в каком году изобрели кинокамеру
Лекция по истории кино №2: Первая кинокамера
Если вам удобнее слушать, а не читать, мы записали об истории кино
Вам возможно известно имя Томаса Эдисона — именно он изобрел лампочку и фонограф. Как бы не так! Томас Эдисон — символ американских изобретений и лично придумал десятки устройств, но идей у него было больше, чем свободного времени, чтобы успевать все реализовывать. Поэтому он нанимал талантливых ученых и отправлял их на работу в первую в мире промышленно-исследовательскую лабораторию. Ученые под руководством Эдисона внесли огромный вклад в технологический прогресс, включая технологию кино.
После серии экспериментов Диксон обнаружил, что именно светочувствительная эмульсия является главной составляющей пленки. Эту технологию используют и сегодня. Если вам нужно заснять изображение, нанести светочувствительный реагент на поверхность, добавьте свет и у вас будет изображение. Эдисон пошел к другому старому другу — предпринимателю Джорджу Истмену, который тоже был в первой лекции, и создател первые в мире бумажные фотографии. Эдисон попросил Истмена сделать длинные серии бумажной пленки, примерно 15 метров в длину. Теперь у Диксона была нужная пленка.
Последняя техническая сложность была в том, чтобы быстро останавливать и снова перемещать пленку через одинаковые промежутки времени. Устройство должно было захватывать и проецировать серию изображений и выдавать четкую картинку. Если делать это в неправильном темпе, изображение будет размытым. Таким образом, и камера, и устройство для просмотра должны были уметь захватывать и удерживать кадр достаточно долго, чтобы нужное количество света попало на пленку, а затем показанный кадр перемещался, и камера захватывала следующий кадр.
Для решения этой задачи Диксон взял длинный рулон пленки и проделал в нем отверстия по краям — то, что мы называем перфорацией. Затем он сделал устройство, вдохновившись внутренним механизмом карманных часов. В основе устройства была шестеренка с крошеными зубцами. Механизм захватывал перфорированную пленку и за отверстия подтягивало ее вперед. Зубцы останавливались на доли секунды, прежде чем схватить следующий ряд отверстий и снова переместить пленку дальше.
Один из ключей к успеху Эдисона — его маниакальное желание патентовать устройства, а после изобретения — не менее сильное желание поставить их на массовое производство. В свое время его упорство преобразовало промышленность. Даже крупномасштабные сборочные линии Генри Форда стали возможными благодаря инновациям Эдисон в области электроэнергетики. Ведь какая-то сила должна была заставлять конвейерные линии двигаться.
Эстрадные актеры того времени путешествовали группами и устраивали разные шоу: от музыкальной комедии и акробатики до скетчей с дрессированными животными и отрывками из популярных пьес. Гарри Гудини, Боб Хоуп, Бастер Китон — все они были эстрадными актерами. Самые известные актеры играли в больших театрах крупных городов и это делало их недоступными для широких масс. Кинетограф пришелся тут кстати, и зрители со всей страны смогли увидеть легендарных звезд, о которых до этого только слышали.
Эстрадная схема утолила жажду кино, возникшую у публики, но только на время. Потому что какими бы революционными и технологичными ни были кинетограф и кинетоскоп, их недостатки угрожали доминирующему положению Эдисона в сфере кино. Во-первых, кинетограф был статичным — камера не могла двигаться, потому что была слишком большой и требовала электричества. Поэтому снимать фильмы кинетографом можно только с одной точки. Во-вторых для кинетографии требовалось много света, поэтому снимать можно было лишь тогда, когда в Нью-Джерси было солнечно.
В этой лекции мы обсудили два ключевых киноизобретения: кинетограф и кинетоскоп. Они использовались для съемки и демонстрации самых первых фильмов. Принципы массового производства помогли распространить изобретения, навсегда изменив карту массовых развлечений. Появилась первая киностудия, на которой работали известные эстрадные актеры, изображая действия вместо сюжетного повествования. В следующей лекции мы обсудим первые кинопоказы и то, как люди начали смотреть кино коллективно.
Иосиф Тимченко – изобретатель киноаппарата
Принято считать, что дата рождения кинематографа хорошо известна – 1895 год. Именно в том году состоялись два главных в истории “десятой музы” события: 13 февраля братья Луи и Огюст Люмьеры впервые официально объявили об изобретении киноаппарата и получили на него патент, а 28 декабря они устроили первый в мире платный публичный киносеанс в подвале парижского “Гран кафе”, расположенного на бульваре Капуцинок.
Менее известно, что украинский изобретатель Иосиф Тимченко, механик Одесского университета, создал киноаппарат собственной конструкции двумя годами ранее – еще в 1893-м. А 9 января 1894 г. на шестом заседании секции физики ІХ съезда российских природоведов и врачей в Москве киноаппарат И. Тимченко был впервые представлен публике – изумленные зрители увидели на экране скачущих кавалеристов и метателей копья. Спустя два дня, 11 января 1894 г., был опубликован протокол этого, без преувеличения, исторического заседания, зафиксировавшего сам факт и дату публичной демонстрации первого в истории кинофильма…
Сын бедного крестьянина из-под Харькова, Иосиф Андреевич Тимченко еще 15-летним мальчиком пошел учеником в мастерскую Харьковского университета и вскоре стал лучшим ее механиком. В 22 года им овладела романтическая жажда странствий, и вместе с группой приятелей-энтузиастов он поехал в Одессу, чтобы оттуда отправиться в путешествие по дальним южным морям. Но самодеятельная экспедиция не состоялась – группа любителей распалась. Иосиф решил не возвращаться в Харьков. Он устроился на работу в одесское Общество пароходства и торговли. Через год, в 1875-м году, он сконструировал устройство для проверки манометров – до него манометры для контроля отправляли в Англию. Тогда же он создал оригинальную модель электрочасов.
Слава о талантливом механике-самоучке довольно быстро распространилась по Одессе. Ему предложили принять участие в конкурсе на замещение ставшей вакантной должности механика Одесского университета. 24 марта 1880 г. на заседании физико-математического факультета закрытым голосованием из числа четырех претендентов был избран И. Тимченко. 1 мая 1880 г. он приступил к работе.
Мастерская, в которой он получил должность, располагалась в непригодном по-мещении, а денег для нового здания университет не имел. И Тимченко от чистого сердца предложил свою помощь – он предоставит в распоряжение университета собственные 15 000 рублей с возвратом их на протяжении 15 лет без каких-либо процентов. Здание новой мастерской, которое университет построит на эти деньги, не будет принадлежать Тимченко, а будет собственностью университета. Од¬нако самое любопытное заключалось в том, что денег для строительства мастерской не было не только у университета, но и у… самого кредитора! На самом же деле упомянутые 15 000 рублей он взял взаймы, возвращая ростовщикам не только саму астрономическую сумму, но и дополнительно 7 тысяч рублей процентов из собственного кармана. И это при том, что его жалованье составляло. всего 36 рублей в месяц!
Новоселье в новом помещении отпраздновали 15 октября 1886 года. Здание было двухэтажным: на первом этаже – собственно мастерская, на втором – кабинет Тимченко, квартира его семьи и жилые помещения для учеников. В своей мастерской Тимченко сделал немало интересных изобретений. Он сконструировал прибор, который помогал ученым исследовать климат Земли и астрономические явления. Он создал оборудование для хирургических клиник и точную измерительную аппаратуру, на которой, в частности, еще долгие годы работала университетская магнитно-метеорологическая обсерватория. Он спроектировал приспособления для Куяльницкого грязелечебного учреждения.
Но самое главное изобретение Иосифа Тимченко – это, конечно, киноаппарат. Несколько лет напряженной работы предшествовали тому, что в 1893 году киноаппарат был, наконец, создан. В следующем 1894 году, как уже отмечалось, киноаппарат был продемонстрирован на секции физики ІХ съезда природоведов и врачей. В работе этой секции принимали участие известнейшие ученые того времени. Вот отрывок из резолюции секции физики: “На экран были показаны стробоскопические иллюзии прерывистого движения, составляемого особым снарядом [прибором ]… Секция отнеслась весьма сочувственно к работам г. Тимченко, его остроумию и оригинальности, засвидетельствованными профессорами Умовым и Клоссовским, и по предложению председателя профессора Пильчикова и профессора Боргмана решила выразить г. Тимченко благодарность…”. Итак, изобретение было фактически признано и одобрено авторитетной комиссией!
Заметим, что киносеанс, проведенный с помощью киноаппарата И. Тимченко, состоялся за два года до демонстрации своего изобретения в Париже братьями Люмьерами…
Невольно напрашивается вопрос: а что же, в таком случае, изобрели знаменитые Луи и Огюст Люмьеры?
Предоставим слово старшему из них – Огюсту. Вот что он пишет в своих воспоминаниях: “Однажды утром в конце 1894 года я зашел к моему брату. Он со-общил мне, что придумал такой аппарат, который обеспечит все необходимые условия, чтобы пленка двигалась прерывисто. Это несомненно было открытием. Мой брат за одну ночь изобрел кинематограф”. Парадокс заключается в том, что упомянутое прерывистое движение пленки являлось, если воспользоваться современной терминологией, ноу-хау И. Тимченко! Именно в создании механизма для показа “стробоскопических иллюзий прерывистого движения” и состояло его открытие, за которое секция физики выразила ему свою благодарность… Понятно, Люмьеры ничего не знали о киноаппарате И. Тимченко (да и фамилии такой, скорее всего, никогда не слышали) – они создали свое кинопроекционное устройство, основанное на ином, нежели у одесского коллеги, принципе действия, совершенно самостоятельно и независимо ни от кого.
Но – позже, чем украинский изобретатель…
Другое дело, что владельцы известной фирмы фототоваров «Люмьер», имевшей филиалы во всех ведущих странах мира, братья сразу позаботились о продвижении нового товара на рынок и достигли в этом направлении существенных успехов. В отличие от них, И. Тимченко не только не имел достаточных денег для рекламирования своего изобретения, но зачастую был лишен даже элементарных средств для нормального питания. В результате изобретатель вынужден был постоянно искать какие-то частные заказы, чтобы заработать деньги для семьи и поддержания в надлежащем виде университетской мастерской. Представьте, ее он тоже содержал за свой счет, о чем можно узнать, например, из письма И. Тимченко ректору университета 3 ноября 1909 года: «Я потратил… 19 000 рублей – стоимость всех станков и приспособлений». Так или иначе, но время было упущено, и предприимчивые парижане успели наладить серийный выпуск своих аппа-ратов и захватить рынок. Пальма первенства досталось им.
Иосиф Андреевич Тимченко умер в Одессе в 1924 году в возрасте 72 лет. Он застал расцвет немого кинематографа, ставшего ещё при жизни изобретателя одним из самых популярных развлечений жителей его родной Одессы. Можно лишь догадываться, сколь сложные чувства испытывал он, радуясь, что у кинематографа ока-залось действительно большое будущее, и огорчаясь, что слава досталась не ему…
Киноаппарат, изобретенный И. Тимченко, хранится нынче в знаменитом Политехническом музее в Москве. Между прочим, сопроводительная табличка, которая представляет посетителям музея этот аппарат, довольно недвусмысленно гласит: “Первый кинематограф для съемки, печатания и показа ленты” (!).
А дом, в котором родился кинематограф за два года до общепринятой, официальной даты его рождения, до сих пор сохранился в Одессе. Современный его адрес – Французский бульвар, 89. Рядом с роскошным зданием университетской библиотеки, этот вроде бы невзрачный домик похож на Золушку. Сегодня здесь размещаются учебно-экспериментальные мастерские Одесского университета. Время почти стерло приметы былой славы этого неприметного сооружения. Но на первом этаже среди современных станков и оборудования еще можно видеть старые металлические колонны-сопротивления – с капительными завитушками сверху, посередине круглые, внизу граненные, узорчатые… Эти колонны помнят Иосифа Тимченко, они – молчаливые свидетели его блестящих изобретений. В том числе – первого в истории киноаппарата.
Зарождение кино: от движущихся картинок к Эдисону и Люмьерам
История создания кинематографа задолго до первого киносеанса и борьбы американцев и французов за право первенства.
К 19 веку развитие движущихся изображений озадачило изобретателей всего мира. Процессы по созданию съёмочных аппаратов происходили во Франции, Великобритании, США и России. Но для зарождения киноискусства выдающимся умам потребовалось много времени: требовалось пережить лабораторную фазу исследований, вступить в конкуренцию на мировом рынке и организовать первый публичный киносеанс.
Заслугу развития кинематографа нельзя присудить исключительно одному человеку или стране. В случае с кино, как и со многими изобретениями 19 века, люди погружаются в историю и ищут их исконного создателя. Неспроста на этот счёт постоянно ведутся споры, включая дискуссии об «истинном» создателе радио или лампы накаливания. Изобретатели, испытывая возможности промышленной революции и делая ставку на свои знания, часто мыслили синхронно друг с другом – так устроен процесс развития технологий.
Основные источники статьи:
Принцип, присущий кинематографу знаком человечеству ещё с древнейших времён. Эффект движущегося изображения осмыслялся людьми в разнообразных художественных формах и техниках. Наскальная живопись – первобытное искусство, известное по эпохе палеолита и неолита, уже раскладывало изображение на последовательную цепочку эпизодов.
Существовали лубочные картинки – они пользовались популярностью ещё в 15 веке и обладали вполне самостоятельным повествованием, например, о жизнеописании святых.
В 19 веке швейцарский художник Родольф Тёпфер работал над карикатурами и обрёл популярность благодаря рисованным историям – уже тогда появилась форма протокомикса. Примерно в то же время Жан-Шарль Пеллерен создавал иллюстрированные листочки с самыми разнообразными сюжетами – его работы стали известны как «эпинальские картинки».
«Истории с картинками» оказали влияние на Луи Люмьера, который воспользовался журнальным сюжетом для съёмок «Политого поливальщика» – фактически первого игрового фильма в истории. Красочные рисунки послужили готовой раскадровкой и заметно упростили задачу постановщикам.
История кино также невозможна без существования китайского театра теней и волшебного фонаря – одного из первых проекционных аппаратов, который предвосхитит современные диапроекторы. Человечество в некотором смысле всегда было одержимо кинематографом и уже изобрело его, но только в зачаточной форме.
Чтобы 25 декабря 1895 года состоялся первый публичный кинопоказ в парижском Grand Café, науке требовалось преодолеть целый ряд испытаний. Потребовалось около шестидесяти лет лабораторных изысканий, прежде чем Люмьеры составили свой репертуар и продемонстрировали кинематограф миру.
В 1830-е годы бельгийский физик Жозеф Плато открыл явление персистенции. Персистенция (от латинского слова persisto – т. е. «постоянно пребывать») – это уникальная возможность зрительного восприятия.
Человеческое зрение, как показал физик Плато, интерпретирует дискретные движения как одно непрерывное. Это хорошо заметно при просмотре анимации или вращения горящего предмета. Когда вращается факел, в человеческом восприятии создаётся иллюзия огненного круга – на самом же деле, этот факел просто поэтапно принимает различные положения в пространстве.
Тот же эффект можно испытать во время просмотра кино – человеку предлагают 24 статичных кадра, но восприятие считывает эти кадры как непрерывное динамическое явление. Органы чувств способны сохранять ощущение даже тогда, когда сам раздражитель и предмет исчезает. В 1832 Жозеф Плато на основе этого принципа создал фенакистископ – эдакий чёрный диск из картона, насаженный на ось и способный вращаться.
В этом примитивном устройстве находились всевозможные картинки, которые меняли свою форму и оживали во время вращения. В 1830-е годы появился целый ряд подобных изобретений – согласно тому же принципу в 1834 году Уильям Джордж Хорнер изобрёл зоотроп. Разница лишь в том, что картонный диск Плато заменили металлическим барабаном и вместо диска с картинами появилась скрученная лента.
Чтобы появилось кино, требовалось сначала изобрести фотографию, а затем её оживить, взяв на заметку наработки Жозефа Плато. Значительный вклад внёс Джозеф Нисефор Ньепс, изобретший в 1824 году гелиографию. Он пытался получать первые снимки, используя в качестве светочувствительного элемента битум. Асфальтовый лак наносился на пластинку и экспонировался в камере-обскура. В 1826 году это позволило Ньепсу получить первый фотоснимок, предварительно потратив на экспонирование восемь часов.
Дальнейшие заслуги в развитии фотографии принадлежат другому французу – Луи Дагеру. Он встретился с болеющим Ньепсом и получил от него все технологические наработки, а затем отправился экспериментировать самостоятельно. В 1839 году появилась дагерротипия – вся Европа узнала о способе получения качественных снимков, производя манипуляции с пластинками, йодистым серебром и парами ртути. Правда, чтобы заниматься фотографией, требовался целый арсенал фотооборудования, тёмное помещение и обширные познания в химии.
Предтечей кинематографа могут считаться труды Эдварда Мейбриджа – английского фотографа, который прославился своим легендарным экспериментом в 1878 году. Фотоэксперимент Мейбриджа проводился на богатой калифорнийской ферме. Спустя десятилетия кинематограф окончательно сдружился с Калифорнией – земельные участки в Голливуде выкупили для постройки первых крупных студий.
Губернатор Калифорнии Лиланд Стэнфорд был поклонником лошадиных скачек. Он владел фермами в Пало-Альто, куда слетались многочисленные калифорнийские богачи. Однажды в среде элиты возник непримиримый спор – отрывает ли лошадь все четыре копыта при совершении аллюра? Стэнфорд поспорил и заключил пари со своими товарищами. Но наглядно это было невозможно зафиксировать – зрение не позволяло схватывать настолько быстрые движения. Здесь на помощь подоспел Эдвард Мейбридж, которого Стэнфорд пригласил сфотографировать пофазовые движения лошади и определить кто прав.
Мейбридж оборудовал целый фотодром и расставил 12 камер в специальных кабинках. Во время бега лошадь задевала нити, протянутые поперёк дорожки, которые заставляли срабатывать затворы камер и те поочерёдно фиксировали движение лошади по имени Салли Гарднер. Пофазовое фотографирование лошади позволяло анимировать кадры и создать эффект непрерывного движения. Этот эксперимент прославил Мейбриджа. О его успехе заговорили как в США, так и во всей Европе.
В это же время французский физиолог Жюль Марэ разработал фоторужьё – устройство с дулом и барабаном, которое позволяло получать серию из 12 последовательных снимков. Так называемая хронофотография открывала путь для фиксации быстрых движений различных объектов, например, человека или птицы.
Технологические инновации в развитии кино делили территорию между Францией и США. Изобретатели передавали друг другу своеобразную эстафету и активно подхватывали последние достижения.
В 1878 году предприимчивый бизнесмен и знаток фотохимии Джордж Истмен открыл фирму по производству сухих фотопластинок. Через десять лет Истмен вместе с коллегой Генри Рейхенбахом запатентовал чувствительную прозрачную плёнку из целлулоида и наладил производство собственных фотоаппаратов. В начале 20 века фирма Eastman Kodak производила около 80% всей фотоплёнки в мире. С тех пор гибкая и прочная плёнка на фотобумаге стала непререкаемым стандартом и эталоном качества.
Целлулоид был прекрасной основой для фотоэмульсии и подходил для дела куда лучше, чем стеклянные пластинки. Это учёл Томас Эдисон – именно он и его помощник Уильям Диксон в 1893 году зарегистрировали кинетоскоп – деревянный ящик со склеенной в кольцо лентой и окуляром, в действии которого применялась гибкая целлулоидная плёнка шириной 35 миллиметров. Они же впервые и занялись её перфорированием – между кадрами по обеим сторонам появились характерные отверстия.
Но Эдисона нельзя назвать отцом кинематографа. Дело в том, что во время просмотра фильмов кинетоскопа изображение неизбежно смазывалось – в аппарате отсутствовал скачковый механизм. Будь он в устройстве американского изобретателя, ему бы удалось добиться качественного изображения с прерывистой и быстрой сменой кадров. Но Эдисону довелось прославиться как создателю кинематографического формата плёнки 35 миллиметров и как находчивому коммерсанту, который продавал свои аппараты в мюзик-холлы и балаганы.
И здесь появились братья Люмьер. Вот только Жорж Садуль – известный историк кино, утверждал, что целесообразнее говорить только об одном брате-изобретателе – Луи, ведь Огюст по большей части был его помощником и менеджером. В первом томе «Всеобщей истории кино» Садуль писал, что патенты были зарегистрированы на имя обоих братьев, но именно Луи сделал первые снимки и начал эксплуатацию киноаппарата. Пионеры кинематографа признавались, что воспользовались идеей кинетоскопа Эдисона и искали способ его усовершенствовать. Их задачей было превращение устройства для индивидуального просмотра в настоящий проекционный аппарат.
Кинематограф братьев Люмьер – лёгкое, портативное устройство, которое не составляло труда перемещать и таскать с собой в другие страны (чем и занялись работающие на Люмьеров киномеханики). Деревянный ящичек французов обладал объективом, обтюратором – затвором, перекрывающим световой поток, кассетами для плёнки и самое главное – грейфером. Люмьеры обратили внимание на механизм, используемый для современных швейных машин, и применили его в элементах киноаппаратуры. Грейферный механизм обеспечил прерывистое перемещение плёнки и избавил изображение от смазывания – зубцы входили в перфорационные отверстия и тянули за собой плёнку.
Аппарат Люмьеров был универсальным: он обеспечил благополучное применение передаточного механизма, а вместе с тем, создавал неплохие условия для публичного кинопоказа благодаря возможностям проекции. Люмьеры открыли то, к чему так и не удалось подступиться Эдисону. Когда слава Люмьеров стала распространяться по всему миру, Эдисон не смог с ними конкурировать.
28 декабря 1895 года состоялся легендарный кинопоказ в подвальчике «Гранд кафе» на бульваре Капуцинов. Публичный сеанс навечно вписал братьев Люмьер в историю кино. Но прежде чем продемонстрировать своё изобретение простым зрителям, Люмьеры провели генеральную репетицию – ещё 22 марта 1895 года пионеры кино показали «Выход рабочих с фабрики Люмьер» в рамках доклада о кинематографической промышленности. На протяжении целого лета Люмьеры демонстрировали свои работы для членов фотографического конгресса и только зимой пришли к первому платному киносеансу.
Именно «Выход рабочих с фабрики Люмьер» является первым фильмом, продемонстрированным Люмьерами в подвале «Индийского салона». «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» – первый хоррор в истории кино (зрителям было крайне тревожно видеть едущий на них состав), как ни крути, дебютным фильмом не является. Его показали только 6 января 1896 года.
В истории кино достаточно дискуссионным моментом является роль Иосифа Тимченко – механика из Одесского университета, который создал свой собственный киноаппарат ещё в 1893 году, за два года до Люмьеров.
Его устройство также базировалось на действии скачкового механизма. В 1894 году устройство со стробоскопическими иллюзиями представили авторитетной комиссии, но на поступательный ход развития кино, по всей видимости, это событие не повлияло. Дело в том, что Тимченко был весьма изолирован от европейского рынка и о его изобретении там попросту не узнали. Русский изобретатель не обладал той коммерческой хваткой, которая имелась у французских коммерсантов. Неудивительно, что спустя два года Люмьеры самостоятельно «додумали» скачковый механизм.
Томас Эдисон стремился стать монополистом в области кинопромышленности, но всё чаще терпел неудачи. Люмьеры действовали эффективнее – они не торговали деревянными ящиками, а продавали по всему миру киноспектакли, действуя через концессионеров и киномехаников. Вдобавок к этому, в 1895 году Уильям Диксон – бессменный коллега Эдисона, разорвал отношения с изобретателем.
Обстоятельства побудили учёного прибегнуть к радикальным мерам – в 1897 году Эдисон развязал «войну патентов», основываясь на том, что все элементы конструкции киноаппарата принадлежат ему. Эдисон и его адвокаты Вест-Оранджа давили на иностранных конкурентов и пытались контролировать производство всех фильмов, которые появлялись на свет вне предприятий Эдисона.
Независимые компании, не состоящие в объединении, отказались платить отчисления с проката и искали хитрые способы, чтобы избежать юридического преследования. Эти компании решили снимать кино аппаратурой европейского производства, но Эдисон оказался хитёр – он приобрёл патент на петлю Латама, без которой в принципе не могли работать cъемочные устройства. Промышленник с Вест-Оранджа стремился запретить конкурентам производить фильмы не только в США, но и в Европе.
Но и эту битву Эдисон проиграл (его полукриминальное объединение прекратило существование уже в 1915 году). Независимые студии были недовольны вседозволенностью MPPC Эдисона и решили покинуть Нью-Йорк. Свои студии они разместили на другом краю Штатов, в Калифорнии.
Именно на западном побережье – территории просторных прерий и необычных ландшафтов, были посеяны семена того, что люди привыкли называть «Голливудом». Именно там кинематограф разработал собственный синтаксис – благодаря творчеству Эдвина Портера и открытиям Дэвида Уорка Гриффита в области монтажа. Именно там конкуренция изобретателей и битва за несчастные патенты превратилась в крупную промышленность.
Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.