в каком году изобрели скотч клейкую ленту
История скотча
Не преувеличу, если скажу, что почти у каждой хозяйки в доме есть скотч. А вот как он появился, и кто его создал, мало кому известно. Но тот, кто изобрел скотч, сделал великое дело.
В 1923 году Ричард Дрю был взят на работу фирмой Minnesota Mining and Manufacturing (теперь это 3М) лабораторным техником. Компания выпускала наждачную бумагу. Областью ее исследований также были водонепроницаемые поверхности. Наждачная бумага нового типа, названная «Wetordry», проходила тестирование в магазинах и автомастерских. За ходом эксперимента было поручено следить Ричарду Дрю.
Работая как-то в одной из мастерских, Ричард наблюдал процесс покраски. Он увидел, что линии, которые отделяли один цвет от другого, выходили довольно неровными. Поговорив с маляром на эту тему, он дал обещание, что подумает над тем, как исправить эту проблему. С этого момента и начинается история скотча.
Придя в следующий раз в автомастерскую, Дрю захватил с собой липкую ленту, чтобы ее протестировать. Во время покраски лента, ширина которой была 5 см, стала коробиться. Вызвано это было экономией клея, его наносили только по краям ленты. Тестирование опытного образца ленты, разработанной в 1930 году, дало положительные результаты, все вложения были полностью оправданы.
Существует две версии, почему липкая лента вошла в историю под названием «скотч». Согласно первой, название напрямую связывают с шотландцами («scotch» – шотландский), а если сказать точнее, то с их скупостью, о чем рассказывалось в легендах того времени. Если придерживаться второй версии, то название ленте дали после слов маляра, проводившего тестирование скотча и заметившего экономию клея. Он сказал представителю компании передать своему шотландскому (scotch) боссу, чтобы тот сделал ленту более клейкой. Вот и считают, что эта якобы произнесенная фраза и дала название – Шотландская лента. Такое наименование изначально дали прозрачному скотчу.
Стоит знать, что Scotch tape – является торговой маркой компании 3М. У нас, в России, скотчем мы называем любую липкую ленту. Компания 3М на российский рынок пришла первой, сделав название скотч – нарицательным. В 1932 году изобретение Роберта Дрю усовершенствовал Джон Борден, ему удалось снабдить скотч податчиком, имеющим лезвие. Теперь ленту можно было легко отрезать одной рукой.
Скотч, история изобретения (10 фото)
Начнём с того, что скотч не был изобретён шотландцем или шотландкой, и даже случилось это не в Шотландии. Скотч придумали в Америке, и вот как это было.
В 1923 году молодой человек по имени Ричард Дрю (Richard G. Drew), игрок на банджо (этот факт почему-то принято указывать), устроился на работу в компанию, скромно занимающуюся производством наждачной бумаги.
В фирме Minnesota Mining and Manufacturing (сейчас название этой крупной корпорации сократилось до 3M) ему была уготована должность лабораторного техника. Собственно, с наждачкой ему и нужно было работать.
Правда, исследовательское подразделение 3М пыталось освоить новые виды деятельности и разрабатывало водонепроницаемые покрытия, экспериментируя с целлофаном.
Игроку на банджо эти обёртки были интересны, но в тот момент его работодатель тестировал по магазинам и автосервисам свою новую шкурку «Wetordry», и Дрю было поручено следить за этим процессом.
Как-то раз, находясь в автомастерской, Ричард заметил, что мастера, занимающиеся покраской кузовов автомобилей, испытывают затруднения: там, где поверхность нужно было покрасить двумя или более цветами, разделительные линии получались неаккуратно.
Хотя для защиты одной окрашенной плоскости и применяли бумажки под названием Kraft Paper, при удалении этих бумажек они отделялись вместе с краской. В общем — неудобно это было.
И Дрю пообещал маляру что-нибудь придумать. Через некоторое время — в 1925, что ли, году — Ричард действительно принёс этому работнику клейкую ленту шириной 2 дюйма (5 см) с пластырем на каждом краю.
«Автоживописец» решился использовать опытный образец в деле, но когда собрался наносить другой цвет, заметил, что лента Дрю скукожилась.
Только тогда мастер внимательно изучил ленту и понял, что клеится она только по краям, а в середине — нет (теперь говорят, что Ричард не сделал образец полностью липким из соображений экономии).
А так как в те времена о шотландской бережливости, а точнее — скупости, ходили легенды, то рассерженный маляр в сердцах воскликнул: «Заберите эту ленту, отправьте вашим шотландским боссам, и скажите им, чтоб сделали её более клейкой!»
Понятно, что никаких «Scotch bosses» у Дрю не было, но словечко к ленте как будто приклеилось, а изобретатель продолжил эксперименты.
С этой целью в июне 1929 года игрок на банджо заказал 90 метров целлофана.
В процессе усовершенствования Ричарду пришлось решить множество проблем, вроде равномерного распределения клеящей массы по поверхности ленты и так далее.
На доработку ушло около 5 лет, и 8 сентября 1930 года первый рулончик «шотландской» целлофановой ленты был отправлен на пробу клиенту в Чикаго.
Ответ от него пришёл ободряющий: «Можете не сомневаться и не экономить, выпуская это изделие на рынок. Объём продаж оправдает все расходы».
Первый в мире скотч был сделан из каучука, масел и смол на целлофановой основе. Он был водонепроницаем и противостоял широкому диапазону температур.
Впрочем, изначально скотч предназначался для запечатывания обёртки для пищи. Ею должны были пользоваться пекари, бакалейщики и упаковщики мяса.
История клейкой ленты.
В повседневной жизни нас окружает множество предметов-помощников: инструменты, материалы, средства и принадлежности. Мы знакомы с ними довольно долго (а может даже с самого раннего детства) и настолько хорошо, что найдем и различим даже с закрытыми глазами. Мы активно применяем их по назначению или изобретаем новые оригинальные способы применения, но часто ли мы задумываемся о том, как, когда и почему появились эти полезные нам соседи. Кто является изобретателем, того или иного предмета? Кто и почему решил когда-то сделать что-то, без чего уже совершенно невозможно представить современный мир.
Предлагаю немного покопаться в прошлом. Сегодня речь пойдет о клейкой ленте—скотче.
«Cкотч» (английское «scotch») означает шотландцы, шотландский, еще так называют виски. Однако, произнося или услышав это слово, мы, скорее всего, не представляем бутылку спиртного напитка, а вспоминаем пленочную ленту с клеевым покрытием, намотанную на цилиндрическую основу из плотного картона или пластмассы. Шотландцы к возникновению клейкой ленты не имеют никакого отношения.
За изобретение скотча мы должны благодарить американца, жителя США—музыканта Ричарда Дрю, который стал автором этого замечательного материала.
Как же это произошло?
В 1923 году Ричард Дрю устроился лабораторным техником в компанию Minnesota Mining and Manufacturing (сейчас она называется 3М), которая занималась производством наждачной бумаги, а также вела исследовательскую деятельность в области водонепроницаемых поверхностей и экспериментировала с целлофаном.
В 1925 году компания тестировала по магазинам и автосервисам свою новую наждачную бумагу «Wetordry», и Ричарду было поручено следить за этим процессом. Как-то раз, находясь в одной из автомастерских, он заметил, что мастера в некоторых случаях испытывают затруднения при покраске кузовов автомобилей: там, где поверхность нужно было покрасить двумя или более цветами, линии получались неаккуратно. Для разделения окрашиваемых поверхностей использовали бумажные ленты Kraft Paper, однако это не всегда способствовало улучшению качества работы: очень часто после удаления бумаги снималась и краска. Заинтересовавшись этой проблемой, Ричард Дрю пообещал маляру что-нибудь придумать.
История умалчивает о том, как долго размышлял Ричард над усовершенствованием процесса покраски автомобилей, но известно, что прародитель современного склеивающего материала появился в том же, 1925 году и представлял собой клейкую ленту шириной 2 дюйма (5,08 см) с пластырем на каждом краю. Свое изобретение Ричард Дрю принес в автомастерскую, чтобы испытать на деле. Но первая липкая лента не прошла свое первое тестирование.
Мастер охотно использовал опытный образец, но, когда собрался наносить другой цвет, заметил, что лента собралась в складки. Произошло это именно потому, что клей был нанесен только на края ленты. Говорили, что Ричард сделал это из соображений экономии. Скорее всего, маляр верил в то, что новый материал облегчит процесс покраски и в итоге повысит качество работы, поэтому неудача сильно огорчила и разозлила его. В те времена о шотландской бережливости ходили легенды, и, наверное, вспомнив о ней, рассерженный маляр прокричал в сердцах: «Заберите эту ленту, отправьте ее вашим шотландским боссам (Scotch bosses) и скажите им, пусть сделают ее более клейкой!»
Среди начальников Ричарда Дрю не было шотландцев. Однако, негативное высказывание работника автомастерской, с упоминанием боссов именно этой национальности, принесло сразу два положительных результата: Ричард Дрю получил ценную подсказку о том, что ленту необходимо смазывать клеем по всей ее ширине, а склеивающий материал – звучное, хорошо запоминающееся имя. Название «скотч» изначально применялось для обозначения скотча малярного, главной особенностью которого как тогда, так и сейчас являлось и является то, что после снятия малярной ленты (крепп), он не оставляет следов клея на поверхности.
Малярный скотч оказался довольно удачной идеей, но по-настоящему прославила Ричарда Дрю прозрачная целлофановая клейкая лента. 8 сентября 1930 года Дрю отправляет опытный образец целлофанового скотча на тестирование клиентам в Чикаго. Клеевая составляющая первого в мире прозрачного скотча представляла смесь каучука, смол и специальных масел. Менеджеры дали оптимистичные прогнозы по поводу реализации данного изобретения.
Новый материал уже тогда был водонепроницаем и выдерживал широкий диапазон температур. Предполагалось, что, в основном, скотч будет необходим в пищевой промышленности. Им пользовались пекари, бакалейщики, продавцы мяса, упаковывая свой товар. Однако Великая депрессия значительно расширила круг потребителей скотча и стала причиной изобретения сотни новых способов его применения как на рабочих местах, так и в быту.
На фермах скотчем заклеивали треснувшие индюшачьи яйца, накладывали птицам шины на сломанные лапы. В автомастерских с помощью клейкой ленты изолировали ручки насоса, чтобы защитить руки в морозы; швеи использовали ее вместо нитки при сметывании сшиваемых деталей; в плотницких мастерских ленту наносили на клееную фанеру по линии разреза, чтобы избежать расщепления. Девушки прикрепляли скотчем корсажи к вечерним платьям; родители заклеивали баночки с лекарствами, чтобы дети не смогли их открыть. С помощью скотча ремонтировали одежду и сломанные игрушки, утепляли на зиму окна, реставрировали порванные страницы книг, документов и денежные купюры. В период жесткой экономии компания 3М продвигала свой новый продукт как инструмент для продления жизни старых вещей. Именно благодаря этому изобретению, 3М, одной из немногих, удалось не просто выстоять, но и преуспеть во времена Великой депрессии.
Прекрасный клеящий материал, но… Когда отрезаешь кусочек ленты, свободный конец сразу прилипает, и потом его сложно найти, а иногда и оторвать от катушки. Как отрезать скотч, если под рукой не окажется ножниц? Ответ на эти вопросы также был найден. В 1932 году Джон Борден придумал устройство с лезвием, удерживающее свободный конец ленты на катушке и позволяющее легко отрезать от нее куски.
Последний раз клейкая лента scotch дорабатывалась 1997 году.
В настоящее время существует около 1000 видов клейкой ленты.
Не только «3М», а и множество других компаний регулярно снабжают рынок своей липкой продукцией.
Для проведения малярных работ используется специальный вид клейкой ленты, уже упомянутый выше — малярная лента (крепп), которая предотвращает попадание лакокрасочных материалов или штукатурки на чистовые поверхности во время проведения покрасочных работ. Её особенностью является низкий уровень адгезии (прилипания), что предотвращает появление следов склеивания после удаления креппа по завершении работ.
Крупные изготовители и продавцы, а также некоторые государственные учреждения, например, почта, используют клейкую ленту со своими логотипами.
Хирургическая клейкая лента предназначена для временного закрепления внутренних тканей. Применяется она и для частичного пережимания кровеносных сосудов (вместо зажимов, которые пережимают сосуды полностью). Существуют также особо прочные модификации Scotchcast, заменяющие гипсовую повязку при переломах.
Для обмотки труб, устранения протечек, укрепления стыков и щелей в трубах, герметизации корпусов, панелей и швов, а также для защиты воздушных каналов от воды, пара и влажности используется сантехническая (армированная) клейкая лента. Она является одной из самых популярных клейких лент и имеет свою достаточно интересную историю. Была изобретена совместно компаниями 3М и Johnson & Johnson ориентировочно в 1942 году, и первоначально поставлялась армии США. Солдаты быстро оценили эту прочную полиэтиленовую ленту с отличными клеящими свойствами и использовали ее повсеместно — от постройки блиндажей до временных повязок. С окончанием войны данная лента поступила в продажу и стала таким же широко используемым предметом, как и её предшественницы — прозрачная и малярная клейкая лента. Сделана эта лента из ткани, ламинированной полиэтиленом, или же из полиэтилена, армированного стекловолокнами. Характерная черта — она легко рвется руками, из-за волокон, армирующих ленту. Когда сантехническая клейкая лента только появилась у солдат США, она была оливково-зеленого, защитного цвета. Цветовая гамма сантехнической ленты, используемой в быту, оказалась гораздо разнообразнее: серый, черный, красный, синий, зеленый и белый. Появлению армированной клейкой ленты серебристого цвета поспособствовали сантехники. Они жаловались, что ленты имеющихся цветов выделяются на фоне труб. Жалобы были услышаны компанией Henkel, сотрудники которой и сделали сантехническую ленту серебристого цвета.
Заслуженное признание получила и двухсторонняя клейкая лента, особенностью которой является то, что при ее намотке внешняя липкая сторона покрывается легко отделяемой лентой-прокладкой. Двухсторонний скотч выпускается на тонкой (пленочной) и толстой (вспененной) основе. Применяется для быстрого, эстетического и надежного соединения различных материалов. Вот неполный перечень сфер применения двухсторонней клейкой ленты: в автомобильной промышленности для крепления автомобильных значков, пластиковых и металлических деталей внутри салона автомобиля; в мебельной промышленности для крепления зеркал; в быту для мелкого ремонта; в компьютерной и электротехнической индустрии; в работе с рекламой и т.д. Двухсторонний скотч также активно используется в скрапбукинге (кардмейкинге) при склеивании деталей открыток, страничек фотоальбомов и других декорируемых в данной технике объектов.
Продолжая тему скрапбукинга нельзя не упомянуть о декоративных бумажных и тканевых цветных клейких лентах. Бумажная лента изготавливается из очень тонкой рисовой бумаги, выпускается различной ширины, цветов и оттенков. Бывает однотонная или с нанесенным узором, рисунком или надписью. Тканевая декоративная лента по своей структуре напоминает лейкопластырь и украшена геометрическими или растительными узорами.
В последнее время скотч используют как материал для создания картин и скульптур. Ярким примером такого необычного вида искусства являются работы американского художника украинского происхождения Марка Хайсмана (Mark Khaisman). Он «пишет» картины обыкновенным упаковочным коричневым скотчем на стеклянных панелях, с фотографической точностью изображая обычные сюжеты из жизни. Талант и мастерство художника вызывает заслуженное восхищение публики и критики.
Моя личная «гениальная» идея использования прозрачного скотча заключалась в том, что в конце девяностых—начале двухтысячных годов в бытность работы воспитателем детского сада я «ламинировала» клейкой лентой раздаточный материал для занятий по грамоте и математике. На бумаге для акварели (или любой другой плотной бумаге) гуашью рисовались игрушки, зверюшки, цветочки и другие знакомые и приятные детям предметы. После окончательного высыхания краски раздаточный материал «ламинировался» одним из двух способов:
При таком «ламинировании» желательным было то, чтобы размер картинки не превышал ширины используемой клейкой ленты. Для раздаточного счетного материала размера широкой клейкой ленты было достаточно.
Еще проще обстояли дела с карточками для звукового анализа слов. На маленьких карточках черным маркером изображались «кружок», «одна черточка» и «две черточки» (обозначения гласного, согласного твердого и согласного мягкого звуков) и «ламинировались» прозрачной клейкой лентой по аналогии со счетным материалом. Служили такие рукотворные вещи отлично и достаточно долго.
Полет человеческой фантазии безграничен и, говорить о нужном и полюбившимся многим склеивающем материале можно часами, вспоминая новые места и оригинальные способы его применения.
Определенно, клейкая лента не сдает своих позиций, оставаясь и сегодня такой же, а может еще более популярной, чем в 30-е годы двадцатого столетия.
Что касается ее изобретателя, то, к сожалению, о нем сохранилось очень мало информации. Ричард Дрю Герли родился 22 июня 1899 года в Сент-Пол, штат Миннесота, США. Учился в Университете Миннесоты. Работал в компаниях «Johnson & Johnson», «Permacel Co» и «3М». После выхода на пенсию поселился в Санта-Барбаре, штат Калифорния, США. Умер в Санта-Барбаре 14 декабря 1980 года.
Остается только надеяться, что этот любознательный, неравнодушный, талантливый человек, подаривший нам замечательный, до сих пор не утративший своей актуальности, материал, прожил интересную и счастливую жизнь.
История скотча (8 фото)
Компания 3М более 70 лет пытается убедить мир в том, что товары под этой маркой выпускает только она.
Однако все эти 70 лет миллионы людей по-прежнему пребывают в уверенности, что скотч — это любая прозрачная клейкая лента.
В 1902 году средней руки бизнесмен из штата Миннесота Эдгар Обер прослышал о том, что в окрестностях городка Ту Харборс залегает корунд — минерал, уступающий по прочности разве что алмазу и являющийся идеальным сырьем для производства наждачной бумаги. И вскоре вместе с четырьмя партнерами Обер основал компанию Minnesota Mining and Manufacturing, известную сегодня под именем 3M. Компаньоны бодро взялись за дело, но скоро выяснилось, что минерал, который они собрались добывать, — не корунд, а низкосортная разновидность анортозита. Изготовляя на основе его наждачную бумагу, компания быстро прогорела бы.
И потому, закрыв шахту, Обер со товарищи перебрался в Дилут, где начал производство абразивов из корунда, добываемого другими компаниями. Но и здесь бизнесменам не понравилось, и в 1910 году Minnesota Mining переехала в Сент-Пол (где штаб-квартира компании 3M располагается и по сей день).
Вместе с Minnesota Mining из Дилута в Сент-Пол переехал и 23-летний Уильям Макнайт, выпускник бизнес-колледжа, в 1907 году нанятый компанией на должность младшего бухгалтера. Он стремительно продвигался по служебной лестнице и уже в 1914 году занял пост управляющего. Под его руководством Minnesota Mining быстро набирала обороты и 11 августа 1916 года, выступая на очередном собрании акционеров, Эдгар Обер заявил: «Джентльмены, мы все ждали, когда наступит этот день, сомневаясь, наступит ли он вообще. Сегодня мы наконец свободны от долгов. Будущее выглядит заманчиво. За последние два года наш бизнес вырос вдвое, и впервые у нас остались деньги на выплату дивидендов — по 6 центов на акцию».
Новую удачу (а точнее, даже две) принес 1921 год: Minnesota Mining приобрела у одного из конкурентов эксклюзивную лицензию на производство уникальной, обладавшей абсолютной стойкостью к воздействию влаги наждачной бумаги, названной Wetordry. Ее использование позволило автозаводам и ремонтным мастерским внедрить технологию влажной шлифовки, резко сократить объем пылевых выбросов и тем самым уменьшить количество легочных заболеваний у работников. Новинка не осталась незамеченной — спрос на продукцию Minnesota Mining удвоился. В том же году компания приняла на работу некоего Ричарда Дрю, до этого зарабатывавшего на жизнь игрой на банджо в оркестре, выступавшем на танцплощадках Сент-Пола.
В юности Дик Дрю мечтал стать механиком и даже построил во дворе своего дома миниатюрную железную дорогу. Но это общественно бесполезное достижение не поспособствовало его успехам в изучении механики — когда Дику исполнилось 20 лет, его с позором изгнали из университета Миннесоты, где он проучился всего год. Тогда юный исследователь поступил в Международный заочный колледж. Как-то раз, возвращаясь с танцплощадки домой, он обратил внимание на объявление Minnesota Mining о вакансиях. Компании срочно требовались лаборанты для изучения рекламаций и пожеланий потребителей ее продукции. Вернувшись домой, Дик написал на бланке колледжа резюме (не утаив даже того, что его изгнали из университета) и отправил в отдел кадров компании. Через несколько недель 21-летний Ричард Дрю был принят на работу — ему поручили изучать отзывы о наждачной бумаге, поступающей в окрестные автомастерские.
Прошло два года. В жизни Дика мало что изменилось — он по-прежнему оставался лаборантом. И вот однажды, проводя тестирование Wetordry в одном из автосервисов, он услышал у себя за спиной пятиэтажный мат. К счастью, причиной была не наждачная бумага — просто маляр, возившийся возле новенького «Паккарда», испортил краску автомобиля. Дело вот в чем. Тогда в моду входила двухцветная окраска. И пока маляр наносил одну краску, другую, уже нанесенную, приходилось чем-то прикрывать. Для этого использовались старые газеты, которые скрепляли канцелярским клеем, или медицинский пластырь на тканевой основе. Но это не помогало — ткань пропускала краску, а намазанная клеем бумага прилеплялась к кузову, и ее приходилось соскабливать вместе с краской.
Дику вдруг очень захотелось переквалифицироваться из механиков в химики. Он доложил об обнаруженной проблеме руководству компании и вызвался решить ее, хотя не имел ни малейшего представления о том, как это можно сделать. И тем не менее ему удалось убедить начальство в целесообразности подобных изысканий. Причем под своим началом. Дику выделили средства на эксперименты и даже помощников. Создание водостойкой ленты, которая ровно и надежно приклеивалась бы к кузову и не портила краску при удалении, заняло у Дрю и его команды почти три года. Их первым продуктом стала бумажная лента, на которую в целях экономии было решено нанести клей лишь по краям. За это покупатели прозвали ее «шотландкой» (по-английски — scotch), что в Америке означает «скупой, экономный». Когда в 1925 году появилась более совершенная клейкая бумажная лента, компания (к слову сказать, добавив клея) так ее и назвала — Scotch. Образцы этой ленты были направлены автопроизводителям в Детройт. Вскоре за ней из автомобильной столицы Америки прибыло сразу три грузовика. Так появилась ныне всемирно известная торговая марка Scotch. Дику Дрю оставалось лишь придумать продукт, который стали называть словом «скотч»,— прозрачную клейкую ленту на полимерной основе.
Разработкой новой разновидности клейкой ленты Дик Дрю занялся в 1929 году, после того как компания Du Pont впервые представила образцы нового прозрачного материала из пульпы, названного целлофаном. Эта водонепроницаемая пленка сразу полюбилась производителям пищевых продуктов, и один из них попросил компанию 3М изобрести водонепроницаемую же ленту для запечатывания целлофановой упаковки для мяса, конфет, хлеба. Для решения этой проблемы Дику Дрю понадобился лишь год.
Нанесенный на целлофан клей должен был обеспечить плотное прилегание ленты к катушке, не оставляя при этом клейких следов на последующем слое. В то же время лента должна была надежно прикрепляться к поверхности, которую следовало запечатывать. Позже Дрю говорил, что он повар, а не химик: в поисках совершенного клея он перепробовал все — от растительного масла до глицерина. В конце концов он остановился на бесцветной смеси смолы и каучука. Она была хороша всем, кроме одного: ее невозможно было равномерно распределить по целлофановой основе — целлофан скручивался, расщеплялся или рвался. В конце каждого рабочего дня к лаборатории Дика подъезжал грузовик, чтобы забрать груды испорченного в ходе экспериментов целлофана. Но Дик решил и эту задачу. Он придумал следующее: прежде чем наносить клей на целлофан, покрыть его тончайшим слоем грунтовки.
8 сентября 1930 года Minnesota Mining отправила опытную партию новой ленты в чикагскую Shellmar Products Corporation, производившую целлофановую упаковку для кондитерских изделий. Через три недели оттуда пришел ответ: «Не стоит скупиться на расходы по запуску данного продукта в производство и продвижению на рынок. Очевидно, что компания сможет достичь достаточных объемов его продаж».
Уильям Макнайт, с 1929 года сменивший Эдгара Обера на посту президента компании, «скупиться на расходы по запуску данного продукта в производство и продвижению на рынок» и не собирался. Только он решил рекламировать не удивительные свойства нового Scotch по запечатыванию целлофановых упаковок (для этих целей к тому времени был изобретен более экономичный и удобный способ — заплавление целлофана), а его «шотландскую» сущность. Экономика США уже год пребывала в депрессии, позже названной Великой. Американцы стали удивительно экономными и скупыми — ну прямо истинными шотландцами. Они вдруг озаботились продлением жизни старых вещей. И здесь прозрачная клейкая лента оказалась как нельзя более кстати. Ее начали использовать для склеивания порванных книжных страниц и обоев, для починки одежды, игрушек и даже «восстановления» сломанных ногтей. Именно на эти возможности использования клейкой ленты Уильям Макнайт и ориентировал рекламную кампанию по продвижению нового товара на рынок.
И Макнайт попал в десятку. 3М оказалась одной из немногих компаний, преуспевших в период Великой депрессии,— в то время как другие подсчитывали убытки, объемы продаж, производственные мощности и персонал Minnesota Mining and Manufacturing росли. Не скупясь на рекламу, Макнайт заметно увеличил средства, вкладываемые в разработку новых продуктов. «Этот период стал золотой эрой наших исследований»,— позже сказал он. И это действительно так. Если в 1920 году компания выпускала лишь наждачную бумагу, то к 1937 году на ее долю приходилось всего 37% продаж. А 63% — на бумажные и целлофановые клейкие ленты, кровельные материалы и клеящие средства. При этом компания разработала множество вариантов каждого продукта. Только абразивных материалов было 10 тысяч. Появились и новые товары под маркой Scotch.
Вслед за бумажной и целлофановой клейкими лентами ученики Дика Дрю изобрели изоленту для электротехнических целей, декоративную ленту, двустороннюю клейкую ленту, цветную ленту для маркировки и т. п. В их названиях всегда присутствовало слово scotch. В 1947 году компания начала выпускать любительскую магнитофонную ленту Scotch, в 1954-м — видеоленту Scotch. В 1962-м появилась клейкая лента из ацетата. Намотанная на катушку, она кажется непрозрачной, но при наклеивании становится невидимой. К тому же на нее можно наносить надписи и она не желтеет со временем.
Совершенствовалась и целлофановая лента. Одна из проблем, которую так и не решил Дрю, состояла в том, что Scotch трудно отклеивать от катушки. Когда отрезаешь кусочек ленты, свободный конец сразу прилипает, и потом его тяжело не только оторвать от катушки, но и найти. Поэтому свободный конец ленты нужно было за что-то цеплять. К тому же под рукой всегда должны быть ножницы, чтобы отрезать ленту. После полутора лет испытаний менеджер по продажам 3M Джон Борден придумал устройство, удерживающее свободный конец ленты на катушке и позволяющее легко отрезать от нее куски.
Расширяются и сферы применения целлофановой ленты Дика Дрю. Фермеры начали склеивать ею треснувшие индюшачьи яйца. Автолюбители — изолировать ручки насоса, чтобы защитить руки в лютые морозы. Швеи — использовать ее вместо нитки при сметывании сшиваемых деталей. Плотники — наносить на клееную фанеру по линии разреза, чтобы избежать расщепления. Девушки — прикреплять ею корсажи к вечерним платьям. Ветеринары — накладывать птицам шины на сломанные лапы. Родители — заклеивать баночки с лекарствами, чтобы дети не могли их открыть, и розетки, чтобы малыши не тыкали в них пальцами и не засовывали разные предметы. Некоторые мамаши стали заклеивать лентой даже комариные укусы, чтобы дети не расчесывали ранки.
Пожалуй, ничто не заменит клейкую ленту, если нужно собрать крошечные осколки разбитого стекла или быстренько и не на долго что то соединить между собой. Правда, сама лента порой тоже оставляет на поверхности клейкий след, и, чтобы удалить его, существует только одно средство: нужно прижать свежую ленту к поверхности и быстро удалить ее. Правда, в 3М утверждают, что их Scotch клейких следов не оставляет (ну, почти не оставляет) — это делают скотчи других фирм.