в каком году курс утонул
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Общество
«Курск»: 20 лет трагедии, которая потрясла, но укрепила неопытного Путина (Diario de Noticias, Португалия)
Взрыв торпеды на борту ядерной подводной лодки 12 августа 2000 года, произошедший во время военных учений в Баренцевом море, привел к гибели 118 человек. Российского президента, вступившего в должность за несколько месяцев до трагедии, критиковали за запоздалый ответ, но он пережил этот кризис.
На борту было 118 подводников.
Неопытный президент
Президенту, официально избранному в марте и прошедшему процедуру инаугурации в мае, о трагедии сообщили только сутки спустя. Позже выяснится, что хотя большая часть моряков умерла мгновенно, 23 из них выжили и оказались заперты на морском дне, ожидая помощи, пока у них не кончился кислород.
Контекст
Daily Mail: глубины отчаяния на подлодке «Курск»
Норвежский подводник: людей с «Курска» можно было спасти (FF)
ABC: «Курск» могла потопить американская подлодка?
Взрыв был зарегистрирован норвежскими сейсмографами (его сила была эквивалентна землетрясению в 4,2 балла по шкале Рихтера), но российские военно-морские силы узнали об аварии только 9 часов спустя и только тогда начали спасательную операцию. Население еще ничего не знало. Первое официальное объявление было сделано еще через 48 часов, в понедельник.
Помощь была отправлена, но низкое качество материалов, отсутствие технической возможности и плохая погода на Баренцевом море мешали попыткам пристыковаться к подлодке. Позже было установлено, что подводный аппарат, который должен был оказать помощь, никогда не проходил учений с «Курском». Это объяснялось экономическим кризисом и отсутствием у российских Вооруженных сил, как и у всей страны, денег.
Запоздалый ответ
В этот же день он наконец-то принял помощь других стран, которую раньше военно-морской флот России отвергал. В начале даже говорилось, что причиной катастрофы стало столкновение с иностранной подлодкой.
Путин вернулся в Москву только 18 августа и сообщил, что вероятность спасти экипаж была «очень низка, но существовала». Ему понадобилось еще 4 дня, чтобы наконец поехать в Мурманск, где он встретился с убитыми горем семьями, пообещал выплатить им денежные компенсации и достать со дна тела погибших, что и произошло в октябре 2001 года.
Накануне приезда Путина, норвежские водолазы после 30 часов работы (и борьбы с российской бюрократией) наконец смогли открыть задний люк подлодки и обнаружили, что отсек заполнен водой. Теперь было официально известно: выживших нет.
23 были живы в течение часов или дней
«Милые мои Наташа и сынок Саша. Если у вас это письмо, значит, меня нет. Я вас обоих очень люблю» — значилось в письме, которое в октябре обнаружили на теле старшего мичмана Андрей Борисова. Это доказало, что как минимум 23 моряка выжили во время первого взрыва и смогли укрыться в кормовом отсеке. Они оставались в живых, пока у них не кончился кислород. По официальной версии они погибли от отравления дымом спустя 8 часов, но есть предположения, что они оставались в живых в течение 5 дней.
Жесткие действия против СМИ
Освещение действий в СМИ, критика Путина во время происшествия, фото жен подводников, кричащих на выглядящего обеспокоенно президента — все это стало началом конца свободы прессы в России. Сейчас большинство СМИ в стране контролируется государством.
«С гибелью „Курска» началась ложь, — рассказал адвокат Борис Кузнецов, представлявший семьи 55 подводников в 15 годовщину трагедии». «Когда „Курск» затонул, государство стало вмешиваться в судебную и в правоохранительную системы. Государство стало подминать под себя средства массовой информации. Весь процесс свертывания демократии в России начался именно с гибели „Курска»», — сказал он в интервью «Радио Свобода».
Путин воспользовался последствиями трагедии, чтобы изменить модель российской армии, и впервые главой Министерства обороны страны стал гражданский — Сергей Иванов. С 2000 года стал расти военный бюджет.
В 2018 году вышел фильм «Курск» режиссера Томаса Винтерберга. Одну из главных ролей сыграл Колин Фёрт. Фильм основан на книге журналиста Роберта Мура «Время умирать».
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
«Наши ребята не дождались помощи» 21 год назад затонула подлодка «Курск». Почему погибли люди и можно ли было их спасти?
12 августа 2000 года произошла самая страшная катастрофа в истории российского подводного флота — в Баренцевом море погибла атомная подводная лодка К-141 «Курск». По главной версии, на крейсере взорвалась торпеда, однако почему это произошло — до сих пор неизвестно. Нет ответов и на другие важные вопросы: сколько времени оставались в живых моряки, запертые в девятом отсеке подлодки, и можно ли было их спасти. Cпециальный корреспондент «Ленты.ру» Сергей Лютых попытался разобраться в причинах катастрофы и встретился с теми, чью жизнь она изменила навсегда.
Впервые этот текст был опубликован в 20-летнюю годовщину катастрофы с подлодкой «Курск». «Лента.ру» публикует его повторно.
«12.08.2000 г. 15.25 Здесь темно писать, но на ощупь попробую! Шансов похоже нет, % 10-20. Будем надеяться, что хоть кто-нибудь прочитает. Здесь список л/с отсеков, которые находятся в 9-м и будут пытаться выйти. Всем привет, отчаиваться не надо! Колесников»
Это одна из четырех записок, обнаруженных у погибших на «Курске». Они документально подтвердили страшные догадки: после серии взрывов, уложивших подлодку на грунт, 23 уцелевших моряка собрались в девятом кормовом отсеке и до конца боролись за жизнь, как их учили с первых дней службы.
Они надеялись на спасение, но оно так и не пришло. Эта трагедия шокировала страну.
Здание, в котором находится Санкт-Петербургский клуб моряков-подводников, украшает огромное граффити в виде подводной лодки. Организация занимает всего несколько подвальных помещений, но в одном только кабинете ее руководителя и сооснователя — капитана I ранга Игоря Курдина — собрано столько книг, фотографий, схем, карт, моделей и прочих артефактов, что хватило бы на целый музей.
В голове у Игоря Кирилловича тоже целая картотека. Тема гибели «Курска» для него близка не только потому, что он в прошлом был командиром атомной подводной лодки, и не только потому, что все эти годы клуб поддерживает родственников погибшего экипажа. Курдин уже 20 лет пытается разобраться, что на самом деле погубило подводников. В этом году он опубликовал книгу, в которой не только восстановил хронологию событий августа 2000 года, но и рассказал многое другое.
Итак, в четверг, 10 августа 2000 года, «Курск» вышел из губы Западная Лица в район учений. На борту были не только члены экипажа, но и офицеры штаба дивизии, а также военпред и инженер с завода «Дагдизель». Всего 118 человек.
11 августа в полдень «Курск» успешно выполнил стрельбу практической ракетой «Гранит», ушел на глубину и направился в район, где планировались торпедные стрельбы. На переходе командир подлодки капитан I ранга Геннадий Лячин держал связь с командным пунктом Северного флота (КП СФ), докладывая обо всех своих действиях.
В шесть утра 12 августа лодка заняла назначенный район, куда в роли «противника» должен был прийти отряд российских боевых кораблей во главе с флагманом — тяжелым атомным ракетным крейсером «Петр Великий».
Но взрывы почувствовали и намного дальше. Норвежская сейсмическая станция ARCES, которая находилась в 470 километрах от места происшествия, зафиксировала два толчка. Источник первого, мощностью до 200 килограммов в тротиловом эквиваленте, был на глубине 40 метров, а мощность второго — на глубине 100 метров — оценили в 5 тонн тротила.
В 14:12 корабли, выступавшие в роли учебных мишеней для «Курска», вышли из района, в котором находилась лодка, и легли в дрейф. Все ждали, что К-141 всплывет для доклада об удачной или неудачной стрельбе, но этого не произошло. В небо подняли вертолеты.
В 15:25 «Петр Великий» пытался вызвать подлодку по звукоподводной связи. В воду стали сбрасывать взрывпакеты — это был сигнал подводникам об экстренном всплытии в надводное положение
Но «Курск» все еще не считали аварийным. Даже к 17:00, когда этого уже однозначно требовали правила ВМФ.
Только в 17:20 спасательному судну «Михаил Рудницкий» определили готовность к выходу в один час. Реально же спасатели выйдут в море только через восемь часов.
В 18:00 задачу искать «Курск» получили самолет Ил-38, спасательный буксир СБ-523 и «Петр Великий».
Только в 23:30 командование Северного флота официально признало то, что уже было понятно морякам. На «Курске» произошла авария. В Москву последовал первый доклад.
Старпом Дудко
Многие члены экипажа «Курска» были потомственными военными. Среди них — старший помощник командира, капитан II ранга Сергей Дудко. Он был первенцем коменданта гарнизона Видяево.
Стать подводником Сергей хотел, еще будучи школьником. У него были небольшие проблемы со зрением — где-то 0,7-0,8. В девятом классе он написал письмо министру обороны, в котором попросил разрешить ему поступать в военно-морской университет.
Ему разрешили, но с одним условием: сохранить зрение хотя бы на том же уровне. Следующие два года — особый спортивный режим, диета, полезная для глаз тертая морковь трижды в день — на завтрак, перед обедом и ужином.
В Видяево, где базировался «Курск», Сергей вернулся с молодой женой и годовалым сыном.
Он был опытным моряком. Еще в 1994 году в составе экипажа атомной подлодки Б-414 участвовал в походе к Северному полюсу, где впервые российские подводники подняли Андреевский флаг. Дудко отличился на борту лодки во время настоящей, не учебной тревоги — смог предотвратить пожар в первом отсеке. В поход молодой офицер ушел инженером гидроакустической группы, а сошел на пирс ее командиром.
Старпомом «Курска» Сергей стал в 1999 году после Высших специальных офицерских классов. В августе 2000-го ему был 31 год.
За день до выхода на августовские учения друг семьи посоветовал Сергею оставить флот, ведь зарплату не платили, а квартира в Видяево, где жила его семья уже с двумя детьми, толком не отапливалась. Ради чего, говорили ему, служить дальше?
Сын тогда ответил: «Не все измеряется деньгами»,
— рассказала «Ленте.ру» мать старпома София Петровна. Последние 20 лет она пытается сделать все возможное, чтобы о гибели ее сына и еще 117 человек в Баренцевом море никто не забыл, на свою пенсию подготовила и издала памятную книгу о подводниках.
Дети Сергея Дудко по стопам отца во флот не пошли.
Взрыв
По данным следствия, 12 августа в 11 часов 28 минут и 26,5 секунды в первом отсеке атомного подводного ракетоносного крейсера К-141 «Курск» взорвалась практическая торпеда калибра 650 миллиметров, которую приготовили к учебной стрельбе и загрузили в торпедный аппарат №4.
Трое находившихся там моряков погибли мгновенно. Через пробоину в отсек под огромным давлением хлынула вода, и крейсер, который двигался на глубине 18 метров со скоростью 6 узлов (11,1 километра в час), пошел ко дну под углом 30 градусов. 154-метровая лодка врезалась в грунт и пропахала его носом, после чего замерла в почти горизонтальном положении.
Примерно через десять минут погибли и те, кто находился в четвертом, пятом и пятом-бис отсеках.
«И тогда капитан-лейтенант Рашид Аряпов, командир шестого реакторного отсека, намертво задраивает переборку между шестым и соседним отсеками, пятым-бис», — описывает последовательность случившегося Курдин.
Выжившие члены экипажа собрались в девятом кормовом отсеке, ставшем их убежищем. Именно там был оборудован специальный аварийно-спасательный шлюз для эвакуации.
Капитан-лейтенант Аряпов
Командир трюмной группы дивизиона движения (реакторного отсека) капитан-лейтенант Рашид Аряпов был родом из Узбекистана. Оттуда его и призвали на срочную службу в советский еще ВМФ. Как одного из лучших матросов Аряпова направили в Высшее военно-морское училище имени Дзержинского. Окончил он его в 1995 году, уже в новой стране.
В училище он сдружился с Дмитрием Колесниковым, с которым проведет последние часы жизни в девятом отсеке. Они оба сразу после училища получили направление на АПРК «Курск».
Аряпов — именно тот человек, благодаря которому катастрофа подлодки не стала ядерной катастрофой
Высококлассный профессионал, он требовал от подчиненных того же. Реактор и все, что было с ним связано, содержалось в идеальном состоянии, функционировало по всем инструкциям и в момент взрыва сработало как часы: глушить ядерные реакторы матросам не потребовалось. Это произошло автоматически.
В 2000 году Рашид женился во второй раз. Супруга Халима была в положении, и то лето стало для них с мужем самым счастливым в жизни. А потом он ушел в свой последний поход, и все разом оборвалось.
Сын Рашида Ильгиз родился в феврале 2001 года. Сейчас он перешел на второй курс МИФИ, увлекается физикой и математикой, связывает свое будущее с IT.
«Все хорошо. Я замужем. Дочке семь лет, — говорит Халима корреспонденту «Ленты.ру». — Все, что положено по закону от государства, получали и получаем. Обычно 12 августа бываем на кладбище, где похоронен муж. Во дворе местной школы проходит небольшое мероприятие в его память. В этом году в связи с пандемией все вроде отменили, но какая разница, когда именно поминать и молиться. Главное, что мы помним, любим».
Девятый отсек
«Судмедэксперты мне говорили, что паники не было: там по биохимии устанавливается состояние человека, и они до конца боролись за жизнь так, как их этому учили», — рассказывает опытный подводник Алексей Расшивалов. Во время гибели «Курска» он был полковником медслужбы на Северном флоте, а теперь на пенсии, руководит музеем в питерской школе №134, которая носит имя старпома «Курска» Сергея Дудко, хотя старпом никогда там не учился.
На витринах вещи, которые были найдены на «Курске». Несколько форменных курток, чудом сохранившийся бумажный складень с иконами, нательный крестик, связки ключей, дискета 3,5 дюйма, фотографии жены и ребенка.
Пережившие взрывы члены экипажа собрались в девятом отсеке. С собой они взяли гидрокомбинезоны, водолазное белье, все дыхательные аппараты ИДА-59М, а также банки В-64 с пластинами для регенерации воздуха.
Командование принял капитан-лейтенант Колесников.
Запасов кислорода, воды и пищи им должно было хватить на 8-10 суток, но судмедэксперты, проводившие вскрытие тел, пришли к выводу, что узники девятого отсека прожили не больше четырех с половиной — максимум восемь часов после взрывов. Впрочем, этому верят не все.
«Мне такая версия не кажется убедительной, поскольку с ней не согласны другие авторитетные специалисты, — размышляет Игорь Курдин. — Анализируя информацию, в том числе и о стуках из девятого отсека, скорее следует считать, что подводники в нем оставались живыми как минимум до 4:00 13 августа»
Таким образом, по его версии, подводники были живы 16,5 часа и могли продержаться еще дольше. Запас пищи и воды был почти не израсходован — выпили примерно по 0,7 литра на человека. Все указывает на то, что произошло что-то еще.
«Они потеряли сознание и скончались без мучений», — резюмирует Расшивалов.
В тысяче километров от Петербурга, в городе Курске, в честь которого была названа подлодка, есть еще один музей — в средней школе №18. По команде экскурсовода в зале без окон гаснет свет, прямо как тогда в девятом отсеке. В полной темноте начинает едва уловимо мерцать табло прибора, который доставили сюда с подлодки «Курск», — их делали фосфоресцирующими, чтобы показания можно было увидеть даже при отказе всего освещения.
При этом призрачном свете моряки писали свои последние записки со дна моря.
«Милые мои Наташа и сынок Саша! Если у вас это письмо, значит, меня нет. Я вас обоих очень люблю. Наташа, прости меня за все. Сашуля, будь мужчиной. Я вас крепко целую. Борисов А.М.»
Убийца авианосцев
«Курск» не был экспериментальным или как-то неудачно сконструированным крейсером. Он был двенадцатым из тринадцати в своей серии. Первая лодка проекта 949 «Гранит-Антей» К-525, созданного для борьбы с авианосно-ударными группами противника, испытывалась всеми возможными способами в 1980-х годах.
Этих «убийц авианосцев» на флоте прозвали «батонами»: АПРК «Курск» был, как и прочие, двухкорпусной лодкой цилиндрической формы, разбитой на десять прочных отсеков (девятый был крайним со стороны кормы, так как, помимо пятого, был отсек пятый-бис).
Тогда же, с августа по октябрь, «Курск» в одиночку нес боевую службу в Средиземном море. Отечественный военно-морской флот к тому времени давно перестал заниматься подобными маневрами, лишившись прежних баз, средств, а главное — целей.
То, что нервировать базировавшийся там шестой американский флот отправили именно экипаж Геннадия Лячина, говорит в пользу того, что его считали лучшим в подводном флоте России.
«Курску», как он рассказывал в феврале 2000 года в интервью газете «Курская правда», удавалось срывать устойчивое слежение, которое пытались установить за ним американцы. «Были напряженные моменты, когда после сеанса связи мы принимали целеуказание, и лодка была готова к выполнению самых неожиданных маневров и вообще боевых задач, когда, образно говоря, руки были на кнопках пуска», — вспоминал он.
По возвращении крейсера на базу командира «Курска» представили к званию «Герой России», а 72 члена его экипажа — к другим государственным наградам.
Но за девять месяцев до августовского похода никто из них своих орденов не увидел. Их наградили лишь потом — посмертно. Те же, кто служил в Средиземном море, но не погиб в Баренцевом, так награды и не получили.
Военный журналист Владимир Гундаров полагает, что в ноябре 1999 года с подачи главкома ВМФ Владимира Куроедова было решено расширять присутствие российских военных кораблей и подлодок в Мировом океане. Куроедов, по его мнению, просто не понимал, что флот тогда «продолжал по инерции катиться под откос».
«Москва делала большие ставки, не имея на руках козырей», — полагает он.
На пределе
«Морячим потихоньку, только от этих морей уже тошно. Не успел прийти из морей со старым экипажем (150 эк.), к которому привык и знаешь всех в лицо и по имени, как перевели на другой экипаж (141 эк. или куряне)… 20 июля пришли в Западную Лицу… До 26 июля возились с ракетами, загружать и выгружать несложно, только вот всякая ерунда получалась, когда проверяли ракеты (боевой режим для проверки борта ракет, то ракета неисправна, то комплекс сломался или опять какая-нибудь залипуха. Вот и копались до 4 часов утра, спать, а в 7.00 подъем, завтрак, в 9.00 подъем Андреевского флага и Атас — и опять работа целый день с перерывом на обед и ужин и до 4 утра. Вот так целые дни напролет. Доходило до того, что с закрытыми глазами включали комплекс, нажимали кучу кнопок и тумблеров, садились в кресло, ноги на приборы (выше головы) и с закрытыми глазами сидели, ждали и молили бога, чтобы все прошло нормально. И наконец все проходит нормально, остается нажать кнопку «Залп», чтобы проверить, отойдет ли борт-разъем. И когда все проходит замечательно, бегаем по посту, как малые дети, и кричим «ура», а в это время весь экипаж спит…»
«Я узнаю в нем себя. Сам был таким же молодым старлеем и писал домой письма, бравируя трудностями службы подводника», — говорит «Ленте.ру» капитан I ранга Курдин.
При этом Курдин признает, что флот был в очень непростой ситуации. Провести учения, как того требовали нормативные документы ВМФ, было невозможно. «Документы были старые, исходили из условий и возможностей флота, существовавших в разгар холодной войны, когда было достаточно средств и топлива», — рассуждает он.
Вся правда о гибели АПРК Курск
12 августа 2000 года в Баренцевом море в 175 км от Североморска (координаты: 69.666667° с. ш. 37.583333° в. д.) на глубине 108 метров затонул атомный подводный ракетный крейсер (АПРК) К-141 «Курск» со всем экипажем. Все 118 членов команды погибли. Командовал кораблём капитан 1-го ранга Г.П. Лячин.
АПРК «Курск» проекта 949А (шифр «Антей», обозначение НАТО — «Оскар-II») был заложен в Северодвинске в 1992 году, спущен на воду в мае 1994 года, принят в эксплуатацию 30 декабря 1994 года. Основное назначение – нанесение ракетных ударов по корабельным группировкам и береговым объектам. «Антей» способен уничтожить авианосную группу кораблей противника с дальности до 600 км, оставаясь при этом практически недосягаемым. Надводное водоизмещение 14700 тонн, полное подводное – 24000 тонн. Максимальная длина 155 метров. Вооружение: 24 противокорабельных крылатых ракеты типа «Гранит», 24 ПЛУР и торпед в различных комбинациях. Экипаж согласно штатному расписанию – 107 человек. С 1995 по 2000 год находился в составе Северного флота России. Во время операции НАТО против Югославии в 1999 году «Курск» несколько недель вёл скрытное наблюдение за авианосцем ВМС США «Теодор Рузвельт», самолёты с которого наносили удары по Югославии. АПРК «Курск» проводил условные пуски ракет по натовским кораблям, оставаясь незамеченным. Когда же он всплыл, чтобы обнаружить себя, американцы испытали шок. Благодаря присутствию «Курска» американцам не удалось развернуть свою морскую группировку в полном объёме. За этот поход экипаж «Курска» был представлен к орденам и медалям, а командир Г.П. Лячин — к званию Героя России. Планировалось, что после учений Северного флота в Баренцевом море летом 2000 года, АПРК «Курск» должен вернуться на боевую службу в Средиземное море.
С момента гибели АПРК «Курск», во время проведения спасательных работ, а затем и следствия, у россиян, не согласных с официальными ответами, накопилось множество вопросов. Почему? Все мы помним, что высшие структуры государства и ВМФ самым неуклюжим образом пытались скрыть правду произошедшего от народа, от семей погибших моряков. Мы помним целые моря лжи, что текли на нас с телевизионных экранов. Некоторые печатные издания, такие как «Версия» и «Советская Россия», утверждали, что «Курск» был атакован и потоплен выстрелом торпеды с американской подводной лодки «Мемфис», находившейся в районе учений Северного флота. Они также опубликовали снимки входного отверстия торпеды со стороны правого борта АПРК «Курск», когда его без отрезанного торпедного отсека поставили для осмотра в сухой док.
Мне также по воле случая довелось посмотреть этот фильм в начале лета того же 2005 года. Так как тогда не было возможности снять копию, но смотреть можно было несколько раз, удалось его подробно застенографировать. Тем, кто не видел этот фильм, и кто хочет получить внятную информацию о том, что же произошло на самом деле, рекомендую его посмотреть. Сейчас он доступен для скачивания со многих Интернет-сайтов. Версия создателей фильма совпадает с тем, что сразу после трагедии утверждали многие российские военные и журналисты. Руководство страны, чтобы скрыть правду от народа, тянуло время, и тем самым сознательно утопило оставшуюся после аварии в живых на «Курске» часть команды.
Я не сторонник развязывания войны с Америкой или кем-либо ещё. Я вообще не хочу войны. Но для того, чтобы не было подобных инцидентов в будущем, мы должны иметь современные и мощные вооружённые силы — армию, авиацию и флот. Мы должны быть настолько сильны, чтобы ни у кого не возникало желания к всевозможным провокациям, а тем более к реализации своих территориальных или иных претензий к нам. Если армия не воюет, то она загнивает так же, как ржавеет неработающий механизм. Поэтому необходимо иметь не только самую современную боевую технику и вооружения, но и хорошо обученные, постоянно готовые к войне вооружённые силы. Жизнь солдата – либо война, либо подготовка к ней. Зажиревший солдат – не солдат. Русский православный философ начала XX века Иван Ильин писал: «Воинское дело очень трудное, скорбное и трагическое. Но необходимое и служащее благой цели. Средства его жестокие и неправедные. Но именно поэтому дух, коему вручаются эти средства, должен быть крепок и непоколебим в своём искреннем христолюбии». В этих словах мы видим противоречивый нравственный характер войны и неправедность средств её ведения, трагическую необходимость ратного труда и, самое главное, духовную чистоту воина. Если в вооружённых силах служат профессионалы, знающие своё дело и беззаветно преданные Отечеству (а не денежному мешку), то в район учений флота никогда не заползут чужие подводные лодки под самое брюхо нашего атомного подводного крейсера. В противном случае, они должны понимать, что будут быстро обнаружены и выставлены вон, а при продолжении попыток сближения с объектом своих интересов — потоплены. Так действуют американцы, так должны действовать и мы. И никто никогда не будет в обиде — все уважают правила игры, уважают сильного соперника.
Что ещё? В стране необходимо наводить порядок, и срочно повышать уровень жизни россиян. Россиян должно быть много. Земля России должна заселяться россиянами, а не иммигрантами из Китая и других окружающих нас стран. Для россиян необходимо создавать такие условия жизни, чтобы они любили свою страну и гордились ей, чтобы не привлекал их сытый кусок чужого пирога где-то за океаном. А для иммигрантов (уж не сочтите шовинистом) создавать такие условия, чтобы им не очень хотелось к нам ехать, не то через пару-пятёрку десятилетий основным языком на территории бывшей России станет китайский.
Ну, и последнее. Для того, чтобы подобный кризис общественного мнения не повторялся, руководство страны обязано говорить народу правду, какой бы страшной она ни была. И, самое главное, любить свой народ.
Для тех, кто не посмотрел этот фильм и ещё сомневается, стоит ли это делать, с целью ознакомления с наиболее правдивой версией случившегося предлагаю стенограмму фильма Жан-Мишеля Карре «Курск: подводная лодка в мутной воде». Фильм был на французском языке, но с русскими субтитрами, иногда довольно корявыми для русского языка. Поэтому здесь предлагается слегка обработанная местами версия для более лёгкого прочтения с сохранением всего того, что хотели донести до зрителя создатели фильма. Если же вас не затруднит прочтение, то. начинаем сеанс.
Титры: «Против течения»
Добрый вечер. Сегодняшний фильм, снятый Жан-Мишелем Карре, называется: «Курск: подводная лодка в мутной воде». «Курск»: атомная подводная лодка, затонувшая 12 августа 2000 года, была самой современной лодкой российского флота, огромная по длине с футбольный стадион, по высоте с 7-этажное здание, снабжена ракетами, каждая из которых в 40 раз мощнее бомбы Хиросимы.
Титры: совместное производство «Les films Grain de sable», «Yenan Production» и «Clap d’Ort films» с участием «France 2».
Интервью Мориса Страдлинга, инженера по торпедам, советника Минобороны Великобритании:
— Две тонны, 300 миль в час. Это такая энергия. Представьте пулю в две тонны (кадры в воде снизу, с глубины: в зеленоватой мути видно днище и работающие винты идущего корабля, летящий в суперкавитационной газовой оболочке «Шквал» на полной скорости со взрывом проходит сквозь его корпус навылет), способную пробить насквозь любое судно даже без боеголовки.
Интервью адмирала Эйнара Скоргена, командира норвежского флота:
— Были слухи о том, что будут испытания новой торпеды. Я это слышал два месяца назад от наших спецслужб.
Июль 1998 года, испытания торпеды «Шквал» (весьма любопытные кадры — старт «Шквала» из надводного торпедного аппарата, цель — надводная посудина — разнесена в куски).
Эдмон Поуп, бизнесмен, бывший спецсотрудник ВМФ США (кадры интервью):
— Мы узнали о «Шквале» в программе обмена с Россией в 1995 году. Нам тогда сообщили, что существует торпеда, способная двигаться со скоростью 500 километров в час под водой. Мы думали, что это невозможно, но это действительно было так, и снами хотели работать, чтобы найти сбыт.
Он покупает часть чертежей при Ельцине (кдры съёмки скрытой камерой, датированные 1998), тогда всё можно было купить более или менее легально.
— Меня арестовали (продолжение интервью Поупа) только во время моей двадцать седьмой поездки в Россию (недовольно-озадаченное и возмущённое лицо Поупа).
Апрель 2000 года (снова кадры съёмки скрытой камерой: процедура ареста), оперативная съёмка. Эдмонд Поуп был арестован в гостинице с секретными документами (лицо Поупа в момент ареста — оно в пятнах, шоковое состояние, он растерян) и в присутствии российского учёного Анатолия Бабкина — конструктора торпеды «Шквал» (показывают г-на А.Бабкина).
— У меня нет никакого сомнения, до выборов Путина всё уже было решено на высоком уровне (продолжение интервью на фоне кадров оперативной съёмки шмона в гостинице), когда наш человек В.Путин станет президентом, он покажет, что эпоха Ельцина окончательно закончилась.
Как и все суды над шпионами, он проходит при закрытых дверях. Поуп будет осуждён на 20 лет колонии строгого режима. Он будет освобождён после девятимесячных переговоров между Россией и Америкой. Его арест перед манёврами является наиболее эффективным средством, чтобы лишить американцев информации о «Шквале».
Эдмон Поуп (снова кадры интервью):
— Я слышал от разных источников, что присутствовали одно или два китайских официальных лица в качестве наблюдателей. Я знаю, что Китай уже покупал «Шквал». Раз китайцы присутствовали, значит, что Россия собиралась продать им новую версию «Шквала».
Интервью адмирала Георгия Костева:
— Атомные лодки на грунт не ложатся — это должно быть что-то серьёзное, и все подводники это знают.
В неуверенности семьи приезжают в Мурманск на военную базу Курска (так сказано в фильме). Четыре дня после происшествия они так и не знают имён моряков, находящихся на «Курске».
Интервью Михаила Волжинского, инженера, принимавшего участие в испытаниях «Курска»:
— Командир перед выходом в море обязательно оставляет на базе список экипажа.
Екатерина Багрянцева, жена подводника:
— Я не могла поверить в то, что мой муж погиб, была ещё надежда и я за неё держалась. В первый момент меня это и спасало.
Неделю спустя, в штаб-квартире ВМФ наконец соглашаются на встречу с семьями (нелицеприятные съёмки в каком-то ДК ВМФ). Телевидение показывает мать подводника, которая громко окликает вице-премьера Илью Клебанова (видно, что у неё начинается истерика). «Что вы дальше приняли?! Сколько это может продолжаться?! Они за 57 долларов закрыты сейчас в консервной банке у нас. Зачем я его растила?! Скажите, у вас есть дети?! У вас нет наверно детей! Что он не поймёт? Ничего они не понимают! Они зажравшиеся там сидят! А у наших ничего нет, ни условий для жизни, ни для службы. Ничего. » Такое общественное выступление до сих пор было немыслимо в России (медсестра подходит со шприцем, готовым для инъекции). «Надоело всё это безобразие. У меня муж 25 лет отслужил. За что, скажите. Для того, чтобы время похоронило там?! Нет, никогда в жизни я вам этого не прощу. » (к ней подошли капитаны первого и второго ранга и капитан-лейтенант — трое, чтобы силой вывести из зала). «Снимайте погоны! Вы за свои погоны боитесь! Снимайте их все сейчас. Лучше сейчас расстреливайтесь сами. Мы вам не дадим никакой жизни. » (капитан первого ранга борцовским захватом за шею пытается её остановить, медсестра сразу уходит, как женщина поворачивается, а капитан второго ранга также хватает её за шею — сейчас её давят уже два здоровых мужика в офицерской форме. Она видит около себя только военных и падает, тут же душители её подхватывают). Эта мерзкая сцена будет вырезана из новостей на следующий день.
У военных вырабатывается рефлекс советского периода. Они настойчиво просят журналистов удалиться из зала (телекамера смотрит прямо в живот бородатого и усатого капитана третьего ранга — вида типичного подводника по завершению похода. Несчастную женщину выносят на носилках вперёд головой).
Людмила Милютина, мать подводника:
— Я не понимаю, почему политики не могут честно говорить с народом. Это они спровоцировали эту истерику. Они не были готовы ни к встрече с нами, ни отвечать на наши вопросы.
Неделя лжи, молчания и политической агитации властей будут мешать спасению экипажа. Одиннадцать стран НАТО предложили свою помощь России (зарубежный телеканал), но в Москве не считают необходимой международную помощь. Тем не менее из Англии вылетает самолёт, на борту которого находится усовершенствованная спасательная подлодка LR-5 (идут кадры погрузки её в самолёт).
Адмирал Дэвид Рассел, командир флота Великобритании:
— Вначале мы думали, что нам дадут возможность приземлиться в Североморске. К сожалению, Россия не дала нам разрешения на вхождение в их воздушное пространство. Лучшим решением было бы поместить подлодку на «Normand Pioneer» (кадры погрузки и отваливания норвежского судна с подлодкой LR-5 на борту).
Далее снова душераздирающие кадры с родственниками моряков.
Адмирал Эйнар Скорген, командир норвежского флота:
— Наши водолазы быстро спустились. Мы увидели, что подлодка была действительно там, горизонтально, что там не было течения, и что люк аварийного шлюза, позволяющий пристыковаться во время проведения работ по спасению, не был повреждён, как говорилось раньше.
Норвежские и английские водолазы открывают люк за 25 минут (кадры видеозаписи: из люка выходит немного пузырьков воздуха), тогда как в России утверждали, что это невозможно. Они констатируют своей камерой, что «Курск» полностью заполнен водой и что все подводники мертвы.
Снова адмирал Эйнар Скорген:
— К сожалению, когда стало возможным использовать LR-5, было уже поздно (кадры церемонии сброса цветов в море, исполняет сам адмирал Эйнар Скорген).
Адмирал Попов, обращение к народу: «Горе пришло, но жизнь продолжается. Растите детей, растите сыновей. а меня простите за то, что не уберёг ваших мужиков» (снимает пилотку). Мимо камеры добавляет, что свои последующие дни посвятит поискам того, кто организовал эту трагедию.
Капитан первого ранга Виталий Доценко, историк:
— Понимаете, он подразумевает, что эту трагедию, собственно, организовали.
В СМИ рождается новая теория о том, что подводники не должны были выжить, чтобы не рассказать то, что будет потом засекречено (газетная передовица вопрошает «Подлодка ударилась о дно?»). Слухи о трагедии растут, у всех своя версия. Некоторые даны СМИ, другие военными, а ещё другие — разными специалистами (некоторые в кадре). Тем не менее, доминируют две версии. Первая — адмиралов, ответственных за манёвры. Для них это может быть только ответственность американцев или англичан в столкновении или в выстреле торпеды.
Адмирал Эйнар Скорген:
— Попов мне чётко сказал: «Наши спецслужбы утверждают, что было столкновение с зарубежной подлодкой».
В то же время «Пётр Великий» сообщает, что спасательная команда обнаружила буй подлодки чужого типа.
Адмирал (по погонам — капитан первого ранга) Виталий Доценко:
— Вот смотрите, вдруг появляется информация о том, что в зоне гибели «Курска» нашли бело-зелёный буй. Я думаю, что это аварийный буй с подводной лодки «Мемфис».
Адмиралы утверждают, что видеосъёмки «Курска» доказывают участие иностранной подлодки. При осмотре видны (указывают пальцами на демонстрируемых видеокадрах) разрывы и отверстие в корпусе, и что металл вогнут во внутрь (на кадрах: действительно, оно круглое, с ровными краями, видно совершенно чётко, рядом с ним — разошедшиеся листы наружного легкого корпуса, глубиномер фиксирует при этом положение камеры на отметке 100,5 метра). Только одно сильное столкновение, могло ли оно одно произвести столько повреждений?
Заголовок французской газеты гласит: «В КОРПУСЕ — ПРОБОИНЫ ОТ АМЕРИКАНСКИХ ТОРПЕД MK-48». Передовицы многих наших газет его повторяют. Только присутствие американских подлодок «Мемфис» и «Толедо» может объяснить эти пробоины на корпусе «Курска». Но если американцы вмешались, возможно это потому, что они узнали о присутствии китайских официальных лиц на этих манёврах (на видеоматериалах: заметны семеро китайских военных у оптических наблюдательных приборов, позади них — в белых кителях парадной формы российские старшие морские офицеры, их звания почти неразличимы). Для Америки недопустимо, что Китай будет владеть «Шквалом» (далее следуют впечатляющие кадры беспощадной разрушающей мощи стремительного «Шквала»). Американцы не могут его нейтрализовать и таким образом потерять морское превосходство в Юго-Восточно Азии.
Сомнения, молчание и постоянная ложь Путина и его аппарата создаёт мнение, что официальная версия была полностью сделана по дипломатическим причинам. Расследование, проведённое в России, США, Великобритании и Норвегии, позволило нам выработать гипотезу, правдоподобно разъясняющую эти события. Чтобы понять, нужно попробовать представить, что могло произойти 12 августа 2000 года.
Адмирал (но по погонам — капитан первого ранга) Виталий Доценко:
— Всё-таки подлодка «Курск» была торпедирована. подводной лодкой «Мемфис».
Адмирал Эйнар Скорген:
— Два противолодочных самолёта приблизились к нашим берегам. Очень близко к нашей границе, и начали искать подводную лодку. Я позвонил Попову и спросил: «Что вы делаете?» Он мне ответил: «Мы ищем подводную лодку, двигающуюся вдоль вашего берега, скорее всего американскую, которая была повреждена».
Предположение американского вмешательства, даже мотивированное присутствием китайских официальных лиц — неприемлемо. Это военное действие могло повлечь международный конфликт или возвращение к холодной войне.
Лилия Шевцова, политолог и экономист:
— Для Путина и для американцев не могла идти речь о столкновении с «Курском». Нельзя было подвергнуть опасности так хорошо сложившиеся отношения между двумя сторонами.
Капитан первого ранга Николай Черкашин, журналист, историк:
— К сожалению война продолжается, как тяжёлая болезнь, так как она основана на недоверии стран друг к другу (чудесные кадры тяжёлого ракетного подводного крейсера типа «Акула» в надводном положении — есть, на что посмотреть).
Адмиралы Северного флота во время холодной войны жили в напряжении. Важность подводных лодок в этот период явилась причиной постоянных инцидентов между СССР и США, повлекших гибель сотен моряков. Это были С-117, М-256, К-219, «USS-Scorpion», «USS-Grellng», «Carelli», «Комсомолец» и другие (кадры лежащих на дне подлодок разных типов). Все они были жертвами столкновений, атак, необъяснимых кораблекрушений или просто исчезновений. Все эти инциденты засекречены, в то время как ядерные реакторы этих подлодок находятся в глубинах морей. Нужно учесть, что подводные лодки с ядерным вооружением — единственные в мире, для которых не существует никакого международного соглашения о взаимном наблюдении.
Через две недели после катастрофы, несмотря на первоначальные опровержения, американские спецслужбы допускают в «The New York Times», что одна из их подлодок, «Мемфис», действительно находилась в зоне в целях наблюдения за учениями «Курска». В это же время становится известно, что директор ЦРУ Джордж Тенетт секретно прибыл в Москву через 3 дня после гибели «Курска».
Капитан (первого ранга) Виталий Доценко, историк:
— Раньше никогда к нам не приезжал директор ЦРУ. Зачем он приехал? Наверное это связано с урегулированием инцидента, связанного с гибелью «Курска».
Джемс Райсен, журналист «The New York Times»:
— Думаю, что американские спецслужбы, НАБ, ЦРУ знают многое о том, что произошло на «Курске». НАБ владеет совершеннейшим оборудованием для слежения. Оно не знает в подробностях, что произошло внутри подлодки, но оно знает, как отреагировал Российский флот.
Рустам Арифджанов, Главный редактор газеты «Версия»:
— После событий, связанных с «Курском», наблюдается всё большее и большее приближение России к Америке. Россия ликвидирует свои военные базы на Кубе, во Вьетнаме, Россия соглашается с военным присутствием США в центральной Азии, в бывших советских республиках.
Президент объявляет траур в Российской Федерации. Семьи отказываются от траура и категорически отказываются от сопровождения президента на место гибели «Курска». Такая ситуация небывалая для России. Борис Березовский, один из олигархов, теперь окончательно в оппозиции с Путиным, выбирает момент, чтобы создать фонд помощи семьям.
Борис Березовский, олигарх:
— Я выделил миллион долларов, чтобы помочь пострадавшим семьям, и реакция Путина была резкая. Он решил, что в первую очередь им должно помочь государство, но результат оказался негативным, так как те же ветераны Афганистана стали спрашивать, почему они не получают заслуженной помощи? Только из-за того, что их проблемы не актуальны для политической пропаганды?
Светлана Байгарина, жена моряка:
— Государство быстро откликнулось, мы получили материальную помощь. Самое главное, что запомнилось, это когда стали выплачивать задолженность с 1996 года.
Нильс Бемер, норвежская экологическая ассоциация — Беллона:
— Когда произойдёт новая авария, больше не будет журналистов, которые будут задавать «ненужные» вопросы. Народ должен будет верить тому, что говорят газеты и официальное телевидение.
Только часть этой записки была показана в СМИ. Другие страницы — засекречены.
Только 12 тел было поднято. Другие остаются внутри «Курска» в ожидании положительного решения на поднятие субмарины (кадры казармы, на застеленных койках — фотографии погибших, рядом — рыдающие члены семей; у кого слабые нервы — лучше не смотреть). Траурная церемония проведена, но тела оставлены для вскрытия (кадры заснеженных улиц с толпами народа, красные гробы под андреевскими флагами везут по улицам на БТР). Журналистке московской газеты «Жизнь» удалось получить сведения от судмедэксперта Игоря Грязнова. Он утверждает, что в карманах Дмитрия Колесникова была найдена ещё одна записка, написанная через 3 дня после аварии. Она написана для главнокомандующих и содержит информацию о гибели «Курска». Судмедэксперт утверждал, что вице-адмирал Моцак настойчиво просил об этом молчать. Содержание этого письма так никогда и не будет опубликовано. Эти открытия ещё раз подтверждают, что власти намеренно оставили экипаж «Курска» погибать.
Борис Кузнецов, адвокат семей:
— Семьи экипажа. «Курска». меня попросили их представлять как потерпевших по уголовному делу.
Владимир Митяев, отец подводника:
— Наш адвокат. работает над делом. Тот, кто виновен, должен ответить. Иначе будет как всегда — нет виновных.
Тайна гибели «Курска» хорошо охраняется. Правительство нашло выход из ситуации поднятием субмарины, которое скроет причину трагедии и в то же время покажет желание Путина быть открытым. Подряд на поднятие лодки получила голландская фирма «Мамут», она была единственной, которая отказалась поднимать торпедный отсек. Все российские и зарубежные проекты, которые предлагали поднять «Курск» целиком (кадры специалистов у доски, где мелом начерчены схемы вариантов подъёма корабля), систематически отклонялись (кадры компьютерного 3D моделирования корабля, показаны развороченные взрывами в верхней правой части первый и второй отсеки — разрушения просто чудовищны, но корпус не разломился). Носовая часть субмарины будет отрезана и оставлена на дне. Одновременно избегая открытия того, что не должно быть раскрыто (реальные подводные съёмки носовой части корпуса — видно, что наружный корпус сильно деформирован). Операция обойдётся в 130 миллионов евро, то есть в два раза больше всего годового бюджета ВМФ для подлодок. Что не так дорого стоило для поднятия рейтинга Путина.
Четыре месяца спустя подъём было завершён. «Курск» будет поставлен в док судоремонтного завода в Росляково. Семьи, живущие в этой закрытой военной базе, испугались. Они знают, что реакторы «Курска» того же типа, что и в Чернобыле, и совсем не доверяют начальникам. Население скупает йод в аптеках. В школах раздаются противогазы, на крайний случай подготовлены автобусы. Те, кто могут, отправляют своих детей за город.
При церемонии вручения наград погибших моряков неожиданно выступила Надежда Тылик (с которой была истерика, и которая предлагала чиновникам расстреливаться). Это её год назад вынудили замолчать обезболивающим уколом. «Хочется, чтобы повзрослев, дети погибших знали, что их отцы погибли из-за халатности, разгильдяйства и бездушия высоких, великих людей мира. Мне искренне жаль тех людей, которых заставляли врать — им придётся нести в душе большой, великий грех. И покайтесь, пока ещё не поздно».
Титры на экране: «Октябрь 2001 года». Голландская баржа поставила «Курск» в док. Постепенно становится виден двуглавый орёл (кадры рубки, на ходовом мостике нет ни одного целого бронестекла, листы обшивки деформированы) — царский герб, который был выбран для «Курска».
Прокурор Устинов, следователи и судмедэксперты поднимаются на борт (кадры, как по навесному трапу на верхнюю палубу «Курска» поднимаются люди, далее — кадры в доке с правого борта, у кромки обрезки носовой части корпуса ясно видно круглое входное отверстие с вогнутыми вовнутрь краями диаметром чуть более полуметра, вероятно, как раз от торпеды MK-48, этот же кадр, но чуть в другом ракурсе, был опубликован в газете «Советская Россия»).
Отверстие в борту рассматривают специалисты:
— А что значит это отверстие в правом боку подводной лодки?
Не названная женщина, одна из членов технической комиссии:
— Я видела сама, вмятина была. внутрь лодки.
М.Стредлинг, инженер по торпедам:
— Я удивляюсь, смотря на такое чёткое отверстие в корпусе «Курска». Это похоже на торпедную пробоину, скорее всего, это и есть торпедная пробоина. Что-то странное произошло, но мы этого не знаем.
Эта правая сторона «Курска» с пробоиной будет быстро запрещена для съёмок. Почему? Только несколько военных знают секрет новой американской торпеды (кадры 3D-моделирования, на которых детально со всех сторон показывают устройство MK-48). Один из них нам конфиденциально объяснил, что это отверстие — подпись торпеды MK-48. Её боеголовка с обеднённым ураном, использующаяся для пробивания танков, и нагрев до высоких температур медного кольца (демонстрируется схема устройства) ей позволяют оставлять очень чёткий след в корпусе. Её навигационная программа создана для попадания в заднюю часть торпедного отсека, находящегося рядом с командным отсеком (кадры компьютерного моделирования попадания торпеды в борт «Курска»).
Несколько дней спустя следователи говорят о том, что найден в хорошем состоянии один из аппаратов, записывающих технические данные. После анализа Игорь Баранов — конструктор «Курска» — объяснит, что этот аппарат не был включен во время аварии, и что нет никаких данных в момент взрыва.
Один из следователей найдёт тело одного офицера перед сейфом с ключом в руке (кадры — действительно, это сейф, рядом с его дверцей лежит тело). В этом сейфе хранятся коды запуска ядерных ракет «Гранит». Только 6 из 24 ракет, похоже, были немного повреждены. Они отправлены на секретный судоремонтный завод «Нерпа» для уничтожения. Некоторые специалисты утверждают (кадры контейнера с ракетой «Гранит» на трейлере), что изъятие этих ракет и была главной целью операции по поднятию «Курска». Россия не могла дать зарубежному флоту, а тем более террористическим организациям, возможность взять эти ракеты. Нужно было дождаться этой операции (кадры демонтажа ракет), чтобы наконец признались в том, что «Курск» имел на борту ядерные боеголовки. Эта катастрофа могла обернуться экологическим бедствием.
Владимир Кузнецов, директор Российского зелёного креста:
— Реакторы «Курска» схожи с реакторами Чернобыльского типа, с теми же дефектами. Европейский союз добился закрытия Чернобыльской АЭС, но ведь ни у кого не хватает ума требовать остановить все реакторы чернобыльского типа.
Тела всех моряков были извлечены из «Курска» и вскрыты. Устинов хочет минимизировать ответственность Путина, который долго не давал согласия для зарубежной помощи. Он утверждает, что мощность взрыва и пожара на борту погубила большую часть экипажа. Но из 118 моряков всего лишь 3 тела, которые находились в торпедном отсеке, не могут быть опознаны, доказывая, что только они мгновенно погибли.
Эдмонд Поуп:
— Судя по этим документам, становится ясно, что канадское правительство активно обсуждало с Российским правительством покупку торпеды «Шквал». Это очень деликатное обсуждение, настолько деликатное, что с российской стороны полномочным представителем был лично В.Путин. Российский ВМФ ничего об этом не знал.
«Курск» будет отправлен на закрытый остров, где будет разрезан (кадры разделки «Курска») и сплавлен. Затем российский флот взорвёт торпедный отсек «Курска», который ещё лежал на дне (кадры подводных взрывов, поднявших столбы воды). Любые другие возможности проведения иного расследования окончательно исчезают.
Владимир Кузнецов, директор Российского зелёного креста:
— Лодка. утонула, народ. утопили, миллиард растратили. А толку с этого что? Что же будет следующее? Вот что. Что будет следующее в нашей. стране?
Во время захвата заложников Норд-Оста, одна из знаменитых журналистов Анна Политковская передаёт сообщение одного из заложников. «Нам ясно, страна нас бросила. Мы — новый «Курск».
Сергей Ковалёв, бывший правозащитник, депутат:
— Если же говорить о фильме гораздо более в общем, я бы сказал то же слово: ложь, как основа национальной политики в Российской Федерации. Но я бы сказал бы ещё и другое слов, слова: трусость, лень и лицемерие по отношению к западным лидерам. Вот их трусость, лень и лицемерие подкрепляет нашу ложь. И это является чрезвычайно опасно для будущего всех нас.
118 моряков погибли на «Курске», 129 во время захвата заложников в «Норд-Осте» и тысячи в Чечне (всё это сопровождается документальными съёмками). С начала гласности были убиты несколько сотен журналистов, политиков и учёных (кадры трупов с кровавыми следами выстрелов в голову). И много других сидят ещё в тюрьмах (финальные кадры с огромным заснеженным кладбищем с могилами, на которых стоят портреты моряков, и одинокая женщина с букетом цветов; много надгробий моряков с одинаковыми финальными датами — 1961 и 1990).
Финальные титры: постановщик и режиссёр: Жан-Мишель Карре, монтаж: Мишель Олландер, и т.д., длинные списки людей в России и в США, которым авторы фильма приносят свою благодарность.
С 1961-го года и до трагедии «Курска» за время аварий на советских подводных лодках погибло несколько сотен человек.
27 января 1961 года в Баренцевом море затонула лодка С-80, унеся с собой 68 человек.
8 марта 1968 года в Тихом океане при столкновении с американской ПЛ погибла дизельная ракетная лодка К-129 с 98 членами экипажа.
12 апреля 1970 года в Бискайском заливе затонула К-8, 52 человека погибло.
21 октября 1981 года в Японском море затонула лодка С-178, 31 человек погиб.
6 октября 1986 года в Атлантике недалеко от побережья США затонула АПЛ К-219, 4 человека погибло.
7 апреля 1989 года в Норвежском море затонула лодка К-278 «Комсомолец», погибло 42 человека.
Желающим ознакомиться с официальной версией трагедии 12 августа 2000 года можно порекомендовать книгу Владимира Устинова (генерального прокурора РФ) «Правда о ‘Курске’», по которой также был снят документальный фильм. Его тоже можно найти в Интернете.