в каком году начали снимать игру престолов
Мировой феномен и интеллектуальное разочарование: как создавалась «Игра престолов»
Как возникло королевство Вестерос
Мартин начал писать еще ребенком, а в школе открыл для себя произведения Джона Толкиена — это открытие, как позднее признавался сам Мартин, просто «взорвало его мозг». В 1970-е годы Джордж начал публиковать свои рассказы в журналах, в 1977 году издал первый роман «Умирающий свет» — научно-фантастическую историю о фестивале на приближающейся к апокалипсису планете.
В 1983 году Мартин готовился к публикации четвертого романа «Шум Армагеддона». Издатели заверили Джорджа, что он станет его первым бестселлером. Роман действительно получил положительные оценки критиков, а Стивен Кинг впоследствии заявил, что «Шум Армагеддона» — это лучшее, что он читал об американской поп-музыке. Но неожиданно для автора и издателей читатели встретили книгу холодно. «Вместо того чтобы вывести меня на новый уровень, это [публикация романа «Шум Армагеддона»] почти разрушило мою карьеру», — говорил позднее Мартин.
Больше всего издателя впечатлило это пьянящее переплетение секса и власти
С карьерой писателя, казалось, было покончено. Мартина пригласили стать сценаристом в Голливуде. Спустя несколько лет, в 1991 году ему неожиданно пришла в голову сцена: мальчик становится свидетелем казни, а затем находит в снегу волчат.
Из этого образа родилась история королевства Вестерос, раздираемого гражданской войной. За основу Мартин взял реальное историческое событие — войну Алой и Белой розы в Англии. В 1993 году рукопись «Игры престолов» попала к редактору британского издательства HarperCollins Джейн Джонсон. Она пришла в восторг: «Текст был резким, остроумным и динамичным, диапазон персонажей — все они были живыми — поражал воображение. Построение мира впечатляло. Но больше всего впечатляло это пьянящее переплетение секса и власти».
Американский Толкиен
Летом 1996 года «Игра престолов» была опубликована. Тираж составил около 5000 экземпляров в твердом переплете. Выход романа не стал сенсацией. На одну из встреч с поклонниками пришел только один человек — сам Джордж Мартин, но со временем читатели стали рассказывать друг другу про роман. По словам Джонсон, «рекомендации из уст в уста вскоре распространились среди фанатов, как лесной пожар».
Изначально Мартин задумывал «Песнь льда и пламени» как трилогию, но во время работы понял, что слишком объемный сюжет не уместится в три части. Было решено, что «Песнь льда и пламени» включит в себя семь книг.
Никто не ожидал, что они продадут более 70 млн копий более чем на 40 языках
Вслед за «Игрой престолов» Мартин опубликовал в 1998 году «Битву королей», в 2000 году — «Бурю мечей», в 2005 году — «Пир стервятников». Четвертый роман занял первое место в рейтинге бестселлеров The New York Times и The Wall Street Journal и был включен в список «100 лучших книг в жанре фэнтези всех времен» по версии журнала Time. «Мы превзошли все наши первоначальные ожидания, и вскоре все книги из серии попали в списки бестселлеров. Никто не ожидал, что они продадут более 70 млн копий более чем на 40 языках», — вспоминала Джонсон.
«Независимо от того, являетесь ли вы правителем Семи королевств, наследником древней династии, хранителем Севера, ваш конец может быть ближе, чем вы думаете», — говорится в исследовании, посвященном феномену популярности саги Джорджа Мартина. Ученые пришли к выводу, что реалистичность и непредсказуемость «Песни льда и пламени» и есть разгадка популярности серии.
Всплеск интереса к саге произошел в 2011 году не только из-за выхода новой части — тогда же на экраны вышел первый сезон сериала «Игра престолов».
«Это точно будет бомба»
Писатель долго отказывался от предложений экранизации (ему казалось, что в романах слишком много деталей и сюжетных линий, из-за чего качественный полный метр снять невозможно), пока с ним не связались сценаристы Дэвид Бениофф и Дэниел Бретт Уайсс. Они встретились за завтраком и так разговорились, что засиделись до ужина.
Бениофф и Уайсс предложили проект каналу HBO, но приняли его не сразу: предстояли большие расходы, а в успехе проекта не было уверенности. Бениофф рассказывал: «Мы сочинили длинное письмо. Исписали страниц пять мелким шрифтом, но все же втолковали: старые жанры на новый лад — то, что надо. Это точно будет бомба».
Лена Хиди, сыгравшая Серсею Ланнистер, вспоминала, что выглядела как «танцовщица из Вегаса» в мехах и с пышными волосами
Величайшее шоу на Земле
HBO отказались от выпуска пилотной серии, однако самому проекту решили дать второй шанс. В новой версии Бениофф и Уайсс приняли решение уволить актрису Тэмзин Мерчант, игравшую роль Дейенерис Таргариен, и заменили ее малоизвестной Эмилией Кларк. Джейсон Момоа, сыгравший кхала Дрого, вспоминал: «Мерчант была хороша. Но, когда появилась Эмилия Кларк, меня вдруг осенило. Я понял, что до нее не мог вжиться в свою роль».
Многие зрители были так возмущены смертью главного героя, что призвали бойкотировать HBO
Критики были в восторге. «В костюмированных драмах есть настоящее очарование, мифология сочетается со всеми элементами, которые нравятся людям: войны, честь, гордость, похоть, власти и юмор. «Игра престолов» имеет все это в избытке и подкрепляет исключительным сторителлингом, превосходной актерской игрой и потрясающими визуальными эффектами», — написал обозреватель The Hollywood Reporter Тим Гудман.
Эффект «Игры престолов»
Вместе с ростом затрат росла и популярность шоу. В 2017 году «Игра престолов» вошла в Книгу рекордов Гиннесса: сериал признали самым востребованным на торрент-трекерах. Первые семь сезонов имели в среднем рейтинг 8,5 из 10, а целый ряд эпизодов заработал небывало высокие оценки — например, девятая серия третьего сезона, в которой произошла «Красная свадьба», получила рейтинг 9,9 на iMDb.
Казалось, шоу обладает магией царя Мидаса — все проекты и идеи, связанные сериалом, чаще всего оказывались успешными
Влияние «Игры престолов» распространилось за пределы поп-культуры. Казалось, шоу обладает магией царя Мидаса — все проекты и идеи, так или иначе связанные сериалом, чаще всего оказывались успешными. Бренды использовали коммерческий потенциал «Игры престолов» для продвижения своей продукции.
10 лет «Игре престолов»: как грандиозное фэнтези HBO влюбило в себя и разочаровало миллионы
В момент выхода первых серий «Игра престолов» не производила впечатление хита. Оригинальные книги Джорджа Мартина попадали в списки бестселлеров, но были известны ограниченному кругу почитателей. К моменту выхода сериала в 2011 году экранизации фэнтези-книг сдулись: «Властелин колец», может, и стал блокбастером с кучей «Оскаров», зато его последователям — в диапазоне от «Золотого компаса» до написанного подростком «Эрагона» — остались лишь объедки славы трендсеттера. Авторы «Игры престолов» и вовсе представляли сериал как «»Сопрано» в Средиземье» (HBO — родина мафиозного сериала Дэвида Чейза), а насчет магии уверяли, что в мире Вестероса она не так уж и важна.
Первую серию посмотрели 2,2 миллиона человек — неплохая цифра для нишевого сериала. Однако это были копейки в сравнении с 11,76 миллиона премьерной серии последнего сезона — и это только если посчитать зрителей американского канала HBO. В случае с «Игрой престолов» можно отследить по конкретным сериями превращение сериала в хит. Девятый эпизод первого сезона («Бейлор») ударил зрителей под дых, убив главного героя — Эддарда Старка в исполнении единственного звездного актера в составе, Шона Бина. Видео с реакциями шока заполонили интернет. Однако в девятой серии третьего сезона «Игра престолов» подняла ставки: «Кровавая свадьба» с ее резней со смертельным исходом сразу для нескольких главных героев до сих пор остается самым травматичным часом на телевидении.
«Игра престолов» заслужила звание самого жестокого и непредсказуемого шоу на телевидении. Однако сериал стал чем-то большим — социокультурным явлением во всем мире и первым глобальным блокбастером. На техническом уровне это можно объяснить развитием интернета и соцсетей в 2010-х. С эстетической стороны у «Игры престолов», как и ассасинов Безликих, множество лиц — объяснить успех только одним из них невозможно. Это и яркие герои, и убедительно прописанный мир, и мрачное высказывание о природе власти и политики, и альтернативный исторический роман, и драма, и фэнтези, и хоррор. «Игра престолов» увлекла разных зрителей, о ней с одинаковым энтузиазмом писали и журналисты, и исследователи в научных статьях. Все были без ума от сериала и мира Джорджа Р.Р.Мартина.
Но затем что-то случилось.
HBO
Подход Мартина не похож на героическое фэнтези. В центре внимания не сами персонажи, а придуманное писателем псевдосредневековое общество. Настоящие герои «Игры престолов» — это институты, традиции, религии, отношения власти. По законам героического повествования Робб Старк должен был отомстить за отца, однако вместо этого его и его семью жестоко убивают за несоблюдение брачных договоренностей. Разрыв между привычными ожиданиями и социологическим нарративом сериала создает напряжение от просмотра. Непредсказуемость не всегда рифмуется с целостностью, однако Мартину и впоследствии Бениоффу с Вайссом удавалось блестяще их совмещать.
И тем не менее это все еще история про нападение злых зомби. К четвертой книге стало ясно, что Мартину окончательно надоела эта тема. Вместо нее он переключился на плетение своего альтернативного исторического романа и настолько глубоко погрузился в Вестерос, что шестую книгу мы ждем уже десять лет. Мартина и самого критикуют за четвертую и пятую книги — за медленное развитие событий и разросшийся мир, за которым сложно уследить.
Ровно в эту же ловушку попадают и Бениофф с Вайссом. К пятому сезону сериал сбавляет темп до мучительно низкого. Зрителям кажется, что ничего не происходит. К тому же заканчивается материал для экранизации. Вооруженным лишь знаниями об основных точках глобального сюжета шоураннерам приходится самим заполнять пустоты между ними. И они отказываются от целого ряда героев и сюжетных линий новых книг — лишь бы самим не заплутать в дороге, как это сделал Мартин.
HBO
Дальше перед глазами шоураннеров была только финишная прямая, к которой они полетели на турбоскорости. Из нюансированного и сложного шоу «Игра престолов» превратилась в написанную широкую мазками фэнтези-сказку. Пусть и эффектную, красивую и отлично сыгранную. Избавившись от множества второстепенных персонажей и оставив пул героев, которые должны были дотянуть до развязки, Бениофф и Вайсс лишили «Игру престолов» одного из важнейших в глазах зрителей элементов — непредсказуемости. После воскрешения Джона Сноу ни у кого не было сомнений, что бастард Нед Старк как минимум дотянет до финальных серий. Кроме того, шоураннеры продемонстрировали, что не понимают, как работать с некоторыми героями без подложки мартиновских книг. Интриганы Варис и Петир Бейлиш без толку шатались по сюжету до конца своих сценарных арок, а любимец фанатов Тирион вдруг превратился в блеклую тень себя самого.
Принципиальный недостаток в финальном сезоне один: мартиновский сюжет о власти, ее институтах и акторах дан вперемешку со штампованным зомби-фэнтези и нарисован все теми же широкими мазками. Из-за этого в битве с Королем ночи у героев напрочь отсутствует любое подобие тактики, а Дейенерис слишком быстро превращается в Гитлера. С героиней Эмилии Кларк ситуация самая сложная: преображение Дейенерис в безумную королеву и ее убийство от рук любимого мужчины критиковали за сексизм и необоснованность. Обе эти претензии звучат странно. Во-первых, «Игра престолов» с самого начала в какой-то мере была сексистским шоу: чего стоит только героиня Эсме Бьянко, которую ввели в первые три сезона лишь для того, чтобы выполнить квоту HBO по наготе в своей продукции. Странно, что сексизм заметили только к финалу! Во-вторых, флажочки о грядущем превращении Дейенерис в драконьего фюрера были развешены сильно заранее: достаточно вспомнить, с какой жестокостью она наказывала своих обидчиков и людей, отказывавшихся подчиняться.
HBO
Как начиналась «Игра престолов»: ужасный пилот, замены актёров и слёзы мёртвых
«Игра престолов» стала одним из самых успешных сериалов нашего времени. Но не всегда её судьба была такой безоблачной. Знаете ли вы, что в своё время покупка прав на «Песнь Льда и Пламени» считалась крайне рискованным шагом, что сериал едва не закончился на пилотном эпизоде, что Бениофф и Уайсс всерьёз опасались, что «Игру престолов» закроют после первого сезона, а рейтинги первых серий вполне подтверждали эти опасения? Об этом и о многом другом мы вам сейчас и расскажем.
Не для экранизации
Когда Джордж Мартин разочаровался в сценарном ремесле и вернулся к литературе, задуманная книга должна была стать антитезой всему, с чем он столкнулся на телевидении. Мартина-сценариста постоянно заставляли упрощать сюжет, сокращать количество действующих лиц, вырезать особо затратные и масштабные сцены, вписываться в бюджет и хронометраж. Поэтому Мартин-писатель решил написать книгу максимально эпическую, масштабную и гигантскую, с десятками сюжетных линий, сотнями персонажей, великими битвами и замысловатыми спецэффектами. «В придуманном мною мире были огромные замки, атмосферные локации, пустыни, горы, болота, драконы, лютоволки, сражения многотысячных армий, сверкающие доспехи, замысловатая геральдика, бои на мечах, турниры и неоднозначные характеры. Всё это, разумеется, абсолютно не подлежало экранизации».
И разумеется, именно «Песнь льда и пламени» стала самым вожделенным материалом для экранизации. Кинопродюсеры начали поглядывать в сторону Мартина, когда «Битва королей», вторая книга цикла, попала в списки бестселлеров. А уж после фурора кинотрилогии Питера Джексона кинематографисты словно с цепи сорвались и ринулись перетряхивать свои книжные шкафы в поисках второго «Властелина Колец».
Джордж и его агент Винс Джерардис ответили на множество телефонных звонков, сходили на несколько встреч, выслушали парочку предложений, но дальше изначального обсуждения дело не шло. Практически все их собеседники планировали экранизировать всю «Песню» в виде одного (в лучшем случае, двух или трёх) фильма, приглушив градус секса и насилия, выкинув половину персонажей и сюжетных линий и выделив одного главного героя.
«На каждой встрече я слышал одно и то же, — жалуется Джордж. — У вас слишком объёмный сюжет, слишком много персонажей. Главный герой — Джон Сноу. Мы выкинем всех остальных и снимем фильм о Джоне Сноу. Или о Дейенерис. Или о ком-то ещё». Всякий раз Мартину приходилось отвечать вежливым, но решительным отказом. «Объём любой из моих книг соответствовал трём книгам профессора Толкина, — поясняет писатель, — и если «Властелин колец» уложился в три фильма, то для «Песни льда и пламени» потребовалось бы все двадцать, если не больше. И не было на свете студии, которая бы взялась за подобную затею».
В какой-то момент Мартину пришло в голову, что наиболее оптимальным вариантом для экранизации «Песни» стал бы телевизионный сериал на одном из кабельных каналов наподобие Showtime, Starz или HBO. Кабельные каналы не были щепетильны в вопросах цензуры, не гнушались секса и насилия и могли позволить себе снимать такие проекты, как «Сопрано», «Прослушка», «Рим», «Дэдвуд», «Баньши» и «Настоящая кровь». Был лишь один нюанс — ещё ни один кабельный канал не проявлял интерес к фэнтези.
А затем Винс Джерардис пригласил Мартина на встречу с двумя голливудскими сценаристами: Дэвидом Бениоффом и Дэном Уайссом.
Увлечённые гики
Бениофф и Уайсс по молодости были огромными фанатами фэнтези. Они жадно проглатывали новинки жанра, играли в Dungeons and Dragons, но с годами их интерес несколько иссяк. По словам самого Бениоффа, их отпугивало засилье стандартных продолжателей и эксплуататоров идей Толкина.
В 2006 году Бениофф искал, каким бы ещё проектом заняться, и подумывал над адаптацией какого-нибудь книжного первоисточника. Поскольку успех «Властелина колец» был сравнительно недавним, Бениофф заинтересовался фэнтези, и один из литературных агентов посоветовал ему «Песнь Льда и Пламени». Из любопытства Бениофф открыл первый том — и сто страниц спустя уже звонил университетскому приятелю Дэну Уайссу с советом срочно бросать всё и приниматься за «Игру престолов». Уайсс проглотил девятисотстраничный томик за три дня, и вскоре друзья уже всерьёз обдумывали варианты экранизации цикла.
Когда твой основной источник заработка — адаптация литературных источников для экрана, ты постоянно находишься в поиске глубоких характеров, захватывающих сюжетов, страсти, насилия, интриги, человечности, неоднозначности описываемого мира… словом, всего того, что просто невозможно найти в одном месте, но в «Песне льда и пламени» мы нашли всё это под одной обложкой и пришли в восторг — с примесью ужаса.
Фэнтези — самый популярный жанр в мире, если вы взглянете на все самые крупные франшизы последних двух десятилетий, будь это «Властелин колец» или «Гарри Поттер», то всё это тоже фэнтези, но рассчитанное на подростков. Книги Джорджа же необычайно взрослые, причем я сейчас говорю не о сексе или насилии, а о затрагиваемых в них темах. Это же книги не о конфликте добра и зла. Вы можете считать, что Старки — хорошая и благородная семья, а Ланнистеры — злое и коварное семейство, но Тирион, пожалуй, самый популярный персонаж саги, а Старки наломали немало дров. Взять, например, почётного матриарха семейства, Кейтилин Старк, которая попросту сгорает от ненависти к этому несчастному Джону Сноу, который не сделал ей ничего плохого. Ему просто не повезло родиться бастардом. Чем дальше мы углублялись в чтение, тем сильнее думали: Боже, если только нам удастся всё это раскрутить, то народ подсядет на сериал точно так же, как мы подсели на книги.
Ни у Бениоффа, ни у Уайсса не было ровным счётом никакого опыта работы на телевидении, все их предыдущие проекты предназначались для большого экрана. Но оценив масштаб и размахи книжного цикла, они пришли к выводу: достойно адаптировать «Игру престолов» для экрана можно исключительно в формате телевизионного сериала. Об этом они и рассказали Джорджу Мартину при встрече.
Судьбоносный ланч
Посиделки затянулись, а ланч плавно перетёк в ужин — в общей сложности, Мартин, его агент и два будущих шоураннера «Игры престолов» провели в ресторане четыре или пять часов.
Сначала Мартин отнёсся к их идеям скептически. «Я сказал им, что они сошли с ума, — вспоминает писатель. — То, что они предлагали, было слишком объёмно, слишком сложно и слишком дорого». Но друзья были настроены решительно. Они верили, что справятся с переносом «Песни» на телевизионные экраны, они не боялись трудностей, и их энтузиазм постепенно убедил Мартина.
Окончательно же Джорджа подкупил тот факт, что Бениофф с Уайссом правильно ответили на вопрос: «Кто мать Джона Сноу?». «Наверное, тогда Джордж окончательно убедился, что мы шарим в теме, — улыбается Дэн Уайсс, — хотя кто его знает, может, он всё равно продал бы права, даже если бы мы ответили неправильно».
Но одной только покупкой прав дело не ограничилось — шоураннерам ещё нужно было найти канал, который согласился бы вложить приличную даже по тем временам сумму в крайне рискованный проект.
Риски и сложности
От покупки прав на «Песню» до съёмок пилота прошло четыре года, за которые судьба сериала не раз повисала на волоске. Это сейчас «Игра престолов» — один из самых успешных сериалов в истории телевидения, а двенадцать лет назад это был непонятный, дорогой и рискованный проект в новом для канала жанре от двух шоураннеров-новичков с нулевым опытом работы на телевидении, причем новым боссам HBO — Ричарду Плеплеру и программному директору Майклу Ломбардо — сериал достался в наследство от «прежнего режима». Однако Бениоффу и Уайссу удалось заразить руководство HBO своим видением проекта.
Я встретился с новым боссом HBO Ричардом Плеплером незадолго до начала съёмок пилота. Он присутствовал на всех рабочих встречах и совещаниях, но тут мне впервые довелось пообщаться с ним тет-а-тет, так что я рассказал ему в общих чертах, что мы тут пытаемся сделать. И он очень быстро ухватил суть. Впечатляюще. Мы с Дэном — фэнтези-гики, мы в детстве фанатели от Толкина, играли в D&D и занимались прочими подобными вещами. Ричард же больше интересовался вашингтонской политикой. И он очень быстро сообразил, что, невзирая на всех этих драконов, монстров и прочий фэнтезийный антураж, на самом деле мы снимаем сериал о власти.
У Дэвида с Дэном горели глаза, они рассказывали нам о своём проекте с искренней, преданной увлечённостью. И это подкупало.
Но далеко не все разделяли уверенность боссов HBO. Успех каналу принесли суровые, жёсткие и укоренённые в реальности драмы наподобие «Сопрано» и «Прослушки», поэтому даже среди телевизионщиков внезапный интерес HBO к фэнтези воспринимался либо как признак слабости, либо как шаг назад.
Санса и Арья на съёмках пилотного эпизода (фото: HBO)
Ещё одну головную боль руководству HBO подбросил британский BBC. Каналы должны были работать над съёмками сериала вместе, поделив расходы, но уже после анонса BBC отвалилась от проекта, и вся тяжесть «Игры престолов» легла на плечи Плеплера и Ломбардо.
Бениофф и Уайсс тем временем писали и переписывали черновики пилотного эпизода. Первый вариант сценария они сдали ещё в августе 2007 года, второй — в июне 2008-го. Руководству канала понравились обе версии, но в HBO не спешили давать съёмкам зелёный свет. По воспоминаниям и Мартина, и Бениоффа с Уайссом, это был самый тяжелый период их жизни за всё время работы над сериалом. Затянувшаяся неопределённость напоминала Мартину о его собственном неудачном опыте работы на телевидении в начале девяностых, когда ни один из разработанных им сериалов не продвинулся дальше сценария пилотной серии. А Бениофф с Уайссом и вовсе считали, что получили шанс всей своей жизни и бездарно потеряли его.
Наконец, в ноябре 2008 года HBO заказало съёмки пилота. И вот тут шоураннеры едва не облажались окончательно.
Большие проблемы
В пилотном эпизоде Теон был блондином
Съёмки пилота прошли осенью 2009 года в Северной Ирландии и Марокко под руководством выходца из независимого кино, режиссёра «Станционного смотрителя» и «Посетителя» Тома Маккарти, для которого, как и для Бениоффа с Уайссом, это был первый опыт работы на телевидении. После того как съёмки были завершены и Маккарти собрал черновую версию монтажа, шоураннеры пригласили к себе на тестовый показ нескольких друзей, среди которых был Крейг Мэйзин — будущий создатель «Чернобыля».
Шоураннеры ожидали, что друзья укажут им на самые вопиющие ошибки, но реальность превзошла все их ожидания. Мэйзин, к слову, ограничился словами: «У вас, ребята, БОЛЬШАЯ ПРОБЛЕМА». «Не так уж Крейг нам и помог, — жалуется Бениофф, — мы ждали от него ценных советов, а что он нам сказал? Переснимите всё!»
Тем не менее, Бениофф и Уайсс послушались совета и пересняли порядка 90 процентов материала. Можно сказать, что шоураннерам ещё раз повезло — руководство HBO сумело разглядеть в продемонстрированном им материале потенциал.
Первый пилот получился слегка разочаровывающим, нам пришлось всё переснять, заменить двух актёров, но дети… это было просто невероятно. Никому не известные актёры, о которых никто прежде не слышал, которые нигде толком и не снимались, очень убедительно смотрелись на экране.
Пересъёмками руководил Тим Ван Паттен, у которого, в отличие от Маккарти, опыта работы на телевидении было не занимать. Тим снимал эпизоды для таких сериалов, как «Клан Сопрано», «Прослушка» и «Тихий океан». Именно его указали в качестве режиссёра в титрах, а Маккарти удостоился звания продюсера. Маккарти настолько впечатлился этим неудачным опытом, что больше вообще не работал на телевидении.
Десять лет спустя и Бениофф, и Уайсс отказывались подробно говорить о первом пилоте, ограничиваясь фразами вроде «кусок г…». Долгие годы в сети можно было найти один из нефинальных вариантов сценария пилота, но финальный зимой 2019 года случайно раскопал журналист Huffington Post Билл Брэдли, заглянув в Мемориальную библиотеку Кашинга, штат Техас, куда вот уже два десятилетия подряд отправляет старые версии своих рукописей Джордж Мартин. И вот там, среди черновиков «Пира стервятников» и «Танца с драконами», Брэдли и нашёл финальный сценарий пилота.
Зима придёт дважды
Дженнифер Эйле (несостоявшаяся леди Кейтлин) в сцене тренировки (которая не вошла в итоговый сериал)
За исключениями ряда сцен, не вошедших во второй пилот, между двумя версиями нет особых расхождений. Вся разница заключается в манере подачи материала и расстановке акцентов.
В первой версии пилота попросту отсутствовала необходимая для понимания происходящего информация. Если верить Бениоффу и Уайссу, во время тестового показа их друзья даже не поняли, что Джейме и Серсея приходятся друг другу братом и сестрой. В новой версии их родственная связь проговаривается уже в первой же совместной сцене. Кроме того, шоураннеры иначе расставили акценты в ряде сцен: так, в первом пилоте Кейтилин не отговаривала Неда ехать на юг, а напротив, как и в книгах, просила мужа принять предложение короля, первая брачная ночь Дрого и Дени проходила по взаимному согласию, а вот Джейме, напротив, в той самой башне, из окна которой он выкинул Брана Старка, брал Серсею едва ли не силой.
В первом пилоте также присутствовала весьма странная сцена смерти Джона Аррена. Белые Ходоки переговаривались между собой на собственном языке. Джон напивался на пиру в честь визита короля и выставлял себя посмешищем. Серсея приказывала сжечь перо ворона, оставленное её мужем в крипте Винтерфелла. Самым же неожиданным должно было стать появление во флэшбеке сцены гибели отца и брата Неда в тронном зале Безумного короля.
Тэмзин Мерчант и Эмилия Кларк
Шоураннеры также заменили двух актрис. Мишель Фейрли сменила Дженнифер Эль в образе Кейтилин Старк, а роль Дейенерис Таргариен вместо Тэмзин Мёрчант досталась выпускнице Лондонского драматического центра Эмилии Кларк, в портфолио которой значились лишь съёмки в рекламе да пара эпизодических ролей в британских мыльных операх.
Камео Джорджа Мартина в «Игре престолов», которое никто не увидел
Премьера
Второй пилот наконец заставил магию Джорджа Мартина сработать: в марте 2010 года HBO заказал первый сезон. Несмотря на внушительный по телевизионным меркам бюджет — порядка 50–60 миллионов долларов — денег всё равно не хватало, поэтому наиболее дорогостоящие книжные сцены продюсеры предпочли оставить за кадром. А когда стало понятно, что отснятого материала не хватает на все 10 эпизодов, недостающее место заполнили специально отснятыми интерьерными сценами разговоров между двумя или тремя персонажами.
Тем временем ажиотаж вокруг сериала медленно нарастал. HBO грамотно подогревало интерес, заваливая потенциального зрителя анонсами, пресс-релизами, превью, тизерами, интервью и закадровыми материалами. Канал даже выкатил в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе несколько фудтраков, предлагавших отведать вестеросскую кухню. В результате в январе 2011 года, спустя пятнадцать лет после выхода, книжная «Игра престолов» попала в список бестселлеров «Нью-Йорк Таймс».
Поначалу рейтинги были весьма посредственными — первые эпизоды посмотрело чуть более двух миллионов зрителей, существенно меньше «Клана Сопрано», «Подпольной империи» и «Настоящей крови». Несколько недальновидных критиков опрометчиво отмахнулись от сериала, окрестив «Игру престолов» «очередным шоу о мужиках в тогах и с мечами». Однако интерес к сериалу стабильно рос с каждой новой серией, и к финалу за шоу следило уже свыше трёх миллионов человек. А неожиданная казнь Неда Старка в конце девятой серии и вовсе произвела эффект разорвавшейся бомбы. Куча телезрителей оказалась не в курсе известного читателям уже полтора десятилетия сюжетного хода, и за сериалом мгновенно закрепилась репутация шоу, где погибнуть может кто угодно. Даже единственный известный актёр, маячивший на всех постерах и промо.
Канал и Бениоффа с Уайссом завалили тоннами писем, в которых разгневанные фанаты вопрошали, как создатели посмели так поступить со зрителями и с их любимым персонажем. Наивные летние дети. Они и не подозревали, что впереди их ждёт Красная свадьба.
Производство
Когда Бениофф и Уайсс продавали «Игру престолов» руководству HBO, одним из основных достоинств сериала они указали отсутствие эпических батальных сцен. Бюджет первого сезона всё равно разросся до шестидесяти миллионов долларов, однако для второго сезона и этой суммы было недостаточно. У Дени родились и подрастали драконы, в повествование добавились новые герои, а старые разбрелись по всем частям света, в Вестеросе разгорелась Война пяти королей, а кульминацией сезона должна была стать эпическая битва на Черноводной.
Писать сценарий этой серии, к слову, доверили самому Джорджу Мартину, который с первого по четвёртый сезон стабильно писал по одной серии в год.
Это очень сложно, должно быть, Дэвид и Дэн меня ненавидят. В книге битва на Черноводной разворачивается на протяжении семи или восьми глав и показана с трёх точек зрения. Если бы мы снимали в точности как написано в книге, съёмки заняли бы два месяца и обошлись в сто миллионов долларов. У нас просто нет таких бюджетов!
В итоге бюджет второго сезона увеличился примерно на 15 процентов по сравнению с предыдущим, но и этого было недостаточно. «Нам пришлось пойти на HBO, преклонить колено и попросить ещё денег», — вспоминает Бениофф. Канал удовлетворил просьбу, но только частично — шоураннерам пришлось поубавить свои аппетиты и пойти на компромиссы. Так, по словам Майкла Ломбардо, вместо запрошенных продюсерами девяти кораблей построили всего один. «Не в наших интересах просить у канала слишком много денег, — пояснял тогда Дэн Уайсс, — в противном случае сериал бы просто рухнул под собственным весом».
Съёмки второго сезона продлились 106 дней, большую часть из которых две съёмочные группы работали параллельно в разных странах — к Северной Ирландии и Мальте добавилась Хорватия и Исландия, где снимались сцены вылазки Джона Сноу за Стену. Одной съемочной группой заведовали Бениофф и Уайсс, второй, как правило, руководил Брайан Когман, который начинал как ассистент шоураннеров, а к пятому сезону дорос до полноценного продюсера.
Ради экономии времени и места все эпизоды снимались одновременно, словно один большой десятичасовой фильм. Все сцены, события которых разворачивались в одной и той же локации, снимались друг за другом на протяжении нескольких съемочных дней, после чего актёров перебрасывали на другую площадку. Порой один и тот же актёр за два дня мог поучаствовать в съёмках трёх разных серий под руководством двух разных режиссёров.
Сценарные будни
По словам Брайана Когмана, со временем работа над каждым следующим сезоном «Игры престолов» превратилась в своего рода рутину. Обсуждение новых серий начиналось ещё на съёмочной площадке предыдущего сезона, однако обычно все эти обсуждения сводились к фразам типа «Персонаж А начинает сезон в точке Б, и мы хотим, чтобы закончил он его в точке В».
Затем, ближе к окончанию съёмок, Бениофф и Уайсс раздавали своего рода «домашние задания» — каждому из сценаристов поручали расписать полную сюжетную линию ряда конкретных персонажей на весь следующий сезон. К примеру, для четвёртого сезона Когман полностью прописывал сюжетную арку Арьи. Он вспоминает, что, вернувшись домой со съёмочной площадки, он несколько недель продумывал будущие приключения младшей дочки Старков, держа в уме ряд сцен, которые уже обсуждались с шоураннерами, а также те события и главы из книг, которые обязательно нужно было включить в повествование.
Затем, примерно в январе следующего года, сценаристы собирались в Лос-Анджелесе и в течение следующих двух или трёх недель устраивали совместные мозговые штурмы.
Вы дискутируете, что-то оставляете, что-то выбрасываете, что-то придумываете на ходу. Иногда конечный вариант был очень близок к первоначальным индивидуальным наброскам, а иногда кардинально от них отличался.
После того, как сценаристы определились с сюжетными линиями всех основных персонажей и пометили основные события стикерами нужного цвета, все эти события распределялись по разным эпизодам, и у шоураннеров появлялось приблизительное понимание содержания и порядка сцен каждой серии.
Затем сценаристы разъезжались по домам и в течение следующих месяцев каждый из них писал подробные, страниц на сто, черновые наброски порученных им эпизодов. После чего Бениофф и Уайсс доводили каждый такой набросок до ума, и уже из «отполированного» материала писались финальные варианты сценариев.
Когман вспоминает, что на два сценария у него уходило около полутора месяцев, в течение которых он сначала писал первую версию, затем Бениофф и Уайсс её комментировали, затем Когман переписывал сценарий в соответствии с полученными комментариями, затем Бениофф и Уайсс снова полировали некоторые места — и так по кругу.
Обычно Когман писал сценарии к сериям в середине сезона, а один из финальных эпизодов поручали Джорджу Мартину. С пятого сезона Мартин отказался от работы над сценариями, предпочтя сконцентрироваться на «Ветрах зимы», — по словам Мартина, один такой сценарий выбивал его из графика минимум на три недели. Правда, если верить Когману, Мартин всё равно читал сценарии каждого эпизода и писал к ним комментарии.
Красная свадьба
С каждым сезоном росли амбиции создателей сериала, увеличивались масштабы происходящего, бюджеты и количество сюжетных линий. К третьему сезону к двум съёмочным юнитам, «Волку» и «Дракону» добавился третий, «Ворон», что означало, что в любой момент съёмок три разные съёмочные группы во главе с тремя разными режиссёрами могли параллельно вести съёмки на трёх разных площадках.
Кроме того, именно в этом сезоне Бениофф и Уайсс впервые попробовали себя в качестве режиссёров и стали задумываться о том, как должна выглядеть концовка сериала. Но главное испытание поджидало съёмочную группу в конце третьего сезона, когда настала пора перенести на экран Красную свадьбу, самую неожиданную и жестокую сцену всего цикла.
Я хочу, чтобы моя проза оставалась непредсказуемой. Я знал, что убью Робба Старка, практически с самого начала первой книги. Я прикончил Неда, потому что все думали: «Ага, он главный герой, разумеется, он попадёт в пару передряг, но он как-нибудь выкарабкается». Не выкарабкается. Предсказуемо было предположить, что теперь его старший сын восстанет и отомстит за отца. Все этого ждали. Так что следующим делом я был просто обязан расправиться с Роббом.
Красная свадьба шокировала читателей. Мартин признаётся, что получал море писем, в которых читатели обвиняли его в жестокости, обещали никогда больше не читать его книг, рассказывали о том, как швыряли «Бурю мечей» в стену, а потом подбирали с пола и принимались читать дальше. Красная свадьба сумела удивить даже Бениоффа с Уайссом. Удивить и зацепить.
В жизни не испытывал более сильной эмоциональной реакции на прочитанное. Я боялся перевернуть страницу, поскольку знал, что там случится нечто ужасное, я не хотел в это верить, я не хотел, чтобы это произошло.
Но именно такая реакция на шоу и была нужна, чтобы убедиться, что разрастающаяся с каждым годом аудитория сериала будет расти и дальше. Красная свадьба стала визитной карточкой «Песни», и шоураннеры рассчитывали, что с телевизионной версией всё получится точно так же. Так и случилось.
Мы всегда говорили себе, что если нам удастся дотянуть до Красной свадьбы и грамотно подать её, то всё у нас будет хорошо. Сериал получит приток энергии, которого хватит, чтобы довести историю до самого конца.
Хотя обычно все сцены сезона снимались в произвольном порядке, Красную свадьбу приберегли к концу съёмок и снимали строго в хронологическом порядке. Съёмки заняли целую неделю, и с каждым днём актёры и съёмочная группа всё ближе приближались к кровавой бане, которой закончился свадебный пир Эдмара Талли и Рослин Фрей. Кстати, схожим образом поступил и Джордж Мартин. В интервью он рассказал, что отложил Красную свадьбу до самого конца работы над «Бурей мечей» и написал эти главы последними.
Съёмочная группа до самого конца стремилась поддерживать у незнакомого с первоисточником зрителя иллюзию, что всё закончится хорошо. Оператор Роберт Маклахлан постарался создать атмосферу праздника, а непосредственно перед началом резни сценаристы включили в повествование тёплую, полную любви и счастья сцену, в которой Робб мирится с матерью, а Талиса говорит мужу, что хотела бы назвать их первенца Эддардом.
Съёмки самой резни выдались крайне эмоциональными. Плакали гримёры и парикмахеры, плакала актриса Уна Чаплин (Талиса), не выходя из кадра и лёжа на полу в луже бутафорской крови. Режиссёру Дэвиду Наттеру несколько раз приходилось напоминать ей: «Уна, перестань рыдать, мертвецы не плачут. Ты мертва, просто лежи молча». «Я подумал, что раз уж мы так расчувствовались во время съёмок, то мы точно сняли что-то особенное, и аудитория обязательно испытает схожие эмоции», — признаётся Наттер.
Расчувствовались — не то слово. Мишель Фейрли после съёмок на целую неделю выпала из жизни. Она не отвечала на звонки, игнорировала сообщения в мессенджерах и лишь через неделю отправила шоураннерам письмо, в котором описала своё состояние. Ричард Мэдден признаётся, что после съёмок он принял душ, отмылся от крови, поехал в аэропорт и проплакал всю дорогу до Лондона.
Одна из причин, почему люди так сильно реагируют на книги Джорджа и, я надеюсь, на сериал, заключается не в том, что героям не удаётся пережить напасти и неприятности. В книге случаются и моменты настоящего триумфа, как в том случае, когда Дейенерис сжигает работорговцев в Астапоре. Всё дело в том, что эти сцены смешиваются с теми, в которых герои совершают ужасные ошибки и расплачиваются за это самым жутким образом. Если бы всё всегда заканчивалось мрачно и ужасно, сюжет бы утратил непредсказуемость, потому что читатель всегда бы ждал наиболее мрачную и жуткую развязку. Но разброс возможных вариантов делает повествование более реалистичным, поскольку именно так всё и происходит в нашем мире. Иногда случается что-то очень хорошее, иногда — что-то очень плохое.