в каком году изобрели фарфор
Как король Саксонии и беглый алхимик создавали первый европейский фарфор
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
В 1701 году курфюст Саксонии и король Польши Август Сильный принял под свое покровительство сбежавшего от короля Пруссии молодого, но уже известного своими достижениями, алхимика Иоганна Бёттгера, надеясь, что тому удастся наконец-то получить философский камень. А для пополнения своей оскудевшей казны Августу, известному своей расточительностью и любовью к роскоши, требовалось очень много золота.
Конечно, получить золото Бёттгеру не удалось. Зато им был раскрыт другой, не менее ценный секрет.
C 1704 года Иоганн Бёттгер трудился вместе с математиком и экспериментатором Эренфридом Вальтером фон Чирнхаузом, которого Август Сильный привлек для того, чтобы помогать Бёттгеру, а заодно и присматривать за ним. И уже через два года совместных изысканий исследователям удалось получить не золото, а тонкостенный и прочный красно-коричневый фарфор, который они назвали яшмовым.
Отладив технологию, весной 1709 года он доложил Августу Сильному о своем изобретении и преподнес ему первые образцы изделий из белого фарфора. К тому времени уже была готова и рецептура бесцветной глазури, которая придавала фарфору еще и великолепный блеск.
Король прекрасно понимал всю важность этого открытия, и уже в 1710 году в хорошо укрепленной крепости Альбрехтсбург была организована и заработала первая в Европе фарфоровая мануфактура.
В истории этой знаменитой мануфактуры прослеживаются три важнейших определяющих периода.
«Бёттгеровский период» (1710-1719)
В этот период происходило становление производства фарфора, «знакомство» с этим новым материалом, отработка технологий. Для фарфора, производимого в этот период, характерными были строгие и четкие формы и минимальное художественное оформление. Для украшения изделий использовали краски, золото, серебро.
В этот период изготавливали также и предметы из красного фарфора.
Со смертью Бёттгера в 1719 году этот период становления естественным образом завершился.
«Живописный» период(1720-1733)
Этот период главным образом связан с именем художника Иоганна Грегориуса Хёрольда, возглавившего производство фарфора в 1720 году, после смерти Бёттгера. Он получил название «живописный», так как доминирующей стала художественная роспись изделий. В отличие от ранее применяемой «холодной» росписи, в работе стали использовать надглазурные краски, которые при обжиге вплавлялись в глазурь. Хёрольд, владеющий тайной создания таких красителей, разработал богатейшую цветовую палитру, в которой появилось много новых ярких красок. Рецепты их изготовления до сих пор засекречены.
В этот период произошло рождение фирменного синего декора мейсенской мануфактуры, так называемого «луковичного». Сама методика подглазурной росписи с использованием кобальтового красителя была разработана еще в 1717 году. Ярко-синий цвет на белом фарфоре этот краситель давал после обжига. А сам мотив уникальной росписи с использованием экзотических фруктов (персики, гранаты), цветов (лотосы, хризантемы, пионы) и листьев придумал в 1729 году Иоганн Давид Кретшмар под влиянием китайских мотивов. Декор получил название «луковичный», хотя к луку на самом деле он никакого отношения не имел. Просто гранат на рисунках Кретшмара, никогда не видевшего этот фрукт, больше был похож на лук. Изделия с «луковичным» орнаментом, который был доведен до совершенства к 1739 году, в то время были безумно популярными.
Методику подглазурной росписи кобальтовым красителем с 1722 года стали применять также для нанесения на все изделия мануфактуры уникального логотипа:
«Скульптурный» период (1733-1756)
В этот период для украшения изделий вместо декоративной росписи стали использовать скульптуру и барельефы. Над созданием таких образцов в мастерской трудились Иоганн Готлиб Кирхнер и Иоганн Иоахим Кендлер. Оба они работали, каждый в своей манере, над выполнением заказа Августа Сильного, который решил украсить интерьер одного из своих дворцов фигурами различных животных и птиц. Однако, из-за кончины правителя эта работа так и не была завершена.
История создания фарфора
«Он превосходит блеском снег и иней», — так сказал китайский мудрец о фарфоре в IX веке. Он знал, о чем говорил: благородный материал пленяет прозрачностью, белизной, никогда не стареет. Его передают из поколения в поколение как дорогое наследство. Да и история фарфора увлекательна, интересна и особенна у каждой страны.
Отличия материала от керамики
Потребители по незнанию иногда путают фарфоровые и керамические изделия. Неудивительно, ведь первые являются разновидностью керамики, но на этом сходства заканчиваются. Фарфор – это смесь специальной белой глины, кварца и полевого шпата. Благодаря такому составу масса для изготовления заготовок пластичная и белая. Белизна сохраняется и в готовых изделиях.
Готовые предметы ценят за прозрачность, при этом они не впитывают влагу, устойчивы к воздействию газов, не темнеют долгие годы. А еще материал «поет»: при легком постукивании деревянной палочкой чашки, вазы, блюдца издают высокие мелодичные звуки. Почти как хрусталь.
Когда его изобрели?
В энциклопедиях и книгах, которых собрано все о фарфоре, упоминается 620 год как старт фарфорового производства. Изобретение материала приписывают китайцам – почти тысячу лет они тщательно хранили формулу его приготовления в секрете. Лишь в 1735 году мир узнал состав и технологию китайского производства. В то время у европейцев уже была собственная формула – она получена в 1708 году благодаря работе немецких ученых Иоганна Фридриха Бёттгера и Вальтера фон Чирнгауза. В том же году в Дрездене открылась первая мануфактура – первые партии, выпущенные ее рабочими, не покрывались глазурью и не расписывались.
Костяной фарфор появился в XVIII столетии в Англии и сразу полюбился покупателям за высокую прочность, практичность и эстетику. Эти характеристики объясняются наличием в его составе костной золы. Англичане специально сжигали кости крупного рогатого скота, чаще – коров. Серии изделий назывались «Bone China» — и сегодня это название многие производители используют как клеймо.
В России аналогичное производство зародилось позднее – лишь в середине XVIII века. Точкой отсчета стало строительство и запуск Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге. Предприятие, основанное в 1744 году, работает и сегодня.
История фарфора из Китая
«Белое золото» – одно из наиболее значимых достижений Китая, сравнимое с производством пороха и шелка. Изначально местные умельцы делали только глиняные предметы для быта, затем появились керамические и фаянсовые предметы. В первые годы мастера Поднебесной специализировались на так называемом «бисквитном фарфоре» — он не декорировался, не покрывался глазурью. Да это и не нужно было, потому что тонкостенные изделия были почти прозрачными, что буквально светились, а благородный небесно-белый цвет не нуждался в усилителях.
Некоторые технологии, используемые в Китае, практикуются и теперь. Например, обжиг заготовок при высокой температуре (для каждого вида продукции температура своя). Популярен в Китае и низкотемпературный обжиг. Традиции и технологии этого ремесла сформировались на протяжении 18 тысячелетий, о чем свидетельствуют археологические находки. Некоторые найденные во время экспедиций керамические предметы эксперты датируют II веком. Они были примитивной формы, без рисунков и декоративных элементов, использовались в быту и при проведении ритуалов.
Прочные и твердые столовые наборы и аксессуары, получаемые в результате высокотемпературного термического воздействия, появились позднее – в эпоху династии Хань. В период правления династии Суй обычные изделия превратились в настоящие шедевры со сложным многоцветным декором. В дальнейшем, когда у власти были представители династий Сун, Мин и Цин развитие и усовершенствование производства продолжилось. Этот отрезок ознаменовался появлением глазурной росписи, инкрустацией вещей драгоценными камнями и металлами, выпуском кобальтового фарфора.
Кобальтовый декор впервые изготовили при императоре Чжу Чжаньцзи – с того времени синий цвет в сочетании с золотым декором считается королевским стилем. Фарфоровая эпоха в Китае не заканчивается – современники ее продолжают и теперь.
Европейский фарфор
Итальянцы пытались изготовить сырьевую массу еще в XV столетии – заоблачная цена на китайскую посуду и статуэтки была хорошим стимулом к этому. Многочисленные попытки были тщетными – на выходе получалось «стеклянное» сырье, которое даже отдаленно не напоминало пластичный и белоснежный материал. Прошло полтора века, когда немецкому алхимику Бёттгеру и физику Чирнгаузу это удалось. Рецепт сырья они получили после того, как вблизи с Дрезденом обнаружили месторождение пластичного каолина. Именно того, который необходим для изготовления чистых белых изделий.
Первая мануфактура открылась в Мейсене уже через два года – ее возглавил сам Бёттгер. Одних теоретических знаний было мало для производства продукции высокого качества. Мануфактура годами вырабатывала собственный узнаваемый стиль, совершенствовала рецептуру технологии, мастерство. В итоге мир увидел знаменитый мейсенский фарфор. С тех пор мануфактуры открывались в разных странах Европы – мастера, создававшие свои шедевры, знали все о фарфоре, его свойствах, особенностях, поэтому шлифовали мастерство каждый год. Благодаря этому европейским брендам удалось совместить классические традиции и современный дизайн, опередив китайских и японских производителей.
История фарфора в России
Первые керамические изделия, сделанные на Руси, датируются X столетием. Пару тарелок и чашку из белой глины – точнее, то, что от них осталось – археологи обнаружили недалеко от деревни Гнездово. Фарфоровое производство стало развиваться намного позднее – спустя восемь веков. Организовывавшиеся мануфактуры делились на 2 категории:
Поначалу фарфоровая посуда и фигурки получались грубыми, толстостенными, не издавали характерного фарфорового звона. В 1752 год свой рецепт сырья предложил Дмитрий Виноградов. Молодой талантливый ученый сделал из него чашку с виноградной лозой – по эстетике и качеству она не уступала саксонским изделиям, хотя для производства использовались материалы, добываемые в России.
Через 15 лет Виноградов участвовал в создании печей для высокотемпературного обжига заготовок на Императорском фарфоровом заводе. Благодаря этому «ноу-хау» прочность и твердость предметов повысилась – теперь они могли достойно конкурировать с продукцией Мейсенской мануфактуры. Спрос рождает предложение – в начале 19-го века в России появляются новые мануфактуры. Весомый вклад в развитие фарфоровой индустрии внес коммерсант Матвей Кузнецов. В 1832 году он основал фабрику в селе Дулево, которая вскоре стала одним из крупнейших производств в России.
Через 3 года Кузнецов открывает еще один завод, затем – еще и еще. К 1913 году Товарищество Кузнецовых уже включало 18 основанных с нуля и купленных предприятий, продукция которых активно поставлялась на внутренний рынок и на экспорт. Владельцы Товарищества вытесняли зарубежных конкурентов из страны. Довести начатое до конца помешала революция и последовавшая за ней национализация. Для отрасли начался сложный период – застой. Он длился лет десять, после чего производство фарфоровой посуды, статуэток и других предметов быта возобновилось.
У русских фабрик разная история: некоторые проработали несколько лет, другие – несколько столетий. Одни обанкротились и закрылись, другие – создают шедевры и сейчас, радуя самого взыскательного покупателя совершенством форм, росписи и материала.
История появления фарфора в России
Что такое фарфор и какова история его возникновения? Почему европейцам пришлось заново его изобретать и как появились знаменитые фарфоровые статуэтки? А также как «белое золото» попало в Россию.
Фарфор ещё несколько столетий назад был настолько редким и дорогим материалом, что по праву назывался «белым золотом». Изготовленная из него посуда, украшения, статуэтки, бюсты, пепельницы и другие милые вещицы считались символом богатства и высокого статуса. И всё из-за того, что в Китае секрет получения фарфора много веков держался в строжайшем секрете от иностранцев. Зато когда он попал в руки европейских мастеров в 18-ом веке, они подарили миру изысканные фарфоровые статуэтки.
А в России этот материал появился благодаря Д. И. Виноградову – талантливому химику, которого постигла трагическая судьба.
В 1744 году по высочайшему повелению императрицы Елизаветы Петровны было подписано соглашение об устройстве мануфактуры по производству фарфора. Эта дата считается отправной точкой в истории его изготовления в России. Фарфор, купить который ранее можно было только за границей, наконец-то стал изготавливаться в России. Хотя первое знакомство россиян с фарфором произошло еще в XV веке, благодаря тверскому купцу Афанасию Никитину, его производство стало возможным лишь спустя три столетия.
Технология изготовления «белого золота» тщательно скрывалась его создателями —китайцами, поэтому долгое время разгадать тайну его производства не удавалось никому. Петр I всеми силами пытался раскрыть «большой фарфоровый секрет». С этой целью он даже посылал своего агента Юрия Кологривого на уже обладавшую секретом изготовления фарфора Мейсенскую фабрику, проводил эксперименты над специально купленной в Китае аптечной посудой и сервизом, наконец, выписал из-за границы порцелиновых дел мастера (порцелином тогда называли фарфор, купить который можно было только за большие деньги). Но, несмотря на все эти хитрости и уловки, технология фарфоровой керамики еще долгое время оставалась тайной за семью печатями.
Слово «фарфор» пришло к нам из турецкого языка, и означает оно особый вид керамики. Сегодня мы называем так изделия из этого восхитительного материала. Они легки и хрупки настолько, что в тонких местах просвечивают на яркий свет. А при лёгком ударе по ним, слышится высокий мелодичный звон, очень приятный для слуха.
Чтобы получить фарфор, нужно, грубо говоря, смешать растёртые в порошок кварц, полевой шпат, мелкозернистую и белую глины в особых пропорциях, а затем подвергнуть изделие из этой смеси обжигу высокой температурой. Фарфор бывает двух видов: мягкий и твёрдый. Мягким мастера называют керамику, с которой на стадии лепки трудно работать, так как она очень пластичная и легко может потерять форму. Из неё изготовляют статуэтки и прочие милые вещички. Твердым фарфором называют керамику более плотной консистенции, которая достаточно хорошо держит форму при лепке. Из него трудно изготовить мелкие детали, но зато этот фарфор обладает фантастической белизной.
Все изделия из фарфора (кроме бисквитных – фигурок и скульптур «под мрамор») покрывают глазурью. Это особое покрытие, придающее им изумительный стекловидный блеск. Оно наносится для защиты от условий внешней среды, а также в эстетических целях.
За редкими исключениями фарфоровые изделия всегда расписывают. Для этого используют краски на скипидарном масле. Существует надглазурный и подглазурный способ росписи, какой из них лучше – трудно сказать, но первый метод отличается богатым разнообразием используемых цветов. Особым великолепием отличаются краски с добавлением серебра, золота и даже платины. Вы только вообразите себе стоимость вещей, расписанных ими!
Как появился восхитительный фарфор
В истории не сохранилось имени мастера или мастеров, впервые получивших фарфор. Зато достоверно известно, что он возник в Китае в 7-ом века нашей эры. А некоторые учёные высказывают версию, что он появился пятью столетиями ранее этой даты. Как бы то ни было, китайцы с древних времён умели получать фарфор, который сейчас относится к типу мягкого, и делать из него художественные изделия, украшения и посуду. Она и прославила фарфор далеко за пределами Китая: сначала в арабских странах, а затем и в Европе.
Фарфор был неотъемлемой частью китайской культуры, поэтому секрет его получения хранился в тайне. Мастера, раскрывшего тайну, карали смертью. Эта мера пресечения была столь эффективна, что европейцы так и не узнали секрета. Они столетиями пытались самостоятельно получить фарфор, но у них ничего не выходило. И лишь в 1708 году немецкий изобретатель Э. В. Чирнгауз экспериментальным путём получил яшмовый фарфор твёрдого типа. В последующие несколько лет его состав и способ получения совершенствовался, что, в конце концов, позволило Европе производить качественный белый фарфор.
Фарфоровые изделия до 18-го столетия завозили из Китая. Знатные леди и джентльмены с большой охотой покупали посуду и элементы декора, но самым желанным приобретением были статуэтки. Благодаря своей красоте, элегантности и, конечно же, дороговизне, они считались предметами роскоши и богатства, ими украшали виллы аристократов и дворцы королей.
Поначалу европейские мастера, осваивая новый для себя материал, копировали китайский стиль и сюжеты. Однако приблизительно с середины 18-го века они начали отдаляться от восточных традиций, и вскоре на рынках фарфоровых изделий появились статуэтки в стиле рококо: пастушки, танцовщицы, кавалеры и музыканты. Они покорили аристократию своей утончённостью, чего не хватало строгим китайским фигуркам.
В ту эпоху были весьма популярны коллекционные фигурки производства немецкой «Мейсенской фарфоровой мануфактуры». Они были настолько милыми и трогательными, что окончательно вытеснили китайский стиль. Фабрика «Каподимонте» в Италии прославилась своими портретными бюстами из бисквита. А «Севрская фарфоровая мануфактура» во Франции получила широкую известность благодаря своим античным статуэткам и любовным сюжетам.
Россия не отставала от Европы в производстве «белого золота». Напротив, открывшаяся в 1744 году в Петербурге «Невская Порцелиновая мануфактура» (позже Императорский фарфоровый завод), была одним из первых в Европе предприятий по изготовлению керамических и фарфоровых изделий. Правда, начало её работы было бесславным: приглашённый из Швеции «специалист» Х. К. Гункер не смог должным образом организовать производство и за 4 года работы изготовил всего 6-7 чашек из керамики (не фарфора)!
После такого провала на должность руководителя мануфактурой был назначен ученик Гункера Дмитрий Иванович Виноградов – талантливый химик, который проходил обучение в Марбургском университете в Германии вместе с Михаилом Васильевичем Ломоносовым. После длительных экспериментальных поисков в 1748-ом году ему удалось получить настоящий фарфор. С этого началось производство отечественной посуды из «белого золота», а через два года табакерок и других элементов декора. Они помечались клеймом Виноградова – латинской буквой W.
Казалось бы, отец русского фарфора должен был утопать в роскоши, похвалах и наградах. Но так сложилась его судьба, что при жизни Виноградов не получил ни одной благодарности за то величайшее дело, которое он сделал для своей родины. Напротив, фарфорового мастера подвергали всяческим мукам, заставляли жить и работать в нечеловеческих условиях.
Опасаясь, что Виноградов может выдать рецепт открытого им фарфора, чиновники распорядились никуда не отпускать его с завода. Дошло до того, что в 1754 году надсмотрщик за Виноградовым Черкасов приказал неотлучно держать мастера у работающей печи. Черкасов не понимал, что в развивающемся производстве фарфора неизбежны трудности, неудачи. Его интересовало только увеличение производства, поэтому за любой неуспех Виноградова лишали жалованья и били плетьми.
Не имея права отправиться в родной Суздаль, не видя свою семью, страдая от одиночества и перенося издевательства, русский гений сильно ослаб, заболел физически и психически. В один из дней он написал в рабочем дневнике о том, что рано стал стариком. Позже Виноградова посадили на цепь, как собаку. В результате такой тяжелой жизни в 38 лет создатель русского фарфора скончался, а его кладбище затерялось еще в 18 веке.
И хотя он оставил после себя налаженное производство фарфора и научный труд о керамике, жизнь его была лишена счастья.
Некоторые историки правда утверждают, что Виноградов якобы сильно завидовал головокружительным успехам своего товарища Михаила Ломоносова, и от этого часто злоупотреблял алкоголем. Длительные запои и вынудили барона Ивана Черкасова (управляющего Порцелиновой мануфактурой) держать учёного взаперти и под караулом, на цепи, чтобы он завершил свой научный труд «Обстоятельное описание чистого порцелина». Точную история тех событий сейчас установить увы не возможно.
Труды Д. И. Виноградова принесли большую пользу российской фарфоровой промышленности: разработанные им технологии и рецепты ещё долгое время использовались на других заводах и фабриках, открытых вскоре после «Невской порцелиновой мануфактуры» в столице, Москве, Киеве.
Наилучшим временем для развития фарфора в России стал период правления Николая I.Именно в этот период его производством начинают активно заниматься керамисты Гжели.
Знаменитое «Товарищество производства фарфорово-фаянсовых изделий М.С. Кузнецова», более известное как «кузнецовский завод», не было исключением. Занимавшаяся прежде фаянсом и полуфаянсом, семья Кузнецовых начинает изготавливать и фарфор (сервиз из кузнецовского фарфора и по сей день может украсить любую коллекцию произведений прикладного искусства). Фарфор, фаянс и стекло отечественного производства ценились все больше. Производители из Германии, Англии и Франции были потеснены на рынке. У потребителей появился выбор: приобрести мейсенский фарфор, купить английский костяной фарфор, сервиз кузнецовского фарфора или что-либо еще.
Наибольшего развития фарфоровое производство в России получило в 19-ом веке: тогда было открыто несколько новых предприятий, работавших по новейшим технологиям того времени. В начале 20-го столетия все они были национализированы, и некоторые из них существуют до сих пор.