в каком году началась министерская реформа

Министерская реформа

Министерская реформа — (ее начало в 1802-1803 гг.) реформа государственного управления Российской империи, проводившаяся в начале XIX века при императоре Александре I.

Содержание

Предыстория

1.Истоки министерской реформы

1.1. Первые преобразовательные опыты

Первые преобразовательные опыты были связаны с начальным периодом правления императора Александра I, чьё вступление на престол было восторженно воспринято русским обществом.

Новое правительство поспешило сразу заявить направление, в каком оно намерено было действовать. В манифесте 12 марта 1801 г. император принимал на себя обязательство управлять народом «по законам и по сердцу своей премудрой бабки». В указах, как и в частных беседах, император выражал основное правило, которым он будет руководствоваться: на место личного произвола деятельно водворять строгую законность. Император не раз указывал на главный недостаток, которым страдал русский государственный порядок. Этот недостаток он называл «произволом нашего правления». Для его устранения необходимо было разработать фундаментальные законы, которых почти ещё не было в России. Именно в таком направлении велись преобразовательные опыты первых лет.

С первых дней нового царствования императора окружили люди, которых он призвал помогать ему в преобразовательных работах. То были бывшие члены великокняжеского кружка: граф П. А. Строганов, граф В. П. Кочубей, князь А. Чарторыйский и Н. Н. Новосильцев. Эти люди составили так называемый «Негласный комитет», собиравшийся в течение 1801—1803 гг. в укромной комнате императора и вместе с ним вырабатывавший план необходимых преобразований. Задачей этого комитета было помогать императору «в систематической работе над реформою бесформенного здания управления империей». Положено было предварительно изучить настоящее положение империи, потом преобразовать отдельные части администрации и эти отдельные реформы завершить «уложением, установленным на основании истинного народного духа». «Негласный комитет», функционировавший до 9 ноября 1803 г., за два с половиной года рассмотрел вопросы осуществления сенатской и министерской реформы, деятельности «Непременного совета», крестьянский вопрос, коронационные проекты 1801 г. и ряд внешнеполитических мероприятий.

Начали с центрального управления. Собиравшийся по личному усмотрению императрицы Екатерины Государственный совет 30 марта (11 апреля) 1801 года был заменён постоянным учреждением, получившим название «Непременного совета», для рассмотрения и обсуждения государственных дел и постановлений. Он состоял из 12 высших сановников без разделения на департаменты.

Через полтора года были преобразованы петровские коллегии, уже при Екатерине утратившие свой первоначальный характер. Тогда же был издан именной указ о правах и обязанностях Сената.

Одновременно с реформами административными затронуты были и общественные отношения. Здесь также резко заявлено было направление, в каком предполагалось действовать. Направление это состояло в уравнении всех общественных состояний перед законом. Так, новые центральные ведомства, министерства явились единоличными учреждениями, а руководимые ими губернские учреждения сохранили прежний коллегиальный строй.

1.2. Подготовка и разработка министерской реформы

Обсуждению министерской реформы были посвящены 9 заседаний Негласного комитета (8 заседаний с 10 февраля по 12 мая 1802 г. и одно заседание 16 марта 1803 г.). Министерская реформа имела как сторонников (В. П. Кочубей, Н. Н. Новосильцев, А. Чарторыйский, П. А. Строганов и др.), так и противников (Д. П. Трощинский, С. П. Румянцев, П. В. Завадовский и др.).

Начало становлению министерской системы управления в России было положено 8 сентября 1802 г. Манифестом «Об учреждении министерств». Этим документом коллегии были преобразованы в восемь министерств — иностранных дел, военных сухопутных сил, морских сил, внутренних дел, финансов, юстиции, коммерции и народного просвещения.

Помимо восьми новых министерств, Манифест определил положение двух других учреждений государственного управления, существовавших прежде, — «ведомства» Государственного казначея и Экспедиции о государственных доходах. Они продолжали действовать «впредь до издания полного по сей части Устава», на основании Указа от 24 октября 1780 г. Согласно данному указу, Экспедиция о государственных доходах подчинялась лицу, исполняющему должность Государственного казначея. Таким образом, подтверждался статус Государственного казначейства как ещё одного, наряду с восемью министерствами, центрального учреждения государственного управления.

По Манифесту 8 сентября 1802 г. прежние коллегии и подчинённые им места были переподчинены министерствам или вошли в них в качестве департаментов; главным отличием новых органов центрального управления было единоличное управление: каждое ведомство управлялось министром вместо прежнего коллегиального присутствия; министры были ответственны перед Сенатом. Каждый подчинённый орган представлял своему министру еженедельные мемории о текущих делах и представления в особых случаях. Министр отвечал на них предложениями. Подчинённые органы в случае несогласия с предложениями министра представляли министру рассуждения. Если последний настаивал на своем предложении, то оно исполнялось, а мнение подчинённых органов заносилось в журнал.

Таким образом, было осуществлено совмещение двух систем государственного управления — коллежской и министерской, что было следствием компромиссного решения, принятого Александром I на заседании «Негласного комитета» 24 марта 1802 г. В соответствии с данным решением, коллегии не упразднялись, а продолжали действовать в подчинении министрам и подлежали постепенному упразднению в будущем, когда опыт покажет их бесполезность. В помощь министрам (кроме министров военных сухопутных сил, морских сил, коммерции и Государственного казначея) назначались заместители — товарищи министров, которые могли замещать последних в период их отсутствия. Министры обязывались немедленно заняться образованием своих канцелярий и составлением их штатов.

Последнее предложение Манифеста кратко упоминает о комитете, «составленном единственно» из министров, рассматривающем текущие дела. Таким образом создавался важный орган государственного управления — Комитет министров, оказавший значительное влияние не только на министерскую систему, но и на всю систему государственной власти Российской империи.

1.3. Преобразовательный план Сперанского

В первые годы царствования Александра I М. М. Сперанский ещё оставался в тени, хотя готовил некоторые документы и проекты для членов «Негласного комитета», в том числе и по министерской реформе. Уже через неделю после вступления Александра I на престол Сперанский был назначен статс-секретарём при Д. П. Трощинском, который, в свою очередь, исполнял работу государственного секретаря при Александре I. Таким образом Сперанский оказался в кругу лиц, которые во многом определяли политику государства. Способности помощника Трощинского привлекли к себе внимание членов «Негласного комитета». Летом 1801 г. В. П. Кочубей взял Сперанского в свою «команду». В это время в «Негласном комитете» шла работа по разработке министерской реформы.

После осуществления реформы Кочубей, возглавивший министерство внутренних дел, перевёл его в свою канцелярию. В июне 1802 года Сперанский возглавил в Министерстве внутренних дел отдел, которому предписывалось готовить проекты государственных преобразований.

В 1802—1804 годах Сперанский подготовил несколько собственных политических записок: «О коренных законах государства», «О постепенности усовершения общественного», «О силе общественного мнения», «Ещё нечто о свободе и рабстве». В этих документах он впервые изложил свои взгляды на состояние государственного аппарата России и обосновал необходимость реформ в стране.

20 февраля 1803 г. при непосредственном участии Сперанского был опубликован знаменитый указ «о свободных (вольных) хлебопашцах». Согласно этому указу помещики получили право отпускать крепостных на «волю», наделяя их землей. Вдохновленный «записками» молодого деятеля, царь через В. П. Кочубея поручает Сперанскому написать капитальный трактат — план преобразования государственной машины империи, и он с жаром отдается новой работе.

В 1803 г. по поручению императора Сперанский составил «Записку об устройстве судебных и правительственных учреждений в России», в которой проявил себя сторонником конституционной монархии, создаваемой путем постепенного реформирования общества на основе тщательно разработанного плана. Практического значения, однако, эта Записка тогда не имела. Лишь в 1807 году, после неудачных войн с Францией и подписания Тильзитского мира, в условиях внутриполитического кризиса, Александр вновь обратился к планам реформ.

Сперанский был по существу усердным и старательным чиновником, независимым в силу своего происхождения от той или иной группировки сановной аристократии. Ему предстояло разработать и претворить в жизнь план реформ на основе идей и принципов, подсказанных императором.

Свою новую роль Сперанский получил не сразу. Сперва император поручал ему некоторые «частные дела». Уже в 1807 г. Сперанского несколько раз приглашают на обед ко двору, осенью этого года он сопровождает Александра в Витебск, на военный смотр, а год спустя — в Эрфурт, на встречу с Наполеоном. Это был уже знак высокого доверия. В Эрфурте Сперанский, отлично владевший французским языком, сблизился с представителями французской администрации, присмотрелся к ним и многому от них научился. По возвращении в Россию Сперанский назначен был товарищем министра юстиции и вместе с императором начал работать над общим планом государственных реформ.

Наиболее полно реформаторские взгляды М. М. Сперанского были отражены в записке 1809 года — «Введение к уложению государственных законов». Реформатор придавал большое значение регулирующей роли государства в развитии отечественной промышленности и своими политическими преобразованиями всемерно укреплял самодержавие. Сперанский пишет: «Если бы права государственной власти были неограниченны, если бы силы государственные соединены были в державной власти и никаких прав не оставляли бы они подданным, тогда государство было бы в рабстве и правление было бы деспотическое».

План реформ, составленный Сперанским, был как бы изложением мыслей, идей и намерений самого государя. Как верно замечает современный исследователь этой проблемы С. В. Мироненко, «самостоятельно, без санкции царя и его одобрения, Сперанский никогда не решился бы на предложение мер, чрезвычайно радикальных в условиях тогдашней России».

2. Завершающий этап министерской реформы

2.1 Устройство центрального управления по плану Сперанского

28 марта 1806 г. министр внутренних дел В. П. Кочубей подал Александру I «Записку об учреждении министерств». В ней отмечалось «совершенное смешение» в государственном управлении, которое «дошло до самой высшей степени» после министерской реформы 1802 г. Министр предлагал следующие меры к исправлению положения:

Внешнеполитические события 1805—1808 гг. (война с Францией в составе третьей коалиции в 1805 г. и четвёртой коалиции — в 1806—1807 гг., русско-французские переговоры в Тильзите в июне 1807 г. и в Эрфурте в октябре 1808 г.) отвлекли внимание Александра I от дел внутреннего управления. Но именно в данное время всё более активное участие в осуществлении министерской реформы начинает принимать М. М. Сперанский — подлинный автор доклада от 18 июля 1803 г. и записки от 28 марта 1806 г.

2.2. Законодательная точка в реформе

С конца 1808 г. М. М. Сперанский становится ближайшим сподвижником Александра I, с санкции последнего занимающимся «предметами высшего управления». К октябрю 1809 г. недостатки министерской реформы были систематизированы М. М. Сперанским в его «Введении к уложению государственных законов» — обширном плане реформ всего внутриполитического устройства страны, составленном по поручению Александра I.

В данном проекте Сперанский выделяет три основных недостатка министерской реформы:

На устранение данных недостатков и было направлено новое преобразование министерств 1810—1811 гг. Министерская реформа вступила в свой завершающий период. Его начало провозглашалось уже в Манифесте «Об учреждении Государственного совета»: «Различные части, Министерствам вверенные, требуют разных дополнений. При первоначальном учреждении предполагаемо было, постепенно и соображаясь с самым их действием, приводить эти установления к совершенству. Опыт показал необходимость довершить их удобнейшим дел разделением. Мы предложим Совету начала окончательного их устройства и главные основания Общего Министерского Наказа, в коем с точностью определяются отношения Министров к другим Государственным Установлениям и будут означены пределы действия и степень их ответственности».

Юридической основой завершающего периода министерской реформы стали три законодательных акта:

Манифест от 25 июля 1810 г. разделял все государственные дела «в порядке исполнительном» на пять главных частей:

Значительно изменялась компетенция министерства внутренних дел: его главным предметом становилось «попечение о распространении и поощрении земледелия и промышленности». К министерству полиции переходили все дела, относящиеся к полиции «предохранительной» и «исполнительной». Учреждалось звание Государственного контролёра — руководителя ревизии государственных счетов.

Подробности и спорные вопросы, возникшие при непосредственном распределении дел, обсуждались в Комитете министров на заседании 4 августа 1810 г. Были заслушаны доклады министров иностранных дел, финансов, народного просвещения, юстиции, а также товарища министра внутренних дел. Результатом этого обсуждения стало «Высочайше утвержденное разделение государственных дел по министерствам» от 17 августа 1810 г. Данный акт конкретизировал состав министерств внутренних дел, полиции, народного просвещения, финансов, Главного управления духовных дел иностранных исповеданий, а также зафиксировал факт ликвидации министерства коммерции.

Продолжением конкретизации в сфере государственного управления стал Манифест 28 января 1811 г. «Об устройстве Главного управления ревизии государственных счетов».

«Общее учреждение министерств» от 25 июня 1811 г. стало главным законодательным актом министерской реформы. Структурно оно состояло из двух частей:

Манифест определял общее разделение государственных дел и предметы каждого министерства и главного управления, во многом текстуально повторяя положения Манифеста 25 июля 1810 г. Им устанавливалось единое общее организационное устройство центральных органов управления. Министерство возглавлялось министром и его товарищем (заместителем). При министре состояли канцелярия и совет министра. Аппарат министерства состоял из нескольких департаментов, делившихся на отделения, которые, в свою очередь, делились на столы. Устанавливался жёсткий принцип единоначалия. Министр подчинялся императору, назначаясь и смещаясь по его выбору. Непосредственно министру подчинялись директоры департаментов и канцелярии. Директорам департаментов подчинялись начальники отделений. Начальникам отделений подчинялись столоначальники.

Таким образом, в 1810—1812 гг. были заложены правовые основы и создана отраслевая система управления в стране. Дальнейшее развитие министерств строилось уже с учетом управленческих потребностей государства. Изменения в составе министерств в первой половине XIX столетия были связаны с поиском путей наиболее рациональной системы центрального управления империей.

Все осуществлённые части преобразовательного плана Сперанского относятся к центральному управлению, и именно их осуществление сообщило последнему более стройный вид. Это был второй, более решительный приступ к устройству нового государственного порядка, которому предшествовали две частные меры, имевшие внутреннюю связь с готовившимися реформами, поскольку они задавали дух и направление этой реформы, указывая, какие люди требуются для новых правительственных учреждений. 3 апреля 1809 г. издан был «Указ о придворных званиях». Этот документ изменил положение дворян, носивших звания камергера и камер-юнкера, которые не соединялись с определёнными и постоянными должностными обязанностями, однако давали важные преимущества. Указом предписывалось всем, носившим эти звания, но не состоявшим в какой-нибудь службе, в двухмесячный срок поступить на такую службу, заявив, по какому ведомству они желают служить. Сами же эти звания впредь становились простым отличием, не соединённым ни с какими служебными правами.

Указ 6 августа того же года установил порядок производства в гражданские чины коллежского асессора (8-й класс) и статского советника (5-й класс). Эти чины, которыми в значительной степени обусловливалось назначение на должности, приобретались не только заслугой, но и простой выслугой, то есть установленным сроком службы. Новый указ запретил производить в эти чины служащих, которые не имели свидетельства об окончании курса в одном из российских университетов или не выдержали в университете экзамена по установленной программе, которая и была приложена к указу. По этой программе от желавшего получить чин коллежского асессора или статского советника требовалось знание русского языка и одного из иностранных, знание прав естественного, римского и гражданского, государственной экономии и уголовных законов, основательное знакомство с отечественной историей и элементарные сведения в истории всеобщей, в статистике Русского государства, в географии, даже в математике и физике.

1 января 1810 г. открыт был преобразованный Государственный совет. Значение его в системе управления было выражено в Манифесте 1 января определением, что в нём «все части управления в их главном отношении к законодательству сообразуются и чрез него восходят к верховной власти». Это значит, что Государственный совет был призван обсуждать все стороны государственного устройства, решать, насколько они нуждаются в новых законах, и представлять свои соображения на усмотрение верховной власти.

Источник

Министерская реформа

Вы будете перенаправлены на Автор24

Причины введения министерств

Начинал Александр І в духе просвещенного абсолютизма. Он подтвердил права российского дворянства и городов, предоставленных Екатериной II и на некоторое время отмененных Павлом. По результатам амнистии было освобождено 12 тысяч заключенных. При императорском дворе был создан Постоянный совет. Он состоял из 12 высших чиновников. Совет ликвидировал противоречия в законах, проводил реформы. Вскоре Постоянный совет был переименован в Государственный совет, а для организации его работы было создано Государственную канцелярию, которую возглавил один из самых талантливых чиновников той эпохи М. Сперанский.

8 сентября 1802 г. Александр І объявил Сенат высшим органом империи, придав ему высшую административную, судебную и контролирующую власть. Однако, на самом деле, Сенат оставался зависимым от императора, Государственного совета и Государственной канцелярии.

Особенно остро проявилась проблема государственного управления. В коллегиях процветало взяточничество и казнокрадство.

В 1802 г. вместо коллегий было создано 8 министерств:

Однако создание министерств почти не дало положительных последствий – проблему коррупции так и не удалось преодолеть. Но это был серьезным преобразованиям в те времена.

Преимущества нововведенной системы

Министерства как центральные органы управления по сравнению с коллегиями имели ряд преимуществ:

Готовые работы на аналогичную тему

Министерство народного образования впервые централизовало государственное руководство школьной системой. В основу системы образования были положены принципы доступности учебных заведений, бесплатности обучения на начальных его стадиях, преемственности учебных программ. Согласно школьному уставу 1804 г., учебные заведения разделены на четыре уровня: одногодичные приходские училища, уездные училища с трехлетним обучением, шестилетние гимназии в губернских городах и университеты. Было образовано шесть учебных округов, которые возглавлялись назначаемыми императором попечителями. Они выполняли функции надзора и контроля, но за учебный процесс в округе отвечали университеты: готовили программы, выдавали учебники, назначали учителей в гимназии и училища и др.

Дальнейшие изменения

В будущем министерская система претерпевала различные изменения:

В подчинении у министра внутренних находились губернаторы, которым подчинялись капитан-исправники в уездах.

По этой определенной «линии» осуществлялось управление страной:

Итак, можно утверждать, что министерская реформа, которую провел Александр I, окончательно завершила создание в Российской империи единой и централизованной системы государственного управления.

Источник

1802. Учреждение министерств вместо коллегий

Министерская реформа стала одной из наиболее известных реформ госуправления в Российском государстве, проведенных в начале XIX в. во времена правления Александра I. Реформы проводились в два этапа – в 1802-1803 гг. и в 1810-1811 гг. Итогом преобразовательных процессов стало появление министерств, которые заменили коллегии.

Подготовка к реформе

После коронации Александр I создает Непременный совет, заменивший 30.03.1801 г. Совет при Высочайшем дворе, возникший еще при Екатерине II. В последующем он был переименован в Государственный совет. Начинается процесс работы над новыми законодательными актами, а также над улучшением системы управления государством. Еще в манифесте от 12.03.1801 г. царь принял на себя обязательство управлять народом России строго по закону. Этот принцип затем нашел отражения и в ряде принятых указов. Над подготовкой преобразований стал работать и созданный тайный совещательный орган – Негласный Комитет, который созывался при императоре в 1801-1803 гг. Через 1,5 года преобразованиям подверглись петровские коллегии, а затем появился указ, касающийся прав и обязанностей Сената.

в каком году началась министерская реформа. lazy placeholder. в каком году началась министерская реформа фото. в каком году началась министерская реформа-lazy placeholder. картинка в каком году началась министерская реформа. картинка lazy placeholder. Министерская реформа — (ее начало в 1802-1803 гг.) реформа государственного управления Российской империи, проводившаяся в начале XIX века при императоре Александре I.

Готовящаяся министерская реформа обсуждалась на 9-ти заседаниях Негласного Комитета. Затем, 08.09.1802 г., появился манифест «Об учреждении министерств». В структуре высшего уровня управления Российским государством было создано 8 министерств. Одновременно возникли ведомства, относящиеся к Государственному казначею и Экспедиции о государственных доходах. Коллегии не были ликвидированы полностью, а стали подчиняться министерствам или вошли в их структуру в статусе департаментов. Это в итоге привело к объединению двух типов системы управления — коллежского и министерского.

Реформы Сперанского

После того как реформы стартовали, Кочубей, являвшийся членом Негласного Комитета, берет в структуру подчиненного ему министерства внутренних дел М. Сперанского. С июня 1802 г. Сперанский стал руководить отделом при МВД, который был ответственным за подготовку документов и проектов по государственным преобразованиям. В 1802-1804 гг. он готовит ряд пояснительных записок, где описывал проблемы Российской империи и обосновывал необходимость реформ. Уже 20.02.1803 г. появился указ «о свободных (вольных) хлебопашцах». К его разработке непосредственно причастен М. Сперанский.

В очередной записке на имя императора в 1803 г. Сперанский указал все преимущества конституционной монархии и пути реформирования общества. Однако, оказавшись под давлением элиты дворянского сословия, Александр I был вынужден свернуть преобразования. К реформам удалось вернуться лишь в 1807 г.

В 1809 г. Сперанский готовит очередной документ, где обосновывает роль и значимость государственного управления в развитии российской промышленности.

Завершение министерской реформы

От имени министра внутренних дел В. Кочубея 28.03.1806 г. императору Александру I поступает «Записка об учреждении министерств», где предлагалось:

в каком году началась министерская реформа. lazy placeholder. в каком году началась министерская реформа фото. в каком году началась министерская реформа-lazy placeholder. картинка в каком году началась министерская реформа. картинка lazy placeholder. Министерская реформа — (ее начало в 1802-1803 гг.) реформа государственного управления Российской империи, проводившаяся в начале XIX века при императоре Александре I.

М. Сперанский ведет работу над систематизированием проблем в проведении министерской реформы. В октябре 1809 г. он предлагает план проведения преобразований внутриполитического пространства в России. Автор указывает на такие ключевые проблемы:

Чтобы устранить указанные проблемы, в 1810-1811 гг. начинается новый этап реформ. Это проявилось в появлении Манифеста «Об учреждении Государственного совета». В этот период формируется юридические предпосылки для претворения в жизнь реформаторских идей в виде 3-х актов законодательства:

Не менее значимым событие для совершенствования системы госуправления России стало открытие преобразованного Государственного совета. Произошло это 01.01.1810 г.

Источник

в каком году началась министерская реформа. 190px. в каком году началась министерская реформа фото. в каком году началась министерская реформа-190px. картинка в каком году началась министерская реформа. картинка 190px. Министерская реформа — (ее начало в 1802-1803 гг.) реформа государственного управления Российской империи, проводившаяся в начале XIX века при императоре Александре I.

Содержание

Задний план

Истоки министерской реформы

Первые преобразующие эксперименты

Новое правительство поспешило немедленно объявить, в каком направлении оно намеревается действовать. В манифесте от 12 марта 1801 г. император взял на себя обязательство управлять народом «по законам и сердцу своей мудрой бабушки». В указах, а также в частных беседах император выразил основное правило, которым он будет руководствоваться: активно устанавливать строгий закон вместо личного произвола. Император неоднократно указывал на главный недостаток российского государственного заказа. Он назвал этот недостаток «произволом нашего правления». Для его устранения требовалось разработать фундаментальные законы, которых в России почти не было. Именно в этом направлении проводились преобразующие эксперименты первых лет.

Наряду с административными реформами были затронуты и связи с общественностью. В нем также четко указано направление, в котором предполагается действовать. Это направление заключалось в уравновешивании всех социальных условий перед законом. Таким образом, новые центральные ведомства и министерства были единственными учреждениями, а возглавляемые ими провинциальные учреждения сохранили прежнюю коллегиальную систему.

Подготовка и развитие министерской реформы

Обсуждению министерской реформы было посвящено 9 заседаний Секретного комитета (8 заседаний с 10 февраля по 12 мая 1802 г. и одно заседание 16 марта 1803 г.). У министерской реформы были как сторонники (Виктор Кочубей, Николай Новосильцев, Адам Чарторыйский, Павел Строганов и др.), Так и противники (Дмитрий Трощинский, Сергей Румянцев, Петр Завадовский и другие).

План конверсии Сперанского

После реформы Кочубей, возглавлявший МВД, перевел его в свой кабинет. В июне 1802 года Сперанский возглавил департамент Министерства внутренних дел, которому было поручено подготовить проекты государственных реформ.

В 1802–1804 годах Сперанский подготовил несколько собственных политических заметок: «Об основных законах государства», «О постепенном улучшении общественного мнения», «О силе общественного мнения», «Еще кое-что о свободе и рабстве». «. В этих документах он впервые изложил свое мнение о состоянии государственного аппарата России и обосновал необходимость реформ в стране.

По сути, Сперанский был рьяным и прилежным чиновником, независимым в силу своего происхождения из особой группы высокопоставленной аристократии. Он должен был разработать и осуществить план реформ, основанный на идеях и принципах, предложенных императором.

План реформ, составленный Сперанским, был как бы изложением мыслей, идей и намерений самого государя. Как правильно замечает современный исследователь этой проблемы Сергей Мироненко, «самостоятельно, без санкции и одобрения царя Сперанский никогда бы не осмелился предложить меры, которые были бы крайне радикальными в условиях тогдашней России».

Заключительный этап министерской реформы

Центральное контрольное управление по плану Сперанского

28 марта 1806 года министр внутренних дел Виктор Кочубей представил Александру I «Записку о создании министерств». Он отметил «полную неразбериху» в государственном управлении, которая «достигла высшей степени» после министерской реформы 1802 года. Министр предложил следующие меры по исправлению положения:

Законодательная реформа

В этом проекте Сперанский выделяет три основных недостатка министерской реформы:

На устранение этих недостатков была направлена ​​новая трансформация министерств 1810–1811 гг. Реформа министерства вступила в завершающий период. Его начало уже было провозглашено в Манифесте «Об учреждении Государственного совета»: «Различные подразделения, возложенные на министерства, требуют различных дополнений. При первоначальном создании предполагалось, постепенно и с учетом самих их действий, привести эти учреждения до совершенства. Опыт показал необходимость завершить их наиболее удобное разделение. Мы предложим Совету начала их окончательного оформления и основные основы Общего министерского приказа, который точно определяет отношения министров с другими государственными учреждениями и будут указаны их пределы действия и степень их ответственности «.

Правовой основой завершающего периода министерской реформы послужили три законодательных акта:

Эти акты ранее обсуждались в специально созданном комитете для рассмотрения предложений о преобразовании министерств и Сената, а также о новой процедуре набора в Комитет председателей департаментов Государственного совета, который действовал с 27 мая 1810 г. по ноябрь. 28, 1811. Далее проекты были одобрены на общем собрании Государственного Совета и представлены на утверждение императору. Эскизы всех трех актов разработаны Михаилом Сперанским.

Манифест от 25 июля 1810 г. разделил все государственные дела «в административном порядке» на пять основных частей:

Подробности и спорные вопросы, возникающие при прямом распределении дел, обсуждались в Комитете министров на заседании 4 августа 1810 года. Отчеты министров иностранных дел, финансов, народного просвещения, юстиции, а также товарища Министра внутренних дел были заслушаны. Результатом этого обсуждения стало «Высшее утвержденное разделение государственных дел на министерства» от 17 августа 1810 года. В этом законе определен состав министерств внутренних дел, полиции, народного образования, финансов, Главного управления духовных дел иностранных дел. Признаемся, а также зафиксировали ликвидацию Минторга.

Манифест от 28 января 1811 г. стал продолжением конкретизации в области государственного управления. «О структуре Главного управления аудита государственных счетов».

«Всеобщее учреждение министерств» от 25 июня 1811 г. стало основным законодательным актом министерской реформы. Конструктивно он состоял из двух частей:

Манифест определял общее разделение государственных дел и субъектов каждого министерства и главного управления, во многом повторяя текстуально положения манифеста от 25 июля 1810 года. Он устанавливал единую общую организационную структуру центральных органов управления. Возглавили министерство министр и его товарищ (заместитель). Под министром находились кабинет и совет министра. Аппарат министерства состоял из нескольких отделов, разделенных на отделы, которые, в свою очередь, были разделены на таблицы. Был установлен жесткий принцип единоначалия. Министр повиновался императору, будучи назначенным и смещенным по его выбору. Непосредственно к министру были директора департаментов и управлений. Руководители отделов подчинялись директорам отделов. Руководители ведомств подчинялись главам столиц.

Таким образом, в 1810–1812 годах были заложены правовые основы и создана отраслевая система управления страной. Дальнейшее развитие министерств уже строилось с учетом управленческих потребностей государства. Изменения в составе министерств в первой половине XIX века были связаны с поиском наиболее рациональной системы центрального управления империей.

Указом от 6 августа того же года установлен порядок присвоения гражданских званий асессора колледжа (8 класс) и государственного советника (5 класс). Эти звания, во многом определившие назначение, приобретались не только по заслугам, но и по несложному стажу работы, то есть установленному сроку службы. Новое постановление запретило выпуск сотрудников, не имевших аттестата об окончании одного из российских вузов или не сдавших экзамен в университете по установленной программе, которая была приложена к постановлению. По этой программе от тех, кто хотел получить звание асессора колледжа или государственного советника, требовалось знание русского языка и одного из иностранных языков, знание прав естественного, римского и гражданского, государственного экономического и уголовного права, тщательное знакомство с отечественной историей и базовыми сведениями по общей истории, по статистике российских государств, по географии, даже по математике и физике.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *