в каком году началась приватизация квартир в беларуси
Приватизация жилья
Приватизация объекта жилой недвижимости подразумевает обретение прав собственности на жилое помещение муниципального фонда. Эта процедура дает расширенные права распоряжения жильем. Собственник приватизированного объекта имеет возможность продавать, дарить, менять или передавать его по наследству. Рыночная цена такого жилья в разы выше стоимости неприватизированных объектов.
Закон о приватизации жилья в Беларуси
Приватизировать квартиры в Беларуси начали 25 лет назад. Пик перевода жилого сегмента в частную собственность пришелся на 2014-2015 года. На начало 2015 года в Минске было переведено в собственность граждан 93% жилого фонда. В 2016 году в Беларуси закончился срок приватизации. С 1 июля все квартиры, не прошедшие процедуру, были переведены в разряд коммерческого жилья с возможностью аренды. Так, из 20 тысяч квартир арендного фонда в Минске доля неприватизированного в установленные сроки жилья составляет 75% (14,5 тыс. жилых помещений). Постояльцам неприватизированных объектов выставлена арендная плата. При неоплате аренды жилья свыше 6 месяцев, люди могут быть выселены из занимаемых площадей.
Важно отметить, что законом не предусматривается возможность приватизации арендных квартир. Нельзя стать собственником и иных категорий объектов, в том числе комнат в общежитиях; соцквартир; жилой недвижимости, расположенного на территории эвакуированных районов; объектов жилой недвижимости, в которых производится капитальный ремонт или реконструкция, а также любых других объектов с самовольными перепланировками.
Сколько стоит приватизировать квартиру?
Цена процедуры зависит от основных качеств жилья. В качестве основы берется оценочная стоимость квартиры. Она устанавливается по данным бухгалтерского учета на первое число месяца, в котором гражданин подал заявление о приватизации недвижимого имущества. В случае, если гражданин не согласен с результатами оценки, он вправе оспорить экспертизу и реализовать независимую оценку рыночной стоимости приватизируемого объекта. Финальное решение будет принято на основе минимальных результатов, проведенных исследований.
В разных регионах Беларуси сумма процесса перехода в собственность жилья различается. В населенных пунктах сельского типа приватизация объектов жилой недвижимости дешевле, чем в городах. Самые высокие тарифы на приватизацию в Минске. На стоимость влияет расположение, возраст, состояние и другие характеристики объекта недвижимости.
Рассрочка на приватизацию жилья в Беларуси
В случае, если у нанимателя недостаточно средств для осуществления процедуры, государство предоставляет рассрочку не более, чем на 40 лет. Первый взнос должен составить 10% от общей стоимости услуги, остальная сумма выплачивается равными долями на протяжении всего периода. Сумма рассрочки неизменна и не индексируема.
Для нанимателей служебных помещений, приобретенных до 8 апреля 2006 года, рассрочка предоставляется не более, чем на 20 лет.
Льготы по приватизации имеют Герои Славы, люди с ограниченными возможностями, ветераны и некоторые другие категории граждан.
Особые условия приватизация установлены для лиц, получивших жилую недвижимость взамен сносимых объектов частной собственности.
Аренда неприватизированных квартир
Все неприватизированные до 1 июля 2016 года квартиры перешли в разряд арендного жилья. Граждане, проживающие на данных площадях, имеют первоочередное право на аренду занимаемых «квадратов».
Стоимость арендной платы квартир муниципального фонда ниже рыночной. Мало того, для жителей, не приватизировавших квартиры, установлены особые льготы при найме помещений. Для этой категории граждан введен дополнительный понижающий коэффициент 0,2.
Цены на арендное жилье государственного фонда варьируются в зависимости от расположения и характеристик объекта недвижимости. Для центра Минска установлен наивысший коэффициент к базовой ставке – 1,5. Чем ближе к окраине города, тем меньше ценность жилья, а с ней и коэффициент. Так, к примеру, с учетом экономико-планировочной зоны и понижающего коэффициента 0,2 «однушка» на Немиге обойдется в Br 40 в месяц. Аналогичная квартира возле МКАД потянет порядка Br 13 арендной платы в соответствующий период.
Для областных центров, городов и сел ставки еще ниже. Ежемесячная арендная плата для жителей неприватизированных однокомнатных квартир в центре областных городов варьируется от Br 8 (Витебск) до Br 13 (Гомель). Самая низкая арендная плата в небольших сельских населенных пунктах. Там ежемесячная аренда неприватизированной квартиры обойдется в Br 1,5, жилого дома – в Br 3.
Процесс приватизации жилья, начатый в стране 20 лет назад, вступил в финальную фазу
Мэтры и метры
Процесс приватизации жилья, начатый в стране 20 лет назад, вступил в финальную фазу. Напомним, еще на начало мая 14 процентов квартир не имели собственника. Потом желающие приватизировать свои квадратные метры резко активизировались. И чем ближе дэдлайн — 1 июля 2016 года, когда неприватизированное жилье получит статус арендного, тем больше волнений. Один из главных вопросов снял министр ЖКХ Андрей Шорец, отметив, что заявления о приватизации можно подать до конца июня 2016 года, — в течение месяца принимается решение, а затем на оформление в собственность жилого помещения будет еще фактически следующий год. Словом, время есть. Но вопросы остаются. На самые популярные «СБ» помогла ответить Наталья Кухарчик, начальник отдела юридической работы и кадров Министерства жилищно–коммунального хозяйства.
Во сколько обойдется приватизация квартиры?
По закону цена за приватизацию сегодня зависит от стоимости строительства, то есть сколько государство затратило на конкретное помещение. В стране эта цифра, говорят специалисты ЖКХ, варьируется от 40 до 240 миллионов рублей. Причем не важно, где находится жилье — в городе или в глухой деревне. Значение имеет только рыночная стоимость. Как это выглядит на деле? Сметная стоимость проекта на момент ввода дома в эксплуатацию, то есть фактические затраты на строительство, делят на общую площадь всех жилых помещений в здании. Полученная цифра — стоимость строительства одного квадратного метра. Эту сумму умножаем на общую площадь квартиры, которую собираемся приватизировать, и получаем стоимость ее строительства. Следующий шаг — полученную сумму нужно перевести в цены на момент обращения гражданина с заявлением о приватизации, вычесть стоимость износа и умножить на коэффициенты потребительских качеств и качества жилой среды, которые устанавливают местные исполнительные органы, как правило, это от 0,7 до 1,3. Проще говоря, при приватизации гражданин обязан вернуть государству затраты на строительство дома за вычетом стоимости износа.
Что касается износа здания, его максимум — где–то 2 процента в год, то есть 100% теоретически возможно за 50 лет. При этом в статье 140 Жилищного кодекса прописано: если износ одноквартирного либо блокированного жилого дома, имеющего не более одного надземного этажа, по факту превысит 60%, этот дом передается хозяевам безвозмездно. Но есть нюанс: эксплуатирующая организация предпринимала какие–то мероприятия по восстановлению утраченных свойств, например поменяла крышу в доме, — значит, у кровли «срок годности» опять начинает считаться с нуля. В таких случаях общий износ дома можно определить лишь обследованием на месте. Об этом стоит помнить жильцам каменных домов, где расчетный износ свыше 65%, и панельных, где он более 70%, ведь с момента строительства такие дома уже исчерпали свой лимит.
Что делать с перепланировкой?
Чаще всего такой вопрос возникает, когда граждане самостоятельно делают перепланировку или реконструкцию, например пристроили к дому ванную. Пока не вернете помещение в первоначальное состояние за свой счет либо решением исполкома не узаконите изменения, ни о какой приватизации и речи быть не может. Техпаспорт должен соответствовать тому, что есть в действительности, при этом узаконенные перепланировки отмечают на плане красным цветом. К слову, если документы на жилье утеряны, их можно восстановить в органах техинвентаризации, хотя процедура не самая дешевая.
Что, если приватизировал, а дом идет под снос?
Если у вас в собственности жилое помещение, в зависимости от оснований сноса можно получить либо денежную компенсацию, либо другое жилье. А вот владелец помещения, которое признано ветхим и грозит обвалом, может лишь стоять на учете нуждающихся и получать господдержку. Специалисты ЖКХ уверены: приватизировал жилое помещение — неси ответственность за его содержание. Довел до такого состояния? Сейчас есть проект указа, в котором сказано, что такие собственники могут получить лишь жилплощадь коммерческого использования и компенсацию за жилое помещение с учетом состояния, в котором оно находится.
Сколько будет стоить арендное жилье?
Сегодня в фонде арендного жилья 2 тысячи квартир по всей стране. Неприватизированных — 330 тысяч, из которых, предполагают в министерстве, до 1 июля 2016 года приватизируют около 70 процентов. За квадратный метр установлена цена 0,2 базовой, то есть 26.000 рублей. Умножаем эту сумму на количество квадратных метров и на коэффициент, установленный исполкомом. Скажем, по Минску — от 0,5 до 1,5. Полученная сумма и есть ежемесячный счет за пользование жилым помещением.
Ваша квартира стала арендной и теперь не по карману? Достаточно подать заявление в исполком и представить документ, подтверждающий, есть ли у вас льгота (их огромный перечень, в том числе речь о детях–сиротах, ветеранах и др.). Если есть, ваша арендная квартира становится уже соцжильем и платить аренду не нужно. Впрочем, и для тех, у кого нет льгот, плата за пользование будет минимальной: применят понижающий коэффициент — 0,1 или 0,2. Договор, кстати, подпишут бессрочный, так что, по сути, ничего не изменится, разве что в графе «за пользование жилым помещением» вместо прочерка появится небольшая цифра. Выселять обещают лишь злостных неплательщиков и нарушителей правил пользования.
Советская Белоруссия №228 (24365). Среда, 4 декабря 2013 года.
Общее понятие о приватизации
Вопросы приватизации регулируются Жилищным Кодексом Республики Беларусь, Указом Президента Республики Беларусь от 19.03.2007 № 128 «О некоторых вопросах предоставления и использования жилых помещений государственного жилищного фонда», Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.05.2013 № 421 «Об утверждении положения об определении стоимости объектов приватизации».
Под приватизацией жилищного фонда понимается приобретение в собственность занимаемых гражданами жилых помещений государственного жилищного фонда.
Объектами приватизации являются жилые помещения государственного жилищного фонда.
Субъектами приватизации жилых помещений являются граждане Республики Беларусь, а также иностранные граждане и лица без гражданства, которые постоянно проживают на территории Республики Беларусь.
Не подлежат приватизации:
Порядок приватизации
Наниматель жилого помещения, совершеннолетние члены его семьи, а также иные граждане, за которыми в соответствии с законодательством сохраняется равное с нанимателем право владения и пользования этим жилым помещением, подают заявление о приватизации в службу «Одно окно» местного исполнительного и распорядительного органа, организацию, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится жилое помещение.
Заявление о приватизации подписывается всеми указанными гражданами – как участвующими, так и не участвующими в приватизации.
К заявлению о приватизации жилого помещения прилагаются следующие документы: паспорта (свидетельства о рождении несовершеннолетних), письменное нотариально заверенное согласие отсутствующих членов семьи, оригиналы документов о льготах, именные приватизационные чеки «Жилье» (при их наличии).
Приватизация может осуществляться на возмездной, безвозмездной или смешанной основе, а также на льготных условиях.
На возмездной основе (только денежными средствами) приватизация осуществляется в случае, если у граждан не имеется именных приватизационных чеков «Жилье».
В обращении находятся и используются в соответствии с законодательством только перерегистрированные именные приватизационные чеки «Жилье».
Расчет стоимости приватизации
Стоимость жилых помещений для целей их приватизации определяется в соответствии с Положением об определении стоимости объектов приватизации, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.05.2013 № 421, с учетом их потребительских качеств в ценах, действующих на день подачи заявления о приватизации,
Приватизация на льготных условиях
Безвозмездно (с учетом жилищной квоты, суммы квот) передаются в собственность жилые помещения гражданам, перечисленным в Приложении 1.1 (Приложение 1.1 открывать на следующей странице).
Жилые помещения, приватизируемые на льготных условиях (с учетом жилищной квоты, суммы квот), передаются участникам приватизации в равных долях.
Та часть жилых помещений, которая превышает общую площадь жилых помещений, передаваемых безвозмездно, приватизируется на общих основаниях. При этом доля участия в приватизации денежными средствами определяется по соглашению между участниками приватизации.
Граждане, имеющие право на приватизацию на льготных условиях и имевшие, но не реализовавшие право на начисление жилищной квоты до 1 июля 1999 года, имеют право на одноразовое использование этой льготы.
Граждане Республики Беларусь, не имевшие права на начисление жилищной квоты, а также использовавшие (полностью или частично) квоту на приватизацию или на другие цели, могут приватизировать занимаемые жилые помещения на общих основаниях без права на безвозмездную передачу в собственность.
Решение о приватизации жилого помещения принимается в течение одного месяца со дня подачи заявления.
Решения должны содержать следующие сведения:
Договоры купли-продажи приватизируемых жилых помещений подлежат нотариальному удостоверению.
Решение о приватизации действует 1 год, если в течение года договор приватизации жилого помещения не удостоверен в нотариальном порядке, то решение утрачивает силу
В соответствии с пп.2.19 п.2 ст.257 Налогового кодекса Республики Беларусь за удостоверение договоров приватизации жилых помещений государственная пошлина не взимается.
Нотариально удостоверенный договор приватизации жилого помещения в соответствии с п. 2 ст. 529 Гражданского кодекса Республики Беларусь подлежит государственной регистрации. Обязанность по государственной регистрации договора приватизации жилого помещения возлагается на покупателя
Оплата стоимости
Оплата стоимости приватизируемых жилых помещений может производиться в рассрочку до сорока лет при условии внесения первоначального взноса в размере не менее десяти процентов стоимости этих жилых помещений, подлежащей оплате.
При неуплате в течение одного года очередных взносов договор может быть расторгнут в судебном порядке по инициативе продавца.
Гражданин вправе произвести отчуждение приобретенного в рассрочку жилого помещения только после полного погашения стоимости этого жилого помещения.
Внимание!
В соответствии с пунктом 2.4. пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 16.12.2013 «О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений», граждане, проживающие в жилых помещениях, являвшихся служебными и включенных в состав жилых помещений коммерческого использования в порядке, установленном в подпункте 2.1 настоящего пункта, и имеющие на 31 марта 2014 г. право на приобретение этих жилых помещений в собственность, могут воспользоваться указанным правом в порядке, установленном законодательством, действовавшим до вступления в силу настоящего Указа, до 1 июля 2016 г.
История приватизации в Беларуси
«Коммунистическая идеология не имеет перспективы» © Лукашенко А.Г.
»Мы сегодня пришли к пониманию, что государственную собственность на средства производства должна заменить частная. Только так мы сумеем вернуть хозяина. Отход от коммунистических догм диктует сама жизнь.» (Интервью Лукашенко «Навинам БНФ» в 1991 году. Источник: Навіны БНФ «Адраджэньне», 4/1991)
Энциклопедический справочник (2007) под редакцией М. В. Мясниковича о приватизации в Беларуси:
«С принятием в 1991 г в Республике Беларусь курса на проведение реформ общая численность объектов государственной собственности, подлежащих разгосударствлению и приватизации, составляла 8732, в том числе 3425 (39,2%) — республиканской и 5307 (60,8%) — коммунальной формы собственности. В общей численности предприятия промышленности составляли 1285 (14,7%), строительства — 976 (11,2%), транспорта — 395 (4,5%), торговли и общественного питания — 2031 (23,3%), бытового обслуживания — 335 (3,8%), прочих отраслей народного хозяйства — 3710 (42,5%).
За период с 1991 по 2005 г. преобразовано 4100 предприятий. Среди них 543 (13,2%) — объекты промышленности, 292 (7,1%) — строительства, 81 (2%) — транспорта и связи, 1521 (37,1%) — торговли и общественного питания, 459 (11,2%) — бытового обслуживания населения, 763 (18,6%) — агропромышленного комплекса, 441 (10,8%) — прочих отраслей народного хозяйства Численность работающих на реформированных предприятиях составляет 958,9 тыс человек, или более 22,3% от числа занятых в экономике республики (рис. 1).
Динамика разгосударствления и приватизации объектов государственной собственности такова 1991 г — 61, 1992 г — 190, 1993 г — 244, 1994 г — 641, 1995 г — 465,1996 г — 488, 1997 г — 477, 1998 г — 329, 1999 г — 307, 2000 г — 177, 2001 г — 94, 2002 г. — 194, 2003 г. — 242, 2004 г — 145, 2005 г — 46 объектов (рис. 2).
Процесс реформирования собственности в Беларуси началcя с принятием «Основных положений программы перехода Белорусской ССР к рыночной экономике» (октябрь 1990 г.) и «Государственной программы приватизации» (июнь 1993 г.). В частности, в Основных положениях отмечалось, что «к концу 1991 г. может быть продано, сдано в аренду или безвозмездно передано большинство мелких предприятий в сфере обслуживания, торговли и общественного питания, выведена из государственной собственности значительная часть предприятий легкой, пищевой и других отраслей промышленности, строительных организаций». Государственная программа, в свою очередь, ориентировала на приватизацию в 1993 г. около 10%, в 1994 г. — около 20% и в конечном итоге — на 2/3 государственных основных фондов предприятий и организаций. Государственная программа предусматривала четыре способа приватизации
• аукцион — продажа предприятия и его активов посредством открытых торгов,
• конкурс — продажа предприятия и его активов посредством закрытых торгов,
• выкуп арендованного имущества — продажа на неконкурентной основе работникам предприятий, представляющим собой трудовой коллектив,
• преобразование государственного в акционерное общество с последующей продажей акций на рынке
В реформировании отношений собственности выделяются четыре основных этапа. На первом, в 1991—1992 гг., осуществлялась приватизация только за денежные средства и в основном по инициативе «снизу». Трудовые коллективы обращались со своими предложениями о выкупе имущества Среди них минская фабрика «Милавица», трест «Шахтспецстрой», завод «Метромаш» (г. Минск) и другие предприятия, которые после приватизации преобразовались в коллективные (народные) предприятия, а впоследствии — в акционерные общества (АО) и в общества с ограниченной ответственностью (ООО). До 1993 г. приватизация проходила на основе отдельных временных нормативных актов и в целом не имела законодательной базы.
Второй этап начался принятием в январе 1993 г. закона «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Респулике Беларусь», «Государственной программы приватизации» (июнь 1993 г), закона «Об именных приватизационных чеках» (июль 1993 г), других законодательных и нормативно правовых актов. Он характеризовался тем, что при продаже каждого объекта в процессе приватизации 50% стоимости оплачивались деньгами и 50% — именными приватизационными чеками «Имущество» Средние и крупные предприятия промышленности, строительства, транспорта могли преобразовываться в открытые акционерные общества. На конкурсы и аукционы выставлялись малые предприятия коммунальной собственности, а также объекты незавершенного строительства.
В числе преобразованных в акционерные общества в этот период более 50 таких крупных предприятий, как Мозырский нефтеперерабатывающий завод, Брестский и Новогрудский заводы газовой аппаратуры, Пинский деревообрабатывающий комбинат, Витебский чулочно-трикотажный комбинат, Минский часовой завод, Минский завод холодильников «Атлант» и др.
Третий этап — период корректировки стратегии и тактики реформирования Среди наиболее значительных государственных документов, принятых на этом этапе, — Указ Президента Республики Беларусь «О мерах по совершенствованию реформирования государственной собственности» (4 марта 1995 г), Указ Президента Республики Беларусь от 17 мая 1995 г «Об упорядочении распоряжения государственным имуществом», внесение изменений и дополнений в приватизационное законодательство (июнь 1996 г, декабрь 1998 г), Указ Президента Республики Беларусь «Об особом праве («золотой акции») государства на участие в управлении акционерными обществами» (14 ноября 1997 г), Декрет Президента Республики Беларусь «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» (25 марта 1998 г), закон «Об объектах, которые находятся только в собственности государства» (5 мая 1998 г), «Концепция управления государственным имуществом в Республике Беларусь на 2001—2005 гг », одобренная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 10 августа 2000 г. № 1240 и др.
В 2002 г начался новый этап белорусской приватизации — акционирование крупных промышленных комплексов. Былo принято peшение провести конкурсы по продаже принадлежащих республике пакетов акций предприятий нефтехимии. Это относится, в частности, к ОАО «Нафтан», ОАО «Полимир», ОАО «Гродно Азот», ОАО «Белшина», ОАО «Гродно Химволокно» и др. В целях реализации соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о расширении сотрудничества в газовой отрасли, предусматривающего создание совместного белорусско-российского предприятия по поставкам в Республику Беуарусь природного газа и транзиту природного газа через территорию Республики Беларусь в третьи страны, было акционировано крупнейшее в Беларуси РУП «Белтрансгаз» с численностью работающих около 6 тыс человек. По названным открытым акционерным обществам в собственности Республики Беларусь предполагается сохранить контрольный пакет акций.»
Приватизация жилья: все, что нужно знать
О сроках и порядке приватизации жилых помещений корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал начальник управления жилищной политики Мингорисполкома Александр Авраменко.
Согласно Указу Президента Беларуси от 16.12.2013 г. № 563 «О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений», в республике 30 июня 2016 г. завершается приватизация жилых помещений государственного жилищного фонда. С 1 июля неприватизированные квартиры, согласно 563-му указу, будут включены в состав коммерческих (арендных).
Что значит приватизировать жилье до 1 июля
До этой даты граждане могут воспользоваться правом на приватизацию.
— До 1 июля (последний день — 30 июня) необходимо подать заявление на приватизацию и соответствующие документы в администрацию района либо в организацию, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которой находится жилье, — пояснил А. Авраменко. — То есть важно понимать, что в установленные сроки нужно не завершить процесс приватизации, а начать его — подать заявление и другие необходимые документы. И этого будет достаточно, чтобы успеть в пресловутый последний вагон. Решения о приватизации жилых помещений по заявлениям, поданным после 30 июня 2016-го, приниматься не будут.
Процесс приватизации жилых помещений регламентируется:
— главой 23 Жилищного кодекса Республики Беларусь;
— Законом Республики Беларусь «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества»;
— Указом Президента Беларуси № 563 «О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений»;
— Указом Президента Беларуси № 524 «О приватизации жилых помещений государственного жилищного фонда».
Важно учитывать, что в указанные нормативные акты вносились изменения и дополнения, поэтому следует руководствоваться актуальными версиями.
Какое жилье можно приватизировать, а какое нельзя
Объекты приватизации — это жилые помещения государственного жилищного фонда, предоставленные гражданам в установленном порядке на основании договора найма, в том числе индивидуальные дома, служебные квартиры (при соблюдении соответствующих условий).
Согласно ст. 135 Жилищного кодекса, приватизации не подлежат жилые помещения:
— государственного жилищного фонда в общежитиях;
— специального служебного жилищного фонда;
— находящиеся в реконструируемых или капитально ремонтируемых жилых домах, в случае переустройства и (или) перепланировки квартир при проведении работ по реконструкции или капитальному ремонту жилого дома — на период с момента начала производства работ и до их окончания;
— занимаемые военнослужащими, выбывающими за пределы Республики Беларусь для прохождения военной службы в вооруженных силах других государств, либо членами семей таких военнослужащих, и некоторые другие жилые помещения.
Кто имеет право на приватизацию жилья
— Приватизировать жилое помещение государственного жилищного фонда имеют право все члены семьи, в нем зарегистрированные, — сказал А. Авраменко. — То же касается и граждан, проживающих в служебных квартирах и имеющих на 31 марта 2014 г. право на приобретение этого жилья.
Кто должен подавать заявление
Как пояснил А. Авраменко, при подаче заявления на приватизацию необходимо присутствие нанимателя, совершеннолетних членов его семьи, а также иных граждан, за которыми в соответствии с законодательством сохраняется равное с нанимателем право владения и пользования жилым помещением. Если присутствовать лично у них возможности нет, нужно предоставить их письменное согласие на приватизацию квартиры заявителем, заверенное нотариально.
Какие еще нужны документы
Их перечень определен Указом Президента Беларуси от 26.04.2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан».
— заявление на приватизацию жилого помещения (образцы можно найти в органе или учреждении, на балансе которого находится квартира или дом);
— оригиналы паспортов всех совершеннолетних членов семьи (желательно иметь ксерокопии);
— свидетельства о рождении несовершеннолетних членов семьи (в случае наличия таковых);
— справка-характеристика квартиры (оформить ее можно заранее самостоятельно или заказать при подаче заявления — услуга платная);
— чеки «Жилье», если они имеются. Их примут в счет погашения рассчитанной стоимости приватизации жилого помещения. Могут быть использованы только начисленные непосредственно заявителю чеки или подаренные ему близкими родственниками — супругом (супругой), родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедушкой, бабушкой, внуками.
Куда обращаться
Заявление на приватизацию и соответствующие документы необходимо подать в администрацию района, на территории которого находится квартира или дом, либо в организацию, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которой находится жилье.
От чего зависит стоимость приватизации
— Стоимость зависит от нескольких факторов, — отметил А. Авраменко. — Например, от того, была ли реконструкция дома, где расположена квартира. Учитываются ее потребительские качества — этаж, высота потолка, наличие балкона и прочее. Кроме того, учитывается индекс качества окружающей среды, степень износа дома. Все это рассчитывается соответствующими специалистами администраций районов.
Кому и какие льготы предоставляются
Для определенных категорий граждан предусмотрена льготная приватизация. К ним относятся Герои Беларуси, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, жертвы политических репрессий и иные граждане. Полный перечень категорий указан в ст. 140 Жилищного кодекса Республики Беларусь.
Сколько длится процесс приватизации
— Согласно законодательству, на такую административную процедуру, как приватизация, отводится 1 месяц, — уточнил А. Авраменко. — После этого необходимо будет заверить договор на приватизацию у нотариуса и посетить БРТИ для регистрации квартиры в собственность. Если не заверить договор у нотариуса, через год аннулируется решение администрации района о приватизации. Оно действительно в течение 1 года. Потому, повторюсь, за это время необходимо заключить и заверить указанный договор у нотариуса и оплатить минимум 10 % стоимости приватизируемой квартиры. Остальную сумму разрешено выплачивать в течение 40 лет. Если приватизируется служебное жилье, то в течение 20 лет. При этом стоимость жилья на протяжении всего периода рассрочки остается неизменной.
Можно ли приватизировать социальную квартиру
— Социальное жилье не подлежит приватизации, — отметил А. Авраменко. — И арендным после 30 июня не станет. Поэтому у граждан, которые проживают в предоставленных им социальных квартирах, нет повода для беспокойства.
Что будет, если не приватизировать жилье
Оставшиеся неприватизированными до 1 июля жилые помещения государственного жилфонда подлежат включению в состав жилых помещений коммерческого использования, после чего размер платы за пользование ими установят с применением понижающего коэффициента 0,2. Но это при условии проживания в квартирах зарегистрированных граждан, которым ранее это жилье было предоставлено. При этом их нанимателям придется не просто вносить арендную плату в дополнение к расчетам за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ), а делать это всегда своевременно. Наличие без уважительных причин двухмесячной задолженности по плате за пользование арендной квартирой и (или) за ЖКУ может стать основанием для расторжения договора найма с последующим выселением должника и проживающих с ним членов семьи без предоставления другой жилплощади.
Что делать, если нет денег на приватизацию и платить за арендное жилье тоже нечем
— Можно перевести квартиру в социальное жилье, если вы относитесь к категории лиц, имеющих право на такую квартиру, — пояснил А. Авраменко. — В противном случае рекомендую обратиться в комитет по труду и социальной защите Мингорисполкома, где детально рассмотрят ситуацию и помогут принять правильное решение.