в каком году канонизировали матрону московскую
Канонизация святой праведной блаженной Матроны Московской
Встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.Покровский женский монастырь. 2 мая 1999 г.
Чин канонизации блаженной старицы Матроны в Покровском ставропигиальном женском монастыре. 2 мая 1999 г.
Святейший Патриарх Алексий II читает акт о канонизации блаженной старицы Матроны. 2 мая 1999 г.
Чин канонизации блаженной старицы Матроны в Покровском ставропигиальном женском монастыре. 2 мая 1999 г.
2 мая 1999 года, при служении Святейшего Патриарха Алексия II состоялось торжественное причисление старицы Матроны к лику местночтимых святых. В полночь в нижней церкви Покровского храма была отслужена ранняя литургия, а затем совершена последняя панихида по Матронушке. Большинство богомольцев так и осталось в монастыре до утра, чтобы участвовать в торжестве ее прославления. На поклонение ее святым мощам народ шел всю ночь, и к утру выстроилась необозримая очередь.
Утром патриарх Алексий II с амвона огласил акт о канонизации в лике местночтимых святых блаженной Матроны Московской (Никоновой Матроны Димитриевны, 1881 – 1952):
Акт о канонизации старицы Матроны
Хор впервые запел тропарь святой праведной блаженной Матроне. Затем Первосвятитель совершил первый молебен у серебряной раки с мощами, которая была установлена в нижней церкви Покровского храма. После этого памятного дня в монастыре ежедневно по завершении литургии совершается молебен с акафистом перед ракой с честными мощами новопрославленной блаженной старицы Матроны.
Канонизация снизу: два жития Матроны Московской
Канонизация святой праведной Матроны Московской до сих пор, как ни странно, вызывает споры. Несогласные цитируют житие святой, возмущаясь призывами Матроны хвататься за ее «пяточку», чтоб спастись, и встречей со Сталиным, которому святая Матрона якобы давала советы, как вести войну. Откуда взялись такие фрагменты в житии канонизированной святой? Оказывается, житий было два: народное и каноническое. Рассказывает историк Андрей ЗАЙЦЕВ.
Казус
В 2004 году состоялось общецерковное прославление блаженной Матроны Московской (в 1999 году она стала местночтимой святой Московской епархии). Блаженной Матроне выпал уникальный посмертный подвиг — ей катастрофически не повезло с житием.
В Русской Церкви исторически народное почитание праведника и чудотворения прижизненные и (или) посмертные считались достаточными для прославления. Причем чем больше фиксировалось посмертных чудес, тем меньше времени проходило от смерти подвижника до его канонизации. Например, основатели русского монашества преподобные Антоний и Феодосий умерли, соответственно, в 1073 и 1074 году. Феодосия Печерского канонизировали в 1108 году — из-за большого почитания и обилия чудес. А его учитель Антоний Печерский был прославлен значительно позже, от 1132 до1231 года.
Кроме народного почитания и чудес для канонизации необходимо и житие подвижника, где факты его жизни были бы проверены с исторической и осмыслены с духовной с богословской точек зрения.
Народное почитание Матроны было огромным. Чудесные исцеления и помощь немало этому способствовали. А вот канонического жития с проверкой фактов жизни и объяснением духовного смысла подвига блаженной перед канонизацией составлено не было. Зато в 1993 году огромным тиражом вышла книжка Зинаиды Ждановой «Сказание о житии блаженной старицы Матроны». Сказанию, изданному Ново-Голутвинским монастырем, было суждено стать самой популярной народной версией рассказов о Матроне. Именно здесь читателю предлагались история встречи Матроны со Сталиным, упоминание о спасительной «пяточке», освящении св. Матроной воды и масла.
Этот текст подвергся резкой критике со стороны членов Комиссии по канонизации: митрополита Ювеналия (Пояркова), бывшего в то время председателем rомиссии; епископа Тихона (Емельянова), бывшего председателем Издательского совета; игумена Дамаскина (Орловского), составителя житий новомучеников, секретаря Синодальной комиссии по канонизации святых; протодиакона Андрея Кураева, посвятившего сборнику воспоминаний о Матроне под редакцией Ждановой немало страниц в книге «Оккультизм в Православии».
Жизнеописание св. Матроны в авторской редакции З. Ждановой было признано не соответствующим статусу жития. Комиссией была назначена экспертная группа из преподавателей МДА, которая составила канонический текст жития блаженной Матроны, убрав исторически не достоверные и богословски искаженные сведения о святой. Эту версию жития сегодня можно увидеть на православных сайтах: «Православие.ру», «Седмица.ру», сайте Покровского монастыря.
Житийный материал
Случай, когда к моменту канонизации святого не было составлено его официальное житие, не исключительный, в истории Церкви их было немало. После канонизации историки и богословы могут составить житие подвижника, опираясь на реально существующие тексты о святом. Для жития преподобного Амвросия Оптинского таким источником стало прекрасное жизнеописание старца, составленное в 1900 году архимандритом Агапитом (Беловидовым); о преподобном Серафиме Саровском мы знаем из «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», написанной митрополитом Серафимом (Чичаговым), и записок Николая Мотовилова. Но как же вышло, что именно Зинаида Жданова, простая русская женщина, не сведущая в христианской догматике, становится, пусть и ненадолго, агиографом блаженной?
Сложность здесь в самом понятии канонического агиографического текста, в написании которого есть своя специфика. Жития делятся на две большие группы: мученические и преподобнические. В первом случае в основу агиографического текста ложится судебный протокол допроса мученика, а центральное место повествования занимает описание страданий за Христа. Из древних мартириев (протоколов, свидетельств) читатель мог ничего не узнать о жизни святого до последних дней жизни и его мученической кончины. Они кратки, но почти всегда исторически достоверны.
Классическое преподобническое житие восходит к античному жанру биографий и представляет собой более или менее полный рассказ о жизни подвижника, который может начинаться до момента его рождения (с предсказаний о его рождении) и завершаться описанием посмертных чудес святого. В зависимости от объема сведений о святом и времени, прошедшем с момента его кончины до написания агиографического текста, а также от компетентности составителя житие могло быть подробным и достоверным (например, житие преподобного Феодосия Печерского), а могло и состоять из очень скудной биографической канвы с обилием не связанных между собой рассказов о чудесах праведника, его прижизненной и посмертной помощи, большого количества фольклорных элементов, исторически недостоверных сведений (как в случае с одной из версий жития первых русских святых Бориса и Глеба, написанной монахом Иаковом Черноризцем, или народной версией жития свв. Петра и Февронии Муромских).
Комиссия по канонизации может рассматривать в качестве «житийного материала» все версии текстов о святом, однако обязана дать свою оценку. Народные жития не запрещаются, но получают статус апокрифа (произведения, не признанного Церковью в качестве достоверного исторического и богословского источника информации о святом), как это случилось с «Повестью о Петре и Февронии» или «Сказанием о Борисе и Глебе» в версии Иакова Черноризца. Если текст, предложенный как житие, вызывает сомнения, комиссия проводит расследование и выносит свое суждение — что и произошло в случае с житием блаженной Матроны Московской в редакции З. Ждановой. В акте о канонизации св. Матроны, подписанном патриархом Алексием II, отдельным пунктом указывалось на необходимость составления жития подвижницы, что подчеркивает непризнание Церковью версии «жития» св. Матроны, написанной З. Ждановой.
Бабьи басни
Степень достоверности жития всегда напрямую зависела от его авторства. Традиционно в Русской Церкви преподобническое житие писали ученики святого, лично его знавшие, по благословению игумена монастыря или епископа накануне канонизации праведника. Они опрашивали очевидцев, поднимали монастырский архив, записывали истории паломников о чудесах, произошедших по молитвам подвижника. Если с момента кончины святого до момента написания жития проходило более 50 лет, то в распоряжении составителя жития оставались либо монастырские и церковные записи, либо устные рассказы, передававшиеся из поколения в поколение. В этом случае агиограф становился историком и богословом, способным критически отобрать материал с учетом жанрового канона, соответствия воспоминаний исторической фактуре и христианской догматике. Ничего этого не было и не могло быть сделано Зинаидой Владимировной Ждановой.
Вариант авторской редакции Ждановой «Сказания о Матроне» представляет собой набор очень кратких биографических сведений с обильными рассказами о чудесах. Жданова действительно знала Матрону лично — святая жила в ее квартире на Арбате в 1942-1949 годах. Жданова видела фрагменты жизни блаженной, слышала обрывки ее разговоров с людьми и как могла постаралась записать это, не удерживаясь от попытки интерпретировать некоторые слова или «чудеса» святой так, как она их понимала. Сборник «бабьих басен» дополняли истории, записанные со слов других людей, обозначенных в тексте только по именам. Они видели в св. Матроне «целительницу», которая борется с колдунами и исцеляет людей с помощью «маслица» или «водички». Кстати, упор на целительскую практику святой, борьбу с колдунами характерен и для многих апокрифов. В «Повести о Петре и Февронии» немало примеров того, как Феврония лечит князя от болезней с помощью своего «снадобья».
Жданова и другие соавторы «народного жития» Матроны были очень простые женщины, пережившие войну, личные трагедии. В Матроне они смогли увидеть лишь «простую веру», очевидно явленную в «чудесах», — как и многие нынешние почитатели святой. Этот образ «народного Православия» всегда был распространен на Руси. Еще проповедник XIII века епископ Серапион Владимирский обличал верующих в том, что они слишком мало заботятся об участии в таинствах и благочестивой жизни, но слишком много внимания уделяют чудесам, колдунам и нестандартным способам исцеления. Известно, что языческий элемент «народной» веры крепнет во времена гонений: лишенная возможности открытого исповедания, открытого участия в таинствах, загнанная в подполье, она рождает новые апокрифы и мифы, как это было в начале XX века.
Характерно, что по популярности апокрифические жития нередко вытесняли канонические, отвечающие всем литературным и богословским требованиям. Например, агиографический текст жития о Борисе и Глебе, составленный Нестором, дошел до нас в меньшем количестве списков, чем Сказание о Борисе и Глебе Иакова Черноризца, где святые показаны как живые люди, которые боятся смерти, проявляют сильные чувства; у Нестора же эпизоды убийства свв. Бориса и Глеба даны сухо, с опорой на традиционный житийный канон, а сами образы святых правильны и бескомпромиссны. Народная «Повесть о Петре и Февронии Муромских», написанная Ермолаем-Еразмом в середине XVI века, — с оборотнем-змием, забрызгавшим своей ядовитой слюной князя Петра, от чего князя и вылечила Феврония загадочной целебной мазью, — куда более известный древнерусский памятник, чем официальное житие муромских святых.
То же самое произошло и с текстом З. Ждановой. Основная проблема с канонизацией и почитанием св. Матроны в том, что именно апокрифический текст сегодня получил наибольшее распространение, вызвав у одной части православных отвержение, а у другой — горячее сочувствие. Народное житие Матроны в полной мере отразило представления значительного числа современных верующих о том, как готовы они верить и каким должен быть «настоящий» православный святой. Но истинный образ блаженной Матроны, конечно, этому народному образу далеко не тождествен.
Чего со святой Матроной никогда не происходило
В тексте Ждановой содержится ряд сведений о св. Матроне, не имеющий никакого отношения к действительности:
Святая Матрона никогда не встречалась со Сталиным.
Жданова пишет о том, как в октябре 1941 года якобы Сталин приходил к блаженной Матроне и советовался с ней, как вести оборону Москвы и вообще войну. Историки МДА не смогли найти подтверждающих данных о том, что эта встреча действительно произошла. Из канонического текста жития св. Матроны этот эпизод удален.
Святая Матрона никогда не давала советов избавляться «от беса с помощью рвоты после причастия», не собиралась в генеральском мундире идти «на доклад к Господу Саваофу» и не говорила о том, что спасутся те, кто «будут держатся за ее пяточку». Последний совет в интерпретации З. Ждановой представляет святую Матрону сектанткой по типу царебожников, ставящей себя на место Спасителя. Это противоречит словам самой Матроны, которая всегда говорила приходящим к ней, что помогает не она, а Господь.
Что хотела сказать блаженная?
Язык, способ общения блаженных с людьми часто бывает метафоричен, образен. Василий Блаженный кидался камнями в стены храма и обнимал углы блудилища (дома терпимости), вводя православных в соблазн. Но святой объяснял, что в храм заглядывал бес и он так его отгонял, а у дома терпимости плакал ангел и он так ему сочувствовал.
Как понять «трудные места» жития св. Матроны? Редакторский подход канонического варианта предложил аллегорическое объяснение в духе святоотеческой мысли. Например:
Из первой редакции жития З. Ждановой: «В дни демонстраций Матушка просила нас всех не выходить, закрывать окна, форточки, двери. Полчища демонов заняли все пространство, весь воздух и объяли всех людей. Учила нас не забывать крестить еду, и особенно на ночь все убирать и накрывать, т. к. бесы полощутся, везде проникая. Силою Честнаго и Животворящего Креста спасайтесь и защищайтесь».
Из канонического жития: «В дни демонстраций матушка просила всех не выходить на улицу, закрывать окна, форточки, двери — полчища демонов занимают все пространство, весь воздух и охватывают всех людей. (Может быть, блаженная Матрона, часто говорившая иносказательно, хотела напомнить о необходимости держать закрытыми от духов злобы «окна души» — так святые отцы называют человеческие чувства.)».
Мы видим, что составители канонической версии жития попытались объяснить народную этимологию, которую использовала Жданова (созвучие слов демонстрация и демон, при отсутствии между ними реальных родственных связей), с помощью толкования слов подвижницы в согласии со святоотеческой традицией.
И все-таки она святая!
Пример блаженной Матроны показывает, что жития святых редко пишут святые, а потому нельзя ставить абсолютный знак равенства между самим праведником и тем, что о нем рассказывают его почитатели. По мнению митрополита Ювеналия, «канонизация праведника не означает канонизации каждой строчки, им написанной».
Очевидно, что почитание св. Матроны у части верующих будет усиливаться, а кто-то не будет испытывать особенной близости и теплоты к этой праведнице. Но Церковь способна вместить и тех и других. Канонизация святого — не принудительный акт, лишающий человека личного отношения к праведнику, а предложение верующим ориентира для спасения. Блаженная Матрона не канонизирована в качестве учителя Церкви или богослова, она прославлена в чине праведных. Это означает, что она служила Христу и ближним, несмотря на свои тяжкие страдания и недуги, во времена, когда за веру убивали.
Чудотворная икона Матроны Московской: в чем помогает, где находится оригинал образа
Икона святой Матроны Московской была написана совсем недавно — в 1999 году, тем не менее она считается одной из самых почитаемых в православии. Многие люди находят утешение в молитвах к ней. К Матронушке обращаются в сложный период жизни, ей молятся о выздоровлении близких, просят о защите от греха и нищеты.
Жизненный путь Матроны Московской
Святая появилась на свет в селе Себино Тульской губернии. Существует несколько мнений насчет года ее рождения. Если верить житию, это 1881 год, по данным сельскохозяйственной переписи — 1883 год, а по спискам Даниловского кладбища — 1885 г.
Прижизненное фото Матроны
Девочка родилась слепой, у нее не развились глазные яблоки. В семье Матроны было четверо детей. По некоторым данным, родители удочерили девочку, но официальных документов не сохранилось.
Когда Матрона была еще маленькой, родители хотели оставить ее в приюте для детей в соседнем селе, однако у мамы было видение: красивая белая птица села ей на грудь. Женщина решила, что сон вещий, и оставила ребенка.
В возрасте 17 лет у девочки отнялись ноги без видимых на то причин, тем не менее святая Матронушка отправилась в паломничество по православным монастырям. После революции она переехала в Москву. Долгое время ей приходилось жить у знакомых и друзей. К братьям она не могла обратиться, так как они оба были коммунистами и не разделяли ее взглядов на веру.
Оставшуюся жизнь она провела в Москве и Подмосковье. Матрона принимала каждый день по 40 человек, которые приходили к ней за исцелением и мудрым советом. Она умерла в Сходне 2 мая 1952 года. По завещанию святой, ее похоронили на Даниловском кладбище, которое с тех пор стало местом паломничества.
История обретения иконы
Многие люди верили в то, что Матрона является святой и обладает даром целительства, но официальная церковь не признавала ее до 1997 года. В это время по решению специально собранной комиссии было решено канонизировать ее в лике местночтимых святых Московской епархии приснопамятной Матроны Никоновой.
В 1998 году ее могилу вскрыли и извлекли мощи. Их доставили в Данилов монастырь, а затем — в Покровский храм. Здесь же находятся первые иконы, написанные в 1999 году. Одна расположена на стене главного храма, вторая — внутри него. В 2004 году состоялась ее общецерковная канонизация, а еще через несколько лет Болгарская православная церковь также причислила Матрону к лику святых.
Икона Матроны Московской в Покровском храме
Мощи святой доставлялись во многие монастыри для поклонения, а с икон были выполнены многочисленные списки.
Как выглядит икона Матроны Московской
Традиционно святая изображается с закрытыми глазами. Это не только портретное сходство, но и символ ее внутреннего духовного зрения. На данный момент икона Блаженной Матроны Московской является единственной в своем роде, так как остальные святые изображаются с открытыми глазами.
Одежда на иконе зеленого цвета, голова покрыта белым платком, завязанным на манер иконы Ксении Петербургской. Такое сочетание является традиционным для православной иконографической традиции.
Правая ладонь раскрыта и обращена вверх, что символизирует готовность Матроны помогать страждущим. В левой находятся четки, говорящие о том, что при жизни она совершила молитвенный подвиг.
Существуют изображения Матроны с открытыми глазами, но они не соответствуют канону. Так же, как и картина, где она изображена со Сталиным.
Существует ничем не подтвержденная легенда о том, что во время Второй мировой войны, когда немецкие войска находились в непосредственной близости от Москвы, Сталин посетил Матрону и спросил совета. Этот момент и запечатлен на картине, хотя сама святая и ее близкие знакомые никогда об этом не говорили.
Значение святой иконы в православии
Старица в нашей культуре традиционно считается символом мудрости. Физическая слепота говорит о глубокой духовности и внутренней силе. Поэтому икона святой Матроны Московской считается защитницей от любого зла.
При жизни женщина помогала людям в исцелении, ее образ считают целебным и нередко произносят молитвы о выздоровлении больных перед ним. Многие верят, что Матрона поможет избавиться от грехов, у нее просят заступничества перед Господом и помощи в поиске праведного пути.
Дни памяти иконы Матроны Московской
Официальный праздник, принятый православной церковью, отмечается 2 мая, в день смерти святой. День памяти Матроны Константинопольской отмечается 22 ноября.
В чем помогает икона молящимся
По настоянию святой была написана икона «Взыскание погибших» для церкви Успения Божьей Матери. Матрона в юном возрасте обнаружила этот образ в книге и решила списать его. Вместе с мамой они нашли художника, которому святая сказала покаяться перед началом работы. Мастер солгал о том, что ходил в церковь и просил отпустить грехи. Матрона почувствовала это и велела ему снова идти и каяться. Только когда она почувствовала, что душа художника не тяготиться грехами, разрешила ему начать работу.
Именно поэтому у нее часто просят отпущения грехов, духовного очищения и прощения. Также считается, что образ помогает:
К святой также обращаются женщины, которые долгое время не могут забеременеть. Считается, что Матрона помогает и в правильном воспитании детей.
Где находятся почитаемые иконы Матроны Московской
После общецерковной канонизации значение образа для церкви стало очень большим. Поэтому появились многочисленные списки иконы.
Оригинальная икона Матроны Московской сейчас находится в храме Покровского монастыря. Здесь также есть заказанная женщиной икона «Взыскание погибших» и святые мощи.
Возле могилы Матроны на Даниловском кладбище возвели часовню, в которой находится список образа. Также здесь стоит емкость с песком, который считается чудодейственным и помогает исцелиться.
Иконы есть в церквях Святого Григория Неокесарийского, Тихвинской иконы Божией Матери, Великомученика Георгия Победоносца, Казанской иконы Божией Матери, а также во многих монастырях.
Чудеса, связанные с иконой
Еще при жизни Матрона совершала множество чудес. Есть история, согласно которой один мужчина долгое время страдал от недуга ног. Он пытался вылечиться, но ничего не помогало, тогда он бросил все попытки и стал ездить на коляске. О нем узнала Матрона и позвала к себе в гости, только сказала добираться до нее на своих ногах.
Смотреть все украшения с образом Матроны Московской в каталоге SUNLIGHT
Мужчина поверил в духовную силу и мудрость женщины. Он едва ли не ползком добрался до ее дома. Матрона исцелила больного и назад он уже легко пошел.
В Покровском монастыре, где хранятся мощи святой, находится документ. В него вносят различные события, связанные с образом. Однажды чудотворная икона спасла молодую мать от смертельного заболевания. В онкологическом центре в Москве лежала молодая женщина, у которой было двое детей. Врачи долго боролись за ее жизнь, но безуспешно. Медсестра, которая ухаживала за пациенткой, пошла в церковь и помолилась перед иконой Матроны. Священнослужитель также дал девушке сухие розы, которые долгое время находились рядом с мощами святой.
Она отнесла их пациентке и через несколько дней засохшие цветы ожили, а еще спустя месяц женщина, которая должна была умереть, вдруг исцелилась.
Еще одна история из списка гласит, что однажды женщина прибыла в часовню Даниловского кладбища, чтобы помолиться Матроне. Тогда она была совершенно здорова, но все же взяла с собой немного чудодейственного песка. Спустя много лет у ее сестры обнаружили злокачественную опухоль на поздней стадии. Врачи посоветовали семье готовиться к худшему, но женщина вспомнила про песок. Она Отдала его сестре, рассказала, как молиться Матроне и посоветовала прикладывать его к больному месту. Однажды сестра просила Матрону об исцелении, и в ту же ночь святая явилась к ней во сне. Спустя некоторое время женщина полностью выздоровела.
Молитва к образу Матроны Московской
Обратиться к святой можно как угодно. Главное, чтобы помыслы были чисты. Однако существуют две канонические молитвы:
О, блаже́нная ма́ти Матро́но, душе́ю на Небеси́ пред Престо́лом Бо́жиим предстоя́щи, те́лом же на земли́ почива́ющи, и да́нною ти свы́ше благода́тию разли́чныя чудеса́ источа́ющи. При́зри ны́не ми́лостивным твои́м о́ком на ны, гре́шныя, в ско́рбех, боле́знех и грехо́вных искуше́ниих дни своя́ иждива́ющия, уте́ши ны, отча́янныя, исцели́ неду́ги на́ши лю́тыя, от Бо́га нам по грехо́м на́шим попуща́емыя, изба́ви нас от мно́гих бед и обстоя́ний, умоли́ Го́спода на́шего Иису́са Христа́ прости́ти нам вся на́ша согреше́ния, беззако́ния и грехопаде́ния, и́миже мы от ю́ности на́шея да́же до настоя́щаго дне и часа́ согреши́хом, да твои́ми моли́твами получи́вше благода́ть и ве́лию ми́лость, просла́вим в Тро́ице Еди́наго Бо́га, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
О, блаже́нная ма́ти Матро́но, услы́ши и приими́ ны́не нас, гре́шных, моля́щихся тебе́, навы́кшая во всем житии́ твое́м приима́ти и выслу́шивати всех стра́ждущих и скорбя́щих, с ве́рою и наде́ждою к твоему́ заступле́нию и по́мощи прибега́ющих, ско́рое поможе́ние и чуде́сное исцеле́ние всем подава́ющи; да не оскудее́т и ны́не милосе́рдие твое́ к нам, недосто́йным, мяту́щимся в многосу́етнем ми́ре сем и нигде́же обрета́ющим утеше́ния и сострада́ния в ско́рбех душе́вных и по́мощи в боле́знех теле́сных: исцели́ боле́зни на́ша, изба́ви от искуше́ний и мучи́тельства диа́вола, стра́стно вою́ющаго, помози́ донести́ жите́йский свой крест, снести́ вся тя́готы жития́ и не потеря́ти в нем о́браз Бо́жий, ве́ру правосла́вную до конца́ дней на́ших сохрани́ти, упова́ние и наде́жду на Бо́га кре́пкую име́ти и нелицеме́рную любо́вь к бли́жним; помози́ нам по отше́ствии из жития́ сего́ дости́гнути Ца́рствия Небе́снаго со все́ми угоди́вшими Бо́гу, прославля́юще милосе́рдие и бла́гость Отца́ Небе́снаго, в Тро́ице сла́вимаго, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.