в каком году изобрели велосипед в россии
Почти 220 лет назад уральский изобретатель представил императору первый в мире велосипед
Велопутешествия – один из популярнейших видов путешествий в мире.
Сегодня велосипедом никого не удивишь: это и спортивный инвентарь, и одно из самых распространенных в мире средств передвижения. Его можно взять напрокат в любом городе. А если решил завести своего железного коня, то выбор необъятен: от простой прогулочной версии до настоящей педальной машины на двух колесах.
Чистый воздух
В странах северной Европы минимум один велосипед обязательно есть в каждой семье. На нем ездят на работу и за покупками или катаются в свое удовольствие. Например, среднестатистический житель Дании проезжает на велосипеде 893 километра за год. Житель Нидерландов — 853 километра. В Амстердаме, который считается велосипедной столицей Европы, даже есть специальная гостиница для велосипедистов.
Популярны велосипеды в Германии, Бельгии, Швеции, Швейцарии, Британии. Власти специально развивают велоинфраструктуру, чтобы разгрузить крупные города от автомобильных пробок и сделать воздух чище.
Велолюбителей становится все больше и в Кургане. В этом году в рейтинговом голосовании по проекту «Инициативный бюджет» победила идея благоустройства велодорожки вдоль шоссе имени Тюнина, летом начались строительные работы. Отремонтируют участок от улицы Свободы до Ботанического шоссе длиной более четырех километров, вдоль него обустроят места отдыха со скамейками, урнами и теневыми навесами. Ширина велодорожки на большей части будет три с половиной метра.
Русские впереди
Считается, что прадедушку современного велосипеда создал в 1817 году немецкий профессор барон Карл фон Дрез. Он запатентовал его в 1818 и назвал «машиной для бега». У нее был руль и деревянная рама между колесами, так что внешне машина походила на велосипед. Только без педалей: ездоку полагалось отталкиваться ногами от земли, чтобы колеса крутились.
Но на каждого западного изобретателя в России имеется свой. По русской версии, первый в мире двухколесный велосипед изобрел Ефим Артамонов, крепостной Пожвинского завода в Пермской губернии. Заводское начальство часто отправляло Ефима в Нижний Тагил на демидовский завод, отнести тяжелые металлические крепления. Идти нужно было 80 верст (более 85 километров). Чтобы облегчить себе задачу, Ефим в 1800 году придумал велосипед-самокат.
Это была двухколесная тележка с педальным приводом на переднем колесе и рулем. Колеса скреплялись изогнутой металлической рамой, переднее было почти в три раза больше заднего. Конструкция приводилась в движение поочередным нажимом на педали, расположенные на оси переднего колеса.
Ефима с его изобретением послали на коронацию императора Александра I в Петроград. И он доехал – таким прочным оказался велосипед (расстояние от Нижнего Тагила до Санкт-Петербурга более 2200 километров). Правда, путешествие вышло трудным: велосипед перемещался со скоростью десять километров в час. К тому же шин на колесах не было, так что еще долгое время после путешествия Ефима велосипеды называли «костотрясами».
27 сентября 1801 года Александр I стал императором, а изобретение уральского крепостного Ефима предстало перед столичным светским обществом и государем. Императору так понравился велосипед, что он пожаловал изобретателю 25 рублей золотом и вольную – Ефим стал свободным русским человеком.
Сейчас ученые считают историю Ефима легендой, так как нет исторических источников, подтверждающих этот факт. Но в Нижнем Тагиле, в Доме-музее Черепановых хранится экспонат «Велосипед Артамонова».
Только в путь
Кстати, день представления императору первого велосипеда совпадает с Всемирным днем туризма, который отмечался 27 сентября. Совпадение не случайно: велопутешествия – один из популярнейших видов путешествий в мире.
Они доступны и в нашем городе. Вы неоднократно встречали на сайте рубрику «Велогид». Председатель Курганского велоклуба Константин Шкодских составляет маршруты для велосипедных путешествий разного уровня сложности. В небольшие поездки можно отправляться и новичкам. А более опытные велолюбители могут увидеть всю Курганскую область и не только.
Несколько раз в сезон велосипедисты отправляются в путешествия по другим регионам. Например, в этом году в День города Кургана команда из 32 человек подняла флаг областного центра на хребет Нурали в Башкирии. Совсем скоро, 3 октября, начнется организованное велоклубом путешествие на Южный Урал с восхождением на одну из вершин хребта Уреньга.
В чем польза?
Кроме того, что использование велосипеда вместо машины требует меньше денег и не загрязняет окружающую среду, оно еще и очень полезно для здоровья.
Регулярные велопрогулки омолаживают мышечные ткани. По данным сайта http://bikes.ironhorse.ru примерно на десять лет. Велозанятия включают в работу подколенные сухожилия, мышцы ног, ягодиц, спины, живота, рук и даже шеи.
Кручение педалей, даже в самом спокойном темпе, действует как кардиотренажер. То есть, езда на велосипеде укрепляет сердце, улучшает кровообращение и увеличивает объем легких.
На велосипеде вам постоянно приходится удерживать баланс. Поэтому велопрогулки способствуют сохранению подвижности суставов, улучшают координацию движений и работу мозга.
Похудеть на велосипеде тоже можно. Человек с весом 70 килограмм за час тренировки теряет в среднем около 630 килокалорий. А если трасса неровная или маршрут пролегает по лесным тропинкам, то можно сжечь до двух тысяч килокалорий.
Важно помнить:
Катайтесь правильно и с удовольствием!
Если вы стали свидетелем интересного события, присылайте сообщения, фото и видео в Viber и WhatsApp по номеру тел. : +79195740453, в нашей группе «В Контакте»
Велосипед Артамонова: история и современность
В русской истории было немало неоцененных и не заслуженно забытых изобретений, которые получали признание лишь после того, как были повторно открыты и внедрены на Западе. К числу таковых относится и изобретение велосипеда русским крепостным мастером Ефимом Михеевичем Артамоновым. Его изобретение, сделанное в самом начале XIX века, как это часто бывает, оказалось не востребовано в России.
Но уже в 1818 году немецкий профессор барон Карл фон Дрез запатентовал первый двухколесный самокат. Самокат Дреза, в целом, выглядел как велосипед. Он включал руль и два колеса. Однако рама была деревянной, и конструкция не предполагала педалей. Изобретатель назвал свое устройство «машиной для бега» (Laufmaschine), поскольку для приведения его в движение необходимо было отталкиваться ногами от земли.
В 1839–1840 годах шотландский кузнец Киркпатрик Макмиллан добавил к изобретению Дреза педали и седло, тем самым, создал велосипед, похожий на современный. Педали приводили в движение заднее колесо, с которым они соединялись металлическими стержнями, переднее колесо управлялось рулем.
В 1862 году лионский мастер Пьер Лалман, ничего не знавший об изобретении Макмиллана, оснастил самокат педалями на переднем колесе. Уже через два года в Лионе начался массовый выпуск велосипеда Лалмана.
В Россию велосипеды попали из Европы как иностранное изобретение. И почти никто из наших соотечественников не знал, что еще за несколько десятилетий до просвещенных европейцев это устройство изобрел уральский крепостной «холоп Ефимка сын Артамонов». Впрочем, обо всем по порядку.
Откуда мы знаем об Артамонове и его изобретении?
Впервые предание об Артамонове и его велосипеде упоминается в книге В. Д. Белова «Историческій очеркъ уральскіхъ горныхъ заводовъ» за 1896 год. Там говорится, что во время коронации Павла I в 1801 году Артамонов «бегал на изобретенном им велосипеде», за что по повелению императора «получил свободу со всем потомством». Автор при этом не ссылается на какие-либо письменные источники, но поскольку он происходит из семьи потомственных служащих нижнетагильских заводов, то, возможно, указанные сведения были заимствованы им из устных преданий.
Кроме того, в сообщении Белова бросается в глаза существенная фактическая ошибка: в 1801 году, как известно, вступил на престол не Павел I, а его сын Александр I. Возможно, это просто случайная описка.
В 1910 году сообщение Белова повторяет краевед И. Я. Кривощеков в «Словаре Верхотурского уезда Пермской губернии», одновременно устраняя указанную неточность: «Мастеровой уральских заводов Артамонов в 1801 г. во время коронации бегал на изобретенном им велосипеде, за изобретение Александром I ему была дарована свобода от крепостной зависимости со всем потомством».
Артамонов на коронации. Рисунок
После этого упоминания об Артамонове и его велосипеде появляются лишь в советское время. В 1948 году в книге «Русская техника» В. В. Данилевский автор не только повторяет рассказ об участии Артамонова в коронации Александра I, но и сообщает, что изобретатель будто бы приехал с Урала в Москву на изобретенном им велосипеде. В примечании Данилевский также добавляет, что в Нижнетагильском музее хранится железный велосипед, приписываемый Артамонову.
В более поздних публикациях, прежде всего, А. К. Шварца, об Артамонове появляются дополнительные подробности: полное имя Артамонова — Ефим Михеевич, годы жизни, некоторые эпизоды биографии, маршрут его «велопробега» и даже другие изобретения мастера — «водяная мельница» для откачки воды из барж.
Наконец, информация об Артамонове попадает в Большую советскую энциклопедию. Если в издании 1950 года сообщается, что «имя и годы жизни неизвестны», то в 3-м издании БСЭ за 1970 год у него появляются инициалы и даты жизни со ссылкой на работу А. Г. Козлова «Творцы техники на Урале» 1954 года издания.
Биография изобретателя
Ефим Михеевич Артамонов родился в 1776 г., в семье Михея Артамонова — крепостного специалиста по строительству барж. Мальчик пошел по стопам отца и со временем стал специалистом по работе с металлом. В 1790 г. Михея Артамонова отправили на Старо-Уткинскую пристань на Чусовую, где строили баржи. А его сын, Ефим, был приписан к демидовскому Нижнетагильскому заводу, где готовили металлические крепления.
Годом создания велосипеда Артамонова или его прототипа, видимо, следует считать 1800 год. По крайней мере, А. К. Шварц приводит говорящее об этом свидетельство документов, правда, не давая прямой ссылки на источник: «холоп Ефимка сын Артамонов розгами бит за то, что в день Ильи пророка года 1800 ездил на диковинном самокате». Происшествие имело место в Екатеринбурге, где Ефим, бегая на «самокате», пугал встречных лошадей, которые в испуге на дыбы становились, кидались на заборы, причиняя увечья пешеходам. Самокат Артамонова, построенный на Нижнетагильском заводе, был железный. Он имел два колеса, причем переднее колесо было почти в три раза больше заднего. Колеса были скреплены изогнутой металлической рамой. Самокат приводился в движение ногами путем поочередного нажима на педали, которые крепились к переднему колесу.
Передвижение на таком «самокате» было нелегким делом. Из-за большого переднего колеса при спусках под уклон легко было опрокинуться через голову. А при подъемах в гору надо было «жать» изо всех сил ногами, чтобы велосипед не пошел обратным ходом.
В 1801 г. Артамонов решил поехать в Петербург. А. К. Шварц даже приводит некоторые подробности маршрута его движения. Из Нижнего Тагила умелец поехал в Пермь, а оттуда в — Казань. Затем он оказался в Санкт-Петербурге. Не исключено, что не весь маршрут Артамонов преодолевал «своим ходом». По рекам он мог двигаться на баржах. Так или иначе, уральский умелец добрался до столицы, а оттуда поехал в Москву, где была назначена коронация Александра I. Изобретение Артамонова понравилось императору и мастеровому, как мы уже знаем, пожаловали 25 рублей и дали вольную. Из Москвы Ефим Артамонов без происшествий вернулся в Нижний Тагил и начал совершенствовать свой самокат.
Пример Артамонова оказался заразительным. К лету 1802 г. в Нижнем Тагиле было наделано много самокатов, на которых рабочие собирались по примеру Ефима Артамонова поехать в столицу. Однако приказчики расценили это как кражу хозяйского железа: велосипеды были конфискованы и переплавлены, а виновные биты кнутом. Сам Артамонов был отправлен в ссылку и лишь в 1815 г. вновь появился на родном Пожвинском заводе.
Ефиму Артамонову приписывают и еще одно изобретение, а, точнее, техническое усовершенствование — «водяную мельницу», которая служила для откачки воды с баржи. Присоединение «водяной мельницы» к насосу позволило откачивать воду без участия рабочих, то есть конструкция прекрасно работала при движении баржи против течения. Однако при ее движении по течению насос почти переставал работать. Тогда умелец дополнительно установил на барже ветряную мельницу, которая позволяла насосу откачивать воду и при движении баржи по течению. Так, Артамонову, говоря современным языком, удалось автоматизировать процесс откачки воды.
О дальнейшей жизни изобретателя мало, что известно. Умер Ефим Михеевич Артамонов в Суксуне в 1841 г.
Легенда или быль?
Не все исследователи считают предание об Артамонове и его изобретении достоверным и доказанным. Многие из них указывают, что до нас не дошли документы, позволяющие надежно связать Артамонова и якобы изобретенный им велосипед.
Из этих сомнений произрастает гипотеза, что подлинным изобретателем велосипеда был некий Артамон Кузнецов, имя которого со временем ошибочно трансформировалось в фамилию. Сторонниками такого подхода являются, в частности, А. Г. Козлов и В. А. Блинов.
Существование Артамона Кузнецова надежно устанавливается по документам. Из письма министра юстиции П. В. Лопухина министру финансов графу А. И. Васильеву, датируемого 1804 годом, следует, что государь повелел выкупить из крепостной зависимости у Н. Н. Демидова крестьянина Егора Кузнецова с семьей и его племянника Артамона Кузнецова также с семьей. Там же сообщается, что означенный Егор Кузнецов представил Его величеству изобретенные им дрожки, но о заслугах Артамона Кузнецова не сообщается ничего. В заключении письма П. В. Лопухин сообщает министру финансов, что на его запрос Н. Н. Демидов сообщил, что готов безвозмездно освободить указанных крестьян, поскольку они «делами угодны Государю».
Историчность дяди и племянника Кузнецовых подтверждает и Ревизионная сказка 1795 года, согласно которой Е. Г. Кузнецов был приписан к Нижнетагильскому заводу Демидова, а А. Е. Кузнецов — к Выйскому заводу Демидова.
Таким образом, историчность Артамона Кузнецова не вызывает ни малейших сомнений, как и участие в его освобождении из крепостной зависимости Государя. Однако нет никаких свидетельств, что Артамон Кузнецов изобрел велосипед или иной механизм. Мы вообще ничего не знаем о его изобретательской деятельности.
Другие исследователи идут еще дальше в своем скепсисе относительно историчности Артамонова и его велосипеда. Так, Г. Н. Лист разработал развернутую программу проверки достоверности сообщений о велосипеде Артамонова.
Главным направлением проверки стал поиск сообщений об этом событии в различных исторических источниках — архивных документах, частной переписке и публикациях XIX века. Исследование не дало никаких результатов — никаких свидетельств найдено не было.
Следовательно, вопрос об источниках информации, на которые опирался В. Д. Белов, приводя рассказ об Артамонове, остается открытым. Другое направление исследования — атрибуция экспоната, демонстрируемого в Нижнетагильском музее в качестве «велосипеда Артамонова». Известно, что указанное изделие поступило в Нижнетагильский музей в 1923 г. при расформировании Верхотурского музея без сопроводительных документов.
Велосипед Артамонова в Нижнетагильском музее
Анализ химического состава изделия показал, что металл, из которого сделано колесо велосипеда, выплавлен в мартеновской печи. Отсюда, исследователи сделали вывод, что велосипед изготовлен не ранее 70-х гг. XIX века и не является оригинальным образцом начала XIX столетия. Является ли он копией с оригинального велосипеда Артамонова или имеет иное происхождение также остается неизвестным.
Обращает на себя внимание и другое: конструктивно экспонат музея напоминает английский велосипед «паук». Здесь возможно два варианта. Либо аутентичный «велосипед Артамонова» предвосхитил английскую модель, либо экспонат музея копирует не велосипед русского умельца, а современный времени изготовления зарубежный образец.
Велосипед-паук. Великобритания, 1880 год
Таким образом, мы можем констатировать, что вопрос о достоверности сообщений об изобретении первого в мире велосипеда в России начала XIX века остается открытым. Вместе с тем, как гласит известный логический принцип, не доказано, не значит, опровергнуто. Это лишь означает, что указанная проблема нуждается в дальнейших исследованиях и еще ждет своего разрешения.
Велосипед Артамонова в культурном пространстве современной России
Пока ученые спорят о степени достоверности сведений о жизни и деяниях Артамонова, «велосипед Артамонова» как культурное явление победоносно шествует по культурному пространству современной России.
Прежде всего, следует упомянуть о судьбе экспоната, который какое-то время считался оригинальным велосипедом Артамонова или, по меньшей мере, поздней, но точной копией с него. Как мы уже знаем, он поступил в Нижнетагильский музей в 1923 году без сопроводительных документов. Конструктивно экспонат очень похож на английский велосипед «паук», а химические особенности металла указывают, что он не мог быть изготовлен ранее 1870-х гг. Тем не менее, сегодня этот экспонат можно увидеть в музее истории техники «Дом Черепановых», который является структурным подразделением Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».
В 2006 году в Екатеринбурге на улице Вайнера был установлен памятник Артамонову. Скульптура изображает человека, сидящего на велосипеде. На основании памятника можно увидеть надпись, из которой следует, что человек верхом на велосипеде — это и есть изобретатель Ефим Михеевич Артамонов. Очевидно, что поводом к установлению памятника послужила легенда, что именно в Екатеринбурге в 1800 году Артамонов ездил на своем изобретении, пугая лошадей и прохожих, за что, как мы уже знаем, и был бит батогами.
Памятник изобретателю велосипеда в Екатеринбурге
В 2015 году памятник похожего вида появился и в самом Нижнем Тагиле на Зеленом бульваре.
Скульптура «Велосипед Артамонова» в Нижнем Тагиле
Еще шире «велосипед Артамонова» представлен в Сети. На соответствующий запрос можно получить сотни и сотни ссылок на различные тексты. В большинстве из них пересказывается биография изобретателя как установленный исторический факт, в других же рассказывается об этом как «историческом курьезе», легенде, не нашедшей своего подтверждения. Но не зависимо от этого количество текстов о велосипеде Артамонова продолжает расти и он остается, по меньшей мере, действительным фактом современной культурной жизни России, современного общественного сознания.
Литература:
1. Артамонов, Е. М. // Аризона — Аяччо. — М.: Советская энциклопедия, 1950. — (Большая советская энциклопедия: [в 51 т.] / гл. ред. С. И. Вавилов; 1949–1958, т. 3).
2. Артамонов, Е. М. // Ангола — Барзас. — М.: Советская энциклопедия, 1970. — (Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров; 1969–1978, т. 2).
3. Бљловъ В. Д. Пятый періодъ. Царствованія Александра I и Николая I // Историческій очеркъ уральскіхъ горныхъ заводовъ / Высочайше утвержденная Постоянная Совҍщательная Контора Желҍзозаводчиковъ. — СПб.: Тип. Исидора Гольдберга, 1896. — С. 62. — 179 с.
4. Блинов В. А. Загадка Артамона Тагильского // Рифей: Уральский литературно-краеведческий сборник. — Челябинск, 1985. — С. 115 — 126.
5. Данилевский В. В. Русская техника. — М.: Лениздат, 1948. — 550 с.
6. Козлов А. Г. Творцы техники на Урале: краткий биографический справочник / Анатолий Козлов. — Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1954.
7. Комшина (Смирнова) Татьяна, Клат Светлана Велосипед Артамонова: легенды и документы // газета «Уральский рабочий» от 14 и 18 марта 1987 года.
8. Кривощеков И. Я. Словарь Верхотурского уезда Пермской губернии с общим историческо-экономическим очерком и приложением карты уезда в границах по административному делению России в 1734 г. / сост. действ. чл. Имп. Рус. геогр. о-ва И. Я. Кривощековым. — Пермь: издание Верхотурского земства, 1910. — VIII, [4], 823, [1] с., [1] л. карт.
9. Лист Г. Н. Справка об изобретении в 1801 г. в России первого в мире железного педального двухколесного велосипеда // ГКБУ «Государственный архив Пермского края», Ф. Р-790, Оп. 5, Д. 1124.
10. Шварц А. К. Велосипеду 160 лет // Уральский следопыт. — 1960. № 3. — С. 74.
Автор: Алексей Владимирович Горюнов, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и культурологии УлГПУ
Понравился материал?
Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!
История российского велоспорта часть 1
Первые велосипеды в России появились еще в начале 60‑х годов XIX столетия (естественно, имеются в виду машины, имевшие основные конструктивные признаки современного велосипеда — педальный привод, одно поворотное колесо, соединенное с рулем, обеспечивающим изменение направления движения на ходу). Большинство из них завезли из‑за границы, но были машины и отечественного штучного производства, изготовленные как по зарубежным образцам, так и изобретенные нашими соотечественниками. Вот некоторые факты, имеющие отношение к истории распространения велосипеда на просторах России.
Всех потряс «Костотряс».
В Санкт-Петербурге первые велосипеды появились в середине 1860‑х годов. Их завезли из Франции столичные аристократы. Один из этих велосипедов, произведенный около 1867 года парижской фирмой Эрнеста Мишо (Ernest Michaux), прекрасно сохранился до нашего времени и экспонируется в музее-заповеднике «Петергоф». Эта машина, по легенде, принадлежала императору Александру II.
В Москве велосипеды впервые можно было увидеть в начале 1860‑х годов. Ими были, по некоторым данным, «костотрясы» — опять же, французского происхождения. Однако достоверно известно, что за иностранными велосипедами вскоре появились и отечественные, правда, не фабричного, а кустарно-кузнечного производства. Повторяя в общих чертах французские прототипы, они имели ряд присущих только им особенностей, что свидетельствует о том, что в России умельцы также были горазды «изобретать велосипед».
В 1868 году в Екатеринбурге появился первый велосипед, принадлежавший Ю. Раутнеру, сыну главного лесничего Уральских заводов. Он был двухколесный и сделан из дерева.
В Воронеже велосипед «дебютировал» в 1869 году. У него были деревянные, окованные железом колеса, причем переднее было больше заднего. Его привез из‑за границы В. Г. Столь — владелец большого литейно-механического завода.
Первый велосипед в Казани изготовил в 1878 году механик Генрих Богданович Мамиель в собственной мастерской по образу и подобию велосипеда циркача Леонса, дававшего в то время представления в городском саду. Велосипед был сделан из газовых труб и долго служил без поломок. Машина напоминала классический «костотряс», его колеса были обтянуты резиной прямоугольного профиля. Весил он 2 пуда 10 фунтов (36 кг).
Первый иностранный велосипед в Казань привезли в том же 1878 году.
В конце1860‑х годов один из курских виноторговцев получил из Франции деревянный велосипед и ездил на нем по специально построенной деревянной дорожке.
В Одессе весной 1878 года известный предприниматель и любитель спорта Адольф Цорн, родоначальник целого семейства великолепных спортсменов‑велосипедистов, выехал на улицы родного города на недавно привезенном из‑за границы велосипеде типа «паук». Его поездка вызвала огромный интерес среди населения города.
В Сибири первый велосипед появился в 1863 или 1864 году. Купец Рафаилов, владелец трехколесного деревянного велосипеда, проживал в Хабаровске.
Без «Жестянки» никуда.
С распространением велосипеда в России увеличивалось количество адептов нового способа передвижения. Поскольку основная часть общества настороженно относилась к велосипедистам (особенно это касалось сельского населения, которое по необразованности своей частенько принимало самокатчиков за нечистую силу), им ничего не оставалось делать, как объединяться. Вполне понятно, что наибольшее количество велосипедистов проживало в обеих столицах, в крупных губернских городах и промышленных центрах. Поскольку в те годы велосипед стоил около 300 – 400 рублей, доступен он был лишь аристократии, промышленникам и богатым купцам. Да и безопасным транспортным средством «бицикл» стал не скоро, пока что оставаясь опасным спортивным снарядом, езда на котором была весьма рискованной. Несмотря на это, уже в 1880 году в Санкт‑Петербурге зарегистрировали около пятидесяти велосипедистов.
Первое в России велосипедное общество организовали в Царском Селе — гнезде высшей столичной аристократии. Устав «Царско-Сельского кружка велосипедистов» был утвержден 4 марта 1883 года. В Санкт-Петербурге же в конце 70‑х годов образовалась группа любителей велосипеда, разработавшая устав «Санкт-Петербургского общества велосипедистов-любителей». Устав подали на утверждение петербургскому градо начальнику еще в 1880 году, но по разным причинам он несколько раз возвращался на доработку. Устав общества утвердили лишь 5 декабря 1884 года.
Москвичи опередили столицу — устав «Московского общества велосипедистов‑любителей» утвердили 31 марта 1884 года. Организатором корпорации и автором устава выступил Юлий Иванович Блок — известный московский спортивный деятель. Председателем «новорожденного» общества избрали Петра Кузьмича Прянишникова. К концу года московское общество насчитывало уже 52 действительных члена.
Корпорации организовывали общественные поездки (иногда на довольно большие расстояния), клубные вечера, способствовали получению разрешений на езду по городу на велосипеде. Чтобы спокойно ездить по улицам городов, велосипедист был обязан иметь свидетельство, разрешающее езду, и номерной знак, именуемый попросту «жестянкой». Номерной знак выдавался после обязательного экзамена на умение управлять велосипедом и оплаты налога. Причем «жестянки» действовали один год, и с началом нового сезона процесс получения свидетельства и номера повторялся. Для определения городовыми «свежести» номера, помимо выбитого на нем года, таблички последующего сезона окрашивались каждый раз в иной цвет. Нарушителей отлавливали чины полиции, препровождали в полицейский участок и безжалостно штрафовали. Следует добавить, что в 1870 – 80 годах езда по городским улицам на велосипедах во всех городах Российской империи строго запрещалась. По этой причине первые отечественные велосипедисты имели возможность кататься лишь в закрытых помещениях или же за городской чертой.
И только после многочисленных ходатайств и длительных тяжб несчастных «циклистов» со столичным градоначальством, летом 1892 года выпустили циркуляр, разрешающий езду на велосипеде по Петербургу. Однако указ сопровождался обширным списком улиц, по которым передвижение на велосипеде запрещалось под угрозой штрафа. Вслед за столицей, велосипедную езду разрешили во всех городах России.
Чей «Паук» быстрее?
В числе членов обществ были спортсмены, имеющие немалые достижения в различных видах спорта. Вполне закономерно, что вопрос: «Кто же лучший велосипедный ездок?» не давал им покоя, послужив толчком к организации первых велосипедных состязаний.
Первая в России велогонка была проведена 24 июля 1883 года в Москве на Ходынском ипподроме. Состязания проводились на одну дистанцию — 1,5 версты, но собрали рекордное количество зрителей — около 25 000 человек. Сведения об участниках спортивного праздника весьма скупы, однако история сохранила имена некоторых из них: москвичи братья Генрих и Федор Жемлички, Юлий и Людвиг Блоки, столичный архитектор Василий Агатонович Пруссаков, владелец литейно-механического завода в Воронеже Вильгельм Германович Столь, А. Андриянов из Харькова и гражданин Соединенных Северо-Американских Штатов коммерсант И. И. Лерс. Соревнования заслуженно носили статус международных — в них принимали участие несколько граждан Великобритании, австриец (видимо, имелся в виду Г. Жемличка — он имел австрийское подданство) и американец — уже упоминавшийся И. И. Лерс. Все спортсмены ехали на высоких велосипедах-«пауках». Победу одержал москвич Федор Жемличка, он стал первым обладателем почетного звания «Лучший ездок России».
Лерс И.И. Участник первой в России велосипедной гонки 24 июля 1883 года.
Следующие состязания проводились в Санкт-Петербурге на Царицыном лугу (Марсово поле) 23 и 30 сентября 1884 года и носили уже характер велосипедного праздника. В первый день было пять видов состязаний на разные дистанции. На старт вышли два десятка спортсменов‑велосипедистов на «пауках» из Москвы, Петербурга, Бологого и один — из Гамбурга. На Царицын луг пришло более 60 000 зрителей — столько публики не собирали даже высочайшие смотры войск! В 1,5‑верстной гонке по результатам жеребьевки (так как пришел «колесо в колесо» с москвичом Д. Мансуровым) победил один из учредителей общества велосипедистов-любителей петербуржец А. Игумнов. Он стал вторым всероссийским чемпионом. Гонки проводились также на дистанциях 7,5 и 15 верст для двухколесных машин и 1,5 и 3 версты — для трехколесок. Самой сложной оказалась 15‑верстная гонка. В ней участвовали четырнадцать человек, но до финиша дошли лишь двое: первым — Голи, вторым — Игумнов, причем, как стало потом известно, Голи после победы несколько месяцев болел.
На второй день состязаний погода не благоприятствовала участникам: шел дождь, и зрителей набралось всего 5 – 6 тысяч. Тогда впервые в России устроили гонку на тандемах (двухместных веломашинах) на дистанцию 1,5 версты. Тандемы были импровизированные — с двух обычных «пауков» снимались задние, меньшие колеса, а передние соединялись специальным грифом. Состязание на таких машинах чрезвычайно опасно — малейшая оплошность ездоков вела к падению с высоты человеческого роста. Опасность усугублялась и тем, что соединительные грифы получали из Москвы лишь накануне гонки, и спортсмены не имели возможности приспособиться к этой конструкции.
В гонке участвовало четверо: Игумнов ехал с Марковым, а Плеульт — с Аверьяновым. Закончил дистанцию только первый тандем, так как гонщики Плеульт и Аверьянов упали в начале второго круга.
Май 1897 года, Петербург, Каменноостровский трек. Старт гонки на три версты. Справа — В. В. Мурман («Звездочкин»). Третий справа — Д. Д. Маршалов. Крайний слева — В. А. Марков, чемпион России 1896 года.
Уточкин Сергей. Неоднократный чемпион России, рекордсмен. Карьеру начал в конце мая 1894 года. 29 июня 1897 года побил мировой рекорд на 1/3 версты, принадлежавший Полю Бурильону.