в каком году началось создание эрмитажа на основе частных коллекций напишите год

Эрмитаж: от частной коллекции до крупнейшего музея

В настоящее время Эрмитаж является вторым по величине художественным музеем в мире. А начинал он свою историю как небольшое частное собрание Екатерины II.

История создания

В 1764 году Екатерине II из Берлина была передана коллекция картин Гоцковского. Прусский купец и коллекционер Иоганн Гоцковский закупал полотна старых мастеров для ценителя искусства Фридриха II. Однако участие в Семилетней войне ограничило финансовые возможности монарха, поэтому он отказался от покупки.

Гоцковский, имеющий задолженность перед российской стороной, предложил приобрести ценные картины в счет его долга. Екатерина II, желая показать себя просвещённой монархиней и подчеркнуть стабильное финансовое положение страны, согласилась выкупить коллекцию купца.

Уникальное собрание живописи, состоящее из 317 картин, было оценено в 317 тысяч голландских гульденов. 11 февраля 1764 года императрица подписала указ о принятии собрания Гоцковского. В мае из Пруссии с согласия Фридриха II было вывезено 37 ящиков с картинами. Среди них имелись полотна Рафаэля, Рембрандта, ван Дейка, Йорданса, Ливенса и других известных художников.

в каком году началось создание эрмитажа на основе частных коллекций напишите год. lazy placeholder. в каком году началось создание эрмитажа на основе частных коллекций напишите год фото. в каком году началось создание эрмитажа на основе частных коллекций напишите год-lazy placeholder. картинка в каком году началось создание эрмитажа на основе частных коллекций напишите год. картинка lazy placeholder. В настоящее время Эрмитаж является вторым по величине художественным музеем в мире. А начинал он свою историю как небольшое частное собрание Екатерины II.

Екатерина II разместила коллекцию в дворцовых апартаментах. Позже этот флигель получил название «Эрмитаж» (в переводе с французского «место уединения»). Более века это помещение было закрыто для широкой публики. «Место уединения» посещали лишь члены императорской семьи и приближенные к трону.

Вскоре Эрмитаж стал пополняться новыми экспонатами. В 1769 году в Дрездене была куплена богатейшая коллекция графа Генриха фон Брюля, насчитывавшая около 600 картин. А в 1772 году Екатерина II приобрела собрание живописи барона Кроза, включавшее 400 холстов. В их числе были картины Рафаэля, Тициана, Рубенса, Лоррена и иных живописцев XVI—XVIII века.

Быстро растущая коллекция уже не помещалась в небольшом флигеле. В 1780-х гг. она переехала в новое помещение («Большой Эрмитаж»). К концу XVIII века собрание Екатерины II насчитывало 3996 картин. Кроме того, императрица приобрела для Эрмитажа ценные скульптуры, камни, библиотеки Вольтера и Дидро и многое другое.

Эрмитаж в XIX-XXI вв.

Александр I и Николай I продолжили «дело» императрицы. Они приобрели для Эрмитажа отдельные полотна именитых художников (Рафаэля, Караваджо, Джорджоне), галерею дворца Мальмезон, собрание живописи Кузвельта и другие экспонаты.

В 1840-х годах началось строительство нового здания со специальными выставочными залами («Новый Эрмитаж»). После завершения стройки сюда были перенесены лучшие экспонаты из царской коллекции. А с 1852 года Эрмитаж стал общедоступным музеем. К 1880 году его посещаемость достигла 50 тысяч человек в год.

Во 2-й половине XIX века в музее появились картины русских художников. Также в число экспонатов Эрмитажа вошли тысячи новых полотен, гравюр, находки археологов и многое другое.

в каком году началось создание эрмитажа на основе частных коллекций напишите год. lazy placeholder. в каком году началось создание эрмитажа на основе частных коллекций напишите год фото. в каком году началось создание эрмитажа на основе частных коллекций напишите год-lazy placeholder. картинка в каком году началось создание эрмитажа на основе частных коллекций напишите год. картинка lazy placeholder. В настоящее время Эрмитаж является вторым по величине художественным музеем в мире. А начинал он свою историю как небольшое частное собрание Екатерины II.

После 1917 года начался новый виток в развитии музея. Его собрание существенно обогатилось за счет национализированных частных коллекций и экспонатов Академии художеств. В Эрмитаж попали картины Боттичелли, Корреджо, Делакруа, Ван Дейка и других именитых художников. Кроме того, музей получил предметы интерьера из Зимнего дворца и подаренные шахом Ирана Надир-Шахом сокровища Великих Моголов.

В 1920-1930-е годы Эрмитаж лишился части экспонатов. После длительных переговоров музейных работников в Москву было передано около 500 картин. Также сотни полотен и предметов искусства перемещались из Эрмитажа в музеи и галереи советских республик. Отдельные произведения искусства были вывезены за границу и проданы. Эрмитаж лишился работ Рафаэля, Тициана, Рембрандта и Яна ван Эйка.

В годы Великой Отечественной войны большая часть экспонатов Эрмитажа была эвакуирована на Урал. После победы все ценности вернулись в музей. После победы Эрмитаж пополнился объектами «трофейного искусства» из собраний Германии.

В постсоветское время музей стал приобретать картины художников, ранее не представленных в галереях России (Утрилло, Сутина, Руо и других). А в 2006 году заработал проект «Эрмитаж 20/21», направленный на демонстрацию и приобретение современного искусства.

«Жемчужины» музея

Собрание Эрмитажа насчитывает более чем 3 миллиона экспонатов. Здесь представлены произведения искусства с каменного века и до начала XXI века. Некоторые из них относятся к числу мировых шедевров.

Среди экспонатов Эрмитажа имеются следующие знаменитые картины:

в каком году началось создание эрмитажа на основе частных коллекций напишите год. lazy placeholder. в каком году началось создание эрмитажа на основе частных коллекций напишите год фото. в каком году началось создание эрмитажа на основе частных коллекций напишите год-lazy placeholder. картинка в каком году началось создание эрмитажа на основе частных коллекций напишите год. картинка lazy placeholder. В настоящее время Эрмитаж является вторым по величине художественным музеем в мире. А начинал он свою историю как небольшое частное собрание Екатерины II.

Кроме того, в музее демонстрируются:

Факты и мифы

Главный российский музей входит в «двадцатку» самых посещаемых музеев мира. Ежегодное его посещает более 5 миллионов человек.

Существует немало мифов и историй, связанных с Эрмитажем. Самая известная «байка» из музея – это легенда о Петре I Великом. Имеются сведения, что деревянная фигура царя («Восковая персона») меняет позы, ходит и указывает пальцем на дверь.

Есть и более зловещие истории «из Эрмитажа». Кровожадная египетская богиня Сехмет со львиной головой «кровоточит». Якобы в полнолуние на ее коленях появляется красноватая лужица, которая к утру высыхает. Некоторые утверждают, что кровь покрывает ноги богини накануне бед и катастроф в России. В последний раз кровавый налет видели в 1991 году.

в каком году началось создание эрмитажа на основе частных коллекций напишите год. lazy placeholder. в каком году началось создание эрмитажа на основе частных коллекций напишите год фото. в каком году началось создание эрмитажа на основе частных коллекций напишите год-lazy placeholder. картинка в каком году началось создание эрмитажа на основе частных коллекций напишите год. картинка lazy placeholder. В настоящее время Эрмитаж является вторым по величине художественным музеем в мире. А начинал он свою историю как небольшое частное собрание Екатерины II.

По легендам, под Эрмитажем есть подземные ходы, соединяющие музей (бывший дворец) с другими зданиями. Один из них ведет к особняку Матильды Кшесинской – любовницы нескольких членов семьи Романовых. Другой ход соединяет Эрмитаж с Главным штабом.

Имеется еще одна любопытная легенда, связанная с Зимним дворцом. Перед смертью царствующие лица видели своих «двойников»-призраков. За 2 дня до кончины Екатерина II обнаружила «другую Екатерину», восседающую на троне. Такая же история случилась с императрицей Анной Иоанновной.

Некоторые посетители и работники Эрмитажа утверждают, что и в настоящее время встречают тени русских императоров (Екатерины Великой, Николая I, Александра II).

Источник

В каком году началось создание эрмитажа на основе частных коллекций напишите год

Поделитесь с друзьями

Традиционно точкой отсчёта истории Эрмитажа считают 1764 год, когда Екатерина II приобрела первую крупную коллекцию живописи. К концу царствования она обладала обширным собранием бесценных предметов искусства: картин, антиков, камей, гравюр, медалей, камнерезных изделий. Коллекции разместились в галереях Малого Эрмитажа и анфиладах специально построенного рядом Большого Эрмитажа, что и определило название будущего музея. Все последующие императоры в той или иной степени участвовали в пополнении Эрмитажа. В середине XIX века по воле Николая I было построено здание императорского музея. Он был открыт для публики в феврале 1852 года. Новый этап в судьбе Эрмитажа связан с историческими событиями начала XX века: падением монархии, национализацией музея и зданий императорской резиденции. История Эрмитажа — это история приобретений и потерь. В 1920-е годы коллекцию пополнили национализированные частные собрания, а следующее десятилетие было отмечено разорительными распродажами. Сегодня Эрмитаж — это энциклопедический музей, обладающий блистательным собранием, которое насчитывает более трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры.

История Эрмитажа, его зданий и коллекций

в каком году началось создание эрмитажа на основе частных коллекций напишите год. YeS0VUOA4YfPNBDzo4ws3MnkiFaPu 6hPNDcLUid13t zBQcD7cMaRD4kLV3cvsi. в каком году началось создание эрмитажа на основе частных коллекций напишите год фото. в каком году началось создание эрмитажа на основе частных коллекций напишите год-YeS0VUOA4YfPNBDzo4ws3MnkiFaPu 6hPNDcLUid13t zBQcD7cMaRD4kLV3cvsi. картинка в каком году началось создание эрмитажа на основе частных коллекций напишите год. картинка YeS0VUOA4YfPNBDzo4ws3MnkiFaPu 6hPNDcLUid13t zBQcD7cMaRD4kLV3cvsi. В настоящее время Эрмитаж является вторым по величине художественным музеем в мире. А начинал он свою историю как небольшое частное собрание Екатерины II.

Можно считать, что Эрмитаж совершенно ЕЮ создан (Екатериной II), ибо заложение, расположение, выбор и многоразличность сохраняемых в оном вещей, внешняя и внутренняя изящность и великолепие, словом все по ЕЯ вкусу и начертанию учреждено.

Традиционно точкой отсчёта истории Эрмитажа считают 1764 год, когда Екатерина II приобрела первую крупную коллекцию живописи. К концу царствования она обладала обширным собранием бесценных предметов искусства: картин, антиков, камей, гравюр, медалей, камнерезных изделий. Коллекции разместились в галереях Малого Эрмитажа и анфиладах специально построенного рядом Большого Эрмитажа, что и определило название будущего музея. Все последующие императоры в той или иной степени участвовали в пополнении Эрмитажа. В середине XIX века по воле Николая I было построено здание императорского музея. Он был открыт для публики в феврале 1852 года. Новый этап в судьбе Эрмитажа связан с историческими событиями начала XX века: падением монархии, национализацией музея и зданий императорской резиденции. История Эрмитажа — это история приобретений и потерь. В 1920-е годы коллекцию пополнили национализированные частные собрания, а следующее десятилетие было отмечено разорительными распродажами. Сегодня Эрмитаж — это энциклопедический музей, обладающий блистательным собранием, которое насчитывает более трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры.

Зимний дворец — императорская резиденция. XIX век

Источник

Государственный музей «Эрмитаж»

в каком году началось создание эрмитажа на основе частных коллекций напишите год. . в каком году началось создание эрмитажа на основе частных коллекций напишите год фото. в каком году началось создание эрмитажа на основе частных коллекций напишите год-. картинка в каком году началось создание эрмитажа на основе частных коллекций напишите год. картинка . В настоящее время Эрмитаж является вторым по величине художественным музеем в мире. А начинал он свою историю как небольшое частное собрание Екатерины II.

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный Эрмитаж» в Санкт-Петербурге – один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев.

Датой основания Эрмитажа (от французского ermitage — место уединения) считается 1764 год, когда российская императрица Екатерина II приобрела коллекцию произведений живописи у берлинского купца Иоганна Эрнста Гоцковского. День своего основания музей ежегодно празднует 7 декабря – в День святой Екатерины (по православному церковному календарю).

в каком году началось создание эрмитажа на основе частных коллекций напишите год. . в каком году началось создание эрмитажа на основе частных коллекций напишите год фото. в каком году началось создание эрмитажа на основе частных коллекций напишите год-. картинка в каком году началось создание эрмитажа на основе частных коллекций напишите год. картинка . В настоящее время Эрмитаж является вторым по величине художественным музеем в мире. А начинал он свою историю как небольшое частное собрание Екатерины II.

В XVIII-XIX веках в музей поступили коллекции графа Генриха фон Брюля (1769), барона Пьера Кроза (1772), лорда Роберта Уолпола (1779), графа Франсуа Бодуэна (1781), Кабинет резных камней герцога Орлеанского (1787), картины из Мальмезонского дворца Жозефины Богарнэ (1814), собрание маркиза Джана-Пьетро Кампаны (1861), собрание Александра Базилевского (1884), Царскосельский арсенал (1885).

В XIX веке в Эрмитаж стали поступать материалы археологических раскопок, а также случайные находки, составившие, в частности, основу знаменитой скифской коллекции.

В XX веке Эрмитаж пополнился собранием Петра Семенова-Тян-Шанского (1910), после революционных событий с 1918 года – национализированными коллекциями Шереметевых, Строгановых, Шуваловых, Юсуповых и др. В 1935 году в Государственный Эрмитаж поступило собрание музея Центрального училища технического рисования (Александра Штиглица), в 1948 году – коллекция новой европейской живописи конца XIX — начала XX века, в основном из собраний Сергея Щукина и Ивана Морозова, в 1950 году – собрание знамен и знаменных принадлежностей, знаменной графики, архив из Артиллерийского исторического музея. В 2001 году Эрмитаж пополнился коллекцией музея Ломоносовского фарфорового завода.

В 2014 году американский искусствовед, галерист и коллекционер Хэлен Драт Инглиш подарила Эрмитажу в честь его 250-летия коллекцию современного искусства США, которую оценивают примерно в два миллиона долларов.

Сейчас коллекция Государственного Эрмитажа насчитывает более трех миллионов экспонатов. В ее составе – живопись, графика, скульптура и предметы прикладного искусства, археологические находки и нумизматический материал.

Общая площадь залов Эрмитажа составляет свыше 233 тысяч квадратных метров, экспозиционно-выставочная площадь – 66,8 тысячи квадратных метров.

Основные экспозиции Государственного Эрмитажа расположены в Главном музейном комплексе, который находится в историческом центре Санкт-Петербурга. Его образуют шесть зданий, построенных в XVIII-XIX веках. Самое значительное из них — Зимний дворец — бывшая императорская резиденция, возведенная по заказу императрицы Елизаветы Петровны архитектором Бартоломео Франческо Растрелли в 1754-1762 годах, яркий памятник стиля барокко.

В Зимнем дворце, Малом Эрмитаже, Старом (Большом) Эрмитаже и Новом Эрмитаже представлены коллекции памятников культуры и искусства античного мира, Западной Европы, России, стран Востока, археологические и нумизматические собрания. В Главный музейный комплекс входят также Эрмитажный театр и Запасной дом.

Источник

История создания Эрмитажа

Императорский Эрмитаж – российский музей искусств, находящийся в Санкт-Петербурге и расположенный в комплексе зданий: Зимнем и Меньшиковском дворцах, Генеральном Штабе, Запасном доме Зимнего дворца, Малом и Большом Эрмитажах.
История создания музея неразрывно связана с именем русской императрицы Екатерины II. Она не собирала предметы искусства для себя, а считала коллекционирование государственным делом.

в каком году началось создание эрмитажа на основе частных коллекций напишите год. . в каком году началось создание эрмитажа на основе частных коллекций напишите год фото. в каком году началось создание эрмитажа на основе частных коллекций напишите год-. картинка в каком году началось создание эрмитажа на основе частных коллекций напишите год. картинка . В настоящее время Эрмитаж является вторым по величине художественным музеем в мире. А начинал он свою историю как небольшое частное собрание Екатерины II.

До Эрмитажа

Еще до появления Эрмитажа в юго-восточной галерее Зимнего дворца располагались покои с антресолями – Императорский «музеум». Здесь императрица Екатерина хранила сокровища: картины, резные камни, фарфор и драгоценности. Своему другу, барону Ф. Гримму, Екатерина писала, что выйти из этих комнат быстро практически невозможно.

Эрмитаж. Начало

Тот же барон Гримм отмечал, что страсть Екатерины Алексеевны к коллекционированию сродни болезни, «обжорству». Она не умела и не хотела останавливаться, стараясь собрать коллекцию, достойную просвещенного европейского монарха.

Коллекция Гоцковского

История Эрмитажа началась в 1764 году с финансовой аферы некоего Иоганна Гоцковского. Этот прусский банкир и финансист, пытавшийся поставлять хлеб российской армии, задолжал большую сумму денег многим влиятельным людям Европы, в том числе и Екатерине Алексеевне. Рассчитаться с ней он решил коллекцией, которую собирал для короля Фридриха Прусского, и которую тот не сумел выкупить из-за неудачно закончившейся русско-прусской войны. Екатерина, изучив каталоги собрания, через своего посланника в Берлине князя В. Долгорукого дала согласие на такой взаиморасчет.

в каком году началось создание эрмитажа на основе частных коллекций напишите год. image3 11. в каком году началось создание эрмитажа на основе частных коллекций напишите год фото. в каком году началось создание эрмитажа на основе частных коллекций напишите год-image3 11. картинка в каком году началось создание эрмитажа на основе частных коллекций напишите год. картинка image3 11. В настоящее время Эрмитаж является вторым по величине художественным музеем в мире. А начинал он свою историю как небольшое частное собрание Екатерины II.

Интересно. Точное количество полотен, прибывших в Санкт-Петербург в 1764 году, неизвестно. По данным ученых, работающих в Эрмитаже, в столицу привезли 317 картин: 227 с описью и 90 без описи. По другим сведениям, коллекция насчитывала всего 225 полотен. Так или иначе, цена ее на тот момент составляла 183 тысячи талеров.

Собрание состояло из работ итальянских, фламандских и голландских мастеров: Тициана, Веронезе, Рафаэля, Рубенса, Ван Дейка. Голландские художники полюбились императорам России еще в начале века, а вот итальянцев они начали ценить только с началом Эпохи Просвещения.

Екатерина Алексеевна и ее наследники очень небрежно относились к картинам из этого собрания. Часть из них была раздарена императорами приближенным лицам, часть утеряна. До наших дней в музее сохранилось только 100 полотен из коллекции Гоцковского.

Малый Эрмитаж

Картины были размещены в двухэтажном дворцовом флигеле, построенном Ж.Б. Валлен-Деламотом – Эрмитаже. В переводе с французского это название означало «место для уединения», «приют отшельника». Во флигеле было несколько залов, кабинеты, комнаты с поднимающимися и опускающимися столами.

Екатериной Алексеевной были разработаны специальные правила для тех, кто посещает Эрмитаж: слушать музыку, играть в карты, читать, участвовать в театральных постановках и дружески общаться, «без чинов».

Интересно. Первое описание Малого Эрмитажа было сделано русским естествоиспытателем И. Георги. Он восторгался вкусом императрицы, красотой картин и богатой коллекцией фарфора, «белого золота» императоров, как говорили в XVIII веке. Также он упоминал о большом количестве расположенных в Эрмитаже бюстов великого французского философа Вольтера. Это не вызывает удивления, ведь Екатерина Алексеевна считала себя его ученицей и состояла с ним в переписке.

Расширение коллекции: европейский «шопинг» Екатерины Алексеевны

Императрица любила подчеркивать, что на покупку предметов искусства и драгоценностей она из казны денег не берет. Женщина она богатая, может себе позволить «маленькие капризы» в виде приобретения многочисленных картин, графических рисунков и скульптур для своего любимого Эрмитажа.

в каком году началось создание эрмитажа на основе частных коллекций напишите год. image2 11. в каком году началось создание эрмитажа на основе частных коллекций напишите год фото. в каком году началось создание эрмитажа на основе частных коллекций напишите год-image2 11. картинка в каком году началось создание эрмитажа на основе частных коллекций напишите год. картинка image2 11. В настоящее время Эрмитаж является вторым по величине художественным музеем в мире. А начинал он свою историю как небольшое частное собрание Екатерины II.

Коллекция Кобенцеля

В 1768 году в Брюсселе Екатериной было куплено обширное собрание графики, включающее в себя 5 тысяч рисунков. Наиболее ценной работой в коллекции был «Портрет неизвестной» Ж. Фуке.

Коллекция Генриха фон Брюля

В 1769 году Екатерина Алексеевна решила расширять собрание предметов искусства и приобрела на аукционе в Дрездене 600 картин и 1076 рисунков из коллекции первого министра эрцгерцога Саксонии Генриха фон Брюля. Покупка обошлась ей в 90 000 тысяч рублей.

Интересно. Барон фон Брюль собирал картины для своего повелителя, Августа III. Но, пользуясь властью и государственной казной, «насобирал» и для себя. Собрание его было обширным, только книг насчитывалось около 62 тысяч. Первый каталог по коллекции Брюля был выпущен в 1754 году. Его и увидела императрица. А когда ей доложили о продаже коллекции, сразу уточнила, возможен ли «опт».

Большой Эрмитаж

К 1770 году завершились работы по соединению Малого Эрмитажа с Зимним дворцом. Были построены две большие галереи с арочными окнами и внутренний сад Зимнего дворца. Картины располагались в галереях хаотично, бессистемно, лишь некоторые особо ценные из них были помещены под стекло. Места не хватало, и Екатерина Алексеевна приказала строить новое здание, Большой Эрмитаж. Архитектором был назначен Ю.М. Фельтен, друг одного из помощников императрицы в деле коллекционирования Д. Голицына.

Работу над Большим Эрмитажем маэстро планировал завершить в 1787 году. У Екатерины должно было появиться много свободного места. Можно было продолжать покупки.

Коллекция Троншена

В 1771 году все тот же Д. Голицын купил для Эрмитажа собрание женевского коллекционера Троншена. На эту коллекцию Екатерине Алексеевне указал Д. Дидро. Троншен был настолько доволен заключенной сделкой, что сообщил императрице об аукционе, основным лотом которого должно было стать легендарное собрание полотен барона Кроза де Тьера.

Коллекция П. Кроза

Покупку собрания барона совершал Д. Голицын. Эта коллекция считалась второй по размеру в Европе (первая принадлежала герцогам Орлеанским) – 400 полотен. В нее входили работы итальянских, голландских и французских мастеров: Рубенса, Пуссена, Ватто, Тициана. Истинными жемчужинами были:

Коллекция Уолпола

В 1779 году у британского премьер-министра Д. Уолпола была выкуплена коллекция его деда Роберта. Это было уникальное собрание, включающее в себя алтарные полотна, портреты монархов и членов их семей, картины и эскизы Рубенса, Ван Дейка, Рембрандта.

в каком году началось создание эрмитажа на основе частных коллекций напишите год. image1 11. в каком году началось создание эрмитажа на основе частных коллекций напишите год фото. в каком году началось создание эрмитажа на основе частных коллекций напишите год-image1 11. картинка в каком году началось создание эрмитажа на основе частных коллекций напишите год. картинка image1 11. В настоящее время Эрмитаж является вторым по величине художественным музеем в мире. А начинал он свою историю как небольшое частное собрание Екатерины II.

Интересно. После покупки коллекции Уолпола Екатерина начала приобретать эскизы, считая, что с течением времени незаконченные работы известных художников будут так же ценны, как и их признанные шедевры.

Коллекция Бодуэна и Лайд-Брауна

В 1781 году в Париже по приказу императрицы было приобретено собрание графа Бодуэна, насчитывающее 119 картин. В этом же году у английского банкира были выкуплены многочисленные античные статуи и бюсты, а также скульптурные работы итальянских мастеров, таких как Микеланджело.

В 80-90 годах Екатерина Алексеевна приобретает для своей галереи коллекцию камней герцогов Орлеанских, заказывает портреты семьи у известных европейских художников, скупает фарфор и драгоценности – продолжает украшать Эрмитаж.

Интересно. Во времена Екатерины II посещать Эрмитаж могли только члены императорской семьи, придворные и ученики Академии Художеств. Последние – в образовательных целях.

Консультанты императрицы

Екатерина Алексеевна не просто бездумно скупала коллекции предметов искусства на европейских аукционах, она пользовалась услугами наиболее просвещенных людей своего времени, ценителей прекрасного. Среди ее эмиссаров были:

Интересно. Придворные и друзья императрицы, зная об ее страсти к искусству, старались угодить повелительнице и покупали для Эрмитажа удивительные вещи. Так князь Г. Потемкин в 1780 году приобрел у одной английской герцогини сломанные часы. Механик И. Кулибин сумел починить их, а светлейший князь – подарить императрице. Теперь часы «Павлин» являются настоящей жемчужиной коллекции Малого Эрмитажа.

До Екатерины II в Российской империи не было ни одного большого и систематизированного собрания предметов искусства. А после ее смерти в Большом и Малом Эрмитажах насчитывалось уже 4 тысячи картин, рисунков, гравюр, антиков, статуй, бюстов, камней, изделий из фарфора и драгоценностей. Государство получило в наследство уникальную коллекцию.

Источник

Эрмитаж в Санкт-Петербурге

Государственный Эрмитаж

Эрмитаж в Санкт-Петербурге – российский музейный комплекс мирового значения, первые здания которого были заложены при императрице Елизавете. До сих пор изящность и гениальность Эрмитажа вызывают восторг у многих современных экспертов. Основы коллекции были собраны еще при Екатерине II, по ее же приказу отстраивались отдельные здания для хранения произведений живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Сегодняшний комплекс включает пять исторических зданий на Дворцовой площади, среди которых Зимний дворец считается основным, дворец Меншикова на Университетской набережной и здание Главного штаба.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Эрмитаж

Общая информация

История Эрмитажа

Строительство комплекса началось с возведения в середине XVIII века по заказу Елизаветы Зимнего дворца. Архитектор Франческо Растрелли трудился над зданием с 1754 по 1762 год. Первоначальный проект был выдержан в пышном барочном стиле, но значительную часть интерьеров в дальнейшем изменили в соответствии с требованиями классицизма.

Пришедшая к власти вскоре после окончания строительства Екатерина II не только санкционировала появление Большого и Малого Эрмитажа и Эрмитажного театра, но и заложила в 1764 году основу коллекции будущего музея. Первыми экспонатами стали фламандские и голландские полотна современных титулованной покупательнице мастеров. В это же время Юрием Фельтеном был построен двухэтажный барочно-классицистический дом для развлечений императрицы. Через пять лет к нему был присоединен спроектированный Жан-Батист-Мишелем Валлен-Деламотом корпус, с которым его соединяла галерея висячих садов. Ансамбль назвали Малым Эрмитажем.

В 1771-1787 годах на берегу Невы по проекту Фельтена построили и Большой Эрмитаж, поскольку коллекции книг и картин разрослись и не помещались в старых помещениях. Через 5 лет Джакомо Кваренги, создатель Эрмитажного театра, завершил пристрой к нему. При Екатерине в фонды музея поступали работы крупнейших итальянских мастеров, Рембрандта, на втором этаже Зимнего дворца был оформлен роскошный Георгиевский зал.

Кареты возле входа в Эрмитаж Зал Рубенса Георгиевский зал

Эрмитаж в XIX веке

После завершения войны с французами Эрмитажу досталась коллекция Жозефины Богарне, супруги Наполеона. Отечественная война 1812 года наложила отпечаток на облик Эрмитажа: в царствование Николая I делалось все, чтобы увековечить память героев сражений. В залах комплекса появлявились портреты полководцев, рельефы с патриотической символикой.

В николаевский период над внутренним убранством Эрмитажа работал Александр Брюллов, брат знаменитого живописца. Он оформлял интерьеры Зимнего дворца, вместе с Василием Стасовым восстанавливал Петровский и Фельдмаршальский залы после разрушительного пожара 1837 года.

Оформление залов Зимнего дворца

История комплекса в XX веке

Во время Первой мировой в Эрмитаже был организован госпиталь. После Февральской революции здесь заседало Временное правительство, которое было арестовано прямо во дворце во время большевистского переворота. 12 ноября 1917 года Эрмитаж стал государственным музеем. До Второй мировой войны коллекция существенно выросла за счет национализации частных собраний и объединения разных музеев, ценные экспонаты пришли из союзных республик. Во время войны собрание эвакуировали в Свердловск, с ноября 1945 года все снова было возвращено на свои места.

С 1981 года посетителей Эрмитажа в Санкт-Петербурге начал принимать дворец Меншикова с экспозицией, посвященной культуре и быту петровского времени. В Эрмитажном театре в 90-е открылся «Зимний дворец Петра I». Часть экспозиций переехала в Главный штаб.

Госпиталь во дворце во время Первой мировой войны Сестры милосердия в Зимнем дворце во время Петрвой мировой войны

Современное состояние

В XXI веке Государственный Эрмитаж открывает свои представительства за рубежом и в российских регионах: это выставочные центры в Лондоне и Лас-Вегасе, Амстердаме, Казани, Ферраре, Выборге. Реконструируется Большой парадный двор, открывается новый вход в Эрмитаж. В ведение комплекса переходит собрание музея Ломоносовского фарфорового завода.

Коллекции музея

Осмотреть всё собрание за один визит физически невозможно, поэтому посетителям предлагают самостоятельно разрабатывать маршруты в соответствии со своими интересами. С архитектурной точки зрения наиболее привлекательны интерьеры Зимнего дворца, живописные шедевры сосредоточены в залах Большого и Нового Эрмитажа.

Зимний дворец

Основная экспозиция первого этажа Зимнего дворца – древнее искусство и археология, второго – живопись Англии и Франции XVI-XVIII вв. и интерьеры различных эпох, третьего – классическое искусство стран Азии. Отдельного упоминания заслуживают залы второго этажа: Тронный, Александровский, Большой, Концертный, камерные помещения императрицы Марии Александровны и семьи последнего императора.

Скифская фигурка из золота, VII в. до н. э. Стела Хекаиба. Древний Египет. XXII–XXI вв. до н. э. Зал, посвященный искуству Древней Греции Скульптурный портрет Вольтера Экспозиция, посвященная искусству Древней Индии Старинный фарфор Зал французского искусства XVIII в.в. Триптих «Поклонение волхвов». Ниделанды. XV век Малая столовая

Малый Эрмитаж

С Зимним дворцом здание соединяет Сивков переход с площадкой, где хранятся древнеримские мозаики, саркофаги и рельефы. В названии зала увековечено имя Александра Сивкова, архитектора Эрмитажа советского периода, объединившего все здания в общее музейное пространство. Павильонный зал, окна которого выходят на Неву, в середине XIX века был оформлен Штакеншнейдером, не пожалевшим для стен и потолка позолоты и хрусталя. Здесь экспонируются четыре копии Бахчисарайского фонтана, мозаики и часы «Павлин». Бронзовый часовой автомат работы английских мастеров XVIII века до сих пор функционирует – его «пение» можно услышать каждую среду, в 19 часов. В Романовской галерее, со стороны Зимнего дворца, хранятся средневековые экспонаты, украшенные эмалями, резьбой по дереву и слоновой кости, фаянсовая посуда. Галерея приводит посетителей в зал голландской и фламандской живописи. В противоположной Романовской, Петровской галерее хранятся немецкие картины и скульптуры XV-XVIII вв.

Старый (Большой) Эрмитаж

С первого этажа Старого Эрмитажа на второй, выставочный ведет Советская лестница из белого и розового мрамора. Она была возведена по проекту Штакеншнейдера в середине XIX века на месте бывшего Овального зала, от которого остался духоподъемный плафон с изображениями богини Минервы и русского юношества. Название, вопреки расхожему мнению, не имеет к СССР никакого отношения: в этом здании еще в XIX веке располагался Государственный совет.

Большой Эрмитаж вовсе не велик по сравнению с внушительным Зимним дворцом и Новым Эрмитажем. Скромные объемы компенсируются ценностью коллекций – именно здесь, в Невской анфиладе, хранятся шедевры итальянского Возрождения: фрески Фра Беато Анджелико, рельефы Антонио Росселино, алтарь Сандро Боттичелли, «Святой Себастьян» Пьетро Перуджино, «Оплакивание Христа» Веронезе, «Святой Георгий» Тинторетто. В зале Леонардо да Винчи воспроизведены французские интерьеры XVII века. Здесь выставлены знаменитые леонардовские «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта». В зале Тициана можно увидеть «Данаю» и «Святого Себастьяна».

Фрагмент фрески Фра Беато Анджелико «Мадонна с Младенцем, св. Домиником и св. Фомой Аквинским» Советская лестница Росписи и лепнина на потолке еонардо да Винчи «Мадонна Бенуа», 1478-1480 Леонардо да Винчи «Мадонна Литта», 1490-1491

Новый Эрмитаж

Поскольку на набережной реки Невы уже не оставалось подходящего места, главный фасад Нового Эрмитажа выходит на Миллионную улицу. Он украшен знаменитыми мощными гранитными фигурами атлантов работы скульптора Теребенева. Это именно про них поется в известной песне Александра Городницкого:

Когда на сердце тяжесть
И холодно в груди,
К ступеням Эрмитажа
Ты в сумерки приди,
Где без питья и хлеба,
Забытые в веках,
Атланты держат небо,
На каменных руках.

Статуи Атлантов на фасаде Нового эрмитажа

Проект Лео фон Кленце предусматривал полную гармонию между экспонатами и дизайном стен, потолков, паркета. Именно поэтому многие залы украшены медальонами, мозаиками в стиле различных исторических эпох. На первом этаже здания представлены образцы античного искусства. К выставочным залам ведет Главная лестница из белого мрамора, окруженная гранитными колоннами. Древнейшие находки расположены в колоритном Двенадцатиколонном зале с мозаичными полами, настенными росписями, имитирующими древнеримские, и зелеными гранитными колонными.

В центре зала Большой вазы стоит изготовленная в 1843 году 19-тонная Колыванская ваза из зеленовато-серой яшмы. По периметру помещения расставлены мраморные скульптуры эпохи императора Траяна. В сводчатом зале Юпитера экспонируется огромная статуя Громовержца, вывезенная из загородного дома императора Домициана. В античном дворике со статуями воспроизведено убранство домов знатных римлян и греков. Мраморные фигуры украшают и зал Диониса. В греческих залах времен классики представлены копии работ знаменитых скульпторов: Фидия, Мирона, Поликтета, подлинные вазы.

Колывановская чаша «Царица чаш» Зал Диониса Зал Юпитера

На втором этаже Нового Эрмитажа хранятся самые ценные живописные собрания. В зале Рембрандта собраны 23 работы голландского мастера, в том числе «Возвращение блудного сына» и защищенная после нападения вандала особо прочным стеклом «Даная». В зале Рафаэля представлена итальянская керамика, работы учеников знаменитого живописца и его шедевры «Мадонна Конестабиле» и «Святое Семейство».

Центр здания образует анфилада из трех залов с верхним освещением, так называемых «просветов». Малый итальянский просвет украшает цветная лепнина и работы российских камнерезов. В Большом зале хранятся крупноформатные картины итальянских художников, сохранилась оригинальная мебель, выполненная по эскизам Монферрана и фон Кленце. В Испанском просвете экспонируются произведения Веласкеса, Сурбарана, Мурильо.

Оформление Малого итальянского просвета

Эрмитажный театр

Здание возведено на месте бывшего Зимнего дворца Петра I. Архитекторам удалось восстановить часть цокольного и первого этажа в помещениях под сценой. Осмотреть кабинет, столовую и парадный двор с санями Петра I можно со стороны Дворцовой набережной.

Интерьер фойе театра выдержан в серовато-голубых тонах, подчеркивающих пышность тяжелых люстр, изысканность медальонов, лепнины и потолочных картин. В зрительном зале, как в античном амфитеатре, установлено 6 полукруглых рядов скамей. Здесь, в идеальных для камерной оперы акустических условиях, проходят спектакли и концерты силами собственного оркестра и приглашенных из Мариинского театра певцов.

Дворец Меншикова

Барочное здание, первое капитальное строение Санкт-Петербурга из камня, стоит на Университетской набережной. Пока Меншиков был в силе, во дворце, центре огромной усадьбы, проходили основные развлекательные мероприятия царского двора. Впоследствии невостребованное здание обветшало до такой степени, что в ХХ веке реконструкция растянулась на несколько десятилетий. Некоторые помещения не восстановлены до сих пор. После передачи здания Эрмитажу в 1981 году в нем решено было воссоздать интерьеры первой трети XVIII века – анфилады парадных залов, Ореховый кабинет.

Меньшиковский дворец Потолочная роспись Большой зал Секретер Комод Старинные шахматы Убранство покоев Серебряная посуда Гобелены на стенах

Здание Главного штаба

Последнее приобретение музея – два здания, объединенные полукруглой триумфальной аркой, творение архитектора Карло Росси в честь победы Российской империи в войне 1812 года. Новое отделение музея представляет собой строгое трехэтажное здание с вытянутыми фасадами, монотонность которых нарушают только белоснежные коринфские колоннады. Долгие годы Главный штаб выполнял только официальную функцию, сейчас в части строения по-прежнему заседают представители военных ведомств. В настоящий момент залы здания реконструируются в соответствии с задачами музея – сюда переедет часть коллекций европейской живописи из Зимнего дворца.

Здание Главного штаба

Туристам

Главная часть комплекса «Государственный Эрмитаж» расположена на Дворцовой площади, к северу от станции метро «Адмиралтейская». Эрмитажный театр отделен от Зимнего дворца и других зданий ансамбля Зимней канавкой. Чтобы попасть во дворец Меншикова, нужно перейти Неву по Дворцовому мосту и, минуя Кунсткамеру, пройти около полукилометра к юго-западу по Университетской набережной. Музей Императорского фарфорового завода расположен возле станции метро «Ломоносовская».

Время посещения и стоимость билетов

Комплексный билет для осмотра всех зданий Эрмитажа стоит 400 рублей для граждан РФ и Беларуси, для гостей из других стран – 700 руб. Дети, студенты, пенсионеры проходят бесплатно. Каждый третий четверг месяца в музее действует акция – бесплатный день. Кроме того, безвозмездно посетить Эрмитаж можно 8 марта (для женщин), 18 мая и 7 декабря.

В разгар туристического сезона с мая по октябрь посетители с интернет-билетами попадают в здание через Шуваловский проезд со стороны Миллионной улицы, чтобы избежать очередей у кассы. Помимо прохода через «главный турникет», в Эрмитаж есть еще несколько входов для посетителей с разными видами билетов и групп. Музей не работает по понедельникам, на Новый год и в День Победы.

Билеты в Эрмитаж Очередь в кассы

Образовательные программы музея

Для детей в Эрмитаже проводятся квесты, работает изостудия, клубы и кружки, тематика которых выстраивается с учетом школьной программы. Для взрослых организованы тематические экскурсии, для студентов и старших школьников – виртуальные обучающие экскурсии. В школьные каникулы ученикам предлагают посетить «Неделю квестов» с десятком маршрутных листов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *