созданию зап.-герм. государства. В февр. 1949, завершив осн. мероприятия по подготовке к провозглашению Федеративной Республики Германии, зап. державы согласились на переговоры по урегулированию положения в Берлине. 4.5.1949 в Нью-Йорке представители США и СССР достигли договорённости об отмене с 12 мая ограничений на сообщение и торговлю между зап. зонами оккупации и Зап. Берлином и о восстановлении межзонального товарооборота; на 23 мая назначалась сессия Совета министров иностранных дел (СМИД) в Париже для рассмотрения герм. вопроса. Тем самым под Б. к. 1948–49 была подведена черта. В день открытия сессии СМИД зап. державы объявили о вступлении в силу Осн. закона ФРГ; раскол Германии стал свершившимся фактом.
Берлинский кризис 1948 года: чего хотели добиться великие державы этим противостоянием
Декларацией о поражении Германии, подписанной 5 июня 1945 года, страна оказалась разделена на 4 оккупационные зоны, одну из которых контролировал СССР. Берлин также разделялся на сектора, подконтрольные союзникам и Советскому Союзу через Контрольный совет.
О Берлинском кризисе кратко
Начало Берлинскому кризису положило сокращение движения пассажирских и транспортных поездов союзников 25 марта 1948 года. Два дня спустя ограничивается пересечение людьми берлинских границ, как и перевозки грузов.
СССР потребовал досмотра всех поездов, идущих в Берлин из западных зон оккупации. Затем последовало требование удалить американские подразделения связи из советской зоны в Веймаре. Было прервано автомобильное, речное и железнодорожное сообщение между разными секторами Берлина, и блокада перешла в абсолютную фазу 24 июня 1948 года. Союзники запретили берлинцам из своих секторов отоваривать карточки в советском секторе и начали снабжение Берлина военно-транспортной авиацией, одновременно раздувая через СМИ тезис об угрозе голодной смерти для «блокированных берлинцев». Авиамост действовал 300 дней.
Раздул огонь конфликта непризнанный советским комендантом Берлина «бургомистр» Рейтер. Он выступил 9 сентября 1948 года перед Рейхстагом с антиблокадной речью, приведшей к беспорядкам, в ходе которых сорвали советский флаг с Брандербургских ворот и обстреляли часового.
Стороны конфликта обменялись резкими нотами, в ООН шла беспрерывная острейшая полемика. США и Великобритания устроили контрблокаду Восточного Берлина.
Интервью Сталина американскому журналисту Дж. Кингсбери Смиту, опубликованное 31 января 1949 года, дало почву для неформальных переговоров, которые и начались 15 марта между постоянным представителем СССР в ООН Маликом и дипломатом из США Джессепом. Конфликт перешел в стадию деэскалации. Конец ему положило совместное коммюнике, выпущенное 5 мая 1949 года, по которому с 12 мая отменялись все транспортные ограничения. Берлин был деблокирован, кризис завершился спустя 343 дня.
Причины Берлинского кризиса
СССР не планировал закреплять разделение Германии на две части, но США и Великобритания активно принялись создавать отдельную страну на подконтрольной им территории, Франция шла в кильватере «старших».
Организационно это вылилось в создание так называемой Бизонии 1 января 1947 года, которая после Лондонской конференции весной 1948 года превратилась в Тризонию путем присоединения французской зоны оккупации. В результате 20 марта 1948 года СССР покинул Контрольный совет, четырехстороннему управлению Берлином пришел конец.
Западные союзники ввели в своих зонах оккупации новую германскую марку, распространив ее и на советский сектор.
Началось выстраивание институтов нового государства, не включавшего в себя Восточный Берлин и всю территорию, подконтрольную СССР. Тогда как Сталин хотел сохранить единство Германии.
Разделение на две части усугубило и введение в Западной Германии плана Маршалла по возрождению экономики.
Именно эти противоречия и стали в итоге главными причинами Берлинского кризиса 1948 года.
События Берлинского кризиса
Как таковое транспортное сообщение с Западным Берлином прерывалось советской стороной поэтапно с 12 июня 1948 года, когда начались дорожные ремонтные работы; девять дней спустя были прекращены речные перевозки, 24 июня — железнодорожное сообщение, официально — по «техническим причинам». Именно с этой даты принято отсчитывать полную блокаду Западного Берлина, что нарушало четырехсторонние договоренности держав-победительниц.
Западные союзники начали искать возможность снабжения берлинцев, живущих в их зонах ответственности.
Заявление советской стороны от 14 июля о готовности полностью взять на себя обеспечение жизнедеятельности всех берлинцев было проигнорировано.
Выход был найден — авиатранспортные поставки военной авиацией. «Воздушным мостом» доставлялись продукты прежде всего для англо-американских воинских контингентов. Однако после запрета оккупационной администрации западным берлинцам отоваривать карточки в советском секторе (здесь было 2 800 продовольственных магазинов, в основном неподалеку от границы секторов) пришлось брать на себя снабжение гражданского населения. Его насчитывалось порядка двух с половиной миллионов.
Тем не менее советская сторона продолжила обеспечение углем всех четырех берлинских секторов (сообщение от 17 августа Информбюро СВАГ). С 1 сентября все берлинские дети до 14 лет вне зависимости от того, в каком секторе они жили, начинали получать молоко. На эти цели советская сторона выделила 55 тысяч литров молока.
На грузы военного назначения, доставленные союзниками по авиамосту, приходилось 80% объемов. Всего было перевезено свыше 2 миллионов тонн.
Советская ПВО не противодействовала англо-американской транспортной авиации, тем не менее в разного рода ЧП погибло 39 летчиков из Великобритании и 31 из США. Не обошлось без потерь среди немецких граждан — 13 человек.
В пропагандистских целях была устроена «Изюмная бомбардировка» — сброс на парашютах сладостей для берлинских детей.
Беспорядки вспыхнули всего один раз — после провокационной речи так называемого «берлинского бургомистра» в начале сентября 1948 года.
Советская сторона искала возможности урегулирования кризиса по официальным и полуофициальным каналам. В переговорах принимали участие высшие руководители Советского Союза.
События Берлинского кризиса завершились созывом 23 мая 1949 года совещания Совета министров иностранных дел четырех держав (СМИД), но принятые им решения не сохранили единство Германского государства, что было воспринято мировой общественностью как последняя попытка решить германский вопрос на основе сохранения единства страны. Попытка оказалась неудачной.
Последствия Берлинского кризиса
Главным итогом стало создание двух немецких государств, просуществовавших более полувека.
ФРГ была провозглашена 23 мая 1949 года на первой сессии Национального парламента.
Тем не менее англо-американо-французская оккупация продолжалась, более того, согласно «Оккупационному статуту» оккупационное командование обладало правом взять на себя всю полноту власти в стране в случае необходимости. Началось формирование бундесвера.
СССР ответил формированием ГДР на подконтрольной ему территории 7 октября 1949 года.
Вся власть в Германской Демократической Республике передавалась новой администрации от советских оккупационных властей.
Фактически была заложена основа следующего Берлинского кризиса 1961 года.
Уже во время Берлинского кризиса американцами была проведена штабная игра «Пэдрон», в ходе которой стало понятно, что без ядерного удара по СССР не обойтись, но и это не гарантировало победу. В настоящее время документы по «Пэдрону» хранятся в Национальном архиве США.
Далее начались проработки рабочих планов массированных ядерных бомбардировок Советского Союза. Так, согласно плану «Дропшот» от 1949 года, несколько тысяч объектов в СССР должны были подвергаться массированной атомной бомбардировке в течение 2–4 недель. К счастью, ни этот, ни последующие планы не были воплощены в реальности.
Подписывайтесь на Балтологию в Telegram и присоединяйтесь к нам в Facebook!
Берлинский кризис. На грани ядерной войны
Проведенная в период Берлинского кризиса 1948 года американским военным командованием штабная игра «Пэдрон» ясно показала тот факт, что одержать победу в войне против СССР Соединенные Штаты не смогут, даже применив ядерную бомбардировку. В случае вооруженного столкновения с Советским Союзом американские войска необходимо было эвакуировать из Европы в течение двух недель. Это намерение было строго засекречено, как от потенциального противника, так и от союзников.
Просочись информация о результатах штабной игры, и США лишились бы возможности шантажировать СССР угрозой атомного нападения.
Насколько далека от истины подобная трактовка фактов, можно судить хотя бы по той лихорадочной активности, с которой в течение периода с 1946 по 1949 год создавались один за другим «чрезвычайные рабочие планы» превентивной атомной войны против СССР. Вот только наиболее известные из них: «Пинчер», «Граббер», «Бройлер», «Халфмун», «Флитвуд», «Троян», «Оффтэкл», «Дропшот».
К примеру, по плану «Дропшот», разработанному в 1949 году, планировалась продолжительная (в течение 2-4 недель) атомная бомбардировка нескольких тысяч целей на территории Советского Союза. Эти ядерные удары, планы которых занимают три объемистых тома, должны была принести Соединенным Штатам решительную победу, к счастью для всех, руководство США не рискнуло совершить роковой шаг.
О заключительном докладе по военной игре «Пэдрон», прошедшей в мае-июле 1948 года штабом армии США с целью проверки чрезвычайного рабочего плана «Халфмун», у нас почти ничего не известно. Хранящийся в Национальном архиве США документ, был по историческим меркам не так давно рассекречен. Несмотря на обязательную пропагандистскую часть, в которой СССР обвиняется в стремлении к мировому господству, что, по мнению американцев, является поводом для предполагавшегося уничтожения крупнейших советских городов, доклад содержит и ряд важной информации, в силу которой реализация американской агрессии хоть и является гипотетически возможной, но оказывается чрезмерно рискованным делом. Речь идет о множестве тесно связанных между собой политических и военно-технических проблем. И среди них на первом месте вскрывшаяся неспособность армий США выполнить определенные планом «Халфмун» задачи.
Было выяснено, что американские войска не в состоянии обеспечить защиту американских баз в Средиземноморье, на Ближнем и Дальнем Востоке, с которых должны были стартовать стратегические бомбардировщики для нанесения ударов по целям в СССР. Более того, военные аналитики сделали вывод, что американские войска смогут сопротивляться советским армиям от силы две недели, после чего им придется бросить европейских союзников и убегать с континента.
Таким образом, документы этой штабной игры не оставляют никаких сомнений относительно роли, отводившейся администрацией Соединенных Штатов, Франции, Западной Германии и другим будущим участникам Североатлантического пакта, разразись война в 1948 году. Хотя американская дипломатия и обещала правительствам этих стран эффективную защиту в случае вооруженного конфликта с Советским Союзом, армия США не располагала тогда необходимыми силами и ресурсами, что делало обещания политиков и дипломатов невыполнимыми. Именно этот неприличный по отношению к союзникам факт и послужил одной из главных причин, в силу которых план «Халфмун» и материалы, проводившейся с целью его проверки штабной игры, долгое время были тщательно засекречены.
Закономерен вопрос, достаточно ли объективно оценили эксперты штаба армии США свои наземные силы, не занизили ли они их возможности, рассчитывая таким путем добиться от президента и Конгресса увеличения ассигнований на собственные нужды.
Но сценаристы из Пентагона, похоже, не без умысла, придали разыгранным на театрах военных действий ситуациям особый драматизм. Этому имеется объяснение. По мере развития чехословацкого, а затем Берлинского кризиса 1948 года в США разворачивался гигантский пропагандистский спектакль, и именно он, по мнению ряда авторитетных исследователей, в основном и побудил Конгресс решиться на такую непопулярную меру, как резкое увеличение военных расходов, ложившихся на американских налогоплательщиков. С этой поры и начинается в послевоенных Соединенных Штатах Америки пресловутая гонка вооружений. В свете данных фактов военная игра «Пэдрон» выглядит уже не заурядной штабной тренировкой, а значительно более важным событием, имеющим большую предысторию.
В марте 1947 года президент США Г. Трумэн огласил названную его именем политическую доктрину, объявившую сферой национальных интересов США практически весь земной шар, а борьбу с «советским коммунизмом» в мировом масштабе — важнейшей приоритетной задачей. 26 июня того же года на борту президентского самолета с колоритным названием «Священная корова» Г. Трумэн подписал два документа: «Закон о национальной безопасности» и документ о назначении на только что созданную должность министра обороны США Дж. Форрестола, занимавшего ранее пост военно-морского министра. Закон юридически закрепил создание современной военной машины США, а Дж. Форрестол приступил к выполнению этой задачи. Названный деятель вошел в историю не только в связи с помутившими его рассудок и приведшими к самоубийству галлюцинациями на почве советской угрозы. Он получил известность также благодаря необычайно энергичным усилиям в наращивании военной мощи и углублении конфронтации с СССР.
11-14 марта 1948 года в местечке Ки-Уэст под его председательством прошла конференция руководящего состава вооруженных сил США, определившая перспективы развития ВВС, ВМФ и армии, их роль и задачи. Именно на ней было решено приступить к постройке авианосца водоизмещением 80 тыс. т — первого из кораблей большой серии, предназначенных нести на борту атомные ударные самолеты для атомных бомбардировок целей в СССР, а также добиваться возобновления принудительного призыва граждан США на военную службу и дополнительных ассигнований на оборону.
Дж. Форрестол возглавлял Пентагон менее двух лет, с июня 1947 по март 1949 года, но за этот срок сумел серьезно усовершенствовать военную машину Соединенных Штатов. При нем как блины пеклись «чрезвычайные рабочие планы» атомной войны против Советского Союза. Только в 1948 году их было разработано не менее трех.
Деятельность Дж. Форрестола и его команды совпала с событиями в Чехословакии и Германии. Приход к власти в Праге коммунистов в первой половине 1948 года вызвал бурную реакцию в США. Американский политолог Д. Ерджин писал, что администрация его страны преувеличенно мрачно оценила события в Чехословакии, чтобы добиться поддержки Конгрессом ряда ключевых программ, среди которых были введение всеобщего военного обучения и восстановление ограниченной воинской повинности.
Вслед за чехословацким кризисом 1948 года последовал Берлинский, имевший необратимые последствия. Именно в результате него политика двух великих держав окончательно сошла на рельсы «холодной войны» и покатилась по ним с нарастающим ускорением. Как известно, в марте 1947 года Вашингтон выступил с программой восстановления и развития экономики пострадавших в результате Второй мировой войны стран — планом Маршалла (в тот период государственный секретарь США).
Хотя именно в это время советские лидеры всерьез рассматривали перспективы заключения долгосрочного экономического соглашения с Соединенными Штатами, призванного на взаимовыгодной основе способствовать преодолению послевоенной разрухи в СССР, план Маршалла был воспринят ими с большой настороженностью. Основания для этого имелись. 24 июня 1947 года советский посол в США Н.В. Новиков направил В.М. Молотову пространную телеграмму, в которой, анализируя предложенный госдепартаментом экономический проект, выражал твердую убежденность, что в «конечном итоге он сводится к созданию западноевропейского блока, как орудия американской политики».
И у руководства СССР были причины подозревать, что багаж американских инициатив имел «двойное дно». Так, советская разведка выявила факт тайного соглашения между США и Великобританией о том, чтобы при реализации программы послевоенного восстановления Европы, прекратить репарационные платежи СССР из текущей продукции западногерманских предприятий.
Парижское совещание представителей ведущих европейских держав в июле 1947 года, в ходе которого американские предложения встретили отрицательную реакцию Советского Союза. Стоит сказать, что подобная реакция прогнозировалась и даже провоцировалась Соединенными Штатами, стремившимися во имя реализации программы помощи Западной Европе, принести в жертву свои отношения с СССР и странами Восточной Европы. Все это подвело черту под взаимовыгодным экономическим сотрудничеством между вчерашними союзниками. Уже в ноябре 1947 года Вашингтон начинает вводить настоящую систему ограничений и запретов в сферах финансов и торговли, который стали началом экономической войны Запада против Востока.
Состоявшаяся в феврале 1948 года, теперь без участия советских представителей, Лондонская конференция великих держав фактически дала «зеленый свет» созданию сепаратного западногерманского государства. Одним из первых шагов в этом направлении явилась денежная реформа, начатая в июне 1948 года в Западной Германии, приведшая к резкому обострению ситуации вокруг Берлина. Справедливо опасаясь, что вся масса отмененных в западных зонах оккупации денежных знаков хлынет в Берлин и в советскую зону, Москва распорядилась о прекращении всякого железнодорожного, автомобильного и водного сообщения западных оккупационных зон с Западным Берлином. Фактически установив блокаду этой части германской столицы, советская сторона в то же время продолжала снабжать ее топливом, электроэнергией и потребительскими товарами из Восточного Берлина и своей зоны оккупации.
В течение 1948 года шло нарастающее предъявление взаимных претензий в экономической, транспортной и прочих сферах. При этом Советский Союз проводил более гибкую политику и чаще шел на уступки. Как телеграфировал посол США в Москве Б. Смит, в сентябре 1948 года, по его мнению, в Кремле полностью не учли возможности, что США действительно могут пойти на эскалацию конфликта вплоть до прямого военного столкновения. В это же время англо-американская разведка сообщала, что в Советском Союзе не наблюдается подготовки к мобилизационным действиям. При этом в США все-таки осознавали недостатки своего оперативно-стратегического положения в центре Европы. Вот, что писал в эти дни влиятельный американский политик Уильяма Леги: «Для Америки военная ситуация в западном Берлине является безнадежной, поскольку нигде нет достаточных сведений и нет никакой информации, что Советский Союз испытывает какие-либо неудобства из-за внутренней слабости. В интересах США было бы уйти из Берлина. «
Но вскоре СССР согласился на снятие блокады. Таковы были события, которые могли привести к Третьей мировой войне в 1948 году. Именно готовность США к ее началу и проверял американский генштаб в ходе военной игры «Пэдрон» — первого из целой серии аналогичных мероприятий штабов американских вооруженных сил в период долгой «холодной войны».
Источники:
Лавренов С., Попов И. Берлинский кризис 1948-1949 гг. // Советский Союз в локальных войнах и конфликтах. М.: Астрель, 2003. С. 108-129.
Федоров С. Из истории «холодной войны» // Обозреватель. 2000. № 1. С. 51- 57.
Батюк В., Пронин А. Шла холодная война // Военно-исторический журнал. 1996. № 3. С. 74-83.
Кортунов С. Война закончилась. Что дальше? // Родина. 1998. № 8. С. 93-96.