в каком году крестоносцы потеряли иерусалим
Этот день в истории: 1099 год — крестоносцы штурмом взяли Иерусалим
15 июля 1099 года после месячной осады войска крестоносцев ворвались в Иерусалим. Успешный исход осады привёл к завершению Первого крестового похода и созданию в Малой Азии государств крестоносцев.
К концу XI века в Западной Европе в силу целого ряда причин (прежде всего экономического и демографического характера) создались предпосылки для крестового похода с целью освобождения Гроба Господня.
В этих обстоятельствах 26 ноября 1095 года римский папа Урбан II на Клермонском соборе призвал отправиться на Восток и освободить Иерусалим от мусульманского владычества, заявив, что храбрые воины после победы получат отпущение всех грехов и освобождение от долгов.
Призыв вызвал всеобщее воодушевление и привел к стихийному организованному походу бедноты, который окончился полным провалом — его участники были перебиты сельджуками.
Только через два года, в 1097 году, было собрано объединённое войско из нормандских, французских и германских рыцарей, которое и двинулось на Иерусалим. Чтобы дойти до назначенной цели, им потребовалось более двух лет.
Особенно долгой стала задержка, связанная с осадой Антиохии. После того как город был взят, началась эпидемия тифа, из-за чего войско крестоносцев сократилось. Им пришлось выждать ещё полгода, прежде чем они смогли восстановить силы и продолжить свой поход.
Следующая задержка произошла уже в 1098 году — предводитель святого войска граф Раймунд Тулузский решил взять город Маарру, жители которого оказали ожесточенное сопротивление. После взятия и разграбления Маарры крестоносцы осадили Триполи, но так и не смогли его взять. Только после этого было решено наконец двигаться на Иерусалим.
В результате всех этих задержек войско крестоносцев подошло к стенам Иерусалима только 7 июня 1099 года. Хроники сообщают, что в момент, когда перед крестоносцами предстали заветные стены, воины упали на колени и начали молиться.
Несколько попыток штурма города окончились неудачей, и уже казалось, что крестовый поход заканчивается провалом — христианская армия голодала, так как мусульмане захватили корабли с продовольствием, а на помощь осажденным из Египта уже двигалась фатимидская армия.
Чтобы воодушевить войско, священники предложили совершить крестный ход под стенами города. 8 июля крестоносцы босиком с молитвами прошли вдоль стен Иерусалима, что вызвало насмешки со стороны мусульман, забравшихся на стены поглазеть на странное зрелище.
Из-за насмешек «неверных» крестоносцев охватил «священный гнев» — войско воодушевилось, готовое в едином порыве сложить голову за веру. В считанные дни были построены осадные башни, метательные машины и начат штурм.
Утром 14 июля 1099 года на Иерусалим полетели первые стрелы и камни. В ответ на захватчиков с большой высоты выливали кипящую воду и кидали горящие тряпки и доски. Под непрекращающимся обстрелом крестоносцы начали придвигать к стенам Иерусалима осадные башни, однако им помешал опоясывающий город глубокий ров, который не успели до конца засыпать.
Наступила ночь, в ходе которой обе стороны бодрствовали — мусульмане боялись, что последует новая атака, а христиане опасались, что осажденным удастся каким-то образом поджечь осадные орудия.
Утром 15 июля, после общей молитвы и песнопений, христиане подняли сотни знамён и стальными клиньями устремились к стенам. Арбалетчики меткими выстрелами вызвали панику среди оборонявшихся, что дало возможность засыпать ров и беспрепятственно приблизить башни к крепостным стенам.
Лучники смели со стен защитников, после чего толпы воинов и рыцарей в священном рвении и экстазе бросились на стены, разя длинными обоюдоострыми мечами и тяжёлыми топорами, переламывая арабские кривые сабли, разбивая кожаные шлемы и чалмы, сметая всё на своём пути.
Это стало переломным моментом в атаке — крестоносцы под непрекращающийся рёв и воинственные крики перекинули на стены деревянные мостки и, разметав защитников, толпами устремились за стены. Первым, согласно преданию, прорвался рыцарь из Лотарингии Летольд, за ним последовали Готфрид Бульонский и Танкред Тарентский.
Раймунд Тулузский, армия которого штурмовала город с другой стороны, узнал о прорыве и тоже устремился в Иерусалим через южные ворота. Увидев, что город уже пал, эмир гарнизона башни Давида решил капитулировать и открыл Яффские ворота.
После этого в городе началась резня. Крестоносцы убивали не только воинов, но и простых жителей, не разбирая их веры и не щадя ни женщин, ни детей. 16 июля Иерусалим представлял из себя страшное место — его улицы застилали трупы, почти все население города было перебито.
Взятие Иерусалима 15 июля 1099 года отмечено во всех исторических источниках начала XII века. После падения города правителем новообразованного Иерусалимского королевства стал Готфрид Бульонский.
Набожный Готфрид не захотел называться королём в городе, где Христос был коронован терновым венцом, поэтому 22 июля 1099 года принял титул Защитника Гроба Господня.
1 августа был избран первый латинский патриарх Иерусалима — им стал Арнульф Шокесский. Он допросил нескольких чудом уцелевших горожан, от которых узнал местонахождение священной реликвии — Животворящего Креста, на котором распяли Иисуса, что вызвало новый религиозный подъем.
Царство небесное. История падения Иерусалима
В 1099 году первый крестовый поход принёс христианам Иерусалим. Святая земля почти век находилась под контролем государств, основанных крестоносцами. Однако уже в конце XII века многое переменилось…
Коллаж © L!FE. Фото: © wikipedia.org © Shutterstock
Государства крестоносцев в Палестине были экзотическим для своего времени образованием. Они, основанные западными рыцарями, имели очень пёстрый этнический и религиозный состав. Здесь жили арабы, турки, евреи, армяне, греки, теперь же добавились европейцы. Здесь молились по православному и католическому обрядам, шииты обитали рядом с суннитами, исмаилитами и иудеями.
Кроме рыцарей, в Палестину потянулись колонисты, благо, государства крестоносцев занимали богатые и плодородные земли. Надо отметить, что крестоносцы весьма разумно вели хозяйство. Они не стали навязывать своих обычаев в управлении и только усовершенствовали местные установления, введя довольно лёгкие налоги на местных крестьян. Так что мусульманские земледельцы не только не бежали с занятых крестоносцами территорий, наоборот, многих сарацин соблазняла перспектива жить на более богатых землях со щадящим режимом управления.
Взятие Иерусалима крестоносцами, 15 июля 1099 года. Фото: © wikipedia.org
Конечно, не следует идеализировать христианские государства на Святой земле. Это были нормальные феодальные домены с жёсткой иерархией, постоянными стычками на границах, войнами и набегами христиан на сарацинские территории и наоборот. Однако эти своеобразные, космополитичные государства были удивительным явлением тогдашнего мира. Между тем спустя век после основания над ними сгущались тучи.
Балдуин IV командует войсками при Монжизаре. Картина Шарля-Филиппа Ларивьера. Фото: © wikipedia.org
В 1170-х годах Иерусалимское королевство лихорадило. Им правил Балдуин IV, страдавший проказой. Этот совсем ещё молодой человек обладал всеми достоинствами государственного деятеля: умом, храбростью, способностями к управлению, но в недолгой перспективе он был обречён. Королевская болезнь привела к долгому периоду нестабильности.
Однако на ниве борьбы с сарацинами Балдуин начал с эффектных успехов. Как раз в этот период на Востоке начала восходить звезда султана Саладина. Великий правитель мусульманского мира начал с похода на государство крестоносцев и неожиданно обломал зубы. Больной, полумёртвый король неожиданно отважно напал на Саладина у горы Монжизар и полностью разгромил его. Саладин чуть не погиб и вернулся в Египет побитым и униженным. Казалось, что проблема угрозы со стороны сарацин надолго снята. Однако Саладин был несгибаем.
Саладин и Ги де Лузиньян после битвы при Хаттине. Фото: © wikipedia.org
Он не стал немедленно пытаться мстить за унижения, а вместо этого начал укреплять свою власть на Ближнем Востоке. К этому моменту он владел обширными землями в Египте и Сирии, но ему приходилось отчаянно лавировать между приближёнными и родственниками, лояльность которых была под вопросом. Вдобавок Саладин смог успешно блокировать попытки крестоносцев выдвинуться к Алеппо.
Однако главным успехом сарацинского владыки было объединение почти всего Ближнего Востока под собственным знаменем. Саладин последовательно овладел Алеппо, окрестными землями и потеснил атабеков Мосула. На занятых территориях султан обустраивался всерьёз и надолго: города не разорялись, волнения подавлялись без жалости, но и без лишней жестокости. Словом, этот блестящий правитель создал одну из наиболее мощных держав своего времени. К 1180-м годам он вновь был готов обратиться против латинских государств Палестины. Может быть, он сделал бы это и значительно позднее или даже вовсе не стал бы трогать Иерусалим в ближайшее время, но в отношения государств вмешался личный фактор.
Замок Керак и скульптура Саладина. Коллаж © L!FE. Фото: © wikipedia.org
В начале правления прокажённого короля получил свободу один из самых колоритных типов эпохи крестоносцев — Рено де Шатильон.
До сих пор судьба Рено де Шатильона складывалась извилисто. Он был младшим сыном в семье рыцаря из Европы и, как многие, поехал пытать счастья на восток. Сначала его судьба складывалась удачно: он снискал славу рейдами против сарацин, а после бурного романа женился на молодой вдове — герцогине Антиохийской. Однако в очередном рейде он попал в плен и 15 лет провёл в заточении. За это время его жена умерла, а в мире вообще многое изменилось. Однако этот человек не мог сидеть на месте. Выйдя на свободу, он начал вести себя так, как будто этих пятнадцати лет просто не было. Рено быстро женился вновь и благодаря свадьбе приобрёл себе Керак — замок на самом краю владений крестоносцев, читай — на переднем крае боевых действий. Там его буйная натура получила возможность развернуться.
Пограничье между Иерусалимским королевством и землями сарацин не было рубежом современного типа с полосатыми столбами и сторожевыми собаками. Это была довольно широкая полоса, и в ней действовали законы той стороны, которая в данный конкретный момент топтала пограничье копытами своих коней. Предприимчивый Рено чувствовал себя в этой неустойчивой зоне вечной войны как рыба в воде. Благо и контроль из Иерусалима был слабым: Балдуин, измученный проказой, медленно и мучительно умирал, а на первую роль выходил женатый на его сестре Ги де Лузиньян, лишь недавно приехавший на Святую землю.
Ги вовсе не был таким ничтожеством, каким его изображали в популярных книгах и фильмах, но всё же мужем королевской сестры и, таким образом, наследником престола он сделался скорее за неимением лучшего кандидата, чем благодаря своим высоким качествам. Пока в Иерусалиме утрясали брачные вопросы, Рено резвился как хотел. Довольно широко распространена история о том, как Рено захватил караван мусульман-паломников. Нападением на караван в Палестине было никого не удивить, но в действительности Рено отчебучил нечто гораздо более любопытное. Он построил пять галер, в разобранном виде перевёз их на верблюдах к Красному морю, там собрал и принялся пиратствовать на суше и на море.
Мусульмане слишком привыкли считать Красное море своим внутренним. Теперь же по берегам ходили слухи один другого краше, включая сплетню о грядущем нападении на Мекку и Медину. Сам Саладин в это время геройствовал в северном Ираке и лично ничего поделать не мог. По возвращении султан дал волю чувству мести: 170 христианских корсаров, взятых в плен во время рейда Рено, были публично казнены (хотя сдались в обмен на обещание жизни), а расправа с самим де Шатильоном и уничтожение Иерусалимского королевства стали для султана делом принципа.
Хаттин. Крупнейшее поражение крестоносцев
Ги де Лузиньян. Коллаж © L!FE. Фото: © wikipedia.org © Pixabay
В 1183 году Саладин начал готовить акцию возмездия. К этому моменту несчастный Балдуин буквально разваливался на ходу, и в качестве регента власть взял в свои руки Ги де Лузиньян. Был ли он бездарностью? Нет, Ги являлся недурным политиком и приличным воином, неплохо разбиравшимся в военном деле своего времени. Однако Иерусалимское королевство оказалось в опасности слишком страшной, чтобы его мог выручить полководец и король просто удовлетворительного уровня. Тем не менее поначалу Ги действовал разумно и осторожно. Он не позволял Саладину вторгаться глубоко в земли крестоносцев с помощью искусных манёвров и хорошего подбора позиций.
Однако авторитет Ги де Лузиньяна падал: он находился в этих краях без году неделя и не обладал таким авторитетом, чтобы заткнуть приближённых, обвиняющих его в трусости.
Ненадолго оправившийся от болезни Балдуин IV лишил Ги права регентства и завершил кампанию тем, что выдавил Саладина из Палестины.
Пару лет спустя король Балдуин наконец умер, а Иерусалимским королевством завладел в качестве законного правителя Ги де Лузиньян. Это событие многие феодалы восприняли без всякого восторга. Саладин же только укрепился в своём желании одолеть «франков». Для него поход на неверных не только диктовался необходимостью, но и был вопросом личного престижа защитника веры. Благо вскоре подвернулся удобный повод — наделавшее много шуму нападение Рено де Шатильона на мусульманский караван.
Коронация Лузиньяна. Фото: © wikipedia.org
Саладин вёл огромную армию, поэтому Ги де Лузиньяну пришлось основательно тряхнуть мошной, чтобы собрать хоть сколько-то сопоставимое по численности войско. С одной стороны находились войска со всего Ближнего Востока, с другой — те, кого крестоносцам удалось мобилизовать на узкой полосе вдоль Средиземного моря или нанять за её пределами.
Саладин прекрасно знал, как воюет Ги, но сумел поразить слабое место христиан. В городке Тивериада его люди блокировали жену Раймунда Триполитанского, одного из главных христианских сеньоров в Палестине. Такую угрозу Ги не мог игнорировать. Удивительно, но как раз Раймунд советовал проявить осторожность. Однако остальные лидеры крестоносцев требовали спешить на выручку Тивериаде. Ги прекрасно помнил, как в прошлый раз за убедительную, но лишённую блеска победу без сражений его осмеяли и унизили. Теперь он прислушался к «ястребам».
Марш крестоносцев шёл в разгар летней жары по безводной пустыне. Христиане полезли прямо в ловушку, расставленную Саладином. Султан велел уничтожать колодцы по дороге, и рыцари быстро поняли, что направляются точно в западню. Люди и лошади всё сильнее страдали от жажды и жары.
Ги де Лузиньян попытался использовать последний шанс: атаковать лично Саладина. В отчаянной рубке пробиться к султану не удалось, и после серии жесточайших схваток оставшиеся на ногах крестоносцы сдались в плен.
Наиболее знатных пленных привели к Саладину. Рено де Шатильон, понимая, что уйти живым ему не удастся, начал говорить дерзости и был зарублен лично Саладином. Кроме него казнили также госпитальеров и тамплиеров как принципиальных врагов сарацин. Величайшая реликвия крестоносцев — часть Истинного креста — была увезена в Дамаск.
Падение Святого города
Картина Франческо Айеца «Разрушение иерусалимского храма». Фото: © wikipedia.org
Теперь Саладин поспешил использовать плоды своих успехов. Христианские города сдавались один за другим. Сидон, Бейрут, Аскалон, Яффа — практически все профессиональные воины ушли к Хаттину и теперь или погибли, или попали в рабство, так что бороться было некому. К тому же Саладин не зверствовал и повсюду предлагал мягкие условия сдачи. Великодушие и справедливость оказались мощным оружием: почти нигде сарацины не встречали отчаянного сопротивления. Однако некоторые пункты ещё оставались в руках христиан, например, крупный порт Тир, а также Иерусалим.
Здесь на передний план вышел ещё один заметный персонаж этой эпопеи — Балиан д’Ибелин. В отличие от героя Орландо Блума с тем же именем, реальный Балиан родился в семье владетельного сеньора в Палестине. При Хаттине он был среди счастливчиков, прорвавшихся сквозь ряды мусульман. Ибелин не собирался становиться последней надеждой Иерусалима. Он просто хотел увезти из города жену и детей. Для этого он договорился с Саладином, и султан разрешил эвакуировать родных.
Первые вялые атаки сарацин гарнизон легко отразил. Однако «сборная юниоров» и ополчение всё же не были настоящим войском, а превосходство мусульман по силам было подавляющим. В конце концов отрядам Саладина удалось подвести подкоп под стены города. Балиан начал переговоры с Саладином, но тот обещал устроить побоище. Дело в том, что город, оказавший сопротивление, по обычаям эпохи уже не мог рассчитывать на милость: мужчины подлежали истреблению, женщины и дети отдавались в рабство. Тогда находящийся перед лицом гибели Балиан объявил, что, если не удастся договориться о приемлемых условиях капитуляции, христиане будут сражаться до последней капли крови, разрушат все мусульманские святыни, казнят многочисленных пленных и погибнут все до последнего — сражаясь.
Балиан сдаёт Иерусалим Саладину. Миниатюра конца XV века. Фото: © wikipedia.org
Такая решимость впечатлила султана. Стороны перешли к предметному обсуждению условий. Саладин оставил в силе своё разрешение вывести из города семью Балиана, более того, уехать свободно смогла даже вдова Рено де Шатильона. Основная масса христиан должна была внести за себя выкуп. В обмен на деньги людям разрешался безопасный проход с вещами до городов, ещё оставшихся под контролем христиан. Теоретически люди, которые не могли внести за себя выкуп, отправлялись в рабство, но на практике многих неимущих отпустили в качестве жеста великодушия. Всего в рабство отправилось до 15 тысяч человек. С современной точки зрения такое обращение выглядит не лучшим образом, но по меркам эпохи Саладин скорее проявил милость и лояльность к разгромленным вдрызг «франкам».
После этого началась перестройка Иерусалима под нужды победителей. Христианские церкви по большей части остались стоять, но их переделывали в мечети.
Для Саладина взятие Иерусалима стало кульминацией его успехов. Битва при Хаттине и потеря Иерусалима стали символической точкой перелома в успехах крестоносцев на востоке. Вскоре в Левант явится Ричард Львиное Сердце, которому удастся вернуть многие потерянные христианами города. Однако с этой поры государства крестоносцев на Ближнем Востоке начали катиться к упадку.
Сарацинский реванш.
Как Саладин взял Иерусалим
В 1099 году Иерусалим, город обетованный, был освобождён воинами креста. Сарацины жаждали отмщения. Но дождаться его было суждено лишь их правнукам, когда вызов крестоносцам бросил султан Египта и Сирии Салах-ад-Дин, увековеченный в европейских хрониках под именем Саладина.
4 июля 1187 года мусульмане одержали безоговорочную победу над крестоносцами. У склонов Рогов Хаттин Саладин взирал на горы тел, павших в бою. Суровое восточное солнце пекло с небосклона, и от подожжённых сарацинами травы и кустарников шёл нестерпимый жар. В плен были захвачены король Ги Лузиньян и многие знатные бароны. Лишь немногим удалось спастись, укрывшись в городе Тире. Почти 200 тамплиеров и госпитальеров были убиты по приказу Саладина. Барону Рено Шатильонскому султан лично отрубил голову мечом. Вот как описывал произошедшее средневековый хронист Оттон:
«…Крест Господень, о, горе!, оказался захвачен, а христиане обращены в бегство. Король и светлейший князь Райнальд вместе с другими христианами попали в плен, и их угнали в Дамаск. Там короля и упомянутого князя обезглавили за приверженность истинной вере»
Препятствий к возвращению Святой земли более не было. Город за городом сдавались на милость Саладина. Единственной непокорной крепостью оказался Тир. Но султан решил не тратить времени и сил на его осаду, стремясь на Иерусалим. Оставшийся в тылу город стал пристанищем для беженцев из других селений, и креп день ото дня.
Обороной Иерусалима руководил рыцарь Балиан д’Ибелин. Выжив в побоище при Хаттине, он оказался, по сути, единовластным правителем королевства. Балиан прибыл в город к своей супруге – византийской принцессе Марии Комниной, находившейся там с детьми. Он сознавал, что защитить и удержать Иерусалим едва ли не удастся. Заполнившие город беженцы мало годились для сражений, запасы продовольствия таяли. Однако жители были готовы дать отпор сарацинам.
Балиан решительно взялся за дело. С благословения духовенства он пустил золотое убранство часовни Святого Гроба на переплавку и чеканку монет. Это не смущало и мирян: ведь деньги служили защите места, где умер и воскрес сам Господь.
Иерусалиму более всего недоставало опытных воинов. Балиан посвятил в рыцари 60 юношей из числа местной знати. Правда, титул не прибавил им навыков и опыта.
Саладин пошёл на хитрость. Очередной штурм начался с восходом Солнца, когда оно светило в лица христиан. Сами сарацины были экипированы лопатками, которыми подбрасывали пыль и песок в глаза врагов. Но и это не помогло – оборона Иерусалима держалась. Вдобавок христиане предпринимали ночные вылазки, срывая арабам инженерные работы.
29 сентября войскам Саладина удалось проделать брешь в стенах Иерусалима. Люди Балиана заделали её, но их уже постигло осознание неминуемого конца. В стенах города созрел заговор греческих и сирийских христиан. Они с трудом переносили своё подчинение католикам, выказывая недовольство их церковными ритуалами. Греки передали Саладину, что откроют ворота Иерусалима при условии, что султан будет милосерден и освободит их. Эти планы были вовремя раскрыты, но заговор оказался предан огласке. Это окончательно сломило дух жителей Иерусалима.
Христиане Иерусалима готовы были выйти из стен города на последний бой. Однако патриарх Ираклий увещевал отчаявшихся защитников: «На каждого человека в городе приходится до 50 женщин и детей; если же мы падём, то сарацины захватят их и не убьют, а обратят в веру Магомета, и они будут потеряны для Бога».
Балиан решил пойти на переговоры с Саладином. Однако сперва султан скептически отнёсся к предложению сдать ему город. Он уже не нуждался в капитуляции Иерусалима, будучи в состоянии взять его без каких-либо условий. К тому же, ранее он уже предлагал городу покориться и, получив отказ, дал страшную клятву: разрушить стены Иерусалима и истребить всех его жителей. Переговоры затянулись, в городе росло отчаяние. Наконец, султану было объявлено, что если нельзя сдаться ему на милость, то в противном случае он не получит ничего. Город обетованный и все мусульманские святыни в нём превратят в груду развалин и огромную могилу.
Решение Саладина исходило из планов на будущее этих земель. Он намеревался включить Палестину в состав своей державы, а, как известно, управлять благодарными подданными куда проще. Излишняя свирепость могла лишь навредить ему самому. И Саладин согласился — он даровал христианам жизнь и возможность выкупить свою свободу. Оставалось лишь договориться об умеренной плате. В итоге цена за свободу мужчины составила 10 золотых, за свободу женщины — 5 золотых, а за свободу ребенка — 1 золотой.
Саладину вручили ключи от города. Но ступить в пределы Иерусалима он решил именно 2 октября. Это число в 1187 году совпало с двадцать седьмым днём месяца Раджаб – годовщиной странствия Мухаммада, завершившегося восхождением по небесной лестнице к трону самого Аллаха.
Сарацины водрузили свои знамена на башне Давида и закрыли все врата, кроме одних. У них была выставлена стража, контролирующая выход выкупивших свою свободу. Саладин отвёл на это 40 дней, а для контроля за массовым оттоком беженцев он организовал перепись по улицам.
Но в Иерусалиме было много бедняков, и заплатить за свободу могли, конечно, не все. Балиан сумел сторговаться на тридцать тысяч золотых за свободу семи тысяч христиан. Людям было позволено взять с собой то имущество, которое они считали нужным.
Миниатюра XV века, изображающая преподнесение Саладину ключей от Иерусалима
В день исхода христиан за стены города Саладин восседал на главной площади и наблюдал за их печальным шествием. Женщины и дети рыдали, страшась неизвестности. Мужчины несли не только свои пожитки, но и раненых. Брат Саладина, Сальфедин, не выдержал этого зрелища. Он обратился с просьбой к султану подарить ему 1000 рабов за участие в битве с правом распорядиться с ними, как ему будет угодно. Саладин согласился, и новые рабы его брата получили свободу.
Следом взмолились патриарх и Балиан. После того как Ираклий освободил семь сотен бедных, а Балиан — 500, султан решил явить и свою милость. Он повелел открыть ворота и выпустить всех бедняков с условием предварительного осмотра их имущества. Обманщика, бывшего в состоянии купить себе свободу, но пожалевшего денег, ждала кара.
Табор освобождённых был огромен и неповоротлив, а потому разделился натрое. Особняком шли тамплиеры и госпитальеры, а третью группу возглавил Балиан. Обездоленные странники нуждались в защите. Однако что в Триполи, что в Тире их не приняли. Беженцев нарекли предателями, ограбили и изгнали. Некоторые нашли прибежище, вернувшись в земли мусульман, другим удалось добраться до Европы. С ними туда пришла и весть о падении Иерусалима.
Саладин не потерял голову от победы и не стал чинить грабежей и массовых убийств. Сарацины отнеслись к православным христианам Иерусалима весьма терпимо, и им было дозволено остаться. Дома тамплиеров же отмывали и орошали розовой водой, мечеть аль-Акса была освящена заново. Очевидец этих событий повествовал королю Генриху II Английскому о падении Иерусалима и о «низвержении креста Храма Господа Нашего». Крест пронесли по всему городу и били его дрекольем.
В ноябре, обосновавшись в городе, Саладин решил разделаться с Тиром. Разведчики сообщали о постоянном притоке туда сил и припасов. Опасаясь прибытия подкреплений из Европы, султан счёл дальнейшее промедление недопустимым.
Миниатюра XV века, изображающая осаду Тира
Однако Иерусалимское королевство пало. В руках крестоносцев остались лишь Тир, Триполи да крепость иоаннитов Крак де Шевалье в Сирии. В следующем, 1188 году величайшие европейские монархи эпохи, король Англии Ричард I Львиное Сердце и германский император Фридрих II Барбаросса, вновь занесли молот войны над Ближним Востоком. Так начался Третий, но не последний крестовый поход.
Источники и литература:
военная история · биохимия · история танкостроения