в каком году издан указ шляхетского кадетского корпуса о необходимости преподавания музыки
Специализированные навигационные, артиллерийские и инженерные школы готовили дворянскую молодежь к морской, артиллерийской и инженерной службе. Эти школы стали основой для создания в России первых кадетских корпусов.
Инициаторами создания кадетских корпусов в России выступили кабинет-министр граф П.И.Ягужинский и президент Военной коллегии граф Б.К.Миних и по Высочайшему указу императрицы Анны Ивановны от 29 июля 1731 года был создан Корпус Кадетов Шляхетских Детей.
Официальное открытие корпуса, в который было записано 56 воспитанников, состоялось 17 февраля 1732 года. Через месяц число воспитанников превысило 300 человек.
В корпус принимались исключительно дворяне, имевшие начальное образование. Согласно уставу воспитанники были разделены на роты, жили в комнатах по 6-7 человек, из которых назначался старший. За кадетами наблюдали дежурные офицеры.
Воспитанники корпуса могли получать как военное, так и гражданское образование «понеже не каждого человека природа к одному воинскому склонна».
В период обучения воспитанники делились по группам изучаемых дисциплин. Весь курс обучения состоял из 4-х классов: от младшего 4-го до старшего 1-го. Обучение в трех высших классах продолжалось 5-6 лет. Каждый год кадеты сдавали экзамены, в том числе и публичные в присутствии «знатных персон».
В первые годы существования были трудными: не хватало квалифицированных учителей из-за низкого жалованья и необеспеченности их жильем. Это отразилось и на уровне подготовки кадетов. Так в 1737 году в донесении Сенату говорилось, что многие кадеты «ни из каких наук ничего не разумели».
Постепенно жизнь в корпусе стала налаживаться. К преподаванию стали привлекать профессоров и преподавателей с университетским образованием. При корпусе открыли музей и библиотеку, начали издавать журнал, создали театральный кружок, постановки которого пользовались успехом. Все это способствовало тому, что корпус становился престижным учебным заведением.
Участники в «Уроке танцев» кадеты II возраста от 6 до 12 лет
Императорского Сухопутного шляхетного кадетского корпуса в царствование императрицы Екатерины II
В 1743 году он получил название Сухопутного Шляхетского кадетского корпуса.
Значительные изменения в жизни корпуса произошли в царствование Екатерины II.
В 1766 году был принят «Устав Шляхетского сухопутного кадетского корпуса для воспитания и обучения благородного российского юношества».
кадета, яко часть никогда не отделяемая в юноше, всегда сопутствовало воспитание пристойное его званию и добродетельное, а сверх того и плоды прочих Наших учреждений соответствовали плодам сего в новый порядок приведенного установления, и чрез то самое взаимною помощью каждое из них одно другому новую придавало силу. По таковому Нашему о всех частях государственной твердости стекающихся в одно всеобщее благоматерьнему попечению, сделали Мы устав Нашего Императорского Шляхетного Сухопутного Кадетского Корпуса. ».
Устав состоял из 10 глав:
Глава первая. О должности совета Шляхетного Сухопутного кадетского корпуса.
Глава вторая. О Генерале Директоре Шляхетного сухопутного кадетского корпуса.
Глава третья. О порядке воспитания и обучения малолетних дворян и первом возрасте оных.
Для порядочного воспитания и обучения разделить их на пять возрастов:
первый – от пяти и шести до девяти лет,
второй – от девяти до двенадцати,
третий – от двенадцати до пятнадцати,
четвертый – от пятнадцати до восемнадцати,
пятый – от восемнадцати до двадцати первого.
По сему в каждом возрасте питомцам быть по три года, и обучаться по склонности и понятию наукам как до воинского, так и гражданского звания принадлежащим.
Глава четвертая. О втором и третьем возрастах.
Глава пятая. О четвертом и пятом возрастах.
Глава шестая. О Экзаменах и награждениях.
Глава седьмая. О Помицимейстере и о Главном Казначее Шляхетного Сухопутного Кадетского Корпуса.
Глава восьмая. О Полицимейстере. Должности Полицимейстера.
Глава девятая. О Главном Казначее.
Глава десятая и последняя.
(2.) Как в сем месте должно быть Аудитору, то для лучшего спознания дел в практике, надлежит оного выбирать по очереди из кадетов пятого возраста гражданского звания таких, кои в правах искуснее; а ежели за благо рассудится, из кадетов воинского звания к сему делу способнейших: но к тому употреблять их не долее, как во время произвождения суда, дабы не отлучить их от наук. В
Согласно новому уставу основными целями воспитания и обучения кадетов были «сделать человека здоровым и способным сносить воинские труды» и «украсить сердце и разум делами и науками, потребными гражданскому судье и воину».
В следующем 1767 году к названию корпуса прибавилось слово «Императорский».
Формы с 1732 г. по 1907 г.
Трое с левого фланга: 1. Форма военного гимназиста; 2. Форма 1882-1894 г.; 3. Форма 1894-1907 г.
В эти годы корпус возглавляли И.И.Бецкой, Ф.А.Ангальт, М.И.Кутузов, много сделавшие для обучения и воспитания творчески мыслящих, честных, порядочных юношей с развитым чувством долга и ответственности. Посетив кадетский корпус императрица назвала его «рассадником великих людей». В корпусе была собрана богатая библиотека отечественной и зарубежной литературы, небольшая картинная галерея, ботанический сад и хорошо оборудованные классы. Была и так называемая «говорящая стена», на которой кадеты записывали изречения мыслителей древности.
Высочайшим указом от 10 марта 1800 года Императорский Сухопутный Шляхетный кадетский корпус был переименован в 1-й кадетский корпус.
О Первом кадетском корпусе писал русский военный историк Александр Васильевич Висковатов. Он сам был выпускником корпуса. Свой труд «Краткая история Первого Кадетского Корпуса» автор преподнес императору Николаю I. По поручению императора Висковатов составил 30-томное «Историческое описание одежды и вооружения российских войск», основанное на огромном архивном материале. Александр Васильевич участвовал в подготовке и издании «Военной галереи Зимнего дворца», составил текст для надписей на стенах Георгиевского зала Большого Кремлевского дворца.
©Государственная публичная историческая библиотека России, 2016
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
«Рыцарская академия». Как в шляхетском корпусе воспитывали кадетов
9 августа 1731 года по указу императрицы Анны Иоанновны в Петербурге был основан кадетский корпус.
Кадет Сухопутного шляхетного кадетского корпуса (1793)
Императрица Анна Иоанновна в 1731 году задумалась о том, что офицеры и чиновники дворянского происхождения обязаны получать разностороннее образование. 9 августа по ее указу был основан Сухопутный кадетский корпус, где воспитанники должны были готовиться к военной и государственной деятельности.
Уроки морали и военные тренировки
По подобию училищ, которые были созданы в Дании и Пруссии, дворянские дети не только обучались, но и жили вместе. Для нужд будущих воспитанников отвели дом князя Меншикова на Васильевском острове, а для обучения стали приглашать профессоров из Академии Наук. Первым директором корпуса стал генерал-фельдмаршал Бурхард Христофор фон Миних. Его присутствие в плеяде идейных вдохновителей корпуса тотчас повлекло создание неофициального названия корпуса – «Рыцарская Академия».
Для нужд будущих воспитанников отвели дом князя Меншикова на Васильевском острове.
Невзирая на столь, казалось бы, изящную программу обучения, которая была призвана интеллектуально и духовно развивать юношей, в корпусе царила полноценная военная дисциплина со всеми её суровыми прелестями: барабанный бой, который оповещал о начале нового дня и созывал учеников на трапезу или молитву, экзерциции (военные тренировки), караулы, подача рапорта, досмотры. Для лучшего усвоения знаний, у каждого учителя на занятии сидело не более шестнадцати кадетов.
«За возрастными летами постичь науку очень сложно»
Один раз в год в корпусе сдавалось три «внутренних» экзамена и один публичный, на котором присутствовали важные лица – генералитет, духовенство и. императрица. По итогам этого главного экзамена ученик переходил в следующий класс или выпускался из корпуса с классным чином или воинским званием, которое он получал в соответствии с теми знаниями, что были приобретены за годы обучения.
Когда система образования в корпусе находилась в своём зачаточном состоянии, воспитанники нередко жаловались на то, что дисциплины не возбуждают интереса, а преподаватели не объясняют материал, заставляя заниматься зубрёжкой. Когда первый состав обучающихся был набран, не обошлось без конфузов. Основная масса учеников оказалась неспособной к изучению наук и была незамедлительно выдворена из корпуса, а прочие стали бросать учёбу по собственной воле, объясняя своё решение тем, что некоторым из них уже исполнилось восемнадцать лет и «за возрастными летами постичь науку очень сложно». Однако, руководство не отчаивалось и пыталось усовершенствовать систему образования: например, учеников, у которых родным языком был немецкий, размещали в «российских спальнях», тех, кому необходимо было освоить язык Гёте – переселяли к тем, кто по происхождению являлся немцем.
До 1766 года поступить в корпус могли дети в возрасте от 13 до 18 лет, однако, когда видный государственный деятель Иван Иванович Бецкой
(портрет Бецкого работы Александра Рослина), показавший себя за время служения императрице борцом за просвещение, составляет «Устав Шляхетского сухопутного кадетского корпуса для воспитания и обучения благородного российского юношества», на воспитание и обучение принимаются мальчики от 5-6 лет. Проучившись в четырёх классах, они выпускались только в 20 лет. Изначально родители воспитанников могли видеть своих детей только во время кратковременных отпусков, однако, невзирая на это, недостатка в желающих учиться не было. Впрочем, члены привилегированных семейств нередко забирали своих чад на трёхмесячный или даже полугодовой отпуск, что не могло не сказываться на качестве знаний будущего выпускника.
Учителя подбирались в зависимости от того, сколько лет исполнилось воспитанникам: дети так называемого первого возраста находились под присмотром надзирательниц, дальше за детьми следили гувернёры-мужчины, подававшие достойный пример для подражания и «долженствовавшие обходиться с детьми сурово». Третий возраст по методам воспитания мало чем отличался от предыдущего, но в четвёртом возрасте кадеты находились под началом офицеров, которые были обязаны общаться с воспитанниками твёрдо, но не внушая страха. В появившемся после 1766 года пятом классе, в котором находились юноши от 18 до 21 года, повторяли то, чему обучали в четвёртом возрасте, тем самым отшлифовывая знания.
Шведский учёный Карл Рейнхольд Берк, побывавший в те годы в корпусе, рассказывал, что содержание воспитанников было устроено по-домашнему: комнаты чистые и опрятные, на территории есть свой лазарет, библиотека, ботанический сад и даже картинная галерея. На обед подают три сытных блюда, а на ужин – два.
В кадетской среде был свой внутренний устав, в котором говорилось об обязанностях воспитанника: встав утром, он обязан был «убрать постель, вычистить одежду, сапоги, починить разорванное, умыть лицо, шею, руки, выполоскать рот, почистить зубы и причесаться. Затем, помолившись Богу, вполне исправным явиться к утреннему осмотру. Ходить в баню нужно было не менее 2-х раз в месяц, белье менять не менее одного раза в неделю, ноги должны содержаться в чистоте, а носки нужно менять как можно чаще».
Фёдор Глинка:
«Объехав несколько полков, я везде находил офицеров, которые принимали меня как истинные друзья, как ближайшие родные. Кто же такие эти прекрасные люди? Общие наши товарищи — кадеты! О! Как полезно общественное воспитание! Никакие уставы, никакие условия общества не могут произвести таких твердых связей между людьми, как свычка ранних лет. »
Замкнутая жизнь кадетов, которая, казалось бы, призывала сдерживать и пресекать конфликты и интриги, наоборот, способствовала возникновению столкновений, которые то и дело вспыхивали в ученической среде. Английский медик и путешественник Джон Кук, побывавший в Петербурге в 1736 году, вспоминал, что кадеты и гвардейцы находились в пожизненной контре. Результат кровавых стычек, которые завязывались между разъярёнными военными, одни из которых были вооружены тесаками, а другие миниатюрными шпагами, предсказать нетрудно: во дворах и на набережных регулярно находили тела погибших. Впоследствии императрица Елизавета решила проблему кардинальным образом: выпустила указ, согласно которому кадетам и гвардейцам запрещалось появляться со шпагами на одном и том же берегу Невы.
Как бы то ни было, задиристость воспитанников корпуса нисколько не сказалась на их блестящем будущем: в Отечественной войне 1812 года кадеты проявили себя блестящими военными, в русско-японском сражении и Первой Мировой войне они также доказали своё бесстрашие и верность родине. Те, кто после обучения в корпусе получил классный чин, состояли на службе у государства и достигли определённых высот.
Среди имен директоров корпуса значится имя Михаила Илларионовича Кутузова. Знаменитый в будущем полководец руководил корпусом с 1794 по 1797 годы. Среди выпускников корпуса были: создатель репертуара первого русского театра Александр Петрович Сумароков, поэт, участник декабристских обществ Фёдор Николаевич Глинка, русский поэт, автор эпической поэмы «Россиада» Михаил Матвеевич Херасков, общественный деятель, декабрист Кондратий Фёдорович Рылеев, генерал-аншеф екатерининской эпохи Михаил Васильевич Каховский и многие другие достойные личности российской истории. Посещал занятия в корпусе и Александр Васильевич Суворов.
Александр Петрович Сумароков (справа), Михаил Матвеевич Херасков, Михаил Васильевич Каховский (слева).
Рубрики: | По России/Слава русского оружия Взрослым о детях |
Метки: кадеты российская империя образование
Процитировано 16 раз
Понравилось: 25 пользователям
LiveInternetLiveInternet
—Фотоальбом
—Рубрики
—Цитатник
ВОДОПЛАВАЮЩИЕ ПТИЦЫ В ПРОВИНЦИИ ЮНЬНАНЬ. В Тэнчуне управления Баошань Государственного природн.
Анна Андреевна Ахматова и её живописные портреты Анна Ахматова (урождённая.
—Музыка
—Видео
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Как Сухопутный Шляхетский корпус в Петербурге стал
колыбелью русского балета.
Первая балетная школа была открыта в 1731 году и называлась Сухопутный шляхетный корпус. Именно её принято считать колыбелью русского балета. Особый вклад в её развитие внес французский танцертмейстер Жан Батист Ланде. Он же открыл первую школу русского балетного танца, которая в настоящее Академия русского балета им. А.Я.Вагановой.
29 июля (9 августа) 1731 г. по представлению
президента Военной коллегии графа Б.-К. Миниха
и кабинет-министра графа П. И. Ягужинского
был принят императорский указ
«Об устройстве Корпуса Кадетов» —
о создании первого кадетского корпуса в России.
Так в 1731 году в Санкт-Петербурге было открыто привилегированное
Сухопутный Шляхетский корпус,
которому суждено было стать родоначальником русского балета.
Предполагалось, что многие воспитанники Корпуса займут в будущем видные государственные посты, а потому им необходимо знание всех правил светского обхождения. Для этого в учебном плане кадетского корпуса много времени отводилось изучению изящных искусств, в числе которых был и бальный танец.
Тем самым в корпусе не только закладывались основы общеобразовательного направления в обучении взамен существовавшего до того профессионального, но было двойное назначение корпуса: готовить как военнослужащих, так и гражданских чиновников. В этом заключалось существенное отличие российского кадетского корпуса от европейских.
Усилиями главных директоров корпуса графа Б.-К. Миниха, князей В. А. Репнина, Б. Г. Юсупова, графа И. И. Шувалова, И. И. Бецкого качество обучения и воспитания было приведено в соответствие с теми высокими требованиями, которые закладывались при его создании. К преподаванию в корпусе стали широко привлекаться профессора Академии наук и учителя с педагогическим, а позднее и с университетским образованием; более тщательным стал отбор военных преподавателей и корпусных офицеров. Шире стали использоваться в воспитательных целях и для расширения гуманитарных знаний корпусные музей и библиотека.
Под руководством Ф. Г. Волкова, основателя первого постоянного русского профессионального театра, в кадетском корпусе, создается театральный кружок, своеобразный «кадетский театр», постановки которого пользовались большим успехом.
основоположник профессионального хореографического образования в России.
В Петербург Ланде приехал в начале 1730-х годов,
до того он работал в театрах Парижа, Дрездена, Копенгагена и Стокгольма. С этого времени вся его деятельность вплоть до кончины протекала уже в России.
Восприимчивость русских к танцевальному искусству помогла
Ланде выполнить взятое на себя обязательство обучать
своих питомцев так, чтобы они могли танцевать при дворе
В 1736 году во дворце были показаны три «балета», исполненные
исключительно воспитанниками Шляхетского корпуса,
Выступление кадетов имело большой успех.
который потребовался для профессионального
обучения кадет, объясняется тем,
что сценический танец того времени
мало чем отличался от бального,
который был значительно сложнее, чем теперь.
требовал от хорошего бального танцора умение
выполнять пируэт и антраша.
Корпус решено было открыть в столице — в Петербурге.
Ему отводился дом на Васильевском острове,
ранее принадлежавший фавориту Петра I князю Меншикову,
В том же доме обязаны были проживать
священник, часть офицеров, учителя и надзиратели.
В ноябре 1731 г. был утвержден устав, в соответствии с которым в корпус принимались исключительно дворяне, уже обучившиеся грамоте;
учебный курс разбивался на четыре класса и в трех высших продолжался 5 или 6 лет.
Корпус разделялся на две роты сотенного состава,
причем 150 воспитанников набирались из дворян российских,
В дополнение к Указу от 29 июля устав определил следующие предметы обучения:
русский, немецкий, французский и латинский языки, чистописание,
грамматику, риторику, мораль и геральдику.
Предписывалось
Этапы развития педагогического опыта кадетских корпусов и военных гимназий
С момента возникновения в 1731 г. кадетские корпуса прошли долгий путь становления как «элитные» образовательные учреждения. В истории их развития исследователи, опираясь, в основном на официальные исторические документы, выделяют несколько этапов. Так, в «Истории педагогики сегодня» рассматриваются три таких этапа развития кадетских корпусов дореволюционной России:
1. (1731-1800) Первые школы интернатного типа в дореволюционной России появились в XVIII столетии. Ведущее место среди них принадлежало кадетским корпусам, в которых воспитывались сыновья дворян. Первый в России Сухопутный Шляхетский кадетский корпус возник в 1732 г. Идея его создания принадлежит генерал-прокурору П.И. Ягужинскому, но осуществил ее фельдмаршал К.Б. Миних. (Указ об организации кадетского корпуса был издан 29 июля 1731 г., официальное открытие состоялось 17 февраля 1732 г., а организованные занятия начались только с июня месяца того же года). Указом Анны Иоанновны 29 июля 1731 г. был определен штат корпуса и предметы обучения в нем.
Затем последовал Указ Императрицы Анны о записи дворян в кадетский корпус (1731), в котором определялся количественный состав кадет, их возраст, перечень изучаемых наук. Также оговаривались некоторые моменты благоустройства кадет:
«Для учения и житья им с не малым покоем определен в Санкт-Петербурге особливой каменный дом бывшего князя Меньшикова.»
2. В том же доме жить при них священнику с приставленным офицером, учителям и надзирателям, которые всегда над ними, и сверх того из генерали-тетских особ смотрение иметь будут.
3. На содержание их и на жалованье надзирателям и учителям определена из собственной казны нашей особливая немалая сумма, а кроме оной никаких им кадетам убытков не будет.
4. Из оной же. трапеза им будет довольная, каждому классу в особливых покоях.
5. Книги и инструменты, и прочие всякие припасы будут казенные.
6. Для всяких работ и шитья и мытья белья имеют быть особливые люди на нашем жалованье.
Большинство кадет не знали нужды. Их больше всего тяготили условия обучения, дисциплина и телесные наказания, казавшиеся крайне тяжелыми после той привольной жизни, которая была в доме родителей, где они с малых лет привыкали к своеволию, капризам, немедленному осуществлению всех своих желаний и прихотей. Таким воспитанникам пребывание в академии казалось тяжелым бременем, от которого они пытались избавиться путем побегов. Беглецов ловили, сурово наказывали, били батожьем, гоняли сквозь строй и водворяли на место. За непойманных несли ответственность их родители, на которых обрушивалась немилость Петра I, доходившая до лишения их поместий и ссылки в отдаленные губернии России. Однако эти меры останавливали от побегов только немногих юношей.
Воспитательная работа в первый период существования кадетских корпусов по сути сводилась к практике суровой муштры, базировалась на использовании системы изощренных наказаний. Поощрений практически не существовало. Воспитатель по сути дела выполнял функцию надзирателя: выявить нарушителя и как можно суровее наказать. Воспитанники, в свою очередь, были озабочены тем, как избежать наказания; при случае досадить воспитателю, в лице которого они видели тирана и мучителя.
Трудности учебно-воспитательного процесса в военно-учебных заведениях этого периода были связаны, прежде всего,» с кадровым составом, а также с неразработанностью педагогических основ учебно-воспитательного процесса, отсутствием методических материалов, опыта организации и управления в учебно-воспитательных учреждениях подобного типа в целом.
О наказаниях, часто недопустимых, вспоминают не только бывшие кадеты-выпускники. Упоминаются они и в официальных материалах. Однако если в мемуарах-воспоминаниях бывшие кадеты пишут о различных мерах наказания как жестоком, непристойном явлении, и часто осуждают, то в официальных источниках о них упоминается либо вскользь, как о методе воспитания, либо эта проблема вообще не затрагивается. Это еще раз убеждает, что изолированное использование источников одного типа для подтверждения какого-либо факта неубедительно.
Дошедшие до нас документы свидетельствуют о том, что разрешение ряда вопросов, связанных с преподаванием наук, вызывало значительные трудности из-за неразработанности их в теории и практике обучения. Многое проводилось ощупью и с неизбежными ошибками.
Итак, уже в первое десятилетие своего существования в кадетском корпусе обращалось внимание на изучение воспитанниками общеобразовательных предметов, которым посвящались первые два класса. Военные науки начинали изучаться со второго класса и ими особенно занимались кадеты первого класса. В этот же период принимались энергичные меры к изоляции кадетских корпусов от общественной жизни.
В историко-педагогической литературе и, в частности, в книге П. В. Петрова, посвященной истории кадетских корпусов, утверждается, что «пока кадетский корпус находился в руках военных, таких как знаменитый полководец граф Миних, принц Гессен-Гамбургский и ‘князь Репнин, военный дух все-таки преобладал в корпусе. Но с назначением 7 марта 1765 г. главным его начальником И.И. Бецкого педагогические идеи последнего взяли верх над прямым назначением военно-учебного заведения, и оно стало энциклопедическим».
Развитие учебного дела в корпусе зависело не столько от Миниха, Репнина или другого директора корпуса, сколько от получивших распространение в ту или иную эпоху педагогических взглядов. Кадетские корпуса не были исключительно военными учебными заведениями. Они заменяли дворянам начальное, среднее и высшее учебное заведение, так как здесь им давали общеобразовательную и специальную подготовку.
В итоге вопросы, относящиеся к учебно-воспитательной работе корпуса, разрешались по личному усмотрению директора корпуса, вкладывавшего в него свои идеи, вкусы, желания, не всегда согласуемые с прежним опытом.
Особенно часто исследователи ссылаются «на материалы, характеризующие деятельность И. И. Бецкого как директора кадетского корпуса, которому он придавал большое значение как рассаднику новой породы людей, руководителей государственной жизни, стремясь практически реализовать педагогические взгляды французских просветителей.
Ознакомившись с кадетским корпусом и найдя его учебную деятельность не соответствующей своим взглядам, Бецкой принялся за составление «Устава Шляхетского сухопутного кадетского корпуса для воспитания и обучения благородного российского юношества» (1766 г.), в котором были отражены следующие основные вопросы:
— главной целью корпуса определено воспитание человека здоровым, способным переносить все тяготы военной службы, «украсить сердце и разум делами и науками, потребными гражданскому судье и воину»;
— общеобразовательные предметы признавались необходимыми в военной подготовке, так как для победы на поле брани необходимо знание и других предметов;
— признавалось, что успех воспитания во многом зависит от подбора воспитателей, наделенных здравым разумом, соответствующим образованием и опытом работы, воспитателям и педагогам вменялось в обязанность изучать воспитанников, знать их положительные и отрицательные стороны;
— исправление нерадивых возможно личным примером, кротостью и лаской;
— внутренний порядок должен быть нацелен на упразднение праздности и приучение кадетов к уходу за собой;
— офицеры корпуса должны иметь соответствующее образование и практический опыт работы.
Уставом предусматривалось деление воспитанников на пять возрастов и каждому возрасту определены предметы обучения. Устав пытается разделить родителей воспитанников на группы и первоочередное право на определение в кадетский корпус отдать детям дворян, пострадавших на войне или не имеющих материального достатка.
Взгляды Бецкого на цели и задачи образования юношей в корпусе и практическая реализация этих взглядов подготавливали почву для уяснения такого принципиально важного вопроса, как взаимоотношение общего и специального образования, ставшего предметом больших споров в русской литературе XIX столетия и, особенно, в педагогических статьях Пирогова и Ушинского. Уже во времена Бецкого некоторые педагоги начинали понимать, что специальной или профессиональной подготовке молодежи должно предшествовать общее образование. Бецкой заставлял думать о том, что такое общее образование, из каких наук оно может складываться.
Бецкой принял меры к некоторому улучшению в кадетском корпусе воспитательной работы. В 1772 г. он составил «Наставление воспитателям», в котором определил их задачи и высказал мысли о воспитании молодежи, представляющие значительный интерес. Бецкой ставил перед воспитателями обширный круг обязанностей, обращая внимание, прежде всего, на моральное воспитание юношей, подчиняя этой цели умственное их образование. Однако, отмечают исследователи, далеко не всегда было возможным достижение этих целей, учитывая условия того времени. К тому же наличный в кадетском корпусе состав воспитателей не был подготовлен к практическому осуществлению этих целей, смысл которых был недоступен многим офицерам-воспитателям.
П.Н. Милюков, высоко оценивая роль директора корпуса И.И. Бецкого, много сделавшего для того, чтобы воспитанники овладели энциклопедическими знаниями, писал: «Целью нового начальника было сделать из кадет не «искусных» офицеров, а «знатных граждан», и современники заметили, что со времен Бецкого из корпуса стали выходить не военные, а энциклопедически образованные люди».
Однако, по мнению В.О. Ключевского, в этом заключался и серьезный недостаток: корпус более напоминал светский университет, нежели военное заведение, хотя большинство воспитанников выпускалось офицерами.
Оценивая педагогическую деятельность И.И. Бецкого в кадетском корпусе Н.И. Алпатов приходит к выводу, что, с одной стороны, эта деятельность вносила в учебную и воспитательную практику много нового и полезного, что в большей или меньшей мере поддерживалось в последующее время его преемниками, с другой стороны, она отрицательно влияла на задачи военного обучения и воспитания кадет.
Таким образом, со второй половины XVIII.века намечались определенные изменения в учебно-воспитательной работе кадетских корпусов. Главная особенность этого периода заключается в том, что начинает повышаться интерес дворян к кадетским корпусам: количество дворян, желающих отдать в них своих сыновей, значительно превышало наличие вакантных мест.
2 этап (1801-1830) В 1801 г. шеф первого кадетского корпуса П.А. Зубов, последний фаворит Екатерины II, представил Проект создания губернских военных училищ. Последние мыслились как подготовительные военно-учебные заведения, в которых дворянские дети проходили бы курс общеобразовательных
дисциплин. Дети принимались с 7-летнего возраста и учились и течение 5 лет. Окончившие училища могли направляться либо в столичные кадетские корпуса для собственно военной подготовки, либо в университеты для получения высшего гражданского образования. Проект Зубова был одобрен Александром I. Специальной комиссии, в состав которой входил министр народного просвещения Завадовский, поручено было разработать «План организации военного обучения» дворянских сыновей, который был утвержден в 1805 г. По этому плану военные училища намечено было открыть в 10 губерниях. Период до 1805 года был временем зарождения и апробации этой формы на российской почве.
Для руководства работой учреждений военного воспитания Приказом 29 марта 1805 г. учреждается особый Совет о военно-учебных заведениях, впоследствии переименованный в Главный штаб. Открываемые в губерниях военные училища (в некоторых губерниях они назывались дворянскими училищами) являлись общеобразовательными подготовительными школами для столичных кадетских корпусов. После 1835 г. многие из них были преобразованы в кадетские корпуса. Так, например, Тульское, Тамбовское дворянские училища, Хабаровское, Оренбургское военные училища послужили базой для создания кадетских корпусов.
Правительство заботилось не только о развитии и расширении сети военно-учебных заведений, но и об усилении и них учебно-воспитательной работы, ставя задачу растить дворянскую молодежь в духе православия и верности самодержавию.
К середине XIX века в стране была создана довольно разветвленная сеть, насчитывающая 19 кадетских корпусов.
В это же время, в кадетских корпусах наблюдается кризис воспитательной системы. Воспитательная работа становится малорезультативной. Продолжительный кризис воспитательной системы наблюдается и в Первом кадетском корпусе (1800-1820), когда во главе корпуса стоял генерал Клингер, который «и по внешности, и по характеру был угрюм, суров и вселял страх.
Делал он все молча и ни с кем из кадет никогда не говорил. Розга же у него царила вовсю. Грубость нравов в корпусе была последствием такого режима».
Приказом 9 апреля 1830г. были введены «Общие положения для всех военно-учебных заведений». В этом же году был введен Устав всех военно-учебных заведений 2-го класса. В это период встал вопрос о предоставлении кадетам достаточного времени для самостоятельных учебных занятий. Не следует видеть в этом традиционное домашнее задание, это была самоподготовка, усовершенствование знаний с помощью воспитателя: домашних заданий как таковых не существовало в корпусах. Во второй половине XIX века данный вопрос был окончательно положительно разрешен с психолого-педагогических позиций: ограничить число занятий в классах, не приносящих должной пользы, ведущих к переутомляемости.
В целом, как отмечают исследователи, существовавшие в первой четверти XIX века военно-учебные заведения, далеко не удовлетворяли потребностям армии, и что эти учреждения, возникавшие в разное время, имевшие разные цели и средства, развивались отдельно друг от друга. Они не имели еще единообразной, прочной организации, и управление каждым из них происходило по личному усмотрению непосредственного начальника.
Положение требовало серьезных перемен в учебно-воспитательном процессе во всех существующих кадетских корпусах, которые и последовали в 60-е годы.
Обилие, наказаний, в том числе и телесных, казарменная дисциплина и некоторые другие обстоятельства вызывали иногда в среде кадетов организованный протест против произвола воспитателей или системы воспитания. Протест проявлялся в различных формах: индивидуальных или групповых беспорядках, открытом или скрытом непослушания, грубом обращении к корпусным служителям, особенно дядькам, на которых вымещались все обиды и т. д. К концу 50-х г. XIX в. и особенно в период проведения крестьянской реформы в корпусах стало возрастать неповиновение воле начальства. Участились групповые беспорядки.
Особо учрежденной правительственной комиссией были названы следующие недостатки существующих кадетских, корпусов: перегруженность учебных программ, совместное обучение и воспитание кадет разного возраста, раннее применение к кадетам жестких дисциплинарных требований, отсутствие в корпусах хорошо подготовленного учительствующего состава.
4 этап (1863-1882)Реформы России второй половины XIX века затронули и армию, и систему образования. Новые обстоятельства заставили вновь искать лучшее сочетание хорошей образовательной базы с иной системой воспитания, которая подвергалась трансформации, прежде всего в постановке новых задач. Результатом стало создание на базе кадетских корпусов военных гимназий и юнкерских училищ (1862 г.), когда разные типы учебных заведений давали последовательно общее среднее образование, но с раннего возраста своей воспитательной системой готовили питомцев к военной службе (военные гимназии), и специальное военное образование, даваемое в юнкерских училищах.
Военные гимназии были предназначены для общеобразовательной подготовки подростков, имеющих намерение посвятить себя военной службе. Принимались в них главным образом дети дворян и военных чиновников с 10 лет. Срок обучения составлял 7 лет. Выпускники направлялись в военные училища для специальной подготовки и получения офицерского звания. В 60-е годы на базе кадетских корпусов было создано 12 военных гимназий, в 70-е годы к ним добавилось еще шесть.
Создание новых учебных заведений встретило большую общественную поддержку. Значительную роль в их обустройстве, как и во времена создания губернских военных училищ при Александре I, сыграло земское дворянство и купечество.
Этот период был отмечен разными педагогическими исканиями. Например, учебный курс разделялся на элементарный и систематический. Приказом ГУВУЗа (1880 г.) преподаватели могли выбирать учебники по своему усмотрению (из рекомендованных главным управлением военно-учебных заведений), в младших классах практиковался метод живого рассказа.
Основной задачей преподавателей, офицеров-воспитателей, командования военных гимназий являлось создание научно-обоснованной системы учебно-воспитательной деятельности, поиска ее методов, форм, стиля, опирающихся на «знание психологических особенностей детских возрастов, на тщательный анализ положительных и отрицательных сторон в работе, глубоко продуманную методику воспитания».
30 мая 1882 г. Новый военный министр П.С. Ванновский представил Александру III обширный Доклад о преобразовании военно-учебных заведений. Документ этот представляет большой интерес. В докладе министр писал, что настало время оценить достоинства и недостатки существующей системы военного образования. В негласном порядке Ванновский приступил к выработке тех положений, на основе которых должны быть реформированы военно-учебные заведения. Ванновский дает характеристику военных гимназий и прогимназий. Он писал, что необходимо изыскать средства к сокращению числа учеников, бросающих гимназии до окончания ими сроков обучения, для чего следует вести борьбу с второгодничеством, соотнести программный материал со временем, отводимым для его прохождения, лучше и больше помогать воспитанникам, прежде всего младших классов, в их внеклассных занятиях. Необходимо также усовершенствовать контроль знаний учеников со стороны преподавателей; увеличить число наглядных пособий, развивать умственную самодеятельность учащихся, улучшить весь строй жизни учреждения, особенно в отношении правильной смены умственного и физического труда и необходимых в юном возрасте развлечений, поддерживать у воспитанников постоянную бодрость тела и духа, следовательно, и «восприимчивость» как в области мышления, так и добрых чувствований; улучшать учебники и учебные пособия; заниматься подготовкой учителей и воспитателей и чаще контролировать работу и жизнь учебных заведений.
Практика скоро сама показала, что гимназии недостаточно хорошо в профессионально-психологическом плане подготавливают учащихся к переходу в военные училища. Поэтому Приказом от 22 июля 1882 г. было решено, оставив эти заведения отдельными от военных училищ, вновь ввести в них строевые роты, строевые занятия в старших классах, расширить военный штат, ввести должности офицеров-воспитателей в каждое отделение, то есть снова вернуться к кадетским корпусам.
Изучение литературных и архивных материалов приводит к выводу, что в восстановлении кадетских корпусов (Приказ 1882 г.) был свой смысл, который не учитывался многими критиками того времени, да и позднее не всегда оценивался правильно. Смысл этой меры заключался в том, что тем самым объективно улучшались условия подготовки для армии офицерского состава, так как воспитанники средних общеобразовательных военных школ ставились в более близкое отношение к будущим своим обязанностям.
Опыт старых кадетских корпусов показал, что совмещение в одной детской школе задач общего и специального образования приносило ущерб тому и другому, так как такое совмещение мешало приобретать достаточные общеобразовательные и военные знания, без которых нельзя было мыслить пополнение армии офицерским составом. Действительно, если в XVIII столетии кадетский корпус давал дворянским сыновьям и общее, и военное образование, которого в условиях того времени было достаточно, то в XIX веке делать это стало невозможно в силу большего развития научных знаний, усложнения видов вооружения, тактики военных действий и многих других подобного рода причин. Преобразование кадетских корпусов в военные гимназии явилось закономерной мерой.
После 1907 г. в Педагогическом музее был возобновлен педагогический отдел, где более всего решались вопросы педагогического образования. В обязанности отдела входило: систематизация и пополнение пособий, определение места, времени и методики использования каждого предмета и наблюдение за всеми отечественными и зарубежными новинками наглядного обучения. При отделе много лет существовал родительский кружок, занимавшийся вопросами семейного воспитания. Деятельность этого кружка послужила основанием для издания в начале XX века «Энциклопедии семейного воспитания», вышедшей под редакцией П.Ф. Каптерева, в которой большое внимание уделялось детской литературе, вопросам гигиены ребенка и др. Часть докладов по этим вопросам была опубликована в журналах или отдельными изданиями музея. П.Ф. Каптерев психологически обосновал особенности процесса обучения и воспитания в кадетских корпусах, дающие возможность педагогам иметь знания научных основ педагогической деятельности, что позволяло им строить взаимоотношения в ходе учебно-воспитательной работы на качественно новом уровне.
В этот период процесс педагогизации развития взаимоотношений между воспитателем и воспитанниками кадетских корпусов продолжался; основными проблемами выступали их дальнейшая гуманизация и демократизация. Это выразилось в триединстве подготовки воспитательных кадров: общевойсковой, профессиональный (специальный) и психолого-педагогический. В военно-учебных заведениях начинают развиваться принципы самодеятельности и самоуправления, что свидетельствует о все большем повороте учебно-воспитательной работы к личности воспитанника. В числе ротных командиров было немало хороших руководителей, умело и с любовью занимавшихся выполнением порученных им обязанностей. Опыт их, как и офицеров-воспитателей, становился достоянием других кадетских корпусов и обсуждался на Первом съезде офицеров-воспитателей в 1908 г., а также на конференциях педагогических курсов Главного управления военно-учебных заведении, которыми руководил долгие годы А.Н. Макаров, и был представлен в их материалах.
В то же время, художественная литература, посвященная кадетским корпусам, в частности мемуары кадет, свидетельствует о том, что с каждым десятилетием состав ротных командиров заметно ухудшался. Среди них стало появляться все больше офицеров, обладавших весьма скромным образованием, не читавших педагогическую или научную литературу, имевших весьма смутное представление об особенностях психического и физического развития детей.
Таким образом, при изучении материала, посвященному «качеству» преподавательского состава кадетских корпусов, также нельзя опираться только на официальные источники, так как часто’ их данные резко противоположны воспоминаниям бывших кадет.