в каком году канонизировали матрону московскую

Канонизация святой праведной блаженной Матроны Московской

в каком году канонизировали матрону московскую. 1999 05 02 002 pre. в каком году канонизировали матрону московскую фото. в каком году канонизировали матрону московскую-1999 05 02 002 pre. картинка в каком году канонизировали матрону московскую. картинка 1999 05 02 002 pre. Встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.Покровский женский монастырь. 2 мая 1999 г.

Встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.Покровский женский монастырь. 2 мая 1999 г.

в каком году канонизировали матрону московскую. 1999 05 02 003 pre. в каком году канонизировали матрону московскую фото. в каком году канонизировали матрону московскую-1999 05 02 003 pre. картинка в каком году канонизировали матрону московскую. картинка 1999 05 02 003 pre. Встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.Покровский женский монастырь. 2 мая 1999 г.

Чин канонизации блаженной старицы Матроны в Покровском ставропигиальном женском монастыре. 2 мая 1999 г.

в каком году канонизировали матрону московскую. 1999 05 02 005 pre. в каком году канонизировали матрону московскую фото. в каком году канонизировали матрону московскую-1999 05 02 005 pre. картинка в каком году канонизировали матрону московскую. картинка 1999 05 02 005 pre. Встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.Покровский женский монастырь. 2 мая 1999 г.

Святейший Патриарх Алексий II читает акт о канонизации блаженной старицы Матроны. 2 мая 1999 г.

в каком году канонизировали матрону московскую. 1999 05 02 012 pre. в каком году канонизировали матрону московскую фото. в каком году канонизировали матрону московскую-1999 05 02 012 pre. картинка в каком году канонизировали матрону московскую. картинка 1999 05 02 012 pre. Встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.Покровский женский монастырь. 2 мая 1999 г.

Чин канонизации блаженной старицы Матроны в Покровском ставропигиальном женском монастыре. 2 мая 1999 г.

2 мая 1999 года, при служении Святейшего Патриарха Алексия II состоялось торжественное причисление старицы Матроны к лику местночтимых святых. В полночь в нижней церкви Покровского храма была отслужена ранняя литургия, а затем совершена последняя панихида по Матронушке. Большинство богомольцев так и осталось в монастыре до утра, чтобы участвовать в торжестве ее прославления. На поклонение ее святым мощам народ шел всю ночь, и к утру выстроилась необозримая очередь.

Утром патриарх Алексий II с амвона огласил акт о канонизации в лике местночтимых святых блаженной Матроны Московской (Никоновой Матроны Димитриевны, 1881 – 1952):

Акт о канонизации старицы Матроны

Хор впервые запел тропарь святой праведной блаженной Матроне. Затем Первосвятитель совершил первый молебен у серебряной раки с мощами, которая была установлена в нижней церкви Покровского храма. После этого памятного дня в монастыре ежедневно по завершении литургии совершается молебен с акафистом перед ракой с честными мощами новопрославленной блаженной старицы Матроны.

Источник

Канонизация снизу: два жития Матроны Московской

Ка­но­ни­за­ция свя­той пра­вед­ной Мат­ро­ны Мос­ков­ской до сих пор, как ни стран­но, вы­зы­ва­ет спо­ры. Несо­глас­ные ци­ти­ру­ют жи­тие свя­той, воз­му­ща­ясь при­зы­ва­ми Мат­ро­ны хва­тать­ся за ее «пя­точ­ку», чтоб спа­стись, и встре­чей со Ста­ли­ным, ко­то­ро­му свя­тая Мат­ро­на яко­бы да­ва­ла со­ве­ты, как ве­сти вой­ну. От­ку­да взя­лись та­кие фраг­мен­ты в жи­тии ка­но­ни­зи­ро­ван­ной свя­той? Ока­зы­ва­ет­ся, жи­тий бы­ло два: на­род­ное и ка­но­ни­че­ское. Рас­ска­зы­ва­ет ис­то­рик Ан­дрей ЗАЙЦЕВ.

Ка­зус

В 2004 го­ду со­сто­я­лось об­ще­цер­ков­ное про­слав­ле­ние бла­жен­ной Мат­ро­ны Мос­ков­ской (в 1999 го­ду она ста­ла мест­но­чти­мой свя­той Мос­ков­ской епар­хии). Бла­жен­ной Мат­роне вы­пал уни­каль­ный по­смерт­ный по­двиг — ей ка­та­стро­фи­че­ски не по­вез­ло с жи­ти­ем.

В Рус­ской Церк­ви ис­то­ри­че­ски на­род­ное по­чи­та­ние пра­вед­ни­ка и чу­до­тво­ре­ния при­жиз­нен­ные и (или) по­смерт­ные счи­та­лись до­ста­точ­ны­ми для про­слав­ле­ния. При­чем чем боль­ше фик­си­ро­ва­лось по­смерт­ных чу­дес, тем мень­ше вре­ме­ни про­хо­ди­ло от смер­ти по­движ­ни­ка до его ка­но­ни­за­ции. На­при­мер, ос­но­ва­те­ли рус­ско­го мо­на­ше­ства пре­по­доб­ные Ан­то­ний и Фе­о­до­сий умер­ли, со­от­вет­ствен­но, в 1073 и 1074 го­ду. Фе­о­до­сия Пе­чер­ско­го ка­но­ни­зи­ро­ва­ли в 1108 го­ду — из-за боль­шо­го по­чи­та­ния и оби­лия чу­дес. А его учи­тель Ан­то­ний Пе­чер­ский был про­слав­лен зна­чи­тель­но поз­же, от 1132 до1231 го­да.

Кро­ме на­род­но­го по­чи­та­ния и чу­дес для ка­но­ни­за­ции необ­хо­ди­мо и жи­тие по­движ­ни­ка, где фак­ты его жиз­ни бы­ли бы про­ве­ре­ны с ис­то­ри­че­ской и осмыс­ле­ны с ду­хов­ной с бо­го­слов­ской то­чек зре­ния.

На­род­ное по­чи­та­ние Мат­ро­ны бы­ло огром­ным. Чу­дес­ные ис­це­ле­ния и по­мощь нема­ло это­му спо­соб­ство­ва­ли. А вот ка­но­ни­че­ско­го жи­тия с про­вер­кой фак­тов жиз­ни и объ­яс­не­ни­ем ду­хов­но­го смыс­ла по­дви­га бла­жен­ной пе­ред ка­но­ни­за­ци­ей со­став­ле­но не бы­ло. За­то в 1993 го­ду огром­ным ти­ра­жом вы­шла книж­ка Зи­на­и­ды Жда­но­вой «Ска­за­ние о жи­тии бла­жен­ной ста­ри­цы Мат­ро­ны». Ска­за­нию, из­дан­но­му Но­во-Го­лутвин­ским мо­на­сты­рем, бы­ло суж­де­но стать са­мой по­пуляр­ной на­род­ной вер­си­ей рас­ска­зов о Мат­роне. Имен­но здесь чи­та­те­лю пред­ла­га­лись ис­то­рия встре­чи Мат­ро­ны со Ста­ли­ным, упо­ми­на­ние о спа­си­тель­ной «пя­точ­ке», освя­ще­нии св. Мат­ро­ной во­ды и мас­ла.

Этот текст под­верг­ся рез­кой кри­ти­ке со сто­ро­ны чле­нов Ко­мис­сии по ка­но­ни­за­ции: мит­ро­по­ли­та Юве­на­лия (По­яр­ко­ва), быв­ше­го в то вре­мя пред­се­да­те­лем rомис­сии; епи­ско­па Ти­хо­на (Еме­лья­но­ва), быв­ше­го пред­се­да­те­лем Из­да­тель­ско­го со­ве­та; игу­ме­на Да­мас­ки­на (Ор­лов­ско­го), со­ста­ви­те­ля жи­тий но­во­му­че­ни­ков, сек­ре­та­ря Си­но­даль­ной ко­мис­сии по ка­но­ни­за­ции свя­тых; про­то­ди­а­ко­на Ан­дрея Ку­ра­е­ва, по­свя­тив­ше­го сбор­ни­ку вос­по­ми­на­ний о Мат­роне под ре­дак­ци­ей Жда­но­вой нема­ло стра­ниц в кни­ге «Ок­куль­тизм в Пра­во­сла­вии».

Жиз­не­опи­са­ние св. Мат­ро­ны в ав­тор­ской ре­дак­ции З. Жда­но­вой бы­ло при­зна­но не со­от­вет­ству­ю­щим ста­ту­су жи­тия. Ко­мис­си­ей бы­ла на­зна­че­на экс­перт­ная груп­па из пре­по­да­ва­те­лей МДА, ко­то­рая со­ста­ви­ла ка­но­ни­че­ский текст жи­тия бла­жен­ной Мат­ро­ны, убрав ис­то­ри­че­ски не до­сто­вер­ные и бо­го­слов­ски ис­ка­жен­ные све­де­ния о свя­той. Эту вер­сию жи­тия се­го­дня мож­но уви­деть на пра­во­слав­ных сай­тах: «Пра­во­сла­вие.ру», «Сед­ми­ца.ру», сай­те По­кров­ско­го мо­на­сты­ря.

Жи­тий­ный ма­те­ри­ал

Слу­чай, ко­гда к мо­мен­ту ка­но­ни­за­ции свя­то­го не бы­ло со­став­ле­но его офи­ци­аль­ное жи­тие, не ис­клю­чи­тель­ный, в ис­то­рии Церк­ви их бы­ло нема­ло. По­сле ка­но­ни­за­ции ис­то­ри­ки и бо­го­сло­вы мо­гут со­ста­вить жи­тие по­движ­ни­ка, опи­ра­ясь на ре­аль­но су­ще­ству­ю­щие тек­сты о свя­том. Для жи­тия пре­по­доб­но­го Ам­вро­сия Оп­тин­ско­го та­ким ис­точ­ни­ком ста­ло пре­крас­ное жиз­не­опи­са­ние стар­ца, со­став­лен­ное в 1900 го­ду ар­хи­манд­ри­том Ага­пи­том (Бе­ло­ви­до­вым); о пре­по­доб­ном Се­ра­фи­ме Са­ров­ском мы зна­ем из «Ле­то­пи­си Се­ра­фи­мо-Ди­ве­ев­ско­го мо­на­сты­ря», на­пи­сан­ной мит­ро­по­ли­том Се­ра­фи­мом (Чи­ча­го­вым), и за­пи­сок Ни­ко­лая Мо­то­ви­ло­ва. Но как же вы­шло, что имен­но Зи­на­и­да Жда­но­ва, про­стая рус­ская жен­щи­на, не све­ду­щая в хри­сти­ан­ской дог­ма­ти­ке, ста­но­вит­ся, пусть и нена­дол­го, агио­гра­фом бла­жен­ной?

Слож­ность здесь в са­мом по­ня­тии ка­но­ни­че­ско­го агио­гра­фи­че­ско­го тек­ста, в на­пи­са­нии ко­то­ро­го есть своя спе­ци­фи­ка. Жи­тия де­лят­ся на две боль­шие груп­пы: му­че­ни­че­ские и пре­по­доб­ни­че­ские. В пер­вом слу­чае в ос­но­ву агио­гра­фи­че­ско­го тек­ста ло­жит­ся су­деб­ный про­то­кол до­про­са му­че­ни­ка, а цен­траль­ное ме­сто по­вест­во­ва­ния за­ни­ма­ет опи­са­ние стра­да­ний за Хри­ста. Из древ­них мар­ти­ри­ев (про­то­ко­лов, сви­де­тельств) чи­та­тель мог ни­че­го не узнать о жиз­ни свя­то­го до по­след­них дней жиз­ни и его му­че­ни­че­ской кон­чи­ны. Они крат­ки, но по­чти все­гда ис­то­ри­че­ски до­сто­вер­ны.

Клас­си­че­ское пре­по­доб­ни­че­ское жи­тие вос­хо­дит к ан­тич­но­му жан­ру био­гра­фий и пред­став­ля­ет со­бой бо­лее или ме­нее пол­ный рас­сказ о жиз­ни по­движ­ни­ка, ко­то­рый мо­жет на­чи­нать­ся до мо­мен­та его рож­де­ния (с пред­ска­за­ний о его рож­де­нии) и за­вер­шать­ся опи­са­ни­ем по­смерт­ных чу­дес свя­то­го. В за­ви­си­мо­сти от объ­е­ма све­де­ний о свя­том и вре­ме­ни, про­шед­шем с мо­мен­та его кон­чи­ны до на­пи­са­ния агио­гра­фи­че­ско­го тек­ста, а так­же от ком­пе­тент­но­сти со­ста­ви­те­ля жи­тие мог­ло быть по­дроб­ным и до­сто­вер­ным (на­при­мер, жи­тие пре­по­доб­но­го Фе­о­до­сия Пе­чер­ско­го), а мог­ло и со­сто­ять из очень скуд­ной био­гра­фи­че­ской кан­вы с оби­ли­ем не свя­зан­ных меж­ду со­бой рас­ска­зов о чу­де­сах пра­вед­ни­ка, его при­жиз­нен­ной и по­смерт­ной по­мо­щи, боль­шо­го ко­ли­че­ства фольк­лор­ных эле­мен­тов, ис­то­ри­че­ски недо­сто­вер­ных све­де­ний (как в слу­чае с од­ной из вер­сий жи­тия пер­вых рус­ских свя­тых Бо­ри­са и Гле­ба, на­пи­сан­ной мо­на­хом Иа­ко­вом Чер­но­риз­цем, или на­род­ной вер­си­ей жи­тия свв. Пет­ра и Фев­ро­нии Му­ром­ских).

Ко­мис­сия по ка­но­ни­за­ции мо­жет рас­смат­ри­вать в ка­че­стве «жи­тий­но­го ма­те­ри­а­ла» все вер­сии тек­стов о свя­том, од­на­ко обя­за­на дать свою оцен­ку. На­род­ные жи­тия не за­пре­ща­ют­ся, но по­лу­ча­ют ста­тус апо­кри­фа (про­из­ве­де­ния, не при­знан­но­го Цер­ко­вью в ка­че­стве до­сто­вер­но­го ис­то­ри­че­ско­го и бо­го­слов­ско­го ис­точ­ни­ка ин­фор­ма­ции о свя­том), как это слу­чи­лось с «По­ве­стью о Пет­ре и Фев­ро­нии» или «Ска­за­ни­ем о Бо­ри­се и Гле­бе» в вер­сии Иа­ко­ва Чер­но­риз­ца. Ес­ли текст, пред­ло­жен­ный как жи­тие, вы­зы­ва­ет со­мне­ния, ко­мис­сия про­во­дит рас­сле­до­ва­ние и вы­но­сит свое суж­де­ние — что и про­изо­шло в слу­чае с жи­ти­ем бла­жен­ной Мат­ро­ны Мос­ков­ской в ре­дак­ции З. Жда­но­вой. В ак­те о ка­но­ни­за­ции св. Мат­ро­ны, под­пи­сан­ном пат­ри­ар­хом Алек­си­ем II, от­дель­ным пунк­том ука­зы­ва­лось на необ­хо­ди­мость со­став­ле­ния жи­тия по­движ­ни­цы, что под­чер­ки­ва­ет непри­зна­ние Цер­ко­вью вер­сии «жи­тия» св. Мат­ро­ны, на­пи­сан­ной З. Жда­но­вой.

Ба­бьи бас­ни

Сте­пень до­сто­вер­но­сти жи­тия все­гда на­пря­мую за­ви­се­ла от его ав­тор­ства. Тра­ди­ци­он­но в Рус­ской Церк­ви пре­по­доб­ни­че­ское жи­тие пи­са­ли уче­ни­ки свя­то­го, лич­но его знав­шие, по бла­го­сло­ве­нию игу­ме­на мо­на­сты­ря или епи­ско­па на­ка­нуне ка­но­ни­за­ции пра­вед­ни­ка. Они опра­ши­ва­ли оче­вид­цев, под­ни­ма­ли мо­на­стыр­ский ар­хив, за­пи­сы­ва­ли ис­то­рии па­лом­ни­ков о чу­де­сах, про­изо­шед­ших по мо­лит­вам по­движ­ни­ка. Ес­ли с мо­мен­та кон­чи­ны свя­то­го до мо­мен­та на­пи­са­ния жи­тия про­хо­ди­ло бо­лее 50 лет, то в рас­по­ря­же­нии со­ста­ви­те­ля жи­тия оста­ва­лись ли­бо мо­на­стыр­ские и цер­ков­ные за­пи­си, ли­бо уст­ные рас­ска­зы, пе­ре­да­вав­ши­е­ся из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние. В этом слу­чае агио­граф ста­но­вил­ся ис­то­ри­ком и бо­го­сло­вом, спо­соб­ным кри­ти­че­ски отобрать ма­те­ри­ал с уче­том жан­ро­во­го ка­но­на, со­от­вет­ствия вос­по­ми­на­ний ис­то­ри­че­ской фак­ту­ре и хри­сти­ан­ской дог­ма­ти­ке. Ни­че­го это­го не бы­ло и не мог­ло быть сде­ла­но Зи­на­и­дой Вла­ди­ми­ров­ной Жда­но­вой.

Ва­ри­ант ав­тор­ской ре­дак­ции Жда­но­вой «Ска­за­ния о Мат­роне» пред­став­ля­ет со­бой на­бор очень крат­ких био­гра­фи­че­ских све­де­ний с обиль­ны­ми рас­ска­за­ми о чу­де­сах. Жда­но­ва дей­стви­тель­но зна­ла Мат­ро­ну лич­но — свя­тая жи­ла в ее квар­ти­ре на Ар­ба­те в 1942-1949 го­дах. Жда­но­ва ви­де­ла фраг­мен­ты жиз­ни бла­жен­ной, слы­ша­ла об­рыв­ки ее раз­го­во­ров с людь­ми и как мог­ла по­ста­ра­лась за­пи­сать это, не удер­жи­ва­ясь от по­пыт­ки ин­тер­пре­ти­ро­вать неко­то­рые сло­ва или «чу­де­са» свя­той так, как она их по­ни­ма­ла. Сбор­ник «ба­бьих ба­сен» до­пол­ня­ли ис­то­рии, за­пи­сан­ные со слов дру­гих лю­дей, обо­зна­чен­ных в тек­сте толь­ко по име­нам. Они ви­де­ли в св. Мат­роне «це­ли­тель­ни­цу», ко­то­рая бо­рет­ся с кол­ду­на­ми и ис­це­ля­ет лю­дей с по­мо­щью «мас­ли­ца» или «во­дич­ки». Кста­ти, упор на це­ли­тель­скую прак­ти­ку свя­той, борь­бу с кол­ду­на­ми ха­рак­те­рен и для мно­гих апо­кри­фов. В «По­ве­сти о Пет­ре и Фев­ро­нии» нема­ло при­ме­ров то­го, как Фев­ро­ния ле­чит кня­зя от бо­лез­ней с по­мо­щью сво­е­го «сна­до­бья».

Жда­но­ва и дру­гие со­ав­то­ры «на­род­но­го жи­тия» Мат­ро­ны бы­ли очень про­стые жен­щи­ны, пе­ре­жив­шие вой­ну, лич­ные тра­ге­дии. В Мат­роне они смог­ли уви­деть лишь «про­стую ве­ру», оче­вид­но яв­лен­ную в «чу­де­сах», — как и мно­гие ны­неш­ние по­чи­та­те­ли свя­той. Этот об­раз «на­род­но­го Пра­во­сла­вия» все­гда был рас­про­стра­нен на Ру­си. Еще про­по­вед­ник XIII ве­ка епи­скоп Се­ра­пи­он Вла­ди­мир­ский об­ли­чал ве­ру­ю­щих в том, что они слиш­ком ма­ло за­бо­тят­ся об уча­стии в та­ин­ствах и бла­го­че­сти­вой жиз­ни, но слиш­ком мно­го вни­ма­ния уде­ля­ют чу­де­сам, кол­ду­нам и нестан­дарт­ным спо­со­бам ис­це­ле­ния. Из­вест­но, что язы­че­ский эле­мент «на­род­ной» ве­ры крепнет во вре­ме­на го­не­ний: ли­шен­ная воз­мож­но­сти от­кры­то­го ис­по­ве­да­ния, от­кры­то­го уча­стия в та­ин­ствах, за­гнан­ная в под­по­лье, она рож­да­ет но­вые апо­кри­фы и ми­фы, как это бы­ло в на­ча­ле XX ве­ка.

Ха­рак­тер­но, что по по­пуляр­но­сти апо­кри­фи­че­ские жи­тия неред­ко вы­тес­ня­ли ка­но­ни­че­ские, от­ве­ча­ю­щие всем ли­те­ра­тур­ным и бо­го­слов­ским тре­бо­ва­ни­ям. На­при­мер, агио­гра­фи­че­ский текст жи­тия о Бо­ри­се и Гле­бе, со­став­лен­ный Несто­ром, до­шел до нас в мень­шем ко­ли­че­стве спис­ков, чем Ска­за­ние о Бо­ри­се и Гле­бе Иа­ко­ва Чер­но­риз­ца, где свя­тые по­ка­за­ны как жи­вые лю­ди, ко­то­рые бо­ят­ся смер­ти, про­яв­ля­ют силь­ные чув­ства; у Несто­ра же эпи­зо­ды убий­ства свв. Бо­ри­са и Гле­ба да­ны су­хо, с опо­рой на тра­ди­ци­он­ный жи­тий­ный ка­нон, а са­ми об­ра­зы свя­тых пра­виль­ны и бес­ком­про­мисс­ны. На­род­ная «По­весть о Пет­ре и Фев­ро­нии Му­ром­ских», на­пи­сан­ная Ер­мо­ла­ем-Ераз­мом в се­ре­дине XVI ве­ка, — с обо­рот­нем-зми­ем, за­брыз­гав­шим сво­ей ядо­ви­той слю­ной кня­зя Пет­ра, от че­го кня­зя и вы­ле­чи­ла Фев­ро­ния за­га­доч­ной це­леб­ной ма­зью, — ку­да бо­лее из­вест­ный древ­не­рус­ский па­мят­ник, чем офи­ци­аль­ное жи­тие му­ром­ских свя­тых.

То же са­мое про­изо­шло и с тек­стом З. Жда­но­вой. Ос­нов­ная про­бле­ма с ка­но­ни­за­ци­ей и по­чи­та­ни­ем св. Мат­ро­ны в том, что имен­но апо­кри­фи­че­ский текст се­го­дня по­лу­чил наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние, вы­звав у од­ной ча­сти пра­во­слав­ных от­вер­же­ние, а у дру­гой — го­ря­чее со­чув­ствие. На­род­ное жи­тие Мат­ро­ны в пол­ной ме­ре от­ра­зи­ло пред­став­ле­ния зна­чи­тель­но­го чис­ла совре­мен­ных ве­ру­ю­щих о том, как го­то­вы они ве­рить и ка­ким дол­жен быть «на­сто­я­щий» пра­во­слав­ный свя­той. Но ис­тин­ный об­раз бла­жен­ной Мат­ро­ны, ко­неч­но, это­му на­род­но­му об­ра­зу да­ле­ко не тож­де­ствен.

Че­го со свя­той Мат­ро­ной ни­ко­гда не про­ис­хо­ди­ло

В тек­сте Жда­но­вой со­дер­жит­ся ряд све­де­ний о св. Мат­роне, не име­ю­щий ни­ка­ко­го от­но­ше­ния к дей­стви­тель­но­сти:

Свя­тая Мат­ро­на ни­ко­гда не встре­ча­лась со Ста­ли­ным.

Жда­но­ва пи­шет о том, как в ок­тяб­ре 1941 го­да яко­бы Ста­лин при­хо­дил к бла­жен­ной Мат­роне и со­ве­то­вал­ся с ней, как ве­сти обо­ро­ну Моск­вы и во­об­ще вой­ну. Ис­то­ри­ки МДА не смог­ли най­ти под­твер­жда­ю­щих дан­ных о том, что эта встре­ча дей­стви­тель­но про­изо­шла. Из ка­но­ни­че­ско­го тек­ста жи­тия св. Мат­ро­ны этот эпи­зод уда­лен.

Свя­тая Мат­ро­на ни­ко­гда не да­ва­ла со­ве­тов из­бав­лять­ся «от бе­са с по­мо­щью рво­ты по­сле при­ча­стия», не со­би­ра­лась в ге­не­раль­ском мун­ди­ре ид­ти «на до­клад к Гос­по­ду Са­ва­о­фу» и не го­во­ри­ла о том, что спа­сут­ся те, кто «бу­дут дер­жат­ся за ее пя­точ­ку». По­след­ний со­вет в ин­тер­пре­та­ции З. Жда­но­вой пред­став­ля­ет свя­тую Мат­ро­ну сек­тант­кой по ти­пу ца­ре­бож­ни­ков, ста­вя­щей се­бя на ме­сто Спа­си­те­ля. Это про­ти­во­ре­чит сло­вам са­мой Мат­ро­ны, ко­то­рая все­гда го­во­ри­ла при­хо­дя­щим к ней, что по­мо­га­ет не она, а Гос­подь.

Что хо­те­ла ска­зать бла­жен­ная?

Язык, спо­соб об­ще­ния бла­жен­ных с людь­ми ча­сто бы­ва­ет ме­та­фо­ри­чен, об­ра­зен. Ва­си­лий Бла­жен­ный ки­дал­ся кам­ня­ми в сте­ны хра­ма и об­ни­мал уг­лы блу­ди­ли­ща (до­ма тер­пи­мо­сти), вво­дя пра­во­слав­ных в со­блазн. Но свя­той объ­яс­нял, что в храм за­гля­ды­вал бес и он так его от­го­нял, а у до­ма тер­пи­мо­сти пла­кал ан­гел и он так ему со­чув­ство­вал.

Как по­нять «труд­ные ме­ста» жи­тия св. Мат­ро­ны? Ре­дак­тор­ский под­ход ка­но­ни­че­ско­го ва­ри­ан­та пред­ло­жил ал­ле­го­ри­че­ское объ­яс­не­ние в ду­хе свя­то­оте­че­ской мыс­ли. На­при­мер:

Из пер­вой ре­дак­ции жи­тия З. Жда­но­вой: «В дни де­мон­стра­ций Ма­туш­ка про­си­ла нас всех не вы­хо­дить, за­кры­вать ок­на, фор­точ­ки, две­ри. Пол­чи­ща де­мо­нов за­ня­ли все про­стран­ство, весь воз­дух и объ­яли всех лю­дей. Учи­ла нас не за­бы­вать кре­стить еду, и осо­бен­но на ночь все уби­рать и на­кры­вать, т. к. бе­сы по­ло­щут­ся, вез­де про­ни­кая. Си­лою Чест­на­го и Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста спа­сай­тесь и за­щи­щай­тесь».

Из ка­но­ни­че­ско­го жи­тия: «В дни де­мон­стра­ций ма­туш­ка про­си­ла всех не вы­хо­дить на ули­цу, за­кры­вать ок­на, фор­точ­ки, две­ри — пол­чи­ща де­мо­нов за­ни­ма­ют все про­стран­ство, весь воз­дух и охва­ты­ва­ют всех лю­дей. (Мо­жет быть, бла­жен­ная Мат­ро­на, ча­сто го­во­рив­шая ино­ска­за­тель­но, хо­те­ла на­пом­нить о необ­хо­ди­мо­сти дер­жать за­кры­ты­ми от ду­хов зло­бы «ок­на ду­ши» — так свя­тые от­цы на­зы­ва­ют че­ло­ве­че­ские чув­ства.)».

Мы ви­дим, что со­ста­ви­те­ли ка­но­ни­че­ской вер­сии жи­тия по­пы­та­лись объ­яс­нить на­род­ную эти­мо­ло­гию, ко­то­рую ис­поль­зо­ва­ла Жда­но­ва (со­зву­чие слов де­мон­стра­ция и де­мон, при от­сут­ствии меж­ду ни­ми ре­аль­ных род­ствен­ных свя­зей), с по­мо­щью тол­ко­ва­ния слов по­движ­ни­цы в со­гла­сии со свя­то­оте­че­ской тра­ди­ци­ей.

И все-та­ки она свя­тая!

При­мер бла­жен­ной Мат­ро­ны по­ка­зы­ва­ет, что жи­тия свя­тых ред­ко пи­шут свя­тые, а по­то­му нель­зя ста­вить аб­со­лют­ный знак ра­вен­ства меж­ду са­мим пра­вед­ни­ком и тем, что о нем рас­ска­зы­ва­ют его по­чи­та­те­ли. По мне­нию мит­ро­по­ли­та Юве­на­лия, «ка­но­ни­за­ция пра­вед­ни­ка не озна­ча­ет ка­но­ни­за­ции каж­дой строч­ки, им на­пи­сан­ной».

Оче­вид­но, что по­чи­та­ние св. Мат­ро­ны у ча­сти ве­ру­ю­щих бу­дет уси­ли­вать­ся, а кто-то не бу­дет ис­пы­ты­вать осо­бен­ной бли­зо­сти и теп­ло­ты к этой пра­вед­ни­це. Но Цер­ковь спо­соб­на вме­стить и тех и дру­гих. Ка­но­ни­за­ция свя­то­го — не при­ну­ди­тель­ный акт, ли­ша­ю­щий че­ло­ве­ка лич­но­го от­но­ше­ния к пра­вед­ни­ку, а пред­ло­же­ние ве­ру­ю­щим ори­ен­ти­ра для спа­се­ния. Бла­жен­ная Мат­ро­на не ка­но­ни­зи­ро­ва­на в ка­че­стве учи­те­ля Церк­ви или бо­го­сло­ва, она про­слав­ле­на в чине пра­вед­ных. Это озна­ча­ет, что она слу­жи­ла Хри­сту и ближ­ним, несмот­ря на свои тяж­кие стра­да­ния и неду­ги, во вре­ме­на, ко­гда за ве­ру уби­ва­ли.

Источник

Чудотворная икона Матроны Московской: в чем помогает, где находится оригинал образа

в каком году канонизировали матрону московскую. matrona0. в каком году канонизировали матрону московскую фото. в каком году канонизировали матрону московскую-matrona0. картинка в каком году канонизировали матрону московскую. картинка matrona0. Встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.Покровский женский монастырь. 2 мая 1999 г.

Икона святой Матроны Московской была написана совсем недавно — в 1999 году, тем не менее она считается одной из самых почитаемых в православии. Многие люди находят утешение в молитвах к ней. К Матронушке обращаются в сложный период жизни, ей молятся о выздоровлении близких, просят о защите от греха и нищеты.

Жизненный путь Матроны Московской

Святая появилась на свет в селе Себино Тульской губернии. Существует несколько мнений насчет года ее рождения. Если верить житию, это 1881 год, по данным сельскохозяйственной переписи — 1883 год, а по спискам Даниловского кладбища — 1885 г.

в каком году канонизировали матрону московскую. tild3732 3831 4236 b964 326536383261 matrona foto. в каком году канонизировали матрону московскую фото. в каком году канонизировали матрону московскую-tild3732 3831 4236 b964 326536383261 matrona foto. картинка в каком году канонизировали матрону московскую. картинка tild3732 3831 4236 b964 326536383261 matrona foto. Встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.Покровский женский монастырь. 2 мая 1999 г.Прижизненное фото Матроны

Девочка родилась слепой, у нее не развились глазные яблоки. В семье Матроны было четверо детей. По некоторым данным, родители удочерили девочку, но официальных документов не сохранилось.

Когда Матрона была еще маленькой, родители хотели оставить ее в приюте для детей в соседнем селе, однако у мамы было видение: красивая белая птица села ей на грудь. Женщина решила, что сон вещий, и оставила ребенка.

В возрасте 17 лет у девочки отнялись ноги без видимых на то причин, тем не менее святая Матронушка отправилась в паломничество по православным монастырям. После революции она переехала в Москву. Долгое время ей приходилось жить у знакомых и друзей. К братьям она не могла обратиться, так как они оба были коммунистами и не разделяли ее взглядов на веру.

Оставшуюся жизнь она провела в Москве и Подмосковье. Матрона принимала каждый день по 40 человек, которые приходили к ней за исцелением и мудрым советом. Она умерла в Сходне 2 мая 1952 года. По завещанию святой, ее похоронили на Даниловском кладбище, которое с тех пор стало местом паломничества.

История обретения иконы

Многие люди верили в то, что Матрона является святой и обладает даром целительства, но официальная церковь не признавала ее до 1997 года. В это время по решению специально собранной комиссии было решено канонизировать ее в лике местночтимых святых Московской епархии приснопамятной Матроны Никоновой.

В 1998 году ее могилу вскрыли и извлекли мощи. Их доставили в Данилов монастырь, а затем — в Покровский храм. Здесь же находятся первые иконы, написанные в 1999 году. Одна расположена на стене главного храма, вторая — внутри него. В 2004 году состоялась ее общецерковная канонизация, а еще через несколько лет Болгарская православная церковь также причислила Матрону к лику святых.

в каком году канонизировали матрону московскую. 8aae1741e23c653661205122bb34475e. в каком году канонизировали матрону московскую фото. в каком году канонизировали матрону московскую-8aae1741e23c653661205122bb34475e. картинка в каком году канонизировали матрону московскую. картинка 8aae1741e23c653661205122bb34475e. Встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.Покровский женский монастырь. 2 мая 1999 г.Икона Матроны Московской в Покровском храме

Мощи святой доставлялись во многие монастыри для поклонения, а с икон были выполнены многочисленные списки.

Как выглядит икона Матроны Московской

Традиционно святая изображается с закрытыми глазами. Это не только портретное сходство, но и символ ее внутреннего духовного зрения. На данный момент икона Блаженной Матроны Московской является единственной в своем роде, так как остальные святые изображаются с открытыми глазами.

в каком году канонизировали матрону московскую. 1364795623. в каком году канонизировали матрону московскую фото. в каком году канонизировали матрону московскую-1364795623. картинка в каком году канонизировали матрону московскую. картинка 1364795623. Встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.Покровский женский монастырь. 2 мая 1999 г.

Одежда на иконе зеленого цвета, голова покрыта белым платком, завязанным на манер иконы Ксении Петербургской. Такое сочетание является традиционным для православной иконографической традиции.

Правая ладонь раскрыта и обращена вверх, что символизирует готовность Матроны помогать страждущим. В левой находятся четки, говорящие о том, что при жизни она совершила молитвенный подвиг.

Существуют изображения Матроны с открытыми глазами, но они не соответствуют канону. Так же, как и картина, где она изображена со Сталиным.

Существует ничем не подтвержденная легенда о том, что во время Второй мировой войны, когда немецкие войска находились в непосредственной близости от Москвы, Сталин посетил Матрону и спросил совета. Этот момент и запечатлен на картине, хотя сама святая и ее близкие знакомые никогда об этом не говорили.

Значение святой иконы в православии

Старица в нашей культуре традиционно считается символом мудрости. Физическая слепота говорит о глубокой духовности и внутренней силе. Поэтому икона святой Матроны Московской считается защитницей от любого зла.

При жизни женщина помогала людям в исцелении, ее образ считают целебным и нередко произносят молитвы о выздоровлении больных перед ним. Многие верят, что Матрона поможет избавиться от грехов, у нее просят заступничества перед Господом и помощи в поиске праведного пути.

Дни памяти иконы Матроны Московской

Официальный праздник, принятый православной церковью, отмечается 2 мая, в день смерти святой. День памяти Матроны Константинопольской отмечается 22 ноября.

В чем помогает икона молящимся

По настоянию святой была написана икона «Взыскание погибших» для церкви Успения Божьей Матери. Матрона в юном возрасте обнаружила этот образ в книге и решила списать его. Вместе с мамой они нашли художника, которому святая сказала покаяться перед началом работы. Мастер солгал о том, что ходил в церковь и просил отпустить грехи. Матрона почувствовала это и велела ему снова идти и каяться. Только когда она почувствовала, что душа художника не тяготиться грехами, разрешила ему начать работу.

Именно поэтому у нее часто просят отпущения грехов, духовного очищения и прощения. Также считается, что образ помогает:

К святой также обращаются женщины, которые долгое время не могут забеременеть. Считается, что Матрона помогает и в правильном воспитании детей.

Где находятся почитаемые иконы Матроны Московской

После общецерковной канонизации значение образа для церкви стало очень большим. Поэтому появились многочисленные списки иконы.

Оригинальная икона Матроны Московской сейчас находится в храме Покровского монастыря. Здесь также есть заказанная женщиной икона «Взыскание погибших» и святые мощи.

Возле могилы Матроны на Даниловском кладбище возвели часовню, в которой находится список образа. Также здесь стоит емкость с песком, который считается чудодейственным и помогает исцелиться.

Иконы есть в церквях Святого Григория Неокесарийского, Тихвинской иконы Божией Матери, Великомученика Георгия Победоносца, Казанской иконы Божией Матери, а также во многих монастырях.

Чудеса, связанные с иконой

Еще при жизни Матрона совершала множество чудес. Есть история, согласно которой один мужчина долгое время страдал от недуга ног. Он пытался вылечиться, но ничего не помогало, тогда он бросил все попытки и стал ездить на коляске. О нем узнала Матрона и позвала к себе в гости, только сказала добираться до нее на своих ногах.

в каком году канонизировали матрону московскую. 2 1. в каком году канонизировали матрону московскую фото. в каком году канонизировали матрону московскую-2 1. картинка в каком году канонизировали матрону московскую. картинка 2 1. Встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.Покровский женский монастырь. 2 мая 1999 г.Смотреть все украшения с образом Матроны Московской в каталоге SUNLIGHT

Мужчина поверил в духовную силу и мудрость женщины. Он едва ли не ползком добрался до ее дома. Матрона исцелила больного и назад он уже легко пошел.

В Покровском монастыре, где хранятся мощи святой, находится документ. В него вносят различные события, связанные с образом. Однажды чудотворная икона спасла молодую мать от смертельного заболевания. В онкологическом центре в Москве лежала молодая женщина, у которой было двое детей. Врачи долго боролись за ее жизнь, но безуспешно. Медсестра, которая ухаживала за пациенткой, пошла в церковь и помолилась перед иконой Матроны. Священнослужитель также дал девушке сухие розы, которые долгое время находились рядом с мощами святой.

Она отнесла их пациентке и через несколько дней засохшие цветы ожили, а еще спустя месяц женщина, которая должна была умереть, вдруг исцелилась.

Еще одна история из списка гласит, что однажды женщина прибыла в часовню Даниловского кладбища, чтобы помолиться Матроне. Тогда она была совершенно здорова, но все же взяла с собой немного чудодейственного песка. Спустя много лет у ее сестры обнаружили злокачественную опухоль на поздней стадии. Врачи посоветовали семье готовиться к худшему, но женщина вспомнила про песок. Она Отдала его сестре, рассказала, как молиться Матроне и посоветовала прикладывать его к больному месту. Однажды сестра просила Матрону об исцелении, и в ту же ночь святая явилась к ней во сне. Спустя некоторое время женщина полностью выздоровела.

Молитва к образу Матроны Московской

Обратиться к святой можно как угодно. Главное, чтобы помыслы были чисты. Однако существуют две канонические молитвы:

О, блаже́нная ма́ти Матро́но, душе́ю на Небеси́ пред Престо́лом Бо́жиим предстоя́щи, те́лом же на земли́ почива́ющи, и да́нною ти свы́ше благода́тию разли́чныя чудеса́ источа́ющи. При́зри ны́не ми́лостивным твои́м о́ком на ны, гре́шныя, в ско́рбех, боле́знех и грехо́вных искуше́ниих дни своя́ иждива́ющия, уте́ши ны, отча́янныя, исцели́ неду́ги на́ши лю́тыя, от Бо́га нам по грехо́м на́шим попуща́емыя, изба́ви нас от мно́гих бед и обстоя́ний, умоли́ Го́спода на́шего Иису́са Христа́ прости́ти нам вся на́ша согреше́ния, беззако́ния и грехопаде́ния, и́миже мы от ю́ности на́шея да́же до настоя́щаго дне и часа́ согреши́хом, да твои́ми моли́твами получи́вше благода́ть и ве́лию ми́лость, просла́вим в Тро́ице Еди́наго Бо́га, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

О, блаже́нная ма́ти Матро́но, услы́ши и приими́ ны́не нас, гре́шных, моля́щихся тебе́, навы́кшая во всем житии́ твое́м приима́ти и выслу́шивати всех стра́ждущих и скорбя́щих, с ве́рою и наде́ждою к твоему́ заступле́нию и по́мощи прибега́ющих, ско́рое поможе́ние и чуде́сное исцеле́ние всем подава́ющи; да не оскудее́т и ны́не милосе́рдие твое́ к нам, недосто́йным, мяту́щимся в многосу́етнем ми́ре сем и нигде́же обрета́ющим утеше́ния и сострада́ния в ско́рбех душе́вных и по́мощи в боле́знех теле́сных: исцели́ боле́зни на́ша, изба́ви от искуше́ний и мучи́тельства диа́вола, стра́стно вою́ющаго, помози́ донести́ жите́йский свой крест, снести́ вся тя́готы жития́ и не потеря́ти в нем о́браз Бо́жий, ве́ру правосла́вную до конца́ дней на́ших сохрани́ти, упова́ние и наде́жду на Бо́га кре́пкую име́ти и нелицеме́рную любо́вь к бли́жним; помози́ нам по отше́ствии из жития́ сего́ дости́гнути Ца́рствия Небе́снаго со все́ми угоди́вшими Бо́гу, прославля́юще милосе́рдие и бла́гость Отца́ Небе́снаго, в Тро́ице сла́вимаго, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *