в каком году курс затонул
20 лет со дня гибели подлодки «Курск»: ответы на главные вопросы о трагедии
Автор фото, Getty Images
12 августа 2000 года на учениях в Баренцевом море затонула атомная подводная лодка «Курск». Не выжил никто из 118 человек, которые находились на ее борту. По многим причинам гибель «Курска» стала одним из поворотных моментов современной российской истории.
Русская служба Би-би-си собрала главные вопросы, связанные с этой трагедией, и выяснила, были ли даны на них достоверные и внятные ответы.
«Курск» и атомный ракетный крейсер «Петр Великий», возглавлявший группировку условного противника подлодки, отстрелялись своими «Гранитами». Во время подготовки торпедной атаки произошла катастрофа.
Большинство членов экипажа в отсеках с первого по третий погибли сразу или в течение считанных минут. Выжившие собрались в девятом отсеке.
Поисковая операция началась в 23:30 12 августа, а около 3:20 утра на следующий день лодку «нащупал» на дне эхолотом «Петр Великий». Первый спасательный корабль прибыл на место аварии в 10 утра 13 августа.
Курск. Хронология катастрофы
12 августа 2000 года
Два взрыва торпед на «Курске». Лодка легла на дно, разрушена носовая часть
11 часов 28-30 минут
Подводная лодка «Курск» Getty Images
Первое официальное сообщение об аварии.
14 августа 2000 года
Начало российской спасательной операции.
15 августа 2000 года
Вертолет летит над местом катастрофы подводной лодки «Курск» Getty Images
Москва официально запросила помощи у Лондона и Осло.
16 августа 2000 года
18 августа 2000 года
Иностранные спасатели приступили к операции.
19 августа 2000 года
Гибель экипажа официально подтверждена.
21 августа 2000 года
8 сентября 2000 года
Началась операция по подъему лодки.
Воздух выходит из лодки «Курск» во время ее подъема Getty Images
Подъем лодки со дна, 22 октября ее установили в док в Росляково.
7 октября 2001 года
Подъем подлодки «Курск» /Semyon Maisterman/ITAR-TASS
У следствия осталась одна версия о взрыве торпеды.
Дело о гибели «Курска» закрыто. Виновных нет.
В течение последующих дней российские спасатели несколько раз пытались пристыковать специальный аппарат к аварийному люку «Курска», чтобы затем проникнуть внутрь. Впоследствии было объявлено, что специальное металлическое стыковочное кольцо было повреждено и все попытки не увенчались успехом.
Выживших внутри «Курска» не было.
Был ли шанс на спасение?
Погибли 118 подводников. В девятом отсеке собрались 23 человека, которые какое-то время были живы.
Среди выживших был капитан-лейтенант Дмитрий Колесников, командир турбинной группы дивизиона движения из седьмого отсека. Умирая, он оставил записку, ставшую знаменитой. В ней он признается в любви жене, пишет о том, что шансов нет, и призывает не отчаиваться.
До сих пор многие уверены, что у подводников был шанс спастись, если бы спасательная операция началась сразу или иностранным спасателям разрешили участвовать в ней раньше.
Адвокат родственников погибших моряков Борис Кузнецов, который выступал в Страсбургском суде и написал книгу «Она утонула. Вся правда о «Курске», утверждает, что выжившие при взрывах продержались несколько дней.
Автор фото, Getty Images
Экипаж подлодки «Курск» за неделю до катастрофы
За что критиковали действия властей?
Ход спасательной операции и в целом поведение властей, в том числе президента Владимира Путина, вызывали критику в России.
Путин стал исполняющим обязанности президента России после отставки Бориса Ельцина 31 декабря 1999 года, а в марте 2000 года в первый раз выиграл выборы. «Курск» для него стал фактически первым серьезным испытанием на посту президента.
Российский журналист Сергей Доренко в выпуске своей авторской передачи, посвященном гибели «Курска», жестко раскритиковал Владимира Путина. Программа вышла в эфир на телеканале ОРТ и является одной из самых известных журналистских работ Доренко. После этого программу закрыли, а сам журналист уволился с телеканала.
Автор фото, ITAR-TASS
В прессе также много критиковали то, как российские военные освещали спасательную операцию.
ВМФ, например, впервые сообщил об аварии с «Курском» лишь спустя два дня. Информация была противоречивой: сначала сообщалось, что с лодкой установили связь, затем эту информацию опровергли сообщениями о том, что единственным способом общения с экипажем является «перестук».
К каким выводам пришло следствие?
Уголовное дело о гибели «Курска» было возбуждено главной военной прокуратурой по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта». Расследование аварии шло два года.
Генеральный прокурор Владимир Устинов в феврале 2002 года сказал, что в ходе расследования были выявлены серьезные нарушения со стороны командования Северного Флота и экипажа погибшей субмарины.
Вдова офицера «Курска»: «Мы наблюдали в прямом эфире гибель наших родственников»
Эти общие слова не вылились в какие-либо конкретные обвинения. В августе 2002 года дело было закрыто за отсутствием состава преступления без предъявления обвинений.
Устинов тогда сказал, что допущенные нарушения в организации проведения учений и поисково-спасательной операции, не состоят «в причинной связи с гибелью «Курска», что исключает привлечение кого-либо к уголовной ответственности». Теперь военные эксперты считают, что следствие остановили, поскольку обвинения могли быть выдвинуты высокопоставленным военным и государственным деятелям.
Следствие, как рассказал в 2002 году Владимир Устинов, выявило много нарушений, допущенных и на самой подлодке.
Автор фото, Getty Images
Подводную лодку «Курск» смогли поднять только в 2001 году
Но основной причиной следствие все-таки признало производственный дефект торпеды 65-76 ПВ «Кит» серийный номер 1336А. Эта торпеда была изготовлена на Машиностроительном заводе имени С. М. Кирова в Алма-Ате. Срок ее службы к 2000 году подходил к концу.
Газета «Коммерсант» в 2002 году после выступления Устинова изложила официальную версию. В статье говорилось, что в одном из болтов корпуса торпеды и резиновых прокладках, расположенных примерно в средней ее части, оказались микротрещины. В результате произошла утечка окислителя в торпедный аппарат, что и привело сначала к пожару, а затем и к взрыву.
В своей книге «Правда о «Курске», которая вышла в 2005 году, Владимир Устинов пишет, что «срок сохранения работоспособности резинотехнических деталей торпеды, контактирующих с перекисью водорода при хранении торпед в собранном виде, не должен превышать шесть лет».
Есть ли другие версии?
Устинов не утверждает, что неисправность торпеды была единственной причиной катастрофы.
В своей книге он пишет, что в 2000-2001 годах, то есть уже после гибели «Курска» проверки выявляли на Северном флоте нарушения: «Допускалось повторное использование уплотнительных колец, бывших в употреблении; не полностью выполнялись предусмотренные инструкцией по эксплуатации проверки [. ] целостности электрической цепи от сигнализатора давления СТ-4 до устройства АРВЭД боевых и практических торпед, а также системы дегазации и срабатывания указанного сигнализатора».
Речь идет о проверке системы, которая сигнализирует об утечке компонентов топлива из торпеды.
Но это довольно абстрактное обвинение, не имеющее непосредственного отношения к катастрофе «Курска», на котором, по словам Устинова подобные нарушения не были выявлены.
Автор фото, Getty Images
Близкие и родные моряков до сих пор приносят на их могилы цветы, Санкт-Петербург, 2015 год
По версии Рязанцева, неопытные торпедисты могли не обратить внимания на то, что курок клапана немного сдвинут и потихоньку пропускает воздух.
Мог ли экипаж субмарины допустить ошибку?
Он также настаивает на том, что «Акт проверки и обезжиривания трубопроводов технического воздуха» был подписан фальшивыми подписями. Эта информация не подтверждается никакими другими источниками, однако авторитет эксперта привел к тому, что ее довольно часто цитируют.
Владимир Устинов не приводит никакой информации об этом акте, но у него в книге упоминается другое нарушение: «В контрольно-приемном листе приготовления данной торпеды [к стрельбам] ряд подписей в графе «принял» исполнены заместителем начальника цеха капитан-лейтенантом, который никакого отношения к приготовлению торпеды для АПЛ «Курск» не имел и не был допущен к самостоятельному руководству приготовлением торпед этой модификации».
Автор фото, Getty Images
Портреты погибших моряков, 2001 год
Владимир Гундаров из «Независимого военного обозрения» в статье «Трагедия «Курска», 20 лет спустя» пишет, что командовавший торпедистами «Курска» мичман не умел работать с торпедой 65-76А, поскольку был назначен на «Курск» с подводной лодки другого проекта 945 «Барракуда» и поднялся на борт буквально за два дня до выхода в море.
Рязанцев в своей книге пишет, что служебная документация на подлодке была неверной: «Обгорелая папка с эксплуатационными инструкциями, которая чудом сохранилась после взрыва на борту АПЛ «Курск», хранила в себе поразительные сведения. Эти инструкции не относились к тем торпедам и торпедным аппаратам, которые были на борту «Курска».
Почему было закрыто уголовное дело?
Спустя 20 лет гибель «Курска» продолжает оставаться важнейшим событием российской истории, однако несмотря на живой общественный интерес, эта история не продвинулась за точку, которую поставило следствие, отказавшись предъявить кому-либо обвинения.
Расследование гибели «Курска», закончившееся закрытием уголовного дела, как считает эксперт Российского совета по международным делам Илья Крамник, остается политическим вопросом до сих пор: «Видимо, причина этой аварии, достоверно известная ограниченному количеству бывших руководителей государства и вооруженных сил, слишком политически чувствительна для их разглашения. Даже сейчас и особенно сейчас».
Владимир Гундаров также называет это решение «политическим»: «Было принято решение не подставлять под уголовную ответственность командование. Это большая цепочка, очень длинная. А почему это было сделано, так жизнь была такая в предыдущие в 1990-е годы, что невозможно было содержать флот. Флот выживал на последнем дыхании. Как такового его уже не существовало. И сейчас наказывать кого-либо за то, что предыдущее военно-политическое руководство страны не поддержало флот на должном уровне, было бы не совсем правильно».
Автор фото, Getty Images
23 августа 2000 года в России был объявлен траур по жертвам катастрофы «Курска», в стране были приспущены флаги, а все развлекательные мероприятия были отменены
В интервью Би-би-си Гундаров сказал еще об одном обстоятельстве. По его мнению, руководящие документы на флоте традиционно принимаются во внимание меньше, чем выполнение задачи, и эта традиция стала одной из главных причин трагедии.
В идеальной ситуации, по словам эксперта, на подлодке, чтобы она считалась готовой, должен быть сформированный и сложившийся, постоянно действующий экипаж, исправная материальная часть, организаторская работа и специальная подготовка. На «Курске» всего этого не было.
Эксперт Российского совета по международным делам Илья Крамник отмечает, что даже соблюдение всех должностных инструкций не является стопроцентной гарантией безопасности на атомной подлодке: «Под водой всегда оказывается, что инструкций недостаточно. Гарантий нет, нарываются регулярно все и всегда».
berezinan55
berezinan55
Ниже приведены несколько материалов и свидетельских показаний
А. Лесков: Подлодка «Курск» была расстрелена российскими ракетами
Мы поинтересовались, что думает по поводу взрыва на «Курске» бывший подводник, капитан первого ранга в отставке, экс-командир подлодки К-147, представитель Общества ветеранов Третьей дивизии атомных подводных лодок Северного флота Александр Лесков.
Он одним из первых стал ходить на советских атомных субмаринах. А в 1967 году в качестве помощника командира первой атомной подлодки К-3 пережил страшный пожар на атомоходе. Катастрофа произошла под водой 8 сентября в Норвежском море. Командир был тяжело ранен, и Александру Яковлевичу тогда пришлось взять командование на себя. В дальнейшем Лескову еще не раз пришлось участвовать в ликвидации аварийных ситуаций на атомоходах.
— Дело в том, что тогдашний генпрокурор России, излагая официальную версию гибели «Курска», не ответил на целый ряд вопросов, которые сразу же возникли у специалистов и, в частности, у командиров атомных подводных лодок.
— Все выдвижные устройства лодки поднимаются только при надводном положении.
— Хорошо, пусть при взрыве «Курск» был в надводном положении. Что это меняет в данном случае?
Существует еще масса противоречий. Вообще запас плавучести АПЛ очень велик и рассчитан на то, что лодка остается на плаву при двух и даже трех затопленных отсеках. И не бывает таких аварий, при которых разом уничтожается практически вся лодка, включая командный пункт.
— Так бывает при очень мощном внешнем воздействии. Иными словами, если в лодку попадают ракеты. Думаю, «Курск» погубили именно ракеты, когда он двигался по поверхности моря в район учений. Наши ракеты.
— Их могли бы спасти?
— Официально утверждалось, что подводный колокол на корпусе затонувшей подлодки установить не могут. Господи! Да наши водолазы за пять минут этот колокол устанавливают, это проще пареной репы. Потом стали говорить, что в стране глубоководных аппаратов не было. Ничего подобного, все есть, и были там наши подводники и все сфотографировали с глубоководных аппаратов. Один из них вдруг стал после этого Героем России.
— Как долго подводники ждали помощи?
— Говорили еще о столкновении с американской субмариной?
— Вы считаете, что ракета, которая попала в «Курск», могла быть пущена в рамках учений?
— Думаю, да. Это береговая ракета, вероятно, класса «земля-земля». Ее могли пустить откуда угодно: из Подмосковья, из Плесецка.
ПОСЛЕСЛОВИЕ Михаила Сытника.
Однако военные специалисты НАТО понимали, что уничтожить (торпедировать с подлодки или применить противолодочные ракеты) самый мощный подводный флагман ВМФ России, да ещё при условии его охранения дополнительной российской подлодкой – практически не осуществимо в реальности. Именно потому мировой сионо-фашистский кагал принял решение уничтожить АПЛ «Курск» С ПОМОЩЬЮ САМИХ ЖЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ, осуществив руками продажных генералов (либо находящихся на крючке и под шантажом у ФСБ) – глубоко законспирированную спецоперацию по ликвидации АПЛ «Курск» под необходимым прикрытием: учения ВМФ РФ, продуманная «правдивая версия» аварии подлодки, информационное прикрытие СМИ и т.д. Однако, планы «мирового правительства» и их шестёрок в Кремле были нарушены тем, что в расстрелянной ракетами класса «земля-земля» подлодке «Курск» остались ЖИВЫЕ свидетели, после спасения которых моментально бы вскрылась вся правда о том, что АПЛ «Курск» находилась В НАДВОДНОМ ПОЛОЖЕНИИ в Баренцевом море и была взорвана двумя мощными ракетами. Именно поэтому подзападным «менагерам» в Кремле было необходимо умертвить оставшихся свидетелей – русских моряков и обеспечить пропагандистское прикрытие своих преступных злодеяний во всех СМИ России.
Однако французский режиссер, проплаченный из тех же центров, где кремлевские олигархи держат свои капиталы – лишь подсунул новую версию-обманку (одна ложь подменяется другой ложью), чтобы спасти путина примитивной идейкой – мол «спаситель России» предпочел скрыть правду гибели «Курска» от россиян ради предотвращения ядерной войны с Америкой, чья подлодка якобы торпедировала «Курск». В завершении, осталось лишь подчеркнуть, что политтехнологический приём «инверсия ненависти» используется мировыми еврейскими СМИ на протяжении всех 16-ти лет путинского правления – ведь чем яростнее мировые СМИ «ненавидят» путина и лепят из него образ тирана, якобы противостоящего Западу – тем сильнее толпа российских домохозяек, глупой молодёжи и одураченных «патриотов России» будут защищать от вражеского Запада своего президента путина. Вот так вот внешний враг осуществляет прикрытие своего закулисного агента мирового сионо-фашизма на верхушке власти России манипулируемыми мозгами и руками самих же россиян. Ибо сионо-фашисты для того и брали под свой контроль все мировые СМИ, чтобы политический шоу-спектакль для оболваненных и порабощенных народов продолжался всегда и всюду.
http://xn—-9sbwagvd2ajbal.com.ua/index.php/joomlaorg/statya-1/stati-6-go-prioriteta/1137-a-leskov-podlodka-kursk-byla-rasstrelyana-rossijskimi-raketami
Вот, что об этом пишет Нина Сидорова:
На них начал в радиоэфире орать командующий флотом еврей Попов, а они ему зактнули рот, тогда Попов начал им угрожать «от имени президента», но президент его попросил всего лишь выяснить, что произошло, и более ничего не приказывал, а Попов с Мацаком начали им угрожать «расформированием» (якобы от имени президента, а на самом деле эти евреи несли отсебятину) на что в ответ с борта Курска им дали понять, что они могут сделать так, что если им будет угрожать Президент, то они и его отправят в отставку. после чего эти евреи дали команду ударить по Курску ракетами «гранит» с крейсера «Пётр Великий», что и стало причиной гибели Курска, оттого и отпилили под водой первые отсеки, чтобы не было видно причин затопления Подлодки.
Фамилия моего товарища Александр Бражкин, он находился в 6-м отсеке, смог перебраться в 9-й, но их специально не спасали, ссылаясь типа на высокую волну, а на самом деле на море был штиль и колокол спокойно пристыковывался, просто евреи хотели, чтобы не осталось ни одного живого свидетеля.
И еще одно свидетельство:
О том, что именно Петр Великий потопил «Курск» в народе (в Североморске) шептались не раз. Не зря в Видяево грозились разорвать Моцака на много маленьких моцаков. Он с тех пор на базе ни разу носа не показал.
Я глубоко уверена, что когда-нибудь правда раскроется. А пока это уже 5я версия гибели атомной субмарины. Боюсь, что она максимально приближена к правде.
PS Игорь Архипченко был разжалован, над ним состоялся суд чести. Мы его отстояли, спасли от тюрьмы. Но. в 2011 году он внезапно скончался. Не любят на флоте тех, ко понимает слово «честь»
«Наши ребята не дождались помощи» 21 год назад затонула подлодка «Курск». Почему погибли люди и можно ли было их спасти?
12 августа 2000 года произошла самая страшная катастрофа в истории российского подводного флота — в Баренцевом море погибла атомная подводная лодка К-141 «Курск». По главной версии, на крейсере взорвалась торпеда, однако почему это произошло — до сих пор неизвестно. Нет ответов и на другие важные вопросы: сколько времени оставались в живых моряки, запертые в девятом отсеке подлодки, и можно ли было их спасти. Cпециальный корреспондент «Ленты.ру» Сергей Лютых попытался разобраться в причинах катастрофы и встретился с теми, чью жизнь она изменила навсегда.
Впервые этот текст был опубликован в 20-летнюю годовщину катастрофы с подлодкой «Курск». «Лента.ру» публикует его повторно.
«12.08.2000 г. 15.25 Здесь темно писать, но на ощупь попробую! Шансов похоже нет, % 10-20. Будем надеяться, что хоть кто-нибудь прочитает. Здесь список л/с отсеков, которые находятся в 9-м и будут пытаться выйти. Всем привет, отчаиваться не надо! Колесников»
Это одна из четырех записок, обнаруженных у погибших на «Курске». Они документально подтвердили страшные догадки: после серии взрывов, уложивших подлодку на грунт, 23 уцелевших моряка собрались в девятом кормовом отсеке и до конца боролись за жизнь, как их учили с первых дней службы.
Они надеялись на спасение, но оно так и не пришло. Эта трагедия шокировала страну.
Здание, в котором находится Санкт-Петербургский клуб моряков-подводников, украшает огромное граффити в виде подводной лодки. Организация занимает всего несколько подвальных помещений, но в одном только кабинете ее руководителя и сооснователя — капитана I ранга Игоря Курдина — собрано столько книг, фотографий, схем, карт, моделей и прочих артефактов, что хватило бы на целый музей.
В голове у Игоря Кирилловича тоже целая картотека. Тема гибели «Курска» для него близка не только потому, что он в прошлом был командиром атомной подводной лодки, и не только потому, что все эти годы клуб поддерживает родственников погибшего экипажа. Курдин уже 20 лет пытается разобраться, что на самом деле погубило подводников. В этом году он опубликовал книгу, в которой не только восстановил хронологию событий августа 2000 года, но и рассказал многое другое.
Капитан I ранга Игорь Курдин
Итак, в четверг, 10 августа 2000 года, «Курск» вышел из губы Западная Лица в район учений. На борту были не только члены экипажа, но и офицеры штаба дивизии, а также военпред и инженер с завода «Дагдизель». Всего 118 человек.
11 августа в полдень «Курск» успешно выполнил стрельбу практической ракетой «Гранит», ушел на глубину и направился в район, где планировались торпедные стрельбы. На переходе командир подлодки капитан I ранга Геннадий Лячин держал связь с командным пунктом Северного флота (КП СФ), докладывая обо всех своих действиях.
В шесть утра 12 августа лодка заняла назначенный район, куда в роли «противника» должен был прийти отряд российских боевых кораблей во главе с флагманом — тяжелым атомным ракетным крейсером «Петр Великий».
Командир «Курска», капитан I ранга, Герой России Геннадий Лячин. Видяево, октябрь 1999 года
Но взрывы почувствовали и намного дальше. Норвежская сейсмическая станция ARCES, которая находилась в 470 километрах от места происшествия, зафиксировала два толчка. Источник первого, мощностью до 200 килограммов в тротиловом эквиваленте, был на глубине 40 метров, а мощность второго — на глубине 100 метров — оценили в 5 тонн тротила.
В 14:12 корабли, выступавшие в роли учебных мишеней для «Курска», вышли из района, в котором находилась лодка, и легли в дрейф. Все ждали, что К-141 всплывет для доклада об удачной или неудачной стрельбе, но этого не произошло. В небо подняли вертолеты.
В 15:25 «Петр Великий» пытался вызвать подлодку по звукоподводной связи. В воду стали сбрасывать взрывпакеты — это был сигнал подводникам об экстренном всплытии в надводное положение
Но «Курск» все еще не считали аварийным. Даже к 17:00, когда этого уже однозначно требовали правила ВМФ.
Только в 17:20 спасательному судну «Михаил Рудницкий» определили готовность к выходу в один час. Реально же спасатели выйдут в море только через восемь часов.
В 18:00 задачу искать «Курск» получили самолет Ил-38, спасательный буксир СБ-523 и «Петр Великий».
Только в 23:30 командование Северного флота официально признало то, что уже было понятно морякам. На «Курске» произошла авария. В Москву последовал первый доклад.
Родственники погибших подводников на месте, где затонул «Курск». Баренцево море, 22 августа 2000 года
Старпом Дудко
Многие члены экипажа «Курска» были потомственными военными. Среди них — старший помощник командира, капитан II ранга Сергей Дудко. Он был первенцем коменданта гарнизона Видяево.
Стать подводником Сергей хотел, еще будучи школьником. У него были небольшие проблемы со зрением — где-то 0,7-0,8. В девятом классе он написал письмо министру обороны, в котором попросил разрешить ему поступать в военно-морской университет.
Ему разрешили, но с одним условием: сохранить зрение хотя бы на том же уровне. Следующие два года — особый спортивный режим, диета, полезная для глаз тертая морковь трижды в день — на завтрак, перед обедом и ужином.
В Видяево, где базировался «Курск», Сергей вернулся с молодой женой и годовалым сыном.
Он был опытным моряком. Еще в 1994 году в составе экипажа атомной подлодки Б-414 участвовал в походе к Северному полюсу, где впервые российские подводники подняли Андреевский флаг. Дудко отличился на борту лодки во время настоящей, не учебной тревоги — смог предотвратить пожар в первом отсеке. В поход молодой офицер ушел инженером гидроакустической группы, а сошел на пирс ее командиром.
Старпомом «Курска» Сергей стал в 1999 году после Высших специальных офицерских классов. В августе 2000-го ему был 31 год.
За день до выхода на августовские учения друг семьи посоветовал Сергею оставить флот, ведь зарплату не платили, а квартира в Видяево, где жила его семья уже с двумя детьми, толком не отапливалась. Ради чего, говорили ему, служить дальше?
Сын тогда ответил: «Не все измеряется деньгами»,
— рассказала «Ленте.ру» мать старпома София Петровна. Последние 20 лет она пытается сделать все возможное, чтобы о гибели ее сына и еще 117 человек в Баренцевом море никто не забыл, на свою пенсию подготовила и издала памятную книгу о подводниках.
Дети Сергея Дудко по стопам отца во флот не пошли.
Могила старшего помощника командира АПРК «Курск» Сергея Дудко на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге
Взрыв
По данным следствия, 12 августа в 11 часов 28 минут и 26,5 секунды в первом отсеке атомного подводного ракетоносного крейсера К-141 «Курск» взорвалась практическая торпеда калибра 650 миллиметров, которую приготовили к учебной стрельбе и загрузили в торпедный аппарат №4.
Трое находившихся там моряков погибли мгновенно. Через пробоину в отсек под огромным давлением хлынула вода, и крейсер, который двигался на глубине 18 метров со скоростью 6 узлов (11,1 километра в час), пошел ко дну под углом 30 градусов. 154-метровая лодка врезалась в грунт и пропахала его носом, после чего замерла в почти горизонтальном положении.
Примерно через десять минут погибли и те, кто находился в четвертом, пятом и пятом-бис отсеках.
«И тогда капитан-лейтенант Рашид Аряпов, командир шестого реакторного отсека, намертво задраивает переборку между шестым и соседним отсеками, пятым-бис», — описывает последовательность случившегося Курдин.
Выжившие члены экипажа собрались в девятом кормовом отсеке, ставшем их убежищем. Именно там был оборудован специальный аварийно-спасательный шлюз для эвакуации.
Старший лейтенант Максим Рванин, инженер электротехнической группы электромеханического дивизиона АПРК «Курск»
Фото: Newsmakers / Getty Images
Капитан-лейтенант Аряпов
Командир трюмной группы дивизиона движения (реакторного отсека) капитан-лейтенант Рашид Аряпов был родом из Узбекистана. Оттуда его и призвали на срочную службу в советский еще ВМФ. Как одного из лучших матросов Аряпова направили в Высшее военно-морское училище имени Дзержинского. Окончил он его в 1995 году, уже в новой стране.
В училище он сдружился с Дмитрием Колесниковым, с которым проведет последние часы жизни в девятом отсеке. Они оба сразу после училища получили направление на АПРК «Курск».
Аряпов — именно тот человек, благодаря которому катастрофа подлодки не стала ядерной катастрофой
Высококлассный профессионал, он требовал от подчиненных того же. Реактор и все, что было с ним связано, содержалось в идеальном состоянии, функционировало по всем инструкциям и в момент взрыва сработало как часы: глушить ядерные реакторы матросам не потребовалось. Это произошло автоматически.
Последний снимок экипажа АПРК «Курск» на параде в День ВМФ. 30 июля 2000 года
В 2000 году Рашид женился во второй раз. Супруга Халима была в положении, и то лето стало для них с мужем самым счастливым в жизни. А потом он ушел в свой последний поход, и все разом оборвалось.
Сын Рашида Ильгиз родился в феврале 2001 года. Сейчас он перешел на второй курс МИФИ, увлекается физикой и математикой, связывает свое будущее с IT.
«Все хорошо. Я замужем. Дочке семь лет, — говорит Халима корреспонденту «Ленты.ру». — Все, что положено по закону от государства, получали и получаем. Обычно 12 августа бываем на кладбище, где похоронен муж. Во дворе местной школы проходит небольшое мероприятие в его память. В этом году в связи с пандемией все вроде отменили, но какая разница, когда именно поминать и молиться. Главное, что мы помним, любим».
Девятый отсек
«Судмедэксперты мне говорили, что паники не было: там по биохимии устанавливается состояние человека, и они до конца боролись за жизнь так, как их этому учили», — рассказывает опытный подводник Алексей Расшивалов. Во время гибели «Курска» он был полковником медслужбы на Северном флоте, а теперь на пенсии, руководит музеем в питерской школе №134, которая носит имя старпома «Курска» Сергея Дудко, хотя старпом никогда там не учился.
На витринах вещи, которые были найдены на «Курске». Несколько форменных курток, чудом сохранившийся бумажный складень с иконами, нательный крестик, связки ключей, дискета 3,5 дюйма, фотографии жены и ребенка.
Пережившие взрывы члены экипажа собрались в девятом отсеке. С собой они взяли гидрокомбинезоны, водолазное белье, все дыхательные аппараты ИДА-59М, а также банки В-64 с пластинами для регенерации воздуха.
Санкт-Петербург. Мемориал членам экипажа АПРК «Курск» на Серафимовском кладбище
Командование принял капитан-лейтенант Колесников.
Запасов кислорода, воды и пищи им должно было хватить на 8-10 суток, но судмедэксперты, проводившие вскрытие тел, пришли к выводу, что узники девятого отсека прожили не больше четырех с половиной — максимум восемь часов после взрывов. Впрочем, этому верят не все.
«Мне такая версия не кажется убедительной, поскольку с ней не согласны другие авторитетные специалисты, — размышляет Игорь Курдин. — Анализируя информацию, в том числе и о стуках из девятого отсека, скорее следует считать, что подводники в нем оставались живыми как минимум до 4:00 13 августа»
Таким образом, по его версии, подводники были живы 16,5 часа и могли продержаться еще дольше. Запас пищи и воды был почти не израсходован — выпили примерно по 0,7 литра на человека. Все указывает на то, что произошло что-то еще.
Полковник ВМФ Алексей Расшивалов во дворе школы №134 имени Сергея Дудко в Санкт-Петербурге
«Они потеряли сознание и скончались без мучений», — резюмирует Расшивалов.
В тысяче километров от Петербурга, в городе Курске, в честь которого была названа подлодка, есть еще один музей — в средней школе №18. По команде экскурсовода в зале без окон гаснет свет, прямо как тогда в девятом отсеке. В полной темноте начинает едва уловимо мерцать табло прибора, который доставили сюда с подлодки «Курск», — их делали фосфоресцирующими, чтобы показания можно было увидеть даже при отказе всего освещения.
При этом призрачном свете моряки писали свои последние записки со дна моря.
«Милые мои Наташа и сынок Саша! Если у вас это письмо, значит, меня нет. Я вас обоих очень люблю. Наташа, прости меня за все. Сашуля, будь мужчиной. Я вас крепко целую. Борисов А.М.»
Убийца авианосцев
«Курск» не был экспериментальным или как-то неудачно сконструированным крейсером. Он был двенадцатым из тринадцати в своей серии. Первая лодка проекта 949 «Гранит-Антей» К-525, созданного для борьбы с авианосно-ударными группами противника, испытывалась всеми возможными способами в 1980-х годах.
Этих «убийц авианосцев» на флоте прозвали «батонами»: АПРК «Курск» был, как и прочие, двухкорпусной лодкой цилиндрической формы, разбитой на десять прочных отсеков (девятый был крайним со стороны кормы, так как, помимо пятого, был отсек пятый-бис).
Фото: Oleg Nikishin / Newsmakers
Тогда же, с августа по октябрь, «Курск» в одиночку нес боевую службу в Средиземном море. Отечественный военно-морской флот к тому времени давно перестал заниматься подобными маневрами, лишившись прежних баз, средств, а главное — целей.
То, что нервировать базировавшийся там шестой американский флот отправили именно экипаж Геннадия Лячина, говорит в пользу того, что его считали лучшим в подводном флоте России.
«Курску», как он рассказывал в феврале 2000 года в интервью газете «Курская правда», удавалось срывать устойчивое слежение, которое пытались установить за ним американцы. «Были напряженные моменты, когда после сеанса связи мы принимали целеуказание, и лодка была готова к выполнению самых неожиданных маневров и вообще боевых задач, когда, образно говоря, руки были на кнопках пуска», — вспоминал он.
По возвращении крейсера на базу командира «Курска» представили к званию «Герой России», а 72 члена его экипажа — к другим государственным наградам.
Но за девять месяцев до августовского похода никто из них своих орденов не увидел. Их наградили лишь потом — посмертно. Те же, кто служил в Средиземном море, но не погиб в Баренцевом, так награды и не получили.
Военный журналист Владимир Гундаров полагает, что в ноябре 1999 года с подачи главкома ВМФ Владимира Куроедова было решено расширять присутствие российских военных кораблей и подлодок в Мировом океане. Куроедов, по его мнению, просто не понимал, что флот тогда «продолжал по инерции катиться под откос».
«Москва делала большие ставки, не имея на руках козырей», — полагает он.
На пределе
«Морячим потихоньку, только от этих морей уже тошно. Не успел прийти из морей со старым экипажем (150 эк.), к которому привык и знаешь всех в лицо и по имени, как перевели на другой экипаж (141 эк. или куряне)… 20 июля пришли в Западную Лицу… До 26 июля возились с ракетами, загружать и выгружать несложно, только вот всякая ерунда получалась, когда проверяли ракеты (боевой режим для проверки борта ракет, то ракета неисправна, то комплекс сломался или опять какая-нибудь залипуха. Вот и копались до 4 часов утра, спать, а в 7.00 подъем, завтрак, в 9.00 подъем Андреевского флага и Атас — и опять работа целый день с перерывом на обед и ужин и до 4 утра. Вот так целые дни напролет. Доходило до того, что с закрытыми глазами включали комплекс, нажимали кучу кнопок и тумблеров, садились в кресло, ноги на приборы (выше головы) и с закрытыми глазами сидели, ждали и молили бога, чтобы все прошло нормально. И наконец все проходит нормально, остается нажать кнопку «Залп», чтобы проверить, отойдет ли борт-разъем. И когда все проходит замечательно, бегаем по посту, как малые дети, и кричим «ура», а в это время весь экипаж спит…»
«Я узнаю в нем себя. Сам был таким же молодым старлеем и писал домой письма, бравируя трудностями службы подводника», — говорит «Ленте.ру» капитан I ранга Курдин.
При этом Курдин признает, что флот был в очень непростой ситуации. Провести учения, как того требовали нормативные документы ВМФ, было невозможно. «Документы были старые, исходили из условий и возможностей флота, существовавших в разгар холодной войны, когда было достаточно средств и топлива», — рассуждает он.
Матросы-земляки Алексей Некрасов и Дмитрий Старосельцев с матерями
Фото: из архива семьи Некрасовых
На чем-то флоту приходилось экономить. Вот что становится видно, если изучить план поисково-спасательного обеспечения и то, как в реальности пытались спасать экипаж «Курска».
Кораблем оказания первичной помощи организаторы боеподготовки назначили ракетный крейсер «Маршал Устинов», который, по данным Курдина, в операции по поиску и спасению утонувшей подлодки вовсе не участвовал.
Самый новый поисково-спасательный аппарат АС-36 «Бестер», поисковый АС-15 «Кашалот» в спасательный отряд флота включены не были.
Командир спасательного судна «Михаил Рудницкий» Юрий Костин на допросе пояснил, что знал о планируемых на август учениях, но о конкретных сроках не знал.
«Планом учений не были определены руководители спасательных работ по видам аварий, дежурные барокамеры флота и автотранспорт для обеспечения поисково-спасательных работ», — добавляет Курдин.
Наконец, аварийный буй «Курска», который должен был отстрелиться в автоматическом режиме, всплыть, а затем передавать информацию о точных координатах и характере повреждений лодки, нашли на штатном месте — он не сработал. На лодке просто отсутствовал ключ пуска этого буя, который вставляется перед каждым выходом в море.
Видяево
«Я до сих пор не могу есть грибной суп, — вспоминает сын погибшего на «Курске» капитана III ранга Николая Белозорова Алексей. — Тогда мы, кажется, практически ничего другого не ели».
От голода спасали люди, жившие в двух тысячах километров от Видяево, в Курске. Они присылали морякам продукты. Иногда в доме у подводников не было хлеба, но были блины из курской муки.
В 2000-м Алексею было 10 лет. В августе они с матерью поехали к бабушке в Воронежскую область. Гулял, как всегда, когда к нему подошла мама и сказала, что нужно срочно возвращаться в Видяево.
Алексей Белозоров — сын капитана III ранга Николая Белозорова
Мама не стала скрывать от мальчика, что его отец погиб. Она рассказала сыну, что «Курск» лежит на дне, но попросила не говорить об этом с другими. Однако Леша заметил, что в Видяево о том, что происходит, знали даже пятилетние дети.
Вскоре они уехали в Санкт-Петербург. Повзрослев, Алексей отслужил срочную на Северном флоте, но продолжать карьеру в ВМФ не хотел. Он стал юристом и работал в компании, связанной с флотом, откуда недавно уволился. Он говорит, что знает только о двоих детях «Курска», ставших офицерами-подводниками. Это сыновья Геннадия Лячина и Владимира Багрянцева. Последний, по словам Алексея Белозорова, уже стал командиром атомной подводной лодки.
У Белозорова есть жена и ребенок. Сейчас суровый северный быт он вспоминает с улыбкой. Во дворе игрушками для детей подводников служили торпеды и какие-то отжившие свой век катера. «Это было очень круто — лазить по ним, такого больше ни у кого не было», — говорит он.
Крышка
Расследование уголовного дела было завершено 22 июля 2002 года. «Лиц, виновных в катастрофе АПРК «Курск», сопряженной с гибелью ста восемнадцати человек, находившихся на борту крейсера, нет», — написано в постановлении старшего следователя по особо важным делам Главной военной прокуратуры Артура Егиева.
Время было выбрано крайне неудачно — канун Дня ВМФ (29 июля). На праздновании все только и обсуждали эту новость. Родственники погибших узнали о прекращении дела из СМИ. Никто не посчитал нужным встретиться с ними и объяснить, почему виновных больше искать не собираются.
Так, за восемь месяцев до августовских учений на «Курске» должны были проверить и обезжирить торпедный инструмент, воздушные шланги и системы технического воздуха. Однако на акте проверки, датированном 15 декабря 1999 года, по словам адмирала Рязанцева, стояли поддельные подписи членов комиссии и командира подлодки.
Операцию по подъему АПРК «Курск» со дна моря провели в октябре 2001 года
«11 августа торпедисты произвели «подбивку» воздуха высокого давления (ВВД) в воздушный резервуар. Если Рязанцев прав, то в воздушный резервуар практической торпеды попала грязь, скопившаяся в трубопроводах и шлангах за время их бездействия, — рассуждает Гундаров. — Перекись водорода при соприкосновении с органическими маслами, металлической стружкой, грязью и пылью начинает бурно разлагаться. Этот процесс заканчивается взрывом».
Кроме того, моряки якобы не знали всех опасностей работы с перекисно-водородной торпедой — в частности, о необходимости следить за положением куркового предохранителя, чтобы он ни в коем случае не был приоткрыт при погрузке торпеды в торпедный аппарат.
Но и это еще не все, в чем обвинили экипаж. Якобы они толком не закрыли крышку торпедного аппарата, когда погрузили туда торпеду.
«Начальники не подготовили их к обслуживанию самой мощной в Военно-морском флоте и самой сложной торпеды 65-76А», — резюмирует Гундаров, хотя и отмечает, что невозможно точно установить, из-за чего сорвало крышку.
Однако перекисно-водородные тепловые торпеды, с которыми куряне якобы не умели обращаться, состояли на вооружении ВМФ с 1957 года. И за почти полвека с ними у советских и российских подводников серьезных инцидентов не было.
Фотография старшины II статьи Юрия Анненкова в доме его родных, Курская область
В торпедном отсеке на момент взрыва были только трое: Мамед Гаджиев, который представлял на испытаниях модернизированной 533-миллиметровой торпеды завод «Дагдизель» (на торпеду установили принципиально новую аккумуляторную батарею), матрос-торпедист Иван Нефедков и трюмный матрос БЧ-5 Дмитрий Котков. Их тела были полностью уничтожены взрывами.
В экипаже Лячина не было тех, кто получил место по блату или «отбывал номер», никто не служил в Видяево из-за того, что больше некуда было податься, у всех была возможность найти работу на материке, но они все оставались на флоте. Теперь же их постепенно делают виновниками собственной гибели. Возможно, лишь потому, что ответить на обвинения они уже не могут.
Улица Некрасова
В поселке Тим Курской области есть улица Некрасова. Она названа в честь родившегося и выросшего здесь, но так и не вернувшегося домой с «Курска» матроса Алексея Некрасова.
Его небольшой дом весь украшен цветами и резными фигурками. Мама Алексея Надежда Петровна закатывает абрикосы с клубникой: «Все для внуков».
Она показывает «Свидетельство подводника», которое ровно за месяц до взрыва сыну вручил командир «Курска» Геннадий Лячин.
«Отныне ты принадлежишь к племени несгибаемых, стойких и отважных, дерзких и находчивых моряков Краснознаменного Северного флота. Подводник! Пути-дороги твои — на меридианах мужества», — гласит свидетельство.
«Когда подходил его призыв, муж в военкомате работал, так что мог бы, наверное, так сделать, чтобы мальчик не служил вовсе, но об этом даже разговора не было», — вспоминает мать матроса. Его отчим был подводником, но Алексей и сам интересовался техникой. Атомная подлодка казалась ему совершенным механизмом. Он был недалек от правды — от экспертов можно услышать, что подводные крейсеры устроены сложнее, чем орбитальные станции.
Надежда Некрасова, мать погибшего матроса Алексея Некрасова
После учебки Алексей Некрасов планировал поступать в военно-морское училище, но ему сказали, что сначала нужно отслужить срочную. Так Алексей попал матросом на «Курск».
«Когда мы были в Видяево, в какую-то, не помню точно, юбилейную дату, нам офицеры сказали, что очень жаль погибших ребят, но благодаря их жертве остальные теперь достойно обеспечиваются, несут службу и ходят в море», — рассказывает мать матроса корреспонденту «Ленты.ру».
Надежда Петровна узнала о беде на подлодке, когда вернулась домой с работы. Она открыла ворота, подошел старший сын:
«Мама, не волнуйся. «Курск» на дне»
«Следили за новостями. Передавали, что подводникам подают кислород, а муж сказал: «Какую ахинею несут! Какой кислород? Такая лодка вообще не может лечь на грунт, если не случилось что-то совсем серьезное»», — вспоминает Надежда. Муж говорил ей, что пока на комингс-площадку для стыковки спасательного аппарата не ступит нога водолаза, никого спасти не смогут.
«Они стучали не одни сутки. Еще в понедельник, 14 августа. И мой мальчик там тоже был, в девятом отсеке, а потом прокуратура списала эти шумы на технические», — говорит Некрасова. Она помнит, как ездила к адвокату Борису Кузнецову, представлявшему интересы родственников экипажа, знакомилась с материалами дела. Там она прочла заключение международной группы специалистов: «Среди них были люди с нобелевскими премиями. Они однозначно сказали, что это живые люди стучали».
Некрасовы поехали в Видяево. Надежда Петровна участвовала во встрече с Владимиром Путиным и задала ему вопрос, почему не была вовремя принята помощь иностранных государств.
«Путин мне ответил, что ему сказали, что все средства для спасения имеются, — говорит мать погибшего Алексея Некрасова. — А потом спасать было некого. Наши ребята не дождались помощи».
Она вспоминает, что семьи моряков отправили на борт работавшего в Баренцевом море спасательного судна «Михаил Рудницкий» своего доверенного представителя. Это был флотский офицер.
«Не помню его фамилию, — говорит Надежда Петровна. — Он нам тогда сказал, когда вернулся, что дал подписку о неразглашении на 25 лет»
В Санкт-Петербурге над морскими волнами, высеченными из камня, застыла в полете птица. Чуть дальше — венок, лежащий на воде. Это два разных памятника, птица — экипажу «Курска», венок — погибшим в 2019 году подводникам «Лошарика». Но со стороны дорожки на Аллее героев Серафимовского кладбища кажется, что монумент один.
Буревестник над морской волной. Мемориал членам экипажа подводного крейсера «Курск» в Санкт-Петербурге
Ветер доносит сюда пение из храма неподалеку, роняет пластиковые урны с цветами на могилах экипажа «Лошарика». Надписи на 32 плитах подводникам «Курска» успели выцвести. К 20-летней годовщине сотрудница кладбища обводит их золотой краской, надеясь, что она успеет высохнуть до того, как пойдет дождь.
Первые две могилы появились здесь в ноябре 2000 года, после сложнейшей операции по подъему тел погибших подводников, осуществлявшейся российскими и норвежскими водолазами. Это были останки старшего лейтенанта Александра Бражкина и капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова. Отец Колесникова не хотел, чтобы на могиле сына была отмечена предполагаемая экспертами дата смерти.